Как развивалась логистика в военном направлении что понималось под военной логистикой
Логистика в военной отрасли
Вы будете перенаправлены на Автор24
До середины XX века термин логистика в его современном понимании практически не использовался. Вместе с тем широкое распространение учение о логистике приобрело в военной сфере.
Именно в данной области зародились ключевые принципы логистической науки, которые актуальны по сей день.
Логистика Льва VI Мудрого
Как военная дисциплина логистика упоминается еще в начале X века нашей эры. Император Византии Лев VI Мудрый, царствовавший в 886 – 912 г.г., определял логистику как искусство управления перемещениями армии и ее снабжением.
В его военно-теоретическом труде «Тактика Льва» названы основополагающие дисциплины военной науки:
Логистика Антуана Анри Жомини
Основоположником науки логистики считают А.А. Жомини. Барон Антуан-Анри Жомини (1779 – 1869) – французский и русский военный теоретик швейцарского происхождения, французский бригадный генерал, российский генерал от инфантерии. С 1798 г. был на военной службе в швейцарской армии, с 1804 по 1812 г.г. в французской и с 1813 г. в русской армиях.
Жомини подразделял систему управления войсками на три ключевых аспекта: стратегию, тактику и логистику. Последнюю он определял как «планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места их дислокации, строительство дорог, укреплений». Таким образом, в своих трудах Жомини утверждал, что перевозки − не единственная сфера использования логистики, в ее ведении более широкий круг вопросов, включая планирование, управление и снабжение, а также строительство коммуникаций.
Готовые работы на аналогичную тему
Существенным фактом является то, что Жомини не только дал максимально приближенную к ее современному значению трактовку понятия логистики, но и определил ее место в иерархии управления войсками.
Его труды оказали значительное влияние на развитие военно-теоретической мысли и принципы ведения войны и вплоть до начала XX века.
Современная военная логистика
В настоящее время наряду с гражданской сферой логистика продолжает использоваться и на военном поприще. Сегодня под логистикой в военной сфере понимают совокупность материально-технических ресурсов, необходимых для доставки боеприпасов и людей к месту боя, а также комплекс мероприятий по подготовке и осуществлению этого процесса.
В русском языке как синоним военной логистики используется термин «тыловое обеспечение», которое включает организацию и осуществление комплекса мероприятий тыла, направленных на поддержание в боеспособном состоянии вооруженных сил, обеспечение их всеми видами материально-техническими ресурсов, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач.
К середине XX века успехи логистики в военной сфере создали предпосылки ее развития в хозяйственной практике западных стран. Именно военной логистике принадлежит ведущая роль в становлении и развитии современной экономической концепции логистики.
Логистика в системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: специфика и направления развития
Функционирующая в современных условиях система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации является самой масштабной из обеспечивающих государственные институты систем. Она предназначена для выполнения комплекса мероприятий, направленных на решение специальных задач в интересах военного ведомства, и включает в себя ряд структурных элементов: органы военного управления, центры материально-технического обеспечения (ЦМТО), производственно-логистические комплексы (ПЛК), соединения, части и подразделения материально-технического обеспечения [1, 2, 3].
Анализ передового опыта крупных отечественных и зарубежных компаний и организаций позволяет определить наиболее эффективные логистические инструменты и технологии, уже показавшие на практике свою состоятельность, и выбрать из них приемлемые варианты для последующего внедрения в интересах военной организации государства [4, 5].
Однако для того чтобы управленческие решения позволили обеспечить достижение поставленных целей, необходимо учитывать факторы, оказывающие влияние на развитие военной логистики. Для удобства разделим их на пять групп.
2. Группа экономических факторов (бюджет государства и военного ведомства на текущий год, экономические возможности по финансированию функционирования и развития системы стационарных объектов хранения военной организации, наличие развитой местной экономической базы, уровень развития логистики в государстве).
3. Группа социальных факторов (уровень образования и развития науки государства, наличие соответствующего кадрового потенциала).
4. Группа геополитических факторов (международное окружение, пространственно-территориальные характеристики государства).
5. Группа технических факторов (уровень развития техники и технологий, технический прогресс в средствах связи и компьютеризации, характер разработок, наличие современного транспорта, развитие логистической инфраструктуры) и пр. [6, 7, 8].
Кроме факторов, оказывающих влияние на развитие военной логистики, важное значение приобретают и принципы, определяющие ее эффективность. Для создания объективной картины дадим характеристику основным принципам военной логистики.
Первый принцип военной логистики – это интеграция. Под данным принципом понимается объединение всех логистических функций в единую систему, при этом сокращаются преувеличенная бюрократическая волокита и излишние промежуточные звенья между поставщиком и военным потребителем.
