Как сделать печать для самозанятого
Всё о самозанятых
В чём плюсы и минусы, что такое НПД, как самозанятому в 2019 году платить налог, какие виды деятельности самозанятым доступны? Разбираемся в подробном обзоре.
Закон о самозанятых – давно напрашивающаяся мера со стороны государства, которое понимает, что очень много граждан России налоги просто-напросто не платят, хотя доход получают. Естественно налоги эти мизерные, по сравнению с суммами, которые должны уходить в бюджет от корпораций и крупных фирм. Ведь какой-нибудь репетитор по русскому языку Татьяна Васильевна получает со своего скромного приработка совсем немного. Но представьте, сколько в стране таких Татьян Васильевн! Сколько репетиторов, фрилансеров-копирайтеров, дизайнеров, нянь, мастеров ручной работы, людей сдающих квартиры. И все они не платят налоги, хотя получают доход.
Закон о самозанятых
С 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года в нескольких регионах страны (Москва, МО, Калужская область и Татарстан) ввели проект федерального закона №551845-7, по которому предлагается в этих областях провести эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Его задача – упростить процесс налогообложения для тех, кто работает на себя самого. То есть как раз для тех, кто работал в «серой» зоне экономики, не показывая своего дохода. Единственным способом для них раньше было открытие ИП. Но этот вариант большинство отвергало, потому что индивидуальному предпринимателю нужно платить 13% НДФЛ, либо 6% с дохода. А доходы с такого типа занятости и так небольшие.
Налоговая ставка для самозанятых
На данный момент предусмотрено две налоговые ставки:
Для кого закон полезен по задумке государства
Как самозанятому платить налоги
Налог для самозанятых называется НПД – налог на профессиональную деятельность.
Для удобство разработано приложение «Мой налог», которое упрощает отчётность. В нём самозанятому нужно указать сумму, которую он получает за товар, или за услугу. Выписывается чек. Всё это – и есть регистрация дохода.
Далее, самозанятый получает уведомление от налоговой с общей суммой налога за предыдущий месяц. Расчёты производятся автоматически, поэтому на это времени тратить не нужно.
Перечисляется сумма налога до 25 числа месяца, который следует за отчётным. Оплату можно производить с банковской карты.
Что делать, если деятельность ведётся вне зоны проведения эксперимента?
Увы, этот вопрос настолько же частый, насколько ещё точно в законе не фиксированный. Всё, что есть сейчас – письмо ФНС от 21.02.2019 № СД-4-3/3012@.
Из письма можно понять, что при регистрации самозанятый выбирает регион ведения деятельности. И это должен быть один из четырёх регионов. Однако при этом вести деятельность в нескольких регионах (даже тех, которые в эксперимент не входят) он право имеет. Как имеет право и платить за это НПД (тот самый налог на профессиональную деятельность, который платят самозанятые).
То есть простыми словами, если вы хотите платить НПД, а не налог для ИП, то вам нужно зарегистрироваться как самозанятый в одном из четырёх регионов. В ином случае, придётся платить по полной.
Такая ситуация, понятное дело, не устраивает никого. Особенно тех, кто решил всё-таки пойти путём государственных рекомендаций и свою деятельность зарегистрировать. Поэтому идут плотные обсуждения этого вопроса. Сейчас уже известно, что вопрос будет решён в ближайшее время. Возможно с 2020 года, а может быть даже и осенью 2019 года, работать по НПД разрешат и самозанятым других регионов.
Отдельный вопрос возникает по фрилансерам, которые заняты в сети Интернет. Ведь у них нет чёткой привязанности к месту.
Когда ситуация прояснится, мы добавим материал в нашу статью.
Почему закон называется экспериментом?
Потому что правительство ещё не знает, будет ли он настолько действенным, чтобы ввести его на постоянной основе. С 2019 по 2028 год закон действует для четырёх регионов – Москва, Московская, Калужская области и республика Татарстан.
Закон «обкатывается» в этих регионах, выявляются минусы и плюсы, по ходу вводятся дополнения, изменения. Задача – получить к 2028 году готовую и чёткую картину того, как закон должен действовать, чтобы всем было удобно.
Виды самозанятости
На данный момент чёткого списка разрешённых видов деятельности, которыми может заниматься самозанятый нет. Но есть список профессий, которым запрещено переходить на самозанятость. К ним относятся:
Также есть ограничения по доходу. Самозанятые не могут получать более 2,4 миллиона рублей в год.
Профессии, которые уже официально признаны возможными для оформления статуса самозанятого:
На данный момент все, кто занимается репетиторством, выполняет функции няни или уборщицы, пока что можно не регистрироваться в качестве самозанятого. Такое положение актуально до 31 декабря 2019 года. Далее возможно в силу вступят новые изменения.
Можно ли быть одновременно ИП и самозанятым?
Нет. Предусматривается, что человек может выбрать только один вариант налогообложения.
А вот совмещать самозанятость с работой по найму можно.
Что выгоднее – быть в статусе ИП или самозанятого?
Если сравнивать стандартную ставку по налогу в случае ИП (13%) со ставкой самозанятого, то вывод один – выгоднее платить ПНД (если вы занимайтесь тем, что разрешено самозанятым).
