Как сделать продуктовый магазин прибыльным
Как раскрутить магазин продуктов: анализ рынка и конкурентов, сильные и слабые стороны предприятия
Собственное дело – это оптимальное решение для тех, кто устал работать на «дядю» или «тетю». Однако открытие того или иного предприятия – еще не гарантия безбедной старости и финансового достатка. Важно правильно вести свой бизнес и стараться избегать наиболее распространенных ошибок, которые могут привести к не самым благоприятным последствиям.
Анализ рынка и конкурентов
Стоит анализировать магазины конкурентов
Чтобы раскрутить продуктовый магазин, недостаточно лишь хорошего размещения предприятия и низких цен. Большую роль играют конкуренты и потенциальные покупатели, чьи интересы необходимо учитывать в первую очередь.
Учитывая тот факт, что магазин продуктов уже существует на определенной территории, выбор оптимального местоположения уже не имеет права на существование. Это значит, что необходимо отталкиваться от уже существующих особенностей предприятия, то есть сделать так, чтобы местоположение магазина играло на руку его владельцу.
Конкуренты
Продовольственные магазины – это такой тип предприятия, для которого характерна достаточно большая конкуренция.
Для того, чтобы успешно работать в этой сфере бизнеса, необходимо учитывать особенности конкурентных предприятий и использовать сильные стороны своего дела.
Например, устраивать распродажи и заманивать покупателей низкими ценами, проводить рекламные кампании и сообщать о скидках.
Время работы
Время работы продуктового магазина играет немаловажную роль. Есть ли поблизости круглосуточный магазин? Если нет, так почему не продлить время работы своего собственного? Это увеличит количество покупателей и объемы продаж.
Разумеется, придется повозиться с получением разрешения на торговлю в ночные часы, зато возможность реализации алкогольной продукции станет ключевым фактором, который повысит прибыльность предприятия.
Поставщики
Потратив день на поиск поставщиков, можно выяснить, что предлагаемые ими товары отличаются в своем ценовом сегменте. Тот же самый шоколад у различных продавцов имеет различную стоимость. Из этого следует – необходимо выбирать таких поставщиков, которые предлагали более низкие цены и скидки (или бонусы) на большие заказы.
Постоянные и потенциально новые клиенты
Сохранить привлекательность в глазах постоянных клиентов, а также расширить клиентскую базу – все это возможно сделать, используя стандартные методы ведения собственного дела. Приятное обслуживание, низкие цены и широкий ассортимент продукции – этого будет вполне достаточно для того, чтобы не потерять постоянных клиентов и обзавестись новыми покупателями.
Ассортиментный перечень продуктового магазина
Наверно не стоит говорить о том, что в любом, уважающем себя, продуктовом магазине должны быть хлеб и молоко. Это классика жанра, без которой невозможно развивать свой бизнес в данной отрасли.
Известно, что на площади в 50 квадратных метров можно расположить до 500 наименований товаров. Исходя из того, что магазин продовольственный, ассортиментный перечень формируется следующим образом:
Это так называемый костяк ассортимента, менять который можно в зависимости от спроса. Важно откликаться на каждое пожелание клиента. Спрашивают свежую выпечку – стоит провести эксперимент с ближайшим хлебозаводом или кондитерской. Спрашивают хорошее вино? Стоит отыскать поставщиков элитных спиртных напитков.
Помимо этого, в хорошем продовольственном магазине должна присутствовать и небольшая группа непродовольственных товаров. Так, например, известны случаи, когда специфический товар внезапно потребовался в вечернее время, а косметические магазинчики уже закрыты.
Верное решение – отправиться в ближайший продуктовый магазин за женскими «штучками». Моющие средства для посуды, гигиенические прокладки и туалетное мыло, мусорные пакеты и туалетная бумага – все это не отнимет много места от торговой площади, но сыграет на руку владельцу продовольственного магазина.
Расположение товара
Правильно расположить товар
Самый лучший способ продвижения товара – это показать его покупателю с самой выгодной стороны. Несмотря на то, что данный метод стар, как мир, он остается актуальным и по сегодняшний день. Во время планировки магазина определяются его самые активные зоны. Как правило, чаще всего они располагаются в непосредственной близости от кассового отдела. Достаточно лишь обратить внимание на то, как расположены товары в крупных супермаркетах – акционные товары находятся недалеко от кассы, так покупатель не сможет пройти мимо, не обратив внимание на «красную» цену или другое выгодное предложение.
Выяснить, какая зона торговой площадки наиболее привлекательна, позволит простой и действенный способ – необходимо обратить внимание на то, в каком месте дольше всего задерживаются покупатели. В летнее время это могут быть морозильники с мороженым или стойка для разливного кваса. Учитывая этот факт, можно на некоторое время поместить в эту область сопутствующие товары, которые залежались в других местах.
Учитывая эту особенность, стоит разместить товары первой необходимости (хлеб, мясо и молоко) как можно дальше друг от друга, чтобы покупатель смог обойти как можно большую территорию.
Верхние полки предназначаются для товаров с высокой стоимостью, а на нижних лотках располагаются продукты с минимальными ценами. Статистические данные гласят о том, что перенос товаров с уровня пояса на уровень глаз позволяет увеличить продажи на 30%, а перемещение с уровня ног – на целых 70%.
Важно учитывать и товарное соседство. Полку со слабоалкогольными напитками желательно окружить сопутствующими товарами – чипсами, сухариками, семечками, орешкам и сушеной рыбкой.
Касса – это отдельная история. Здесь можно размещать все то, что покупатель готов купить в последний момент. Место возле кассы – это оптимальное решение для различной мелочевки. Батарейки, жвачки, презервативы, штучные конфеты и шоколадки – целенаправленно это никто не ищет по магазину, так как знают, что возле кассы можно купить все то, что не нашлось в торговом зале.
Еще одна хитрость, которая позволит увеличить объем продаж – это полупустые полки. Психологические исследования в области маркетинговой политики доказали, что вид полупустой полки для покупателя означает, что товар дефицитный и его быстро раскупают. С другой стороны – слишком пестрая полка не позволяет сконцентрировать взгляд на том или ином товаре.
Внутреннее информирование покупателя
Грамотная раскладка товара – это далеко не единственный способ привлечь внимание покупателей и оставить его на более длительное время в помещении торгового объекта.
Музыкальное сопровождение во время совершения покупок – не менее значимый фактор. Интересная особенность – чем меньше народу в магазине, тем больше там не должно быть тихо. В полной тишине единственный покупатель будет стремиться как можно скорее закончить свои покупки и удалиться из магазина. Именно поэтому очень важно предусмотреть легкую и ненавязчивую музыку, которая сопровождала бы процесс покупки. Кстати, радио – далеко не самый лучший вариант, так как большую часть времени там занимает пустая болтовня.
Ароматерапия
Аромат свежего хлеба
Ученые в результате исследований доказали еще много лет назад – правильно подобранные запахи существенно повышают уровень продаж. Статистические данные гласят – использование ароматов увеличивает объем продаж на 15 %, а время нахождения клиента в ароматизированном сегменте – на 18%. Известно, что самыми «вкусными» запахами является аромат свежей выпечки и свежезаваренного кофе. Вот почему крупные супермаркеты все чаще стараются разместить на первом этаже своего торгового центра собственную мини-пекарню.
Для маленьких магазинов это сделать сложно, но при помощи ароматических средств можно хоть немного воссоздать ту удивительную атмосферу ароматерапии.
Такие важные «мелочи»
Существует огромное количество маленьких хитростей и уловок, которые позволят увеличить объем продаж и обзавестись расширенной клиентской базой.
Немаловажное значение имеет и прилегающая территория. Вряд ли покупатель решится зайти на территорию торгового объекта, которая имеет неэстетичный вид. Урны для мусора, ухоженный газон, оборудованная стоянка для автомобилей, велосипедов и других видов транспортных средств, удобные подъемники для инвалидов и т.д. – все это привлекает внимание покупателей и обеспечивает привлекательность торгового объекта.
Наименование магазина
Не стоит экономить на вывеске, особенно для продуктового магазина, расположенного в не самом выгодном месте.
