Как сделать подсветку приборной панели
Светодиодная подсветка приборных панелей. Общее и частное.
Доброго времени суток, дорогие автомобилисты!
Данная статья раскрывает хитрости, трудности и решение трудностей, связанных с внедрением и управлением яркостью светодиодной подсветки приборных панелей.
Светодиоды продаются как по отдельности ( штучно), так и в сборках ( светодиодная лента). Светодиодные ленты отличаются количеством и формой светодиодов. Светодиодная лента — это готовый источник света, требующий питания 12 вольт.
Приборные панели есть двух видов:
1. Это приборные панели с заводской светодиодной подсветкой (большинство автомобилей после 2008 года).
2. Это автомобили с подсветкой на основе ламп, но:
а) шкалы сделаны белыми или прозрачными, сами лампы одеты в колпачки синего, красного или зеленого цвета;
б) шкалы и стрелки сделаны уже нужного цвета, лампы подсветки не имеют никаких светофильтров.
Если Вы хотите изменить цвет светодиодной подсветки, то имейте в виду:
1. Нужны светодиоды smd, квадратные (для основной подсветки) и бокового свечения (для подсветки дисплеев, к примеру тойота камри).
2. Необходимо запомнить полярность светодиодов при демонтаже, так как они соединены последовательно и разрыв цепи гасит целую секцию (соответственно, не правильно впаянный светодиод не пропустит ток и не загорится секция, найти ошибку можно, но трудно)
3. Светодиоды очень боятся перегрева, поэтому паять нужно быстро и аккуратно.
Если мы ставим светодиодную подсветку в приборную панель, вида а, то:
1. Разбирая приборную панель, необходимо запомнить положение стрелок. Это правило работает не для всех приборных панелей, некоторые приходится корректировать «на ходу», так как компьютер ставит в ноль движки. Поэтому после окончания внедрения, не прикручивайте приборную панель, проверьте правильность показаний приборов.
2. Светодиодная лента: не герметичная, с плотным расположением светодиодов (менее 5мм). Такая лента обеспечит яркое освещение шкал.
3. При наклейке ленты, необходимо учитывать неровности и выступы (если углубления — клеим сверху!). Если выступа не избежать, то после окончания монтажа надо убедиться в равномерности подсветки. Бывает, что выступ приближает ленту сильно и в этом месте более яркая область. Для корректировки можно использовать легкую тонирующую пленку для фар или набор сопротивлений.
4. Для регулирования яркости необходимо использовать контроллер с шим. Есть на ду или с крутилкой.
5. Соединение проволочинками с последующей изоляцией лаком.
В данном случае все верно, что и для вида «а», кроме одного: так как цвет заложен в сами шкалы, можно лишь заменить лампы на светодиодную ленту того же цвета, что и шкалы. В таком случае, будет сочная и красивая подсветка.
Comfort-ная подсветка панели приборов
Решил сделать светодиодную подсветку приборной панели. При этом, не уходить далеко от стока.
Была куплена светодиодная лента (1 метр), самая простая, за 233 рубля.
Опишу сам процесс замены.
Разобрал панель полностью.
Отдельно скажу про стрелки. Пытался снять их вилкой (как тут кто-то советовал), но ни к чему это ни привело, так и казалось, что я их сломаю. Решил делать проще: одновременно крутил их и поднимал вверх, без помощи каких-либо предметов, просто пальцами. Снялись все стрелки за пару минут. После отклеил шкалу.
Светофильтр смывать не стал, т.к. зелененький оттенок вполне устраивает и не так как у всех 🙂 Надо же чем то отличаться.
Поначалу пытался изобрести велосипед: наклеить ленту по периметру, перпендикулярно поверхности шкал для более ровного свечения, но понял что занимаюсь ерундой, до меня давно уже придумали оптимальную схему расстановки светодиодных модулей. Но…, я все равно внес свое новшество (по крайней мере тут я ни у кого такого не видел). Т.к. отдельно подсвечивать стрелки у меня не было желания, повторюсь, делал все максимально просто и эффективно, я решил расположить светодиодные кусочки лент
так, чтобы один светодиод располагался ровно на штатном месте стоковой лампочки, т.е. ровно под пластиковыми призмами светоВодов.
Забегая вперед — это дало результат.
Использовал 10 кусочков светодиодной ленты (далее КСЛ :)) по 3 светодиода длиной 5 см. Примерял, клеил, припаивал провода.
После каждго припаянного КСЛ прикладывал шкалу и проверял, чтобы не было темных зон. Припаял все 10 КСЛ, провода питания кинул в среднее отверстие штатной лампы подсветки.
Свечение везде получилось равномерным, стрелки также светили ярко.
Решил еще добавить эффект плавного затухания. Под рукой были конденсаторы на 16 В общей емкостью 5000 мкФ, маловато конечно, но пока так.
С лентами подключил их параллельно, на (+) добавил диод 1N4007, чтобы заряд не рассеивался по остальным потребителям.
В общем получилось все супер (для меня). Цвет нравится, яркости предостаточно (ночью немного убавляю), стрелочки тоже светят ярко. В общем проделанной работой доволен.
Пересвет приборной панели RGB-лентой
Для разнообразия решил разбавить свой БЖ няшной доработкой!)) Почему няшной? Ну она никакой пользы особо не несет, как турбо, например!))))) Но все равно приятно и необычно.
Речь пойдет о пересвете приборки RGB-лентой.
В какой-то момент стали перегорать стандартные лампочки в приборке, и чтобы каждый раз не разбирать полсалона для очередной замены лампочки и продлить так скажем удовольствие, решил замутить подсветку на обычных белых светодиодах. А когда уже приехал в магазин, увидел там RGB-ленту и все дополнительные приблуды для управления переключением цветов! Решил прикольнуться, даже если не буду часто пользоваться, то лишним все равно не будет!
Была куплена RGB-лента, контроллер и пульт. Контроллеры были 2 типов: инфракрасный и радио. Различие в том, что у инфракрасного имеется сенсор для приема сигнала и на него нужно направлять пульт, у радио этого неудобства нет и сигнал будет приниматься контроллером куда бы ни был направлен пульт, при этом сенсор приема сигнала встроен в блочек контроллера и его не надо никуда выводить соответственно. Но… разница в цене была приличная, не хотелось заморачиваться сильно на этой функции и я взял что попроще, т.е. инфракрасный!)
Сейчас в интернете лазил, там чего только нет, даже встраиваемые RGB-контроллеры с стеклянной сенсорной touch-панелью, да и цены уже не кажутся такими высокими, прикольно было бы такой врезать в панель авто.)) Может как-нибудь и переделаю от нечего делать!)
В общем снял приборку, разобрал, стер зеленый светофильтр с накладки жидкостью для снятия лака!
Для подсветки шкал порезал ленту на минимальные отрезки — по 3 светодиода, наклеил их на основной каркас приборки и спаял соответствующие контакты между собой.
Остался еще один момент — подсветка стрелок. Красный цвет мне нравится больше всего, в этом решил ничего не менять. Не хотелось париться с отдельными светодиодами, сопротами к ним и т.д., придумал вот такую штуку: купил ленту с красными маленькими светодиодами.
Но отрезать их по одному нельзя, минимум по 3 штуки. Сделал вот такую тему:
Далее припаял провода + и — к каждой подсветке стрелки.
Приставил саму плату и заднюю крышку и вывел провода через подходящие отверстия от ненужных уже ламп.
Единственно что не запечатлел — это от чего я все это дело запитал. В общем + и — проводов подсветки стрелок и + и — проводов контроллера припаял к патрону лампы самой приборки, которая уже была не нужна (саму лампу из патрона извлек), получился такой патрончик для запитки всей подсветки от самой же приборки.;)
ИК-сенсор вывел в панель под БК, просверлив там отверстие, вот так:
Вот фото подсветки белым цветом при максимальной яркости:
А вот видео работы подсветки с различными цветами и уровнями яркости:
Не стал ничего делать с подсветкой экранчиков, инверсию тоже не стал делать. У меня приборка АП и конструктивно она прилично отличается от VDO и Счетмаш. И в ней много подводных камней, с которыми не было желания разбираться.
Кстати, цвета меняю чуть ли не каждый день, интенсивность подсветки каждый день меняю — днем ярко, ночью приглушаю, все очень удобно!
Как самостоятельно сделать подсветку панели приборов в автомобиле светодиодами
Чего только не предпринимают автолюбители для того, чтобы их автомобиль стал более удобным и необычным. Некоторые автовладельцы тратят большие деньги на профессиональный тюнинг приборной панели. А некоторые мастера предпочитают сделать его самостоятельно. Такой тюнинг выполнить достаточно просто. Для того чтобы заменить обычные лампочки на светоизлучающие диоды (СИД), не нужно иметь специальных знаний и умений. Как сделать светодиодную подсветку панели приборов в автомобиле своими руками — мы сейчас вам и расскажем.
Качественно освещенная приборная панель не только более информативна в тёмное время суток, но и имеет лучший вид
Разбираем консоль
Первоначально необходимо разобрать приборную панель: снимаем защитное стекло, затем стрелочки, но учтите, что они очень хрупкие, и чтобы их не повредить, лучше подсуньте под отвёртку плотную бумагу, много усилий прикладывать не требуется.
После снятия «обложки» ножом аккуратно сцарапать светофильтр, он представляет собой специальную краску. После чего это место обезжирить при помощи ацетона или спирта.
Меняем подсветку
Первым что следует поменять — это подсветка одометра (показывает пройденный путь). Снимаем экран и удаляем защищающую его плёнку, убираем лампочку, а на её место ставим светодиод. Можно поэкспериментировать и поставить многоцветный СИД, в будущем выбирать цвет можно будет по настроению. После замены экран одометра ставим на место.
Меняем свет консоли полностью
Заменяем все оставшиеся лампочки на приборной панели новыми СИДами. Можно так же, как и в случае с одометром, выбрать многоцветные.
Если вы выбрали светодиоды для подсветки панели приборов многоцветные, то дополнительно потребуется установка переключателя цвета. Удобнее его расположить с правой стороны от руля, но вы можете реализовать и свой вариант.
Как сделать подсветку стрелок приборной панели
Важное значение имеет цвет стрелок спидометра и тахометра. Если они белого цвета, то можно оставить их так, как есть. А если же нет, то необходимо при помощи ножа удалить старую краску и обработать их спиртом, после чего покрасить их лаком белого цвета или обычной краской.
Цвет стрелочки должен быть белым, потому что только он передаёт всю гамму светодиодов.
Можно постараться и сделать подсветку стрелок отдельно. Для этого необходимы светодиоды диаметром 3 мм на 12 В.
Важно! В сети авто напряжение составляет 12 В, если светодиоды рассчитаны на меньшее значение, то нельзя их подключать напрямую. Следует подключать их через стабилизатор.
Если диаметр светодиодов будет больше, то придётся делать под них дополнительные отверстия.
Светодиоды рекомендуются располагать или по всей шкале, или напротив тех значений, возле которых стрелочка чаще всего находится.
Схемы плавного включения подсветки
Чтобы сделать плавное включение подсветки шкалы и стрелочек, необходимо затратить немного усилий, а если конкретно, то перепаять схему.
Ниже представлены две схемы, в первом случае — приборная панель, а затем — стрелочки. Схемы можно реализовать на небольших кусочках монтажной платы, которая продаётся в магазинах радиодеталей.
Учтите один важный фактор, если светодиоды будут отличаться по мощности, то они будут загораться не одновременно, одни с опережением, другие с опозданием, но в общем включение подсветки будет плавным. Также это относится к светодиодам на шкале.
Собираем
Когда всё готово, начинаем потихоньку собирать консоль. Первым делом устанавливаем подложку. Наносим на тыльную сторону герметик и приклеиваем к панели.
Затем ставим на свои места стрелочки и защитное стекло. После модернизации щиток приборов смотрится ярко и необычно.
Светодиодная подсветка выглядит не только необычно и ярко, но является ещё и хорошим дополнением авто в плане экономии, которое помогает экономить заряд аккумулятора, так как светодиод потребляют на 80% меньше энергии, чем обычная лампочка.
Версия 1. Светодиодная подсветка приборной панели и стрелок, плавное включение на Ланос
Итак, собрался силами описать и отчитаться по долгой процедуре доработки подсветки приборной панели на Ланос. Почему долгий?! Эм, если сейчас с нуля я взялся бы за это дело, то заняло бы 1 день не более. Но я товарищ привередливый, люблю делать как положено либо ни как. По сути в итоге подсветка явилась результатом множества экспериментов, сборки по граммам инфы из инета и собственный опыт. В общем, всё по-порядку.
Родная подсветка в принципе оставляет желать лучшего, хотя, несомненно, блеклый зеленоватый цвет ни как не напрягает глаза при езде на дальняк, однако в сумерки или днем она ничего не дает, и из-за бликов стекла приборки не видно особо. И, самое главное, в машине как-то грустно )) Вот и решил заменить.
Изначально пробовал обойтись просто заменой родных ламп на светодиоды Т10 1SMD
. Вот так смотрелись зеленые.
Пробовал красные и синие. Живее всех зеленка 🙂
На ютюбе, кстате, есть ролик, где демонстрируются такие светодиоды в панели Ланоса. В принципе сносно, однако в ролике приборка с 4-мя одинаковыми лампочками, а у меня, как и у многих других людей, 3 большие и одна маленькая, что влечет к появлению темноты между спидометром и тахометром, так как пробовал вместо маленькой лампочки ставить светодиод с цоколем Т5. Так как хотелось побольше заполнения светом решил воспользоваться светодиодами Т10 5SMD:
Забегу наперед, сказав, что можете пробовать и с первим типом светодиодов, кому понравилось и не хочет гемором заниматься :)) ну или светодиодной лентой, мне лично кажется, что будет идеально 🙂 Кстати, я хотел именно голубоватую подсветку, для этого покрасил (как видно на фото ниже) светодиоды синим цапонлаком. Сразу замечу, со временем он таки выгорел и белее стала подсветка, а мне даже и нравится)) ниже покажу видео.
Заменить 3 большие лампочки не проблема, а вот как решить задачу с маленькой — читаем дальше 🙂
Итак, разгибаем ножки и вынимаем светодиод из цоколя, откусываем цоколь, что называется, под самые помидоры 🙂 и возвращаем диод назад в цоколь.
Далее изнутри приборки вставляем этот светодиод в отверстие от маленькой лампочки, загибаем ножки как на фото и припаиваем соответственно плюс и минус (заранее рекомендую на цоколе и дорожках маркировать полярность, это же светодиод:) ).
Таким образом, светодиод сидит надежно и светит как остальные большие светодиоды.
Лично мне показалось мало 4 светодиодов и я решил добавить по одному в верхнюю часть за каждым прибором для более равномерного свечения.
Клеил просто разогрем зажигалкой край карандаша для клеевого пистолета, поставил кляксу и на неё посадил светодиод. Очень удобно, таким способом клеил всё в процессе.
На этом можно были и ограничиться, но у меня засела идея сделать красными стрелки. Не слушайте и не делайте так, как говорят в инете — «покрасил лаком для ногтей жены…», «покрасил красным маркером…» и т.д. Чушь, если на фото смотрится вроде норм, то это бонус фотосъемки, а автор не договаривает, что вживую практически не светятся такие стрелки. Поверьте мне и пробуйте, лучше оставить как есть или делать, как я, т.е. с отдельной подсветкой:)
Итак, монотонности не хотелось, завязался воять красную подсветку стрелок и самое главное, плавное включение. Начнем со стрелок.
Шкалы разбираются, стрелки снимаются (предварительно ставьте метки, чтобы все стрелки стали в такое же положение).
Скажу важный момент — на самой шкале если присмотреться с обратной стороны видно напыление на некоторых значениях, я сначала решил, что стерев его с меток шкал жидкостью для снятия лака с ногтей получу более яркий свет.
Ну, на самом деле не советую этого делать, так как световоды приборов (на что наклеена шкала) неравномерно проводят свет от источников, поэтому таким напылением выравнивается подсветка. Короче, не делайте как я, думаю будет лучше 🙂
Единственное, что я предполагаю, это если световоды обрезать и оставить только площадку на которую клеится шкала, а свет реализовать на светодиодной ленте, то думаю такое стирание напыления будет уместно.
И так, для подсветки стрелок понадобятся самые маленькие светодиоды 3мм диаметром.
Важно при покупке взять именно с рабочим напряжением 12В, а то много таких же на 5В. Я брал с диаметром головки 2,5 или 3 мм, не помню точно, в нашем случае чем тоньше, тем меньше придется расширять отверстие в световоде под стрелкой
Для расширения отверстия под стрелкой советую использовать паяльник. Так как световод не стеклянный, а пластмассовый, разогретым круглым жалом паяльника шикарно делаются посадочные места для светодиодов.
Также важно определить точное место установки под стрелкой светодиодов и их количество.
Место — в идеале нужно ставить первый светодиод на уровне крайнего начального положения стрелки, последний — на уровне крайнего конечного положения стрелки по шкале. Но если так идеально взяться, то светодиодов будет 4, а то и 5.Я же определил среднее рабочее положение стрелок, в котором она чаще всего находится и исходя из этого разместил светодиоды. (зачем ставить напротив метки 6-7 тыс оборотов тахометра если стрелка туда ни когда не доходит). И всё потому, что стрелка представляет собой монолитный с «колпачком» световод, светодиоды светят снизу в часть «колпачка», а из него свет распространяется по стрелке. Но так, как стрелка вращается, то при удалении её от светодиода тускнеет. Поэтому, чем больше светодиодов, тем одинаковое будет свечение стрелки по всей области её движения. Фух, надеюсь, на сильно загрузил 🙂 У меня на тахометре 2 светодиода расположены напротив области 2-4 тыс оборотов, так как стрелка в основном там находится.
Итак, под тахометром 2 светодиода, под спидометром 3, под температурой и топливом по одному.
Вот так выглядит тахометр с подсветкой стрелки.
И, забегая наперед, фото всей приборки в сборе (видео будет ниже, вот оно будет интереснее).
Сделав красные стрелки и голубоватую шкалу само собой напрашивается плавное включение и выключение подсветки. Чем и занялся далее.
Сразу скажу, в инете предостаточно электрических схем реализации данной задачи. По принципу работы они идентичны, но кто-то усложняет, кто-то выкладывает схему с неправильным изображением транзистора, в итоге у людей не работает, а у него работает. Короче говоря, привожу 2 правильные схемы и с моими номиналами. Почему 2 схемЫ? Всё просто, я использовал 2 схемы, одну отдельную на подсветку стрелок, вторую — на подсветку шкал. И всё потому, что для теста собрал обе, а в итоге тестов пришел к выводу, что самый идеальный вариант — это раздельное включение.
Первая схема — через неё подключил подсветку шкал.
Вторая схема — через неё подключил подсветку стрелок
Если схемы поменять местами, то подсветка шкал будет загораться первая, затем стрелки.Мне лично больше нравится именно вариант включения вначале стрелок, а затем шкал.
Вот видео этих двух вариантов, выбирайте сами:
Может возникнуть вопрос «почему не запараллелить стрелки с шкалами и не использовать общую схему?». Пробовал на каждой схеме. Дело в том, что маленькие светодиоды под стрелками потребляют меньше тока, а большие — больше, в силу разности потребления тока маленькие загораются первыми, но быстро, затем задержка пару сек и включаются моментально большие. Подбор номиналов ни к чему не привел. В любом случае, получается не то, что я хотел. А с разделением схем всё идеально — плавно загораются первыми стрелки, затем плавно (а не резко) подсветка, а при выключении плавно гаснет подсветка, и затем медленно стрелки. В общем, то, что я хотел! 🙂 И ещё, если вы решите сделать с двумя схемами учтите, что если из светодиодов подсветки шкал будет хоть один отличаться по типу, мощности и т.д. — он будет загораться либо раньше, либо позже. Так что учтите, светодиоды стрелок должны быть идентичны друг другу, так же и светодиоды подсветки шкал между собой должны быть идентичны.
Обе схемы реализовал на кусочке монтажной платы (тренировочная для сборки макетов, в радиомагазинах продается).
Сделал провода из приборки длиннее и разместил платку в левой части торпеды, чтоб в случае чего был доступ к платке и не пришлось снимать приборку.
Итак, теперь видос, по работе всего этого чуда.
Сразу приведу видео из последних, как мне кажется цапонлак со временем выгорает на светодиодах и свет становится более белым. Но мне и так нравится 🙂
Ну и в следующей статье дополню отчет по доработке подсветки блока печки, кнопок кондея, отопителя стекла, а также корректора фар.
Если будут вопросы — задавайте, может какие-то нюансы упустил.
АХТУНГ! Изменения: переделал эту подсветку на RGB регулируемую на светодиодной ленте. Смотреть ЗДЕСЬ