Как работать с пособием читать раньше чем говорить
ЧИТАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ГОВОРИТЬ
Проблемами обучения чтению детей старшего дошкольного возраста мы занимаемся уже не первый год и достигли стабильных результатов: все дети логопедической группы уходят в школу читающими. Одни читают бегло, другие — по слогам, но, главное, наши дети успешно обучаются в школе, и никто не имеет нарушений письменной речи. Как это нам удается, мы неоднократно освещали в публикациях, делились опытом на педсоветах, методических объединениях, научно-практических конференциях.
Полезным для нас оказалось знакомство с трудами зарубежных авторов — ученых Глена Домана («Как научить ребенка читать») и Масару Ибука («После трех уже поздно»), которые считают, что ребенок до трех лет, играя, усваивает процесс чтения без особых энергетических затрат. В отличие от нашего традиционного метода (звуковой, слоговой), эти ученые предлагают глобальное чтение — чтение словами с самого раннего возраста.
С элементами глобального чтения мы знакомы из сурдопедагогики и успешно используем его в работе с детьми, обозначая предметы таблицами-надписями: СТОЛ, СТУЛ. Особенно они помогают в обозначении предметов, которые представляют для детей определенные трудности при усвоении названия этих предметов: ПОДОКОННИК, НАЛИЧНИК и др.
Анализ научно-методических работ и коллективный опыт подтверждает, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт. Ни один ребенок не рождается гением. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга. Если раньше сензитивный период определяли возрастом с 5-ти лет, то сейчас ( и это вы найдете у упомянутых выше авторов) — это годы с рождения и до 3-х лет. В это время связи между клетками формируются наиболее активно. Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, на которой держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. И если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно даже пытаться построить «прочное здание».
Проверить на практике исследования зарубежных авторов долго не представлялось возможным, так как работали мы постоянно со старшим дошкольным возрастом в логопедических группах. Апробацию заинтересовавшего нас метода работы с малышами начали в семье на своем сыне Саше.
Демонстрационный материал мы изготавливали, учтя все требования и рекомендации. Это были карточки из белого картона размером 10×50 см, на которых писали красной краской слова (высота букв 7,5 см, толщина 1,5 см). Буквы использовались только печатные. Слово размещали так, чтобы оно было окаймлено полями в 1,5 см. Поля — это место для пальцев. При написании слов мы использовали один и тот же шрифт. На обратной стороне карточки в левом углу писали это же слово для себя. Занимались в комнате, где никакие посторонние шумы и предметы не мешали малышу. На первом этапе давали существительные и глаголы. Начинали со слов, хорошо ему знакомых: папа, мама, дед, баба, книга. Мы показывали ребенку карточку со словом «мама» и отчетливо произносили: «Это означает ма — ма». Саша в течение 1-2 секунд смотрел на нее, затем мы ставили другую карточку и т. д., до 5 карточек. При этом не просили мальчика повторять слова за нами. По скончании занятия мы ласкали Сашу, проявляя свое удовольствие. В течение первого дня все это повторялось еще 3 раза с перерывом не менее получаса. Так мы сделали первый шаг в процессе обучения ребенка чтению. В общей сложности это занимало 3 минуты каждый раз. Далее мы показывали карточки 3 раза в день, понимая, что главное сейчас — закрепить навык.
Для мозга не имеет значения, слышит ребенок слово или видит. Во всех случаях он понимает его одинаково хорошо. Главное, чтобы слово звучало громко и отчетливо и было изображено большими яркими буквами. Результат был поразителен: уже на четвертый день мы предложили Саше прочитать слова самому. С этим заданием он справился, перепутав только слова «папа» и «мама». И тут же попросил, чтобы ему прочитали другие слова.
Итак, ребенок выполнил самую трудную задачу в процессе обучения: он справился с самой важной абстракцией, с которой впервые встретился в своей жизни — сумел прочитать слова! Очень важно, что на первом этапе он научился читать зрительно, различать знаки: читать слова легче, чем буквы.
Далее мы перешли к словам, обозначающим части тела: рот, язык, глаз, ухо, зубы. Так же, как и в прошлый раз, Саша на четвертый день смог сам прочитать слова, но перепутал «рот» и «ухо». Попутно мы повторяли и уже известные ему слова. Когда он выучил новый набор слов, мы подобрали существительные, которые обозначают предметы домашнего обихода: стул, кровать, диван, ковер, стол (лучше, если подряд не повторяются слова на одну букву). На следующем этапе предлагали малышу слова, обозначающие игрушки: трактор, машина, конструктор, велосипед, мышка; одежду: шапка, сапоги, шуба, колготки, шорты; продукты питания: молоко, сыр, хлеб, масло, суп. В среднем за неделю Саша смог прочитать 10 слов. Занятия чтением для нас и ребенка проходили в атмосфере радости и физической раскрепощенности.
Следующая группа слов состояла из глаголов, обозначающих действие: пить, есть, прыгать, гулять, ползать. Для оживления процесса обучения мы каждое новое слово сопровождали действием, которое оно означает. К примеру, прыгали. Затем мы показывали карточку со словом «прыгать» и говорили: «Это слово означает прыгать». Так изучили все глаголы. Они больше всего нравятся детям, так как сопровождаются совместными действиями.
Проанализировав наши «уроки» с ребенком, определили основные принципы обучения чтению: 1. Начинать надо с самого раннего возраста.
2. Процесс обучения чтению должен сопровождаться хорошим настроением ребенка, которое надо сохранять на протяжении всего занятия.
3. Демонстрировать наглядный материал нужно быстро.
4. Необходимо остановиться прежде, чем ребенок сам захочет этого.
5. Программа должна выполняться в системе и последовательно.
6. Относиться к ребенку надо с уважением. После того, как ребенок усвоит основной словарный
запас, он готов соединить слова вместе, чтобы получить из них различные комбинации. Словосочетания — это второй этап обучения чтению. К этому этапу мы только планируем приступить.
Таким образом, как показал опыт зарубежных ученых и теперь уже наш опыт, этот материал вполне доступен детям раннего возраста. Мы поделились своими наблюдениями с воспитателями ясельных групп, надеемся заинтересовать и родителей. Хотим продолжить эту интересную работу, так как убедились, что способность усваивать информацию у ребенка велика. Детский мозг, как губка, быстро впитывает знания. Взрослых должно беспокоить то, что мы мало даем ребенку информации в раннем возрасте и тем самым тормозим его развитие. Главное — развивать в нем потенциальные возможности.
М, Л. Поваляева., Т. Я. Голубцова
ПОМОГИ СЕБЕ САМ
Советы пенсионерам как прожить дольше в полном здравии,советы домашней хозяйке и домашнему мастеру
Страницы
пятница, 9 июля 2010 г.
Читать раньше, чем говорить
— Эти идеи вы впервые апробировали на своих детях. Каким был результат?
— У меня пятеро детей. Двое младших родились, когда мне было уже за сорок. Тогда я прочитал книгу русского педагога Бориса Никитин. В ней был опубликован уникальный метод, позволяющий развивать музыкальные, физические и другие способности ребенка в раннем возрасте. Поэтому я решил внедрить теорию на практике.
Сына научил читать в два года, а в четырех летнем возрасте он выполнял математические действия на уровне учеников третьего класса, на год раньше от ровесников пошел в школу, и в четырнадцать уже закончил ее с золотой медалью. Сейчас он получает второе высшее образование.
Внучка Мария в первом классе читала 120 слов в минуту. Другая внучка, Юля начала читать в 3,5 года. А, двухлетняя, Карина свободно читала народные сказки. Все удивлялись, мол, это фантастика.
Я никогда не проверял, или запомнили все эти уроки мои дети. Оля проявила свои способности, когда прочитала название новой книги, которую мне принесли почитать. Был случай, когда за обедом Карина попросила налить ей не просто воды, а сказала ее название, которое прочитала на этикетке, и это в два года!
— Вам никогда не говорили, мол, зачем таким маленьким детками забивать голову наукой?