Но в случае индивидуального предпринимательства предусматривается упрощённая система налогообложения со ставкой в 6%. А она равняется ставке самозанятого при расчётах с юрлицами и ИП. Как быть тут? Смотреть на второй фактор.
Индивидуальный предприниматель платит фондовые взносы – 6 884 рублей страховой, 29 354 рубля – пенсионный и 1% на доходы, которые превышают сумму в 300 тысяч рублей. Причём в 2020 году эти суммы будут ещё выше. И да, если у вас нет прибыли, никого это не интересует. Платите.
Налог при этом вычитается. То есть, если сумма налога меньше взносов, то вы его не платите. Если больше, то вычитаете из суммы налога сумму взносов, и платите налог в остатке (помимо собственно взносов).
Пример 1. Доход за год составляет 2 миллиона рублей.
Предположим, вы зарабатываете 2 миллиона в год. Если вы самозанятый, то платите при этом налога на 120 000 рублей. Это те самые 6% (предположим, что расчёт ведётся не с физлицами).
Если вы ИП на упрощённой системе налогообложения, то платите 120 000 рублей налога (6%), а также 6 684 рубля в страховой фонд (ОМС), а также 29 354 рубля в пенсионный фонд, а также 1% от дохода свыше 300 000 рублей (17 000 рублей).
То есть 120 000 рублей налога + 53 038 рублей. Но так как налог больше платы в фонды, из 120 000 рублей эта плата вычитается. То есть налог уже составляет 66 962 рубля. А значит, общая сумма выплат составит те самые 120 000 рублей (сами взносы в фонды ведь никуда не деваются).
Но при равных выплатах, у ИП больше возможностей. Во-первых, он может давать социальные и медицинские гарантии. Во-вторых, он поддерживает пенсии. Получается, что ИП быть в этом случае выгоднее.
Но то был пример, который в реальности подходит малому количеству людей. Ведь кто из самозанятых может заработать 2 миллиона за год (по 166 000 рублей в месяц)?
Поэтому давайте посмотрим на другой пример.
Пример 2. Доход за год 500 000 рублей.
Налог самозанятого равен 30 000 рублей (6%).
Налог ИП равен 30 000, а также 29 354 взнос в пенсионный фонд, а также 6 684 рубля в страховой фонд, а также 1% от суммы превышающей 300 000 рублей (2 000 рублей от 200 000 рублей). Получается сумма неналоговых платежей будет 38 038 рублей.
Но так как налог меньше, чем неналоговые платежи, ИП его не платит. То есть за 500 000 рублей дохода за год, он заплатит в общей сложности только 38 038 рублей.
Это всё равно больше, чем заплатит самозанятый. А если взять пример, когда самозанятый зарабатывает за год эту сумму только на физлицах, то его налог вообще составит 20 000 рублей.
Вывод: Самозанятым выгоднее быть, только если годовой доход не превышает 700 тысяч рублей. Или если не требуется заниматься деятельностью, которая самозанятым не разрешена.
Теперь, когда мы на цифрах поняли, кому выгоднее быть самозанятым, давайте обсудим плюсы и минусы, которые есть в этом новшестве от правительства.
Плюсы самозанятости
Минусы самозанятости
Можно ли самозанятому открыть расчётный счёт в банке?
Очень частый и актуальный вопрос, который требует разъяснений! Но прежде, чем на него ответить, нужно разобраться с тем, какие счета открывают банки вообще.
Дело в том, что есть два основных вида счетов. Это счёт для физических лиц и счёт для ведения предпринимательской деятельности.
Так как мы говорим о том, что самозанятый планирует получать оплату на счёт за свои услуги и товары, то значит нужен нам именно счёт для предпринимательской деятельности. Вот только банки открывают этот счёт после предоставления ряда документов, которые подтверждают статус ИП или ООО. А этих документов у самозанятого быть не может.
Получается, что самозанятый для предпринимательской деятельности открыть расчётный счёт в банке не может. Ему доступен только счёт для физических лиц. Но он для получения дохода от товаров и услуг не подходит.
Важно! Существует проблема связанная со счетами и оплатой за услуги самозанятых. Дело в том, что если самозанятый откроет обычный счёт для физлиц, а организация переведёт ему на этот счёт деньги в качестве оплаты его работы, то банк такой счёт сразу заблокирует. Потому что это будет предпринимательская деятельность, не позволительная для обычных счетов.
Этот нюанс уже привёл к многочисленным проблемам у тех, кто решил получить статус самозанятого. Поэтому, мы рекомендуем быть аккуратнее, и пока вопрос не решён на законодательном уровне, не пользоваться схемой перечисления на счета от юридических лиц.
Примечание: уже разрабатывается проект специального банка для самозанятых, а также разрабатываются поправки.
Закрывающие документы у самозанятых
Очень частный и важный вопрос. Что считать закрывающими документами от самозанятых. Особенно это актуально для фирм и ИП, которые с ними работают, ведь им нужно подтверждать свои расходы.
Закрывающим документом будет являться чек, который самозанятый обязан выдавать при оплате его услуг/товаров/работы.
Если такого чека нет, то есть основание получить отказ по учёту расхода. Это нужно обязательно помнить бухгалтерам.
Регламентирует такой порядок письмо ФНС от 20.02.2019 №СД-4-3/2899@.
Примечание: хранить чек можно, в том числе и в электронном виде, это не запрещено. Также можно при желании его распечатать.
Можно ли считать акт о выполненных услугах заменой чеку?
Нет. В том же письме от ФНС этот вопрос также регламентируется.
Что делать, если самозанятый не хочет выдавать чек?
Этот вопрос специально для тех, кто с самозанятыми работает. Но и самим плательщика НПД не лишним будет знать, что следует за невыдачу чека.
Во-первых, чек нужен в качестве закрывающего документа.
Во-вторых, на самозанятого можно пожаловаться в налоговую. Но необходимо будет подтвердить свою жалобу.
Штрафы для замозанятых
Переходя от предыдущей темы, давайте посмотрим, что грозит самозанятому, если он чек не выдал.
Штраф может быть назначен, если самозанятый гражданин не выдал чек, а также, если нарушил сроки выдачи чека, о которых мы уже писали выше.
Размер штрафа составит 20% от чека, но не менее 1000 рублей.
Если нарушение зафиксировано повторно в течение шести месяцев, взимается штраф в размере невыданного чека, но в этот раз уже не менее 5000 рублей.
Нужна ли самозанятому печать?
Прежде всего, нужно знать, что отдельного федерального закона об обязательности печати нет. Это, во-первых.
Во-вторых, самозанятый работает через мобильное приложение «Мой налог» и другие закрывающие документы, кроме как чек из этого приложения не выдаёт. Соответственно для этого ему печать не понадобится.
Но в то же время, если самозанятый планирует работать с юридическими лицами, то документы он заверять должен будет. Вот только сегодня документы заверяются подписью уполномоченного лица. Ведь для официальных бумаг достаточно подписи с расшифровкой. (другое дело, что многие фирмы так привыкли к печатям на документах, что требуют их там, где не обязательно).
Запретов на получение печати для самозанятого тоже нет. Поэтому, есть смысл её оформлять только в том случае, если самозанятый планирует работать с юрлицами (не забудьте, что не до конца ещё ясен вопрос с переводом оплаты на счета), или если самозанятый планирует заключать официальный договор.
Во всех остальных случаях, печать будет только тратой средств.
Но если вы всё-таки решили заказать печать, то что же на её оттиске должно быть?
Любые дополнительные данные – на усмотрение самозанятого.
Теперь перейдём к следующему глобальному вопросу.
Как стать самозанятым?
Для того, чтобы самозанятые платили налоги, им стараются упростить всё по максимуму. В том числе и процесс регистрации.
Шаг 1. Скачать приложение.
Для того, чтобы зарегистрироваться в статусе самозанятого, вам понадобится скачать на мобильное устройство приложение «Мой налог». Сделать это можно на официальном ресурсе ФНС.
На этой странице есть подробная инструкция по приложению, а в самом её низу две ссылки на скачивание из магазинов AppStore и GooglePlay.
Шаг 2. Зарегистрироваться.
Сделать это можно двумя способами. Первый – через личный кабинет налогоплательщика, если он у вас есть. Потребуется пароль от него и ИНН. Второй – с помощью паспорта. Его нужно будет отсканировать.
Шаг 3. Ожидайте проверки данных.
Если вы переходите из статуса ИП на самозанятость, то потребуется в течение 30 дней после регистрации отправить заявление в налоговый орган о том, что вы переходите на другую систему налогообложения.
Если наоборот – с ПНД на УСН, то заявление подавать нужно в течение 20 дней.
Если этого не сделать, то вам привяжут общую систему налогообложения, что не очень приятно.
Нужно ли самозанятому выдавать чек?
Нужно. Сделать это можно через то же приложение «Мой налог». Чеки выдаются, если:
Какие сроки у выдачи чеков?
Сроки для самозанятых регламентируются точно также, как и для всех остальных предпринимателей. Из закона следует, что чек формируется и отдаётся покупателю в момент расчёта (наличными, или электронным переводом).
В случае если имеет место банковский перевод на счёт, то чек нужно выдавать не позднее 9ого числа следующего месяца.
Да, с тем, чтобы выбивать чек сразу иногда могут возникнуть сложности. Но налоговая служба обещает пока что к самозанятым относится лояльнее и не штрафовать в сложные моменты.
Как передать чек покупателю?
Так как чек выдавать нужно в момент совершения оплаты, самозанятые могут делать это в электронном формате:
Способ 1. На мобильный номер или на электронную почту. Для этого потребуется сначала получить данные от клиента.
Способ 2. Через QR-код. Такой код содержится в чеке, который формируется у вас в приложении. Всё что нужно покупателю – просканировать его своим телефоном (для этого устанавливаются отдельные приложения, позволяющие считывать QR-коды).
Что указывается в чеке?
Примечание: все реквизиты формируются автоматически, вам не нужно ничего вводить вручную.
Со временем количество реквизитов может измениться, если будут введены новые поправки в закон.