Второй принцип военной логистики – ожидание. Способность предусмотреть внезапно возникающие потребности войск в материальных средствах или в работах (услугах) как в мирное, так и военное время.
Третий принцип военной логистики – скорость отклика. Способность быстро, в нужное время, место и в необходимом количестве поставить материальные средства либо предоставить услуги.
Четвертый принцип военной логистики – простота. Логистические задачи должны быть просты и понятны, а все логистические процессы для удобства должны быть стандартизированы.
Пятый принцип военной логистики – экономичность. Он характеризует результативность военной логистики по отношению к затратам.
Шестой принцип военной логистики – живучесть, то есть способность логистической системы выполнять основные функции, несмотря на повреждения, адаптируясь к новым условиям.
Седьмым принципом военной логистики является принцип непрерывности, означающий необходимость сокращения или полного устранения любых незапланированных перерывов в деятельности.
Восьмой принцип военной логистики – импровизация. Под данным принципом понимается способность системы адаптироваться при возникновении непредвиденных обстоятельств.
Основной целью военной логистики в системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации является удовлетворение потребности военных потребителей в продукции военного назначения, а также предоставления услуг (выполнения работ).
Сравнительный анализ логистики в коммерческой и военной сфере выявил ряд особенностей, присущих военной организации государства. Так, например, если говорить о системе управления запасами, то в коммерческой организации запас должен быть максимально сокращен, однако при этом он должен быть достаточным для недопущения дефицита в сфере производства и потребления. Что касается военной организации, то логистика запасов (особенно тех, которые создаются для потребления в особый период) не может формироваться на основе традиционного для коммерческих организаций подхода, при котором на первое место выходит вопрос экономической обоснованности его содержания.
Особое место в сфере военной логистики принадлежит вопросам сохранения государственной тайны. Данное обстоятельство в определенной степени оказывает влияние на недостаточное внедрение в данной системе современных информационных технологий.
Рисунок 1. Основные принципы и ключевые факторы развития военной логистики, сравнительный анализ коммерческой и военной организации
Если говорить о вводе современных логистических технологий в системе материально-технического обеспечения ВС РФ в целом, то необходимо отметить, что данная работа в настоящее время, безусловно, проводится. В основе ее лежит научный подход, предполагающий комплекс взаимосвязанных мероприятий (рис. 2).
Рисунок 2. Алгоритм внедрения современных логистических технологий в системе материально-технического обеспечения ВС РФ.
Внедрение современных логистических технологий в системе материально-технического обеспечения ВС РФ (первый этап) начинается с определения комплекса логистических проблем, присущих системе материально-технического обеспечения [9].
На втором этапе необходимо идентифицировать факторы, оказывающие влияние на состояние военной логистики, подлежащие рассмотрению в рамках развития системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
В границах третьего этапа проводятся отбор и сопоставление для использования опыта других компаний и организаций (в том числе иностранных).
На четвертом этапе происходит сбор и анализ показателей, отобранных для сравнения компаний по выбранным критериям оценки.
Пятый этап предполагает сравнение полученных результатов с показателями системы материально-технического обеспечения ВС РФ в вопросах военной логистики.
Разработка плана мероприятий по улучшению состояния военной логистики осуществляется на шестом этапе. Для формирования объективной картины среднесрочного и долгосрочного развития военной логистики возможно привлечение представителей экспертного сообщества, обладающих соответствующим опытом работы в данной сфере.
Седьмой этап является завершающим – теоретические результаты внедряются в практику материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Подводя итог, необходимо отметить, что военная логистика имеет в настоящее время большое значение в системе материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, а активное внедрение современных технологий теории и практики военной и коммерческой логистики следует рассматривать как одно из важнейших направлений развития экономики военной организации государства [10, 11, 12].
Список используемых источников
Целыковских А.А., Курбанов А.Х., Плотников В.А. Система материально-технического обеспечения военной организации государства: особенности функционирования и перспективы развития в современных экономических условиях. Управленческое консультирование, 2014. № 12 (72). С. 16–28.
Владимир Викторович ТРИШУНКИН
кандидат экономических наук, начальник Штаба материально-технического обеспечения ВС РФ, генерал-лейтенант
Артур Хусаинович КУРБАНОВ
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва, подполковник
Тимур Хусаинович КУРБАНОВ
доктор экономических наук, преподаватель кафедры тактики и оперативного искусства Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва, майор
Военный этап развития логистики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 16:59, реферат
Краткое описание
Содержание
Введение………………. ………………………………………………………3
Истоки возникновения науки в военном деле………………………………4-7
Вложенные файлы: 1 файл
логистика.doc
Министерство сельского хозяйства РФ
Тема: «Военный этап развития логистики»
студентка БТЭТ 4 ТЭТ
профессор, доктор тех. н.
Истоки возникновения науки в военном деле………………………… ……4-7
В данном качестве логистика широко используется при изучении математических закономерностей, конструировании технических систем вычислитель ной техники, в робототехнике, программировании и т.д. В первом тысячелетии нашей эры термин «логистика» появился впервые в военном лексиконе ряда стран, – и с логистикой стали связывать деятельность по обеспечению вооруженных сил (ВС) материальными ресурсами.
Истоки возникновения науки в военном деле
На примере военной составляющей понятия «логистики», можно достаточно хорошо можно проследить её эволюцию от рабовладельческого строя до современных армий крупных стран. Так, на начальном этапе, при рабовладельческом строе, походу предшествовала долгая работа по
Эшелонирования запасов материальных средств в военном деле – это проведение организационных и практических мероприятий по распределению войск (сил) и запасов материальных средств частей, объединенных по глубине оперативного построения (боевого порядка), согласно принятому решению на операцию (бой).
Эшелонирование запасов материальных средств в бою состоит в распределении запасов материальных средств по глубине построения, звеньям тыла в целях своевременного удовлетворения потребностей сил в боеприпасах, горючем, продовольствии и др. материальных средствах, лучшего сохранения этих запасов от воздействия противника.
В начале 18 века для обеспечения войск продовольствием и фуражом существовали различные типы складов: стационарные, открываемые во многих городах на пути следования, временные и подвижные склады, называемые в то время магазинами. Появляются и нормативы содержания запасов. Так, в подвижных складах, следовавших в обозе за войсками, предписывалось иметь месячные запасы продовольствия.
цесаревича Александра II, он пишет один из основополагающих трудов о военной логистике «Precis de l`art de la guerre”(«Краткий курс военного искусства»). В данном труде, переведенном впоследствии на многие языки мира, А.-А. Жомини систему управления войсками подразделяет на стратегию, тактику и логистику. Понятие «логистика» при этом, включает в себя не только перевозки, но и планирование, управление и снабжение войск, определение места их дислокации, а также строительство мостов и дорог.
Термин «логистика», имеющий и французские корни от производного «Loger»-квартировать, размещать, характерен также в трудах французских военачальников,- от Наполеона до генерала Франции и президента Французской Республики Шарль Де Голля (1890-1970гг.), который применял этот термин в значении управлением снабжением армии и военными перевозками. В наиболее широких масштабах принципы и подходы логистики в военном деле получили развитие во время Второй мировой войны. Особенно наглядным примером логистики в перевозках, уже в международном масштабе, стала историческая операция поставки США, Великобританией и странами Британского Содружества продовольствия, техники и материальных средств по «Ленд-Лизу» и проработка путей подвоза, приема и распределения их со стороны СССР. Основные маршруты и объём транспортированных грузов показаны в таблице ниже.
Популярно о военной логистике
Здравствуйте! Сегодня я хотел поговорить о военной логистике. Не о логистике, как науке, то, что преподается в Академии Генерального штаба и так далее, а на предельно обывательском, простом уровне. Понятно, что военные, то, о чем я сейчас буду говорить, – прекрасно знают. Здесь речь идет именно о ликбезе, то есть о предельно простых, обывательских представлениях о войне: что такое логистика и что такое штабная работа в вооруженных силах?
В древнейшие времена необходимости в штабах, в штабных специалистах не было, то есть полководцы могли сами решать практически все задачи, которые стоят перед армией в области снабжения, в области переброски сил и так далее. Когда армия требует для своего снабжения только продовольствия и фураж (а иногда даже и фураж не требовался, потому что не во всех армиях было достаточное количество конницы), и армия насчитывает всего несколько тысяч человек, идет по одной дороге и разверстывается на одном поле для сражения – больших логистических проблем обычно нет. Есть обоз, который таскают с собой, есть реквизиция продовольствия у местного населения, то есть принудительный отъем, и обычно этого более-менее хватало.
Хотя даже в древние времена умелым маневрированием, перерезания коммуникаций удавалось обескровить, либо даже полностью уничтожить армию противника. В дальнейшем с ростом численности войск, с увеличением количества предметов снабжения, которые требуется войскам, логистические проблемы серьезно возрастали. И, собственно говоря, к концу XIX – начала ХХ века они уже были настолько велики, что без специально организованной серьезной штабной службы вести боевые действия не могла ни одна армия.
Сами штабы, как постоянные структуры, они получили распространение во время наполеоновских войн, то есть когда уже не просто какой-то офицер, выделенный командующим, занимается необходимой работой, а именно существует такое понятие как штаб, штабные офицеры. В чем же, собственно говоря, проблема обеспечения логистики в военных условиях. Первый этап достаточно объемный, масштабный, но не слишком сложный. Нужно, когда планируется перемещение войск или когда они даже находятся на одном месте, обеспечить снабжение всем необходимым каждого подразделения; при перемещении подразделения обеспечить его транспортом; рассчитать пути прохода; рассчитать, чтобы перемещающиеся подразделения не заблокировали подвоз подразделения к другим подразделениям, либо их перемещение; обеспечить всем необходимым боевую деятельность данного подразделения.
Опять же проблема шла не в том, что нужно обеспечить, допустим, продовольствием и снабжением какой-то конкретный полк, а о том, что их нужно обеспечить все одновременно. И это делается постоянно, это делается непрерывно. Но когда начинаются серьезные боевые действия, картина резко меняется и усложняется. В какую сторону? Представим себе – идет наступление армии. Допустим, даже сравнительно небольшой – 200-300 тысяч человек – и вот каждая дивизия двигается вперед. Нужно рассчитать по каким путям она будет двигаться, на какие рубежи она выйдет, к каким рубежам нужно доставлять снабжение, потому что дивизия несет потери, она расходует боеприпасы, она расходует продовольствие.
Пока фронт наступает линейно вперед (в общем-то, самый простой способ наступления) – больших проблем это не вызывает. Но как только начинает осуществляться какой-то маневр, например, фланговый маневр от фланговых противников, то часть войск начинает выполнять маневр, который называется «захождение плечом», то есть войска начинают поворачиваться у какого-то центра и чем дальше от этого центра, то есть дальше выдвинут фланг, тем большее расстояние проходят войска.
Учитывая, что дороги обычно таким способом не прокладываются, то есть такими хитрыми кругами в каждом нужном месте, то соответственно идет переключение линии снабжения с одной дороги на другую. Идет доставка боеприпасов с разной скоростью разным частям, но это пока нет противодействия противнику. Теперь мы добавляем противодействие противнику. И вот какая-то дивизия умудряется прорваться дальше, чем нужно, быстрее. Какую-то сумели затормозить, какая-то израсходовала больше боеприпасов, какая-то меньше. И сразу приходится буквально «по ходу пьесы», то есть по ходу сражения перераспределять перебрасываемые предметы снабжения, менять конечные точки маршрутов, которые могут оказаться и ближе, и дальше, и вообще в другом месте.
Кроме этого приходится сразу перераспределять силы подразделений, изменять графики их движения. Для чего? Чтобы не было разрывов во фронте, то есть чтобы противник, воспользовавшись этими разрывами, не получил возможности громить вашу армию по частям; для того, чтобы войска могли взаимодействовать друг с другом. Это у нас идет еще достаточно такое медленное, со скоростью наступления пехоты, движение, которое называется «охват фланга», и которое развивается достаточно успешно.
Еще больше задача усложняется, когда противник умудряется перехватить инициативу, и начать отбрасывать ваши войска. В этом случае снабжение становится еще сложнее, потери оказываются непредсказуемыми, а фронт нужно как-то стабилизировать на любом участке. При этом любая переброска сил вдоль фронта тоже приводит к тому, что приходится перебрасывать предметы снабжения, приходится перенацеливать основные транспортные силы на того, чтобы обеспечивать войска уже на одном направлении и на другом.
Кроме того, нужно учитывать возможность маневра резервами, то есть когда войска наступают, когда за ними двигаются их тылы, когда они обеспечивают снабжение наступающей части, то дороги обычно забиты, заполнены, и если нужно бросить в бой резервы, то нужно каким-то путем расчищать для них дорогу, то есть тоже обеспечить их своевременное наступление. Кстати, логистические проблемы являются чаще всего причиной того, что вроде бы очевидные решения (для «альтернативщиков», или просто для обывателей, прочитавших одну книжку по истории) оказываются неприемлемыми, типа: надо было бросить сюда еще 20-30 дивизий, и мы бы здесь прорвались, развили бы успех, все было бы здорово. Зачастую на эти направления бросить эти 20-30 дивизий просто невозможно. Почему? Нет путей снабжения, нет возможности обеспечить их за счет местных ресурсов.
