Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.

Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:

Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.

Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.

Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.

Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.

Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».

Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».

Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.

Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.

Тренируйтесь различать звуки в игре.

Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!

А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».

Источник

Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс Людмила Гребенко
Мастер-класс для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрали вас для того, чтобы провести мастер – класс по подготовке детей к обучению грамоте.

— не пропускал буквы, не путал их при написании;

— умел использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только старался запомнить соответствующие буквы;

— под руководством педагога формировал познавательное отношение к речи, употребляя и расширяя словарный запас. Обучение грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это значит, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучениюграмоте и предполагает:

определение количества звуков в слове;

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);

определение места звука в слове.

Детям необходимо знать,что:

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Всегда твердые согласные: Ж Ш Ц.

Всегда мягкие согласные: Й Ч Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звуки – зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). Согласные звонкие звуки: Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р. Согласные глухие звуки: П Ф К Т Ш С Щ Ч Х Ц.

1. Игра «Хлопни, если услышишь звук». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Педагог называет звуки, слоги, слова, в которых есть заданный звук, нужно хлопнуть в ладоши, если услышали этот звук).

2. Игра «Светофорчик». Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Педагог называет звук, слог или слово, ребенок поднимает синюю или зеленую фишку, услышав заданный звук.

3. Игра «Покажи картинку на определенный звук». Задача: развивать умение слышать звук в начале слова.

4. Игра «Звуковой поезд». Задача: учить определять нахождение звука в начале середине или конце слова.

5. Игра «Сколько звуков спряталось в слове».Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Как проводится звуковой анализ слова?

1). Совместная деятельность педагога с родителями.

Выложить схему слова КОТ.

— Сколько звуков в слове КОТ? слове КОТ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? слове КОТ первый звук [К])

Звук [К] какой? (Звук [К] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом)

— Какой второй звук в слове КОТ? слове КОТ второй звук [О])

Звук [О] какой? ( Звук [О] гласный, поэтому обозначим его красным цветом)

— Какой третий звук в слове КОТ? слове КОТ третий звук [Т])

Звук [Т] какой? (Звук [Т] согласный, твердый, глухой, поэтому обозначим его синим цветом) Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят ее название, а не звук: бэ, ре, мэ….В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи)рекомендуются следующие задания:

На что похожа буква?

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 классМастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: «Гиацинты в вазе» Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» Мастер-класс для родителей и детей «Волшебные кормушки» ГБДОУ детский сад № 20 комбинированного вида Приморского района г. Санкт-Петербурга.

Мастер-класс для родителей «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Мастер-класс для родителей с детьми «Изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей детей» Цель: Повышение.

Мастер-класс для родителей «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей» Форма проведения: мастер- класс. Аудитория: родители подготовительной группы №1. Цели: 1. Приобщать родителей к театральному искусству,.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 классМастер-класс по обучению звуковому анализу и синтезу слов «Путешествие в Страну Слов» Цель: Познакомить педагогов ДОУ с основными компонентами процесса обучения грамоте детей старшего дошкольного.

Обучение детей с нарушениями речи звуко-слоговому анализу и синтезу слов Обучение звуко-слоговому анализу и синтезу слов – основа подготовки детей-логопатов к обучению грамоте. В чём актуальность этой проблемы?.

Методика обучения детей звуковому анализу и чтению Задачами обучения грамоте по программе детского сада является развитие фонематического слуха и навыки звукового анализа речи. Как таковой.

Источник

Учимся различать гласные и согласные звуки.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс Вера Соколова
Учимся различать гласные и согласные звуки.

Когда ребенок приходит в первый класс, он получает огромное количество информации по всем учебным предметам. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Русский язык – один из самых сложных языков. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать эту работу надо ещё в детском саду.

С младшего возраста я знакомила детей с понятием «звук». И начиналась эта работа с наблюдений за неречевыми звуками. Потом дети узнали и о речевых звуках. В игровой форме ребята учились выделять звук в ряду других звуков, в слогах, в словах, определяли место звука в слове, придумывали слова с нужным звуком. Изучая гласные и согласные, мы наблюдали за их артикуляцией и давали им характеристику. Для родителей мною был разработан консультативный материал, который помогал в выполнении домашних заданий.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 классКонспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.