Как выдать чек, если самозанятый продал товар через интернет в другую страну?
Важно! Перепродажа товаров самозанятым запрещена!
Поэтому мы говорим именно о товаре, который был произведён самим продавцом. Наиболее актуально это для мастеров ручной работы, которые не редко торгуют через интернет-ресурсы, в том числе и за рубеж.
Федеральная налоговая служба говорит о следующем порядке действий в таком случае:
Дата поступления средств – это дата, когда деньги были зачислены на счёт самозанятого.
Сумма в рублях указывается по курсу Центробанка на дату поступления этих средств.
Важно! Сумма в чеке обязательно должна быть только в рублях!
Как сделать возврат?
Если клиент вам вернул товар, то и чек нужно аннулировать, чтобы на сумму этого товара не начислялся налог.
Сделать это можно в приложении. Такая функция там предусмотрена. Однако обязательно нужно будет указать причину аннулирования. Просто выберете нужны чек и проведите процедуру.
Что делать, когда чек аннулировал по ошибке?
В приложении нет функции возврата аннулированного чека. (Возможно введут позже, но пока нет). В этом случае, вам потребуется просто выбить точно такой же чек заново.
И также отправить его клиенту! Потому что у нового чека будет другой номер.
Примечание: если не вернуть аннулированный по ошибке чек, можно нарваться на штраф.
Кому выбивать чек, если работает группа самозанятых?
Для того, чтобы разобраться, давайте посмотрим на конкретный пример.
Три грузчика выполнили один заказ. Каждый из них работает в статусе самозанятого. Клиент провёл оплату одним платежом бригадиру этих троих. А бригадир разделил оплату и отдельно выдал каждому деньги.
В этом случае, каждый из трёх грузчиков, отражает в своём приложении свой доход, формирует чек и отправляет его клиенту. То есть, клиент получает три чека. Или четыре, если бригадир часть оплаты оставил себе (также получил доход за услуги).
И раз уж речь зашла о грузчиках, давайте перейдём к ещё одному частому вопросу.
Граждане каких стран могут стать самозанятыми в РФ и платить НПД?
Здесь всё просто. Согласно закону, встать на учёт в налоговую могут граждане Евразийского Экономического Союза, куда входят:
Соответственно, только граждане этих стран могут рассчитывать на одобрение, если захотят зарегистрироваться в статусе самозанятых и платить налог на профессиональную деятельность.
Учитываются ли расходы на производство товара при оплате налога?
Многие мастера, изготавливающие сувениры ручной работы интересуются, с какой суммы им платить налог – с суммы стоимости конечного изделия, или с суммы за вычетом расходов на его изготовление?
Вопрос актуальный. Но ответ на него простой.
Самозанятый платит налог на весь доход с реализации товара/услуги/работы.
Пример: Мастер потратил 1000 рублей, купил материал и изготовил из него сувенир. После этого, он продал сувенир за 3000 рублей.
Вопрос: При том, что он самозанятый, с какой суммы ему платить налог? С трёх тысяч рублей, или с двух, потому что тысяча ещё была расходом?
Ответ: Он платит 4% (продал сувенир физлицу) с 3000 тысяч рублей. Потому что именно на три тысячи продал и выбил покупателю чек. Никакие расходы не учитываются.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Правда ли, что самозанятым нельзя получать доход более 200 000 рублей в месяц?
Нет. Законом установлено ограничение на сумму в 2,4 миллиона рублей в год.
Как считают доход у самозанятых?
По чекам, которые они выбивают в приложении «Мой налог».
Если ИП стал самозанятым и перешёл на ПНД, нужно ли ему перезаключать договора?
Только для тех случаев, когда самозанятый обязан платить НДС.
Нужно ли юрлицам и ИП платить за самозанятых НДФЛ?
Нет, и страховые взносы тоже платить не нужно. (только когда у самозанятого применяется НПД, если он теряет право применять этот налог, то взносы придётся заплатить).
Какие есть льготы и налоговые вычеты для самозанятых?
Никаких. Кроме одного единственного налогового вычета в 10 000 рублей, который даётся как послабление на старте деятельности.
Можно ли применять агентский договор самозанятым?
Нет. Это связано с ограничениями на деятельность, доступную самозанятым.
Можно ли самозанятым сдавать в аренду нежилые помещения?
Как совершать налоговый вычет самозанятому?
Во-первых, налоговый вычет даётся только в размере 10 000 рублей на старте. Других вычетов нет. Во-вторых, он не вычитывается единовременно за раз, а разделяется на несколько вычетов, рассчитываемых по определённым формулам. То есть вы всё равно будете платить налог даже после первого месяца в статусе самозанятого (если у вас конечно были доходы). Просто налог будет меньше. А когда закончится лимит в 10 000 рублей, будете платить целиком. В третьих, можно не боятся, что считать это всё сложно. Потому что налоговая сама за вас всё посчитает, а вам лишь останется оплатить через приложение «Мой налог».
Как узнать, сколько платить?
До 12-ого числа каждого месяца вы будете получать оповещение от налоговой за предыдущий месяц. Оповещения будут приходить в приложении.
Когда нужно оплачивать налог?
Оплачивать нужно до 25-ого числа. (Помните, что оповещение с размером налога приходит до 12-ого числа).
Как платить налог самозанятому?
Оплачивать можно с банковской карты.
Если нет дохода, то сколько нужно платить налога?
Если сумма прибыли маленькая, то налог будет в копейках?
Если сумма дохода составляет менее 100 рублей, то налог на неё переносится на следующий месяц.
Нужно ли открывать самозанятому специальный счёт?
Нет, подойдёт простая банковская карта, которая у вас уже есть.
Можно ли самозанятому получить имущественный вычет по НДФЛ?
Если вы не устроены как наёмный работник, то нельзя.
Как сделать печать для самозанятого
Как известно принят закон о самозанятых гражданах. Пока только нескольких регионах. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»
Возникает вопрос: может ли самозанятый гражданин иметь собственную печать? В законах Российской Федерации о печатях самозанятых нет ни слова. В то же время большинство индивидуальных предпринимателей имеют свои печати, хотя закон не обязывает их это делать. А самозанятый гражданин по сути ИП.
Подпись необходимо заверять печатью, т.к. ее достаточно просто фальсифицировать и трудно проверить. Дорогостоящая экспертиза требует оригинала документа для исследования характера нажима и не даёт стопроцентной гарантии подлинности.
На печати самозанятого гражданина указывается ИНН, СНИЛС, имя и местонахождение владельца печати. По желанию возможно указание полного адреса владельца и дополнительной защиты от подделки: растрового поля, микротекста и тонких линий.
Печать пригодиться самозанятому при сделках с ИП и ООО. В этом случае рекомендуется составлять письменные соглашения с указанием в них характера услуг, их стоимости, способов оплаты, обозначением прав и обязательств всех участников договорных отношений, платежных реквизитов. При составлении договора необходимо указать, что гражданин имеет статус самозанятого лица, на основании чего компания освобождается от уплаты налогов и страховых взносов за него.
Работа с юридическими лицами предполагает обязательное оформление чековых документов, а необходимость и порядок составления договоров относится к сфере регламентации ГК РФ. Дополнением к чекам могут служить акты выполненных работ.
Как стать самозанятым
И сэкономить на налогах
Самозанятый — это человек, который работает сам на себя без наемных работников.
Когда говорят о самозанятых, то обычно подразумевают людей, которые применяют экспериментальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» — НПД.
Но бывают и другие самозанятые: репетиторы, няни, сиделки, помощники по дому. До 2020 года они не платили налог с доходов, но теперь налоговые каникулы закончились. В результате эта категория самозанятых стала уменьшаться: одни перешли на НПД, другие — «в тень», а те, что остались — отдают со своих доходов 13% НДФЛ.
Расскажу про плательщиков налога на профессиональный доход: выгодна ли такая самозанятость, кто может перейти на новый налоговый режим и как это сделать.
Как выйти из тени
Кто такие самозанятые
Самозанятым может стать физлицо или индивидуальный предприниматель, если встанет на налоговый учет и будет платить налог на профессиональный доход.
Закон о самозанятых. С 1 января 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима НПД». Документ подробно расписывает, кто и как может стать самозанятым, какие есть ограничения и правила.
Регионы проведения эксперимента. Новый налоговой режим — это эксперимент, и он действует не по всей стране. В 2019 году самозанятыми могли стать люди только из четырех регионов — Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан.
С 1 января 2020 года к эксперименту подключились еще 19 регионов: Санкт-Петербург, Волгоградская, Воронежская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Республика Башкортостан.
С 1 июля 2020 года все остальные регионы страны ввели режим НПД на своей территории — теперь самозанятым может стать любой гражданин России, а также граждане стран-членов Евразийского экономического союза.
Отличия от ИП. Самозанятым работать проще: легче зарегистрироваться, нет налоговой отчетности, не нужна контрольно-кассовая техника (ККТ).
Индивидуальный предприниматель тоже может перейти на режим НПД. Тогда он станет обычным самозанятым — никаких отличий не будет. Для этого даже необязательно закрывать ИП — подробнее о таком переходе расскажем дальше.
Разница между ИП и самозанятым
Отличия от патентной системы. Режим НПД не привязан к конкретной деятельности. Например, самозанятый юрист сдает свою квартиру: он платит налог на профессиональный доход с денег, которые получает и от клиентов, и от квартиросъемщиков. Так можно.
А вот патент приобретается под конкретную деятельность. Не получится купить патент на разработку компьютерных программ, и пользоваться им, чтобы работать парикмахером.
Другое важное отличие: если зарегистрироваться как самозанятый в одном регионе, то можно работать с клиентами по всей стране. А с патентом так не получится: он действует только в том регионе, где выдан.
Допустим, предприниматель получил патент в Ростовской области, чтобы заниматься ремонтом квартир. Но у него появился клиент из Москвы. Работать с ним по ростовскому патенту нельзя — нужно докупить московский. Либо придется совмещать патентную систему с какой-то другой и отдельно платить налоги от доходов из другого региона.
Есть и другие отличия — вот полный список.
Разница между патентной системой и НПД
Патентная система налогообложения | Режим НПД | |
---|---|---|
Можно ли совмещать режим с другими | Можно | Нет |
Виды деятельности | Ограниченный перечень разрешенной деятельности. Один патент — один вид деятельности | Любая, кроме запрещенной. Один статус на все виды деятельности |
Срок действия | 1—12 месяцев | Бессрочно |
Налоговая ставка | 6% с возможного дохода | 4—6% с реального дохода |
Ограничение по доходу в год | 60 млн рублей | 2,4 млн рублей |
Работники | До 15 человек | Нельзя нанимать |
Налоговый учет | Книга учета доходов ИП | Нет |
Налоговые декларации | Нет | Нет |
Как работает самозанятость
Со своих профессиональных доходов самозанятый платит только НПД, а не НДФЛ. Если индивидуальный предприниматель перешел в ряды самозанятых, он освобождается от страховых взносов и налогов, которые пришлось бы отдавать на других режимах.
НПД нужно платить только за те месяцы, когда был доход: если самозанятый ничего не заработал — нет и налога.
Налоговая ставка зависит от того, кто заплатил самозанятому:
Налоговые ставки действуют до конца 2028 года, когда закончится эксперимент. На все это время они зафиксированы — государство не вправе их повышать.
Налоговый вычет. Государство дает самозанятым специальный бонус — вычет, который снижает налоговую ставку. С учетом вычета ставка по платежам от физлиц — 3%, от юрлиц и ИП — 4%.
Бонус будет действовать, пока самозанятый не сэкономит 10 000 Р на налоге. После этого ставки навсегда вернутся к стандартному размеру — вычет дается только один раз.
Чтобы получить вычет, не нужны никакие заявления. Налоговая знает, что самозанятому положен бонус, — она сама его применит и все рассчитает.
Как самозанятый взаимодействует с налоговой. Плательщикам НПД не нужно лично посещать налоговую инспекцию. Зарегистрироваться, принимать оплаты, получать уведомления и справки, платить налоги — все это можно делать дистанционно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете плательщика НПД. Обратите внимание: в обычном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС таких функций нет, поэтому нужно зайти именно в специальный сервис для самозанятых.
Налоговая база и период. Налоговая база для НПД — это весь доход, который получает самозанятый от профессиональной деятельности.
При этом самозанятый должен фиксировать, сколько денег он получил от физлиц, а сколько — от организаций и предпринимателей. Это важно для налогового учета, ведь ставка налогообложения у этих доходов разная и смешивать их нельзя.
Налоговый период для НПД — это промежуток времени, по окончании которого налоговая инспекция определяет, сколько заработал самозанятый, и рассчитывает налог. Налоговый период длится календарный месяц — январь, февраль, март и так далее.
Для первого и последнего месяца самозанятости есть свои правила. Первый налоговый период длится со дня постановки на учет до конца следующего месяца. А последний — от начала месяца до дня снятия с учета.
Если самозанятый получил свой статус и прекратил его в том же месяце, налоговым периодом будет время, пока он был плательщиком НПД.
Например, Иван встал на учет как самозанятый 15 января. Первый раз он заплатил налог в марте — за половину января и весь февраль. Это его первый налоговый период. Свой статус Иван прекратил 10 мая того же года. Его последний налоговый период — с 1 по 10 мая.
Если бы Иван стал самозанятым 15 января, а прекратил статус 25 января, его налоговым периодом было бы время с 15 по 25 января.
Самозанятому не нужно ничего вычислять самому: налоговая сама все посчитает и пришлет уведомление с суммой, которую нужно заплатить. Уведомление приходит до 12 числа месяца, который следует за истекшим месяцем. Заплатить налог нужно до 25 числа того же месяца.
Иван зарегистрировался в январе, поэтому получит первое уведомление от налоговой до 12 марта. До 25 марта он должен уплатить НПД за часть января и февраль. Следующее уведомление придет ему до 12 апреля, а налог за март он заплатит до 25 апреля.
Держать сроки в памяти необязательно: в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого можно настроить автоплатеж с банковской карты. Тогда до 25 числа банк по запросу налоговой будет сам переводить деньги.
Страховые взносы. Важное преимущество самозанятости — не надо платить страховые взносы.
Если ИП перешел в самозанятые, он тоже не платит взносы за время, пока применяет режим НПД. А вот за период до самозанятости и после нее — платить нужно.
Например, предприниматель зарегистрировался как самозанятый 1 апреля, а потом передумал и отказался от этого статуса с 1 декабря. Тогда до 31 декабря этого же года он должен заплатить фиксированную часть взносов за январь, февраль, март и декабрь — те месяцы, когда не был самозанятым.
А процентную часть взносов — 1% от доходов свыше 300 000 Р — надо отдать до 1 июля следующего года. Причем в расчет пойдут все доходы предпринимателя за год — даже за тот период, когда он был самозанятым.
А вот с медицинским страхованием ситуация иная: часть налога на профессиональный доход автоматически уходит на обязательное медицинское страхование. Поэтому самозанятый не платит отдельные взносы, но у него есть полис ОМС и право на бесплатную медицинскую помощь.
Налоговые каникулы. Раньше зарегистрированные в налоговой репетиторы, няни, сиделки и помощники по дому не платили НДФЛ, но с 2020 года льгота закончилась. А у другой категории самозанятых — плательщиков НПД — налоговых каникул никогда и не было.
Работа с ИП и организациями. Самозанятым выгоднее принимать деньги от физлиц, чем от организаций или предпринимателей, — ставка ниже. В остальном для них нет разницы, с кем работать.
Но для самих ИП и юрлиц разница есть. Если они платят деньги обычному физлицу по трудовому или гражданско-правовому договору, то должны удерживать и перечислять в налоговую НДФЛ — 13% от его доходов. А еще — платить за него страховые взносы, причем из своего кармана. Это сложно, дорого и неудобно.
А самозанятый сам платит за себя налог, и взносов у него нет. Компания может просто выдать ему деньги, получить чек и ни о чем больше не беспокоиться. Мы уже рассказывали, как самозанятому работать с организациями, — почитайте на досуге.
Можно ли получать справки для льгот. Самозанятому доступны два вида справок:
Эти документы нужны в разных ситуациях. Например, справку о постановке на учет часто запрашивают юрлица и ИП, с которыми работает самозанятый. Им же важно как-то убедиться, что человек действительно самозанятый и за него не надо платить страховые взносы и перечислять НДФЛ. Для проверки можно воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой, но многим компаниям все равно спокойнее, когда есть справка.
Справка о состоянии расчетов пригодится, чтобы получить льготы, которые зависят от суммы общего дохода. Например, субсидии на оплату услуг ЖКХ или статус малоимущего. Точно такую же справку запросит банк, если самозанятый обратится за кредитом.
Справки для самозанятых формируются в электронном виде через приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС. Они подписаны электронной подписью ФНС и обладают такой же юридической силой, как и обычные бумажные справки.
Куда пойдут деньги от уплаты налога. Большая часть налога на профессиональный доход — 63% — идет в бюджет того региона, где самозанятый встал на учет. Оставшаяся часть — 37% — уходит в фонд обязательного медицинского страхования.
Прием платежей для самозанятых
Плательщики НПД не используют контрольно-кассовую технику, на них не распространяется закон № 54 «О применении ККТ при осуществлении расчетов в РФ».
Прием платежей для них упрощен и выглядит так:
Как передать чек. Это нужно сделать в момент расчета: клиент платит наличными либо переводит деньги на карту или электронный кошелек, а потом сразу получает чек.
Бывает, что самозанятый получает деньги через посредника. Например, плательщик НПД решил принимать платежи на своем сайте. Это можно сделать только через посредника, который снимает деньги с банковской карты клиента и переводит на счет самозанятому — за вычетом своей комиссии. В таких случаях можно не спешить с чеком: его надо предоставить до 9 числа следующего месяца.
Передать чек можно несколькими способами:
Самозанятый сам решает, какой чек выдать — электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать еще и бумажный чек, если уже получил электронный.
Удалить платеж можно через мобильное приложение «Мой налог» либо в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать причину из списка. Их две: «Чек сформирован ошибочно» — если ошиблись в расчетах, и «Возврат средств», если вернули деньги клиенту.
Налоговая аннулирует чек, пересчитает сумму дохода и налог с него. Результат сразу же отобразится в личном кабинете.
Кто может перейти на спецрежим
Для самозанятых есть ограничения по видам деятельности и по доходу. Кроме того, у них не должно быть наемных работников, а вот сами они могут работать по трудовому договору — об этом дальше.
Стать самозанятым можно с 14 лет. Но чтобы регистрироваться до совершеннолетия, понадобится письменное согласие родителей. Если родители против, то есть другие варианты: вступить в брак или получить эмансипацию.
Перейти на режим НПД могут россияне и граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии — стран, которые входят в Евразийский экономический союз.
Ограничения по видам деятельности. Самозанятый не вправе заниматься деятельностью, для которой нужен статус ИП или юрлица. Например, он не может быть частным охранником или детективом.
Есть еще несколько видов деятельности, которые запрещены для самозанятых:
Не могут быть самозанятыми и частные курьеры, которые развозят чужие товары и принимают за них оплату. Но для них есть исключение: применять режим НПД можно, если продавец предоставит им свою кассовую технику, чтобы принимать платежи.
Например, Петя решил устроиться курьером, но работать в штате он не желает, а хочет быть самозанятым. Петя приходит в пиццерию и предлагает: а давайте я буду развозить вашу пиццу, принимать деньги от клиентов и передавать вам за вычетом своего вознаграждения. Если пиццерия выдаст ему кассовый аппарат для приема платежей — так можно.
Остальная деятельность разрешена. Например, фотограф, программист, дизайнер, бухгалтер, переводчик, строитель, маркетолог — все они могут встать на налоговый учет и платить НПД. Самозанятым не запрещено оказывать косметические услуги и продавать торты собственного производства. А вот покупать чужие торты и перепродавать — уже нельзя.
Ограничение по сумме дохода — 2,4 млн рублей в год. При этом нет лимитов для ежемесячного дохода: самозанятый может получить в январе 30 тысяч, в феврале — ничего не заработать, а в марте — миллион.
