Как сделать постановку восточного танца
Как сделать постановку восточного танца
Я постараюсь рассказать, как сделать Ваше выступление более запоминающимся даже при ограниченном наборе элементов. Может я и расскажу известные Вам вещи, но может, вы, просто никогда не пытались их систематизировать. Только не ограничивайте себя теми примерами, которые привожу я – это лишь единичные случаи. Творите, мечтайте и придумывайте. Удачи!
1. Изменение исходного положения движения. Просто немного измените исходное положение, и Вы увидите, какие новые краски появятся у элемента.
Например: ключ. Поставьте рабочую ногу не вперед, а в сторону или назад. Получится два новых движения.
Например: тарелочка. Поставьте одну ногу чуть вперед на полупалец.
2. Изменение направления корпуса. Не нужно делать 28 ключей лицом к зрителю, на пятом они умрут от скуки. Сделайте два лицом, потом чуть развернитесь, сделайте еще два. Потом вернитесь обратно. Так Ваше выступление будет менее однообразным.
3. Изменение уровня движения.
Выполняя элемент, поднимайтесь на полупальцы или уходите в присед. Или сделайте один элемент вверху, один – внизу.
Например: сделайте один ключ наверху, присядьте и сделайте второй ключ в небольшом плийе.
4. Изменение ритма во время движения. Поиграйте ритмом. Комбинируйте выполнение элементов в быстром и медленном темпах.
Например: сделали две быстрые тарелочки (на 2 счета). Затем сделайте одну медленную (так же на два счета) и так далее.
5. Разбиение одного элемента на части. Внимательно следите за своей амплитудой. Разбейте все движение на несколько остановок.
Например: ключ. Не сразу опускайте бедро вниз, а сделайте из одного ключа – два. Сначала поднимите бедро и опустите его до уровня параллельного полу, а затем, вторым движением, опустите бедро еще ниже.
6. Изменение направление акцентов. Не стоит делать много одинаково направленных движений. Поменяйте направление акцента и изменится характер элемента.
Например: акцент грудью наверх замените акцентом вниз. Движение станет более эмоциональным.
7. Наложение элементов друг на друга.
— соединение двух и более элементов.
Одновременно выполняйте два элемента. Самый простой способ: накладывать на все тряску. Тарелочка и тряска, ключ и тряска и так далее. Более сложные варианты: слайд бедрами и штопор.
Например: качалка плюс слайд бедрами или штопор. А можно все это сложить вместе. Кстати, смотрится очень красиво и необычно. Делаете качалку, потом начинаете сдвигать бедра из стороны в сторону, а потом и еще и заворачивать бедра вокруг своей оси.
Например: тарелочка и штопор. Крайне необычно, когда Вы, при выполнении тарелочки, начинаете заворачивать бедра вокруг позвоночника.
— выполнение элемента на шагах. Думаю, здесь все понятно. Делаете элемент и начинаете шагать.
— выполнение элемента в повороте. Вытекает из предыдущего. Шагаете вокруг своей оси.
— выполнение элемента на полупальцах. Это придаст необыкновенную легкость и воздушность.
— добавление к элементу пластики другой части тела.
Например: делаете ключ и добавляете к нему выразительные движения грудью или руками. Тоже – для тряски.
Удачи! Главное, не ограничивать свою фантазию и развивать навыки творчества. И пробовать, пробовать, пробовать.
Зачем учить хореографию?
Уверена, во время домашних тренировок вы, пытаясь или вспомнить движения, выученные на занятии, или поработать над переходами, или определить, какие движения идут с той музыкой, что звучит из динамиков – так вот, вы не раз замечали, что все, что так легко давалось в классе, теперь какое-то непонятное и совершенно не вспоминаемое.
Иногда нужен какой-то прием, с помощью которого мы бы легче вспоминали то, что выучили – и, таким образом, быстрее бы учились.
В три-четыре года большинство детей учат алфавит. И не одну букву за раз, а по нескольку букв. А, б, в, г, д, е, ё, ж. Есть даже песенки, в которых буквы алфавита последовательно нанизаны на мелодию. Такое нанизывание – не только полезный педагогический прием, но и эффективный метод вспоминания (кто из нас не прокручивал в уме таблицу умножения, чтобы вспомнить, сколько это – семью восемь?) Последовательность элементов вспоминается легче, чем один элемент. Предположим, у вас есть несколько любимых песен, и вы знаете их тексты. Но разве не бывает трудновато вспомнить слова без того, чтобы вспомнить мелодию? Или наоборот? Единство музыки и слов позволяет вам легче вспомнить фрагмент мелодии или текста.
Точно так же и в танце. Один из самых действенных инструментов запоминания и вспоминания – это хореография. Хореография делает педагогический процесс эффективнее, потому что серии движений запоминаются легче, чем движения по отдельности. В танце алфавитом служат движения, словами – связки движений, предложениями – серии движений под музыку; серии движений под музыку, разделенные на группы, представляют собой параграфы, а целая постановка – это уже настоящий рассказ!
Хорошая постановка может служить хранилищем обширнейшей информации, полезной в нескольких областях танцевального обучения: преподавание, тренировки, ссылки, примеры, и так далее. Для новичков хореография – это каталог движений, пользуясь которым, можно составлять танцы.
Хореография представляет собой комбинации движений (например, руки вниз, руки вверх, колено вперед, повернуться), встроенные в структуру серии комбинаций, или паттерна (комбинация на левую сторону + комбинация на правую сторону + комбинация по центру). Паттерны могут сочетаться друг с другом различными способами, что позволяет танцору обогащать свой танцевальный словарь. Эта возможность особенно полезна для новичков, которые обычно еще не умеют составлять комбинации из движений, но хотят тренировать их. Работая с паттернами, новичок добавляет в свой словарь и движения и комбинации.
В хорошей постановке комбинации движений связаны друг с другом естественными, незамысловатыми переходами. Когда такие комбинации практикуются, тело знакомится с натуральным, неискусственным потоком движений, комбинаций, между которыми нет никаких причудливых, сложных для усвоения связей. Если комбинации из хорошей постановки тренируются довольно часто, они укореняются в памяти тела настолько, что в случае необходимости использовать уже в собственной постановке тот или иной переход вы сможете сделать это с легкостью, присущей переходам уже изученной постановки. Кроме того, постановки, как правило, составляются из нескольких слоев, нескольких движений в один момент времени, и это позволяет вам, изучая хореографию, продвигаться в танцевальном обучении вверх по шкале сложности.
Разумеется, ничто из этого не должно делаться в тишине. Все изучается под музыку. Когда вы тренируете постановки, вы слышите одну и ту же мелодию. Через какое-то время вы уже умеете обнаруживать в музыке знаки, символизирующие начало того или иного движения, и научаетесь синхронизировать свои действия с темпом и ритмом композиции. Изучая постановку далее, вы получаете возможность исполнять уже целые паттерны движений под музыкальные паттерны мелодии. Чем больше вы повторяете танец, тем яснее начинаете воспринимать сигналы музыки, дающие вам команду к исполнению конкретного движения. Настает момент, когда вы уже танцуете постановку безупречно. Теперь прибавьте танцу выразительности. Вот вам и интерпретация музыки!
Большинство постановок исполняются не на одном месте и включают в себя движения, которыми вы передвигаетесь в горизонтальном пространстве танца. Как только вы запоминаете постановку и научаетесь танцевать ее без усилий вспоминания, начинайте думать о зрителях. Какими движениями уместнее перемещаться по сцене/среди зрителей? Развивать навык сценического присутствия можно, визуализируя различные типы аудитории, для которой вы танцуете. Когда-нибудь вы проделаете это с собственной постановкой, если уже не танцуете настолько хорошо, что можете хорошо сочинять.
Зачем учить хореографию? Изучение постановок под разные стили музыки – замечательный способ понять, какие движения подходят тому или иному стилю. Если вы начинающий танцор, позднее вам пригодится это понимание при создании собственных танцев или импровизации: вы всегда сможете вернуться к тем знаниям соответствия, которые уже получили, работая с чужими постановками. Конечно, чем лучше постановка, тем больше полезного можно из нее извлечь, поэтому тренируйтесь только с постановками тех хореографов, которых уважаете и считаете достойными творцами. Когда хореография действительно хорошо составлена, при ее изучении и исполнении вам кажется, будто она интерпретирует музыку лучше прочих, и это, кстати, тоже облегчает запоминание.
Сможете ли вы научиться танцевать без изучения постановок? Конечно, сможете. Но дело пойдет быстрее, если вы воспользуетесь каким-нибудь приемчиком. Хореография – один из них, очень полезный и эффективный!
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ НА КОНКУРСНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ С ОРКЕСТРОМ. Часть 1
Теперь снова к серьёзной теме 🙂
Решила посвятить еще одну статью работе с оркестром, и в ней я хотела бы рассмотреть основные ошибки начинающих танцовщиц на примере конкурсных выступлений, которые я видела.
Недавно в моём городе прошел крупный фестиваль с великолепным оркестром, на тот момент я как раз только что вернулась с контракта в Марокко и смогла там присутствовать. Я присутствовала на конкурсной программе с оркестром в качестве зрителя весь день и внимательно смотрела все выступления.
Я осознаю то, что информации о работе с оркестром крайне мало, опыт вообще у единиц, и далеко не все педагоги могут хоть как-то этому научить. Соответственно, ошибок было очень много, в том числе и весьма грубых, и я решила сейчас о них рассказать, чтобы хоть как-то заполнить информационный вакуум.
Выбегать на сцену с первых же нот тоже не принято. Практически в каждой композиции есть вступление, которое обычно не танцуется. Даже если ярко выраженного такого вступления нет, всё равно выдерживайте хотя бы небольшую паузу, ну хоть чуть-чуть. Запомните: сначала оркестр, потом танцовщица. Я понимаю, что конкурсные выступления очень короткие, но 10 секунд погоды не сделают, не неситесь сломя голову на сцену с первых же нот. Выйдите на сцену, как королева. Несите себя, и пусть весь мир подождет. Хотя бы 10 секунд :))
Не делайте так никогда. Даже один и тот же оркестр никогда не сыграет одну и ту же песню совершенно одинаково. Они могут ее сыграть два раза подряд, и оба раза по-разному. Это живой звук, и живой бенд всегда предполагает некоторые моменты импровизации. Ведь в этом же и есть вся соль и вся прелесть! А иначе, зачем вообще танцевать с оркестром?
Плюс они играют под конкретную танцовщицу. Или если работают с одной и той же танцовщицей, то под её сегодняшнее настроение. Сегодня они вместе с ней сделают этот акцент, а завтра в той же песне не сделают, потому что она его решила не танцевать.
Это надо просто слушать и танцевать. Просто. Слушать. И. Танцевать. И взаимодействовать с музыкантами, даже управлять ими. И вот тогда под вас подстроятся и вам помогут
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ НА КОНКУРСНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ С ОРКЕСТРОМ. Часть 2
Я, кстати, вообще заметила, что наши танцовщицы на конкурсах мало работают с центром сцены в целом. Это общая ошибка. Носятся по сцене очень много, по всему периметру, а в центре находятся мало. Я не спорю, нужно передвигаться по всей сцене, но не стоит пренебрегать центром сцены. Это самое главное ваше место.
И еще такой забавный момент
Были моменты, когда некоторые участницы врезались в певца
Берегите его, у него и так работа нелегкая. Всегда помните, что вы на сцене не одна, где-то там еще есть певец, и старайтесь чувствовать пространство, чтобы таких забавных ситуаций не возникало. А то как выронит микрофон, и выпадет из песни Мы ведь с вами этого не хотим.
Секрет, следовательно, в том, чтобы контролировать нервозность. Вот несколько советов.
Верьте
в успех. Если до выступления или сдачи экзамена остаются считанные минуты, сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь расслабиться, думая о приятном.
«Вообразите, что вы хорошо выполнили поставленную задачу и отмечаете успех в кругу семьи», — советует Марк Розин на психологической консультации.
Дайте волю воображению.
Представьте, как бы вы выглядели на экране телевизора, как вы произносите свою волнующую речь или с легкостью отвечаете па все экзаменационные вопросы. Затем вообразите, что вы поднимаете бокал за
свой успех в обществе родных и близких. Это не только создаст положительный настрой, но и придаст веру в свои силы и успокоит нервы не хуже сеанса психоанализа или психотерапии.
Позовите «группу поддержки». Это должны быть люди, перед которыми Вам будет комфортно выступать. Попросите их встретить аплодисментами Ваш выход. Помните, что все люди легко попадают во власть разнообразных предубеждений. Представьте, что Вы сидите сами в зрительном зале и вдруг объявляют группу, а зал взрывается аплодисментами. Далее объявляют другой номер, а раздается несколько хлопков. У Вас невольно сложится впечатление, что первый номер лучше. Он словно получит фору в Вашем восприятии. Хотя нередко, количество аплодирующих перед номером людей зависит от численности и активности пришедших со стороны выступающих людей. Особенно часто это видно на конкурсах.
Я не одобряю суеверия, но в таких делах как подготовка к выступлениям, хороши все средства поддержания спокойствия и уверенности в себе. Даже талисманы и суеверные ритуалы. Не стесняйтесь делать все эти нелепые вещи, так как определенной степени спокойствия Вы сможете достичь этим путем.
Всем своим выступающим я настойчиво рекомендую не смотреть номера перед выходом на сцену. Разумеется, это не относится ко всему концерту, а скорее к 1-2 номерам непосредственно перед выходом. Особенно это актуально на конкурсах. Даже если номер перед Вами не отличается кардинально в сторону высокого танцевального мастерства, Вы можете потерять уверенность в себе. Лучше разминаться за кулисами. Тем более что нет ничего хуже, чем выйти «сухим» (неразмявшимся) на сцену. Вы не сможете выдать то, что можете уже по психологическим причинам.
Восточные танцы Волгоград
Гавейзи
Гавейзи – это профессиональный женский танец Верхнего Египта со своим собственным четко различимым стилем, передаваемым от матери к дочери из поколения в поколение.
Гавейзи (ghawazi) – цыганское племя, обосновавшееся в Южном Египте. Женщины Гавази зовутся Ghazeeye, а мужчины — Ghazee. Название Ghawazee обычно относится к женщинам-танцовщицам. Во время своих путешествий кочевые цыгане гавейзи впитывали местные традиции, включая в свою культуру и стили танца.
Первое значимое упоминание о Гавейзи (ghawazi) датировано 18-м веком. Западные исследователи относят расцвет танца Ghawazee, как составной части египетского общества, к 1700 годам. Этот расцвет продолжался до 1834 года, когда Ghawazee были изгнаны под религиозным давлением. Основной причиной изгнания было то, что они не носили паранжу.
Исторически сложилось так, что основной доход табора складывался из средств, полученных от выступлений цыган на ярмарках, свадьбах и частных вечеринках. В гаремах султанов обязательно были танцовщицы гавейзи, которые своими танцами скашивали досуг наложницам и женам султана. Танцы гавейзи исполнялись по 2-3 часа.
Гавейзи / Гавази (Ghawazee)Танцовщицы «Гавейзи (ghawazi)» выступают в традиционном стиле, не разбавленном чуждыми балетными па и движениями, заимствованными из латиноамериканских и современных танцев. Гавейзи Верхнего Египта поддерживают четко различимый региональный и этнический стиль танца, на который ни в коей мере не повлияли стили Каира и Александрии. Региональный стиль диктуется требованиями традиционного музыкального аккомпанемента, который обеспечивается барабанами и мизмарами (этническими духовыми инструментами). Их танцы грубые, довольно тяжелые, чувственные и определенно не изящные. Шимми, удары и вращения — сущность всех форм беллиданса, но их тряски бедрами обычно представляли собой скручивания вперед и назад параллельно полу, а не вертикальные движения вверх и вниз. Танцы содержали много пронзительных криков и zaghareets, немного партера и прогибов, все это сопровождалось игрой на сагатах, бубне.
В костюмах Гавази прослеживается связь с народным турецким костюмом. Египет входил в состав Османской Империи с 1517 по 1805 года. Турки-османцы, в свою очередь, многое переняли из персидского костюма. Древняя персидская культура оставила после себя изумительные фрески, изображавшие женщин, одетых в узкие приталенные кафтаны и свободные шаровары.
Верхнее платье в костюмах танцовщиц гавейзи обычно надевается поверх пышных шаровар и блузы, на бедрах повязывается объемный платок с бахромой. Зачастую красочной деталью костюма становится шляпка, с большим количеством вплетенных маленьких ленточек и бусинок.
Саиди
Одним из стилей восточного танца является Саиди (Saidi), стиль фольклорный (народный).
Словом «саиди» мы можем назвать народ, проживающий на этой территории, саму территорию, характерную одежду, танец, музыку, ритм.
Слово «Тахтиб» обозначает танец с тростями и в действительности является битвой на палках между мужчинами, чтобы показать свою силу. Тахтиб является старейшей формой египетского военного искусства, которое позже превратилось в игру, в которой мужчины соревнуются друг с другом по определённым правилами. Традиционная музыка звучит как фон для упражнений в этом воинском искусстве.
Тахтиб претерпел много изменений за долгие годы, прежде чем он стал разновидностью танца с тростью. Трость в этом танце является символом мужества, а именно мужского начала. Раньше длина трости была равна росту мужчины. Когда он выходил работать в поле, палка использовалась в качестве орудия самообороны против волков и других хищников. Со временем в мужском фольклорном танце стала использоваться более легкая и меньшая по размерам палка, хореография танца базируется на движениях боевого искусства.
Женский танец с палкой берет свое начало от мужского танца. Женщины в танце подражали движениям мужчин, но в свойственной им более женственной манере. Они преобразовали тахтиб в более легкий, кокетливый, игривый танец, постепенно создав самостоятельны стиль Raks El Assaya (в дословном переводе: танец с тростью, трость – Аса, Асая или Ассайя).
Самые эффектные приёмы работы с тростью в танце Ракс эль Ассайя – вращение трости, балансирование тростью на голове, груди, бедре в сочетании с непрекращающимся танцем. Все это делает стиль Саиди необыкновенно привлекательным и интересным.
Традиционно трость изготавливают из бамбука, она может быть как прямой, так и с загнутым крючком на конце. В настоящее время изготовляют и пластиковые трости, обернутые блестящим скотчем. Украшенные бисером и пайетками трости выглядят красивее, но при этом тот кончик трости, за который вы будете её вращать должен быть или отполирован или обтянут мягкой тканью, так как пайетки могут серьёзно ранить руку. Длина трости должна быть до середины живота (до пупка).
В танце используется ритм размером 4/4, известный как Saidi ритм:
Нуба.
Сценические костюмы: Женское нубийское платье длинное, сзади со шлейфом. Необходимо освободить ноги для движения. По этой причине платья скроены спереди чуть короче чем сзади, чтобы облегчить сложную работу ног в танце. Мужские костюмы выглядят как нижняя одежда. Костюм состоит из брюк и рубахи. Это сделано потому, что нубийские мужчины обычно снимали свои галабеи (длинные робы), когда работали на полях. На рубахах по краю изображены цветные треугольники.
Особенно хорошо и выразительно сохраняются нубийские традиции в музыке, в основе которой звуки таблы и хлопки ладошей. Конечно, теперь музыканты вставляют в композиции и новые инструменты. Обновленный стиль Нубийской музыке набирает популярность в Египте и за его пределами, и культура которой предсказывали забвение, завоевала Египет.
Александрия.
Традиционная одежда для этого стиля платье и накидка (Melaya). Melaya часть национальной одежды женщин Александрии.
Костюм для женщины: Короткое платье с короткими рукавами обычно в легком цвете, маленький шарф на голове, чтобы закрыть волосы, и большой черный шарф по имени ‘Melaya’ для укутывания – обертывания тела и деревянные сабо-шлепки. Традиционно, женщины носят melaya, когда они выходят из дома.
Идея создания этого театрально-танцевально-фольклорного номера родилась у господина Реда с красивой фотографии, где была девушка, завернутая в мелайю. И он решил обыграть в танце эту загадочную часть женского гардероба : то женщина завернута в мелайю, то она кокетливо сползла на плечо и т.д.
Если в Вашем «Мелайя Лефф» танце вы будете играть образ «крутой» молоденькой девушки, тогда в качестве костюма можно выбрать маленькое fru fru.
Многие люди считают, что есть только один единственный мелайя-танец в определенном костюме. Чаще всего они имеют в виду бессмертное творение Reda Company. Но это только один из возможных вариантов танца.
«Мелайя» означает «кусок ткани». Melayet Sereer означает «простыня». Melaya Laff означает «завернутый кусок ткани». Это традиционный национальный костюм женщин в Египте. В 19 и начале 20 века каждая женщина носила меляйю, независимо от социального слоя, к которому она принадлежала. Это был признак уважения и достоинства. Сегодня многие женщины Baladi по-прежнему носят их, но постепенно традиция отмирает.
Теперь немного сложностей: не существует традиционного танца Melaya Laff. В последнее время некоторые танцовщицы сделали неправильный вывод о том, что этот танец традиционен для Египета. Это не так. Его стали танцевать некоторые танцовщицы кабаре совсем недавно, во второй половине 20 века. Наиболее известна Фифи Абду, но затем многие подхватили эту моду. Кроме того, во многих представлениях труппы Реда, конечно же, были танцы женщин с меляйей.
Фалляхи.
Феллах — фермер или крестьянин в странах Ближнего Востока. На арабском языке слово означает пахарь или землепашец. Во времена распространения ислама, этот термин использовался, чтобы отличать арабских поселенцев, обычно кочевников (бедуинов) от местных деревенских жителей (феллахов) на оккупированных территориях.
Этот танец обычно исполняется группой женщин и мужчин и изображает повседневную жизнь крестьян: они носят воду, обрабатывают землю, собирают урожай, отдыхают и т.д. В сценическом варианте танец скорее напоминает сценку на тему сельской жизни.
Из акскссуаров обычно используется:
палка (прямая и массивная)
Женский костюм состоит из свободного, длинного платья, внизу очень широкого и с воланом, и платка на голове. Иногда вокруг шеи намотан длинный шарф, который танцовщица может повязать на бедра во время танца, чтобы сделать движения бедер более заметными.
Основная одежда мужчины-феллаха — галабея — туника из хлопчатобумажной ткани синего или белого цвета. Это длинная рубашка с широкими, свободного покроя рукавами, без воротника и пояса. Работая, феллах подбирает галабею выше колен и затыкает ее за пояс. Головной убор феллаха —«абулебда» —фетровая ермолка, которую иногда обматывают белым фуляром.
Цепочка движений в этом танце плавная и изменяющаяся. Шимми плечами, очень много повторов, поскольку, как и во всех фольклорных стилях, разнообразие шагов весьма небольшое. Руки расслабленно опущено вдоль тела, подняты над головой или используется как рамка для туловища. Иногда на плече держат глиняный кувшин и используют его в движениях.
Используются такие инструменты, как табла, дуф или деф (бубен), лютня, ребаб или ребаба (вид деревенской скрипки, которая относится к эпохе фараонов) и аргюль (самый древний инструмент в Египте). Он состоит из двух раздельных трубок, и дуть в него нужно по кругу, что делает игру на нем чрезвычайно сложной.
В танце Fellahi используется Fellahi ритм, быстрый, легкий и очень похожий на ритм malfoof. Музыка всегда включает вокальное сопровождение, и движения танца следуют за словами песни.
Группой, благодаря которой этот жанр стал известен во всем мире, стала повсеместно очень уважаемая группа «Музыканты Нила». В Египте существует дюжина неформальных групп с очень индивидуальными особенностями.
Хагалла.
Фольклорный праздничный танец, известный как хаггала, исполняется бедуинами местности Мерса Матрух, расположенной в Западном Египте. Часто исполняется во время сбора урожая, который является сезоном свадеб в том регионе. Хаггала также известна в местах, расположенных по соседству с Ливией и связан с kaf («с хлопками») танцами в других среднезападных регионах.
Танцовщица часто является членом семьи невесты и женщины берут на себя центральные роли. Танцовщица также может быть профессиональной исполнительницей, в этом случае она занимает главную роль среди kefafeen, которые в этом случае являются ее нанимателями. В руки они берут палку или трость. После того, как она потанцует вокруг них, она останавливается перед кем-нибудь из молодых мужчин, встает на колени и изображает, как время от времени снимает браслеты с руки(или на самом деле снимает). Мужчина изображает, что дает ей еще один браслет или два (или на самом деле делает это), и она изображает, как будто одевает все браслеты обратно.
Хаггала не о соревновании мужчин и девушек. Она о том, как девушки/женщины вместе показывают свою силу и богатство их мира, и показывают красоту и изящество их как индивидуальностей. Они полны веселья и игривости, но не вульгарно заигрывают. Девушки не добиваются молодых людей—социальные процессы, которые переходят в обручение/свадьбу крайне сложны. Любые намечающиеся связи между людьми, незаметны и не совершаются за короткое время.
В Ливии хаггала—праздничный танец, обозначающий, что для юной девушки наступил возраст, когда она может танцевать сольно. Ее голова и лицо полностью закрывается шарфом. Kefafeen поют о том, как она растет и скоро будет красивой женщиной. Один певец говорит: «Смотрите, скоро она будет готова выйти замуж, будет иметь детей и сделает кого-то очень счастливым». Она может остановиться напротив одного из молодых мужчин и дать ему один конец своего шарфа, когда будет танцевать вокруг него. Он может дать ей один или два браслета, это будет вид «предложения о замужестве», однако, несмотря ни на что, эти подарки не имеют реальной силы, так как молодой человек может быть ее братом.
Мужчины одевали белую одежду (robe), повязанную через одно плечо поверх повседневной «уличной» одежды. Современное сетчатое платье для хаггалы с двумя рядами оборок и метрами длинной, украшенной бисером бахромы было создано специально для сценок в ночных клубах и театральных представлений.
Танцовщица может держать в руке носовой платок или маленькую палку. Палку она не вращает, никак не манипулирует ей, только держит.
В музыке три части:
Мувашахад.
Однако в качестве отправной точки можно взять существовавшие в Магрибе (и прежде всего в Алжире) танцы с платками, так как после Реконкисты значительная часть мусульманского населения эмигрировала из Аль-Андалуса (совр. Андалусия) в Марокко, Алжир и Тунис и, соответственно, произошло взаимопроникновение культур. Таким образом и арабско-андалузская музыка получила свое дальнейшее развитие. Нужно заметить, что этот музыкальный стиль не ограничился только Северной Африкой, но получил распространение и в прочих арабских странах. Так, например, в Алеппо (Халеб), Сирия, можно и сегодня найти музыкантов, преданных этому стилю. Арабско-андалусские танцы с платками возникли в городской буржуазной среде, так как жители Андалусии принадлежали, в основном, к высшим слоям общества, наиболее богатым и образованным. Именно поэтому они (танцы) коренным образом отличались от более грубых деревенских танцев, таких, как, например, Quled Nail.
Основа «городских» танцев – это, прежде всего, изящные, практически незаметные движения бедрами, как, например, «обозначенная» восьмерка, ведь танцевались эти танцы, как правило, в достаточно маленьких помещениях, и амплитудные движения бедрами выглядели бы вульгарно. Большое значение так же придавалось красивым рукам, движение которых подчеркивалось платками (по одному в каждой руке). Период расцвета арабско-андалусского искусства Магриба датируется приблизительно 16-17 вв.
Махмуд Реда говорил, что создал свой мувашахат (хореографию и костюмы) основываясь на три составные:
1) Фрески, картины, художественную литературу.
2) Музыка, личное восприятие и отношение к той культуре.
3) Цензура требовала закрытые костюмы и академический стиль. Иначе нельзя было бы вынести танец на большую сцену.
Главная заслуга Махмуда Реды состоит в том, что он предпринял попытку реставрации этого танца, чем вызвал интерес этой культуре. Таким образом, было сохранено музыкальное наследие мавров эпохи Средних веков (специально собирались и заново обрабатывались песни того периода) и арабская танцевальная культура обогатилась новым-старым танцем. Самой известной исполнительницей андалузских песен нового времени стала Фейруз.
Халиджи.
Бандари.
Ритм стиля бандари что то среднее между 6/8 и 4/4. Это ритмический рисунок, который используется в музыкальных произведениях многих народов Персидского Залива и Средней Азии.
Движения стиля бандари похожи на движения стиля халиджи, но они более энергичные, даже немного грубоватые – растопыренные пальцы рук, кисти при этом должны быть расслаблены, никаких восточных вращений руками и изгибов, активная тряска плечами и грудью, большие шаги. В стиле восточных танцев живота (belly dance) бандари также, как и в стиле халиджи есть работа волосами. Танец исполняется большими группами в кругу: можно 1 круг, 2, 3, можно менять движение из большого круга в 2 и назад. Можно 2 круга отдельно, или 1 внутри другого. Когда один круг внутри другого, то движения делаются в противоположных направлениях (т.е. 1 круг идет вправо, 2-ой влево и т.п.). Также поочередно в центре круга танцуется соло.
Самое главное – это выдержать в исполнении характер танца: задорный, веселый танец простых людей с примитивными движениями.
Бандари-штаны, тоба-халат длиной ниже колен с разрезами, с длинными рукавами, воротник-стойка либо маленький вырез у горла. Голова покрыта платком, обувь зарытая.
Марокко.
Напряжение растет, заставляя танцовщицу неистово двигаться из стороны в сторону. В этом нет и намека на нежность. Одежды танцовщицы вторят всем ее движениям. Она волнообразно двигается, вращается, наклоняется вперед, выпрямляется и изгибает спину так, чтобы ее голова касалась земли. Наступает момент, когда вуаль спадает, и зрители могут видеть женщину, но глаза ее закрыты. Ритм ускоряется. В эйфории зрители издают одобрительные возгласы. И танцовщица вкладывает всю свою энергию в волнующее движение. И в самый кульминационный момент ритм обрывается, и женщина падает на землю без чувств. Наступает полная тишина. Но уже через момент тут будет танцевать другая танцовщица.
Исполнение танца может вызвать гипнотическое состояние, но это не цель.
Легко оценить видимую сторону марокканского народного танца, но трудно постигнуть его глубинный смысл.
Дабка.
Это направление танцев живота исполняется во многих странах Ближнего Востока: в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании и др. Имеет фольклорные корни. Очень популярен во всех странах Ближнего Востока, но в каждой стране он представлен по-своему.
Этот стиль восточных танцев живота полон безграничной энергии танца, который не оставит ни одного зрителя безразличного к этому танцу.
Дабка (Dabka) исполняется как мужчинами, так и женщинами.
Некоторые элементы стиля Дабка (Dabka) могут встречаться в других стилях восточных танцев живота, таких как саиди (saidi) и ракс шарки (raks sharqi).
Стиль танцев живота Дабка (Dabka) часто исполняется в группах.
Обычно фестивали начинаются с представлений с этим стилем восточных танцев. Особенности стиля Дабка (Dabka) – быстрые и разнообразные прыжки.
Тунисс.
Танец смысловой. Девушка идет с кувшином за водой, приходит к ручью (медленная часть) там, моется-играется, после слышит приближение голосов мужских, быстренько собирается и убегает, чтоб никто ее не увидел вот такой!
Этот танец был записан (задокументирован) в 1974 г. Марди Роллоу (арт-директор компании АМАН, основанной в Лос-Анджелесе). В маленьких городах Туниса песня и танец занимают важное место не только на празднованиях, но и дома с семьей и друзьями. Считается, что танец был принесен в Северную Африку более 2000лет назад Александром Великим и его македонскими воинами. Тунис-самая восточная страна Сев.Африки имеет богато намешанный культурный багаж, который включает финикийские, берберские, римские, раннехристианские, исламские и еврейские традиции.
Тунисский танец стремится к фольклорному, он тяжелый, «земной», движения объемней, шаги совсем непохожи на Ракс Шарки. Танцоры изображают работы в полях, приготовление пищи и другие повседневные занятия. Бедра вращаются и делают скручивания вперед-назад в горизонтальной плоскости, присутствуют движения рук танцовщицы наружу, чтобы показать ладони, красиво украшенные рисунками из хны, есть интересный шаг: поднимают одну ноги широко в сторону и скручивают, так как будто идут по лестнице, потом скручивают то бедро назад, опуская ногу. Ритмы часто сложны для танцовщиц, обычно использующих в выступлениях египетскую и турецкую музыку.
Выделяют два подвида тунисского танца:
Балади.
Танец чувственный, «приземленный», нежный и женственный стиль городского танцевального фольклора, популярный во всем Египте, но наиболее стилизованный в Каире и популяризованный кинофильмами. Баледи танец настоящей женщины, подчеркивающий ее красоту и грацию, утонченность и изящество ее форм!
Часто ритмы Beledi и Saidi играются попеременно. Танец Беледи из района Каира сопровождается вокальным исполнением и может включать игру «вопрос–ответ» между двумя инструментами или между вокалистами и инструментами.
Беледи танцевали во многих деревнях по всему Египту. Его танцевали в доме женщины и для женщин. Танец Беледи представляет собой женское сольное выступление, этим он и отличается от фольклорных танцев, обычно групповых. Танец веселый, кокетливый, но несколько «тяжеловат», в основном танцуется на полной ступне. Движения в основном бедрами, без наслоений, очень важно соблюдать простоту манеры исполнения, без академичности.
Танцуется босиком. Традиционная одежда для танца — белая галабея с платком на бедрах и платок на голову.
Шааби.
Стиль, который очень популярен в Египте, особенно в центральной части старого Каира на улице Мухаммеда Али, где родились и живут сейчас много известных артистов. Это стиль таких известных танцовщиц как Nagwa Foad, Fifi Abdu, Zinat Olwy.
Шааби – веселый танец, современный вид городского «уличного танца» или «танца народа», похожий на Бэлади, но исполняющийся под более быструю музыку. Слово «шааби» имеет несколько смыслов: «народ, народный» (в смысле фольклорный), «народ» (простой народ, рабочий класс и крестьяне, в смысле не сливки общества), «популярный» (любимый народом).
Танцы Шааби — это естественное самовыражение простых людей, их чувствование музыки и песен, их юмор и остроумие — все то, что делает эти танцы уникальными, то, что стремятся повторить профессиональные танцоры и танцовщицы во всем мире.
Музыку шааби считают городским песенным фольклором. Однако сам музыкальный стиль довольно молодой. Он возник в середине 20 века в связи с некоторыми обстоятельствами.
ШаабиВо-первых, в 1967 г. Египет потерпел поражение в войне с Израилем. Этот факт деморализовал его жителей. Мохамед Ноух, один из популярных эстрадных певцов, так прокомментировал это: «Эстрадное пение всегда существовало в Египте, но поражение Египта в войне 1967 года породило два жанра пения: тот, который направлен на подъем духа народа и восстановление его доверия, и тот, который возвращал умы людей к поражению».
Во-вторых, в 1970 г. умер президент Гамаль Абдель Насер. Он придерживался националистических идей и вернул в свое время Египет к национальным корням. Однако после смерти многие из его идей канули в Лету. Новое правительство «открыло двери» для Запада.
Жители Египта испытали некоторое экономическое облегчение. Страна стала зарабатывать деньги на туризме. Кроме того египтяне ездили на заработки в нефтедобывающие страны Персидского залива. Так что имея немного больше денег, чем раньше, люди могли себе позволить то, что раньше не могли.
В-третьих, в 1970-х гг. умерли трое великих исполнителей классической арабской песни: Фарид аль Атраш, Ум Кальсум и Абдель Халим Хафез. Они пели о чистой, недостижимой любви и подавленной сексуальности, знаменуя собой целую эпоху «золотого века» Египта. С их смертью музыкальное творчество сменило приоритеты — фантазии и мечты уступили место реальности.
Шааби, то есть простой народ, объявил войну богатым с их консервативными правилами, правительству, политике, коррупции и просто общему положению дел своей несчастной жизни. Конечно, денег у них стало немного больше, но ровно настолько, чтобы понять, насколько они бедны.
И наконец, в-четвертых, технический прогресс дошел до изобретения магнитофона, а с ним возникла новая веха в музыкальной индустрии. Музыканты и певцы во всем мире получили возможность самостоятельно производить и продвигать свои творения в обход звукозаписывающих компаний. Появилась т. н. «кассетная культура» основой которой стал самиздат. К ней относятся панк-музыка в Великобритании и США, регги на Ямайке, рай-музыка в Алжире и шааби в Египте.
В Египте существовала цензура, распространяющаяся на телерадиовещание, кино и пр., в том числе на музыкальную продукцию. Государственные органы решали, что является хорошим вкусом и какие песни достойны массовой аудитории. Они же определяли кто будет выходить в эфир, чьи пластинки будут записываться, и даже ранжировали исполнителей по тому, насколько они соответствуют заданной цензурой политике. Поэтому у музыки шааби были все шансы заглохнуть на начальной стадии, если бы не магнитофоны.
В 70-х гг. магнитофоны стали доступны всем жителям Египта. Любой желающий мог записать свои песни на кассеты, сделать пиратские или домашние копии. Дешевизна и простота этого способа самораскрутки позволяла поддерживать так называемый «голос народа», а в стране появились первые звезды исполнители шааби.
Итак, шааби — это музыка и голос простого трудящегося народа. Большинство из этих людей выходцы из сельской местности в первом и втором поколениях. Поэтому на музыку шааби огромное влияние оказла деревенская фольклорная музыка (балади) на традиционных инструментах. Городская среда изменила ее соединив с городской классической музыкой на современных западных инструментах. Музыка шааби лучше отражает египетский народ и культуру, чем модернизированная прозападная музыка и музыка элиты общества (последняя, по мнению некоторых исследователей, находилась под влиянием русских и европейский авторов).
Песню шааби можно узнать по характерному звучанию голоса — едкому, скрипучему, грубому. Постановка голоса непрофессиональная, что естественно, так как на певцов шааби не учатся, ими рождаются. Исполнение очень эмоциональное, почти до слез.
Многие песни начинаются с мауаля — вокальной импровизации без сопровождения ритма, хотя может подхватываться традиционным найем (арабо-иранская продольная флейта) или аккордеоном, саксофоном, синтезатором. Она может быть о любви, но часто выражает презрительное отношение к правительству, коррупции, или может быть о различных социальных проблемах. Мауаль рассказывает о верованиях и чувствах певца, устанавливает эмоциональную почву для песни. Признанными звездами мауаля считаются Ахмед Адавейя, Хасан аль Асмар и Шаабан. Многие из их импровизаций становились самостоятельными песнями.
После мауаля табла (барабан) начинает играть быстрый оптимистичный ритм, например, максум или саиди. За ним начинается сама песня, которая может оказаться очень короткой (даже короче мауаля) и может содержать много тем. Тексты песен, как правило, простые, содержат сленг или разговорную речь улиц, юмор, непочтительность и много жалоб на разные вещи. Например, речь может идти об алкоголе и наркотиках, нищете, работе и деньгах, любви и браке, еде (которая обычно используется как метафора для секса), безнадежности жизни и о жизни в целом. В песнях часто используются метафоры, чтобы скрыть истинный смысл послания. Экономическая нестабильность в стране вызывает еще большую депрессию, и во многих песнях народ обращается к высшей власти.
Песни шааби — своего рода движение сопротивления и часто подвергаются цензуре в государственных СМИ. Песни производятся кустарно, передаются от человека к человеку, к водителям такси и микроавтобусов, и так к общественности. Некоторые звезды шааби не возражают против пиратского копирования, потому что так они зарабатывают популярность, а деньги зарабатывают в переполненных концертных залах.
Многие авторы и исполнители шааби прозябают в неизвестности, утешая себя лишь тем, что несут высокую нравственную миссию. Но есть и такие, которые добились культового статуса. Люди слушают их диски, крутят кассеты в такси и автобусах, на уличных свадьбах, знают тексты песен наизусть.
Некоторые певцы считают себя последователями более ранних исполнителей эстрадной песни, таких как Сайед Дарвиш (великий певец и композитор начала 20 века). Дарвиш пел для всех слоев общества — богатых и бедных. У него были песни о наркотиках, которые он высмеивал, хотя, в целом, не осуждал их употребление.
Первым певцом шааби, получившим признание и любовь народа, стал Ахмед Адавэйя. Его называют «крестным отцом» музыки Шааби, а его творчество стало эталоном для многих других.
Он родился в середине 1940-х годов в приличной семье из рабочего класса (шааби) на окраине района Маади, в южной части Каира. Со временем он переехал на улицу Мохамед Али (также известной как Shariaa Аль Фэнн — улица художников). Сначала он работал официантом в кафе, но затем решил, что этот труд не для него. Так он стал петь народные песни и мауали.
С 14 лет он пел на религиозных праздниках, а к концу 1960-х годов уже выступал на высококлассных, дорогих свадьбах и в гостиницах. В начале 1970-х он регулярно работал в клубах на Шариа Аль Харам («путь к пирамидам»).
Ахмед Адавейя быстро обрел популярность. Имея народные корни, он писал и пел песни близкие и понятные простому народу. Яркие мауали, сатирические тексты, прокуренный голос и сочетание современных и традиционных инструментов — все это звучало по-новому и стало ключом к успеху.
В целом он отличался образом жизни и общей резкостью. Пение, да еще таких сомнительных песен, да к тому же в окружении девушек-танцовщиц было слишком неприличным в середине 20 века. И хотя даже семья от него отказалась (со слов Т.П.Дорош), он считал, что такова его судьба и только так он чувствует себя счастливым.
Ираки.