Как сделать подкаст в инстаграм
КАК ПРОДВИГАТЬ СВОЙ ПОДКАСТ В INSTAGRAM КАК ПРОФЕССИОНАЛ
Ваш подкаст получает потоки немного и далеко между? Вы чувствуете, что кричите в пустоту и привлекаете только сверчков?
Проблема, с которой сталкиваются многие подкастеры, заключается в том, как увеличить свои потоки и поделиться своей ценностью с большим количеством людей в мире. Одно из лучших решений? Instagram.
С миллиардами активных ежемесячных пользователей, это невероятная платформа для получения информации.
Но как вы можете использовать Instagram в своих интересах?
Вот шесть вещей, которые вы можете начать делать сегодня, чтобы привлечь больше внимания к вашему контенту.
Платные объявления не требуются.
Как поделиться своим подкастом в Instagram
1. Добавьте ссылку на подкаст в свою биографию
У вас есть только одна кликабельная ссылка в Instagram. Использовать его мудро.
Вместо того, чтобы рекламировать домашнюю страницу своего сайта, используйте ее, чтобы выделить ваш последний эпизод подкаста. Вы также можете использовать такой инструмент, как Linktree, чтобы добавить несколько ссылок на вашу ссылку в био!
Но не просто перетащите ссылку, нажмите «сохранить изменения» и закройте приложение.
Используйте свой био-счетчик слов, чтобы создать убедительный призыв к действию. Добавьте несколько смайликов, чтобы привлечь внимание и побудить людей нажимать на вашу ссылку.
Действие Этап: Перепишите свою биографию в Instagram, чтобы люди знали, что у вас есть подкаст и каков последний эпизод.
2. Делитесь контентом о ваших гостях
Разбудите свою аудиторию в своем следующем эпизоде, поделившись информацией о вашем госте.
Создайте рисунок в Canva и напишите подпись, в которой говорится:
• Интригующая часть их фона, которая имеет отношение к вашей аудитории.
• Тема, которую вы двое обсуждаете.
Для максимального эффекта возьмите страницу из справочника по копирайтингу 101. Используйте хорошую приманку и крючок для пикового интереса, но при этом оставляйте своих последователей в ожидании большего.
Наконец, не забудьте пометить своего гостя в посте!
Действие Шаг: попрактикуйтесь в написании интригующих хуков для ваших постов в Instagram
ПОДРОБНЕЕ: ПРЕДСТАВЛЯЕМ PLANN + CANVA: МАТЧ, СОЗДАННЫЙ В СОЦИАЛЬНЫХ КРУГАХ
3. Создание тизеров для предстоящих эпизодов
Думайте об этом как трейлер к фильму.
Вы хотите выделить основную предпосылку сюжета (и, возможно, одну из двух сочных деталей), но не все драгоценные камни или шокирующие повороты сюжета.
Выберите интригующий аудиоклип из подкаста и используйте Canva, чтобы создать визуальный эффект для звукового прикуса.
Затем импортируйте аудио и видео в приложение, такое как iMovie.
Вуаля! Вы создали короткий аудио фрагмент для своего подкаста.
Все, что осталось сделать, это загрузить его на Plann и добавить в свой график содержания Instagram.
Действие Этап: Создайте шаблон на Canva, который будет уникальным для вашего бренда и персонажа, и используйте его для каждого рекламного ролика. Это сэкономит ваше время и создаст единообразный внешний вид вашего канала.
ПОДРОБНЕЕ: КАК ДОЛГО МОГУТ БЫТЬ ВИДЕО В INSTAGRAM В 2020 ГОДУ?
4. Используйте Instagram Hashtags Podcast
Поскольку приложение отображает только ваши фид-посты для вашей аудитории, вам нужно использовать хэштеги, чтобы ваш контент видели люди, которые вас не знают.
Лучшие практики хэштега:
• Выбирайте хэштеги, у которых нет миллионов сообщений (ваш будет похоронен через несколько секунд).
• Выберите хэштеги с низким уровнем конкуренции, чтобы повысить ваши шансы на попадание в «верхнюю» ленту для этого тега.
• Пойдите для меньших хэштегов, если ваша учетная запись новая и увеличивается по мере роста вашей заинтересованности.
• Смешайте хэштеги подкастов, такие как «podcastlove», с тегами, которые имеют отношение к вашей теме подкаста, например «путешествия» или «предпринимательство».
5. Экспериментируйте с историями в Instagram
TL; DR. Если вы используете свой подкаст для развития своего личного бренда или бизнеса, это одна из самых мощных платформ.
В конце концов, нужна платформа, чтобы вырастить другую платформу. С таким большим количеством глаз в Истории каждый день, это невероятная особенность, чтобы привлечь внимание и слушателей.
Вот несколько способов использования историй для продвижения вашего подкаста:
Действие Этап: Создайте контент Instagram Story для вашего следующего эпизода подкаста.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: INSTAGRAM FEED VS. ИСТОРИИ ИЗ INSTAGRAM: КАКИМ КОНТЕНТНЫМ СТРАТЕГИЯМ СЛЕДУЕТ СЛЕДОВАТЬ?
6. Другие люди в вашей нише и сотрудничают
Не думайте о других людях в вашей нише подкаста как о конкурентах.
Вместо этого рассматривайте их как соавторов.
Следование за другими людьми в вашей нише и построение этих отношений помогут вам получить известность и утвердиться в качестве лидера мысли.