Конспект подгрупповой коррекционно — логопедической деятельности «Дикие животные. Гласные и согласные звуки.» Коррекционно – образовательные цели: 1) обобщение и систематизация представлений об окружающем мире, о диких животных; их повадках; детенышах;.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуки гласные и согласные» Цель: закрепление знаний по теме звуки, умение выделять нужный звук, выделять количество звуков в слове, делить звуки на гласные и согласные,.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 классЛогопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

НОД «Гласные звуки» в логопедической группе Тема: «Гласные звуки». Цели: 1. Уточнение произношения гласных звуков и их характеристика по схеме. 2. Закрепить умение выделять гласный.

НОД по обучению грамоте: «Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, У, Э, Ы» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: • Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [у], [э]. Задачи: Образовательные:.

План-конспект группового коррекционного занятия 2 класс Тема «Гласные и согласные звуки» Задачи: • Совершенствовать умение дифференцировать гласные и согласные звуки • Развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез.

Конспект занятия по математике «Учимся различать. Круг» Занятие 3 «Учимся различать» Цель: учить различать геометрическую фигуру «круг» среди других фигур; соотносить детали по форме прорези;.

Источник

Учимся звуковому анализу слов (памятка для родителей)

Разделы: Логопедия

Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.

Цель данной статьи: уточнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.

Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:

Итак, какие же бывают звуки?

Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].

Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.

Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.

Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером.

Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.

Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.

Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).

Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики

План анализа слова:

Порядок анализируемых слов

Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.

Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.

Примерные игровые задания

Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.)

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова ДОМ.

— Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

— Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [Д])

— Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).

— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).

— Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).

— Звук [О]какой? (Звук[О] гласный).

— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).

— Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).

— Звук [М] какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).

— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).

Игра «Звенит – не звенит» (на различение звонких и глухих звуков)

Если в начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон, ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)

Источник

Логопедическое занятие на тему: Мягкие и твердые согласные звуки.

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс
shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Сколько звуков в русском языке

Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.

Всего 33 буквы:

Всего звуков — 42:

Таблица, где собраны все буквы и звуки

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Твердый и мягкий знаки

Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

ЪНе имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.
ЬНе имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Ещё одна полезная таблица

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

Всегда твердые и мягкие звуки

Теперь пора узнать имена тех самых бунтарей, которые не пожелали сдаваться врагу без боя. Звуки Ч, Щ и Й всегда мягкие, а Ц, Ж, Ш могут быть только твердыми. Это шестерка согласных звуков, которые до сих пор ведут свою тихую войну и не желают подчиняться власти гласных. Не имеет значения, с кем по соседству они оказались. Непоколебимость этих звуков вызывает восхищение.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознавать твердость и мягкость согласных по положению губ.

Если, произнося слог, говорящий улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такой слог содержит в себе мягкий звук. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то наоборот — твердый. Так изучать сложную тему станет проще и веселее.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

Звонкие и глухие звуки

Согласные звуки также классифицируются на звонкие и глухие. Первые состоят из голоса и шума, а вторые — только из шума.

К категории звонких относятся: [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

В группу глухих входят: [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ].

Большинство согласных могут образовывать пары по глухости и твердости:

Глухие и звонкие согласные легко запомнить с помощью двух предложений:

Их можно зазубрить или распечатать запоминайку на отдельной карточке.

Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Смотреть картинку Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Картинка про Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс. Фото Как ребенку объяснить что такое гласные и согласные звуки 1 класс

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка: Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки. Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Конспекты логопедических занятий.

Наши ёжики трудились и ужасно уморились,

чтобы стало веселей нужно отдохнуть скорей!

Учитель. Продолжим, положите, пожалуйста, мягкий зелёный мячик слева от твердого синего мячика. Положите перед собой листочки с таблицами, в которых написаны слова, а внизу пустые клеточки. Дети выполняют задание.

Материал с сайта
Итог занятия
Учитель.Ребята, давайте сыграем в игру с нашими ёжиками-мячиками. Садитесь вокруг стола. К кому прикатится голубой ёжик — называет слово с твёрдыми гласными, к кому зелёный — называет слово с мягким гласным звуком.

Вы сегодня хорошо занимались, и я хочу вам вручить улыбающиеся смайлики. Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *