Как ребенку объяснить что есть бог
Как объяснить ребенку, кто такой Бог
Содержание статьи
Самое важное, что должен знать ребенок о Боге — это то, что Господь Бог является главным существом, Создателем и Творцом всего существующего. Бог — невидимый дух, который, подобно царю, владеет полнотой силы и власти, но только не в одной стране, а во всем мире. Он существует повсюду: видит и заботится обо всех людях, является самым сильным, мудрым и добрым правителем. Бог следит за миром и всеми людьми на Земле, желая, чтобы они жили в счастье и справедливости. Трудно понять, кто такой Бог отдельно без его деятельности. Поэтому важно знать, что он является творцом всего сущего, а также праотцом, т.е. родителем человека.
Бог — создатель мира
Но раньше, когда-то давно, ничего этого не было. Не было ни людей, ни животных, ни даже неба и земли. Был только один Бог, который возжелал, чтобы появился этот чудесный мир. Сначала Бог создал Ангелов — добрых духов. Потом сотворил землю, но вокруг была темнота. Бог в течении шести дней трудился над созданием белого света и той красивой природы, что нас окружает теперь.
В первый день Бог создал свет и стало светло на земле.
Во второй день Бог создал земную твердь и появился небосвод над землей.
В третий день по слову Господа возникли на земле реки, моря, озера и горы. В этот же день Бог украсил землю зеленой травой, красивыми цветами, фруктами и овощами.
В четвертый день Господь создал на небосводе светила. При этом он пожелал, чтобы одно было солнцем и освещало мир днем, а другим светилом стала луна и освещала землю ночью.
На пятый день Господь решил создать красивых рыб и птиц на земле.
На шестой день по воле Божьей появились животные, «каждой твари по паре». Все они радовались жизни в этом прекрасном мире и восхваляли Господа Бога. А Бог с удовольствием смотрел на свои творения и был доволен новым миром.
Бог — тот, кто сотворил человека
Все радовало Господа в его новом созданном мире, но он понимал, что не хватает на земле человека. И Бог решил сотворить человека, который по замыслу Божию, должен стать господином над всеми животными, птицами и растениями. Одним словом, Господь сотворил человека по образу и подобию своему, чтобы тот стал полноправным хозяином всей земли.
И первого человека Бог сотворил из куска земли, из которого создал тело и вдунул в него душу. Душу он наделил разумом, чтобы человек мог мыслить и осознанно принимать решения.
Первым человеком стал мужчина, которого звали Адам. Но со временем Господь заметил, что Адаму одиноко жить одному на земле. Он не мог ни с кем ни поговорить, ни разделить радости или грусти.
Адаму было одному скучно, и Господь сжалился над ним и решил создать для него жену, которая была бы всегда рядом с ним. Господь Бог ввел Адама в очень крепкий сон и вынул из его груди одно ребро. Из этого ребра он создал Адаму жену — Еву. Адам и Ева очень полюбили друг друга и счастливо вместе жили.
Про овсянку, или как говорить с подростками о бытии Бога?
Среди детей и внуков воцерковленных людей часто можно встретить скрытых атеистов или агностиков. Религия для таких детей – что-то сродни ненавистной овсяной каше. Почему так случается и что можно с этим сделать?
Что греха таить – ситуация в православных семьях довольно типичная. Пока ребёнок маленький, пока он отбиться от родителей не может, он эту кашу ест “за послушание”. Кто-то всю жизнь скрыто ненавидит овсяную кашу. Но гораздо больше тех, кто её терпит. Да–да… Овсяная каша полезна. Это все знают. Но для ребёнка, который любит картошку-фри, это не аргумент.
По мере возрастания ребёнок начинает переходить с овсянки на то, что ему реально нравится. И когда ребёнок начинает жить отдельно, он начинает питаться по-своему. Исключение – для тех мальчиков и девочек, которые едят овсяную кашу “по личному убеждению”. Так это убеждение надо детям передать… А для этого мало частого употребления слова “так надо”.