— У меня нет стремления сделать детей вундеркиндами. Каждый ребенок имеет талант от рождения. Известный в мире педагог Тони Бузан писал, что каждый новорожденный ребенок имеет задатки гениальности. А станет ли он гением, зависит от того, сколько усилий приложат родители к обучению и воспитанию своего чада в первые три года его жизни. Иногда мне упрекают, что раннее увлечение книгами может испортить малышам зрение. Однако наоборот. Чтение стимулирует даже физическое развитие.
— Как восприняли ваши идеи в Министерстве образования. Ведь не секрет, что идея читать раньше, чем говорить, звучит как то не привычно?
— Представлял свою методику в Минобразования, и один из чиновников мне сказал: «На, почитай, что умные люди пишут. Учить детей надо с четырех лет. Но на собственном опыте я доказал: в четырехлетнем возрасте начинать учить ребенка уже поздно. Оле в три года научиться читать было сложнее, чем Сергею в два. А с Кариной вообще не возникало никаких проблем. В министерстве образования услышав, как читает Карина, были шокированы.
И решили воплотить теорию на практике. Где именно это началось?
— Проект заработал в детсадах Джанкоя в Крыму и Староконстантинова на Хмельниччине. Это моя родина. В этом саду все триста детей умеют читать. Даже в ясельной группе. А старшие без проблем читают познавательную литературу. Также в Староконстантинове открыли региональный центр раннего развития ребенка.»
Читатель-ползунок
Интервью с П.В. Тюленевым.
— Павел Викторович, системе МИР принадлежат наиболее ранние результаты обучения детей. Сегодня многие родители пытаются научить ребенка как можно раньше читать. Сможет ли это сделать каждый? Что подсказывает Ваш личный опыт?
Павел Тюленев педагог, автор методики раннего развития «МИР»
Корр.:
— Павел Викторович, системе МИР принадлежат наиболее ранние результаты обучения детей. Сегодня многие родители пытаются научить ребенка как можно раньше читать. Сможет ли это сделать каждый? Что подсказывает Ваш личный опыт: не вредно ли для здоровья ребенка?Когда вы начали заниматься методами раннего развития детей?
Так и получилось, что массу методов раннего развития я испробовал на самом себе, и немедленно начал применять на своих братьях, оставшись за старшего в семье. Я не переставал удивляться, как это можно не заниматься именно ранним развитием и воспитанием, и уже после четвертого класса стал понимать, что традиционная школа стала помехой. На сегодня наши методы обучения малышей чтению отработаны и доступны любому родителю. За многие годы удалось решить главную задачу: разработать и реализовать методы интеллектуального развития и получить воспроизводимые результаты в наиболее ранние периоды жизни человека.
Корр.:
— Что рекомендуете вы, скажем, в возрасте до одного года?
Корр.:
— Когда Вы получили, скажем, первые школьные результаты? Каким был ваш путь к методам раннего развития?
В частности, исследуя мыслительные процессы на ЭВМ, я пришел к выводу, что чтение должно быть намного проще, чем хождение
Теперь все методы и приемы, проверенные за тридцать лет, входят в «систему МИР», которая позволяет заинтересовать детей, подготовить их к школе, направить их энергию в положительное, конструктивное русло.
— Расчеты показали, что число мышц, участвующих в «хождении» или «говорении», в несколько раз больше, чем при чтении. Но еще в 50-х годах Норберт Винер показал, что управление в живых и неживых объектах носит одну и ту же природу. Значит, задача управления «хождением» а также голосовыми связками, на порядок сложнее, чем задача обучения чтению «про себя». Последующие эксперименты доказали, что обучить ребенка чтению легче, чем ходить и говорить.
Открытие заключалось в том, что Человек Читающий в нормальных условиях должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий и Человек Говорящий. Мы изобрели азбуку МИР и десятки игр, которые позволяют младенцу составлять слова, то есть «писать» нам сообщения не дожидаясь, когда разовьются его ноги и речевой аппарат.
Корр.:
— Как удалось проверить на практике Вашу теорию?