То же самое касается любителей рассуждать о перманентной мобилизации. Типа того, что «мы постоянно наращиваем численность войск». Допустим, некоторые считают, что перманентная мобилизация могла помочь немцам в 41-42-м году выиграть войну. Вообще не люблю этих сторонников разыгрывать войну ради победы немцев, но в данном случае, в чем еще проблема есть? Немецкий штаб планировал, что будет достаточно низкий уровень потерь, планировал на основе опыта боевых действий в Западной Европе. Потери оказались гораздо большие – сил не хватило.
Но, допустим, немцы устраивают перманентную мобилизацию, то есть постоянно формируют все новые и новые части и бросают их на фронт, а потери оказались такие, как запланировано. Куда девать лишние войска и что такое лишние войска? Это означает, что маршевые батальоны формируются, направляются в соответствующие корпуса и дивизии, а там потери, которые ожидались, не понесены. Образуется лишний личный состав. Для него не хватает транспорта, для него не хватает продовольствия, – он там, просто говоря, не нужен, он мог пойти на формирование других частей. Но он шел именно в качестве пополнений (одно расчетное пополнение) именно тех частей, для которых эти потери были запланированы, а потери были не понесены.
Именно поэтому нужно учитывать, что все штабы работают в условиях прогнозирования тех событий, которые произойдут, то есть прогнозировать потери, расход боеприпасов и так далее. Им приходится срочно все перекраивать, когда прогнозы не сбываются. И что осуждать работу, допустим, штабных офицеров, читая о произошедших событиях спустя десятилетия после них, – очень легко. Хотя бы потому, что мы задним путем знаем, какие были понесены потери, какую операцию удалось провести, а какая провалилась. Задним умом обычно все крепки. По этому поводу даже есть такая хорошая поговорка «Чтобы я был таким умным всегда, как моя теща потом».
Сами же штабные офицеры вынуждены планировать все не только в условиях, когда неизвестно чем это закончится и как пойдет операция, но и в условиях отсутствия полных и подробных данных о силах противника. О противнике мы знаем что? Мы знаем линию соприкосновения с войсками противника и те данные, которые предоставила нам разведка. Больше о противнике мы ничего не знаем – мы можем только предполагать. Мы не знаем, какие планы у противника, что он хочет сделать. Опять же, если разведка их не вскрыла. Мы не знаем, что из того, что нам предоставила разведка, является истиной, а что является дезинформацией. Мы не знаем, какие именно силы у противника, на каком направлении – мы можем это только предполагать и рассчитывать.
Соответственно, мы не можем четко определить: какое будет противодействие противника нашим войскам на том или ином участке, то есть с каким темпом будет наступать противник, либо как он будет тормозить наше наступление. Поэтому в большинстве случаев планы операций, именно в штабном их исполнении, практически никогда не срабатывают. Есть как бы подробно расписанный план: что, как, до какого рубежа проходят наступающие войска, но этот план является рабочей основой для дальнейших действий. Как только начинается сама операция, противник своим противодействием неизбежно вносит изменения в нашу операцию и нам приходится постоянно пересматривать планы, менять по ходу дела: срочно перебрасывать силы на другие направления; срочно разгружать одни пути для того, чтобы перебрасывать по ним войска и, допустим, снабжение по другим путям; перераспределять транспортные ресурсы и главное – постоянно сталкиваться с тем, что из-за противодействия противника нам где-то чего-то не хватает.
При этом штабная деятельность очень хорошо видна на оперативном уровне и неплохо видна на стратегическом уровне, но ее практически не видно на тактическом уровне. Отсюда, кстати, и возникло такое презрительное отношение к штабным офицерам и вообще к штабистам со стороны офицеров в строевых войсках, которые находятся непосредственно на линии фронта. Отсюда пошло такое понятие, например, как «штабная крыса». При этом, как я уже сказал, со времен наполеоновских войн армия без штаба просто не боеспособна. При этом, чем эффективней работал штаб, чем более высок уровень планирования, тем более сложные маневры может осуществлять армия.
Собственно говоря, во время Второй мировой войны именно этим было вызвано то, что в начале этой войны серьезные маневры умудрялась осуществлять только немецкая армия. Допустим, ни французы и ни англичане к глубоким охватывающим маневрам были не способны. Да и, собственно говоря, нашим войскам тоже пришлось этому учиться в ходе войны. В дальнейшем эти блестящие операции нашей армии конца войны – против немцев в 44-45-м году, блестящее наступление в Манчжурии – это в значительной мере заслуга наших крайне эффективно работающих штабов.
Вот, собственно говоря, о роли логистики штаба на уровне ликвидации безграмотности.