Здесь важно аргументировано обосновать на понятном для ребёнка языке, а почему так надо? И это же касается религии. А, правда, почему надо верить в Бога? Мы-то сами знаем ответ на этот вопрос?
– Сделает ли вера в Бога меня богаче?
– Может быть, вера в Бога поможет мне сделать карьеру?
– Может быть, вера в Бога поможет мне стать добрее?
– Возможно. Но в современном мире нужны клыки и когти, чтобы состояться. Доброта в этом мире – удел неудачников, – примерно так думают современные подростки.
– Вера в Бога помогает мне духовно возрастать!
– Здорово. Но для подростка словосочетание “духовно возрастать” вообще непонятно… Это все равно как для вас “достичь состояния мокши”! – Бред какой-то…
Тогда зачем нам вера в Бога?
Если вы сами не знаете ответ на этот вопрос, вы не сможете доказать своему ребёнку, что Бог существует. Представьте себе, что вам кто-то расскажет про существование в глубине Марианской впадины какой-то золотой рыбки, которая имеет огромный мозг. Сколько часов вы готовы провести за прослушиванием информации об этой рыбке и о том, как, вероятнее всего, она думает?
Если лично вам она не интересна, думаю, минуты вам хватит на то, чтобы найти свой мобильник или пульт от телевизора. Здесь я не буду давать вам ответ на дурацкий вопрос: “А зачем лично вам Бог?” Попробуйте сами для себя сформулировать ответ… Если у вас есть положительный ответ на этот вопрос, тогда есть смысл взяться за обсуждение темы бытия Бога с вашим подростком.
Самая главная проблема в разговоре с подростком о вере – это проблема выбора глубины погружения в тему, прибегая к “словарному запасу” подростка.
Здесь миссионер может сделать две ошибки:
Для того чтобы вы могли найти уровень погружения в проблему, соответствующий понятиям вашего ребёнка, я могу предложить пять ступеней аргументирования, начиная с самого примитивного уровня и заканчивая самым высоким.
Сразу скажу, что известны 16 аргументов в пользу бытия Бога, однако здесь приведу только пять из них, зато самых, на мой взгляд, убедительных для подростка.
У каждого уровня есть подуровень, на котором мы критикуем позицию наших оппонентов, утверждающих, что Бога нет. Итак, первый уровень.
Первый уровень. Аргумент от авторитета:
“Ты слишком молод, чтобы спорить со мной об этом”
Большинство людей, не готовых погружаться в дискуссию о бытии Бога, находятся на этом уровне. Это касается как верующих людей, так и неверующих. Если человек считает, что Бога нет, то это едва ли результат какой-то его философской эволюции. Просто на этапе формирования его мировоззрения перед ним возник АВТОРИТЕТ, который не верил в Бога.
А вот на самом деле… Как доказать, что Бога нет? Этот вопрос можно усложнить: а где нет Бога? На планете Земля? На Луне? На одном из астероидов Сатурна? В соседнем от нас звёздном созвездии Проксима–Центавра? В соседней галактике, которая находится от нас на расстоянии 250 миллионов лет?
Для удобства вы можете положить перед подростком фотографию, к примеру, Млечного Пути. Попросите подростка ткнуть пальцем туда, где, по его мнению, нет Бога. Ткнул? А теперь пусть обоснует! Откуда у него такие сведения? Кто из нас летал туда и, заглянув под каждый куст этой части галактики, никакого Бога там не нашёл?
На этом уровне важно затронуть вопрос о беспомощности науки в вопросе эмпирического (то есть экспериментального) способа нахождения Бога.
Возражая, мы тоже вынуждены обращаться к каким-то авторитетам. И вот тут выясняется, что значительная часть тех учёных, которые стоят у истоков научного знания, была верующими людьми. Причём их вера часто была глубокой, искренней и даже основополагающей в их научной деятельности. Таковы Аристотель, Пифагор, Исаак Ньютон, Рене Декарт, Адам Смит и прочие.
Аргумент “от авторитета” очень хорош тем, что это “исторический аргумент”.
Во-первых, историческое “младенчество” всех народов без исключения проходило “в ползунках” пусть и примитивных, но религиозных представлений. История человеческих цивилизаций не знает ни одного атеистического народа. Это странно. Этот факт доказывает, что религиозная психология является выражением общей для всех человеческой природы.
Во-вторых, до тех пор, пока не появится “машина времени”, об историческом прошлом мы вообще толком знать ничего не можем. Вот, к примеру, вопрос: насаждалось ли христианство “огнём и мечом” на Руси? У нас нет машины времени. Поэтому одни ВЕРЯТ, что насаждалось, другие ВЕРЯТ, что не насаждалось.
Спор учёных в этом вопросе – это спор авторитетов. И другого пути разобраться в прошлом не существует. Это нормальная ситуация. А спор о бытии Бога – это тоже спор “историков”, одни из которых рассказывают о фактах явлений Бога в жизни людей прошлого, а другие пытаются интерпретировать эти факты естественным ходом вещей. Увы, там, где идёт столкновение авторитетов, там побеждают те, кто может доказать обществу свою честность, порядочность и логическую беспристрастность.
Уровень второй: “Мы не знаем как, но это работает”
Этот аргумент связан с психологией веры. Вера – она как вода. Водой можно отравиться, но жить без воды нельзя. Вера позволяет нам общаться, объединяться, выполнять долгосрочные проекты, формирует нашу иерархию ценностей, а значит, является главным фактором нашей морали. Верой мы познаём прошлое, о чём было сказано выше. И это далеко не всё.
Вы встречали когда-нибудь исцелившегося наркомана? Да, такие люди встречаются. Я их видел сам, своими глазами. Если вы встретите такого человека и спросите, что дало ему исцеление, то я уверен на 100 % – это будет вера.
Вера исцеляет человека, дарит радость, силы для преодоления трудностей. Про кого говорят: “Он потерял веру”? Верно, про тех, кто близок к отчаянию, к самоубийству. Видите? Мы опытно познаём необходимость веры для человека.
Но как это доказывает, что Бог существует? Мы можем поднатужиться изо всех сил, мы можем покраснеть от натуги и сжать кулаки так, что кожа на наших руках потрескается. Это не прибавит нам веры ни на йоту.
Вера происходит от какой-то сверхъестественной силы, которая нам не подчиняется. Ложная вера – от дьявола. Спасительная вера – от Бога. У вашего подростка есть какой-то альтернативный взгляд на вопрос происхождение веры? Пусть изложит, это будет очень интересно.
Уровень третий. Мы верим, что мир познаваем
Доказать это очень трудно, так что учёные тоже в это верят. Но в пользу познаваемости этого мира есть один древний аргумент: у любого события, которое происходит, есть какая-то причина. Возможно, сейчас мы не можем найти эту причину, но когда-то мы её найдём.
26 апреля 1986 года произошла страшная Чернобыльская катастрофа. Взорвался четвёртый ядерный реактор атомной электростанции. Как бы вы отнеслись к утверждению, что Чернобыльская АЭС сама взорвалась и в этом никто не виноват?
Да, она взорвалась сама. Но должны быть причины, почему она раньше не взорвалась? Почему она взорвалась именно в Чернобыле? Люди ищут ответы на эти вопросы для того, чтобы узнать причины взрыва и устранить их на будущее.
Здесь очень важно понять, какие элементы системы самозащиты АЭС работают лучше всех. Позитивный опыт должен закрепляться, негативный должен, напротив, использоваться для исправления ситуации. С этим согласится любой умный человек. Согласен ли с этим ваш подросток? Тогда спросите, как возник наш мир?
Уровень четвёртый. Нравственно-психологический
Если исследовать все аспекты человеческой деятельности, то выяснится, что экономику, политику и демографию ещё можно как-то объяснить логически, без веры, но вот этику никак кроме веры не объяснишь. В самом деле, сколько килограммов весит добро?
Если государство меня обмануло, лишило меня того будущего, ради которого я угробил свою молодость, что плохого, если я украду у этого государства мешок картошки?
Ложь во спасение! К ней даже религиозные люди прибегают! Например, продают мне красную нитку на левую руку от порчи, а сами в порчу не верят… Это как?
Аборт – это убийство? Ну и что, что этот плод в утробе? А если бы плод у человека формировался бы снаружи, что тогда? А, он ничего не соображает? Ну, месячный младенчик тоже ничего не соображает! Давайте его убьём, чтоб не мешал нам строить личную жизнь!
Я привёл вам примеры нравственных вопросов, на которые нет ответа, если нет Бога. Религиозный человек знает, что есть Бог и всё видит.
Поэтому религиозный человек поступает нравственно даже тогда, когда его никто из людей не видит. (Есть люди, называющие себя верующими, но если они не следуют нравственным требованиям своей религии – они неверующие).
А нерелигиозный человек имеет «рыночный» подход к решению этических вопросов. Аборт – плохо или хорошо? А что выгодней: сделать его или нет? Как аборт отразится на моей репутации? Моё здоровье не пострадает?
Религиозный человек задаст себе только один вопрос: “Как аборт отразится на моих отношениях с Богом?” Религиозные люди за свои принципы в целом страдают здесь, на земле. Их вообще за веру иногда убивают.
Задайте вашему подростку три вопроса:
Уровень пятый, связан с логикой второго уровня
Молния ударяет в дерево из-за того, что между деревом и тучей возникла большая разница электрических потенциалов. Тучу принесло сюда ветром. Ветер возник из-за вращения планеты Земля вокруг своей оси. Земля поворачивается то одной, то другой стороной к Солнцу.
И Александр Гастелло – тоже у нас больше не герой. Его подвиг, это результат успешной для Красной армии комбинации тех же жиров, белков и углеводов…
Разве не так должно быть, если нет Бога, нет нематериальной души? Ведь только нематериальная душа по причине своей нематериальности может не зависеть от комбинации жиров, белков и углеводов. А если душа нематериальна, значит, есть Бог, который её создал.
И последнее… На требование “Покажите мне Бога, и я уверую!” – вы можете предложить подростку показать вам его сон. Ведь он же видел какой-то сон? Вот пусть и покажет! Не может? Вот так же верующие видят Бога, как он видит сны. И точно так же верующий человек не может показать Бога, как подросток не может показать свой сон.
Среди снов, кстати, встречаются пророческие сны. Их существование признают даже атеисты. Пророчество – это знание того, что произойдёт в будущем без участия нашей воли и без природной предопределённости. Откуда это знание? Кто нам даёт такое знание? Да, сон – это одно, а Бог – это другое. В снах нет необходимости, мы можем жить и без них, а без Бога?
Заберите у подростка его мобильный телефон, пусть докажет, что это его мобильный телефон! Как он будет это доказывать? Он будет отстаивать своё ПРАВО на основании событий прошлого. Например: тётя Ира дарила ему этот телефон на день рождения. Тётя Ира может подтвердить этот факт, но ведь она может обмануть.
Почему мы должны верить тёте Ире? Есть только один способ кому-то из нас «железобетонно» подтвердить своё право собственности: создать машину времени, при помощи неё отправиться в прошлое и показать этот момент, когда тётя Ира дарила мобильник подростку.
Увы, если у вас нет машины времени или вы не знаете, как ей пользоваться, вам придётся требовать веры от других людей. Они должны будут поверить, что данная вещь действительно принадлежит вам.
Бог делает то же самое: Он утверждает, что всё в мире принадлежит Ему. И если мы не согласны с этим, то с чего мы решили, что кто-то поверит нам, поверит, что наши вещи, наша жизнь, наше будущее принадлежат нам?
Александр Пермяков
Статья из социальных сетей
Как говорить с детьми о Боге: пять ошибок родителей
Дети верующих родителей часто задают своим мамам и папам вопросы о вере. Но далеко не всегда родители правильно на такие вопросы реагируют — причем речь не только о содержании их ответов, но и вообще об отношении к подобным вопросам. Какие ошибки наиболее типичны и как их избежать, рассказывает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва).
Нехватка времени на ответы, недооценка важности вопросов
Это касается не только ответов на вопросы о вере — современным родителям вообще катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Есть социологические исследования, согласно которым современный родитель общается с ребенком примерно десять минут в день, причем большая часть этого времени тратится не на разговоры по душам, а на повседневную рутину: «покажи дневник», «почисти зубы», «уроки сделал?». Поэтому детям приходится искать ответы на свои вопросы у посторонних людей, которые могут не обладать педагогическими навыками, не иметь подлинных знаний и даже не всегда желать нашим детям добра. И не стоит тешить себя иллюзиями, будто достаточно раз в неделю поговорить с ребенком, прочитать ему нотацию и рассказать, что такое хорошо и что такое плохо. Нет, недостаточно! Ребенок нуждается в каждодневном внимании к нему и в каждодневном ответе на его вопросы.
Увы, на практике бывает иначе. Родители говорят: «Потом скажу», «Ты еще мал, не поймешь», «Спроси об этом на исповеди у духовника». И вот приходит ребенок на исповедь, а там стоит 70 исповедников и батюшка перед причастием вышел из алтаря поисповедовать. Естественно, он не ответит — ему некогда.
Вот потому и бывает, что даже в верующих, воцерковленных семьях вырастают дети, которые, уже закончив школу, понятия не имеют о воскресении мертвых и жизни будущего века, а знают только о загробной жизни души. Или, например, ребенок-пятиклассник из очень церковной семьи задает вопрос: «А где находятся кости Иисуса Христа?» Или дети не знают, что вообще значит имя Иисус. Таких примеров я могу привести множество. А причина — родители не беседуют с детьми на духовные темы.
Между тем родителям нужно с самого начала понимать, что детские вопросы — любые, не только о вере! — это очень серьезно, очень важно, отвечать на них совершенно необходимо. Нет времени? Значит, надо что-то изменить в своем жизненном распорядке, выкроить это время.
Более того: к ответам на детские вопросы нужно очень серьезно готовиться. Лучше всего даже делать это заранее — пообщаться с другими родителями, с духовником, почитать православные ресурсы, посвященные этой теме — например, интернет-журнал «Батя», который, кстати, могу рекомендовать одиноким матерям, воспитывающим сыновей. Ведь такой маме трудно бывает отвечать на мужские вопросы, тут уж приходится привлекать взрослых мужчин — будь это духовник, школьный учитель, родственник. Но и самой нужно знать, что отвечать мальчику, чтобы он развивал свою мужественность.
Но может быть и так, что вы услышали от ребенка вопрос, на который затрудняетесь ответить сходу. В таком случае надо честно сказать: «Я сейчас ответить не смогу, но я подумаю, поищу ответ и обязательно тебе скажу». Естественно, обещание свое надо сдержать, причем сделать это как можно быстрее. Если вернуться к разговору через полгода, у ребенка уже отложится в сознании, что он спросил и ему не ответили.
И, конечно, нельзя все детские вопросы о вере спихивать на духовника или на учителя в православной школе. Делая это, вы тем самым демонстрируете ребенку, что духовная сфера вам чужда, что христианское вероучение вы не знаете, что ваша принадлежность к Церкви чисто внешняя, формальная. Постоянно отмахиваться «спроси у духовника» — значит, внушить ребенку уверенность, что вам ответить нечего.
Но бывают, конечно, такие вопросы, когда ребенку можно сказать: спроси об этом еще и у духовника. Мнение духовника — это очень важно, и надо, чтобы в семье знали, что ребенок спросил и что ему ответили. Поэтому я, как духовник, стараюсь делиться с родителями детскими вопросами. Чтобы дети задавали серьезные вопросы, я на своих уроках отвожу специальное время. Включаю музыку и терпеливо жду. Такие вопросы мне позволяют построить интересный урок. А чтобы их лучше запомнить, я завел в классе ящичек, куда дети кладут записки с вопросами. Они, конечно, и устно спрашивают, но мне важно, чтобы вопросы остались зафиксированными. Я изучаю динамику вопросов за последние годы, обнаруживаю некоторые тенденции, рассказываю об этом родителям наших учеников.