Корр.:
— Вы создатель новой системы «оптимального фундаментального образования». Какие результаты Вы считаете на сегодня оптимальными?
Как учить ребенка читать
Зачем ребенку читать? Ответ, в общем, очевиден: для того, чтобы ориентироваться в море разнообразной информации, учиться в хорошей школе и вообще стать образованным человеком.
Поэтому вполне понятно желание родителей научить свое чадо этому весьма важному делу. Но как?
Раньше все было гораздо проще – был синий букварь с огромной оранжевой буквой А на обложке, и миллионы мальчиков и девочек (кто в три, кто в пять, кто в семь лет) осваивали по нему бессмертные тексты про маму, которая мыла раму. Но вот эти мальчики и девочки выросли и сами стали родителями. И тут-то выяснилось, что времена изменились. И появились самые разнообразные способы, позволяющие научить ребенка читать. Глаза разбегаются – карточки Домана, кубики Зайцева, шершавые буквы Марии Монтессори, методика Тюленева, которая обещает научить ребенка «читать раньше, чем ходить»… И молодые родители, боясь «не успеть», мечутся от одной методики к другой, от одного специалиста к другому. В методическом «компоте» мечется вместе с родителями и ребенок.
После трех уже поздно?
«Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий», – заявил Павел Тюленев. «Позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет» он называет «катастрофой для любой семьи». Сильно сказано, правда?
А вот Глен Доман: «Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого – намного легче, чем шестилетнего!» Ненамного отстает и Н.Зайцев: «Там, где работают по „Кубикам“, уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам».
Раннее обучение чтению – явление относительно новое в нашей жизни. «Дальних» результатов пока нет, поскольку в Россию оно пришло в течение последнего десятилетия. Однако первые тревожные ласточки уже стали появляться. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, появляются проблемы в социальном развитии. Условно говоря, таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально «выше» своих сверстников. А потому, что навыки социализации у них не сформированы – в то время, когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного.
Конечно, во все времена были дети, которые сами хотели научиться читать и с дотошностью приставали к родителям: «А это что за буква?», «Мама, а как это слово читается?». В этом случае чтение было их собственной задачей, и оно не мешало формированию других жизненных навыков.
Но сейчас родители, вдохновленные или испуганные слоганом «После трех уже поздно», в той или иной форме стараются приобщить свое чадо к чтению как можно раньше.
Когда же можно начинать?
Психологи выделяют несколько физиологических признаков:
Хотя четких возрастных норм здесь нет, но практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.
Есть и чисто психологические моменты. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка.
Очевидно, что умение читать лучше всего осваивать в третьем периоде. И, во всяком случае, нельзя идти против природы – учить ребенка логическим операциям, если он не прошел стадию символической игры.
Какие бывают методики
Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп.
Азбуки
В этом методе каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А – аист, Б – барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод неплох. Но для чтения никуда не годится. Допустим, кроха усвоит, что М – это буква медведя, а А – буква аиста. Но почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА?
По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: «эм», «дэ», «эр» и т.д. Легко ли потом из сочетания «ка-эн-и-гэ-а» получить слово «книга»?
Буквари
Традиционный способ обучения. Буквари могут различаться самыми разнообразными картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги – в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.
Собственно говоря, это сочетание – изобретение далеко не наших дней. Раньше его называли складом, и дети специально заучивали наизусть: «Буки» «Аз» есть «БА», «Веди» «Аз» есть «ВА»… Всего таких складов в русском языке насчитывается около двух сотен.
«Правильный» букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно «сложить» множество различных сочетаний. В этом «складывании» и заключается процесс чтения.
Удивительно, но большинство родителей и педагогов, попробовав по очереди все новомодные методики, так или иначе возвращаются к старому букварному принципу. Конечно, он не такой эффектный и легкий, но зато он дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады – в слова. Этот принцип хорошо подходит для правшей, с доминирующим левым полушарием (именно оно «отвечает» за аналитические навыки).
Метод целых слов
Его придумал американский ученый Глен Доман. В своем Институте Развития Ребенка в Филадельфии Доман он проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему. Младенцам, начиная с двухмесячного возраста, когда у них начинает фокусироваться взгляд, в быстром темпе показывали различные карточки, на которых были изображены слова и предложения. Во время показа педагог или мама читали надписи на карточках. Сначала такие «уроки» длились 5-10 минут, потом их продолжительность постепенно увеличивалась. Ребенок таким образом запоминал слово целиком.
Надо заметить, что методика строжайшим образом определяла размер букв, карточек, объем информации. Многие родители, заразившись энтузиазмом Домана, с воодушевлением писали по ночам несметное количество карточек, а днем показывали их ребенку. Однако постепенно интерес к карточкам у ребенка угасал; пропадал и родительский энтузиазм, а в неудаче они винили только себя: отступили, дескать, от методических канонов.
Этот метод неплохо подходит для английского языка, где практически отсутствует система склонения и спряжения, но весьма проблематичен для русского языка с его разветвленной и сложной системой окончаний. Если ребенок запомнил слово «стол», то форму «стола», «столом» и пр. придется запоминать отдельно. Нередко дети в подобных случаях и вовсе игнорируют окончания, пытаясь произнести их наугад.
Кубики Зайцева
О них не слышал у нас только глухой.
Петербургский педагог Н.А.Зайцев придумал поместить склады на кубики и таблицы. Несмотря на невысокую стоимость исходных материалов комплект из картонных разверсток для кубиков, учебного пособия, таблиц-плакатов и аудиокассеты стоит довольно дорого – в среднем около тысячи рублей. При этом их еще нужно склеить, заполнить разными наполнителями: деревянными палочками, металлическими крышечками (набор таких крышечек уже продается отдельно) или звенящими колокольчиками. Впрочем, есть и «готовый», склеенный комплект. Стоит, правда, дороже, но для любимого чада ничего не жалко. За что же платит «продвинутый родитель»?
Плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Как и глобальное чтение, методика Зайцева больше подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, и аналитические навыки – их ахиллесова пята. То же самое касается детишек с нарушениями в эмоциональной сфере, аутистичными чертами характера.
Но, как это часто бывает, плюс в некоторых случаях становится минусом. Понять, как одна буква соединяется, сливается с другой – это значит, сделать некое открытие. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад.
К чему это приводит? Логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать «по Зайцеву» часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады, и никак иначе).
Н.А.Зайцев ставит своей задачей показать ребенку лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ, не различаются по мягкости / твердости Ж и ЖЬ (нож и рожь), именно поэтому не существует маленького кубика ЖЮ-ЖЁ-ЖЯ-ЖЕ-ЖИ-ЖЬ. Есть лишь «башня» ЖУ-ЖО(ЖЁ)-ЖА-ЖЕ-ЖИ-Ж(ЖЬ). Но принцип этот проводится, увы, непоследовательно, хотя декларируется, что «науки и настоящего анализа, связи фонетики с грамматикой и орфографией в наших кубиках и таблицах больше, чем во всех вместе взятых школьных фонетических материалах» (цитата из «Учебника для родителей, воспитателей, учителей», с. 13).
Посмотрите, на всех кубиках есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т.д.). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к вполне возможному в языке. Между тем, это сочетание возможно лишь в очень немногочисленных исключениях.
По системе Зайцева, сочетания твердых и мягких согласных со звуком [э] должны различаться на письме: ФЭ и ФЕ. Эти сочетания есть во всех кубиках, таблицах, пособии «Читай и пой». Вполне закономерно ребенок будет считать, что нужно писать кафэ и кофе. (На эту мысль меня натолкнул вопрос моей старшей дочери, которая выучилась читать «по Зайцеву»: «Мама, а почему пишется кафе, раз у нас есть кубик ФЭ? Зачем он тогда нужен?»)
