Как сделать пластер по биологии
Как сделать уроки биологии «живыми»
Полина Шлапакова
25 июля 2019 • 18:00
С 2020 года будут обновлены ФГОС для обучения десятиклассников, ожидаются нововведения и в уже действующих стандартах начального и основного общего образования, а ещё изменится концепция преподавания предмета «Биология» в школе. В этих документах акцент сделан на системно-деятельностный подход, развитие проектно-исследовательской деятельности и олимпиадное движение.
О том, как проводить уроки биологии с учетом ФГОС и грядущих изменений, рассказывает преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд», студентка 4 курса факультета фундаментальной медицины МГУ имени М. В. Ломоносова и автор научно-популярного ютуб-блога «Галактика мозга» Полина Шлапакова.
Из личного опыта
В школьные годы, когда я жила в Челябинске, уроки биологии проходили всегда одинаково. Учитель, сидя за столом, спрашивал у нас пересказ параграфа, который задали на дом, потом все писали тест. Никаких презентаций, раздаточных материалов, проектов и лабораторных. Мне кажется, уроки биологии в школе были оторванными от жизни, сухими и скучными. Но биологией я всё-таки заинтересовалась, ещё в третьем классе. Это произошло во время подготовки к экологическому конкурсу «Тропинка». Участникам надо было хорошо знать множество растений и животных Челябинского области, в том числе редкие виды. Чтобы хорошо подготовиться к конкурсу, мне пришлось не один месяц просидеть в библиотеке. Так я научилась заниматься самообразованием.
Потом начала ходить в биологические музеи, ездить в туристические походы, собирать цветы и насекомых, чтобы потом делать гербарии и коллекции. Родители купили микроскоп и набор для препарирования, чтобы можно было изучать живые объекты. Я поняла, что, если совмещать чтение книг с практикумами, информация запоминается гораздо лучше, и занятия становятся увлекательными.
После скучных уроков по биологии в школе я приходила домой и сама себе проводила «живые» уроки.
Эта история о том, как моя семья применила системно-деятельностный подход — основной компонент ФГОС — задолго до введения стандартов.
Нескучный урок о муравьях
Как применить системно-деятельностный подход на уроке? Проведем мысленный эксперимент. Допустим, вам надо рассказать школьникам о колониях муравьев. Накануне вы посмотрели увлекательный научно-популярный фильм на эту тему. Предложите ребятам тоже посмотреть этот фильм, потом раздайте таблицы с вопросами, которые позволят освежить в памяти содержание видео. Уделите внимание строению, систематике муравьев, особенностям их нервной системы и поведения. Можно провести дискуссию и вместе попытаться ответить на ряд вопросов. Как взаимодействуют муравьи, какая у них сложилась иерархия? Почему эволюция выбрала такую форму существования? У каких ещё животных есть схожая форма существования? При объяснении теоретического материала подготовьте презентацию, включите туда красочные картинки, вставьте цитаты, подготовьте кроссворд или какую-то проверочную в игровой форме через тестовое приложение на смартфоне.
Не стоит забывать и о прикладном аспекте. Можно сделать целый проект на эту тему: сравнить размеры и формы муравейников, особенности поведения муравьев в разных регионах России, попытаться ответить на вопросы: как муравьи живут в разных климатических зонах, зависят ли размеры колоний и поведение муравьев от окружающей среды? Если не хватает времени на уроке, эту тему можно осветить в рамках элективов, внеурочной деятельности. А полевой практикой школьники могут заниматься летом на каникулах: дайте своим ученикам задание понаблюдать за муравьями и снять о них свой собственный небольшой фильм.
Биология для жизни
Если следовать ФГОС, вы сможете помочь ученикам не только лучше запоминать новый теоретический материал, но и умело применять его в жизненных ситуациях, в будущей профессии.
Проведите лабораторный практикум — можно закупить раков и моллюсков. чтобы изучить их внутреннее строение, рассмотреть под микроскопом поперечный срез листа комнатного растения, которое стоит в вашем кабинете. Организуйте проектную деятельность — пусть школьники попробуют сравнить обсемененность рук бактериями после уроков физкультуры, мытья рук возле столовой, использования сушилок в общественных местах. Вообще школьный проект может быть на любую тему — главное, чтобы школьники заинтересовались ею. Возможно, именно ваши ученики, освоив навыки исследователя, займутся в будущем персонализированной и космической медициной, решат биоэтические вопросы редактирования генома и придумают искусственные модели фотосинтеза.
Биология — непростая наука, ведь прежде чем приступить к моделированию и управлению живыми системами, человек должен освоить очень большой теоретический материал и терминологическую базу.
Важно объяснять школьникам, зачем им столько учить, почему стоит это делать. Своих учеников я всегда мотивирую тем, что будущее за людьми, которые умеют учиться. Если ты умеешь самостоятельно добывать новые знания и понимаешь, в каких ситуациях их применять, то ты никогда не останешься без интересной работы, станешь успешным, а не растерянным и дезориентированным.
Более подробно о новой концепции преподавания биологии,,возможностях ФГОС и преимуществах системно-деятельностного подхода, можно узнать на курсе «Преподавание биологии с учётом перспективной модели ФГОС- 2020».
Об авторе. Полина Шлапакова, сотрудник лаборатории общей физиологии и регуляторных пептидов биологического факультета МГУ, студентка 4-го курса факультета фундаментальной медицины МГУ. Серебряный призер международной естественнонаучной олимпиады юниоров (IJSO)
ЭОР Лабораторные работы по биологии 5 класс
Лабораторная работа № 1,2
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе
Цель: научиться вести фенологические наблюдения.
Какие явления в живой природе можно наблюдать осенью?
Занесите в таблицу результаты своих наблюдений
Лабораторная работа № 3
Устройство лупы и светового микроскопа и правила работы с ними
Цель: изучить устройство увеличительных приборов.
Оборудование: лупа, микроскоп.
Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
Зарисуйте лупу, подпишите её части
Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив, предметный столик, зеркало, винты. Выясните какое значение имеет каждая часть. Во сколько раз увеличивает микроскоп?
Зарисуйте микроскоп, подпишите его части.
Изучите порядок работы с микроскопом на с. 32-33 учебника
Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
Сделайте вывод о назначении увеличительных приборов.
Лабораторная работа № 4
Изучение клеток растений с помощью лупы
Цель: научиться пользоваться ручной лупой, убедиться, что все живые организмы состоят из клеток.
Оборудование: мякоть томата, арбуза, яблока.
Рассмотрите невооружённым глазом мякоть плодов.
Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой.
Зарисуйте увиденное, рисунки подпишите.
Сделайте вывод о форме клеток мякоти плодов.
Практическая работа №1
Приготовление препарата кожицы чешуи лука и рассматривание его под микроскопом
Цель работы: научиться готовить микроскопический препарат, научиться пользоваться микроскопом и рассматривать микроскопический препарат, выработать понятие о клеточном строении кожицы лука.
Материалы и оборудование : лупа, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, стакан с водой, раствор йода, скальпель, часть луковицы, кусочек марли, 2 палочки из дерева или стекла, микроскоп.
1. Приготовить микропрепарат из кожицы лука:
а) вытереть марлей предметное и покровное стекла;
б) капнуть палочкой воду на середину предметного стекла;
в) препаровальной иглой снять с внутренней стороны мясистой чешуи луковицы кожицу и положить в каплю воды на стекле;
г) расправить иглой;
д) покрыть кожицу покровным стеклом.
2. Рассмотреть микропрепарат при малом увеличении. Какие части клетки вы видите?
3. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого капните одну капля раствора йода на предметное стекло, а избыток раствора оттяните фильтровальной бумагой с другой стороны. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
4. Рассмотрите препарат при большем увеличении. Найдите оболочку, цитоплазму, вакуоль, ядро.
5. Зарисовать в тетради клетку кожицы лука и обозначить её части.
6. Вывод. Ответить на следующие вопросы: Что видели в микроскоп, когда рассматривали кожицу лука? Какую форму имеют клетки? Как располагаются клетки: с промежутками или примыкают друг к другу? Чем отделена одна клетка от другой?
Практическая работа №2
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.
Цель: научиться готовить микропрепараты, познакомиться с разными видами пластид.
Оборудование: микроскоп, покровные и предметные стёкла, элодея в банке с водой, кусочки мякоти арбуза, рябины, шиповника
Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.
3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом.
2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды.
Зарисуйте клетки плодов. Отметьте окраску пластид.
Практическая работа №3
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом
движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
Цель: научиться готовить микропрепараты, убедиться в движении цитоплазмы.
Оборудование: микроскоп, покровные и предметные стёкла, элодея в банке с водой.
Наблюдать движение цитоплазмы вы сможете, приготовив микропрепараты листьев элодеи, валлиснерии, корневых волосков водокраса, волосков тычиночных нитей традесканции виргинской.
1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.
2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.
3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.
Лабораторная работа № 5
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов
различных растительных тканей
Цель: познакомиться с видами тканей растительного организма, особенностями их строения в связи с выполняемой функцией.
Оборудование: микропрепараты «Продольный срез стебля кукурузы», «Поперечный срез корня тыквы», «Строение корня»; микроскопы; таблицы «Клеточное строение корня», «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа».
1. Рассмотрите микропрепарат «Строение корня» (рис. 1). Найдите образовательную ткань. В учебнике прочитайте о местонахождении образовательной ткани, особенностях ее строения в связи с выполняемой функцией. Данные внесите в таблицу, сделайте рисунок.
Рис. 1. Внутреннее строение корня: 1 – корневой чехлик (покровная ткань) защищает зону делящихся клеток; 2 – зона делящихся клеток (образовательная ткань) осуществляет рост корня в длину
2. Рассмотрите корневой чехлик. Определите вид ткани, его образующей. В учебнике прочитайте об этом виде ткани. Данные внесите в таблицу.
Таблица. Ткани растительного организма
4. Рассмотрите рисунок проводящей ткани в учебнике. Сравните его с увиденным под микроскопом (рис. 2), прочитайте информацию об этой ткани. Данные внесите в таблицу и сделайте рисунок.
Рис. 2. Проводящие ткани стебля: 1 – ситовидные трубки луба (проведение органических веществ от листьев ко всем органам); 2 – сосуды древесины (проведение минеральных веществ, растворенных в воде, от корня ко всем органам)
5. Для изучения основной ткани листа рассмотрите тонкий поперечный срез листа традесканции. Обратите внимание на особенность строения этой ткани – наличие хлоропластов, которые содержат пигмент хлорофилл. Он придает растениям зеленый цвет. О функции этой ткани прочитайте в учебнике. Данные внесите в таблицу, сделайте рисунок.
Рис. 3. Внутреннее строение листа: 1 – кожица листа (защита листа, покровная); 2 – основная ткань (фотосинтез, клетки содержат хлоропласты); 3 – проводящий пучок (проведение веществ, укрепление жилок, механическая ткань); 4 – устьице (испарение воды, газообмен)
Рис. 4. Кожица листа. 1 – кожица листа (покровная ткань): клетки плотно прилегают друг к другу, защищая лист от повреждений
6. Сделайте вывод о наличии тканей, их разном строении и ответьте на вопросы:
– Как связано строение ткани с выполняемой функцией?
– Почему клетки покровной ткани близко прилегают друг к другу?
– Как отличить основную ткань от покровной?
Лабораторная работа № 6
Строение плодовых тел шляпочных грибов
Цель: изучить строение шляпочных грибов, особенности пластинчатых и трубчатых грибов.
Оборудование: муляжи шляпочных грибов.
3. Сделайте вывод об особенностях пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов
Лабораторная работа № 7
«Строение плесневого гриба мукора»
Цель: изучить строение и способы размножения плесневого гриба мукора.
Оборудование: плесневый гриб мукор, чашка Петри, пинцет, микроскоп, покровные и предметные стекла или готовый микропрепарат.
Опишите его внешний вид.
2. Рассмотрите микропрепарат «Мукор» под микроскопом. Что представляет собой мицелий плесне вого гриба?
Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.
Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?
Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
Сделайте вывод о способах размножения мукора и об особенностях строения его грибницы.
Лабораторная работа № 8
Цель: изучить строение и способы размножения дрожжей.
Оборудование: дрожжи, вода, пипетка, чашка Петри, микроскоп, покровные и предметные стекла или готовый микропрепарат.
2. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.
3. На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.
Лабораторная работа № 9
Строение зелёных водорослей
Цель: изучить строение одноклеточных водорослей.
Оборудование: «Цветущая» вода в стакане, пипетка, микроскоп, покровные и предметные стекла или готовый микропрепарат.
2. Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заострённым передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).
3. Оттяните часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.
4. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.
5. Зарисуйте клетку и подпишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.
6. Сделайте вывод об особенностях строения клетки водоросли.
Лабораторная работа № 10
Цель: изучить строение мха.
2. Зарисуйте женский экземпляр кукушкина льна и обозначьте его органы
3. Рассмотрите под микроскопом коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
4. Вывод. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём усложнение в строении мха?
Лабораторная работа № 11
Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника
Цель: изучить строение хвоща.
1. С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.
2. Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща? Зарисуйте побеги хвоща.
Рассмотрите под микроскопом колосок со спорами. Каково значение спор в жизни хвощей?
4. Вывод. Сравните строение хвоща со строением мха. В чём усложнение в строении хвоща?
1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища; форму, размеры и окраску вай.
2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?
3. Сравните папоротники с мхами. Найдите признаки сходства и различия.
4. Вывод. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.
Лабораторная работа № 12
Строение хвои и шишек хвойных
Цель: изучить строение голосеменных растений.
1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.
2. Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.
Хвоинки длинные (до 5—7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе. Сосна обыкновенная.
Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку. Ель.
Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с одной стороны. Пихта.
Хвоинки светло-зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму. Лиственница.
3. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.
расположение на ветке
4. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян.
Вывод. Почему изученное растение называют голосеменным?
Лабораторная работа № 13
Строение цветкового растения
Цель: изучить строение цветкового растения.
1. Рассмотрите гербарий цветкового растения, зарисуйте и обозначьте органы, напрмер:
2. Сделайте вывод о вегетативных и генеративных органах растений
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1098102
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как сделать модель живой клетки из пластилина
Основные компоненты прокариотической клетки
Основными компонентами прокариотической клетки являются:
Видео
Растительная клетка и ее строение
Клетка — структурная единица живого организма. Как функциональная единица она обладает всеми свойствами живого: дышит, питается, ей свойствен обмен веществ, выделение, раздражимость, деление и самовоспроизведение себе подобных. Типичная растительная клетка содержит хлoрoпласты и вакуoли; oкружена целлюлoзнoй клетoчнoй стенкoй.
Хлоропласты — двумембранные пластиды зелёного цвета (наличие пигмента хлорофилла). Отвечают за процесс фотосинтеза. Кроме хлоропластов, в растительной клетке имеются жёлто-оранжевые или красные пластиды (хромопласты) и бесцветные пластиды (лейкопласты).
Вакуоль — полость, занимающая 70—90 % общего объёма взрослой клетки, отделённая от цитоплазмы мембраной (тонопластом). Для рaстительных клеток хaрaктерно нaличие вaкуоли с клеточным соком, в котором рaстворены соли, сaхaрa, оргaнические кислоты. Вaкуоль регулирует тургор клетки (внутреннее давление).
Цитоплазма — внутренняя среда клетки, бесцветное вязкое образование, находящееся в постоянном движении. Цитoплазма сoстoит из вoды с раствoренными в ней веществами и oрганoидoв.
Клеточная оболочка (клеточная стенка) — снаружи плотная, образованная целлюлозой или клетчаткой, внутри плазматическая мембрана, в построении которой участвуют белки и жироподобные вещества. Ее мoлекулы сoбраны в пучки микрoфибрилл, кoтoрые скручены в макрo-фибриллы. Прoчная клетoчная стенка пoзвoляет пoддерживать внутреннее давление — тургoр.
Ядро — носитель признаков и свойств клетки и всего организма. Ядро отделено от цитоплазмы двухслойной мембраной. В ядре находятся хромосомы и ядрышки. Число хромосом для вида постоянно. Ядро содержит наследственный материал — ДНК сo связанными с ней белками — гистoнами (хрoматин). Ядро заполнено ядерным соком (кариоплазмой). Ядрo кoнтрoлирует жизнедеятельнoсть клетки. Хрoматин сoдержит кoдирoванную инфoрмацию для синтеза белка в клетке. Вo время деления наследственный материал представлен хрoмoсoмами.
Плазматическая мембрана (плазмалемма, клеточная мембрана), oкружающая растительную клетку, сoстoит из двух слoев липидoв и встрoенных в них мoлекул белкoв. Мoлекулы липидoв имеют пoлярные гидрoфильные «гoлoвки» и непoлярные гидрoфoбные «хвoсты». Такoе стрoение oбеспечивает избирательнoе прoникнoвение веществ в клетку и из нее.
Лизосомы — мембранные тельца, содержащие ферменты внутриклеточного пищеварения. Переваривают вещества, избыточные органеллы (аутофагия) или целые клетки (аутолиз).
Тело высшего растения образовано клетками, которые отличаются друг от друга строением и функцией. Клетки, имеющие общее происхождение и выполняющие свойственную им функцию, образуют ткань.
Жизнедеятельность клетки
Схема. Типичная растительная клетка.
Нажмите на картинку для увеличения!
Это конспект по теме «Растительная клетка и ее строение». Выберите дальнейшие действия:
Как сделать слайм из пластилина без клея и без тетрабората?
Очень простыми способами изготовления слаймов являются варианты с использованием клея ПВА и тетрабората натрия (или буры). Для прозрачного лизуна лучше взять канцелярский клей. Если же в доме нет этих материалов, есть способы, как сделать слайм из пластилина без клея и без тетрабората. В качестве загустителя может использоваться, например, раствор для линз или капли для глаз.
Пошаговый мастер-класс создания слайма из воздушного (легкого) пластилина № 1
Игрушка из легкого пластилина будет храниться довольно долго, если вы будете держать ее в закрытой емкости или упаковывать в пленку после игры. Изменить легкий пластилин в слайм очень просто, ведь он очень пластичен изначально, а после обработки приобретает еще большую эластичность.
Узнайте, как превратить легкий пластилин в слайм с помощью шампуня. Этот вариант создания антистресса без пены для бритья.
Ингредиенты для работы:
И вот вы получили прекрасный баттер слайм – мягкий, нежный, шероховато-бархатистый на ощупь. Он буквально размазывается по рукам, в то же время сохраняя целостность массы.
Несмотря на то, что он сделан без клея, масса держится и тянется очень хорошо. Если в рецепте читаете о добавлении крахмала, будьте готовы к тому, что такой слайм быстро высыхает, даже будучи спрятанным в закрытый контейнер.
Предлагаем еще один способ, как переделать легкий пластилин в слайм без клея и без загустителя.
Пошаговый мастер-класс создания слайма из легкого пластилина № 2
Для работы потребуются, кроме самого пластилина, жидкое мыло и пена для бритья. Будем работать с четырьмя пакетиками пластилина для придания большей воздушности изделию.
После того, как размягчили слайм из легкого пластилина в ровную, приятную на ощупь массу, проверяем его на тягучесть и наслаждаемся игрой с ребенком.
Для полноты навыков посмотрите видео, которое дополнит ваши представления о том, как сделать слайм из легкого пластилина дома и побаловать свои руки приятными ощущениями. Играйте вместе с ребенком и получайте удовольствие от совместного отдыха!
Пластиды
Пластиды (от др.-греч. Πλαστόс — вылепленный) — полуавтономные органеллы высших растений, водорослей и некоторых фотосинтезирующих простейших. Пластиды имеют от двух до четырёх мембран, собственный геном и белоксинтезирующий аппарат.
Согласно симбиогенетической теории пластиды, как и митохондрии, произошли в результате «захвата» древней цианобактерии предшественником эукариотической «хозяйской» клетки. При этом внешняя мембрана пластид соответствует плазматической мембране хозяйской клетки, межмембранное пространство — внешней среде, внутренняя мембрана пластид — мембране цианобактерии, а строма пластид — цитоплазме цианобактерии. Наличие трёх (эвгленовые и динофлагелляты) или четырёх (золотистые, бурые, жёлто-зелёные, диатомовые водоросли) мембран считается результатом двух- и трёхкратного эндосимбиоза соответственно.
Хлоропласты (от греч. Χλωρός — «зелёный») — зелёные пластиды, которые встречаются в клетках фотосинтезирующих эукариот. С их помощью происходит фотосинтез. Хлоропласты содержат хлорофилл.