Большая и яркая афиша должна быть видна издалека и не вызывать трудности в ее поиске. Если же магазин продуктов расположен рядом с другими торговыми объектами, желательно сделать так, чтобы вывеска визуально отличалась и выделалась на фоне остальных опознавательных знаков. Можно придумать необычный дизайн, интересное цветовое сочетание или просто подумать о фасадном оформлении магазина.
Название продуктового магазина – это тема, которая заслуживает отдельного внимания. Наименование торгового объекта, как правило, отражает суть и специализацию магазина.
Но это вовсе не означает, что торговая точка должна называться примитивно «Хлеб, мясо, молоко». Здесь как раз-таки и нужно проявить фантазию. Вместо привычного «Молока» можно назвать продовольственный магазинчик «33 коровы».
Обратить внимание на то, как называется тот или иной район среди покупателей. Автобусная остановка, местное название района – все это может указать на правильное название магазина, который будет на слуху у покупателей.
Оживляем магазин
Магазин должен не просто существовать и предлагать своим покупателям традиционный ассортиментный перечень. Торговая площадка должна жить! Регулярные акции и скидки, всевозможные недельные и месячные цены, часы сниженной стоимости и другие выгодные предложения – все это привлекает внимание постоянных и потенциально новых клиентов, а также создает впечатление, что именно этот магазин работает на благо своих покупателей.
Промоушен – это не удел исключительно крупных торговых объектов. Скидки и акции – это привычное дело для супермаркетов. Так почему бы не внедрить такую политику и для небольших магазинчиков? Акции – это красноречивое свидетельство того, что администрация магазина уделяет внимание интересам покупателей.
Сувенирная продукция – на ее организацию придется потратить определенную сумму. Однако эффективность данного метода с лихвой окупит ее себестоимость. Пакеты с логотипом магазина разойдутся по всему городу, и таким образом о торговой точке узнает большее количество народа. На эти пакеты можно нанести условия акции или другую полезную информацию для покупателя, что также положительным образом сыграет на репутации продовольственного магазина.
Рекламное продвижение
Есть одно хорошее выражение, которое не теряет своей актуальности в народной массе: «Хочешь что-то узнать – спроси у бабулек, сидящих на лавочке». Смешно, но это действительно работает. Чтобы повысить привлекательность того или иного торгового объекта, необходимо организовать его работу так, чтобы именно люди преклонного возраста обратили внимание на этот продовольственный магазин.
Особо учтивое отношение к пожилым клиентам, вежливое обращение с пенсионерами, низкие цены и приятное обслуживание – все это сыграет определенную роль, а также позволит распространить информацию о магазине.
Реклама на радио, телевидении, в социальных сетях, листовки и плакаты – данная рекламная кампания позволит распространить информацию о торговом объекте, однако ее проведение подразумевает существенные затраты. В случае, если нет как таковой возможности потратить средства на рекламу, можно использовать собственные силы – привлекать внимание потенциальных покупателей вывесками и сниженными ценами, регулярно проводить акции и предлагать скидки на определенные товары.
Неплохая идея – «Список покупок». На создание миниатюрных листовок с перечнем товаров первой необходимости не потребуются значительные расходы, а вот польза от них будет очевидна. Большинство покупателей забывают о том, что нужно было купить в магазине – а маленькая напоминалка позволит вспомнить все.
Рекламный проспект с акциями
Это тоже одно из проявлений заботы о клиенте, что положительным образом отразится на репутации торгового объекта. Кроме того, в такую листовку можно ненавязчиво внести товар, который и не относится к группе первой необходимости – например «конфеты» для самых любимых. Покупатель может просто машинально отправиться в отдел со сладостями или решить, что своих любимых действительно следует побаловать чем-нибудь сладеньким.
Ценовая политика и скидки: как это работает
Как это работает? Возьмем, к примеру, реальную стоимость 1 кг апельсинов – 50 рублей. Снижаем цену и заявляем об этом покупателям. Высчитываем сумму предполагаемого убытка и перераспределяем ее на другие товары.
Самая правильная и верная политика, которой руководствуются опытные предприниматели, достигшие успеха в своем деле – это продавать много, а не дорого. Именно поэтому начинающим бизнесменам необходимо научиться увеличивать прибыль большим оборотом продукции, а не пытаться сколотить капитал, продавая хлеб по цене мяса.
Достаточно пройтись по магазинам конкурентов и установить цену на тот или иной товар хотя бы на один рубль ниже, чем в аналогичных магазинах. Это позволит увеличить товарооборот и обзавестись расширенной клиентской базой.
Обслуживание
Это отдельная тема в разговоре о правильном ведении бизнеса. Каким бы ни был хорошим продовольственный магазин, какими низкими бы не были в нем цены – все это не имеет никакого значения, если за прилавком или кассой сидит злобная и неопрятная тетка, плюющая семечками и хамящая покупателям.
Именно отношение персонала к клиенту играет основополагающую роль в успешном развитии любого торгового предприятия. Покупатель должен получить ответ на любой поставленный вопрос, касающийся работы того или иного продовольственного магазина. Вряд ли та же бабулька, спросившая про состав колбасного изделия и не получившая ответ, захочет еще раз зайти в этот магазин. Зато женщина, которая пришла за ливером для кота, увидев приятное отношение к себе и должное внимание, непременно захочет вернуться в этот магазин продуктов.
Учтивое отношение к покупателям – это залог благоприятного впечатления у клиентов о торговой точке.
Наиболее распространенные ошибки начинающих предпринимателей
Наверняка многие не раз пытались воспроизвести в действительности все обозначенные рекомендации, но так и не смогли добиться желаемого результата. Для того, чтобы убедиться в правильности своих действий, стоит обратить внимание еще на несколько пунктов, выполнение которых обязательно для успешного развития продовольственного магазина:
Нынешние времена характеризуются большим количеством торговых сетей, которые размещают свои торговые объекты буквально на каждом шагу. Как это ни странно, но рядовому покупателю все таки не хватает индивидуального подхода и общения с продавцом. Именно поэтому у индивидуальных предпринимателей есть все шансы отвоевать свою нишу у крупных предприятий и расположить к себе покупателя.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Готовый бизнес-план продуктового магазина
780 000 ₽
365 000 ₽
9,5 месяца
Разбираемся, сколько денег нужно вложить в продуктовый магазин, какое оборудование потребуется и как быстро окупится такой бизнес.
780 000 ₽ — инвестиции в магазин
Чтобы открыть небольшой продуктовый магазин, нужно арендовать помещение, сделать там ремонт и закупить оборудование. Рассказываем подробнее о каждом пункте.
Аренда. Помещение для продуктового магазина должно быть светлым, чистым, с инженерными коммуникациями. Лучше арендовать помещение в спальном районе, рядом с остановкой метро, общественного транспорта или дорожными развязками.
Подходят помещения от 20 м², но если бюджет позволяет, лучше взять 50 м².
При выборе помещения для продуктового магазина важно смотреть на конкурентов: если рядом есть такие же магазины или сетевые супермаркеты, помещение не подойдет. Также не стоит брать помещение, которое требует капитального ремонта: привести его в порядок будет сложно и дорого.
В Москве аренда подходящего помещения стоит от 150 000 до 200 000 рублей в месяц. В Подмосковье можно арендовать за 100 000 рублей. В регионах помещение обойдется в 50 000 — 70 000 рублей.
Ремонт. В продуктовом магазине нужно сделать косметический ремонт, положить плитку на пол и обновить освещение — это обойдется примерно в 275 000 рублей.
Если помещение будет неподходящим и придется проводить электричество или делать вытяжку, стоимость ремонта увеличится до миллиона рублей. Поэтому важно сразу выбрать помещение с готовой системой вытяжки и кондиционирования и электрической проводкой.
К стоимости ремонта нужно прибавить затраты на вывеску.
Оборудование. Оборудование можно купить новое или б/у. Если покупать б/у, нужно, чтобы на него давали гарантию или перед покупкой специалист провел технический осмотр. Для магазина потребуются:
Бизнес: магазин продуктов и фабрика-кухня в Екатеринбурге
Как зарабатывать на тех, кого бесят обычные магазины
Предприниматель Иван Зайченко из Екатеринбурга не любил ходить по супермаркетам.
Ему не нравилось, что приходится долго выбирать нужные продукты из ассортимента. Еще раздражало, что тяжело найти товары от фермеров. Если они и были, то стоили дорого. Тогда Иван решил открыть такую сеть, в которой было бы удобно закупаться самому.
Так в 2018 году в Екатеринбурге появился магазин «Жизньмарт» и фабрика-кухня, где делают для него готовые обеды.
Бизнес приносит до 360 тысяч рублей в месяц.
Как появилась идея открыть магазин
До того как заняться ретейлом, Иван Зайченко около десяти лет работал в ресторанном бизнесе. У него была своя фабрика-кухня и сеть доставки блюд японской кухни и пиццы «Сушкоф» в Екатеринбурге. Кроме того, предприниматель продавал франшизу этой сети по всему Уралу. Этим бизнесом владеет и сейчас.
В последние годы Иван много времени посвящал операционной деятельности в своих ресторанах. Чтобы по-другому подойти к бизнесу и пересмотреть управление им, предприниматель поступил на программу «Практикум» в Сколково. По ходу обучения пришел к выводу: чтобы освободиться от операционки, надо заняться чем-то еще. Так появилась идея открыть новый бизнес.
Сразу же встал вопрос, что открывать. Иван вспомнил, что всегда не любил ходить по продуктовым магазинам. Например, его напрягал большой ассортимент. Приходишь за макаронами — приходится долго выбирать из десятков товаров на полке.
Скажем, если вы хотите поставлять молоко в «Перекресток», надо, чтобы оно имело срок годности минимум 5 дней. А у фермеров он составляет 3 дня. То же самое с мясом, сырами, сметаной. Если такие производители и попадают на полки супермаркетов, то стоят фермерские продукты обычно дорого.
Иван решил, что откроет продуктовый магазин — совсем с другой концепцией.
Поиск партнера
Предприниматель не хотел взваливать на себя операционку в новом проекте, поэтому начал искать на это партнера. Сам же Иван готов был вложить основную часть денег в запуск. В январе 2018 года он кинул клич в соцсетях.
В течение двух месяцев на объявление откликнулось около 40 человек. Например, у одной женщины был пятнадцатилетний опыт работы топ-менеджером в крупной российской сети супермаркетов. Проведя с ней несколько встреч, Иван согласился передать ей долю в бизнесе. Для начала договорились, что она предоставит четкий бизнес-план развития сети. Она трижды срывала сроки, а потом прислала какую-то ерунду. Естественно, на этом партнерство закончилось.
В процессе переговоров Иван понял, что нужен человек без опыта работы в ретейле — так у него не будет внутренних ограничений. В итоге нашелся амбициозный молодой человек Евгений, который до этого уже запускал несколько бизнесов — открывал кальянную и кофейню, торговал новогодними елками и пуховиками.
Он был гражданином Казахстана, и это, кстати, потом принесло проблемы — поставщики почему-то отказывались иметь дело с казахом. Хотя выбор, по мнению самого Ивана, оказался удачным — работать с Евгением было приятно.
Маркетинг и бренд
Первое, чем занялись партнеры — маркетинг. Надо было придумать название, создать фирменный стиль и логотип.
Название выбирали долго, так как сразу рассчитывали, что рано или поздно магазин станет сетью, которая будет развиваться за счет франчайзинга. Поэтому имя компании надо регистрировать как товарный знак, и такое же название не должно было существовать на рынке.
Все, что нравилось, было занято другими фирмами. Например, пытались зарегистрировать «Пять плюсов», но оказалось, что под таким названием уже работает канцелярская сеть. Думали назвать сеть «Пастернак», но и его уже заняли. Предпоследним рабочим вариантом было название «Жизньмаркет». Оно не понравилось друзьям Ивана, и тогда его сократили до «Жизньмарт».
На госпошлины, юридическое сопровождение регистрации и патентных поверенных, которые проверяли предложенные варианты названий, потратили около 100 тысяч рублей.
После этого заказали в местном агентстве фирменный стиль и купили домен для сайта.
Помещения и ремонт
Примерно в это же время партнеры начали заниматься помещениями для двух будущих точек — фабрики-кухни и магазина. Все это располагалось в разных местах.
Фабрика должна была собирать готовые наборы блюд для магазина. Изначально Иван хотел, чтобы ключевыми товарами в магазине стали продуктовые наборы и готовая еда. Поэтому и решил открыть фабрику-кухню, которая бы делала сэндвичи, закуски, горячие и холодные блюда.
Помещение искать не пришлось. В прошлом предприниматель собирался открыть еще одну кухню для своей сети «Сушкоф», но посчитал, что это нецелесообразно. В итоге в распоряжении «Жизньмарта» оказалось отремонтированное помещение с вентиляцией, электрикой и сантехникой. Его нужно было просто адаптировать под новые задачи.
Кухня для кафе «Сушкоф» — это на языке поваров «холодный цех», здесь готовят блюда без температурной обработки, например роллы или салаты. «Жизньмарт» — «горячее производство», то есть нужны плиты и духовки. Пришлось сделать перепланировку, провести дополнительную электропроводку, установить вытяжки, подвести водопровод и канализацию. На это отдали 650 тысяч рублей.
потратили на модернизацию кухни для «Жизньмарта»
Еще полностью закупили оборудование и мебель: два пароконвектомата, с десяток разных холодильников и морозильных камер, плиту, камеру шоковой заморозки — больше ста наименований. На все про все с ремонтом ушло около четырех месяцев.
Оборудование для фабрики-кухни в 2018 году — 1 712 747 Р
С магазином оказалось сложнее. Помещение искали почти четыре месяца. Для магазина выбрали формат «у дома», поэтому важен был трафик и стабильный поток потенциальных покупателей. Другой фактор, на который обращали внимание, — размер помещения.
«Жизньмарт» должен был стать франшизой. Приходилось учитывать, что не все потенциальные партнеры смогут вложить 10 миллионов в супермаркет на 350 м² — размером с «Пятерочку». Остановились на том, что все магазины сети, включая флагман, будут от 90 до 150 м². Кроме того, в помещении требовались коммуникации — вода, электричество, отопление, в идеале и вентиляция.
Когда Иван занимался развитием ресторанов, он выработал свою стратегию поиска помещений. Предприниматель мобилизовывал всех риелторов, заключал с ними договоры, публиковал объявления в соцсетях, обзванивал знакомых. В итоге получал большой поток предложений со всех сторон. Сработало и на этот раз: знакомые знакомых предложили вариант в центре города на первом этаже жилой новостройки на улице Шейнкмана за 157 тысяч в месяц.
Так как помещение располагалось в новостройке, большого ремонта не потребовалось. Кроме того, до этого здесь уже были арендаторы — магазин дверей, который выселили после задержки арендной платы.
Предприниматели наняли рабочих, чтобы покрасить стены, положить на пол новую плитку, развести электрику и изменить вентиляцию. Кроме торговой зоны сделали небольшой бар — с кофе и выпечкой.
Ремонт обошелся в 3 миллиона, еще в 4,5 миллиона — оборудование. На посуду, кассовую технику и компьютеры ушло еще около миллиона. Всего затраты на магазин составили 8,5 млн рублей.
потратили на первый магазин
В итоге и на магазин, и на фабрику ушло почти 12,5 млн рублей. Бюджет проекта превысил запланированные 11 млн, недостающее добавил Иван.
Расходы на запуск фабрики-кухни и магазина в 2019 году — 12 450 209 Р
Кадры
Поиском сотрудников для магазина занимался Евгений: подбирал персонал, проводил собеседования. Параллельно Иван привлек на помощь отдел кадров кафе «Сушкоф».
Проблем с кадрами не было потому, что изначально владельцы «Жизньмарта» выбрали модель, которая предусматривает минимальные издержки. Самые большие расходы у магазина после закупки товара это персонал и списание продуктов.
Благодаря видеонаблюдению обошлись без охранников и контролеров. Под магазин адаптировали систему закупок и прогнозирования продаж, которая работала в ресторанах. Она позволила не нанимать товароведа, которому бы пришлось делать это вручную. Получилось, что в смену работает максимум три человека, а весь штат составляет шесть человек.
Правда, не всегда с сотрудниками везло. Например, одного из продавцов поймали на воровстве. Магазин на тот момент не проработал и двух месяцев. Иван еще при приеме на работу решил, что парень выглядит как-то подозрительно. Потом одному из сотрудников показалось, что этот продавец, принимая деньги от покупателя, кладет их не в кассу, а себе в карман. Решили проверить: посмотрели записи камер наблюдения, выяснилось, что действительно — ворует. С вором распрощались в тот же день.
На фабрике работает пять сотрудников — руководитель и четыре повара. Кроме того есть менеджер по снабжению. Руководитель отдела закупок совмещает работу в «Жизньмарте» с работой в кафе «Сушкоф».
В отличие от магазина на фабрике персонал был с опытом и лучше подготовился к запуску.
До открытия сменился главный человек на фабрике — заведующий производством. Предыдущий не мог организовать свою работу — например, не успевал вовремя согласовать ассортимент или сдать на декларирование продукцию. Этого сотрудника уволили, выплатили два оклада, но он оказался очень ответственным и предложил помочь довести кухню до открытия. Поэтому на старте старый и новый руководитель готовили вдвоем. Правда, сразу после Иван понял, что и новый не тянет процесс. Проблему решили, взяв человека из кафе «Сушкоф».
Открытие магазина
Подготовка к запуску длилась почти год. В феврале 2019 года Иван понял, что с открытием тянут слишком долго и задействовано в этом слишком много людей. Один занимается маркетингом, другой — ассортиментом, третий — фабрикой, четвертый — магазином, пятый — финансами. Происходит бурная деятельность, но конца этому не видно. Поэтому в конце февраля 2019 года Иван просто поставил задачу: «Запускаемся через неделю, несмотря ни на что! Кто не успел, тот сам виноват».
6 марта магазин открыл двери для покупателей. Половины из запланированного ассортимента на полках не было. То, что успели закупить, обошлось в 408 тысяч рублей.
потратили на первую закупку для магазина
Перед запуском приняли решение, что в смену работает два человека, но оказалось непонятно, кто должен стоять за баром и делать кофе, а кто — находиться в зале. Персонал был в панике — никто не знал, что делать.
Открытие никак не анонсировали. Единственное, Иван написал об этом на своей странице в Фейсбуке.
За полдня выручка составила 5 тысяч рублей. Предприниматель понял, что надо как-то привлекать покупателей. Купил воздушных шариков и повесил над входом — посетителей прибавилось. Правда, некоторые заходили просто посмотреть и ничего не покупали.
Уже после открытия выяснились, что холодильные горки — так называются витрины-холодильники — постоянно ломаются. Оборудование покупали бюджетное, российского производителя, а еще поставщик неправильно его смонтировал. Ивану приходилось вызывать мастера, а это — лишние расходы.
Первые пять дней были адом — партнеры чуть ли не ночевали в магазине, пытаясь наладить рутину и сделать так, чтобы сотрудники понимали, кто за что отвечает. Стеллажи с товаром переставляли с места на место по десятку раз на день. После недели такого отчаянного блицкрига получилось добиться более или менее стабильной работы.
В первую неделю работы «Жизньмарт» обслужил 408 покупателей. Средний чек по итогам марта составил 288 рублей.
Ассортимент магазина
Иван хотел продавать понятные и простые блюда, которые он знает и может сравнить с тем, что покупал раньше. Плюс ассортимент сформировали так, чтобы закрывать все категории: салат, суп, горячее, а также блюда для вегетарианцев, пескетарианцев (тех, кто не ест теплокровных животных), для любителей рыбы и так далее.
На первых порах не удалось избежать проблем с закупкой продуктов. Дело в том, что если, например, кухня закупает свинину, то готовить из нее надо сразу пять-шесть видов блюд. Поставщики привозят минимум 15 килограммов и все их надо пустить в дело, иначе придется списывать, а это — убытки. Перезамораживать мясо нельзя.
Другой пример — треска. Кухня готовила продуктовый набор «Треска с рисом», но этот набор оказался единственным, куда входила треска. Остатки рыбы приходилось списывать.
Список сырья и блюд называется товарной матрицей. На первом этапе работы эту товарную матрицу сформировали неправильно — не знали, какие у поставщиков минимальные объемы поставок, какие у магазина будут объемы продаж. Пришлось оперативно переделывать — меню сформировали так, чтобы все продукты шли в дело.
Еще в последний момент выяснилось, что плохо работает аппарат шоковой заморозки — специальная камера, которая позволяет мгновенно замораживать продукты. Так они не теряют вкуса и дольше хранятся. Аппарат не морозил, и пришлось потратить 300 тысяч рублей на его ремонт.
потратили на ремонт аппарата шоковой заморозки
Помимо этого в магазине можно купить и обычные продукты — молоко, сыр, хлеб, мясо. В «Жизньмарте» в каждой категории может быть только одно наименование товара. Если это соленые огурцы, то одного бренда — но это лучшие соленые огурцы, которые смогли найти сотрудники «Жизньмарта».
Продукцию всех кандидатов в поставщики обязательно дегустируют. Скажем, если в Екатеринбурге всего пять крупных производителей молока и семь мелких фермеров, то каждого попросят привезти дегустационные наборы. Все молоко попробуют и выберут то, которое нравится больше всего.
Один товар в каждой категории позволяет сэкономить время покупателя: если он пришел за молоком, то не будет долго стоять и решать, какое лучше, а возьмет единственное — за него уже выбрали. Кстати, как выяснилось опытным путем — самые дорогие продукты не всегда самые вкусные.
«Жизньмарт» позиционируется как магазин со здоровым, диетическим питанием. Да, там есть шоколад и сахар, но в целом владельцы — за здоровое питание. Именно поэтому здесь не продают алкоголь и сигареты. Всего в магазине около 700 наименований товаров.
Поставщики
Поисками поставщиков занимается специальный отдел. Кто-то пишет сам или узнает о «Жизньмарте» через знакомых. Когда продукт попадает на полку, это не значит, что он там останется навсегда. Закупают аналоги других брендов, пробуют. Потом составляют сравнительную таблицу — указывают натуральность состава, вкусовые качества, цену. Натуральность состава определяют по собственной « чудо-таблице », где указаны добавки «Е» и остальные элементы.
Помимо того что поставщик должен производить качественные продукты, он должен располагаться в Екатеринбурге или Свердловской области, чтобы удобно было привозить товар. Естественно, проверяют сертификаты и разрешения.
Опыт работы с поставщиками продуктов питания у Ивана был еще с ресторанного бизнеса. Но там их немного, и им важно не потерять постоянного клиента: если обещают привезти сегодня, то готовы отгрузить даже после окончания рабочего дня.
«Жизньмарт» же работает более чем с сотней контрагентов. Срыв сроков — самая маленькая проблема. Могут доставить продукты с истекающим сроком годности. Могут в последний момент заявить, что на складе переоценка и сегодня доставки не будет.
Например, «Жизньмарт» продавал замороженные пельмени — лучшие из тех, что когда-либо пробовал Иван в своей жизни. Покупатели постоянно интересовались, когда будет завоз, и сметали их с полок мгновенно. Но однажды производители этих пельменей поняли, что работают себе в убыток, и закрыли бизнес. Хотя «Жизньмарт» готов был дать им и нужную маржу, и рынок сбыта. Так екатеринбуржцы остались без лучших в мире пельменей.
После открытия
Иван рассчитывал, что Евгений полностью возьмет на себя оперативное управление проектом, но этого не случилось. Открываться пришлось быстро, и требовалось участие обоих совладельцев. Первое время Иван посвящал «Жизньмарту» все свое время, начиная с выкладки товара и заканчивая контролем над уборкой магазина. Такая «стартапная» боль длилась примерно три месяца. К середине лета партнеры выдохнули.
Например, недавно начали производить пиццу, которая за 59 секунд из сырого теста превращается в готовый продукт. Такой полуфабрикат можно приготовить прямо в магазине. Еще делают перепланировку кассовой зоны: сначала здесь был классический прилавок, потом установили кассу самообслуживания, повесив мониторы с обратной стороны классической кассы с продавцом.
Цены и доставка
Магазин старается делать минимальную наценку на продукты, а сотрудники отдела закупок готовы торговаться с поставщиками. Если продукт очень нравится, то продавцу сбрасывают цены на аналогичные товары в «Монетке» или «Пятерочке» и уверяют, что готовы делать минимальную накрутку — лишь бы итоговая стоимость была не выше. Почти всегда поставщики идут навстречу.