Как сделать письмо по памяти

Письмо по памяти

Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся.

Тексты для работы в 5–6 классах

Просмотр содержимого документа
«Письмо по памяти»

Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.

Письмо по памяти – это воспроизведение заранее (на уроке или дома) выученного текста небольшого объёма. Заучивание текста наизусть способствует тренировке памяти ребёнка (образной, ассоциативной, зрительной), при этом происходит интенсивное обогащение словарного запаса. В памяти ребёнка остаются, переходят в активный словарь словосочетания, фразы, крылатые выражения, отдельные поэтические строфы, в которых в яркой и образной форме описано какое-то явление природы, состояние души. Таким образом, письмо по памяти позволяет развивать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, формировать у учащихся языковую компетенцию, развивать такие навыки, как чтение, аудирование, говорение и письмо.

Каждый текст последовательно проходит 4 этапа в работе: восприятие текста, его комплексный анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть и письмо по памяти.

Подготовка к письму по памяти может проводиться на двух уроках: на первом – проводится комплексная работа с текстом, дома учащиеся учат текст наизусть, на втором – письмо по памяти. Либо при несложном тексте (не больше 4-х строк) подготовка к письму по памяти проводится на одном уроке.

В данной статье мы предлагаем стихотворные тексты из методической коллекции автора, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти, а также задания, предназначенные для комплексной работы. Данные упражнения могут использоваться как в начале урока (в виде речевой разминки), так и в конце (на этапе закрепления изученного или как одна из форм самостоятельной работы учащихся). Следует иметь в виду, что учитель может выбрать тот уровень анализа, который необходим для изучаемой темы: фонетический, лексический, морфологический, орфографический, пунктуационный. Осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста – это важное требование к работе с художественным текстом. Учащиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явления, которые изучаются на уроках.

Тексты для работы в 5–6 классах

От сырости ёжится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зёлёной ладошке ольхи.
Г. Граубин

– Послушайте отрывок из стихотворения Г Граубина. Как вы думаете, какое время суток изображено в стихотворении? (Стихотворение называется «В утреннем лесу»)

– Какие изобразительные средства помогают увидеть картину, созданную поэтом? (метафора, эпитет)

– Найдите в тексте синонимы. Какова их роль?

– Проведём небольшой лингвистический эксперимент с синонимами зелёный – изумрудный. Понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым. (Если вместо слова «зелёной» поставить слово «изумрудный», то не будет той дрожащей прозрачной красоты в описании росинки, какая есть в строках поэта. Капля сольётся с листом, и её совсем не будет видно. А слово «изумрудная» показывает нам, что капля прозрачная, переливается в лучах солнца).

– Какова роль глаголов-синонимов в стихотворении? (Ёжиться – сжиматься всем телом от холода. Нахохлиться – ёжиться, взъерошивая перья. Синонимы помогают достигнуть наибольшей точности в описании, устраняют повторы).

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите текст по памяти.

Я видел впервые
Такую красу:
На листьях зелёных
Цветную росу.
Она вся сияла,
Сверкала, искрилась
И огоньками цветными
Светилась.
И я удивился,
Задумался сразу:

– Послушайте стихотворение Валентины Кудрявцевой. Как вы думаете, о чём задумался герой? Попробуйте закончить стихотворение.

Авторский вариант: А вдруг из росы

– Почему роса цветная? Видели ли вы такую росу?

– Какие языковые средства помогают автору передать восхищение от увиденного? (синонимы)

– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

– Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.

– Объясните знаки препинания во втором предложении.

– Прочитайте стихотворение выразительно. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Ветер-задира
В осеннем лесу
Рыжей ольхе
Заплетает косу.
Рыжая белка
Гадает в уме:
«Скоро ли рыжик
Подсохнет к зиме?»
Рыжие гроздья
Рябины в слезах.
Рыжие зайчики
Скачут в глазах.
Рыжие сосны
Скребут небосвод.
Рыжая осень по лесу идёт.
Вика Ивченко

– Послушайте стихотворение Вики Ивченко. Какое время года описано в стихотворении? Почему у стихотворения такое название?

– Какая картина возникает в вашем воображении? Почему столько раз повторяется слово «рыжий»? Может быть, это речевая ошибка?

– Назовите изобразительные средства, использованные в стихотворении.

– Почему автор называет ветер задирой?

– Выпишите слова с орфограммой в корне, объясните их написание.

– Выполните морфологический разбор: рыжей (ольхе).

– Расставьте знаки препинания во втором предложении (предложение с прямой речью).

– Прочитайте выразительно стихотворение. Выучите его наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Ливень льёт! Ливень льёт!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
В. Суслов

– Послушайте отрывок из стихотворения В. Суслова.

– Каким настроением проникнуто стихотворение? Как вы думаете, какое время года изображает поэт? Какую картину рисует ваше воображение?

– Почему 1 и 3 строки состоят из повторяющихся восклицательных предложений? Какова роль речевого повтора?

– Какие изобразительные средства использованы в стихотворении?

– Какой звук повторяется в строчках? (Аллитерация – повтор согласных [л] – [л’] – создаёт образ льющейся воды).

– Выпишите рифмующиеся слова. К одной ли части речи они относятся? Объясните встретившиеся в этих словах орфограммы.

– Прочитайте текст выразительно, запишите его по памяти.

Тигрёнком выскочило солнце
Из тёмных зарослей ракиты
И стало воду из озёрца
Лакать и жадно, и сердито.
Г. Новицкая

– Послушайте отрывок из стихотворения Г. Новицкой.

– Опишите словами образ Солнца, который создаётся в нашем воображении?

– Назовите изобразительные средства, встретившиеся в отрывке.

– Как вы думаете, почему автор употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

– Выпишите слова с чередующимися гласными в корне.

– Выпишите слова, в которых все согласные звуки звонкие.

– Объясните постановку знаков препинания.

– Прочитайте отрывок выразительно. Запишите его по памяти.

Тексты для работы в 7–9 классах

Пожелтевший от зноя лопух
Развернул розоватые латы
И стоит, задыхаясь от мух,
Под высокими окнами хаты.
Н. Заболоцкий

– Известно ли вам такое растение – лопух? Привычное деревенское растение с большими листьями, не отличающееся красотой. А вот как рассказал о нём поэт Н. Заболоцкий. Прочитайте отрывок выразительно.

– Какую картину представили себе при чтении? Какое время года и время суток изображает поэт? Какие слова помогают найти ответ на этот вопрос? (Жаркий летний день подходит к концу. Не просто жаркий – знойный. Даже лопух задыхается. Лопух пожелтевший, но розоватый. Может быть, его освещают лучи заходящего солнца? Почему не рассвет? Потому что после зноя, потому что мухи, а утром бывает прохладно)

– Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение, метафора)

– Что такое латы? Почему, на ваш взгляд, автор одевает лопух в латы? (Латы – в старину: металлические доспехи, броня. Широкие листья лопуха похожи на латы. И сам лопух большой, сильный, крепко стоит на своём месте).

– Какие известные вам орфограммы встретились в четверостишии?

– Объясните постановку знаков препинания. Почему в первой строке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

– Прочитайте ещё раз текст выразительно, запишите его по памяти.

Всход…т солнце, бодрое от холода.
Золотится отбл…ском окно.
Утро тихо, радос…но и молодо.
Белым снегом всё запуше…о.
И. Бунин

– Какую картину представили при чтении отрывка? Какие слова вам помогли?

– Почему всё снегом не засыпано, не завалено, а именно запушено?

– Какие изобразительные средства использует автор?

– Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

– Назовите грамматическую основу третьего предложения.

– Запишите текст по памяти.

8
В пограничном лесу.

На деревьях – лё…кий ин…й.
Тихо.
Безм…тежно.
Лес, покрытый дымкой син…й,
Тян…тся бе…брежно.
В. Степанов

– Василий Степанов – участник Великой Отечественной войны. Его стихи о войне, о людях труда, о природе средней полосы России. Прочитайте выразительно предложенное стихотворение.

– Какую картину представили при чтении? Что добавляет в восприятие стихотворения его название?

– В каком значении употреблены слова «безмятежный», «безбрежно».

– Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

– Какова роль односоставных предложений в этом стихотворении?

– Объясните знаки препинания.

– Запишите текст по памяти.

Был серый день, и дождик моросил,
И небо нависало тяжелее,
Когда он, задыхаясь, проходил
По листьями осыпанной аллее.
В. Рождественский

– Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения В. Рождественского «Старый Фет».

– Каким настроением проникнуто стихотворение. Расскажите, какой день вы представили.

– Объясните, как вы понимаете выражение «дождик моросил». Как ещё может идти дождь? Почему, на ваш взгляд, использовано слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – дождик?

– Какие орфограммы встретились в тексте. Прокомментируйте их.

– Объясните постановку знаков препинания. Почему в последней строчке не обособлено определение, выраженное причастным оборотом?

Походка у времени лисья.
Люблю наблюдать листопад:
Осенние бабочки-листья
На чёрную землю летят.
В. Агапов

– Прослушайте отрывок из стихотворения В. Агапова. Какое время года описано в нём? Какое настроение передаёт этот отрывок?

– Опишите словами образ Осени, который создаётся в нашем воображении. Как вы понимаете первую строку: «Походка у времени лисья».

– Представьте, что вы художник. Ваша задача изобразить с помощью красок тот пейзаж, который словами описан поэтом. Что вы изобразите на картине, какие краски будете использовать?

– Какие изобразительные средства использованы в этом отрывке?

– Выпишите слово, в котором все согласные звуки глухие.

– Выпишите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.

– Какие орфограммы встретились в тексте?

– Объясните постановку двоеточия в отрывке.

– Как вы думаете, почему автор использовал бессоюзное сложное предложение?

– Прочитайте отрывок выразительно, запишите его по памяти.

Источник

Письмо по памяти на уроках русского языка

Письмо по памяти – воспроизведение выученного текста небольшого объема – достаточно новый вид работы, практикуемый далеко не всеми учителями-словесниками.
В выученных и записанных в тетради строках необходимо правильно расставить все знаки препинания и не сделать орфографических ошибок.
Как эффективный вид комплексной работы с текстом письмо по памяти способствует развитию речи и зрительной памяти учеников. С его помощью можно проверить и закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки. Наконец, письмо по памяти является одним из путей интеграции уроков русского языка и литературы.
Подготовка к нему займет не много времени, но пользы принесет немало. Ученики с интересом готовятся к такому виду деятельности, потому что привыкли устно рассказывать текст.
Предлагаем 9 текстов для проведения письма по памяти, объединенных темой «Времена года». Это отрывки из стихотворений известных русских поэтов о зиме и весне. Работа ориентирована на учеников 6–8-х классов.

Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет Божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

1. Прочитайте стихотворение. Представьте себя художником: что бы вы изобразили на своем полотне?
2. Выпишите цветовые эпитеты.
3. Найдите в тексте слова, с помощью которых названы действия. Какими частями речи они являются?
4. Подготовьте это стихотворение к письму по памяти.

Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены.
И дыханье выходит из губ
Засыпающим в воздухе паром.

1. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Блока.
2. Выпишите слова с антонимичными корнями. Как вы думаете: зачем автор создает контраст?
3. Понаблюдайте за рифмой: выпишите рифмующиеся слова. Все ли они одной и той же части речи?
4. Подготовьте этот текст к письму по памяти.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

1. Прочитайте отрывок из стихотворения И.Никитина. Какая картина возникает в вашем воображении?
2. Как вы понимаете название стихотворения?
3. Понаблюдайте за рифмой. Выпишите рифмующиеся слова. Являются ли они словами одной и той же части речи?
4. Подготовьте отрывок к письму по памяти. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Ночью в полях под напевы метели
Дремлют, качаясь, березки и ели.
Месяц меж тучек над полем сияет, –
Бледная тень набегает и тает.
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.

1. Прослушайте отрывок из стихотворения И.Бунина. О чем оно?
2. Подберите синонимы к глаголам мнится, дремлют.
3. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
4. Выразительно прочитайте стихотворение, напишите письмо по памяти.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

1. Прочитайте стихотворение А.Пушкина. С каким чувством пишет поэт о зиме? Как он ее называет?
2. Выпишите слова, в которых автор передал красоту зимы.
3. Напишите о своем понимании приложения волшебница зима.
4. Выпишите слова, иллюстрирующие орфограмму «Чередование гласных в корнях». Объясните написание гласной в корнях.
5. Выучите стихотворение, подготовьтесь к письму по памяти.

Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый,
И в серебре лесных озер
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!

1. Прослушайте стихотворение. Какая известная картина могла бы стать иллюстрацией к этому стихотворению?
2. Выпишите из текста метафоры.
3. Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.
4. Как образовано существительное половодье? Выполните морфемный разбор этого слова.
5. Подготовьте стихотворение к письму по памяти.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

1. Прослушайте стихотворение. Какая картина возникает в вашем воображении?
2. Объясните значение слова в забытьи.
3. Выпишите из текста метафоры.
4. Выразительно прочитайте стихотворение И.Бунина, подготовьтесь к письму по памяти.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.

1. Прослушайте стихотворение. Понаблюдайте за рифмой: выпишите рифмующиеся слова. Все ли они одной части речи?
2. Выпишите из стихотворения глаголы. Укажите их спряжение.
3. На какое слово первого предложения падает логическое ударение?
4. Выпишите слова, иллюстрирующие орфограмму «Правописание н и нн в именах прилагательных».
5. Подготовьте стихотворение А.К. Толстого к письму по памяти.

Ветер принес издалека
Песни весенний намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

1. Прочитайте стихотворение. Как вы понимаете словосочетание бездонная лазурь?
2. Выпишите из текста пару слов с антонимичными корнями. Подумайте, почему А.Блок вводит такое противопоставление.
3. Выпишите из текста метафоры.
4. Выучите стихотворение. Подготовьтесь к письму по памяти.

Источник

Статья: «Письмо по памяти на уроках русского языка в начальной школе «

«Как научить детей писать грамотно?» Данный вопрос волнует не только учителя, но и многих родителей. Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает.

Таким образом, передо мной стояла задача повысить у учащихся мотивацию орфографической работы. Для реализации этой задача я стала изучать работы ученых, методистов, учителей-практиков, которые старались найти оптимальные методы и приемы, позволяющие у учащихся прочные навыки правописания.

В методике русского языка существует такой вид работы, как «письмо по памяти». Решила более подробно ознакомиться с данной методикой и в дальнейшем применить ее в своей педагогической деятельности.

Письмо по памяти (наизусть) – один из эффективных приёмов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову, для развития орфографической зоркости, пунктуационных навыков учащихся. Ещё Ф.И. Буслаев учил: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». К.Д. Ушинский тоже настойчиво рекомендовал письмо без помощи книги предварительно заученных стихотворений и прозаических статей.

Роль памяти в обучении русскому языку очень велика. Без функции памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы. Особенно важна степень владения человеком своей памятью, т.е. умение использовать различные способы, обеспечивающие наилучшие результаты запоминания и применения сохраненного памятью в жизни.

Существует несколько видов памяти:

1. Моторная (двигательная) память.

3. Эмоциональная память.

4. Словесно – смысловая память. (Общая психология А.Г.Маклаков, стр.258-261)

У каждого ребенка виды памяти развиты по-разному. Отсюда можно сделать вывод: главная задача педагога – развивать разные виды памяти.

Утопает в листьях сад,

Листья грустно шелестят. ( А. Барто)

Детям предлагается немного пофантазировать, представить себя осенними листочками, показать в движении листопад.

Поля опустели. ( Н. Некрасов )

При запоминании отрывка и его написании, у учащихся возникает определенная картина осени. Поэтому не составляет особого труда запомнить такого типа четверостишия.

3. Эмоциональная память.

Мы любим дни морозные,

Ночное небо звездное,

И шумный Новый год ( О. Высотская)

Надолго сохранится в памяти это четверостишие, потому что Новый год – один из самых любимых праздников детворы. В воображении детей ярко предстанут дед Мороз с подарками, новогодняя елка с сюрпризами, зимние игры: катание на коньках, санках.

4. Словесно – смысловая память.

Петь он любит на рассвете.

Дети легко запомнят правописание слов, окрашенных смысловым оттенком. Все это развивает зрительную память и слуховую.

Письмо по памяти закрепляет навык правописания с различными орфограммами и требует от учащихся тщательной подготовки.

Для учащихся первых классов письмо по памяти начинается с букв, слогов, слов и предложений. Начиная со второго класса, для письма по памяти используются стихотворения, пословицы, скороговорки, поговорки, афоризмы.

Письмо по памяти» можно проводить на разных этапах урока и на разных этапах изучения темы. От этого зависит орфографическая насыщенность предполагаемого материала. Обычно «Письмо по памяти» проводится в начале урока, как орфографическая разминка. В этом случае в тексте будут слова с набором различных орфограмм.

Рассмотрим вариант письма по памяти на примере отрывка стихотворения С.Есенина «Береза».

Работа проводится по следующему алгоритму:

1. Знакомство со стихотворением
2. Объяснение орфограмм, знаков препинания.
3. Разучивание стихотворения
4. Работа в тетради.
5. Самопроверка.
6. Взаимопроверка по карточке или по учебнику.

Но можно разучивание стихотворения начинать сразу в паре: один ученик читает все четыре строчки, затем по очереди каждый из них вслух воспроизводит эти строчки. Если воспроизведение точное, то также по очереди читают друг другу по памяти. Когда стихотворение изучены, каждый из партнеров может легко, свободно и быстро воспроизвести, не допуская ошибок, происходит смена партнера. Смена партнера способствует быстрому запоминанию стихотворения, развитию памяти и успешной взаимопроверке партнеров. Таким образом, заучивание можно повторить несколько раз с разными партнерами.

Таким образом, подводя итог использования данного вида работы, хочу отметить положительные стороны «Письма по памяти». Учащиеся теперь не только пишут грамотнее, но и обогащается их словарный запас, а также проявляется интерес к урокам русского языка.

Чтобы проводить письмо по памяти, нужно предварительно подготовить достаточно карточек. ( http://school-istok.narod.ru/Root/Port/Markova/Root/Pages/pr_05.htm )

В данной статье я предлагаю стихотворные тексты по темам, которые можно использовать на уроках русского языка для письма по памяти. (Приложение)

Источник

Как сделать письмо по памяти


Методика проведения письма по памяти

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.

Существуют этапы формирования орфографического навыка:

Письмо по памяти закрепляет навык правописания с различными орфограммами и требует от учащихся тщательной подготовки. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость. Для учащихся первых классов письмо по памяти начинается с букв, слогов, слов и предложений. Начиная со второго класса, для письма по памяти используются стихотворения, пословицы, скороговорки, поговорки, афоризмы.

Рассмотрим вариант письма по памяти на примере отрывка стихотворения К.Бальмонта «Осень».

Поспевает брусника
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Работа проводится по следующему алгоритму:

1. Знакомство со стихотворением
2. Объяснение орфограмм, знаков препинания.
3. Разучивание стихотворения
4. Работа в тетради.
5. Самопроверка.
6. Взаимопроверка по карточке или по учебнику.

К завтрашнему уроку ребята готовятся к контрольному письму по памяти, оценку которой ставит сам учитель.

Чтобы проводить письмо по памяти, нужно предварительно подготовить достаточно карточек. Получится большое количество карточек с разнообразными стихами, пословицами, скороговорками, афоризмами и высказываниями известных поэтов и писателей. Карточки периодически обновляются в связи с изучением новых тем. Но стихотворения не должны быть громоздкими.

Для одного и того же класса стихотворения можно предложить разного уровня, исходя от подготовленности учащихся, разделив их на группы. Письмо по памяти можно провести со словарными словами, для закрепления правил и орфограмм.

Предлагаем карточки для письма по памяти для 3 класса. Работа ведется примерно один раз в неделю. За учебный год понадобиться 30 карточек:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *