Как прийти к аллаху с чего начать
5 шагов, которые приблизят вас к Аллаху
Довольство Аллаха и близость к Всевышнему Аллаху – основная цель каждого верующего. Стремление к этому принесёт нашей душе исцеление от болезней и поможет обрести внутренний покой.
Стремление обрести довольство Аллаха заключается в стремлении приблизиться к Нему, для чего требуются: искреннее намерение стать ближе к Аллаху, терпение, постоянство во всём благом.
Как стать ближе к Всевышнему Аллаху?
Самым лучшим из того, что приближает раба к своему Создателю, является исполнение того, что Он вменил ему в обязанность. Всевышний Аллах в хадисе Аль-Кудси говорит:
وما تقرب إلي عبدي بشيء أحب إلي مما افترضت عليه. الحديث رواه البخاري
«Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного навафиль (дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно), пока Яне полюблю его…». (Бухари)
Всего того, что перечислено в вышеприведенном хадисе, вы можете добиться, выполняя предписания Всевышнего Аллаха явно и скрытно и отдаляясь от Его запретов – также явно и скрытно. И всё это будет итогом богобоязненности, за которую Всевышний Аллах обещал своим рабам рай.
Как сказано выше, к Всевышнему нас приближает выполнение того, что он предписал, и отказ от того, что Он запретил. Мы перечислим в этой статье некоторые шаги, приближающие нас к Всевышнему Аллаху:
1. Совершайте обязательный намаз в начале отрезка времени, отведённого для намаза
Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили:
أي الأعمال أحب إلى الله ؟ » الصلاة على وقتها «
«Какое деяние больше всего любит Аллах?» Он ответил: «Своевременно совершённый намаз». (Бухари 527, Муслим 85)
Здесь подразумевается совершение обязательного намаза сразу после азана. Если у вас есть возможность, вы можете совершить намаз в мечети, а если у вас по болезни, по работе или по другим причинам нет возможности совершить его в мечети, можете совершить его в том месте, в котором находитесь. Но никогда не забывайте, что за коллективный намаз, совершённый в мечети, воздаётся как минимум в 27 раз больше, чем за намаз, совершённый одним человеком.
2. Поминайте Аллаха каждый день, хотя бы пять минут
В принципе, нет разницы, каким именно зикром вы будете поминать Аллаха, главное, чтобы вы поминали Его. Однако все мы знаем, что если прочитать более предпочтительные зикры и в наибольшем количестве, то воздаяния за это будет больше, и это, соответственно, больше приблизит вас к Аллаху. Также одним из важных условий поминания Аллаха для получения большего вознаграждения и быстрого приближения к Нему является постоянство и систематичность выполнения разных Азкаров.
3. Делайте дуа
Делайте дуа – просите Аллаха каждый день, каждый час, каждую минуту. Делайте дуа как минимум две минуты в день. Просите Аллаха обо всём, чего желаете. Прежде всего, просите «тавфик» (помощи в благих деяниях). Делайте дуа за себя, за свою семью, родных и близких, друзей, знакомых и всю Умму. Вы можете делать дуа своими словами, но лучше всего будет, если сделаете те дуа, которые передаются от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах). Делайте дуа всегда, но лучше всего делать его в определённое время, когда есть надежда на ответ, особенно ночью, рано утром, после намазов… Делайте дуа во всех местах, где бы вы ни находились, особенно там, где лучше всего принимается просьба. Просите Аллаха обо всём благом, ибо Он обещает ответить. Аллах в Коране сказал:
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
«И сказал ваш Господь, Всевышний Аллах: «Взывайте ко Мне (обращайтесь с мольбой ко Мне), и Я отвечу вам (дам то, что вы просите»». (сура Гафир; 60)
4. Читайте Коран
Читайте Коран и, самое главное, научитесь читать его правильно, соблюдая все правила таджвида. Читайте каждый день, сколько сможете.
От Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«من قرأ حرفاً من كتاب الله فله به حسنة و الحسنة بعشر أمثالها»
«Прочитавший хотя бы одну букву из Корана получит за неё вознаграждение, помноженное на десять». (Тирмизи)
5. Остерегайтесь всего запретного
Отдаляйтесь от всего, что запретил Аллах, и от тех, кто совершает запретные деяния. Отдаляйтесь от плохой компании и неблагочестивых друзей, приближайте к себе хороших людей с благим нравом, посещайте хорошие собрания и маджлисы, в которых участвуют только хорошие люди. Хороший человек с благим нравом подобен продавцу миска, как об этом говорится в хадисе. От Абу Мусы Аль-Ашари передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّمَا مَثَلُ الجَلِيسِ الصَّالحِ والجَلِيسِ السّوءِ كَحَامِلِ الْمِسْكِ وَنَافِخِ الْكِير، فَحَامِلُ الْمِسْكِ إمَّا أنْ يُحْذِيَكَ وَإِمَّا أنْ تَبْتَاعَ مِنْهُ وَإِمَّا أَنْ تَجِدَ مِنْهُ رِيحًا طَيِّبَةً، وَنَافِخُ الكِيرِ إِمَّا أَنْ يُحْرِقَ ثِيَابَكَ وَإِمَّا أَنْ تَجِدَ رِيحًا خَبِيثَةً
«Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и (человеку), раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». (Бухари, Муслим)
Делайте шаги, приближающие вас к Всевышнему Аллаху, и Он Сам ещё больше приблизится к вам.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
يَقُولُ اللَّهُ تَعَالَى أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِى بِى ، وَأَنَا مَعَهُ إِذَا ذَكَرَنِى ، فَإِنْ ذَكَرَنِى فِى نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِى نَفْسِى ، وَإِنْ ذَكَرَنِى فِى مَلأٍ ذَكَرْتُهُ فِى مَلأٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ ، وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَىَّ بِشِبْرٍ تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ ذِرَاعًا ، وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَىَّ ذِرَاعًا تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ بَاعًا ، وَإِنْ أَتَانِى يَمْشِى أَتَيْتُهُ هَرْوَلَةً
«Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним,когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”». (Бухари 7405, Муслим 2675)
Как принять ислам?
Ислам является последней религией, установленной Всевышним Богом посредством пророка Мухаммада ﷺ.
Приход последнего пророка ﷺ ознаменовал отмену всех остальных учений и религий, поскольку в Священном Коране есть слова Всевышнего Аллаха о том, что именно ислам является заключительной религией Господа. В Священной Книге сказано о том, что Аллах не примет тех, кто ищет еще какую-то религию, кроме ислама.
В переводе с арабского «ислам» означает «повиновение» и уходит своими корнями в значение «мир». Религия ислама гласит, что человеку следует повиноваться Богу и жить по законам Его для того, чтобы обрести уверенность, умиротворение и счастье в вечном мире.
По какой причине люди решают принять ислам?
Ислам не является новой верой, поскольку всегда единственной истинной религией было подчинение воле Бога, что и подразумевает ислам, поэтому ничего нового он не несет. Он лишь возвращает людей к той единственной истинной вере, которая изначально ниспосылалась человечеству через всех пророков, которые были отправлены ранее: Адам, Ноя, Авраам, Моисей, Давид, Соломон и Иоанн Креститель (Яхья) и Иисуса. В доказательство этому приводятся слова Всевышнего Аллаха в Священном Коране: «Мы не посылали до тебя (о Мухаммад) ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Коран, 21:25).
Если человек решил последовать воле Аллаха и принять ислам по причине своего вступления в брак (если девушка или женщина вступает в брак, и ее муж – мусульманин, то она принимает решение принять ислам, самостоятельно или по рекомендации мужа, а если парень решил жениться на мусульманке, то ему придется принять ислам, чтобы стать ее мужем, поскольку мусульманка имеет право выйти замуж только за мусульманина) или из-за каких-то других обстоятельств, то не важно, какого он происхождения или какой и национальности, расы. Любой, кто готов подчиниться воле Всевышнего Аллаха, может сделать выбор называться мусульманином.
Достоинства принятия Ислама
Преимуществ принятия ислама для человека много, и все их трудно перечислить, как и причин того, почему человек делает выбор в пользу мусульманской религии и по какими причинам приходит к исламу из других вероисповеданий.
Среди наиболее очевидных достоинств принятия ислама можно выделить следующее:
1) обращение человека в ислам происходит напрямую посредников между человеком и Всевышним, поэтому между Богом и мусульманином формируется личная связь, и верующий знает и чувствует, что Он видит его, знает все о нем и готов помочь своему рабу, когда потребуется;
2) истинная цель жизни открывается для человека в исламе с большой ясностью: она состоит в том, чтобы познать Всевышнего Аллаха и служить Ему;
3) в исламе жизнь человека освещает ниспосланное ему божественное руководство, которое имеет ответы на все вопросы: мусульманская религия может подсказать человеку правильное решение в любой ситуации;
4) в исламе человек обретает настоящее спокойствие и счастье;
5) когда человек принимает ислам, все грехи, которые он совершил до этого, прощаются ему, то есть он получает возможность начать свою жизнь с чистого листа. Если же он оступится уже после того, как станет мусульманином, человек может покаяться перед Аллахом, и Всевышний всегда прощает тех, кто искренне раскаивается в содеянном. В мусульманской религии не нужно идти куда-нибудь и рассказывать кому-то о своих грехах, чтобы получить прощение;
6) принятие ислама для человека означает спасение себя от Великого Огня, о котором говорили все пророки, предостерегая человечество;
7) обретение Рая, где мусульманина ждет вечная жизнь без боли и печали – одно из важнейших преимуществ исламской религии, поскольку даже те, кто попадет на самый его нижний уровень, обретет в десять раз больше благ, чем имели в своей земной жизни, и даже таких, которые не может представить человеческий разум, и жизнь там будет реальной как в духовном, так и физическом отношении.
Как принять ислам – Шахада или свидетельство веры
Как стать мусульманином? Принять ислам достаточно легко и просто. Человеку, который решил принять ислам, следует произнести только Шахаду или Свидетельство веры, которое заключается всего в одном предложении:
Человеку, который задумывается над тем, как принять ислам, следует понять для себя значение и смысл этих слов, а не просто произнести их: для того, чтобы принять ислам, должен быть убежден в этих словах. Человек, который произносит Свидетельство веры или Шахаду, должен всем своим сердцем верить в это.
Значение шахады
Готовясь стать мусульманином, человек может прибегнуть к помощи онлайн-сервисов, где можно услышать, как правильно звучит Шахада или Свидетельство, чтобы научиться ее произносить без ошибок. Прослушать Шахаду и заучить ее наизусть – это еще один шаг на пути принятия ислама:
Значение Шахады, которую произносят для того, чтобы принять ислам, таково:
Обращение в ислам: в одиночестве или при свидетелях, дома или в мечети?
У человека который стремиться познать истину и стать мусульманином, возникает множество вопросов о правильном порядке принятия религии. У представительниц женского пола может возникнуть вопрос о том, как принять ислам русской женщине? Отличается ли правильный порядок обращения в ислам девушки или женщины от принятия ислама мужчинами? Зависит ли порядок принятия в ислам от национальности или вероисповедания (как принимают ислам христиане или иудеи): как принять ислам русской девушке-христианке, которая собирается выйти замуж за мусульманина, и как это сделать мужчине, намеревающемся жениться на мусульманке?
Порядок принятия ислама для всех одинаковый: и мужчины, и женщины, и молодые люди, и девушки, и дети, и иудеи и иудейки, и христиане и христианки для того, чтобы стать мусульманами, должны произнести Шахаду, то есть Свидетельство веры на арабском языке: «Ля иляхэ иллял-лах, мухаммадун расулюл-лах». Человек свидетельствует перед Аллахом, что отныне он или она обратились в исламскую веру и стали мусульманином или мусульманкой. Произнося эти слова, мужчина или женщина обязуются жить, отстранившись от греха и приблизившись к тому, что одобряет Коран.
Поэтому человек, который собирается стать мусульманином, может:
Когда будущие мусульманин или мусульманка приняли решение произнести Шахаду, они могут сделать это в полном одиночестве, дома, а не в мечети, но желательно, чтобы во время этого присутствовали свидетели, чтобы поставить мусульманскую общину в известность что в их рядах появился еще один мусульманин. Свидетели необходимы тогда, когда мужчина собирается совершить никях, то есть жениться на мусульманке и принимает ислам: необходимо, чтобы мусульманская община знала о его решении вступить в брак с мусульманкой и о его решении об обращении, поэтому лучше делать это в мечети.
Столпы веры
Для того, чтобы стать истинным мусульманином, человеку нужно принять для себя утверждение, в котором заключены все столпы веры: «Я уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги, в Его посланников и пророков, в Судный день, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха, и в то, что мы будем воскрешены после смерти». Принимая эти убеждения как в сердце своем, так и на словах, человек становится истинным мусульманином.
Представители христианства, приходя в ислам, должны отказаться от своих более ранних убеждений, противоречащих положениям единобожия: не считать более Иисуса Христа Богом и отказаться от учения о Троице.
Начинающему мусульманину достаточно признавать положения ислама, даже при неготовности пока соблюдать практические религиозные предписания: ему следует признавать необходимость выполнения пяти ежедневных обязательных намазов, соблюдать пост в священный месяц Рамадан, следует не есть запретной пищи и не употреблять алкоголя, а женщина обязана носить специальную женскую одежду хиджаб, который будет закрывать все ее тело.
Человеку, который интересуется вопросом, как принять религию ислам, важно:
Основные положения принятия веры
Для человека, который принял решение принять ислам, будет необходимым понять и принять для себя основные положения, среди которых:
1) утверждение о том, что Бог Един и у него нет помощников или сотоварищей, а также дочерей и сыновей. Бог совершенен и не похож ни на что и ни на кого, и нет ничего, что Его бы ограничивало. Все, что происходит на свете, происходит по воле Всевышнего, и ничего не происходит на свете такого, чтобы произошло бы не по воле Всевышнего. Бог – Всеслышащий и Всевидящий, Всезнающий и Всемогущий. Будущий мусульманин должен понять и принять утверждение, что Бог уникален, потому что мусульманская религия не признает учение о Троице.
2) утверждение о том, что последним посланником Аллаха был пророк Мухаммад ﷺ и больше пророков и посланников на землю не появится. Мусульманин исповедует веру в пророчество Мухаммада ﷺ, признавая истинность всех тех пророков, которые были до него.
3) утверждение о том, что последним Писанием, которое было ниспослано человечеству через Пророка Мухаммада ﷺ, был Коран. Мусульманин признает, что все сказанное в Священном Коране, является безусловной истиной, как признает и то, что все предыдущие Писания были истинными и были ниспосланы Всевышним Аллахом, но они были отменены, а также подверглись искажению, поэтому им следовать более нельзя.
4) правильность и истинность всех предписаний Священного Корана и Посланника Аллаха ﷺ: мусульманин верит в то, что существует жизнь после смерти, в Судный день и справедливое воздаяние, которое получит каждый человек за то, что совершал он в течение своей земной жизни.
Вы не одиноки! Некоторые сомнения и заблуждения в вопросе принятия ислама
Принимая решение обратиться в ислам, человек может испытывать всевозможные сомнения, подпадать под влияние обстоятельств, которые могут вынудить его отложить свое решение: некоторые считают, что принять ислам нельзя без знания арабского языка, другие полагают, что без согласия родных и близких нельзя идти на такой шаг. Но нет такой причины, которая была бы достаточно уважительной для того, чтобы отложить принятие ислама.