Держа пульс на том, что резонирует с чужой аудиторией, вы можете использовать это как источник вдохновения.
Это беспроигрышная для всех.
Шаг действия: начните следовать за другими влиятельными лицами и подкастерами в своей нише и сформируйте подлинные отношения.
Как вы собираетесь продвигать свой подкаст в Instagram?
Следуйте этим шести действиям, чтобы вырастить свой подкаст в Instagram, и вы обязательно увидите увеличение количества потоков.
После того как вы создали весь свой промо-контент, используйте Plann, чтобы запланировать его. При составлении своего поста вы можете выбрать лучшее время для публикации, основываясь на том, когда ваша аудитория больше всего онлайн, исключая все догадки из уравнения и приветствуя повышение заинтересованности.
Какой совет вы собираетесь попробовать в первую очередь? У вас есть совет по выращиванию вашего подкаста?
Как создать и запустить свой подкаст. Выбор темы, запись и публикация подкастов
Мы уже писали, что такое подкаст и зачем он нужен. Сегодня поговорим о том, как создавать подкасты и где их размещать.
Как сделать подкаст
Тема подкаста
Как выбрать тему и формат подкаста? Можно заглянуть в топ поисковых запросов и начать записывать подкасты на популярные темы. Но это не сработает, если вы плохо разбираетесь в теме или она вам попросту неинтересна. Слушатели быстро распознают фальшь. Поэтому, в первую очередь:
Рекомендуем: Click.ru – маркетплейс рекламных платформ:
Находим тему, которая вдохновляет лично вас и может быть интересна слушателям.
Второй момент – нужна такая тема, по которой вы можете записать очень много выпусков. В подкастах важно постоянство, выпуски должны быть регулярными.
Ну и третье – тема должна отражать ваш род деятельности и интересы. Если вы простой блогер и подкасты нужны вам для самопиара, то тут все просто – выбор тем практически неограничен. Но если это подкаст для продвижения бизнеса, то берем соответствующую тему. Если вы строите дома, записывайте аудио на тему строительства, а не про рецепты салатов, как пример.
Можно подсмотреть, что делают другие предприниматели и блогеры:
Цель создания и ведения подкаста
Определите цель запуска подкаста. Зачем вы собираетесь инвестировать время/деньги в создание подкаста?
В основном, подкасты делают, чтобы:
План выпусков
Для подкастов нужен свой контент-план – темы выпусков, формат, их длина, количество, текст, название для аудиофайла, музыка для заставки, фоновая музыка (если нужно). Можно сделать общий план, например, на неделю и отдельный мини-план под каждый выпуск. Желательно иметь план, как минимум, на 3 месяца вперед и сделать сразу несколько записей до официального запуска.
Допустим, вы строите дома. Пример общего плана на неделю (кратко):
Количество выпусков в неделю | 2 выпуска, вторник пятница в 18:00 |
Формат | монолог |
Темы,название выпусков | 1. Выбираем фундамент для будущего дома 2. Дом из газобетона: особенности проекта и инженерных систем |
Длина подкаста | 1. 7-10 минут 2. 15 минут |
Музыка для заставки | Home – KV |
Фоновая музыка | Sunflower – Soyb |
Ведущий | Петр Петров |
Над текстом нужно будет поработать отдельно. Просто взять статью с блога и записать с нее аудио – не лучшая идея, хотя есть и такие подкасты. Лучше, когда текст подкаста специально подготовлен для озвучки. Его можно разделить на части – вступление, основная часть, заключение.
В подкастах должен быть ведущий. Кто будет озвучивать текст? Вы лично или сторонний диктор? Этот момент должен быть учтен в плане.
Важно:
Как записать подкаст
Что для этого нужно — какой микрофон и софт? Где записывать – в студии или можно записывать подкасты у себя дома, в офисе? Как делать подкасты на смартфоне? Обо всем по порядку.
Для записи подкастов не обязательно идти в профессиональную студию. Добиться качественной студийной записи можно в домашних условиях или в рабочем офисе. Нужно лишь приобрести оборудование и использовать программы для работы со звуком.
Оборудование:
Пара слов о микрофонах
От качества записи напрямую зависит то, будут вас слушать или нет. Не обязательно сразу покупать дорогую модель микрофона, есть отличные студийные модели. Перед покупкой посмотрите обзоры, также можно вбить в поиск запрос «микрофон для подкастов». Можно найти готовые студийные наборы, куда также входят наушники и микшер.
Микрофоны бывают динамические и конденсаторные. Вторые более чувствительные и дорогие. Динамические дешевле и не так сильно улавливают окружающие звуки – это хорошо, если вы записываете подкаст не в звуконепроницаемой студии, а например, дома. Также микрофон может быть однонаправленным или двунаправленным. Второй подойдет вам, если вы планируете приглашать гостей и брать у них интервью во время подкаста.
Программы для работы с аудио на компьютере (запись подкаста и обработка звука)
Adobe Audition – профессиональный аудиоредактор для записи и обработки звука. Здесь есть различные эффекты и пресеты, поддержка нескольких звуковых дорожек, встроенные опции для улучшения качества звука.
Audacity для Windows – простой бесплатный аудиоредактор. В нем можно удалять различные дефекты записи, например, шипение, гул, можно откорректировать тональность и темп. Есть функция обрезки дорожки, регулировка громкости. Также доступно несколько эффектов, например, динамическое изменение тембра, добавление эхо и другие.
Аудиомастер – простенькая, но функциональная программа для Windows. Здесь есть возможность записи, обрезки, добавления эффектов. Программа интересна тем, что тут можно создавать тематические фоновые звуки. Можно погрузить слушателей в атмосферу кафе, добавить шум прибоя или пение птиц.
В каком формате сохранить аудио
Аудио лучше сохранить в mp3 формате. Для обеспечения хорошего результата пара советов по настройке битрейта:
Можно записывать подкасты и на телефон, но качество будет ниже, чем при студийной записи или записи дома с качественным оборудованием. Для любительских подкастов вполне сойдет.
Приложения на телефон для записи подкастов
Как выложить подкаст в интернет
Площадки, где можно разместить подкаст
Podster.FM – платная площадка для размещения подкастов на русском языке. С Podster подкасты можно экспортировать в iTunes или на сайт через RSS.
SoundCloud – онлайн платформа для распространения музыки. Для подкастеров разработчики создали отдельное приложение SoundCloud Podcasts. Подкастами с SoundCloud легко делиться, а также экспортировать их на другие площадки через RSS-фид.
iTunes – библиотека музыки для устройств на iOS. Сюда можно импортировать подкаст из SoundCloud. Если он пройдет модерацию, то может попасть в Apple Podcasts – самое популярное приложение с подкастами для iOS. В его библиотеке уже более 20 миллионов подкастов.
Google Podcasts – аналогичное приложение, но для устройств на Android. Подкасты в нем размещаются через RSS-фид, созданный, например, в SoundCloud или Podster.
Яндекс Музыка – библиотека музыки и аудио. Здесь есть отдельная вкладка «Подкасты». Чтобы выложить свои подкасты, нужно заполнить простую форму заявки и дождаться модерации.
Spotify – интернет-сервис потокового аудио, похож на SoundCloud. Подать заявку можно на странице Spotify for Podcasters.
Castbox – приложение, где размещено уже больше 95 миллионов подкастов, в том числе на русском языке.
ВКонтакте – в ВК появилась возможность добавить в свое сообщество раздел «Подкасты». Для этого нужно подготовить файлы и отправить заявку на модерацию. Если все ок, через некоторое время в вашем сообществе появится соответствующий раздел. Если вы не прошли модерацию, не расстраиваетесь, можно разместить подкасты у себя на странице или в группе, как обычные аудиозаписи.
Youtube – Ютуб тоже можно использовать для распространения своих подкастов. Учитывая, что это видеохостинг, они должны быть в формате видеофайла. Впрочем, некоторые подкастеры не заморачиваются с видеорядом, а просто размещают ролики с заставкой на экране и закадровым голосом.
Как опубликовать подкаст на своём сайте или в блоге
Как выложить подкаст на свой сайт? Все зависит от того, какую площадку или движок вы используете. На большинстве сайтов подкасты можно вывести через вставку html-кода или RSS-фид, созданный, например, в SoundCloud.
Чтобы получить RSS-фид, в настройках подкаста заходим во вкладку «Permission», ставим галочку напротив фразы «Include in RSS feed» – «Save changes». RSS лента создана, теперь, чтобы скопировать ее, идем в настройки аккаунта, открываем вкладку «Settings» – «Connect», здесь находится код ленты. Копируем и вставляем, куда нужно.
Рассмотрим отдельно пару способов для популярного движка WordPress, а также конструкторов Тильда и Wix. Так как многие используют их для создания своих сайтов.
WordPress
Можно выложить подкасты через RSS-фид, через html-код, через виджеты и плагины. Например, есть несколько виджетов для размещения аудио с Soundcloud – HTML5 SoundCloud Player, SoundPress и другие.
Есть также отдельные плагины для подкастинга – PowerPress Podcasting, Seriously Simple Podcasting, Podlove Podcast Publisher, Simple Podcast Press.
Тильда
Для Тильды есть готовые блоки с виджетом – SoundCloud, Mixcloud и Яндекс.Музыка, а также блок для вставки html-кода.
Чтобы разместить подкаст на сайте, сделанном на конструкторе Wix, используйте одно из этих приложений в Wix App Market – Wix Podcast Player, WixMusic, SoundCloud, Spotify.
Как оформить страницу подкаста
Перед тем, как выкладывать подкасты, подготовьте графические материалы – обложку, аватарку. Их проще всего сделать в онлайн редакторе Canva или в программе Photoshop. Размеры и другие технические требования зависят от конкретной площадки – вы увидите их при загрузке подкаста. Например, в SoundCloud размер обложки — от 1400 х 1400px до 3000 х 3000px. Она отображается не только в SoundCloud, но и на всех других площадках, куда вы экспортируете подкасты с этой платформы. Размер баннера — 2480 x 520px. Его видят только в SoundCloud.
Как привлечь первых слушателей
Всегда есть вероятность, что ваши подкасты заметят на площадке, где они выложены. Но лучше не ждать чуда, а продвигать их самостоятельно. Как именно? Рассказать о своём подкасте всем-всем-всем – на сайте, в соцсетях и мессенджерах, в рассылках, в общем везде, где есть ваша аудитория.
Чек-лист по запуску подкаста
Вместо заключения мы предлагаем мини чек-лист по запуску подкаста:
Как использовать Instagram, чтобы сделать свой подкаст суперпопулярным
Хотите привлечь больше слушателей для своего подкаста? Мы собрали советы о том, как продвигать свой подкаст в Instagram, привлекать больше зрителей и увеличить вовлеченность. В своем интервью Эрин Селл, продюсер популярных подкастов «Bad Crypto Podcast» и ее «Socially Powered Digital Marketing Show» дала ряд ценных советов о продвижении в Instagram!
1. Подключайтесь в реальном времени к потенциальным слушателям
Начните подключаться, взаимодействовать с учетными записямис множеством подписчиков, людей, которые могут быть заинтересованы в вашем подкасте. Взаимодействуйте с ними, задавая вопросы и отвечая на их вопросы. Это укрепляет доверие.
2. Делитесь, делитесь, делитесь и еще раз делитесь
Делитесь вашим контентом на постоянной основе. Рассказывайте, когда вы берете интервью у известного гостя, делитесь отрывками из лучших книг и цитатами. Делитесь с пользователями всем самым интересным.
3. Создавайте качественный контент
Создавайте качественный контент. Никто не хочет слушать скучную аудиозапись или человека, который не знает, что сказать и использует «слова-паразиты». Отредактируйте свой подкаст и привлеките редактора, который поможет устранить эти ошибки. Кроме того, напомните своим гостям, что не нужно использовать вставки типа «э-э-э, ну, ну, так!» во время выступления.
Убедитесь, что ваш подкаст предоставляет качественную информацию, а не просто информацию, которую можно найти где угодно. Зачем аудитории слушать вас, если она может получить это в любом другом месте?
В другой нашей статье мы также писали о функциях Instagram, которые многие забывают использовать.
4. Поощряйте своих слушателей
Всегда, всегда, всегда поощряйте слушателей подписываться, ставить лайки и комментировать ваши публикации в Instagram. Отвечайте им публично, но после того, как слушатели прокомментировали ваш пост, отправьте им личное сообщение для дальнейшего построения отношений. Они будут благодарны, что вы ответили им лично. Задайте им вопросы о том, что они хотели бы услышать в шоу, о гостях, которых вы должны пригласить и другое.
5. Привлекайте помощников, если они вам действительно нужны
Социальные сети отнимают много времени. Вам нужно проводить там время, чтобы расширить свой подкаст и свою аудиторию. Самая большая проблема для продвижения вашего подкаста в любой социальной сети, включая Instagram — это время. Мы можем проводить только определенное количество времени в социальных сетях, продвигая то, что нам нужно продвигать. Лучше нанять подрядчика, который поможет с продвижением подкаста. В зависимости от уровня способностей человека, вы можете попросить его делать все это.
Эрин также ответила на ряд вопросов:
Что вам больше всего нравится в Instagram?
Instagram быстро стал одной из моих любимых платформ, когда я начала использовать его много месяцев назад. Я быстро поняла, что самое главное в Instagram — это оставаться активным и вовлеченным в платформу. Публикуйте сообщения ежедневно, используйте столько инструментов, которые предлагает Instagram, и общайтесь со своими подписчиками.
Какой самый большой урок об Instagram вы извлекли, когда начинали свою карьеру?
Делайте то, что работает для вас! В Instagram так много вариантов. Выберите для себя то, что сможете делать постоянно. Я лично не использую Reels или IGTV. Остальное использую, когда есть время и необходимость. Делайте то, что работает для вас. Это касается не только Instagram, но и всех социальных платформ. Не переживайте из-за публикации на платформе, которая может вам помочь, а может и не помочь. Делайте то, что вам кажется правильным.
Пошаговое руководство по созданию подкаста
Что такое подкасты и есть ли у них рынок
Подкасты бывают разные. От разговоров с животными и предметами («Everything is alive»), до узконаправленных подкастов («Карто-покалипсис» для картографов). Бывают развлекательные, новостные, нарративные, образовательные, подкасты-расследования.
Подкасты слушают в общественном транспорте, за рулем, во время прогулки с собакой или мытья посуды. Это называют параллельным потреблением — прослушивание подкаста можно совместить с другой задачей. Этим они отличаются, например, от видеоблогов, которые сложно смотреть одновременно с каким-то еще занятием.
Самый большой рынок подкастов в США. По данным компании Edison Research, более половины американцев слушают подкасты. Аудитория подкастов в США — 104 млн. человек.
Некоторые авторы подкастов в США — настоящие звезды. Их слушают миллионы, они зарабатывают на своей деятельности серьезные деньги, у них большое влияние и доверие аудитории. Например, в апреле 2020 года компания Spotify заплатила больше 100 миллионов долларов за эксклюзивное размещение подкастов Джо Рогану — автору подкаста The Joe Rogan Experience.
Главная проблема подкастов в России в 2020 году — аудитория. Она небольшая, если сравнивать, например, с аудиторией каналов на Ютубе. Но рынок растет: по данным исследовательской компании IAB Russia, общая аудитория подкастов в России на начало 2020 года — 5 миллионов человек.
Можно сказать, что мы видим еще одно возрождение подкастов в России. За 2018−2019 годы было много громких запусков; компании, бренды, стендаперы, писатели начали делать свои подкасты. Сейчас у формата началась новая волна популярности.
Зачем делать подкаст
С чего начать
Сначала определитесь, для чего вы делаете подкаст. Цель поможет сохранить мотивацию и понять, получается ли у вас то, что вы задумали, достигаете ли нужного эффекта. А еще — понять, как продвигать подкаст.