И в самом деле, в русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме сэр, мэр, пэр, удэ, пленэр, хотя последнее слово в современной печати иногда пишется и через е). Значит, каждое слово, в котором есть сочетание твердого согласного со звуком [э] нам придется отдельно объяснять и пресекать попытки ребенка написать такое слово через Э, а ведь этих слов подавляющее большинство, например, купе, теннис, шоссе и т.д.
МИР (система максимально раннего развития) Павла Тюленева
Эта методика заслуживает отдельного упоминания. Ее автор считает, что складывать буквы в слова любой нормальный ребенок сможет уже к году, а бегло читать – к двум годам. Для этого МИР предполагает с рождения показывать ребенку карточки с буквами, озвучивать их, не допуская, чтобы в поле его зрения, Боже избавь, попали другие предметы. «Первым делом, – говорит г-н Тюленев, – буквы. А остальные игрушки – потом». Вы можете представить себе такую ситуацию для младенца? Лично я – нет.
Таким образом, предлагается пропустить в развитии ребенка не одну, а сразу две стадии – сенсорно-моторную и образную. Что нам законы природы? Как говорила героиня одной детской сказки, «я издам новый закон природы». К сожалению или к счастью, это еще никому не удавалось.
«Это учеба и игра!»
Без игрового момента маленького ребенка нельзя научить чему бы то ни было. Если дошкольный педагог усаживает малышей за парты и ведет себя с ними точно так же, как школьная учительница, это плохой педагог. Хороший педагог придумает массу игр: то у него белочка кубик принесет, то он паровоз из букв построит вместе с ребенком, то устроит магазин, где будут «продаваться» товары только на определенную букву. Иначе ребенок и заниматься-то не будет, встанет и уйдет. Да и родители, развивающие свое сокровище по той или иной методике, твердо убеждены, что они играют с ребенком. Однако это совсем не та игра, которая сейчас больше всего нужна малышу.
Легко ли учиться читать?
Вы помните, как вы сами учились читать? Я очень хорошо помню, как сидела с мамой на диване с тем самым синеньким букварем на коленях и, пыхтя от напряжения, складывала букву за буквой. Задача была у меня глобальная: прочитать большую книжку сказок народов СССР. Отчетливо помню, что было трудно, буквы ни за что не хотели складываться, а если и складывались, то так медленно и натужно, что до сказок было – как до Северного Полюса.
Как хочется облегчить жизнь своего сокровища! Подтолкнуть, объяснить, придумать какой-нибудь хитрый способ, который позволит ему «взять и начать читать». Однако практика показала, что самый лучший результат, которым ребенок будет по праву гордиться, возникает в том случае, если сам он приложит для этого достаточные усилия. В психологии это называется оптимальная фрустрация. Она заключается в том, что ребенку должно быть немножко трудно (но не настолько, чтобы от бессилия он бросил дело), он должен напрячься и преодолеть эту трудность.
Ведь когда процесс обучения воспринимается лишь как приятное развлечение, которое устраивают родители или педагоги, ребенок привыкает к этому. А в школе, когда приходится работать для получения нужного результата, это воспринимается как величайшая мировая несправедливость.
Есть и еще один момент. Дело в том, что все методики, о которых мы говорим, учат складывать буквы в слова. Но уметь соединить буквы в слово – это еще не значит уметь читать! От этого умения до беглого чтения толстых книг дистанция огромного размера. И вот тут-то нет ни одной методики, которая позволит ее сократить. Только собственный труд, одна страница за другой и книжка за книжкой могут приблизить неуклюжее «складывание» буковок в быстрый просмотр текста. И этот путь ребенок может пройти опять же только тогда, когда будет к нему готов. Я знаю немало примеров, когда ребенок, умея читать с 2-3 лет, по-настоящему зачитал только ближе к шести годам. Так стоит ли торопить события?
И напоследок небольшой тест, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.
Результаты теста:
Если Вашему малышу меньше пяти лет, то у Вас нет поводов для беспокойства. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать чадо процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А, может быть, ему понравится книга про себя, любимого – иллюстрированная его собственными фотографиями?
На сей момент можно говорить о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно, интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие, большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.
Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать, «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.