Ислам – это истинный путь к Всевышнему Богу. В пользу того, что эта религия является единственно истинной, говорят доводы Корана и Сунны. Ислам – религия, которая основывается на здравом смысле, а не на слепой вере, и в доказательство тому можно привести как научные доводы, приводимые в Коране, так и рассказы о чудесах, совершенных пророком Мухаммадом ﷺ, о тех предсказаниях, которые были даны в предыдущих Писаниях о приходе Пророка Мухаммада ﷺ, учения и законы ислама, в которых содержится великая мудрость и которые затрагивают любой аспект жизни человека.
Относительно принятия ислама существует ряд стереотипов и откровенных заблуждений.
Есть важное правило, которому должен следовать каждый мусульманин: если к нему обращается человек с вопросами о том, как принять ислам мужчине или женщине, то нельзя его оставлять без внимания, ссылаясь на свою занятость. Следует ответить на все вопросы этого человека, если мусульманин знает на них ответы.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
ВОПРОС-ОТВЕТ
Войти используя аккаунт социальных сетей
Первые шаги в Исламе или пособие для нового мусульманина.
Первые шаги в Исламе или пособие для нового мусульманина.
С Именем Аллаха Милостивого Милосердного
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
И да поможет нам Аллах.
§.1 Новый мусульманин и принятие Ислама.
Для того, чтобы принять Ислам, достаточно просто произнести
« два свидетельства» :
«Нет никакого божества (заслуживающего нашего поклонения), кроме Аллаха».
«Мухаммад посланник Аллаха».
По-арабски это звучит так:
«Ля иляха илля-Ллах, Мухаммад расулю-Ллах».
Если человек скажет эти слова от чистого сердца, и с полным принятием и убеждением, то этот человек становиться мусульманином-покорным Аллаху.
Комментарии к двум свидетельствам.
Свидетельство первое: «Нет никакого божества (заслуживающего нашего поклонения), кроме Аллаха».
Это свидетельство содержит в себе три вида единобожия:
Свидетельство второе: «Мухаммад посланник Аллаха».
Это свидетельство содержит в себе четыре условия. Это свидетельство обязывает мусульманина:
1. Быть убеждённым во всем, о чём поведал нам посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего. Все, что он поведал нам о скрытых, от нас, явлениях и событиях, в прошлом и в будущем, в этом мире и следующем, является истиной, потому что всё сказанное им, является вестью от Аллаха, ниспосланной нашему пророку, мир ему и благословение Всевышнего.
2. Следовать тому, что он нам предписал в шариате, как в вопросах поклонения Аллаху, так и в вопросах взаимоотношений между людьми.
3. Отстраняться от всего запрещенного пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха.
4. Поклоняться Аллаху только так, как нас научил последний посланник Аллаха, и не вводить в эту религию ни каких нововведений.
§.2 Новый мусульманин и первостепенные обязанности в Исламе.
§.2 Новый мусульманин и первостепенные обязанности в Исламе.
§.3 Новый мусульманин и получение знаний.
§.3 Новый мусульманин и получение знаний.
Каждый мусульманин должен знать, что Ислам это религия Аллаха, поэтому она идеальна, безупречна и безукоризненна во всех вопросах. В ней нет ни какого изъяна, а все ошибки исходят только по причине невежества людей или их грехов. Поэтому чтобы следовать этой религии правильно, необходимо получать знания. Прежде чем что-то сказать или что-то сделать того что касается религии, то мусульманин должен иметь об этом достоверное знание и не действовать по своему усмотрению или основываясь на чьих то словах.
Источником нашей религии являются Коран и достоверная Сунна, также следует всегда спрашивать и задавать вопросы знающим людям и просить их подкрепить свои слова доказательствами из Корана и достоверной Сунны.
Несколько строк о достоинстве знания и ученых:
1. Из повествований Корана о знании
2. Из хадисов пророка,
3. Предпочтение знания поклонению
4. Некоторые изречения сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и последователей
5. Отрывки из стихов о достоинстве знания
6. Примеры высказываний ученых
Что касается аятов Корана, в которых речь идет о знании, то количество их достигает нескольких сотен, и поэтому мы остановимся лишь на некоторых из них и распределим аяты по темам, озаглавив их следующим образом:
Путешествие в поисках знания
И вот Муса сказал своему слуге: «Не остановлюсь, пока не достигну места слияния двух морей, даже если мне и придется потратить (на это многие) годы!». Когда же они достигли места слияния (этих морей, оказалось, что) они забыли о своей рыбе… («Пещера», 60 – 61).
Разве не путешествовали они по земле, и не было у них сердец разумеющих и ушей, которыми они внимали? («Хаджж», 46).
Тот, кто хорошо знает Коран, вспомнит и десятки других аятов, касающихся темы «знание».
Люди, обладающие знанием, упоминаются наравне с ангелами
Знание возвышает знающего над другими
Скажи: “Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?” («Толпы», 9).
Аллах возвышает по степеням тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание («Препирательство», 11).
Знание – основа богобоязненности
Несведущий человек должен следовать за знающим, даже если он младше его
О отец мой, пришло ко мне знание, которого у тебя нет, так последуй же за мной, и я укажу тебе правильный путь! («Марьям», 43).
Низший по своему положению может достигнуть того знания, которого не дано постигнуть тому, кто выше его
В рассказе о пророке Сулеймане, мир ему, сообщается, что, когда он решил наказать пропавшего удода, тот прилетел и сказал:
И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрыть мертвое тело своего брата. Он сказал:
“Горе мне! Я не могу, подобно этому ворону, скрыть труп моего брата”. И он стал сожалеть (об этом) («Трапеза», 31).
Рассказывая о Мусе, мир ему, и его слуге, Всевышний Аллах сказал:
Веление обращаться к обладателям знания в силу их высокого достоинства
Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете («Пчелы», 43).
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим властью среди вас («Женщины», 59).
Слова «кто наделен властью» из данного аята толкуется и как «ученые», и как «правители».
Знание – это безбрежное море
Даровано вам знания только немного («Ночное путешествие», 85).
Приумножение знания необходимо
…и говори: «Господь мой, прибавь мне знание!» («Та ха», 114).
Ведь выше всякого обладателя знания есть более знающий («Йусуф», 76).
Обучение возвышает положение обучаемого, даже если речь идет о собаке
3. Предпочтение знания поклонению
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
فََضلُ العِلْمِِ خَيرُ من فضل العبادة ، وملاكُ الدِّينِ الوَرَع
«Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие».
Передают, что Мутарриф ибн Абдуллах ибн аш-Шиххир сказал: «Я больше желаю удела знания, чем удела поклонения, и я больше желаю пользоваться благополучием и благодарить, чем подвергаться испытаниям и терпеть. Посмотрел я на благо, в котором нет зла, и не увидел ничего подобного благополучию и благодарности».
Ибн Аббас сказал: «Повторять то, что я узнал, в течение части ночи мне нравится больше, чем проводить ее в поклонении ».
Передают, что Исхак ибн Мансур сказал: «Я передал Ахмаду ибн Ханбалю слова Ибн Аббаса: «Повторять то, что я узнал, в течение части ночи мне нравится больше, чем проводить ее в поклонении», и спросил: «Какое знание он имел в виду?». Он ответил: «Это знание, приносящее пользу людям в вопросах их религии». Затем я спросил: «В вопросах омовения (вуду), молитвы (салят), поста (саум), паломничества (хаджж), развода (талак) и тому подобного?». Он ответил: «Да».
Аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем постижение Его религии».
Передают, что Ибн Вахб сказал: «Однажды, когда я находился у Малика ибн Анаса, читая ему и учась у него, пришло время совершения полуденной или послеполуденной молитвы. Я собрал свои книги и встал, чтобы совершить молитву, а Малик спросил: «Что это ты делаешь?». Я ответил: «Собираюсь совершить молитву». Он сказал: «Поистине это удивительно! Ведь то, ради чего ты встал, не лучше того, чем ты был занят до этого, если твои намерения были правильными».
Аш-Шафи‘и сказал: «Приобретение знания лучше, чем дополнительная молитва».
Суфьян ас-Саури сказал: «Наилучшее занятие – это приобретение знания, если намерения человека являются правильными».