Как только доход за календарный год превысит 2,4 млн рублей, плательщик НПД потеряет свой статус. Если бывший самозанятый — обычное физлицо, он будет отдавать со своих последующих доходов 13% НДФЛ. Если же он индивидуальный предприниматель, то его по умолчанию переведут на общую систему налогообложения (ОСНО). Чтобы не допустить этого, ИП должен в течение 20 дней после потери статуса подать заявление в налоговую по месту жительства о переходе на спецрежим.
А в следующем году можно снова стать самозанятым.
Ограничения по видам доходов. Не со всех доходов разрешено платить НПД — есть ограничения. Под этот налоговый режим не попадают доходы от:
Если клиент рассчитается с самозанятым не деньгами, а как-то еще, например отдаст за работу мешок овощей с фермы, то это доход в натуральной форме. И он тоже не попадает под налоговый режим НДП.
Может ли ИП быть самозанятым. Может, но совмещать НПД с другими налоговыми режимами запрещено — мы писали об этом. Если предприниматель на УСН, ЕСХН или ЕНВД хочет стать самозанятым, он должен отказаться от своего спецрежима и перейти на НПД. А если ИП находился на общей системе налогообложения, то заявление об отказе не нужно.
Индивидуальный предприниматель должен уведомить налоговую, что прекращает использовать спецрежим в течение месяца со дня регистрации в качестве плательщика НПД. Если этого не сделать, то налоговая аннулирует статус самозанятого.
Можно ли совмещать самозанятость с основной работой. Закон не запрещает самозанятому работать по найму. В таком случае налог с зарплаты — НДФЛ — будет удерживать работодатель, а вот налог с других доходов самозанятый будет платить сам.
Например, не запрещено получать зарплату как наемный сотрудник и деньги от своих клиентов как самозанятый.
Можно ли госслужащим быть самозанятыми. Можно, но только для одного вида деятельности — сдачи в аренду жилых помещений.
Может ли пенсионер стать самозанятым, но получать льготы и компенсации. Может — самозанятые пенсионеры не платят за себя страховые взносы и считаются неработающими. Они сохраняют право на индексацию пенсии, компенсации и льготы. Подробнее читайте в нашей статье «Самозанятых пенсионеров признали неработающими».
Нужно ли регистрироваться тем, кто оказывает разовую помощь. Не обязательно, но следует помнить: физические лица почти с любого дохода платят НДФЛ. Это касается и тех случаев, когда человек кому-то помог, а ему за это заплатили.
Если автомеханик починит машину приятелю, а тот в благодарность ему скажет «спасибо», то налога не будет. А вот если автомеханик возьмет деньги за свои услуги, то он должен заплатить налог с дохода.
Можно не регистрироваться как самозанятый, но тогда придется подавать декларацию о доходах 3-НДФЛ и делать отчисления — 13% от заработанной суммы. Более выгодный вариант: получить статус плательщика НПД и отдавать всего 4% или 6%, а с учетом вычета — еще меньше. Регистрация ни к чему не обязывает: если помощь была разовой, а сейчас доходов нет, то не нужно ничего платить и отчитываться перед налоговой.
Как оформить самозанятость
Чтобы стать самозанятым, нужно встать на налоговый учет как плательщик НПД. Это бесплатно — госпошлины нет.
Куда обращаться. Идти в налоговую не нужно, заявление подается через интернет. Есть 3 способа отправить заявление:
Что нужно для оформления. Все зависит от того, какой способ регистрации вы выбрали. Если подаете заявление через мобильное приложение «Мой налог», то надо:
Регистрация статуса
Мы уже рассказывали, как зарегистрироваться через приложение «Мой налог» или личный кабинет налогоплательщика. Там все просто.
Без ИП. Нет никакой разницы между регистрацией обычного человека и индивидуального предпринимателя.
Через МФЦ. Многофункциональные центры пока не оформляют самозанятость. В МФЦ можно получить только консультацию по регистрации или работе приложения.
Через госуслуги зарегистрироваться нельзя. Но с помощью подтвержденной учетной записи на портале госуслуг можно быстро зарегистрироваться в приложении «Мой налог» или в кабинете самозанятого.
Принцип простой: достаточно авторизоваться через сайт госуслуг, и вы сразу же станете плательщиком НПД. Это удобно и быстро: вводить данные вручную не придется — налоговая автоматически получит всю необходимую информацию.
Проверка заявления. Налоговая проверяет информацию до 6 дней — отсчет начинается со следующего дня после подачи заявления.
Если налоговики найдут явные ошибки и противоречия, то откажут уже в день обращения. Например, отказ придет сразу, если заявитель ранее уже был плательщиком НПД и у него остались штрафы и долги по налогам.
В случае отказа налоговая пришлет уведомление с объяснением, что именно ей не понравилось. Такое уведомление поступит через приложение «Мой налог», личный кабинет самозанятого или банк — смотря как подавалось заявление.
Так что после регистрации нужно отслеживать свой статус в течение 6 дней, хотя принимать оплаты и формировать чеки можно сразу.