Как сделать плюмаж на шлеме
Как сделать плюмаж на шлеме
Шлем греческого Гоплита своими руками
Итак, мастер-класс по созданию Шлема Греческого Гоплита.
Мои сыновья учатся в школе. Ученики пятого класса в подобных школах изучают Древнюю Грецию, а в конце года показывают спектакль, в нашем случае по фрагментам «Илиады». Соответственно костюмы и декорации изготавливаются учениками и их родителями 🙂 Нам нужно было создать костюм Греческого Гоплита.
В этом мастер-классе я хотела бы рассказать, как мы делали Шлем. Надо сказать, что я перерыла весь русско- и англоязычный интернет и удовлетворяющей меня подробной информации не нашла, поэтому, я надеюсь, что мои изысканию еще хоть кому-нибудь пригодятся.
Так как с самого начала я не планировала написание статьи, то начальные этапы будут иметь скорее словесное описание.
Наш выбор пал на технологию папье-маше. За основу для Шлема можно использовать модель из скульптурного пластилина, болван из банки или цветочного горшка, ну и т. д., нам попался вот такой пластиковый шлем русского богатыря
2. Рвем газеты на полосы, длина 8-10 см, ширина 2-3 см, все края кусочков должны быть рваными.
3. Так как Шлем изначально нашему мальчику был маловат, мы нарастили объем пупырчатой пленкой, а сверху закрыли все пищевой пленкой, чтобы заготовка потом легче снималась.
4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на нашу болванку. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.
5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.
6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.
7. Затем мы сняли заготовку с болванки, пришлось резать спереди по центральной линии практически до макушки, так как подсохшая заготовка очень плотно облегала болванку.
8. Вырезали глазницы и нарастили при помощи картона нащечники, все это обклеили еще несколькими слоями газеты, внимательно следя за тем, чтобы разрез не сместился. Получилась вот такая заготовка. Выклеивали ее уже, надев на кастрюлю, подходящего диаметра.
9. Теперь нужно сделать задник шлема и плюмаж. Задник мы сделали из нескольких слоев папье-маше на силиконовой форме для выпечки, получилась такая «полочка», выступающая наружу. Просушили и подклеили к задней части шлема.
10. Плюмаж сделан из гофрокартона, покрытого сверху слоем массы из яичных решеток.
Выглядит она вот так:
Под плюмаж вырезаем отверстие так, чтобы он оооочень плотно в него входил и вклеиваем в него клеем ПВА нашу заготовку. Изнутри выравниваем поверхность шлема этой же массой, вот так это выглядит в подсохшем виде:
На этом фото видно и часть шлема, которая выступает назад.
11. Прорезаем отверстие между нащечниками и из куска папье-маше, вырезанного между ними делаем наносник. Крепим его на место при помощи ПВА.
Весь шлем выклеиваем 3-4 слоями газеты, в итоге получаем вот такую заготовку.
12. Грунтуем шлем клейстером.
13. Покрываем шлем акриловой шпатлевкой
14. Шлифуем шкуркой №5, а затем нулевкой.
15. Намечаем карандашом контур будущей «чеканки»
16. Наносим 3D контуром полосы по намеченным линиям, получаем объемные элементы.
17. Грунтуем шпатлевку разведенной акриловой краской и покрываем Шлем краской-спреем «Медь молотковая». Стараемся не наносить краску слишком интенсивно, могут возникнуть подтеки. Просушиваем.
18. Наносим кисточкой битумную патину. Лучше это делать небольшими фрагментами. Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.
Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.
19. Для создания оперения Шлема мы использовали настоящий конский хвост.
20. При помощи ниток и текстильного клея делим хвост на маленькие пучки под размер щели в плюмаже.
21. Вклеиваем пучки в щель.
21. Ну, собственно и все, Шлем готов.
22. Вот несколько фото со спектакля.
Все шлемы сделаны из папье-маше на этой заготовке. Для плюмажей использовались: ворс от щетки, нитки, крашеный веник 🙂
Порадуйтесь за меня, так как я получила колоссальное удовольствие от процесса, особенно если учесть, что это моя первая попытка сделать что-то из папье-маше.
Нашлемные навершия, плюмажи эпохи поздней Римской империи
Многие элементы украшений люди заимствовали у природы, но не всегда законодателями мод выступали лишь, существовавшие на то время животные. Больший процент, явно выраженных заимствований, происходит и от мифических существ.
Подобная же традиция прослеживается и до армий поздней римской империи, как с иконой LUCIUS ARTORIUS CASTUS (см. ниже).
Металлический гребень часто, если не всегда, дополняет Христограмма в его передней части. Найденные Христограммы, ещё называемые Хризмы, отлиты из медных сплавов(бронзы) и покрыты золотом, серебром.
Слева: неизвестного происхождения
Справа: Балканы
Слева: 1-Alsoheteny, 2,4-Sisak, 3- Szombat-hely (after Kocsis 2003).
Справа: 1. Manastir; 2. Viminacium; 3. SremskaMitrovica (redrawn after Минић 1984); 4. Richborough
Схема крепления. Справа фотомонтаж.
Без гребня; размещение типа Augst; стандартное размещение.
Колонна Антонина Пия
Вероятно, это самый хорошо сохранившийся барельеф на памятнике античного искусства, являющийся хорошим примером для начала нашего изучения типов нашлемных украшений и их конструкции.
Колонна Марка Аврелия
Интересные варианты нашлемных украшений, находим и на Саркофоге Portonaccio. Здесь есть уже знакомый плюмаж, украшающий аттические шлемы и принадлежащие ранее (на предыдущих изображениях) римским божествам. Вероятно, и здесь изображён не обычный римский солдат, а бессмертное божество, и похоже женского рода (как на колонне Антонина Пия).
Икона LUCIUS ARTORIUS CASTUS
Саркофаг Ludovisi (Via Tiburtina)
Теперь же, обратим внимание на оставшиеся детали, нас именно и интересующие. Сравнивая данный памятник с саркофагом Portonaccio, здесь также заметим массивные нашлемные украшения, в виде птиц и объёмное изображение, вероятно, козерога с двух сторон купола шлема. Имеется здесь и плюмаж отчасти напоминающий, знакомый нам ранее по аттическим шлемам божеств, но без статуэтки существа в основании гребня. На этом, сравнения с Portonaccio заканчиваются, но это и неудивительно, ведь их разделяет временной отрезок с более полувека!
Фриз восходящий к эпохе правления Траяна, сцена битвы Траяна против Даков
Фриз восходящий к эпохе правления Марка Аврелия
Справа «Хвоста павлина» и простой бублик.
Ещё одна сцена с арки Константина, вероятно, окончательно нас убедит в том что, плюмаж в форме «Хвоста павлина» всегда состоит из перьев птиц и нигде не встречается наполненный конским волосом. Очень много реконструкций позднеримских шлемов с гребнем, часто наполняют плюмаж именно конским или аналогичным волосом, допуская тем самым грубую ошибку.
Далее сцены относящихся к правлению Константина:
Аммиан Марцеллин часто упоминает о отрядах Корнутов (cornuti — в переводе с лат. значит рогатые). Предполагается, что Корнуты приняли в 312 г. участие в битве при Вероне и у Мульвийского моста. Доказательство этому многие историки видят как раз в «рогатых» шлемах, которые носят воины, изображенные на рельефах арки Константина. Вероятно эти шлемы неримского образца, что указывает на чужеземное происхождение солдат. Известно, например, что, готовясь к войне с Максенцием, Константин пополнял свои войска военнопленными варварами особенно из германцев и кельтских племен. Эти зачастую отрывочные сведения источников послужили основанием для историков ХХ в., чтобы говорить о массированной варваризации, а точнее — германизации армии, произошедшей в период правления Константина.
Слева: 1. Изображение на щите одного из воинов на арке Константина ; 2. Бронзовая статуэтка из Принстона, представляющая Константина. Прорисовка И. В. Кирсанова
Справа: 1. Руна Инг; 2. Руна Отала ; 3, 4. Изображения на щитах в Notitia dignitatum. Прорисовка И. В. Кирсанова
В сценах «Константин входит в Рим победителем» и «Армия Константина покидает Медиолан» наблюдаем нашлемные украшения типа «Хвост павлина» и «Рогатка».
Можно с уверенностью сказать, что здесь мы видим явное отличие нашлемных украшений, типов «Хвост павлина» и «Высокий металлический гребень» друг от друга, по характерным особенностям искривления линий разности трёхмерных объектов. Всё это говорит о том, что армия Константина ещё не использовала «Высокий металлический гребень», в то время как, осаждённые Вероны, напротив, в большинстве своём, уже оснащали им свои шлемы.
Мозаика с Римской виллы Piazza Armerina
Из всего многообразия сцен на мозаике, солдаты в шлемах представлены лишь однажды. Три персонажа, один из которых фигурирует лишь на заднем плане и то виден лишь один его шлем. Но этого достаточно, что-бы понять и зафиксировать полученные данные.
Мозаика с Римской виллы Tellaro
На сцене выкупа тела Гектора, Ахиллес изображён в шлеме с гребнем. Хоть изображение и не относится к эпохе поздней Римской империи, всё же, имеет чёткий отпечаток времени его создания. Подобная конструкция, вряд ли могла быть просто придумана художником, и вероятно была подсмотрена у более ранних памятников, либо отражала формы тогда существующих образцов шлемов. По этой причине, данное изображение сложно причислить к данному исследованию, но оно сможет его дополнить.
Плюмаж состоит из металлической, либо деревянной основы, к которой прикреплён ряд из перьев. В передней части гребня, есть ещё два пера побольше.
На колонне Феодосия снова и уже в третий раз появляются шлемы с «Высокий металлическим гребнем». Здесь они уже более отчётливо проработаны и их почти невозможно спутать с другими типами нашлемных наверший. Только «Высокий металлический гребень» имеет настолько явное заострение и максимальное увеличение высоты в своей передней части, с уменьшением в задней, часто полностью исчезающим в шлеме.
Резьба по дереву из Египта
Кажется, наиболее интересным объектом для исследования является деревянная статуэтка из Египта, по причине своей трёхмерности с множеством мелких элементов, имеющих свою глубину и объёмность моделей. Это на самом деле так. Данная статуэтка играет большую роль в изучении экипировки и вооружения Римской армии.
Первое на что обращается внимание, что абсолютно все сохранившиеся фигурки солдат имеют гребни на своих шлемах. Данные гребни имеют значительную толщину и создаётся впечатление, что гребни имеют в своей конструкции объёмный плюмаж. Хотя возможно, что это лишь особенность моделирования фигур резчиком. Есть фигуры на которых, в передней части гребня, читается рельеф из вертикальных линий, говорящий о плюмаже на нём. Так же, присутствуют и фигуры с плоской поверхностью, без линий. Гребни имеют максимальную высоту в своей передней части, с уменьшением в задней, часто полностью исчезающего в шлеме, что является особенностью «Высоких металлических гребней». Читается явное сходство подобных наверший с гребнем изображённым на мозаике Римской виллы Tellaro.
Анализируя всю полученную информацию из памятников искусства и археологии, создалось и понимание, что из себя представляли нашлемные украшения эпохи поздней Римской империи, какую имели конструкцию, материал для наполнения и другие особенности. Памятники дали возможность увидеть и понять, что хотел показать художник, тем или иным рисунком, цветом и изгибом линий. Особенности форм помогли определить и основные типы нашлемных наверший.
Определение типов нашлемных наверший, изображённых на античных памятниках искусства, начиная с середины 3-го и заканчивая 5-м веком н.э.
Посмотреть множество изображений с представленных памятников искусства можно в разделе: Позднеантичные изображения
Негин А. Е. К вопросу о времени появления в позднеримской армии шлемов с продольным гребнем
Банников А. В. ПОЗДНЕРИМСКИЕ АУКСИЛИИ И «ВИДЕНИЕ» КОНСТАНТИНА
Автор: Сидоренко Р. В. (Atanarih) редакция от 04.04.16г.
Шлем греческого Гоплита своими руками
Шлем греческого Гоплита своими руками
Итак, мастер-класс по созданию Шлема Греческого Гоплита.
Мои сыновья учатся в школе. Ученики пятого класса в подобных школах изучают Древнюю Грецию, а в конце года показывают спектакль, в нашем случае по фрагментам «Илиады». Соответственно костюмы и декорации изготавливаются учениками и их родителями 🙂 Нам нужно было создать костюм Греческого Гоплита.
В этом мастер-классе я хотела бы рассказать, как мы делали Шлем. Надо сказать, что я перерыла весь русско- и англоязычный интернет и удовлетворяющей меня подробной информации не нашла, поэтому, я надеюсь, что мои изысканию еще хоть кому-нибудь пригодятся.
Так как с самого начала я не планировала написание статьи, то начальные этапы будут иметь скорее словесное описание.
Наш выбор пал на технологию папье-маше. За основу для Шлема можно использовать модель из скульптурного пластилина, болван из банки или цветочного горшка, ну и т. д., нам попался вот такой пластиковый шлем русского богатыря
1. Варим клейстер, я использовала следующий рецепт:
В 250 мл теплой кипяченой воды тщательно размешиваем 3 столовых ложки муки.
В кастрюлю наливаем 250 мл горячей кипяченой воды (говорят это важно) ставим на плиту, и туда, помешивая, тонкой струйкой вливаем мучную взвесь.
Варим, постоянно помешивая, до первых пузырей.
Даем остыть.
Добавляем строительный клей ПВА в пропорции 1:2 (1 — клей, 2 — клейстер).
Готовый клейстер лучше хранить в холодильнике, так как он быстро портится.
2. Рвем газеты на полосы, длина 8-10 см, ширина 2-3 см, все края кусочков должны быть рваными.
3. Так как Шлем изначально нашему мальчику был маловат, мы нарастили объем пупырчатой пленкой, а сверху закрыли все пищевой пленкой, чтобы заготовка потом легче снималась.
4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на нашу болванку. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.
5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.
6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.
7. Затем мы сняли заготовку с болванки, пришлось резать спереди по центральной линии практически до макушки, так как подсохшая заготовка очень плотно облегала болванку.
8. Вырезали глазницы и нарастили при помощи картона нащечники, все это обклеили еще несколькими слоями газеты, внимательно следя за тем, чтобы разрез не сместился. Получилась вот такая заготовка. Выклеивали ее уже, надев на кастрюлю, подходящего диаметра.
9. Теперь нужно сделать задник шлема и плюмаж. Задник мы сделали из нескольких слоев папье-маше на силиконовой форме для выпечки, получилась такая «полочка», выступающая наружу. Просушили и подклеили к задней части шлема.
10. Плюмаж сделан из гофрокартона, покрытого сверху слоем массы из яичных решеток.
Выглядит она вот так:
Под плюмаж вырезаем отверстие так, чтобы он оооочень плотно в него входил и вклеиваем в него клеем ПВА нашу заготовку. Изнутри выравниваем поверхность шлема этой же массой, вот так это выглядит в подсохшем виде:
На этом фото видно и часть шлема, которая выступает назад.
11. Прорезаем отверстие между нащечниками и из куска папье-маше, вырезанного между ними делаем наносник. Крепим его на место при помощи ПВА.
Весь шлем выклеиваем 3-4 слоями газеты, в итоге получаем вот такую заготовку.
12. Грунтуем шлем клейстером.
13. Покрываем шлем акриловой шпатлевкой
14. Шлифуем шкуркой №5, а затем нулевкой.
15. Намечаем карандашом контур будущей «чеканки»
16. Наносим 3D контуром полосы по намеченным линиям, получаем объемные элементы.
17. Грунтуем шпатлевку разведенной акриловой краской и покрываем Шлем краской-спреем «Медь молотковая». Стараемся не наносить краску слишком интенсивно, могут возникнуть подтеки. Просушиваем.
18. Наносим кисточкой битумную патину. Лучше это делать небольшими фрагментами. Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.
Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.
19. Для создания оперения Шлема мы использовали настоящий конский хвост.
20. При помощи ниток и текстильного клея делим хвост на маленькие пучки под размер щели в плюмаже.
21. Вклеиваем пучки в щель.
21. Ну, собственно и все, Шлем готов.
22. Вот несколько фото со спектакля.
Все шлемы сделаны из папье-маше на этой заготовке. Для плюмажей использовались: ворс от щетки, нитки, крашеный веник 🙂
Порадуйтесь за меня, так как я получила колоссальное удовольствие от процесса, особенно если учесть, что это моя первая попытка сделать что-то из папье-маше.
Как сделать плюмаж на шлеме
Шлем греческого Гоплита своими руками
Итак, мастер-класс по созданию Шлема Греческого Гоплита.
Мои сыновья учатся в школе. Ученики пятого класса в подобных школах изучают Древнюю Грецию, а в конце года показывают спектакль, в нашем случае по фрагментам «Илиады». Соответственно костюмы и декорации изготавливаются учениками и их родителями 🙂 Нам нужно было создать костюм Греческого Гоплита.
В этом мастер-классе я хотела бы рассказать, как мы делали Шлем. Надо сказать, что я перерыла весь русско- и англоязычный интернет и удовлетворяющей меня подробной информации не нашла, поэтому, я надеюсь, что мои изысканию еще хоть кому-нибудь пригодятся.
Так как с самого начала я не планировала написание статьи, то начальные этапы будут иметь скорее словесное описание.
Наш выбор пал на технологию папье-маше. За основу для Шлема можно использовать модель из скульптурного пластилина, болван из банки или цветочного горшка, ну и т. д., нам попался вот такой пластиковый шлем русского богатыря
2. Рвем газеты на полосы, длина 8-10 см, ширина 2-3 см, все края кусочков должны быть рваными.
3. Так как Шлем изначально нашему мальчику был маловат, мы нарастили объем пупырчатой пленкой, а сверху закрыли все пищевой пленкой, чтобы заготовка потом легче снималась.
4. Начинаем наклеивать газету слой за слоем прямо на нашу болванку. В работе очень удобно использовать рекламные газеты, так как на них с одной стороны – цветная печать, а с другой – черно-белая. Соответственно можно чередовать слои цветной-черно-белый, а также по расположению клочков бумаги: вертикально-горизонтально.
5. Бумагу удобнее всего мазать прямо рукой, макая ее в клей, нужно тщательно следить, чтобы между слоями газет не было воздушных пузырей и излишков клея.
6. Таким образом мы нанесли 8 слоев газеты и оставили сушить на несколько суток. Торопиться снимать не стоит, так как верхние слои могут казаться совершенно сухими, а внизу, у пленки будет еще влажно.
7. Затем мы сняли заготовку с болванки, пришлось резать спереди по центральной линии практически до макушки, так как подсохшая заготовка очень плотно облегала болванку.
8. Вырезали глазницы и нарастили при помощи картона нащечники, все это обклеили еще несколькими слоями газеты, внимательно следя за тем, чтобы разрез не сместился. Получилась вот такая заготовка. Выклеивали ее уже, надев на кастрюлю, подходящего диаметра.
9. Теперь нужно сделать задник шлема и плюмаж. Задник мы сделали из нескольких слоев папье-маше на силиконовой форме для выпечки, получилась такая «полочка», выступающая наружу. Просушили и подклеили к задней части шлема.
10. Плюмаж сделан из гофрокартона, покрытого сверху слоем массы из яичных решеток.
Выглядит она вот так:
Под плюмаж вырезаем отверстие так, чтобы он оооочень плотно в него входил и вклеиваем в него клеем ПВА нашу заготовку. Изнутри выравниваем поверхность шлема этой же массой, вот так это выглядит в подсохшем виде:
На этом фото видно и часть шлема, которая выступает назад.
11. Прорезаем отверстие между нащечниками и из куска папье-маше, вырезанного между ними делаем наносник. Крепим его на место при помощи ПВА.
Весь шлем выклеиваем 3-4 слоями газеты, в итоге получаем вот такую заготовку.
12. Грунтуем шлем клейстером.
13. Покрываем шлем акриловой шпатлевкой
14. Шлифуем шкуркой №5, а затем нулевкой.
15. Намечаем карандашом контур будущей «чеканки»
16. Наносим 3D контуром полосы по намеченным линиям, получаем объемные элементы.
17. Грунтуем шпатлевку разведенной акриловой краской и покрываем Шлем краской-спреем «Медь молотковая». Стараемся не наносить краску слишком интенсивно, могут возникнуть подтеки. Просушиваем.
18. Наносим кисточкой битумную патину. Лучше это делать небольшими фрагментами. Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.
Удаляем излишки патины ватными дисками. Медь приобретает более желтый оттенок, в «раковинках» задерживается черный цвет.
19. Для создания оперения Шлема мы использовали настоящий конский хвост.
20. При помощи ниток и текстильного клея делим хвост на маленькие пучки под размер щели в плюмаже.
21. Вклеиваем пучки в щель.
21. Ну, собственно и все, Шлем готов.
22. Вот несколько фото со спектакля.
Все шлемы сделаны из папье-маше на этой заготовке. Для плюмажей использовались: ворс от щетки, нитки, крашеный веник 🙂
Порадуйтесь за меня, так как я получила колоссальное удовольствие от процесса, особенно если учесть, что это моя первая попытка сделать что-то из папье-маше.
Общие сведения о семействе шлемов типа «Монтефортино».
И хотя такое определение кажется очень удобным, существует огромное разнообразие форм «Жокейского шлема». Самая известная из классификаций римских образцов разработана видным британским специалистом Г.Расселом-Робинсоном, и изложена в его фундаментальной работе Armour of Imperial Rome, которая вышла в 1975 г. Она, а также другие работы ученых и археологов, станут нашими проводниками в мире шлемов Древнего Рима.
В своей классификации Г.Рассел-Робинсон подразделяет «Жокейский шлем» на два типа:
Семейство шлемов типа «Монтефортино»
Под общим названием «Монтефортино» подразумевается семейство шлемов, занимающее исторический период от второй половины III в. до н.э. до первой половины I в. н.э. (касательно римских образцов).
Происхождение их восходит еще к коническим шлемам с аналогичными нащечниками, найденным в могильниках Кносса (датированы периодом около 1400 г. до н.э.), у которых, правда, отсутствует затылочная пластина.
Если судить по количеству сохранившихся находок, становится ясно, что шлем «Монтефортино» пользовался большой популярностью на территории нынешней Италии. Кельто-италийские образцы шлемов этого типа отличает довольно высокое качество, ставящее их практически на тот же уровень, что и лучшие образцы греческих и этрусских мастеров. Кельтские шлемы, известные по находкам из других частей Европы, италийским качеством производства не обладают.
Дальнейшее развитие и использование типа «Монтефортино» в качестве основного легионерского шлема в поздний республиканский и ранний имперский периоды, несомненно свидетельствуют о том что шлем отлично показал себя во времена активной римской завоевательной политики.
Римский воин, со сменой эпох, утратил сугубо италийские типы вооружения и вышел на арену Пунических войн снаряженным по кельтскому образцу. Правда следует отметить, что некоторые образцы греко-италийских шлемов дожили до I в. н.э., но использовались сугубо в церемониальных целях. Это подтверждают существующие скульптурные памятники.
Шлемы «Монтефортино» образца IV-III вв. до н.э., изготовлены в соответствии с высокими стандартами качества, что требовало от ремесленников той эпохи достаточного уровня мастерства. Неизвестно, использовал ли оружейник в качестве заготовки бронзовый лист или слиток, но если изготовление начиналось с листа, то, при небольшом поперечнике он должен был иметь значительную толщину.
Заготовке придавалась округлая форма, заниженная на макушке с учетом высоты навершия-фиксатора. Имевшиеся излишки металла распределялись при помощи ковки вниз по заготовке, формируя нижний обод. Затем оружейник формировал расширение обода в затылочной части. Навершие, при помощи специальной вставки делали полым, после чего вставку извлекали. Металл в верхней части чаши был обработан хуже, и имел большую толщину чем у остальных областей чаши. Вероятно, это исправлялось во время окончательной шлифовки шлема.
Завершив формирование шарообразной чаши, оружейник сосредотачивал все свои усилия на придание ей равномерной толщины. Излишек направлялся к нижнему краю чаши, и использовался при формировании короткой покатой затылочной защиты. Когда основная работа была закончена, мастер зачищал остатки излишков металла, и при помощи молотка придавал окончательную форму нижнему ободку. Выступающие края скруглялись, ободок становился толще. Затем его украшали витым орнаментом.
Нащечники, использовавшиеся в этом типе шлема, изготавливали чаще всего из толстых кусков металла. Шарнир формировался заворотом вниз верхней части нащечника, которую при этом фиксировали в нужном положении три или четыре маленьких заклепки. Центр скатанного края был вырезан и удален, для обеспечения дальнейшей фиксации. Вторая часть шарнира крепилась внутри обода шлема.
Крепления для подбородочного ремешка имели форму крючков, прикованных к внутренней стороне нащечников кнопочными клеммами, и выгнутых наружу под центром нижней кромки нащечника. Более поздний вариант, относящийся ко временам правления Августа, предусматривал соединение креплений при к нащечнику при помощи заклепывания конической шпилькой сквозь платину нащечника, вблизи ее нижнего края.
Одинаково популярные как среди варварских, так и среди «цивилизованных» народов, гребни крепились к шлемам типа «Монтефортино» различными способами.
Кельты использовали плюмаж, закрепленный на разветвленной стойке. Ее затем соединяли с шейкой навершия при помощи ковки.
Также использовалось оформление в виде серии сферических украшений, расположенных одно над другим, и просверленных таким образом, чтобы образовать при соединении стройную трубку, в которую вставлялся стержень с прикрепленным к нему гребнем.
В качестве плюмажа использовали перья или конские хвосты, иногда добавляя к оформлению плоские металлические рожки, закрепленные в гнездах по бокам чаши шлема. На примере экспоната из музея Пармы, можно отчетливо увидеть конструкцию рожка и гнезда.
Среди этрусков и прочих италиков более распространен был плюмаж из установленных вертикально в фиксатор перьев.
Также был вариант с креплением перьев в трубках по бокам чаши шлема, однако он встречается уже на более поздних типах шлема «Монтефортино», в первой половине I в. н.э.
Ниспадающий гребень из конского хвоста был куда более распространен, и устанавливался видимо при помощи стержня, вставляемого в просверленное в навершии отверстие. Эти отверстия часто едва различимы на найденных экземплярах шлемов, так как они заполнялись землей и продуктами коррозии, но при тщательном изучении их, как правило, выявляли.
После изготовления, в римском варианте шлема, навершие было сделано единым целым с чашей и было полым. Его заполняли свинцом. Это делалось для того, чтобы после сверления отверстия и установки стержня крепления плюмажа, вышеупомянутый стержень прочно фиксировался в вертикальном положении, как это делалось на шлемах где плюмаж фиксировала трубка.
На ранних типах шлемов семейства «Монтефортино», в частности более украшенных, навершие декорировали орнаментом, напоминавшим ряды узких сводов, установленных друг на друга. Существовали правда и более простые ровные фиксаторы, напоминавшие по форме усеченный конус, возможно этот способ датируется II-I вв. до н.э. Шлемы с подобным типом фиксатора найдены в Испании, и их относят к периоду Пунических войн.
Римский шлем в экспозиции Британского музея, датированный Г.Расселом-Робинсоном второй половиной I в. до н.э. имеет незамысловатое навершие, выкованное вместе с чашей и просверленное для установки гребневого стержня.
Его затылочная пластина прямая и плоская, имеет в центре квадратное отверстие, справа от которого выбито имя изготовителя, читающееся как «[?]RON». Шлем был подвергнут довольно грубой обработке и лишен какого либо изящного декора. По обе стороны чаши имеются заклепки для крепления элементов шарнира, с помощью которого, в свою очередь, крепились нащечники.
К нижней стороне затылочной пластины шлемов этого типа крепилась сложенная пополам пластинка из бронзы, содержащая два D-образных кольца, по одному с каждой стороны.
При помощи подобных колец, шлем, в походном положении, подвешивался на ремешке для переноски на груди, именно этой цели служат кольца на шлемах типа «Кулус», и в более поздних «Имперских» типах.
Но два кольца, расположенных так близко к задней части головы носящего,предназначены для иной цели. Они образуют третью точку крепления для узких ремешков, гарантирующих плотное прилегание шлема к голове. Подобные ремешки использовались в средневековых японских шлемах. Когда шлем довольно высоко сидит на голове (при одетом подшлемнике), его довольно легко можно сбить ударом, даже при завязанном ремешке под подбородком. Ремешки, проходившие под ушами и затылком, предотвращали подобную возможность.
Мраморный бюст в музее Неаполя, как считается, изображает царя Пирра из Эпира. На голове его одет шлем с козырьком фракийского типа, но и с нащечниками более привычного греческого типа. От основания каждого нащечника, крест-накрест через подбородок и мимо челюсти, тянутся к затылочной пластине два ремешка, в ее нижней части они и крепятся.
Два кольца, найденных на шлемах типа «Монтефортино», позволили прояснить как выглядела система крепления ремней. Узкие, мягкие кожаные ремешки продевались одним концом, каждый в свое кольцо. Продетый конец сворачивали в петлю вокруг кольца и сшивали. Другой конец ремня при помощи прорези крепился на выступающей над поверхностью нащечника шпильке.
Еще один возможный вариант реконструкции.
Чем дольше «Монтефортино» использовался римскими легионами, тем большей популярностью он пользовался. Массовое производство, естественным образом вызвало постепенное исчезновение декора для предельного удешевления конструкции. Сперва орнамент убрали из оформления навершие, затем исчезло декоративное оформление затылочной пластины и над нижним ободом шлема. Толщина нижнего обода стала в основном меньшей чем у более ранних типов, хотя встречаются и экземпляры с большей толщиной кромки. На некоторых поздних образцах, как к примеру одна из находок в Буггенуме, витой орнамент по нижней кромке представлен простыми насечками.
Нет никаких письменных свидетельств использования шлема типа «Монтефортино» римской армией, равно как и любых других типов шлемов, за исключением описания Аррианом конных упражнений, в котором он упоминает использование защитных шлемов с масками. Плутарх приписывает Камиллу введение железных шлемов, хотя возможность подобного для столь раннего периода (IV в. до н.э.) крайне сомнительна. Бронзу использовали в качестве материала для шлема по крайней мере еще шесть веков после Камилла, хотя число бронзовых шлемов и снизилось в первые века нашей эры. Самые ранние, дошедшие до наших дней римские шлемы из железа, датируются правлением Августа.
Полибий, оставивший нам лучшее описание римской республиканской армии, касательно шлемов упомянул лишь о том, что они имели плюмаж черного или фиолетового цвета. Эскизные описания являются нормой для его произведений, касающихся в основном событий и людей, принимавших в них участие. Он не считал нужным описывать шлем, известный на тот момент уже порядка сотни и более лет. Изменения в моде, архитектуре и других аспектах античной жизни были медленными, и следовательно античный историк не считал нужным описывать такие обыденные для того времени вещи.
Поэтому, вместо того, чтобы строить описание солдат определенной эпохи по скульптуре того же периода, необходимо сперва найти сохранившиеся элементы снаряжения, а уж затем сравнивать их с изображениями соответствующей эпохи. Такой метод позволяет минимализировать влияние эллинистической стилизации.
Можно считать трагедией, что на рельефах фриза победного монумента Эмилия Павла в Дельфах (168 г. до н.э.) не сохранилось ни одного целого изображения головы легионера или римского шлема. Все они уничтожены.
Римляне и галлы, сошедшиеся в бою, являются героями сцен на панелях монумента Юлиев в Сен-Реми, датируемого концом I в. до н.э.
Сражающихся следует различать по их снаряжению, к примеру, некоторые изображены обнаженными, имеющими лишь шлем и щит, в полном соответствии с кельтскими боевыми традициями. Римская кавалерия изображена в эллинистических кирасах с птеругами, а пехота носит мечи на левой стороне, на греческий манер. Зато шлемы «Монтефортино» на рельефе хорошо различимы, мало того, они отличаются достаточно неплохим изображением широких нащечников, сопоставимых с найденными уцелевшими экспонатами. Гребни на рельефе представлены ниспадающим вариантом из конского волоса, однако изображен и один обладатель плюмажа из перьев.
Общие проекции шлема «Монтефортино», типичного для IV-III вв. до н.э.
2. Левая сторона.
3. Навершие с отверстием для установки стержня крепления гребня.
4. Чаша, навершие и шарнирное крепление нащечника в разрезе.
5. Правый нащечник.
6. Вид спереди.
7. Крепление двойных колец с внутренней стороны затылочной пластины.
8. Вид на внешнюю и внутреннюю стороны шлема и его затылочной части.
9. Вид сзади.
10. Метод крепления дополнтельных фиксирующих ремешков на бюсте царя Пирра из Эпира. Музей Неаполя.
Подробную классификацию читайте здесь:
1. Russell Robinson, H. The Armour of Imperial Rome, Lionel Leventhal Ltd, London 1975 ( любительский перевод Александра Зайцева ).