Как работать с алаликами с чего начать

Как работать с алаликами с чего начать

Как работать с алаликами с чего начать. Смотреть фото Как работать с алаликами с чего начать. Смотреть картинку Как работать с алаликами с чего начать. Картинка про Как работать с алаликами с чего начать. Фото Как работать с алаликами с чего начать

Как работать с алаликами с чего начать. Смотреть фото Как работать с алаликами с чего начать. Смотреть картинку Как работать с алаликами с чего начать. Картинка про Как работать с алаликами с чего начать. Фото Как работать с алаликами с чего начать

Как работать с алаликами с чего начать. Смотреть фото Как работать с алаликами с чего начать. Смотреть картинку Как работать с алаликами с чего начать. Картинка про Как работать с алаликами с чего начать. Фото Как работать с алаликами с чего начать

Как работать с алаликами с чего начать. Смотреть фото Как работать с алаликами с чего начать. Смотреть картинку Как работать с алаликами с чего начать. Картинка про Как работать с алаликами с чего начать. Фото Как работать с алаликами с чего начать

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КОРРЕКЦИИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ.

1. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия.
2. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией.
3. О.Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит?».
4. М. Кольцова. Ребенок учится говорить.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. 2011г.
6. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие.
7. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений \ под ред. Л.С. Волковой, 5-е изд., перераб.и доп. 2006г.
8. Методическое наследие. Системные нарушения речи. Алалия. Афазия. Владос., 2007.

Книги по теории нейропсихологии, развитию мозга.

1. Т.Г. Визель. Основы нейропсихологии. 2009г.
2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений. 2000г.
3. Норман Дойдж. Пластичность мозга. 2010г.
4. Масару Ибука. После трёх уже поздно.

Примерные практические пособия:

1. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольника.
2. Безрукова О.Л. Слова родного языка. Грамматика русской речи. 2011г.
3. Шалаева Г.П. Русский язык.Первый учебник вашего малыша. 2002г.
4. Баранников И.В. Асадуллин А.Ш.Картинный словарь русского языка. 1993г.
5. Скворцова И. Логопедические игры. 2014г.
6. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. Смарт, Спб., 1994.

Другие практические пособия:

Источник

Коррекционная работа при сенсорной алалии

Готового рецепта избавления от сенсорной алалии, пожалуй, нет. Но есть система коррекционной работы, которая дает неплохие результаты на протяжении последних пяти лет. Кроме педагогического вмешательства обязательно потребуется медикаментозное лечение и тесное сотрудничество с психоневрологом, который может посоветовать такое эффективное средство, как метод “Томатис” – аудиотерапию, стимулирующую сенсорные функции мозга.

Коррекционная работа с сенсорным алаликом включает в себя несколько этапов. Следует заметить, что работа предстоит долгая, методичная и, по возможности, непрерывная.

Ориентировочный этап

Основными задачами при коррекции сенсорной алалии являются воспитание у ребенка сознательного анализа системы речи, активизация фонематического слуха и восприятия. До начала коррекционных занятий необходимо понаблюдать за ребенком, собрать о нем как можно больше сведений, выявить круг интересов и возможностей, понять окружение, быт, условия жизни, с кем общается, то есть взять то, что у него есть в багаже. На это может уйти от одного до двух месяцев.

Начинать работу с речью на этом этапе не имеет смысла. На первых учебных занятиях необходимо провести широкую педагогическую работу по выработке у ребенка внимания, подражательной деятельности, выявлению работоспособности, устойчивости интересов. Проще говоря, ребенка необходимо усадить за пустой стол, (чтобы он меньше отвлекался), выдавая поочередно необходимые материалы: доску Сегена, почтовый ящик, мозаику, пазлы, разрезные картинки, материал Монтессори. Попросить его собрать предложенные картинки, если он затрудняется, показать образец. Работа ведется на основе зрительной подражательности с минимальным использованием речи. Основная цель на этом этапе – вовлечь ребенка в учебный процесс, заставить концентрировать внимание на предмете, научить понимать несложные инструкции: “Собирай, возьми, поставь, положи, дай”.

Также уточняется степень восприимчивости ребенка к неречевым звукам. Речевое обращение ограничивается, беспорядочная речь малыша (логорея) затормаживается, с ним общаются жестами, мимикой. Для начала надо попасть в поле зрения ребенка и выполнять целенаправленные действия с предметами. То есть надо что-нибудь делать так, чтобы ребенок смотрел, зафиксировать взгляд “глаза в глаза”. Необходимо учитывать тот фактор, что работоспособность сенсорных алаликов низкая, от двух и более минут, поэтому к ним надо обращаться несколько раз, чтобы продолжить игру или упражнение. Если у ребенка нет отрицательной реакции на шумы и звуки, можно начинать работу по дифференциации звукового и шумового рядов. Берутся сначала два звука неречевого характера, например, погремушка и бумага. Звуки должны быть непохожими, повторять их нужно многократно 100 и более раз, чтобы ребенок понял, чего вы от него хотите: “Покажи, что шумит погремушка или бумага?”.

Этап организации и координации.

Если ребенок научился дифференцировать два звука, то постепенно вводятся другие звуки, например, шум воды, дудочка, увеличивается шумовой ряд. Инструменты, игрушки, предметы надо обязательно дать ребенку подержать в руках и действовать с ними, объясняя значение: “это дудочка, будем в нее дуть, подуй, вот так” и т.п. Следует избегать хлопков, стука по столу, топанья по полу, так как ребенок начинает воспринимать не звук, а колебания и вибрацию по костной проводимости. Работа над неречевыми звуками – начало формирования психофизиологических основ речи, развитие произвольного внимания, акустических и зрительных установок и дифференцировок.

Затем ребенка просят показать картинку по звуку педагога “Р” или “И”. Картинки должны ассоциироваться с речевыми звуками в конкретной ситуации и становятся их обозначением. Важно, чтобы значение звука было строго зафиксировано, постепенно диапазон звука увеличивается. Затем берутся три звука: “Р”, “И”, “А”. И отрабатываются по аналогичной схеме. Когда накопится небольшой звуковой опыт, можно предложить звукосочетания. Например, ослик “И-А”.

Основная задача – пробудить интерес к звукам окружающего мира, речевым звукам, желание и возможность подражать им. Все удачные попытки ребенка воспроизвести звуки обязательно поощряются похвалой: “Какой ты молодец!” Возможно и материальное вознаграждение: конфета или желанная игрушка. Далее можно переходить к различению слогов, также закрепляя их предметно: “мяу” и “му”, “ап” и “ам”, “кап” и “тук”, “ау” и “уа”. В работе следует избегать трудностей для слухового опознавания таких звукосочетаний и слов как: “кт”, “ств”, “вздр”.

Затем можно переходить к освоению слов. Первые слова должны быть не похожи ни по звучанию, ни по смыслу, ни по структуре. Каждое слово при его произнесении должно получать зрительное, слуховое и двигательное подкрепление, то есть при озвучивании слова необходимо показать картинку с подписью. Используется зрительный и зеркальный контроль: чтение с губ либо перед зеркалом, либо надо повернуться лицом к ребенку. Первое слово произносится с неизменной интонацией, которая впоследствии становится ведущей опорой при определении смысла слова и его соотнесенности с предметом или действием. Пассивный словарь ребенка формируется медленно, так как долго идет понимание каждого слова. Для подкрепления образов слов можно использовать схемы, модели, буквы, наглядные действия. Например, “руки вверх” – поднять руки, затем показать картинку, а только после попросить выполнить инструкцию без опоры на наглядность.

При работе с сенсорным алаликом необходимо учитывать ту особенность, что ребенок быстро утомляется, поэтому раздражается, отвлекается. При проявлениях беспокойства или заторможенности следует сменить вид деятельности. Дозировка занятий с ребенком от 3 до 5 лет с речевой нагрузкой – до 20-30 минут, (постепенно с возрастом увеличивая время до 40 мин.). Нужно чаще проводить динамические учебные паузы. В играх и упражнениях ребята учатся определять характер звуков, силу, длительность, реагировать на них деятельностью. Например, застучали в бубен – поворот и т.п.

Коррекционно-развивающий этап

Когда ребенок начнет понимать значение отдельного слова, необходимо отработать его несколько раз в ходе предметно-практической деятельности. Например, СОК. Показываем в упаковке, затем в действии: наливаю СОК, переливаю СОК, отливаю СОК. Важно усилить совпадения, переносить одно понятие в разные контексты, поощрять ребенка за правильность. Например, освоение понятия ПЛАТЬЕ: ПЛАТЬЕ надевают на куклу, ПЛАТЬЕ одела мама, ПЛАТЬЕ нарисовано на картинке и т.п. Логические и тематические цепочки сначала отрабатываются в действиях, затем на картинках. Будем есть – подходим к столу, будем мыть посуду – подходим к раковине.

Постепенно у ребенка формируется понимание лексических и грамматических категорий, тематических групп слов: шкаф, кровать, стол – это мебель. Чтобы ребенок читал и видел слово, обозначающее предмет для закрепления используют круги Эйлера.

После долгих целенаправленных занятий у сенсорных алаликов сначала исчезают акустические неточности, они начинают лучше воспринимать чужую речь, а позже и в собственной речи допускают меньше ошибок. Детей учат выслушивать фразу до конца, понимать ее смысл. Логопед помогает разделить речевой поток на фразы и предложения. Затем учит воспринимать несколько предложений целостно. Выработка четких ориентировок проводится по схеме: Слушай. – Покажи. – Назови. На этих установках также формируется грамматический строй речи. Начинается работа со словами омонимами, паронимами, синонимами, антонимами. По мере накопления словаря ведется работа со слоговой структурой слова.

С сенсорными алаликами будет эффективным не звукобуквенный путь обучения грамоте, а метод глобального чтения. Он расширяет артикуляционные и акустические возможности, а по мере овладения чтением начинает формироваться аналитико-синтетическая деятельность. Обучение грамоте нужно начинать как можно раньше, поскольку в школе у большинства детей выявляется дисграфия и дислексия.

Закрепительный этап регуляции и корректировки

На последнем этапе с ребенком прорабатываются лексические темы с целью пополнения словаря существительными, прилагательными, глаголами и другими частями речи. Начинается работа по освоению абстрактных понятий, простейших математических вычислений, осваиваются навыки пересказа. Проводятся уроки на составление рассказа по картинке в вопросно-ответной форме с постепенным переходом к самостоятельному осмысленному рассказу. Работа со звуками ведется также как при ОНР) в три этапа: постановка, автоматизация, дифференциация.

Динамика развития сенсорных алаликов.

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз достаточно неопределенный, он зависит от ряда факторов: состояния слуховой чувствительности, времени и характера проводимого лечения, коррекционно-воспитательного воздействия, возраста и интеллекта ребенка и т. д.

Отмечается неоднородность вариантов нарушения, и хотя в большинстве случаев наблюдается поступательное развитие понимания собственной речи, с уверенностью говорить о прогнозе трудно.

На начальных этапах работы и в более тяжелых случаях эффект в работе достигается только в результате длительной систематической работы с ребенком, преимущественно индивидуальной, в других случаях возможно объединение детей в маленькие группы когда им уже нужна организация активной речевой практики. При коррекционной работе в условиях специализированного стационара частичная компенсация дефекта возникает быстрее. Работа с такими детьми сложна, в разных случаях по-разному эффективна. По мнению А. Г. Ипполитовой, за первые 3–4 месяца работы в самых тяжелых случаях полного непонимания и безречья ребенка удается добиться понимания 8–10 слов, но только 2–4 слова появятся в его активном словаре. Возникает вопрос о целесообразности работы, если эффективность столь невелика. Но М. Е. Хватцев, подчеркивая значимость работы в самых тяжелых случаях, говорил, что 1–2 слова для непонимающего и неговорящего ребенка так же много, как тысячи слов для нормально развивающегося ребенка.

Часть детей с сенсорной алалией обучается в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями или во вспомогательных школах, занимаясь с логопедом.

Источник

Опыт работы «Особенности работы с детьми с моторной алалией»

Как работать с алаликами с чего начать. Смотреть фото Как работать с алаликами с чего начать. Смотреть картинку Как работать с алаликами с чего начать. Картинка про Как работать с алаликами с чего начать. Фото Как работать с алаликами с чего начать Мартынова Елена
Опыт работы «Особенности работы с детьми с моторной алалией»

Особенности индивидуальной работы с ребенком.

Моторная алалия I уровень

Систему методической работы при моторной алалии я выработала в результате своего опыта работы.

Почти в каждой речевой группе, которую я вела,был ребенок с заключением: моторная алалия. Это были дети с разным уровнем внимания. Исходя из практики, я сделала вывод, что при правильно построенной коррекционной работе и помощи родителей, детей с заключением моторная алалия, при условии нормы интеллекта, можно добиться хороших результатов. Двое детей с моторной алалией, которых я вела в течение трех лет, успешно учатся в общеобразовательном классе школы, не в речевом. Интересен тот факт, который подметили я и воспитатели, что вопреки существующему мнению, не обязательно, у детей с тяжелыми нарушениями речи слабая мелкая моторика.

Коррекционная работа при моторной алалии отличается от работы при дизартрии. Дети, страдающие моторной алалией, имеют достаточные произносительные возможности / в отличие, от дизартрии/, но они не способны ими пользоваться. Им трудно запомнить артикуляционное движение и переключаемость движений. Поэтому, замены звуков у детей с моторной алалией носят непостоянный характер.Например: звук “П” могут заменять то на “Б“, то на “ Т”, на любой другой звук. В отличие от алалии, замены звуков при дизартрии, носят постоянный характер. При моторной алалии ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове. Поэтому, если при дизартрии работы над простыми согласными, как правило, хватает на фронтальных занятиях по звуковой культуре речи, то при моторной алалии – это требует тщательной индивидуальной работы.Если ребенок поступил с заключением: ОНР 1 уровня, моторная алалия, то есть его речь состоит из отдельных звуков, слогов, слов – практически, неговорящий ребенок, то работу я веду следующим образом.

1.Уточняю артикуляцию гласных звуков: А, У, И, О, Э, Ы.

2.Тщательно отрабатываю артикуляционный уклад звуков в последовательности: М, Б, П, В, Ф, Д, Т, Н, Г, К, Х. Вырабатываю зрительную,слуховую память на звук:

— cпомощью зрительной опоры: “Послушай. Посмотри. Запомни. ”

— без зрительной опоры: “Послушай. Почувствуй. Запомни. ”

Вырабатываю быструю переключаемость артикуляционного аппарата с одного звука на другой.

— Важно, постоянно повторять уже пройденные звуки.

— Дифференцирую звуки между собой.

3. Соединяю простые согласные звуки с гласными. Отработанный звук + гласный. В дальнейшем добавляю другие пройденные звуки. Соединяю их в слова.Например: ДОМ. БУМ. Соединяю слова в короткие предложения. Ввожу предлоги.

4. Параллельно работаю над сложными звуками /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ/. Ввожу отработанные звуки в слова со звуками, которые уже сформированы у ребенка. Если необходимо, веду работу над постановкой йотированных гласных.

5. Постепенно пассивный словарь переходит в активный.

6.Важный момент: проговаривая слова, все время отхлопываем, отстукиваем слоги. При словоизменении голосом выделяем окончания.

7. Нарабатываю глагольный словарь и прилагательные.

8. На основе пройденного материала составляем предложения.

Для того, чтобы приучать детей с моторной алалией к работе в коллективе, стимулировать его речь, этому ребёнку я задаю на фронтальном занятии вопрос ребенку так, чтобы ответ ребенка включал уже имеющиеся у него речевые навыки,.

Особенности работы ДОО с детьми раннего возраста ВВЕДЕНИЕ Ранний возраст (от 1 до 3 лет) имеет исключительно важное значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные.

Особенности работы с одарёнными детьми Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,.

Формирование произносительной стороны речи у детей с моторной алалией с общим недоразвитием речи 1 уровня. Презентация Моторная алалия представляет собой сложное речевое расстройство,характеризующееся отсутствием или недоразвитием речи вследствие органического.

Конспект занятия с дошкольником с моторной алалией по теме «Игрушки» тема: » Игрушки» Цель: формировать позитивный настрой на занятия с взрослым, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка.

Опыт работы «Формы работы по экологическому воспитанию и образованию в ДОО с детьми подготовительной группы детского сада» ВВЕДЕНИЕ Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у детей экологического.

Опыт работы со «Сложными», Одарёнными детьми ОПЫТ РАБОТЫ СО «СЛОЖНЫМИ», ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В данной статье я хотела бы поделиться своим хоть и не большим, но достаточно насыщенным опытом.

Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад[/b]» Особенности организации работы.

Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад» Особенности организации работы с.

Опыт работы с одарёнными детьми в школе Работа с «одаренными детьми» строится на принципах, заложенных в школьной программе «Одарённые дети»: максимальное разнообразие представляемых.

Источник

Как работать с алаликами с чего начать

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Основная проблемы в МА заключается не в том, что ребенок не понимает речь, а в том, как ему найти в памяти слова, которые уже имеются в понимании.

Статья:

В интернете много обсуждают способы лечения алалии. Из-за низкой скорости коррекционной работы многих логопедов появляется множество нетрадиционных способов лечения МА таблетками и разными аппаратами. Все обсуждают динамику лечения, улучшения в поведении ребенка, но редко встретишь истории о том, что алалию полностью вылечили.

Я на своих занятиях провожу полную коррекционную работу (от первых слов до полной речевой нормы). После моих занятий дети поступают в массовую школу и учатся хорошо, т.к. речь полностью сформирована. И делаю я это очень быстро – за 1-2 года (не путайте это с тем, что «ребенок разговорился» — на это у меня уходит 2-3 месяца). В данной статье я поделюсь своими способами и приемами коррекционной работы с МА для логопедов, чтобы они могли использовать это в своей работе и лучше помогать детям с МА, и с родителями, чтобы они знали, на что обращать внимание на моих занятиях.

На всех этапах коррекционной работы.

ЯЗЫКОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ

Я работаю по языковой концепции, которая утверждает, что речевую работу нужно начинать не со звуков, не со слогов и распевок гласных, как считалось ранее (см.«Моторную концепцию»), а со слов. Именно слово является минимальной смысловой единицей речи. Именно слова имеют смысл для ребенка, а произношение звуков у детей с моторной алалией не является ведущим дефектом.

История. Мальчик, 6 лет, моторная алалия. На момент обращения не было ни одного слова. До этого занимался на протяжении двух лет с логопедом в больнице областного уровня. В результате работы имел один звук С и ни одного слова, некоторые предметы обозначал жестами. На тот момент я не верила, что возможно создать речь в столь позднем возрасте и пыталась от него отказываться. Но родители уговорили. Мы начали с вызывания слов. Боролись с речевым негативизмом. Работа была трудной, но результативной.