Например, вы решили делать подкаст про фронтенд-разработку. Вам интересна эта тема, вы считаете себя экспертом, хотите делиться своим опытом с другими. Какая цель может быть у подкаста?
Развить личный бренд. Скажем, вы хотите, чтобы в сообществе разработчиков вас знали и звали на конференции в качестве спикера. Подкаст поможет донести до других вашу экспертность и показать, что у вас хорошая речь.
Искать людей в команду. Было бы неплохо, чтобы с помощью подкаста вы привлекли внимание джуниоров. Слушатели шоу могут заинтересоваться работой с вами.
Прокачаться как спикер. Допустим, вы давно видите эту точку роста, но не доходили руки заняться техникой речи и научиться говорить убедительно. Подкаст — отличная возможность добраться до этого.
Отличные цели, вы молодец!
Даже если вы хотите делать подкаст, потому что для вас это что-то новое и интересное — это тоже хорошая цель.
Такой же подход работает и с подкастом для бизнеса — определите, зачем он вам. Например, чтобы привлекать клиентов, искать сотрудников, продвигать философию. Когда у вас появится цель, будет проще принимать решения: какой бюджет выделить на создание и продвижение, какой формат выбрать, о чем рассказывать.
Часто начинающие подкастеры ограничиваются идеей делать интервью. Интервью — это здорово, но бывают и другие форматы. Возможно, для вашей задачи подойдет что-то еще.
Есть подкасты, которые решают специализированную задачу, например, подкаст для того, чтобы детям было интереснее чистить зубы — Chompers.
Есть нарративные подкасты-сериалы, в которых рассказывается история и есть сюжет. Например, увлекательный подкаст-сериал «Заварили бизнес» про Сашу Волкову, которая открывает свое дело.
Есть подкасты в виде долгих разговоров про все на свете в компании приятных людей, например, Blitz and Chips.
Чтобы узнать, какие бывают подкасты, воспользуйтесь нашим сервисом подкаст-подборок. В нем пользователи составляют тематические списки разных шоу и делятся ими с другими.
К выбору формата можно подойти разными способами, я рекомендую поступить так.
Разделите поиск идеи на два этапа: штурмовой и аналитический. В первом вы устраиваете мозговой штурм самостоятельно или с коллегами. Придумывайте самые смелые и безумные идеи, не критикуйте друг друга. Придумывайте любые форматы, которые подойдут для вашей цели, фиксируйте их на доске или листе бумаги.
На втором этапе вы анализируете каждую идею: насколько она соответствует целям, будет ли интересна аудитории, сложно ли ее воплотить. Рекомендую также оценить, насколько вас драйвит эта идея. Подкасты — искренний формат, и если вам интересно записывать ваш подкаст, аудитория это почувствует, продвигаться будет проще.
На выходе у вас получится таблица с идеями. Вроде такой:
То есть, я не работаю над всеми параметрами до публикации, исхожу из того, что сразу сделать все идеально не получится. Важно выделить главное, а остальные составляющие сделать так, как получается. И улучшить в будущем.
Такой подход используют при продуктовой разработке: сначала запускают первую версию, которая выполняет основную функцию. В случае подкаста — привлекает слушателей, доносит мысль. А потом постепенно докручивают остальное. Это помогает быстрее запускаться, получать обратную связь. И не перегореть, бесконечно не решаясь показать свой подкаст другим.
То есть, я не работаю над всеми параметрами до публикации, исхожу из того, что сразу сделать все идеально не получится. Важно выделить главное, а остальные составляющие сделать так, как получается. И улучшить в будущем.
Такой подход используют при продуктовой разработке: сначала запускают первую версию, которая выполняет основную функцию. В случае подкаста — привлекает слушателей, доносит мысль. А потом постепенно докручивают остальное. Это помогает быстрее запускаться, получать обратную связь. И не перегореть, бесконечно не решаясь показать свой подкаст другим.
За неделю придумали концепцию, описали формат. Еще за неделю записали пару тестовых выпусков, смонтировали, выпустили.
↓
Собрали обратную связь от аудитории. Поняли, что нужно доработать в сценарии, чем можно привлечь слушателей.
↓
Докрутили формат, выпустили еще несколько серий, получили положительные отклики и первых постоянных слушателей.
За неделю придумали концепцию, описали формат. Решили обсудить с коллегами, еще неделю собирали их мнения. Потом еще неделю дорабатывали концепцию. Через месяц концепция готова, коллеги одобрили.
↓
Ищем героев, подбираем идеальные условия для записи. Записываем несколько выпусков, но кладем в стол — качество звука неидеальное.
↓
Записываем еще раз с другими гостями. Звук лучше, но теперь тратим две недели на монтаж, поиск идеального джингла и обложки. Наконец-то публикуем первый выпуск.
Помните, что вы в любой момент сможете поменять свой подкаст. Для этого отлично могут подойти сезоны. Многие подкастеры используют сезоны, чтобы менять тему подкаста, оставаясь в изначально заданной идее.
Например, у Саши Мемуса есть подкаст «Мемус Решает». Первый сезон был посвящен психотерапии, а второй — искусству. Автор свободен менять свой подкаст так, как захочется.
Оборудование
Их главная особенность — низкая чувствительность. За счет этого они лучше записывают звук в помещениях, где есть эхо и лишний шум. Микрофоны такого типа используют на радио, телевидении, в них поют исполнители на концертах.
Динамические микрофоны отлично подойдут для подкастов. Если вы только начинаете, это идеальный выбор. Дополнительный плюс динамических микрофонов — они довольно прочные. Можно носить их в сумке, брать в поездку и не бояться, что вы их сломаете.
Из минусов можно отметить, что динамические микрофоны не очень красивые. И если вы собираетесь делать видео-подкаст, то такой микрофон будет не очень симпатично смотреться в кадре.
Такие микрофоны, напротив, очень чувствительные. За счет этого они лучше раскрывают голос. Но в неподготовленном помещении, где есть шумы и эхо, такой микрофон захватит лишнее, и запись будет хуже, чем у динамического.
Я не советую покупать конденсаторные микрофоны, если у вас нет подходящего помещения — в нем должна быть звукоизоляция и не должно быть шумов, иначе голос запишется грязно.
USB-микрофоны подключаются напрямую к компьютеру, в них уже встроена звуковая карта. Для записи не потребуется больше никаких устройств. Такой тип подойдет для случаев, когда вы в подкасте один или ваши гости записываются удаленно — каждому будет просто подключить свой микрофон.
XLR-микрофоны подключить напрямую к компьютеру нельзя. Поэтому, если вы выберете такой микрофон, вам понадобится купить к нему дополнительное оборудование. И наоборот: если вы используете звуковую карту или рекордер, вам понадобится именно такой микрофон.
Есть микрофоны, которые имеют и XLR, и USB вход. Таких моделей мало на рынке, но это оптимальный вариант для подкастера. Если в какой-то момент вы захотите купить аудиокарту или рекордер, микрофоны не придется менять.
Отдельно стоит сказать про петличные микрофоны или петлички — это маленькие микрофоны, которые используют для записи речи в видео. Они крепятся на одежду и захватывают звук рядом с ними. Обычно это конденсаторные микрофоны, соответственно, чувствительные. Для подкастов они тоже подходят.
Есть модели, которые подключаются с помощью обычного разъема mini-jack, как стандартные наушники. Это недорогое решение тоже подойдет для старта.
Рекомендую модель Boya BY-M1, такую петличку можно подключить прямо в компьютер.
Звуковая карта преобразует звук из микрофона в цифровой сигнал. Сама по себе она не записывает звук, для этого ее нужно подключить к компьютеру. Вот несколько звуковых карт, которые можно использовать для записи подкаста:
Audient Evo 4. Можно записать 2 микрофона одновременно
10 000₽
Focusrite 2i2. Можно записать 2 микрофона одновременно
16 000₽
Audient Evo 8. Можно записать 4 микрофона одновременно
16 500₽
Steinberg UR44. Можно записать 4 микрофона одновременно
21 000₽
Рекордер позволяет записывать звук с микрофонов без использования компьютера, на встроенную карту памяти. Самые распространенные рекордеры производит компания Zoom:
Zoom H5. Можно записать 2 микрофона одновременно или 4, если есть дополнительная насадка. Легкий, можно носить с собой.
25 000₽, насадка 7 000₽
Zoom H6. Можно записать 4 микрофона одновременно или 6, если есть дополнительная насадка. Легкий, можно носить с собой.
30 000₽, насадка 7 000₽
Zoom R16. Можно записать 8 микрофонов одновременно. Устройство довольно большое, с собой носить будет сложно.
35 000₽
Почти все устройства можно взять в аренду. Посчитайте, что будет выгоднее: вполне возможно, что аренда будет рентабельнее, если вы только начинаете и не уверены, какое устройство вам потребуется.
Не забывайте, что можно купить подержанную технику, это поможет сэкономить. И наоборот, если вдруг поймете, что подкастом заниматься больше не хочется — купленное оборудование можно перепродать.
Такой держатель будет полезен, чтобы установить микрофон перед собой и не держать его в руке. Держатели бывают разных конструкций — настольные, напольные и пантографы. Я рекомендую использовать пантографы и настольные подставки.
Где и как записывать подкаст
Для начала рекомендую записываться дома. Главное — правильно выбрать комнату для записи:
Recording this week’s show (well, I closed the closet doors while I read my narration). @ThisAmerLife pic.twitter.com/SrTO0hsgyz
Если не хочется сразу вкладываться в оборудование, то студия записи — отличный вариант, обычно в них уже все готово. Самое главное в таких студиях, кроме оборудования и подготовленного помещения, — это комфорт и атмосфера. Вы и ваши гости должны чувствовать себя расслаблено, чтобы сложился живой и искренний разговор. Вот несколько студий в Москве, где можно комфортно записать подкаст:
Если гость в другом городе или вы не хотите встречаться лично, можно записаться удаленно. Принцип такой: вы связываетесь в любом удобном мессенджере и каждый записывает свою дорожку самостоятельно. Я рекомендую использовать Зум: в нем можно сделать резервную запись на случай, если что-то пойдет не так.
При этом не стоит просто брать запись из Зума или другого мессенджера. Они сжимают звук, чтобы экономить интернет-трафик, качество записи получается низкое.
На встроенный микрофон из ноутбука лучше не записываться, они улавливают эхо и шумы. Запись получится низкого качества, вам будет тяжело ее монтировать.
Можно использовать и любой другой аудиоредактор, в котором вам удобно работать: GarageBand, Audition, Reaper, Ableton и другие.
Если вы записываетесь через аудиоредактор и общаетесь в Зуме — в настройках Зума нужно убрать галочку автоматической регулировки звука. Зайдите в Настройки → Вкладка «Аудио» → Снимите галочку с «Автоматически регулировать громкость микрофона». Если ее не убрать, то громкость микрофона будет меняться и в программе записи, что помешает качественно записать голос.
Как монтировать подкаст
В нарративных подкастах монтаж — это инструмент драматургии. С помощью него можно лучше рассказать историю, сделать акцент на эмоции, добавить атмосферные звуки. Это поможет слушателю погрузиться в историю.
Еще можно улучшить звук и сделать так, чтобы ваш подкаст было приятно слушать. Но помните, что 80% хорошего звука — это качественная запись.
Базовый монтаж предполагает, что вы уберете тишину с тех дорожек, где в конкретный момент времени никто не говорит. То есть, в один момент времени должен звучать только один голос. В местах, где говорят два или несколько человек, например, кто-то смеется, или кто-то кого-то перебивает, остаются все дорожки.
Редакторы отличаются интерфейсом, ценой и иногда функциями. Но это обычно актуально для написания и сведения музыки, для монтажа обычного подкаста подойдет любой. Попробуйте разные и решите, что вам больше нравится.
Вот несколько программ, на которые стоит обратить внимание:
Удаление дефектов. Самый частый дефект на записи — фоновый шум. Существуют специальные плагины, их называют «денойзеры». Они позволяют создать «профиль» шума и исключить его из вашего звука. Например, в программе Audacity есть встроенный плагин Noise Reduction, который отлично справляется с этой задачей.
Помните, что удаление дефектов звука приводит к тому, что голос тоже немного ухудшается, поэтому здесь важен баланс. Если вы готовы потратить некоторую сумму денег, то я рекомендую купить набор плагинов iZotope RX 8 (или прошлую версию). На сайте Plugin Boutique часто бывают скидки на наборы этих плагинов, вам подойдет версия RX Elements.
Чтобы подкаст звучал интереснее, эмоциональнее, ритмичнее и лучше запомнился слушателю, используют музыку и звуковое оформление. Музыка и звуки не обязательны, но хорошо, когда они есть.
Обычно в начале подкаста играет главная музыкальная тема, ее называют джинглом. Это аудиологотип вашего шоу. Он задает настроение и готовит слушателя к тому, что он услышит, настраивает на нужный лад. По джинглу люди отличают ваш подкаст от других.
Между смысловыми блоками подкаста, в местах, где меняется тема, стоит добавлять перебивки. Обычно это музыкальный фрагмент, который делается из основной музыкальной темы, или хотя бы дружит с ней по настроению.
В некоторых подкастах авторы используют фоновую музыку. Она здорово работает для длинных подкастов — дольше полутора часов — и помогает разговору быть бодрее, задает дополнительный ритм. Если у вас не очень хорошее качество записи, фоновая музыка поможет замаскировать это.
Чтобы усилить повествование, погрузить слушателя в атмосферу истории часто используют саунд-дизайн. Например, звуки моря, если вы рассказываете про морские походы; звон бокалов и неразборчивая речь людей за другими столиками в ресторане, если герой отправился поужинать; кваканье лягушек и чавканье резиновых сапог по грязи, если персонаж истории решил прогуляться по болоту. Словом, звуки, которые помогут слушателю почувствовать повествование.
Саунд-дизайн чаще всего задействуют в нарративных подкастах, где атмосфера и эмоции очень важны. Я сравниваю саунд-дизайн с очень яркой специей, которая в небольшом количестве и в нужном месте поможет истории раскрыться. Но если переборщить, то будет очень невкусно и навязчиво.
В разговорных подкастах тоже можно использовать саунд-дизайн, но я призываю не увлекаться и всегда задавать себе вопрос: «Этот звук действительно здесь нужен или мне просто хочется, чтобы был звук ради звука?»
Ниже я привел несколько ресурсов, где можно найти звуки и музыку. Большую часть списка собрал Мика Голубовский.
Всегда читайте лицензию на всю музыку и звуки, которые собираетесь использовать, чтобы застраховать себя от возможных претензий. В лицензии на звуки и музыку должно быть ясно написано, что можно использовать для личных и коммерческих целей. И не должно быть запретов на использование в подкастах.
Как придумать название, описание, обложку и трейлер
Классно, когда название легко запомнить, и оно содержит несколько смыслов. Крылатые фразы, мемы, отсылки к каким-то событиям — из всего этого может получиться звонкое название.
Вот несколько подкастов, названия которых мне кажутся удачными: «Это провал», «Извини, что голосовым», «Тоже Россия», «Ну, па-ап!», «Сядь, подыши», «Либо выйдет, либо нет». Перейдите по ссылкам на подкасты и прочитайте их описания, чтобы вдохновиться тем, как названия работают со смыслом.
Поэтому стоит проверить вашу будущую обложку на читаемость в маленьком размере. Вот несколько рекомендаций:
Несколько рекомендаций, как оформить трейлер:
Где разместить подкаст
В этом файле в специальной разметке описан подкаст: название, описание, язык, обложка, аудиофайлы и так далее. Чтобы сделать такой RSS-фид, нужен хостинг — на нем будут храниться аудиофайлы и вся информация про подкаст. Хостинг можно сделать самостоятельно, но я рекомендую использовать готовые сервисы.
