Как распознать что тобой манипулируют
Как распознать скрытого манипулятора? Прокачиваем личную защиту!
Привет! Знаете, что помогает хакерам взламывать системы безопасности? Любая защита имеет слабое звено — это человек. Хакеры используют социальную инженерию — обманывают, втираются в доверие, заставляют вас совершить ошибку. То же самое в повседневной жизни — вами психологически манипулируют, заставляя сделать то, что нужно им. Сегодня я расскажу, как можно распознать скрытого манипулятора, чтобы не плясать под чужую дудку.
Кто такие манипуляторы
Определение из Википедии :
Психологическая манипуляция — тип социального воздействия, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики в интересах манипулятора.
Манипулятор пытается заставить вас делать то, что нужно ему. Конечно, он может действовать открыто и агрессивно: угрожать, применять силу, шантажировать. Но тут и так ясно, что вас к чему-то склоняют. Нам не это интересно.
Искусные манипуляторы редко идут напролом. Они стараются действовать скрытно, чтобы не выдавать своих намерений. Идеальный исход — когда вам кажется, что вы сами захотели сделать то, что нужно манипулятору. Как в фильме «Начало» — задача главных героев была заставить человека думать, что это его идея.
Манипуляторы — не обязательно злоумышленники, пытающиеся на вас навариться. Часто это могут быть близкие, которые хотят повлиять на вас. Или коллега, который хочет переложить на вас часть своей работы. Но в любом случае, манипуляторы своими действиями наносят ущерб окружающим.
Чем опасны манипуляторы? Они рассматривают окружающих как объекты, которые можно использовать. Им плевать на то, что нужно вам, и чем для вас обернутся их старания. Вы будете виноваты во всех последствиях, не они.
Как распознать скрытого манипулятора
1. Разговор постоянно возвращается к одной теме
Это признак того, что вас хотят к чему-то склонить. О чём бы вы не говорили, ваш собеседник принимает попытки перевести разговор на нужную ему тему. У манипулятора есть цель, и он всеми силами пытается переключить вас на неё.
ПРИМЕР: Вы обсуждаете с коллегой планы Илона Маска по колонизации Марса. Но то и дело всплывает одна тема — вашему коллеге попался сложный проект, он не успевает, у вас бы лучше получилось. Может, вы сами предложите помощь?
Как так вышло, что разговор сводится к одному и тому же? Подумайте, действительно ли это совпадение? Можете открыто спросить об этом собеседника, манипулятора это собьет с толку.
2. Искажение фактов
Если какие-то факты неудобны манипулятору, он предпочтёт «забыть» о них. Буквально переписать воспоминания и переубедить вас: это вы забыли, перепутали, не так поняли. Подмена фактов нужна для того, чтобы легче манипулировать вами. Через какое-то время вы сами можете начать верить, что всё было именно так.
ПРИМЕР: Кажется, когда-то вы тоже просили коллегу о помощи, но он отказал вам. Нет, вы что-то напутали, он наоборот помогал вам и прикрывал перед начальством. Это вы ему обязаны. Или он вам не отказывал, или вы сами отказались от помощи. Помните? Вы что-то путаете. Может, и правда так и было?
Обращайте внимание на нарушения законов логики вашим собеседником. Если он пытается подменить факты или делает неправомерные выводы, это верный признак манипуляции.
Вы должны сделать за коллегу его работу, потому что… Что? Почему вы должны? Чем обязаны? Если не помните, предложите ему обсудить.
3. Игра в жертву
В статье про менталитет жертвы я говорил о том, как жертвы манипулируют людьми. Они могут давить на жалость, обижаться, вызывать у вас стыд за отказ помочь. Всё, чтобы вы их пожалели и сделали, что им нужно.
ПРИМЕР: Вашему коллеге так грустно! Он не успеет на футбол, его оштрафуют или уволят. Какой же он несчастный! Часть вас будет стремиться пожалеть коллегу и помочь. Ну как отказать? Тем более, свою работу вы уже доделали. Вам что, сложно? У вас вообще есть сердце?
Не спешите вестись на манипуляции жертвы. Спросите, почему он не распланировал время раньше, что намерен делать теперь. Вместо того, чтобы из жалости взять на себя часть чужой работы, предложите альтернативу — поменяться сменами, скорректировать график с начальством и так далее.
4. Неадекватная реакция на ваши предложения
Цель скрытой манипуляции — склонить вас к определённым действиям. Если вы предлагаете другие варианты, план манипулятора трещит по швам. Он может начать суетиться и злиться, действовать более рискованно — выворачивать ситуацию, делать вас виноватым, переходить к открытому манипулированию.
ПРИМЕР: Вы предложили коллеге варианты решения его проблемы, а он словно с цепи сорвался. Оказывается, вы виноваты, и вы не очень хороший человек, и вообще — он с вами не разговаривает. Начинает кричать, переходит на личности, пытается шантажировать. Такая неадекватная реакция на логичные предложения говорит о том, что он и не искал решения своей проблемы. Просто пытается вами манипулировать.
Часто манипулятор старается выбить из равновесия, разозлить, чтобы потом обвинить в агрессии и продолжить манипулировать. Лучшее, что вы можете сделать — сохранять самообладание и не поддаваться на провокации.
5. Избегание попыток обсудить ситуацию
Манипуляторы всячески избегают ответственности за свои действия, они мастера уклоняться от неудобных вопросов. Когда вы попытаетесь обсудить важную тему, манипулятор будет переводить всё в шутку, осыпать вас комплиментами, говорить то, что вы хотели бы услышать. В какой-то момент вы и сами можете забыть, о чём хотели поговорить. Как же раздражает такая черта в людях!
ПРИМЕР: Вы спрашиваете, почему ваш коллега рассматривает только один вариант — чтобы вы поработали вместо него. Но он постоянно шутит, меняет тему, говорит, какой вы хороший человек. Много, но не по делу. Откровенный разговор не клеится, потому что манипулятор не хочет, чтобы его планы стали прозрачными.
Если ваши попытки поговорить не удаются, скажите напрямую: «Я вижу, что ты делаешь. Хватит, или я уйду.» Честно опишите то, какие чувства вызваны общением с манипулятором. Честно скажите, что вы намерены делать, а чего делать не будете. Это поставит манипулятора в тупик.
Понять, что тобой манипулируют, можно и интуитивно. Для этого обратите внимание на свои ощущения при общении с человеком. Если он не искренний, останется неприятный осадок. Значит, тут замешаны какие-то скрытые мотивы.
Есть такие люди, которые просто привыкли манипулировать, делают это неосознанно. С ними бывает сложно, часто легче смириться с их поведением. Но это ни к чему не приведёт. Вы сможете нормально общаться только тогда, когда с ними на одной волне. Когда появится спорный вопрос, вы встретитесь со всем арсеналом их грязных уловок. И что? Терпеть дальше и ждать, пока снова будете на одной волне? Дело ваше. Но если вы дорожите общением с таким человеком, лучше скажите: «Почему ты пытаешься мной манипулировать? Я это вижу, и мне это неприятно. Прекрати.» Открытость.
Может, вы знаете более простой способ выявить манипулятора? Делитесь в комментариях, прокачаем личную защиту вместе.
А чтобы не пропустить следующие статьи, подписывайтесь на обновления по почте или присоединяйтесь в социальных сетях. Всем буду рад!
До новых встреч! Ваш Александр Горохов
7 распространенных приемов манипуляторов. Как их распознать
Как манипуляторы добиваются своего?
1. Обесценивают и требуют внимания
Если человек играет чужими чувствами, он сфокусирован на собственной, не всегда осознанной выгоде. Эмоции окружающих для него существуют только как возможность обратить внимание на себя. Вы рассказываете о проблеме, а манипулятор оборачивает разговор в свою сторону. Например, вы жалуетесь на головную боль из-за усталости и слышите в ответ: «Ой, а мне каково, представляешь? У меня ежедневная мигрень, прямо с утра, по сравнению с этим твоя проблема — ерунда». Цель — обесценить ваши чувства, дать понять, что вы эгоистичны, должны действовать и думать по-другому. А еще — обязаны тратить ресурсы на манипулятора и его переживания, ведь они важнее, ценнее и нуждаются в ваших эмоциях.
2. Демонстрируют агрессию
Важно развивать эмоциональный интеллект: не отказываться от переживаний, которые кажутся нам неправильными, а уметь с ними справляться. Манипулятор открыто использует агрессию для подавления жертвы. Зачастую у него нет необходимости кричать, ругаться и угрожать; он способен контролировать свое состояние, но предпочитает повлиять на ваше. При длительном применении тактики жертва постоянно ожидает агрессии со стороны собеседника и старается угодить ему, чтобы не испытывать страха под очередным укором на повышенных тонах. Иногда непросто отличить реальную вспышку гнева, с которой человек не справляется, от манипулятивного вывода на ответные эмоции. Для этого нужно принимать во внимание многие факторы и анализировать каждый эпизод.
3. Изображают жертву
Вызвать чувство вины — типичная тактика манипулятора [1]. Многие люди трепетно реагируют на состояние собеседника, боятся его обидеть и стараются угодить. Манипулятор взывает к совести, создавая ситуации, в которых вы якобы задели его чувства, то есть поступаете неправильно. Намеки на эгоизм и прямые обвинения в отсутствии внимания приводят к тому, что жертва идет на уступки и делает все возможное, чтобы вернуть общение в комфортный формат. Проблема в том, что ваше поведение в данном случае — не причина, а повод, и как только вы пойдете навстречу, манипулятор будет обижаться снова и снова. Некоторые хитрецы не ограничиваются расстроенным выражением лица, поджатыми губами и грустным тоном. В ход идут уничижительные замечания, неконструктивная критика и укоры, призванные зародить в жертве чувство неполноценности.
4. Ищут слабые места
Сказанное может быть использовано против вас. Это фраза из полицейского протокола наглядно описывает поведение манипулятора. Бессознательно или намеренно, он собирает информацию, которой вы делитесь, а впоследствии ударяет по самым болезненным точкам. Это необязательно должны быть секреты или комплексы, на которых можно сыграть. Желание одобрения и нехватка эмоционального тепла тоже становятся основой для стратегии подчинения. Люди, играющие на чужих чувствах, используют эти сведения, чтобы придать себе значимости в глазах жертвы, в идеале — стать единственным и незаменимым. Они будут льстить, поддерживать и говорить то, что вы хотите услышать. Ровно до тех пор, пока не появится необходимость реализовать корыстные интересы.
5. Отрицают собственные слова и поступки
Манипуляторы редко отличаются объективностью. Они хорошо помнят каждое сказанное вами слово, чтобы придраться к нему в удобный момент, но напрочь забывают о собственных. Ложь может быть неосознанной — сознание манипулятора переключилось в режим тактики, по сценарию которой он сам искренне верит, что не говорил и не совершал того, о чем ему напоминают. Вы аргументируете точку зрения фактами, а в ответ слышите: «Кто, я?! Не было такого». Многие люди испытывают смешанные чувства в этот момент, начинают сомневаться в справедливости сказанного и чувствовать себя виноватыми за предъявленные обвинения.
6. Лицемерят в корыстных целях
Эмоционально открытый человек напрямую говорит о своих чувствах, желаниях и целях. Вместо того чтобы разрешать конфликтную ситуацию, манипулятор будет улыбаться при встрече и обсуждать вас за спиной. Зачастую такие люди делегируют эмоциональную значимость третьим лицам: распускают слухи, чтобы привлечь соратников на свою сторону или просят кого-то другого поговорить с вами на волнующую тему. Манипулятор профессионально создает закулисные интриги: может саботировать вашу деятельность, при этом делая вид, что всячески вас поддерживает. Он не способен признать свои истинные чувства, поэтому возникает поведение, направленное на противоположные результаты.
7. Заставляют сомневаться в собственной адекватности
Манипуляторы — профессионалы по газлайтингу, умению внушить собеседнику, что с ним что-то не так, и заставить сомневаться в собственной адекватности. Они делают вид, что ваши слова не соответствуют реальности, даже если речь о проекте, над которым вы вместе работали. Для некоторых манипуляторов это очень искренняя игра, ведь их видение ситуации зациклено на субъективном восприятии и может отличаться от реального положения дел. Либо человек просто хочет обезоружить вас, сбив с толку, но при этом действует расчетливо и пытается внушить вам собственную правду.
Почему они так делают и как с этим бороться
Склонность к манипулятивному поведению может появиться с ранних лет или во взрослой жизни, но это всегда приобретенные, а не врожденные навыки. Главная, часто неосознанная цель манипулятора — контроль ситуации. За пределами видимого поведения скрываются страхи, внутренние конфликты и чувство беззащитности. Манипуляции на чувствах других позволяют не только подчинить себе эмоции людей, но и почувствовать себя значимым.
Чтобы распознать влияние такого человека, стоит прислушиваться к собственным ощущениям. Нейтрализовать психологическую атаку можно, если вести себя не так, как ожидает манипулятор. От вас хотят оправданий — просто согласитесь с доводами и уходите, пытаются вывести на агрессивную реакцию — оставайтесь спокойны. Здоровые отношения возможны только в условиях взаимного уважения, принятия и умения говорить о своих желаниях и чувствах.
Если понимаете, что стали жертвой манипулятора и не можете справиться с ситуацией самостоятельно, обратитесь к психологу: специалист поможет позаботиться о себе или, когда нет другого способа обезопасить себя, — выйти из нездоровых отношений.
Как понять, что вами манипулируют
«Манипуляция — это вид скрытого, вопреки воле человека, психологического воздействия, имеющего миф, цель и сценарную линию поведения жертвы».
Манипуляция — всегда деструктивная игра на чувствах и эмоциях, вопреки желанию жертвы. Любой крик манипуляцией назвать нельзя, у неё есть чёткие признаки: она воздействует на чувства и эмоции, носит скрытый и насильственный характер. Манипулятивные отношения нельзя назвать здоровыми. Рассказываем, как распознать манипуляцию и вовремя её предотвратить.
Признаки манипуляции
Манипуляция наносит жертве только вред, она состоит из трёх обязательных элементов:
Внешние признаки манипулятора
Манипулятор действует скрыто, поэтому ему важно не вызывать подозрений. Как правило, опытные манипуляторы улыбчивы и общительны. Они знают, как привлечь внимание и расположить к себе человека. У них нет сложностей в общении, поэтому они легко узнают у окружения жертвы, либо у неё самой о её слабых местах.
«Он знает, как застать врасплох и извлечь пользу из любой слабости визави. Он всегда скрывается под овечьей шкурой. Он прячется за маской. Он коварен и двуличен».
Никита Непряхин приводит четыре распространённых типа манипуляторов:
Мишень манипуляции
Манипулятор играет на желаниях и потребностях, чувствах вины, страха и зависти, на убеждениях и стереотипах. Область его воздействия называется мишень манипуляции.
Один из популярных способов манипуляции: апелляция к чувству вины. Оно основано на страхе наказания и часто становится мишенью манипуляции у людей, которые склонны к обвинению себя. Сценарная линия манипулятора основана на страхе жертвы обидеть его, поэтому жертве нужно отключить этот страх. Для начала стоит задуматься об истоках чувства вины: оно появилось само или его навязали?
Такая манипуляция опасна для здоровья жертвы: постоянное самобичевание нередко становится причиной апатии. Иногда лучший способ противодействия — отдалиться от манипулятора.
Структура мотивации
Если жертва подозревает своего оппонента в манипуляции, ей нужно определить его цели и восстановить структуру воздействия:
Так выглядит структура манипуляции «Плохой человек — плохой аргумент» из книги Никиты Непряхина:
Миф: «И это нам говорит человек с судимостью» или «Вы сначала приходите вовремя на встречи, а потом пытайтесь взять слово». Вероятнее всего, жертва высказала аргумент, который ставит под угрозу доводы манипулятора, отчего он начинает агрессивно нападать и обращать внимание на вещи, не имеющие отношения к сути спора.
Цель: Основная цель агрессора в этой манипуляции — нейтрализовать аргумент жертвы. Понять цель манипулятора она может с помощью вопроса «Чего он хочет добиться очернением меня?».
Сценарий: Манипулятор заранее продумал реакцию жертвы: он ждёт, что она замолчит или уйдёт (пассивная реакция), либо начнёт активно протестовать и оправдывать себя (активная реакция), то есть отдалится от сути своего первоначального аргумента. Лучшее решение для жертвы в этой ситуации — сломать сценарий манипулятора вопросом: «Какое отношение моя пунктуальность имеет к нашему разговору».
Книги, которые помогут распознать манипуляцию:
2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены
Как за 10 минут понять, что вами манипулируют
Когда вы чувствуете, что кто-то бессовестно пытается вами манипулировать в своих интересах, вовсе не обязательно терять веру в человечество. Обнаружить скрытые мотивы своего собеседника достаточно просто. Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить.
Разговор быстро заходит о вашем собеседнике и крутится вокруг него
Речь отнюдь не об эгоистичных нарциссах, а о тех, кто в беседе настойчиво тянет одеяло на себя — ловко и плавно, а иногда и без церемоний переводит разговор в нужное ему русло. Человек, у которого действительно есть скрытые мотивы, неуклонно стремится к своей цели — его нетерпение часто лезет из всех щелей.
Человек постоянно возвращается к одной и той же теме
Такая однобокость — наиболее красноречивый признак скрытых мотивов. Человек всецело сосредоточен на своей миссии и не хочет, чтобы разговор сбивался с прямого пути к его цели.
Если в беседе постоянно проскакивает одна и та же тема, вполне возможно, вами пытаются манипулировать. Чтобы понять это, просто задайте себе вопрос: «Так вышло случайно? Мы просто углубились в эту тему или же мой собеседник сам переключил на нее разговор?»
Ваш собеседник избегает зрительного контакта и не задействует язык тела
Люди со скрытыми мотивами могут слишком часто моргать, выглядеть очень напряженно и принимать неестественные позы. Им с трудом удается установить зрительный контакт с собеседником. Исследователи из Мичиганского университета выяснили, что те, кто смотрит вам в глаза, с большей вероятностью будут искренними в своих словах, чем те, кто этого не делает. Вспомните свой собственный опыт общения с людьми: во время открытого и честного разговора зрительный контакт поддерживается без усилий, а тело расслабляется.
Однако не переоценивайте миф о бегающих глазах — этот признак далеко не всегда говорит о том, что вам лгут или пытаются что-то утаить. Исследователи из Нью-Йоркского университета Говард Эрлихман и Драгана Мичич доказали: иногда это просто сигнализирует о том, что человек во время разговора использует свою долгосрочную память.
Человек неадекватно реагирует на некоторые предложения
Люди со скрытыми мотивами идут на риск во время своих манипуляций и поэтому могут слегка нервничать. Вы можете заметить, как они суетятся или слишком эмоционально реагируют на все, что отдаляет их от желаемой цели.
Эмоции собеседника со скрытыми мотивами невольно нацелены на то, чтобы прекратить разговор, если он развивается не по его плану. Если сила реакции человека не соответствует характеру вашего замечания — насторожитесь.
Люди со скрытыми мотивами пробуют разные тактики с одной и той же целью
Ваш меркантильный собеседник может резко менять свое настроение — от сильных эмоций до полного безразличия. Или сначала излагает мысли, которые вам не нравятся, а затем — меняет тему и заходит с другой стороны.
Если появилось ощущение, что вам очень хотят что-то продать или пытаются подтолкнуть к какому-то действию, скорее всего, так и есть.
Как понять, что нами манипулируют
Все мы порой манипулируем другими и позволяем манипулировать собой. Чаще всего это происходит неосознанно и не причиняет особого вреда. Но порой манипуляция становится опасной и приобретает форму психологического насилия. Как ее распознать и научиться ей противостоять, объясняет поведенческий психотерапевт Зан Виллинес.
Эмоциональная манипуляция разрушает самые близкие отношения, а тот, кто попадает в эту ловушку, чувствует себя растерянным, никчемным, беспомощным. Конечно, все мы порой манипулируем друг другом, зачастую совершенно непреднамеренно. Кроме того, это понятие настолько размыто, что под него можно подогнать любое поведение, даже такое естественное, как плач голодного младенца.
Что такое манипуляция
Это любая попытка повлиять на чье-то эмоциональное состояние, с тем чтобы заставить совершить некое действие или испытать необходимые чувства. В личных взаимоотношениях такое бывает постоянно, и не только там. Рекламодатели манипулируют эмоциями потенциальных покупателей, чтобы вызвать у них желание приобрести товар. Политики — избирателями, чтобы заполучить их голоса, убедить в фальшивых заверениях или навязать нужное мнение.
«Все мы манипуляторы, — говорит психолог Мелисса Стрингер. — При этом часто речь идет о социально приемлемой манипуляции — например, улыбке и зрительном контакте, здоровых способах завязать дружеские отношения. Но когда приемы используются для того, чтобы выставить себя в лучшем свете и установить над кем-то власть, — это совсем другое».
Люди, которые это делают умышленно, чаще всего стараются уйти от прямолинейных разговоров о своих потребностях или взаимных желаниях, боясь показаться уязвимыми.
12 распространенных приемов манипуляции
Манипуляторы изобретают сотни тактических ходов, и разгадать их намерения бывает нелегко. Однако в общей сложности все сводится к довольно очевидным способам.
1. Демонстрировать сильные чувства, чтобы подчинить себе другого
Например, абьюзер может попытаться форсировать романтические отношения. Он будет окружать жертву любовью и делать красивые жесты, чтобы та утратила бдительность или почувствовала себя обязанной.
2. Играть на чужих слабостях
Излюбленный прием рекламодателей: так косметические компании навязывают клиентам мысль, что они непривлекательны или стары. Распространена эта тактика и в личных отношениях: к примеру, когда один партнер внушает другому, что его больше никто никогда не полюбит.
3. Лгать и тут же отказываться от своих слов
Манипуляторы способны утопить жертву в потоке лжи. Если их уличают в обмане, они уверяют, что не говорили ничего подобного, или выдумывают новую ложь.
4. Преувеличивать и обобщать
Трудно возразить тому, кто заявляет: «ты меня никогда не любила» или «ты никогда не старался». Конкретные претензии можно обсудить, а расплывчатые обвинения оспорить куда сложнее.
5. Уклоняться от темы
Если человека критикуют за неприемлемые поступки, он может попытаться отвлечь от себя внимание и перевести разговор в другую плоскость. Часто это выражается в такой форме: «Лучше посмотри на …». Скажем, один из супругов обеспокоен, что партнер употребляет наркотики, но в ответ слышит, что надо лучше заботиться о ребенке.
6. Менять правила игры
Это происходит, когда человек постоянно выдвигает новые критерии, которым надо соответствовать, чтобы его все устраивало. Допустим, постоянно высмеивает коллегу за манеру одеваться. Если тот меняет стиль, заявляет, что ему ничего не светит с такой прической или таким акцентом, и так далее.
7. Запугивать, чтобы управлять
К примеру, угрожать или применять физическую силу.
8. Самоутверждаться за чужой счет
Чтобы унизить других или обесценить их жизненный опыт, люди невротического склада часто пытаются убедить окружающих, что тем недостает ума.
9. Проявлять пассивную агрессию
Такое поведение включает множество стратегий, например перекладывание вины или сомнительные комплименты. В целом пассивной агрессией называют склонность выказывать недовольство или гнев без явного выражения эмоций.
10. Изводить молчанием
Попросить время на обдумывание решения или сказать тому, кто оскорбил вас до глубины души, что вам больше не о чем разговаривать, нормально. Но игнорировать человека, чтобы наказать или припугнуть, это манипулятивная тактика.
11. Газлайтинг
Изощренная форма манипуляции, при которой человека заставляют сомневаться в адекватности восприятия реальности. Например, мучитель может отрицать факт насилия и рассказывать жертве, что у нее плохо с памятью.
12. Привлекать союзников
Жестокий родитель может призвать на помощь других членов семьи, чтобы те напомнили ребенку, чем ради него пожертвовали. Под социальным давлением немудрено почувствовать вину и перестать жаловаться на плохое обращение. Манипуляторы умеют комбинировать разные приемы или переключаться между ними в зависимости от контекста.
Почему люди манипулируют окружающими
Не всякая манипуляция злонамеренна, даже если причиняет вред. Люди прибегают к такому поведению по нескольким причинам.
«Чаще всего манипуляторами становятся те, кого не научили навыкам эффективного общения. Бывает и хуже: их наказывали, когда они пробовали выражать свои потребности или желания. В результате изначальный смысл человеческих отношений исказился, и перевесили стратегии, направленные на избегание любых просчетов. Соответственно, цель достигается двумя основными путями: непрямая коммуникация и отказ от ответственности за свои действия», — подчеркивает Стрингер.
Как защититься
Если вы поняли, что не раз поддавались манипуляциям, вы тут ни при чем. Каждым из нас манипулируют в той или иной степени, и предотвратить это невозможно.
Тем не менее есть несколько методов, которые позволяют противостоять и обозначать четкие границы.
Жертвам хронической манипуляции и психологического насилия стоит обратиться к психотерапевту. Специалист поможет обнаружить признаки манипуляции, разорвать тяжелые отношения и уменьшить риск попасться в ту же ловушку. Кроме того, вы научитесь выстраивать здоровые границы и пресекать любые попытки вторжения.