Как сделать проект по чтению
Проект «Планета книголюбов»
I. Обоснование актуальности проекта и её новизна.
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.
III. Содержание проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
V. Перспективы дальнейшего развития.
I. Актуальность проекта
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Во многих странах предпринимаются попытки противодействовать неуклонному снижению интереса к чтению у подрастающего поколения, но существенных результатов в этом направлении пока достичь никому не удалось. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в Лету семейное чтение вслух. Родителям гораздо проще включить детям кассету с мультиками, чем найти время и аргументы в пользу чтения. С детства ребёнок привыкает видеть маму не с книжкой в руках, а с пультом дистанционного управления телевизора. В обществе нет “моды” на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения. Родители, осознавая свою беспомощность, бегут к нам за советом: как заставить ребёнка читать, если он не хочет.
К сожалению, сегодня приходится констатировать неутешительный факт: нечитающее поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа.
II. Цели и задачи проекта
Цель проекта: повышение уровня качества чтения и активизация мотивации к обучению у учащихся начальных классов.
1. Подготовительный этап.
1. Создание проекта “Планета книголюбов”.
Планируемый проект состоит из нескольких основных частей, включающие в себя разнообразные культурно-досуговые мероприятия, способствующие формированию творческого читателя.
2. Составление коллективного плана работы с библиотекарем и учителями начальных классов.
Дата проведения
Вельц Н.В.
2. Библиотечный час. Навыки обращения с книгой.
3. Встреча с писателем А. Л. Барто.
Вельц Н.В.
2. Библиотечный час. Навыки выбора книги.
3. Встреча с писателем К.И. Чуковским.
Вельц Н.В.
2. Библиотечный час. Как читать книгу.
Вельц Н.В.
2. Библиотечный час. Отзывы о книгах.
2. Неделя детской книги. Акция “Книгу в подарок школьной библиотеке”
3. Библиотечный час. Книжные выставки.
Вельц Н.В.
3. Встреча с писателем С.Я. Маршаком.
Вельц Н.В.
2. Библиотечный час. Рекомендательные списки. Использование в работе компьютера.
2. Экспериментальный этап – октябрь 2009 г. – май 2010 г.
1) Библиотечные часы “Новый читатель пожаловал к нам”.
Систематические воспитание культуры чтения начинается с записи читателя в библиотеку. С библиотекой дети знакомятся, учась в 1 классе. С этой целью для них организуются экскурсии в библиотеку, во время которых им рассказывают, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показывают наиболее интересные из них, обращают их внимание на иллюстрации, читают им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.. К их приходу в библиотеке готовится выставка книг, подбираются иллюстративные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы, о том, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.
а) Ознакомление читателя с книгой.
В это время обычно проводится беседа, знакомящая читателя с основными правилами обращения с библиотечной книгой. Уже с самого начала следует читателю уважение к книге; нужно, чтобы он на всю жизнь запомнил правила обращения с книгой, разъясненные ему в раннем детстве. Правила гигиены чтения разъясняются не только при записи читателя в библиотеку. В течение всего первого года чтения регулярно проводятся беседы о том, как сидеть, когда читаешь, как держать книгу и т.д. для читателей младшего возраста составляются плакаты с краткими советами по гигиене чтения.
б) Навыки обращения с книгой.
Очень важно научить читателя просматривать книгу, дать ему основные сведения об ее элементах. С читателем проводятся беседы о структуре книги и ее частях, причем в зависимости от возраста читателя эти беседы постепенно усложняются. Ознакомление детей с книгой начинается с титульного листа, который как бы “вводит” в книгу, с его назначения. Знакомя читателя с книгой, нужно обращать его внимание на справочный аппарат книги – толкование непонятных слов, которые обычно помещаются либо в виде сносок внизу страницы, либо в конце книги. Особенно много непонятных слов встречается в описаниях путешествий, обычаев и быта народов стран. Надо постоянно приучать читателей искать в книге или других источниках объяснение непонятных слов.
в) Навыки выбора книги.
С первых лет чтения детей библиотека начинает воспитывать у них умение выбирать книгу. Большое место в воспитании первых навыков самостоятельного выбора книги занимают индивидуальные беседы. Библиотекарь или учитель расспрашивает школьника прежде всего о том, что его интересует, что он любит делать в свободное время, о чем хочет читать; затем предлагает попробовать самому выбрать книгу. Знакомя детей с рекомендательными списками и книжными выставками, библиотекарь предлагает обратить внимание на аннотации к книгам, учит, как спросить книгу для чтения.
г) Как читать книгу.
Советы читателям о том, как работать с книгой, следует давать в соответствии с содержанием книги: рассказывая, как правильно читать художественные произведения, библиотекарь рекомендует обращать внимание не только на развитие сюжета, но и на характеры героев, на особенности стиля, язык произведения: яркие, образные выражения, описания природы и т. п. Если в книге встречается незнакомое слово, советует спросить о его значении или посмотреть в словарь, в пояснения к тексту в самой книге.
Библиотека учит читателей работать и с журналом, с газетой. Читать их полностью, все подряд, как книги, нет надобности, можно по оглавлению в журнале выбрать то, что наиболее интересует; при просмотре газеты следует остановиться в первую очередь на наиболее близких и доступных статьях.
Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге. Библиотекарь должен разъяснить читателю, какую пользу приносит составление отзыва о книге; чтобы составить отзыв, читатель повнимательнее прочитает книгу, подумает над ее содержанием, а это очень полезно.
е) Наглядные формы пропаганды книги.
В руководстве детским чтением видное место занимает наглядная пропаганда книги. Книжные выставки, плакаты, рекомендательные списки своей наглядностью привлекают внимание читателя к литературе, помогают ему в выборе книг, содействуют разносторонности его чтения.
Наглядные материалы могут быть разнообразными по содержанию и оформлению, но все они должны отвечать общим требованиям: быть актуальными по своей тематике, рекомендовать лучшую по своему идейному уровню, художественным и научным достоинствам литературу, быть доступными читателям определенного возраста.
ж) Книжные выставки.
Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, данные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей. Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями. Значительное количество выставок оформляется в связи со знаменательными и юбилейными датами, приурочивается к массовым мероприятиям, организуемым библиотекой.
з) Библиотечные плакаты.
Наряду с книжными выставками в школьной библиотеке широко применяются библиотечные плакаты. Их назначение – привлекать внимание читателей к литературе. Каждый библиотечный плакат должен включать название или список книг, рекомендуемых для чтения. В этом отличие библиотечного плаката от других.
и) Рекомендательные списки.
В рекомендательном списке, кроме перечня книг, можно дать краткий текст, входящий в содержание литературы, указанной в списке, а также иллюстрации. Основное место в списке занимает не иллюстративный и не текстовой материал, а именно названия книг и аннотации. Рекомендательные списки как и плакаты, могут быть настенными и настольными. В рекомендательные списки для читателей, школьников 2-4 классов, включаются названия книг на ту или иную тему, произведения писателя, книги одного жанра. Эти списки должны быть красочно оформлены и невелики по объему. Учащиеся начальной школы охотно обращаются к спискам литературы, которая рекомендуется для чтения школьникам в каждом классе. Библиотекарь и учитель предлагают им выбирать книги и проверяют, все ли указанное в списке прочитано
к) Использование в работе компьютера.
При проведении различных мероприятий используется компьютер. Например, медиатека в проведении литературных игр. Широко используется экран и проектор для презентации. Вся наглядность и объявления оформляется на компьютере. Победители конкурсов награждаются самодельными грамотами, созданными в программе “Публикация”.
2) Массовые мероприятия.
Массовая работа, являясь продолжением и дополнением индивидуального руководства чтением, помогает библиотекарю и учителю в руководстве внеклассным чтением школьников и в осуществлении стоящих перед ним воспитательных задач. Массовые мероприятия помогают знакомить читателей с лучшими произведениями литературы и искусства, с новейшими достижениями науки и техники.
1. Громкое чтение и художественное рассказывание.
Громкое чтение в силу своих особенностей является одним из самых действенных средств пропаганды книги.
Основной материал для громкого чтения дают любимые всеми детьми народные сказки. Многие дети неохотно читают стихи и не любят их. Выразительное чтение вслух лучших стихотворений поможет привить им любовь к поэзии.
В этом направлении мы планируем провести конкурсы чтецов, “Юных сказочников”, регулярное коллективное чтение и обсуждение статей газет и журналов.
2. Обзоры литературы.
Задачи обзоров литературы: показать литературу по одной из отраслей знания (например, “Книги по окружающему миру”); рекомендовать книги в помощь школьной программе того или иного класса: “Что читать по литературному чтению учащимся начальных классов”. Планируем проводить и тематические обзоры, например, “Книги для юных экологов” (так как в наших классах функционирует детская экологическая организация “Юный эколог”). В библиотеке школы организуем регулярные обзоры книжных новинок, новых номеров журналов и газет. Например, библиотекарь выступит с обзором перед детьми с сопровождением показа рекомендуемых книг и с небольшой выставкой на переносной витрине. Каждый обзор должен быть не простым перечислением названий и пересказом содержания рекомендуемых книг, но и своего рода “уроком” по привитию навыков культуры чтения. С этой целью необходимо использовать минивикторины, кроссворды. Иногда можно начать с загадки или с вопроса: “Знаете ли вы, какая самая маленькая птица в мире?” (о книге “Что такое? Кто такой?”).
Значение наглядной пропаганды огромное. Дети должны непременно видеть книги, иметь возможность взять их в руки, посмотреть иллюстрации.
4. Литературные утренники и вечера.
Литературные утренники и вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, формированию литературного вкуса.
5. Встречи с писателями.
Расширение представления учащихся о том: кто такой писатель, о чём и как говорит литература, как создаётся литература, зачем пишет писатель, выражение словом опыта человечества, красоты мира, разнообразия чувств.
6. Литературные игры.
Участие в литературной игре вырабатывают у школьников умение внимательно читать литературный текст, правильно отбирать цитаты, обоснованно отстаивать свое мнение о книге и её героях, подкрепляя его конкретными фактами. (Например, “Мои любимые персонажи”).7. Неделя детской книги.
Согласно плану работы школы, в марте под руководством библиотекаря необходимо провести Неделю Детской книги.
8. Классные библиотекари и актив школьной библиотеки.
Мы описали основные методы по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов.
3) Работа с родителями.
а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”.
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
I. Провести анкетирование учащихся перед родительским собранием по следующим вопросам:
II. На предыдущем собрании родители должны ответить на вопросы анкеты:
б) Памятки раздаются учащимся и их родителям.
Памятка 1 для родителей
Памятка 2 для детей
Памятка 3 для детей
Памятка 4 для детей и родителей
Памятка 5 для родителей
в) Участие родителей в массовых мероприятиях (см. план мероприятий).
Проанализировать работу за 2009-2010 учебный год:
а) Анализ диагностики (удовлетворённость проектом).
Провести опрос среди детей и родителей по результатам первого этапа проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
V. Перспективы дальнейшего развития.
1. Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;
2. Составление плана работы на 2010–2011 учебный год.
Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
«Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе»
Выполнила учитель начальных классов
Ачкасова Татьяна Анатольевна
Первая квалификационная категория
Стаж работы 33 года
Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения
Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть проектной деятельности на уроках.
В проектной деятельности выделяется результат деятельности, на что и нацелены стандарты второго поколения – развитие личности ребенка на основе УУД, которыми должны владеть учащиеся.
Апробация и внедрение проектной деятельности – длительный и трудоемкий процесс, который сопровождается кругом проблем, связанных с организацией учебной деятельности, направленной на самообразование и саморазвитие каждого ученика.
Использование любой технологии ограничено либо особенностями учебного предмета, либо материально-техническими проблемами, либо неготовностью учителя сменить роль ведущего, управляющего на роль менеджера, партнера в образовательном процессе.
Переход на ФГОС требует от учителя не только знания и понимания основных принципов системно-деятельностного подхода в образовании, но и активных действий по его внедрению в учебный процесс.
Так появилась идея изучения и систематизации педагогических приемов и техник в контексте проектной деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Целью проектной деятельности является понимание и применение младшими школьниками знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении литературы.
1.Выявить готовность учащихся:
— к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
— готовность овладеть компьютерной грамотностью;
— владение коммуникативными навыками, толерантностью; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения формируются путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний.
Проектная деятельность младших школьников является одним из методов развивающего обучения, которая направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Такой вид деятельности способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Работа над проектом — это учебная деятельность, проводится под руководством педагога. Роль учителя в данном случае заключается в организации субъект — субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности младших школьников
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. Важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте по литературному чтению.
От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат.
Проектный метод – это метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Дети приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как с взрослыми, так и со сверстниками.
Проектная деятельность, как и любой другой вид деятельности, содержит анализ проблемы, постановку цели, выбор средств ее достижения, поиск и обработку информации, ее анализ и синтез, оценку полученных результатов и выводов. А это очень важно на уроках литературного чтения.
Создание проектов в начальных классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы, у них мало опыта (читательского, учебного, поискового). И всё-таки организовать проектную деятельность можно.
Задачи проектов: 1) научиться самостоятельной работе с различными видами информационных источников; 2) развивать умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать полученную информацию; 3) овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их практического использования в жизни.
Даже в программах по учебным предметам предложен список вариантов проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение». И учебник «Литературное чтение», разработанный по системе развивающего обучения Л.Занкова не исключение. Он ориентирует учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал и является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время. И для каждого учителя главным является вопрос: «Как разнообразить работу над проектом, как сделать ее интересной, познавательной и увлекательной?»
У второклассников благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. У них наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса. Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными.
При создании проекта «Люблю березку русскую «ученики использовали план работы:
1. Поиск информации об обрядах и обычаях в старину, связанных с берёзой.
2. Сбор народных и авторских песен и стихов о берёзе.
3. Использование березы.
4. Составление правил поведения в лесу, изготовление запрещающих знаков. Приметы.
5. Выполнение творческих работ (рисунки).
6. Подготовка презентации, защита проекта.
Провели исследовательскую работу на тему: «Любимые занятия второклассников».
Играть на компьютере
Кататься на коньках и роликах
Лепить из пластилина
Приглашать друзей и самому ходить в гости
Пользуется спросом произведения Э.Н.Успенского, Н.Носова, А.С.Пушкина.
Я – художник (рисуем свою маму, бабушку)
Я – журналист (сочинение о маме, интевью)
Свою исследовательскую работу «Отрицательное влияние сотового телефона на здоровье людей» представил Бекенев Иван на городской НПК » «Открытый мир».Получил диплом Победителя номинации «Будь здоров. Полезные советы»
В третьем классе работа над проектом более расширяется и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
На уроках литературного чтения ребята пишут творческие работы, которые выражаются в умении писать сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, составление литературных кроссвордов, выполнять и другие виды творческих работ, способствующих выходу на проект.
Тематический план проектной работы в 3 классе
на уроках по литературному чтению на 2015-2016 учебный год
Сочиняем вместе волшебную сказку
1 четверть Проект » У Лукоморья»
Малые жанры литературы: загадки о птицах, заклички, русские пословицы о природе, докучные сказки
Мораль и поучительность в баснях
Составление сборника (сочинение стихов о временах года, разучивание стихов русских поэтов о любимых временах года)
Так при изучении главы №1 «Вступаем в неизведанный мир», учащиеся побывали в роли писателей. Составляли сборник из волшебных сказок собственного сочинения. Иллюстрировали свои сказки, делали обложку сборника и составляли его содержание.
При изучении главы № 3″ Открываем мир заново»составили сборник малых жанров литературы: загадок о птицах, закличек, русских пословиц о природе, докучных сказок. Каждая группа готовила определенный вид жанра и представляла его,
В четвёртом классе работа над проектами станет более аналитической. Ребята уже смогут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.
Метод проектов может помочь ребёнку стать читателем, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы.
Такой вид деятельности по литературному чтению вносит разнообразие, стимулирует развитие интереса к литературе. Помогает учителю в решении одной из главных задач – формированию читательской самостоятельности. Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.
Проектная деятельность – это интересный, но вместе с тем трудоёмкий процесс учебной деятельности. Встречаются и следующие трудности: временные (не хватает учебного времени на подготовку проекта) и при защите проекта (нет разнообразия форм защиты проекта, дети не владеют навыками работы с компьютером). Однако когда видишь огонёк в глазах своих ребят, когда ученик без напоминания идёт в библиотеку и сам может определиться с выбором литературы, лишний раз убеждаешься в том, что труды и время потрачено не напрасно. Вся данная работа несёт большой эмоциональный заряд.
- Электронный течеискатель с ручной регулировкой car tool ct m1014
- Как сделать скрутку для окуривания