Почти все подкаст-площадки — просто каталоги таких RSS-фидов. Это значит, что они хранят не подкаст, а лишь информацию о его существовании. И когда слушатель запускает в приложении воспроизведение эпизода, площадка обращается в RSS-файлу и включает аудиозапись, которая хранится на вашем хостинге.
Хостинг-сервисов много, и отличаются они в основном интерфейсом, аналитическими инструментами и ценами. А еще — поддержкой возможностей RSS. Например, на некоторых хостингах нельзя создать трейлер.
Расскажу, на что стоит обратить внимание и приведу несколько хостингов, которые мы используем в студии.
Выше я писал про то, что подкаст-площадки не хранят ваш подкаст у себя, а только информацию о нём. Так что воспроизведение подкаста — это обращение к RSS-фиду, который создается на хостинге. Главный аналитический показатель — скачивание, то есть сколько раз скачали каждый выпуск вашего шоу.
Проблема в том, что один слушатель может генерировать несколько обращений к RSS, из-за того, что подкаст догружается небольшими кусочками, а не загружается полностью.
Есть специальный стандарт, который компенсирует это технологическое несовершенство и позволяет посчитать реальные скачивания вашего подкаста, то есть приблизится к показателю прослушиваний — IAB 2.0. Я рекомендую использовать хостинги, которые сертифицированы по этому стандарту, чтобы более точно понимать, какая у вас аудитория.
Цены на хостинги довольно сильно различаются, причем довольно часто стоимость зависит от популярности подкаста. Если подкаст популярный, это создает большую нагрузку на сервера. То есть, чем чаще вас слушают, тем больше придется платить. Многие хостинги имеют пороговые значения, например, 10 000 загрузок в месяц.
Вот некоторые сервисы, которые либо использовали мы и наши клиенты, либо рекомендуют коллеги по подкаст-сообществу: Fireside.fm, Lybsyn.com, Buzzsprout.com.
Я не рекомендую использовать в качестве хостинга Soundcloud, потому что там устаревшие аналитические инструменты и нет поддержки многих возможностей RSS. Например, нельзя разбить подкаст на сезоны и сделать трейлер. На бесплатном тарифе вам доступно для загрузки только 3 часа аудио, для обычного подкаста это довольно мало, поэтому платить придется все равно. При этом цена Soundcloud такая же, как и у других нормальных хостингов.
Если вы не готовы тратить деньги на хостинг, обратите внимание на Anchor.fm — это бесплатный хостинг, с хорошим функционалом и вменяемой статистикой. Но имейте в виду, что в какой-то момент в вашем подкасте может появиться сторонняя реклама. Я не думаю, что реклама скоро запустится в России, но это нужно учитывать. Лучше внимательно прочитайте договор оферты с сервисом.
Если будете использовать Anchor, то не давайте ему самому публиковать ваш подкаст: он сделает это под сгенерированным Apple ID. Лучше добавляйте подкаст через свой Apple ID.
Когда ваш подкаст пройдет проверку, на почту, к которой привязан ваш Apple ID, придет письмо. Но советую проверять в Podcast Connect самостоятельно, иногда письмо может затеряться.
Через некоторое время после того, как Apple одобрит ваш подкаст, вы появитесь в каталоге сервиса. Еще ваш подкаст автоматически добавится в Castbox, Pocket Casts, Overcast и в другие агрегаторы.
Также можно сделать подобный ролик со статичной картинкой в любом видеоредакторе. Оформление может быть любым, например, с движущейся звуковой волной.
Раскачивать канал с нуля без видеоконтента, скорее всего, будет сложно. Я рекомендую публиковаться на этой площадке, если у вас там уже есть какая-то аудитория.
Я рекомендую сделать страничку подкаста с кратким описанием и ссылками на все платформы, где вас можно послушать. На такую страницу легко ссылаться, чтобы не публиковать с каждым новым выпуском кучу ссылок. Это может быть полезно, если вы захотите продвигать подкаст с помощью платных каналов, например, запустить таргетинг в социальных сетях и контекстную рекламу. Если у вас есть лендинг, проще оценить эффективность рекламы.
Как продвигать подкаст
Продвижение сводится к системным небольшим действиям. Например:
Для продвижения и удержания слушателей лучше всего выпускать подкаст регулярно, желательно в один и тот же день недели или месяца. Тогда для многих прослушивание вашего подкаста может стать ритуалом, они будут подстраиваться под выход новых эпизодов и ждать их.
Если можете выпускать эпизоды раз в неделю, это будет лучше для продвижения и активного набора аудитории. Конечно, при условии, что вы регулярно рассказываете о новых выпусках на внешних площадках.
Найдите подкасты с похожей тематикой и предложите им сделать кросс-промо. Это когда каждый рассказывает в своем подкасте о другом шоу. Или обменяйтесь трейлерами ваших подкастов друг с другом.
С помощью кросс-промо аудитория одного подкаста узнает о втором, может заинтересоваться, начать слушать и его тоже. Прямой конкуренции в этом нет: слушатели часто следят за несколькими шоу на одну тему.
Как понять, успешен ли ваш подкаст
Есть примеры шоу, которые приносят деньги своим создателям. И есть примеры компаний, который получают явную пользу от своих шоу. Но, как я уже говорил, подкасты — игра вдолгую. Не стоит начинать делать подкаст, если вы ищете способ заработать денег. Скорее всего, вы разочаруетесь — есть способы заработать получше.
Но если вы все-таки думаете про монетизацию своего контента, вот несколько способов, как это делают другие: