Как сделать предпросмотр в sony vegas
Скачать бесплатно программу Sony Vegas Pro на русском языке для компьютера с операционной системой Windows 7/8/10. Официальный сайт Сони Вегас Про.
С помощью программы редактирования видео «Vegas Pro» вы можете упорядочивать и вырезать в неограниченном количестве видео и аудио дорожек, а также вставлять видео и аудио эффекты. Бесчисленные экраны 2D и 3D доступны для эффективных переходов между сценами. Программа поддерживает все основные форматы от 720p, Full HD до 4K
Поддерживает кодеки AVCHD или профессиональный формат Sony XAVC с разрешением 4096 x 4096 (4K).
Совместимость с другим ПО для импорта / экспорта для Avid ProTools, Apple Final Cut Pro и Adobe Premiere Pro CC или Adobe After Effects.
Функции трехмерной анимации поможет придать движению материал изображения. Поддержка плагинов Open FX
У профессионального программного обеспечения для монтажа фильмов есть своя цена. Система редактирования видео «Vegas Pro» современна и имеет все инструменты, необходимые для требовательного редактирования и мастеринга. 64-битное приложение обрабатывает все форматы, которые могут воспроизводить камеры. Независимо от того, поступают ли ваши записи со смартфона, цифровой камеры или профессионального записывающего устройства высокого класса, такого как видеокамера Panasonic P2HD, редактор Sony импортирует все распространенные форматы, такие как MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, QuickTime или WMV включает кодеки AVCHD или профессиональный формат Sony XAVC с разрешением 4096 x 4096 (4K).
Также можно использовать 3D-материал, например, в формате MVC и MPO или как двухпотоковые клипы AVI. С помощью 3D-видеокарты и прилагаемых красно-голубых очков вы можете просмотреть результат прямо на своем ПК. Редактор собирает видео с двух камер в стереоскопическом процессе в трехмерное изображение. Спектр видеоэффектов более чем велик, и вы можете комбинировать их в цепочки эффектов, чтобы у вас всегда был быстрый доступ ко всему.
Интерфейс Сони Вегас Про (Vegas Pro 15)
В этом уроке разберемся с интерфейсом Сони Вегас Про. Настроим его под себя: удалим лишние окна, не используемые кнопки команд, изменим цвет рабочих областей. А также я покажу, как вернуть интерфейс в исходное состояние «по умолчанию».
Хотя правильное название программы «Vegas Pro» (с 2016 года «Sony» в названии официально не используется), тем не менее, пользователи по старинке продолжают называть ее полным именем. Я не буду исключением.
У меня программа Sony Vegas Pro 15 на английском языке, очень рекомендую и вам поставить английскую версию. Дело в том, что в русскоязычном варианте не все функции программы работают адекватно, к сожалению.
Скачать Сони Вегас 15 вы можете у меня на сайте в разделе «Скачать». Там же другие версии программы.
В тексте я даю названия команд и операций и для «русской» программы.
Интерфейс Sony Vegas Pro 15
Вся область интерфейса разделена условно на несколько рабочих окон. По умолчанию при первом открытии программы интерфейс Sony Vegas выглядит, как на картинке ниже.
Строка меню в интерфейсе Vegas Pro
Во вкладках меню часть команд, аналогичных и другим программам.
File (файл) – открытие, сохранение файлов, импорт, экспорт, свойства и т.д.
Edit (редактирование) содержит множество команд редактирования (копировать, вставить элемент, удалить, вырезать, повернуть и т.д.). Почти все они дублируются в отдельных окнах, с которыми будете работать.
View (вид) позволяет настроить вид интерфейса: закрыть ненужные окна и открыть необходимые и т.д.
Insert (вставка) — эта вкладка в меню позволяет вставлять при работе некоторые необходимые элементы, как, например, дополнительную видео или аудио дорожку и другое.
Tools (инструменты) содержит инструменты для работы с файлами. Практически все инструменты дублируются в отдельных функциональных окнах.
Options (свойства, опции) отображает команды настроек отдельных действий. Здесь же настраивается вся программ Сони Вегас во вкладке Preferences (настройки).
Help – думаю, пояснять не надо. Вкладка «Помощь».
Основная панель инструментов
Панель инструментов содержит команды, которые, в основном, всем знакомы. Такие, как создать новый проект, открыть, сохранить, отмена выполненных шагов (отмена последних действий) и т.д.
Прежде, чем я расскажу о других частях интерфейса, предлагаю сменить черный цвет оформления на серый. Для того, чтобы глаза не так сильно уставали.
Изменение цвета интерфейса Сони Вегас для себя
Откройте в меню Options – Preferens (Опции – настройки). Картинка ниже подскажет, где искать и что нажимать.
В следующем окне выберите вкладку Displey (монитор или экран) и в ней измените Dark (темный) на Light или на другой из предлагаемых. Порядок действий указан на картинке стрелками.
Обратите внимание, что программа сообщит вам, что изменения, внесенные вами, вступят в силу только после перезагрузки Sony Vegas. Поэтому, подтвердив «Ок», перегрузите Сони Вегас и посмотрите, как изменился цвет. При необходимости повторите команду.
Теперь мой интерфейс выглядит светло-серым.
Окно вкладок
Содержимое данного окна меняется в зависимости от открытой в данный момент вкладки.
Вкладка Project Media (файлы проекта)
При старте программы данное окно остается пустым. При работе над каким-либо проектом в окне будут появляться значки задействованных в программе файлов.
В проекте сохраняются не сами файлы, а только их местонахождение и все те операции, которые были к ним применены в проекте.
Поэтому, чтобы не потерять что-либо при перемещении или удалении, сразу сохраняйте все ваши файлы конкретного проекта (видео, аудио, картинки) в одну папку и туда же «положите» сам проект Сони Вегас, над которым работаете.
Вкладки Media generators, Transitions, Video FX
Другие вкладки предназначены для работы над отдельными операциями и добавления спецэффектов:
Следующая область – окно предварительного просмотра
Окно предпросмотра Сони Вегас
В этой области отображается видео проекта, над которым вы работаете. Окно имеет стандартные кнопки проигрывателя, позволяющие «перематывать» ролик вперед или назад, останавливать просмотр.
Данное окно можно расширить на весть экран. Для этого используйте кнопку в верхней части панели окна.
TimeLine или монтажная область
Это главная область, где происходит непосредственно монтаж видео и аудио. Для них предназначены отдельные дорожки, на которых размещаются отдельные файлы.
Дорожек может быть много, Сони Вегас не ограничивает их число.
Чтобы добавить дорожки, достаточно кликнуть в любом месте монтажной области и выбрать соответствующую команду. Это либо открыть имеющийся на компьютере файл или добавить пустую дорожку.
При необходимости масштаб дорожек можно изменить. Для этого есть несколько вариантов:
Навык и предпочтения формируются при работе.
Mixer или панель управления звуком
Данная панель нужна не так часто, поэтому я рекомендую ее закрыть, чтобы оставить место для других окон.
Функция, которая вам пригодится – ограничение громкости. И если при монтаже у вас не получается увеличить звук непосредственно на аудиодорожке TimaLine (не хватает максимальной громкости дорожки), то в этом случае следует открыть эту панель и увеличить порог громкости (передвинуть бегунок вверх).
Остальные опции – для более тонких настроек и для профессионалов.
Как изменить размер окон или удалить
Все окна имеют границы, которые можно менять, потянув их курсором мышки (зажатая левая клавиша мышки).
Также мышкой окна перетаскиваются на другие места.
Закрывается любое окно при клике на «крестик», рядом с их названием.
Как восстановить интерфейс в Sony Vegas Pro
Если вы потеряли какое-либо окно и хотите его вновь поставить на место, то воспользуйтесь восстановлением интерфейса.
1 вариант — на клавиатуре при нажатой клавише Alt дважды нажать анг D (если в русском режиме, то, соответственно, буку В).
2 вариант — восстановить окна «по умолчанию», т.е. как было при установки программы, можно из вкладки меню, как на картинке ниже.
View>Window Layouts>Default Layout
(Вид> Конфигурации окна> Конфигурация по умолчанию)
Краткие, но основные сведения вы получили об интерфейсе Сони Вегас Про 15. Более подробно вы познакомитесь с командами, операциями и возможностями программы непосредственно при работе над проектами.
Sony Vegas Pro окно предпросмотра.
Монтировать видео и не видеть что происходит, это всё равно что редактировать звук, и не слышать его. И для этого в программе Sony Vegas Pro имеется очень мощный инструмент, под названием Video Proview – окно предпросмотра. Вот о нем я сегодня и буду говорить.
Окно предпросмотра в Sony Vegas
Откроем программу Sony Vegas Pro. Если вы не меняли расположение окон, то вид будет такой.
Красным я пометил окно предпросмотра. У вас оно может иметь другой вид, но тем не менее, общий вид должен быть таким. Теперь давайте рассмотрим для чего оно нужно.
Для начала, на timeline закинем любой файл. Как это сделать, я говорил на этом уроке. И поставим курсор в любое произвольное положение на файле, на шкале времени. Для этого вы можете просто произвести двойной щелчок левой клавиши мыши.
Теперь в окне предпросмотра вы увидите тот кадр, на котором стоит курсор. Теперь давайте поближе рассмотрим окно предпросмотра.
Здесь мы видим различные кнопки сверху. Само наше видео. Кнопки управления воспроизведением. И различную информацию.
Начнем с кнопок воспроизведения, так как они являются основными.
Первые две кнопки нас пока не интересуют. С ними мы познакомимся на другом уроке. Начнем с третьей кнопки.
Или кнопки Shift + пробел. Воспроизведение с начала. Если ваш курсор стоит не в самом начале панели монтажа, то нажав на эту кнопку, вы начнете воспроизведение с самого начала.
Или клавиша – пробел. Это просто кнопка воспроизведения. То есть, ваше видео начнет воспроизведение с позиции, на которой стоит курсор.
Или клавиша Enter. Кнопка паузы. При этом курсор останется на том месте, где закончилось воспроизведение.
Или клавиша – Esc. Кнопка Стоп. Тоже останавливает воспроизведение, но при этом курсор возвращается на позицию, с которой было начато воспроизведение.
Или клавиши Ctrl+Home. Перейти в начало. Перемещает курсор на самое начало.
Или клавиши Ctrl+End. Перейти в конец. Перемещает курсор к последнему кадру, последнего видео.
Или клавиши Alt+стрелка влево. Перейти к предыдущему кадру. Перемещает курсор на один кадр влево.
Или клавиши Alt+стрелка вправо.Перейти к следующему кадру. Перемещает курсор на один кадр вправо.
Информационная часть окна предпросмотра.
Значение графы Project – показывает свойства проекта. (Ширину и высоту видео, частоту видео).
Значение графы Preview – показывает свойства воспроизведения видео. (То есть показывает с каким качеством идет воспроизведение видео.
Значение графы Frame. Показывает номер кадра.
Значение графы Display. Показывает фактически отображаемый размер видео. (Поскольку вы можете изменить размер окна Video Preview.)
Что делать, если тормозит предпросмотр в Sony Vegas Pro?
Ну и теперь перейду к заключительной части урока. Дело в том, бывает ситуация, когда видео при воспроизведении начинает тормозить. Это связано с тем, что производительности вашего компьютера не хватает. И вот картинка при предпросмотре начинает тормозить. Можно конечно просто увеличить производительность своего компьютера, например заменив видео карту. Но можно пойти проще. Задать настройки, при которых воспроизведение будет с более плохим качеством, но при этом без подтормаживаний.
Для регулирования этого параметра, щелкнем на стрелочку.
Выйдет меню. В меню перейдем на пункт Preview. Появится подменю. В этом меню вы можете выбрать с каким качеством будет отображаться окно предпросмотра.
При этом помните, чем больше качество вы ставите, тем видео будет более четким. Хотя при этом возможны подтормаживания.
На этом я заканчиваю урок посвященный окну предпосмотра программы Sony Vegas Pro. Конечно, я осветил отнюдь не все возможности данного окна. Ведь программа Sony Vegas Pro очень большая, и все возможности даже одного окна, в одном уроке объяснить тяжело.
Возвращаем Sony Vegas первоначальный вид
Рада вас приветствовать, дорогие друзья, в данной статье, которая посвящена некоторым нюансам изменения настроек интерфейса Сони Вегас, которые у новичков могут вызвать огромные глаза и ощущение легкой паники.
Но всё не так страшно, как может показаться на первый взгляд и любое изменение внутри Вегаса легко отменяется. Так что, отставить пока круглые глаза — и внимательно читаем статью.
Сейчас мы с вами подробно рассмотрим все основные решения относительно того, как вернуть Сони Вегас изначальный внешний вид.
Но! Говорят: «проблемы нужно решать по мере их поступления». Согласна. Также сейчас поступим и мы с вами.
Итак, в этой статье мы подробно рассмотрим все основные решения относительно того, как вернуть окна в Сони Вегас на свои места и куда же они, собственно, девались.
И первое, на что следует обратить ваше внимание, дорогие друзья, так это на все открытые окна внутри программы. В каждом из которых, в левом верхнем уголке, расположены, скромно ожидающие своего применения, следующие функции:
Где мы видим с вами три основных элемента: крестик, треугольник и скопление точек.
Но давайте по порядку:
1. Ситуация №1, которую мы рассмотрим, может выглядеть так, что почти на всю рабочую область в проекте вы стали видеть одно определенное окно, а остальные при этом куда-то задевались.
Не стоит пугаться! Вы просто случайным образом развернули данное окошко, свернув при этом все остальные.
Решение: В настройках этого окошка (в левом верхнем углу, помните?) еще разочек нажмите на треугольник и всё снова окажется на своих местах! Убедились?
2. Следующая ситуация чуть сложнее и выглядит она примерно так:
Отдельно расположенное и свободно перемещающееся окошко говорит о том, что в данный момент оно откреплено. А открепили мы его, всего лишь потянув за скопление точек с зажатой левой кнопкой мыши.
Решение: Чтобы вернуть окошко на свое место, мы, всё той же левой кнопкой мыши, хватаем наше окошко за шапку и, не отпуская кнопки, подносим его к нужному месту. В момент, когда окошко станет залипать – отпускаем кнопку мыши. И все снова на своих местах!
3. Так же может случиться-приключиться ситуация, когда вы закрыли какое-то из окошек. Но, опять же – совершенно случайно! И теперь вам необходимо его восстановить.
Решение: Для этого мы заходим в пункт меню «View», находим название с нужным нам окошком и активируем его (единожды по нему щёлкнув). И, если мы зайдём в меню настроек «View» еще раз, то увидим, что напротив нужного нам пункта появилась галочка, что говорит о том, что наше окошко активно.
Как видите, всё не так уж и сложно – не так ли?
Но давайте мы ещё рассмотрим ситуацию, когда вы, скажем так, конкретно «накосячили» в программе (или внесли изменения специально) и теперь вам нужно вернуть исходный вид Вегасу, т.е. тот, каким он был в момент первого запуска, а не «возиться» с каждым окошком по отдельности.
Данная опция сбрасывает все, произведенные внутри программы, изменения и приводит интерфейс Sony Vegas к первоначальному виду.
Ну а сейчас я предлагаю посмотреть вам подробный видеоурок о том, как вернуть настройки (окна) в Сони Вегас.
Путём вот таких нехитрых манипуляций мы с вами научились вносить изменения в рабочую область Sony Vegas и снова возвращать всё на свои места.
Теперь, я уверена, Вы стали куда более уверенным и довольным пользователем этого замечательного видеоредактора, нежели до прочтения данной статьи. И теперь можете смело переходить к изучению дальнейших уроков.
Ну а я, как всегда, с нетерпением жду встречи с вами в следующей статье серии обучающих уроков по Sony Vegas Pro!
Видеоредактор Sony Vegas. Часть 1
1. Введение
Видеоредактор Sony Vegas изначально разрабатывался компанией Sonic Foundry как многодорожечный профессиональный аудио-редактор для высококачественного микширования и обработки неограниченного количества звуковых дорожек. С самой первой версии пользовательский интерфейс программы был весьма продуман и функционален при своей простоте и наглядности, и, благодаря этому, практически не изменился до сих пор.
Впоследствии в программу была добавлена возможность совмещения не только звука, но неограниченного количества дорожек с видеоматериалом, а затем группа разработчиков была приобретена компанией Sony. Начиная с пятой версии, программа выпускается уже под этой маркой, равно как и остальные программные продукты Sonic Foundry (стоит отметить, также весьма известные и качественные: профессиональный звуковой редактор Sound Forge и программа для создания музыки Acid).
Лирическое отступление. Не секрет, что определенная группа потребителей «органически не переносит» имя Sony, будучи недовольной маркетинговой политикой этой корпорации. Не вдаваясь в подробности причин такого отношения (зачастую субъективных), отметим, что к программным продуктам Sony такое отношение не имеет под собой никаких оснований. Как уже было сказано выше, изначально эти продукты разрабатывались другой компанией, заложившей основы высокого качества, и, к счастью, Sony продолжает их развитие не в ущерб качеству, устойчивости и функциональности, постоянно осваивая новые технологии и возможности редактирования видео.
Перечисленные недостатки для большинства любителей домашнего видеомонтажа, скорее всего, несущественны, и с лихвой перекрываются достоинствами, в особенностью удобством, устойчивостью в работе, стабильностью и качеством получаемого результата. Тем, кому немаловажно иметь качественный и удобный инструмент для монтажа видео, предлагаем приступить к чтению описания работы с программой.
2. Начало работы
В данной статье для определенности описывается работа с SD-видео в формате DV (видео, снятое видеокамерами MiniDV и Digital8), но в целом стиль работы никак не зависит от формата видео, и все приведенные сведения справедливы и для других форматов (в частности, HDV, MPEG2, либо видео, захваченного ТВ-тюнерами или прочими устройствами захвата). Кроме того, поскольку интерфейс программы почти не изменяется, начиная с 4-й, а то и 3-й версии, то большинство рекомендаций справедливо для любой версии программы.
В нашей стране большинство видеокамер соответствуют ТВ-стандарту PAL, поэтому после запуска программы Sony Vegas создадим проект такого формата. Для этого вызовем меню File/New, и в появившемся окне создания нового проекта New Project выберем в списке Template (шаблон) формат PAL DV:
В случае, если требуется создать проект другого формата (например, HDV), нужно выбрать соответствующий шаблон в списке Template.
Желательно сразу включить опцию Start all new projects with these settings, и все последующие проекты будут сразу создаваться с указанными настройками. Рекомендуется также указать следующие параметры звука в закладке Audio:
Для удобства отображения меток времени лучше выбрать формат Time & Frames в закладке Ruler:
После этого можно нажать кнопку OK и приступить к работе над созданным проектом. Созданный проект рекомендуется сразу же сохранить командой меню File/Save As…
3. Описание главного окна
Те, кто ранее уже работали или хотя бы пробовали работать со старыми версиями Vegas, при первом запуске 8-й версии программы могут обнаружить, что главное окно выглядит непривычно: монтажный стол (или таймлиния, timeline) находится в нижней части главного окна, а не в верхней. Чтобы это изменить, нужно открыть окно настроек (меню Options/Preferences), выбрать закладку Display и отключить опцию Display timeline at bottom of main window. После этого монтажный стол будет расположен в верхней части окна программы.
Таково содержимое окна программы по умолчанию. Главное удобство интерфейса программы заключается в том, что практически любую секцию можно «перетащить» мышью за заголовок и поместить в другом месте окна, изменив её размер, как удобно пользователю. При наличии двух мониторов любую секцию также можно «перетащить» на второй монитор, что дополнительно повышает удобство работы. Если же какая-то секция не нужна, ее можно закрыть нажатием крестика в ее верхнем правом углу, а при необходимости — показать заново с помощью команд меню View.
Если видео, которое нужно смонтировать, уже находится на жестком диске, следующий раздел можно пропустить. Если же видео еще нет на жестком диске, его можно ввести с устройства видеозахвата либо с цифровой видеокамеры.
4. Захват видео
Захват по умолчанию осуществляться с автоматической разбивкой видео на сцены. Начало очередной сцены определяется моментом запуска съемки камерой, а конец — остановки съемки. При этом каждая сцена будет помещена в отдельный видеофайл (для формата DV это файл с форматом контейнера AVI, для HDV — с форматом MPEG2 Transport Stream, файл с расширением m2t).
Для DV/HDV-камер захват видео осуществляется автоматически — программа сама запустит камеру по запуску ввода и остановит по окончанию записи на кассете (естественно, ввод при необходимости можно остановить и вручную). Следует отметить, что для цифровых видеокамер осуществляется фактически не захват, а просто копирование видео- и звуковых данных «как есть» в цифровом виде, без какой-либо обработки, пересжатия и потерь качества.
По окончанию захвата программа предложит добавить все полученные файлы в окно с исходными файлами проекта (Project Media), откуда они легко могут быть добавлены на монтажный стол простым перетаскиванием мышью.
Следует отметить, что для современных видеокамер на жестком диске (HDD), DVD и Flash не требуется захват видео как таковой. Данные с носителя видеокамеры можно перенести в компьютер простым копированием либо с DVD-диска, либо с камеры как съемного дискового носителя, подключив ее по интерфейсу USB. Иногда это осуществляется с помощью программного обеспечения, прилагаемого к камере. Подробнее о том, как это сделать для конкретной камеры, обычно написано в руководстве пользователя и/или в описании программного обеспечения, идущего в комплекте.
Для DVD-камер Sony скопировать видео в компьютер и монтажный проект Vegas можно с помощью команды меню File/Import/DVD Camcorder Disc.
Модуль захвата позволяет также вывести видеофайл обратно на ленту камеры (при условии, если формат файла точно соответствует формату камеры, и в ней не заблокирован цифровой вход). Для этого в меню View нужно переключиться в режим Print to Tape, а затем воспользоваться командами меню Transport/Print to Tape.
Если нужно вывести на ленту результат монтажа проекта, то для этого в основной программе Sony Vegas нужно воспользоваться командами меню Tools/Print Video to Tape (для DV-камеры) или Tools/Print Video to HDV Tape (для HDV-камеры).
Однако, для ввода HDV рекомендуется пользоваться именно встроенными средствами. Различные источники сообщают, что HDV-файлы, введенные с помощью программы HDVSplit, могут вызвать проблемы при монтаже и даже выход Sony Vegas из строя, т.к. HDVSplit генерирует не совсем корректные m2t-файлы. Надеемся, что в будущих версиях программ это будет исправлено.
5. Встроенный учебник
В 8-й версии Vegas появился замечательный встроенный учебник по работе с программой. Это не просто руководство пользователя в виде статичного текста, как в большинстве других программ. Это набор интерактивных уроков, позволяющих изучить устройство элементов интерфейса программы в действии, а также основные приемы работы, применяемые в монтаже (причем, эти приемы могут пригодиться и при работе с другими программами). Если читатель знает английский язык, то этот учебник может существенно облегчить освоение программы.
Учебник вызывается командой меню Help/Interactive Tutorials. В появившемся окне нужно выбрать урок по названию (например, An Overview of Vegas — общий обзор элементов программы), и далее он будет представлен в виде последовательности страниц с инструкциями, с переходом между ними кнопкой Next. Наглядность этих инструкций повышается за счет того, что если в тексте упоминается какой-либо элемент окна программы, то он обводится красной рамкой. Причем, если элемент был выключен (скрыт), то будет предложено осуществить действие (например, вызвать пункт меню), которое позволяет этот элемент активировать (показать).
Кроме того, в некоторых шагах пользователю предлагается самому осуществить различные действия: нажать какую-либо кнопку, щелкнуть по заголовку окна, вызвать команду меню, осуществить действие с клипом на видеодорожке и т.п. И урок не будет продолжен, пока пользователь не осуществит требуемое действие. Поскольку тут же приводятся пояснения, для чего это нужно, и что получится в результате, процесс освоения программы становится простым и наглядным, а действия — легко запоминающимися. Можно сказать, что учебник представляет собой не просто набор инструкций, а виртуального учителя, на примере показывающего нужную последовательность действий.
Для многих главным недостатком учебника (да и самой программы) является то, что он, к сожалению, представлен только на английском языке. Надеемся, что следующие разделы данной статьи помогут в какой-то мере компенсировать этот недостаток, и позволят разобраться в основах использования Vegas для быстрого и эффективного видеомонтажа.
6. Начало монтажа
Новичкам, не знакомым с общими основами нелинейного монтажа, рекомендуется перед чтением данного раздела изучить статью «Основы монтажа для начинающих».
Когда программа запущена, первым делом следует в секции проводника (Explorer) найти папку с исходными видеофайлами (например, введенными с видеокамеры). При выборе файла щелчком мыши программа пытается получить информацию о формате файла, и если это удается (т.е. формат поддерживается программой), то ниже показывается формат видео и/или звука, а также их длительность:
Если формат файла не поддерживается, то надписи с информацией о формате не появляется, а если возникли проблемы при определении формата, то в поле формата появляется надпись: «Stream attributes could not be determined». Обычно это означает, что для формата видео или звука в файле не установлено соответствующего кодека (Vegas, как и другие монтажные программы, поддерживает кодеки стандарта Video for Windows для видео и Audio Compression Manager для звука, но не поддерживает DirectShow-декодеры). Для файлов формата MPEG2 должен быть установлен и зарегистрирован MPEG-плагин компании MainConcept. В последних версиях Vegas для поддержки MPEG-файлов необходимо предварительно установить программу DVD Architect.
Иногда бывает, что кодеки установлены, но формат AVI-файла без каких-либо очевидных причин в программе не распознается. Такое случается, если заголовки в файле не совсем корректны (не полностью соответствуют стандарту Video for Windows). Это можно исправить, если открыть AVI-файл в программе VirtualDub и сохранить в новый в режиме прямопотокового копирования (выбрать Direct Stream Copy в меню Video и Audio). После такой операции файл обычно открывается успешно (конечно, при наличии нужных кодеков для видео и звука в системе).
Если выбрать сразу много файлов в секции Explorer, и перетянуть их мышью на монтажный стол, то они будут автоматически добавлены на дорожки в виде последовательности клипов. Таким образом можно осуществить простейший монтаж «встык» с перекрытием клипов — по месту стыковки клипы будут перекрываться друг с другом «внахлест». Величину перекрытия можно задать в окне Options/Preferences, закладка Editing, с помощью параметра Amount группы Cut-to-overlap conversion — он определяет, на сколько кадров видеоклипы будут перекрываться (если указать 0, то перекрытия не будет). Также нужно разрешить автоматическое перекрытие — включить опцию Automatically overlap multiple selected media when added. При этом можно указать, какой тип перехода будет использован между видеоклипами, выбрав его в списке Video default группы Envelope fade types. По умолчанию выбран тип перехода Smooth («перетекание», по-другому называется Dissolve), наиболее часто используемый при монтаже.
На видеодорожки можно помещать и изображения из графических файлов (поддерживаются все распространенные графические форматы: BMP, GIF, JPEG, PNG и другие). При добавлении изображения автоматически формируется видеоклип с неподвижной картинкой, длительность которого по умолчанию задается параметром New still image length в том же окне настроек. Если задана ненулевая величина перекрытия клипов (см. выше), то клипы, полученные из картинок, также будут автоматически перекрываться друг с другом на заданную величину. Таким образом, задав нужную длительность, перекрытие и тип перехода, можно одним движением мыши получить слайд-шоу из картинок, «перетянув» их из секции проводника на видео-дорожку. Если же автоматическое перекрытие не нужно, отключите соответствующую опцию.
После того, как нужные файлы помещены на дорожки, можно перейти к собственно монтажу видео и звука.
7. Основы монтажа
В основном монтаж осуществляется так же, как и в других подобных программах: вертикальный курсор, перемещаемый курсором мыши или клавишами «влево/вправо», определяет текущую позицию на монтажном столе от начала проекта (то есть, от начала видеоматериала, который получится в результате монтажа). Соответствующий этой позиции кадр показывается в окне предпросмотра Video Preview, а при нажатии «пробел» или кнопки «Play» запускается воспроизведение с этой позиции. Изменить масштаб просмотра проекта можно нажатием клавиш «вверх/вниз», либо с помощью колеса мыши. При нажатой клавише «Shift» колесо мыши осуществляет прокрутку окна проекта влево-вправо с сохранением текущей позиции времени в проекте, а при нажатых клавишах «Shift» и «Ctrl» — перемещает текущую позицию аналогично клавишам «влево/вправо».
Выбор нужного клипа (в программе клипы условно называются «событиями», или Events) осуществляется щелчком мыши по ним. Если нужно выбрать одновременно несколько клипов, то нужно щелкнуть по ним последовательно с зажатой клавишей «Shift». Чтобы исключить клип из выборки, нужно щелкнуть по нему еще раз вместе с «Ctrl».
Длительность эффекта определяется тем, насколько вы «перетянули» мышь вправо от начала клипа — после этого отпустите левую кнопку. Теперь в месте, где эффект заканчивается, имеется вертикальная линия — ее можно «перетягивать» мышью влево-вправо, изменяя длительность эффекта (величина показывается во всплывающей подсказке «Fade Offset»). Попробуйте воспроизвести клип с начала и посмотреть, как выглядит эффект, и подберите его длительность по своему замыслу.
Точно так же осуществляется применение эффекта FadeOut, только применяется он на правом верхнем крае прямоугольника клипа, и мышь нужно перемещать влево. Эффекты FadeIn/FadeOut могут независимо применяться и к звуку, задавая плавное изменение громкости звука от тишины до нормальной громкости, и наоборот.
Затем переместите (щелчком мыши по нужному месту, или клавишами «влево/вправо») текущую позицию (вертикальный курсор) влево от конца первого клипа к тому моменту, где должно начаться «перетекание», — например, на секунду раньше конца первого клипа:
Щелкните мышью по середине второго клипа и, зажав левую кнопку мыши, потяните клип влево так, чтобы его начало «наложилось» на конец первого клипа. Перемещайте клип до тех пор, пока его начало не «прилипнет» к текущей позиции, точно встав на нужное место:
Поверх перехода будет показана его длительность в секундах. Обратите внимание, что нужно перемещать именно весь второй клип, а не его левый край. Это тоже даст эффект перехода одного клипа в другой, но результат будет другим, т.к. длительность второго клипа изменится.
По умолчанию между клипами применяется эффект плавного перехода «Cross Dissolve», которого обычно достаточно в большинстве случаев (помимо простоты, он наименее навязчиво выглядит). Можно выбрать форму профилей перехода (как будет изменяться прозрачность для видео и громкость для звука в процессе перехода), нажав правую кнопку мыши над переходом, и выбрав нужное сочетание профилей в подменю Fade Type (всего доступно 25 вариантов).
Если же хочется применить другой эффект перехода, то довольно богатый их выбор («заворот листа», «шторки» и прочие) имеется в закладке «Transitions» внизу главного окна:
Слева находится список типов переходов, справа — некоторые типовые наборы эффектов (Presets, предустановки) для выбранного перехода. Если подвести курсор мыши к какой-либо иконке, то ее анимация наглядно продемонстрирует, как именно выглядит выбранный эффект. Буквами A и B условно показаны соответственно первый и второй клипы, между которыми осуществляется переход.
Чтобы применить какой-либо эффект, сначала осуществите «наложение» двух клипов друг на друга (см. выше), затем выберите нужный эффект в окне Transitions, и «перетяните» мышью иконку эффекта на переход между клипами. Это можно осуществлять сколько угодно раз, применяя разные эффекты перехода, чтобы выбрать наиболее подходящий. Некоторые типовые переходы можно быстро применить, установив текущую позицию на переход между клипами, и нажимая клавиши «/», «*», «-» на малой (цифровой) клавиатуре, либо, нажав правую кнопку мыши над переходом, выбрать нужный переход в подменю Transition.
Если подвести курсор мыши к крестообразной иконке в правой части перехода между клипами на дорожке (появится надпись «Transition Properties»), то щелчок по ней позволяет вызвать окно настроек параметров перехода:
У каждого типа перехода свои параметры, и в рамках данной статьи невозможно описать их все. Отметим только, что изменение параметров переходов позволяет получить неограниченное разнообразие эффектов. Настроенный набор параметров можно сохранить в Preset, и в окно выбора эффектов будет добавлена соответствующая иконка, позволяющая быстро применить сохраненный эффект.
Перечисленный набор операций (перемещение, разрезание, удаление, «подрезка» клипов, применение FadeIn/FadeOut, а также переходы между клипами) составляют основу практически любого, даже простейшего нелинейного монтажа.
Во второй части статьи мы рассмотрим более сложные операции, осуществляемые при монтаже. Обычно они требуются реже, но часто ставят в тупик начинающих, которым приходится применять такие операции впервые.