Возмущение неподобающей формой вопроса
Это тоже случается довольно часто: ребенок задает вопрос, облекая его в такие слова, которые родителям кажутся недостаточно благочестивыми или какими-то чересчур наивными, если не сказать идиотскими. Например: «а в раю будет гигантская клубника?», «а можно ли покрестить нашу кошку?», «а у Иисуса Христа была жена?» и так далее. «Да как ты смеешь такое произносить?!», «Да как у тебя язык повернулся такое сказать?!» — негодуют родители. А в результате у ребенка возникает недоверие к ним, он боится их спрашивать, чтобы не нарваться на упреки.
Доверительные отношения с ребенком — это самое главное, что родители должны беречь, взращивать и развивать. Ребенок должен всегда знать, что о чем бы он ни спросил, его не опозорят, а поддержут.
Отказ отвечать на вопросы, продиктованные праздным любопытством
Иногда родители чувствуют, что ребенок, задавая свой вопрос, не очень-то заинтересован в ответе, спрашивает «просто так» — и поэтому отказываются отвечать. Может быть, отказываются в корректной форме, без упреков, может быть, как-то отшучиваются — но так или иначе не поддерживают разговор.
Между тем это серьезная педагогическая ошибка. Даже если вопрос вызван пустым любопытством — все равно для родителей это сигнал, что ребенок испытывает дефицит общения. Вцепившись в родителей, видя их глаза, он начинает спрашивать просто что в голову придет. Но такие «праздные вопросы» могут быть лишь прелюдией к настоящему разговору. Такими вопросами ребенок, возможно, проверяет вас: а вы вообще его слышите? И если мы отфутболим его с «пустым» вопросом, он не задаст и тот настоящий, волнующий его вопрос, который по каким-то причинам сразу задать не может: стесняется, боится. Поэтому родители должны отвечать даже и на пустой вопрос, размышляя при этом, а что будет дальше? Куда повернется разговор?
Приведу пример из одной книги. Ребенок увидел в подъезде кошку, захотел ее погладить, а папа против:
— Не гладь, у нее блохи!
— А откуда у нее блохи? — спрашивает ребенок.
И папа терпеливо объясняет:
— Та кошка заразилась от кошки из другого подъезда, и так до бесконечности!
И тут ребенок говорит:
— Папа, а ведь бесконечными могут быть только цифры!
И папа понимает, что ребенок-то у него философ! Кошка — лишь повод к разговору, ребенку интересна жизнь, ребенок уже знает, что есть бесконечность цифр, но нет бесконечности кошек.
Детские психологи говорят, что самые интересные, самые глубокие вопросы дети задают в возрасте до 13 лет. А после взрослые «отфутболивания» и общественные стереотипы приземляют ребенка, гасят в нем философские интересы. Ребенок становится «как все» — не высовывается, боится насмешек, оберегает границы своего личностного пространства. Вот поэтому маленьким детям нужно отвечать на их даже самые странные вопросы. А вопросы эти, при всей внешней наивности, могут оказаться невероятно глубокими.
Приведу примеры из своей семейной жизни. Когда одной из моих дочерей было пять лет, она осознала, что все люди смертны, что это неизбежно — и заплакала. Я стал ее утешать, рассказал о Царствии Небесном, о Боге и вечной жизни. Она успокоилась немножко, и потом, уже засыпая, сказала: «Папа, я по тебе скучать буду, когда ты умрешь!» Я вновь начал ее утешать, а она вдруг и спрашивает: «Папа, а ты меня узнаешь в раю?»
Этот детский вопрос на самом деле невероятно глубокий и духовный. Ведь тут, в земной жизни, человек зачастую видит лишь внешнее, а то, что хранится внутри, то есть души даже близких людей, для него закрыты, и потому уже там, за пределами земного бытия, он эти души просто не узнает, пройдет мимо, они так и останутся для него неразгаданной тайной. Узнают друг друга лишь те, кто еще при жизни срослись душами, сроднились. Пятилетний ребенок еще не может, конечно, выразить это по-взрослому, но он вполне способен это чувствовать.
Другой пример, с другой дочкой. Ей тогда, кажется, еще четырех лет не было — и перед сном она спрашивает: «Папа, а у меня в животике есть маленький?» Я опешил, отвечаю: «Да что ты, доченька, спи давай!» А она, не удовлетворившись моим ответом, спрашивает: «Ну, может, как зернышко?» Я как-то растерялся: ну не рассказывать же такой малышке о детородной системе! Пробормотал что-то вроде «Ну, потом поговорим…» А она как-то так вздохнула: «Жаль… Я бы Тёмой назвала».
И вот тут понимаешь, что просто не готов к такому разговору, не готов к тому, что ребенок уже в таком возрасте может так глубоко думать и чувствовать, что в нем уже пробуждается материнство, и ему нельзя уже просто сказать «Вырастешь — расскажу», надо заранее готовить ответы.
Одноразовый ответ
Когда ребенок спросил и вы ответили — это еще не значит, что тема закрыта. Ребенок получил ответ от вас — но это только начало разговора. Важно, чтобы на этот же вопрос он получил ответ и от других людей. Если ребенок задал вопрос маме — ей нужно потом обязательно рассказать об этом папе: вот, мол, он это спросил, а я так ему ответила. Очень хорошо, если папа подойдет к ребенку и скажет: «Знаешь, мама рассказала мне, какой вопрос ты ей задал. Это очень хорошо, что ты так глубоко мыслишь! А я со своей стороны мог бы ответить тебе так…»
То есть важно, чтобы у ребенка было объемное восприятие мира, а не плоское, однообразное. Ведь мужчины и женщины немножко по-разному мыслят, и рассказывать будут по-разному, а в результате получится стереоэффект.
Кроме того, даже если кроме вас на этот вопрос ребенку никто отвечать не будет, хорошо бы спустя какое-то время, когда ребенок станет постарше, к этому разговору вернуться, показать ему какие-то другие грани проблемы, которые ранее могли быть ему недоступны. Это, конечно, в первую очередь касается мировоззренческих или богословских вопросов вроде «откуда в мире столько зла?», «почему в Библии ничего не сказано про динозавров?», «почему Бог не мешает злым людям обижать добрых людей?» и так далее. Такие вопросы никогда нельзя исчерпать полностью, чем старше становится ребенок, тем более глубокий ответ он способен воспринять.
Ну и, конечно, если родители ответили сходу — и чувствуют, что не очень разбираются в этой теме, что их ответ был слишком приблизительным, им нужно глубже в это вникнуть, почитать какую-то литературу, спросить у знающих людей — и как можно скорее поговорить об этом с ребенком вновь, дополнить свой ответ.
Переоценка своих познаний
Бывает, однако же, и так, что родители непоколебимо уверены, что уж они-то все о Православии знают и на любой вопрос могут ответить безошибочно. Отвечают детям сходу — и отвечают неправильно, их ответы не соответствуют церковной традиции. Отвечают, основываясь на каких-то стереотипах, бытующих в околоцерковной среде, на каких-то слухах, бездумно повторяют чьи-то слова.
Особенно часто это бывает с вопросами церковной жизни, стоящими сейчас особенно остро, будоражащими общественное сознание. Например, что считать ересью? Ересь ли экуменизм? И родители, которые борются с этой ересью на просторах интернета, соответствующе и отвечают своим детям, не доверяясь мнению священников.
Между тем очень важно, чтобы ребенок понимал: у него есть семья, но есть и храм, есть и духовник, есть и приходская община, и не надо замыкаться (в том числе и со своими вопросами) только в границах семьи. Естественно, я имею в виду ситуацию, когда внимательный духовник, здоровая община (а таких все больше).
Если же родители замыкают ребенка на себя, то когда он вырастает, когда ему исполняется 14-15 лет, когда родительский авторитет падает — он остается со своими вопросами один на один. Родителей он уже не спрашивает — не доверяет, а больше рядом никого нет.