Абдуллах ибн Вахб, ученик Малика, сказал: «Я начал с поклонения прежде приобретения знания, и шайтан увлек меня вопросами об ‘Исе, сыне Марьям: «Как Великий и Всемогущий Аллах создал его?» – и подобными ему. Я пожаловался одному шейху, и он воскликнул: «Ибн Вахб!» Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Приобретай знания». И это послужило причиной того, что я занялся поисками знания».
Умар ибн Абдуль‘азиз сказал: «Тот, кто совершает дела не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы».
4. Некоторые изречения сподвижников,
да будет доволен ими Аллах,
и последователей
Аль-Хасан сказал: «Поистине, приобретение части знания и применение его на практике лучше всего этого мира со всем, что в нем есть». Он также сказал: «Для стремящегося узнать хадис ради лика Аллаха это лучше всего того, над чем восходит солнце».
Ибн Мас‘уд сказал: «Как прекрасно собрание людей, где распространяется мудрость и просят (Аллаха) о милости».
Суфьян ас-Саури сказал: «Я не знаю лучшего поклонения, чем давать людям знание».
Передают, что об аяте, в котором говорится:
И мы отдали одним пророкам предпочтение перед другими («Ночное путешествие», 55), Зайд бин Аслам сказал: «(Это преимущество) в знании».
Маймун бин Михран сказал: «В каждом городе я ищу обладателей знания, к которым я стремлюсь, если не нахожу таких людей сразу, ибо обр¸л я благо для своего сердца в общении со знающими».
Аббан ибн Сулайм сказал: «Мудрое слово твоего брата в исламе лучше тех денег, которые он тебе даст, ибо деньги заставляют тебя преступать пределы дозволенного, а мудрое слово укажет тебе прямой путь».
Аль-Хасан сказал: «Весь этот мир – тьма, кроме собраний знающих».
Маймун сказал: «Поистине ученый в своем городе подобен источнику чистой питьевой воды».
Суфьян ас-Саури сказал: «Нет ничего лучше для снискания милости Великого и Всемогущего Аллаха, чем поиски знания, и никогда еще знание не приобреталось лучшим образом, чем сегодня».
Суфьян сказал одному арабу: «Горе вам! Ищите знание, ибо поистине я боюсь, что знание уйдет от вас и перейдет к другим, а вы окажетесь униженными. Ищите знание, ведь это честь в этом мире и честь в мире вечном».
Халид бин Хаддаш сказал: «Провожая Анаса ибн Малика, я попросил его: «О Абу Абдуллах! Дай мне совет». Он сказал: «Следует тебе бояться Аллаха тайно и явно и сердечно относиться к каждому мусульманину и записывать то, что узнаешь от обладателей знания».
Абу-д-Дарда сказал: «Аллах наделяет знанием счастливых и лишает его злосчастных».
Кумайль ибн Зийад ан-Наха‘и передает, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Знание лучше денег, потому что деньги охраняешь ты, а знание охраняет тебя; расходование уничтожает средства, а знание от этого увеличивается; знание управляет, а деньгами распоряжаются; хранители денег умирают, будучи живыми, а ученые остаются живыми до скончания времен: сами они исчезают, но дела их остаются в сердцах».
Исма‘ил ибн Джа‘фар бин Сулейман аль-Хашими сказал: «Я удивляюсь тому, кто не записывает то, что узнает: как душа может побуждать его к чему-то достойному?».
Му‘тамир ибн Сулейман сказал: «Отец написал мне в письме, когда я находился в Куфе: «Сынок! Купи бумагу и записывай хадисы, ведь знание остается, а динары кончаются».
Один из знающих сказал: «Достоинство знания столь велико, что любой, кому приписывают обладание знанием, радуется этому, даже если не является его обладателем, в то время как любой, кого знающим не считают и кому приписывают невежество, тяжело переносит подобное и считает это оскорбительным, даже если действительно является невежественным».
Один мудрец сказал: «Свидетельством достоинства ученых является то, что люди подчиняются им».
Раньше говорили: «Знание является самым достойным родственником, а благопристойность и благородство указывают на самое высокое происхождение».
Один мудрец сказал: «Лучшим и наиболее достойным видом знания, ради которого можно соревноваться, является знание о том, как добиться большего в религии и стать более благородным».
Говорят: «Ученые подобны воде, ибо они приносят пользу везде, где только оказываются».
Абу аль-Асвад ад-Дуали сказал: «Цари правят людьми, а знающие правят царями».
Бузурджмихра спросили: «Кто лучше: богачи или ученые?». Он ответил: «Ученые». Его снова спросили: «Так почему же ученые приходят к дверям богачей?». Он ответил: «Потому, что ученые знают о достоинстве богатства, а богатые не ведают о достоинстве знания».
Говорят: «Знающие на земле – что звезды на небе; знающие – выдающиеся люди Ислама; знающий как светильник: кто проходит мимо, заимствует у него (свет); если бы не знание, то люди были бы подобны животным».
Говорят: «Приобретайте знание, ведь оно становится причиной обращения к религии, и знание есть напоминание людям, утешение в одиночестве, друг на чужбине, тема для бесед, источник богатства и средство удовлетворения потребностей».
Ибн аль-Мукаффа‘ сказал: «Приобретайте знание, ибо если вы относитесь к числу царей, то благодаря ему сможете выделиться, а если относитесь к простым людям, то с его помощью сможете существовать».
Он также сказал: «Если тебя уважают за деньги или власть, то не радуйся этому, ведь уважение закончится, когда ты лишишься денег и власти, но радуйся, если тебя уважают за знание или (приверженность к) религии».
Говорят: «Если человек соединит в себе три качества: понимание религии, надежность и благовоспитанность, то несомненно станет господином».
Мудреца Лукмана спросили: «Кто лучший из людей?» Он ответил: «Верующий обладатель знания, у которого найдется благо, если обратиться к нему за этим».
Аль-Хаджжадж спросил Халида ибн Сафвана: «Кто господин жителей Басры?» Он ответил: «Аль-Хасан». Аль-Хаджжадж спросил: «Как же это, ведь он вольноотпущенник?». Он ответил: «Люди нуждались в нем, когда дело касалось их религии, а он не нуждался в том мирском, что у них было, и я не видел никого из знатных людей Басры, кто бы не хотел посетить его кружок, чтобы послушать, что он скажет, и записать его знание». Тогда Аль-Хаджжадж сказал: «Клянусь Аллахом, это и есть господство!»
5. Отрывки из стихов
о достоинстве знания
Знание – честь владельца, украшение.
Его постигнув, ты идешь по верному пути.
Неиссякаем знаний клад и накопления.
Прекрасен этот друг, коль с ним в союзе ты.
Ты можешь деньги собирать, потом без них остаться:
И богача постигнет унижение, боль,
А знанием ты будешь вечно наслаждаться,
И нет боязни, что уйдет оно.
О собиратель знаний! твой запас прекрасен
И не меняй его на золото и жемчуга.
От знания дух твой жив и ясен,
Как оживает почва от прошедшего дождя.
И свет оно несет в умы людские,
Как свет луны рассеивает мрак ночной.
Учись, поскольку мудрым не рожден на свет ты
И не сравнится знающий с невеждой и глупцом.
И важный человек, не обладатель знаний,
Окажется ничтожным средь людей.
В невежестве – удел кончины ранней,
Ибо мертвы невежды прежде всех смертей,
Поистине, покойник, кто не видит смысла в знании.
Он не восстанет вплоть до Воскрешения Дня.
6. Примеры высказываний ученых
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и тем из вас, кто наделен властью («Женщины», 59). Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, по одной из двух версий передачи с его слов, сказал: «Обладателями власти являются знающие».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Это правители». Это другая версия передачи со слов Ибн Аббаса. В действительности же правителям подчиняются тогда, когда они повелевают, опираясь на знание, следовательно, подчинение им является следствием подчинения ученым».