За 2 года работы со мной он дошел до полной речевой нормы. Это было достигнуто огромными усилиями со стороны родителей, которые каждую минуту жизни ребенка работали с ним по очереди, подключили всех родственников. Так же мне повезло, что один из них был врач, а второй педагог. Мальчик в 8 лет пошел в обычную школу, где получил первую двойку через месяц – за поведение, с записью в дневнике «болтал на уроке». Мама купила тортик.)))

Эта история наиболее яркая, потому что ребенку было уже 6 лет. Чаще приходят дети 4-5 лет, когда родители ходят к логопеду несколько месяцев, занимаются звуками, а результатов нет.

РАБОТА ЧЕРЕЗ ЛОГИКУ И ЭМОЦИИ

У ребенка с моторной алалией высокий уровень невербального интеллекта (он всё понимает), в зачаточном состоянии находится вербальный интеллект (он не говорит или говорит мало и плохо) и высокая эмоциональность (в последнее время некоторые ученые выделяют это в самостоятельный вид – эмоциональный интеллект). Такой ребенок, в большинстве случаев, с полутора до трёх лет очень добрый, ласковый, контактный, а после четырех, когда он осознал свое отличие от сверстников, становится замкнутым, стеснительным или агрессивным.

Я занимаюсь формированием вербального интеллекта (речи) через сохранные понимание, логику и эмоции. В коррекционной педагогике есть такой принцип – работа через сохранные анализаторы, например, при работе с сенсорной алалией сразу начинают обучать чтению, чтобы через сохранный зрительный анализатор сформировать понимание «звуковой», слышимой речи.

Эмоции: в комплексном подходе я указала несколько способов, затрагивающих эмоции, по повышению мотивации ребенка, которые более эффективны, чем у детей с ЗРР и сенсорной алалией.

Я начинаю работу с первых слов и лексических тем, эмоционально значимых для ребенка. Любой ребенок имеет свои любимые игрушки: кто-то играет в машинки, а кто-то со «зверюшками», девочки предпочитают кукол и пони. Поэтому стоит у родителей узнать о предпочтениях ребенка и на их основе строить первые занятия: во-первых, ребенок быстрее пойдет на контакт, во-вторых, возможно в его теме у него уже есть какие-то слова или звукоподражания, с помощью которых можно общаться, и в-третьих, набирая слова по этой теме, ребенок сможет их сразу включить в свою игру и жизнь, он их будет активнее использовать и закреплять.

Логика: разница между пониманием речи и активной речью у моторных алаликов имеет свои особенности. Вначале таких детей путают с детьми с ЗРР или считают просто ленивыми («он не хочет говорить»). Вызов первых слов, через простое повторение не работает (как это работает при ЗРР и СА). Часто даже «разговорившись» ребенок с МА может повторить за логопедом слова или фразы, но самостоятельно он их в речи, в жизни не использует. Для того, чтобы сформировать самостоятельную речь, мы работаем:

— через вопросы (при СА мы 80% времени объясняем и повторяем и 20 % времени спрашиваем, а при МА – наоборот)

— большое количество повторений и при вызывании слов, и при формировании фразы, и при работе с падежами в дальнейшем происходит за счет использования большого количества ситуаций, где требуется использование этого слова, падежа и т.д., а не просто повторение одного и того же

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В начале своей практики я еще пробовала работать с детьми с МА без участия родителей. Но со временем я увидела,что если с ребенком занимаются дома, мы делаем за месяц столько, сколько я без родителей делаю за год. Потому что между занятиями ребенок с алалией все забыл, если с ним дома никто не говорил, и он не использовал новые навыки (незачем и не с кем). Это связано с механизмом нарушения при МА – на занятии мы формируем нейронную связь между понятием и произносимым словом, после занятия – эту связь нужно укреплять многократным употреблением нового слова в различных ситуациях.

Так как при хорошей работе родителей процесс коррекции занимает 1-2 года, то замедлить его более чем в 10 раз – это значит потратить полжизни, не поступить в школу…. Поэтому я сейчас, если вижу что родители относятся к ситуации как «я вам плачу деньги – вы мне все сделайте», то я объясняю, что при других диагнозах это было бы возможно, но при МА с ребенком нужно заниматься целый день, всё время его бодрствования. Либо нужно приглашать в помощь бабушку или нанимать няню, с которой я буду работать.

ВОПРОСЫ

Основная проблемы в МА заключается не в том, что ребенок не понимает речь, а в том, как ему найти в памяти слова, которые уже имеются в понимании. Поэтому, с самого начала, и до самого конца – основным приемом будет постановка правильных вопросов, вместо многократного повторения, как это работает при сенсорной алалии или других диагнозах. Поэтому на моих занятиях родителям запрещено подсказывать ответы. А для домашней работы я учу родителей, как правильно спросить и как правильно подсказать.

Многие знают про типовые вопросы на первых этапах, чтобы вызвать слово из памяти ребенка:

Предъявляем картинку с изображением слона – новое для ребенка слово.

Логопед называет: Это слон (ребенок произносит «слон»).

Логопед спрашивает: Кто это? (ответа нет)

Логопед спрашивает: Это слон? (ребенок отвечает на вопрос, по сути, повторяет за логопедом «слон»).

Логопед спрашивает Кто это? (слон).

Но мало кто понимает, что вопросы также важны и на этапе фразы, и на последующих этапах по формированию всего русского языка. Наш умненький моторный алалик имеет большее количество вариантов ответов, чем любой другой ребенок, находящийся на данном этапе речевого развития, что дает большее количество ошибок. И поэтому на каждую лексическую или грамматическую тему нужно задавать свои вопросы, чтобы получить правильные, нужные логопеду ответы. При этом нельзя дать в вопросе явной подсказки, потому что «хитренький» моторный алалик быстро ею воспользуется, а в его активный словарь слово не попадет. Именно после таких занятий, где ребенок не отвечал на вопросы, а повторял за логопедом, родители говорят: «мы видели – на занятии он всё говорит, а дома молчит». Логопед сформировал отраженное проговаривание, но самостоятельную произвольную речь не сделал. И дальнейшая работа таких логопедов строится на создании «формализованной» речи, заучивании бытовых фраз (из олигофренопедагогики по социализации умственно отсталых детей). Это, естественно, приводит к остановке в развитии интеллекта ребенка и невозможности обучения в массовой школе.

Ученые доказали, что многократное повторение однообразных рутинных действий приводит к снижению интеллекта не только у детей, но даже у взрослых. А у ребенка с МА эти многократные однообразные повторы выключают его понимание, в отличие от вопросов, которые заставляют его думать. Именно так мы через сохранный интеллект формируем речь.

ГИМНАСТИКИ

При коррекции дизартрии, дислалии и других речевых нарушений мы, логопеды используем артикуляционные, пальчиковые гимнастики (развитие мелкой моторики пальцев рук), логопедический и зондовый массаж, но при коррекции алалии это не имеет смысла, так как поражение находится в совершенно другом месте. Мы используем с родителями на занятиях (на начальных этапах работы) гимнастику на развитие межполушарных связей мозга (см. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»

Знания, способы и приемы, как быстро разговорить ребёнка на ранних этапах коррекционной работы.

ВАЖНОСТЬ РАННЕГО НАЧАЛА

Мозг ребенка развивается интенсивнее, чем мозг взрослого человека. (См. Сензитивные периоды развития мозга) в 2-3 года у ребенка максимальные возможности для овладения речью, с годами эти возможности снижаются. Это подтверждено многими авторами. По результатам своей практики могу сказать, что коррекционная работа детей, начинающих в 2года, занимает в 2 раза меньше времени, чем в 4-5 лет.

Но есть нарушения, которые требуют раннего начала:

Ринолалия – ребенку как можно раньше ставят звуки и речевое дыхание сразу после операции.

Афазия – когда в результате ЧМТ пропадает речь, раннее начало коррекционной работы сокращает сроки коррекционной работы в несколько раз).

Так же и алалия, что моторная, что сенсорная, быстрее корректируется при раннем начале.

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

Особенно важно для тех, кто приходит ко мне в 4года и позже –Независимо от того, в каком возрасте ребенок начинает заниматься со мной, необходимо начинать с ним говорить как будто ему полтора года. Все остальные требования к нему (кроме речи) должны остаться на уроне его физиологического возраста. Как ребенок полутора лет не способен сказать «гидравлический цилиндр», так и ребенок с МА в 5-6 лет не сможет это сказать в самом начале. Мы дойдем до этого позже. И попытки родителей требовать от него то, что он еще не может выполнить, приводят к речевому негативизму, что затрудняет, удлиняет или делает невозможной коррекционную работу. Но никакого сюсюканья – не хватает нам еще проблем с исправлением звукопроизношения.

ПЕРВЫЕ ПРЕДМЕТЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ РЕЧЬ

Я начинаю заниматься с детьми с алалией с 2,5 лет. Хотя многие логопеды индивидуально начинают заниматься с 4-5 лет. (А иногда говорят «приходите когда ребенок заговорит»). Это связано с тем, что основной инструмент работы логопеда – картинки (логопедические пособия). И дает высокую скорость логопедической работы на более поздних этапах, но не может помочь неговорящему ребенку с алалией 2-3х лет.

Речь ребенка (человека) неразрывно связана с мышлением. 3 вида мышления, последовательно формирующиеся у человека:

Перескочить через этапы не получается, поэтому чтобы мыслить наглядными образами, ребенок должен пройти предметно-действенный этап.

Для детей с алалией в детсадах с ТНР есть большое количество игр, игрушек, с помощью которых логопеды и могут вызвать речь ребенка. Поэтому они и могут лечить алалию с 2-2,5 лет.

На наших занятиях через скайп мы делаем еще хитрее: я научаю родителей как разговорить ребенка, и они используют все предметы дома, не только игрушки, но и события, ситуации для оречевления процесса.

Окружающие ребенка предметы, которые он неоднократно видел и использовал в быту, имеют для ребенка больший смысл (ложка и чашка, его родные, которыми он ест и пьет, значат больше чем из набора игрушечной посуды) чем чужие игрушки – поэтому набор первых слов и фраз происходит быстрее.

МУЛЬТИКИ

Мультик эмоционально значим для ребенка – вовлекает его в игру и общение.

Я очень плохой художник (мою кривоногую лошадку сложно отличить от собачки) – поэтому на занятии весело всем – и ребенок включается в процесс общего семейного веселья. Особенно веселят мои «подвижные картинки» пап, работающих в компаниях, разрабатывающих компьютерные игры. И пока мы веселимся – ребенок выдает свои первые слова, глаголы и фразы.

ГЛАГОЛЫ

Предикаты (глаголы) – по языковой концепции это первые слова, которые являются пусковым механизмом речи.

Игра в лошадки. Лучше всего получается с папами. Когда ребенок залезает на шею самому главному человеку в семье и начинает командовать ему : Иди! Но! Стой! – он ощущает себя повелителем мира. Он находится в очень эмоциональном состоянии, которое срабатывает не только в лучшем запоминании глаголов, но происходит осознание того, что речь является способом управления этим миром. Это повышает мотивацию на все его дальнейшие занятия.

Побудительные слова. Я начинаю работу именно с глаголов в повелительном наклонении, так как они наглядно показывают ребенку взаимосвязь речи и действия: мы говорим, чтобы что-то сообщить или что-то получить. Ребенок хочет конфету, говорит: «дай» и получает ее. Он хочет чтобы мама посидела с ним рядом – просит «сиди» и мама сидит с ним. Такие слова наиболее значимы для маленького ребенка, такие слова он чаще использует, со временем мы строим из них первые фразы.

ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ

Формированием фразы из 2х слов я начинаю заниматься на 1 этапе коррекции. Потому что как только фраза появилась (даже когда у ребенка всего 10 слов), дальнейший набор словаря происходит намного быстрее. Родители участвуют в процессе занятия, потому что для формирования первых глаголов и фраз нужно участие трех лиц: мы не тратим несколько часов на попытки объяснить ребенку, зачем нужна фраза, мы это показываем, разыгрывая ситуацию – он практически сразу осознает и включается в процесс.

Ввиду того, что мы не начинам со звуков или слогов, формируем фразу вопросами, а не заучиванием фраз (формализованная речь), как при моторных методиках, у нас не бывает случаев появления заикания у ребенка. Но даже когда ко мне приходят моторные алалики с заиканием – мы и это исправляем.

На последних этапах коррекционной работы.

ВАЖНОСТЬ ПОСЛЕДНИХ ЭТАПОВ (5ГО И 6ГО)

Частенько логопеды формально подходят к работе на этих этапах, либо просто не успевают дойти до этих этапов к школе, а многие родители ошибочно думают, что на уроках русского языка учитель научит их ребенка языку через письмо. Но происходит обратный процесс – ребенок, не понимая смысла грамматических конструкций, закрепляет это еще и в письме (дисграфия, дислексия), с чем борются уже в школе учителя и логопеды на протяжении многих лет и с сомнительным успехом.

Некоторые родители думают, что их ребенок, не усвоивший смысл падежных окончаний, множественного числа и т.д., имея проблемы в русском языке, будет хорошо учиться по математике и точным наукам, что тоже неверно, т.к. будут проблемы с пониманием условий задач и других логических взаимосвязей.

Это происходит от непонимания сущности Моторной алалии:

Кто-то считает, что алалия – это отсутствие речи, и после того, как у ребенка появились первые слова, успокаивается, думает, что алалию вылечили. Но при отсутствии фразы – они видят, что слова набираются плохо, речь не развивается, ребенок говорит мало и редко, с каждым днем отставание от сверстников становится все заметнее. После этого они думают, что алалия не лечится. На самом деле они ее просто не долечили.

Кто-то после формирования фразы и набора первых слов считает, что ребенок разговорился, он говорит много, но с ошибками, и они думают, что дальше ребенок всю речь освоит сам. Тогда родители бросают занятия с логопедом, так как считают, что алалию вылечили. Проходит время, замечают, что ребенок снова отстает от сверстников. Снова вывод – алалия не лечится. На самом деле, они тоже ее не долечили.

Последние этапы коррекционной работы занимают больше времени, чем все этапы до этого (от полугода до полутора лет). Потому что на самом деле, алалия – это неспособность ребенка самостоятельно усвоить всю систему родного языка. И логопед на последних этапах как раз помогает ему сформировать весь русский язык. И уже после завершения всех шести этапов коррекционной работы дети поступают в обычную школу и могут там хорошо учиться.

ИЗЛЕЧЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ

Все известные ученые, исследующие развитие интеллекта и мозга, утверждают, что это делается посредством обучения. При алалии поражение происходит на уровне нейронных связей между имеющимися ядрами нейронов в коре головного мозга. В последнее время стало модно «питать» мозг ребенка различными таблетками, «облучать» используя различную аппаратуру для быстрого роста этих нервных связей. Хотя вызывает сомнение эффективность данных средств, так как ребенок с моторной алалией после них так и не начинает говорить. Возможно, это происходит, потому что люди путают мозг человека с растением – растения действительно для ускорения роста активнее питают и облучают. Мозг человека имеет «животное происхождение», и как с любой мышцей, для ускорения его роста и развития требуются тренировки. Даже усиленное питание без тренировок приводит не к увеличению мышц, а к ожирению.

По результатам моих наблюдений за двумя группами детей, занимавшихся у меня, были сделаны выводы.

— 1я группа – начали заниматься в 2,5 года, за полгода прошли с 1 по 4 этапы коррекционной работы, дошли до возрастной речевой нормы, после продолжительных каникул вернулись на занятия в 5 лет, имея ОНР-3.

-2я группа – начали заниматься в 4-4,5 года, за 6-8 месяцев прошли те же 4 этапа коррекционной работы, к тем же 5 годам находятся тоже на уровне ОНР-3.

При равных условиях на момент начала коррекционной работы на 5 и 6 этапах, 1я группа проходит эти два этапа в 3 раза быстрее. Это обусловлено тем, что 1я группа имела на два года больше времени на тренировку этих нейронных связей – они все эти 2 года говорили.

После прохождения последних этапов коррекционной работы, родители, с которыми я поддерживала контакты, говорят, что у их детей нет проблем с обучением в школе.

Поэтому я абсолютно согласна с учеными (на основании своей практики), что при правильных логопедических тренировках ребенок с алалией не только осваивает систему родного языка, но и преодолевает органическое поражение коры головного мозга.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ

На последних этапах работы родители меня часто спрашивают: «Ирина, Петровна, у нас прогресс есть?», то есть перестают замечать скорость развития речи.

Когда же он заговорит?!

Первые слезы оттого, что он хочет, но не может.

Пришла соседка, сказала: «он больной?», месяц уговоров ребенка продолжить занятия…

Ура! Он разговорился!

Когда же он замолчит?! И т.д….

А теперь все плавно и спокойно. Родителям кажется, что движение остановилось. На самом деле за одно занятие сейчас ребенок усваивает больше информации, чем за месяц ранее. У ребенка заработал вербальный интеллект, мы включили в работу пособия, ребенок привык к занятиям, меньше сопротивляется, потому что ему речь дается все легче. А родители, привыкшие к «экшену», сами того не замечая, начинают на него ориентироваться.

Представьте себе, что во время первых этапов вы ехали на велосипеде со спущенными колесами по щебенке. А теперь пересели на Феррари и выехали на трассу, и плавность хода машины вас укачивает. Дорогие родители! Посмотрите на спидометр.)))

БЛОКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

В процессе усвоения грамматических моделей (не разовое использование формы например творительного падежа, а способность самому по известному образцу изменять слова) дети с моторной алалией регулярно сталкиваются со сложностями нашего родного языка.

Поэтому чтобы не путать ребенка и закреплять только правильные формы, изучение грамматических конструкций проводим по отдельным блокам: Например: сначала закрепляем только Творительный падеж мужского рода (чтобы везде было окончание – ОМ), а потом – женского (с окончанием –ОЙ). В этом случае все формы данного падежа у ребенка складываются каждая на свою полочку в голове, и чтобы воспроизвести их, вспомнить и вставить в свою фразу – ребенок тратит меньше усилий и совершает меньше ошибок.

ПОСОБИЯ

Логопедические пособия (картинки), правильно подобранные по темам, которые используем мы, логопеды, позволяют за час занятия дать объем знаний, который ребенок получает за неделю. Важно и иметь эти картинки, и уметь ими правильно пользоваться.

А работа с логопедическими пособиями (картинками) при МА имеет свои особенности.

— это могут быть любые пособия, которые мы используем при работе с другими речевыми нарушениями (дизартрия, дислалия, ФФНР…), но работать с ними нужно иначе (см пункт «Вопросы»).

— их (пособий) должно быть огромное количество. При работе с детьми с МА нежелательно использовать одну картинку много раз на одну тему, что допустимо при других нарушениях речи.

— очень мало пособий выпускается по грамматическим темам с нужным количеством материала (по падежам, числам, согласованиям…), по которым строится работа на последних этапах. 5-10 картинок по теме, на которую требуется 300 и более картинок, в работе не помогут.

Поэтому так важно для логопедов, работающих по коррекции МА, не столько собирать их, а самим рисовать большое количество таких пособий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *