Как сделать проект по экологии

Методические материалы «Как подготовить экологический проект»

Методические материалы «Как подготовить экологический проект»

Как и реферативная работа, экологический проект может быть представлен учащимся для итоговой аттестации по курсу экологии.

Поскольку проект в значительной степени отличается от реферативной работы, необходимо привести общие требования, предъявляемые к нему, примерные критерии его оценки и методические подходы к выбору темы, выполнению, оформлению и защите

Прежде всего следует четко сформулировать цель исследовательской работы и составить план исследования.

Учащийся, выбравший форму итоговой аттестации в виде защиты экологического проекта, должен понимать, что эта работа потребует от него больших усилий и разносторонней подготовки. Он должен научиться организовывать свои полевые исследования и стационарные, уметь быстро перестраиваться в ходе исследования в соответствии с получаемыми данными и первыми результатами (уметь корректировать свою деятельность). Овладеть необходимыми для работы методиками, уметь правильно оценивать результаты своего исследования, делать выводы и обобщения, научиться сравнивать, проводить параллели, выявлять закономерности, полученные в ходе работы. Кроме того, от учащегося потребуется умение выстраивать графики, таблицы; диаграммы, карты, схемы, пользоваться компьютером, уметь фотографировать, делать гербарии, составлять различные коллекции, работать с определителями и словарями, находить и использовать при работе необходимую литературу, Для такой работы потребуется знание английского (или другого иностранного) языка, а для работы с иностранными определителями еще и элементы латинского языка.

Работа над частной (локальной) проблемой позволяет учащимся хорошо познакомиться с объектом изучения, увидеть его с разных сторон, провести необходимые исследования, взять пробы, описать, сделать необходимые выводы, спрогнозировать результаты работы, в отличие от работ на глобальные темы, которые будут, по существу, носить реферативный

Поэтому правильно выбранная тема и цель, которую ставит учащийся, во многом определит успех работы. В первую очередь при защите проекта оценивается четкость поставленной цели и задач, а также обоснованность выбранной методики исследования,

полнота освещения (раскрытия) выбранной темы проекта, наличие и значимость выводов и соответствие их поставленным задачам. При оценке. Проекта учитывается также: представление полученных данных и их математическая обработка, использование

литературных источников (знание предмета исследования), анализ и интерпретация полученных данных, качество оформления работы.

Поскольку защита рефератов как форма итоговой аттестации вошла в школьную практику недавно, считаем необходимым дать более развернутую характеристику требований, предъявляемых к проекту и примерные критерии его оценки, что будет крайне полезно молодым учителям.

Представляемый проект (как и реферат) должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя(ей) проекта, названия проекта, названия раздела экологии, в рамках которого выполнялся проект.

В реферативном изложении проекта должны быть представлены такие разделы, как:

— введение, в котором обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы,

— обзор работ, уже выполненных когда-либо для решения аналогичной проблемы, место и время выполнения работы,

— краткое описание использованных методик с ссылками на их авторов,

— систематизированные, статистически обработанные результаты исследований,

— выводы, сделанные после завершения работы над проектом,

— практическое использование результатов проекта,

— социальная значимость проекта,

— приложения: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими выкладками и т. д.

Примерные критерии оценки экологических проектов:

— четкость поставленной цели и задач,

— тематическая актуальность и объем использованной литературы,

— обоснованность выбранных методик исследования,

— полнота раскрытия выбранной темы проекта,

— обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам,

— уровень представленных данных, полученных в ходе исследования, их математическая обработка,

— анализ и интерпретация полученных данных,

— качество оформления работы (как реферата к проекту, так и стенда для доклада).

Доклад ( выступление) на защите проекта автора оценивается по следующим критериям:

— полнота раскрытия темы исследования при защите,

— использование наглядно-иллюстративного материала,

— компетентность, эрудированность докладчика и умение быстро ориентироваться в своей работе,

— уровень представления доклада (умение пользоваться при докладе и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на вопросы по проекту, что является показателем самостоятельности выполнения работы.

Общие требования к оформлению проекта

При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт (что позволяет ограничить подачу лишних материалов второстепенного ранга, мешающих вычленить главное, засоряющих работу). Для защиты проект может быть представлен как в машинописном варианте (не более 30 страниц текста), таки в виде стенда размером в А-1 (стандарт для республиканских и международных олимпиад — 125 х 100 см),

оформленным на плотных листах бумаги.

Подписи должны быть четкими и выполнены, желательно, печатным шрифтом, а также достаточно крупными, чтобы их можно было прочесть с расстояния в несколько метров.

Более подробно ознакомиться с требованиями к экологическому проекту и его оформлению можно в «Программно-методических материалах по экологии» (5-11 кл.) (М., «Дрофа», 2000).

Все многообразие проектов может быть сгруппировано в следующие разделы: общая экология, медицинская экология, экология растений и животных, промышленная экология, гидроэкология, экологическое исследование территорий и работы по экомониторингу, экология городов и сельской местности. Образцы тем:

«Динамика и структура детской заболеваемости в зависимости от уровня загрязнения окружающей среды» (на базе одной из школ).

«Охраняемые растения области».

«Создание экологической тропы в парке».

«Изучение состояния орнитофауны в городе».

«Влияние свалки бытовых и промышленных отходов города на состояние природной среды».

«Проблема сточных вод и их очистка специальными фильтрами».

«Развитие экологического туризма в области».

«Методы очистки водоемов от различных загрязнений (нефти, мусора и т. д.) и практические результаты».

«Влияние аномальных атмосферных процессов на состояние здоровья людей».

«Экологическое состояние реки, озера, участка леса или другого природного объекта» (на конкретном примере).

Все анализы и тесты для контроля качества окружающей среды можно проводить специальными приборами, упомянутыми в Примерном перечне-каталоге лабораторного оборудования и приборов для кабинета экологии средней общеобразовательной школы,

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Проект по экологии «Чистота природы начинается с меня»

Разделы: Экология

Проект «Чистота природы начинается с меня» разработан на основании Программы экологического образования в Частных образовательных учреждениях ОАО « РЖД». В результате экологической работы по данному Проекту была составлена Программа: «Чистота природы начинается с меня» и организованна работа школьного экологического объединения «Родник» с обучающимися 5–11 классов.

Актуальность проекта.

Человек – это элемент экологической системы, называемой биосферой. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы. В экологическую систему же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последнее два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли.

Человек воздействует на биосферу локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.

Положение усугубляется варварским отношением жителей к природе своей местности: в погоне за лучшей жизнь, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Страшно, что подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилежащих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реках и Братском водохранилище свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых жителей.

Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

Проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Проект сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

Таким образом, проект « Чистота природы начинается с меня» актуален для нашего времени и нашего города.

В последнее время возникает проблема: как сделать экологическую, в том числе и исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного подростка. Поэтому становится актуальным использование современного оборудования и компьютерных технологий в данном направлении.

Важно сформировать не только знания, но и эколого практические умения у современного поколения. В последнее время профессия «эколог», становится все более востребованной и необходимой, в современном обществе.

Цель проекта: Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города.

Задачи проекта:

Участники проекта:

Механизм реализации проекта.

Условия реализации проекта

Для реализации данного проекта имеются следующие условия:

Механизм отслеживания результатов работы осуществляется:

Путем сравнивания активности обучающихся в течение года. Проверка знаний проводится в форме игр, викторин, конкурсов;

Принципы организации экологического воспитания и образования:

Реализация проекта осуществляется по основным направлениям:

Реализация проекта осуществляется через разные формы деятельности:

Социальные партнеры:

Для реализации проекта и успешного претворения в жизнь проекта школы-интерната № 25 г Вихоревка будет продолжать тесно сотрудничать со следующими организациями:

Информационное обеспечение включает в себя:

Техническое оснащение:

Сроки реализации проекта: 2016-2017 гг.

Результаты реализации проекта:

В результате реализации проекта «Чистота начинается с меня» была создана комплексная целевая программа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, которая позволит:

Источник

Экологический проект «Экология наше будущее»

Министерство образования Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова»

«Экология наше будущее»

Как сделать проект по экологии. Смотреть фото Как сделать проект по экологии. Смотреть картинку Как сделать проект по экологии. Картинка про Как сделать проект по экологии. Фото Как сделать проект по экологии

— реализация государственной политики в области патриотического, экологического воспитания молодежи;

— содействие улучшения экологической обстановки в Бобровском районе;

— формирование экологической культуры студентов на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогического коллектива, жителей Бобровского района.

— сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию;

— воспитание экологической культуры и экологического сознания студентов колледжа;

— содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию студентов колледжа;

— усиление региональной направленности экологического образования;

— привлечение подростков к поиску механизмов решения актуальных проблем местного сообщества через разработку и реализацию социально значимых проектов;

-формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды;

— развитие инициативы и творчества студентов через организацию социально значимой деятельности;

— проведение информационно – просветительской работы по пропаганде экологической культуры обучающихся;

— исследование водных, воздушных, почвенных ресурсов Бобровского района, анализ результатов, формирование мероприятий по их оптимальному использованию.

— решение задач государственной политики в области экологического, патриотического воспитания молодежи;

— повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

— развитие организаторских, творческих, ораторских способностей обучающихся;

— благоустройство, восстановление и очистка лесопарковых зон Бобровского района;

— ежегодная организация экологического отряда колледжа;

— повышение и пропаганда экологической культуры обучающихся;

— ежегодная работа с школьными лесничествами;

— создание благоприятных условия для сохранения и укрепления здоровья студентов колледжа;

— привлечение внимания населения района к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.

Сроки реализации проекта:

Основные направления проекта:

— Студенческая учебно-исследовательская работа, состоящая в оценке социальной значимости темы исследования, выполнения исследования, публичного выступления с освещением результатов работы и публикацией работы в специализированных изданиях;

— Участие студентов колледжа в различных мероприятиях и акциях по очистке территорий лесопарковых зон, парков и территорий, охране и посадке зеленых насаждений, благоустройство территории колледжа.

— Знакомство с работой экологических служб предприятий района, изучение работы данных предприятий

— Участие студентов в различных конкурсах экологической направленности районного, областного, регионального и международного масштабов.

— Ежегодная работа со школьными лесничествами, комплексный подход к решению задач профориентационного, познавательного, экологического и эстетического характера.

Хреновской лесной колледж тесно сотрудничает с организациями, которые по профилю своей деятельности близки к профессиональной ориентации колледжа.

Наши социальные партнеры:

Бобровского комитета по управлению экологии и природных ресурсов.

Бобровской станции защиты растений, ФГУ

Администрация Слободского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области

Администрация Хреновского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области

Организация Бобровский филиал СГБУ ВО «Воронежский лесопожарный центр»,

ОГУ «Бобровское лесничество»,

ОГУ «Хреновское лесничество»

Обоснование актуальности проекта

Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.

На нашу долю выпала нелёгкая судьба – принять участие в историческом процессе возрождения своей Родины.

Новая Россия, должна быть страной не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озёрами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками.

Все мы без исключения дети одного большого царства Природы. Как сохранить ее для будущих поколений? Как жить с нею в согласии? Как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание?

Может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с юности?

Осознавать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки.

Нам кажется, что только заинтересовывая подростков, привлекая их к активной деятельности, можно в будущем рассчитывать на грамотных, компетентных специалистов-выпускников колледжа.

После изучения современной экологической обстановки в районе, мы пришли к выводу о необходимости активизации пропаганды заботы об экологии, проведении определенных мероприятий, которые будут направлены на самый перспективный контингент – нашу молодежь.

Низкая заинтересованность подростков, на наш взгляд, объяснялась тем, что у них перед глазами не было конкретных действий, примеров, не просто слов о «улучшении экологической ситуации».

В начале работы над реализацией проекта нами вместе с коллективом колледжа были предложены несколько мероприятий, которые нашли живой отклик у студентов колледжа – стали проводить ежегодно.

Студенты Хреновского лесного колледжа являются активными участниками: Международного конкурс «Город-сад» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»);

Всероссийских соревнований «Лесное многоборье» в 2020 году команда колледжа стала победителем в командном зачете среди образовательных организаций среднего профессионального образования и заняла 1 место;

На следующем этапе была проведена исследовательская работа связанная с проблемами загрязнения реки Битюг, является самой важной, т.к. всем известно выражение «вода – это жизнь».

Студенты колледжа ежегодно принимают участие в экологическом форуме «Сохраним планету вместе».

Участвуют в экологических конференциях. Направления конференций разнообразны – «Охрана водных ресурсов», «Охрана лесов», «Профперспектива. Моя гордость. Моя профессия.» и т.д.

На экологических конференциях студенты выступали как с реферативными исследованиями, так и с собственными учебно-исследовательскими работами.

Следующим этапом было проведено озеленение и благоустройство территории прилегающей к главному корпусу колледжа и реализован проект по созданию цветочной клумбы в центре с. Хреновое (май 2020 г.), так же был реализован проект озеленения и благоустройства усадьбы частного дома (Эко-стиль).

Проведен конкурс на «Лучший арт-объект для учебного городка ХЛК»;

Параллельно с названными мероприятиями студенты колледжа ежегодно участвуют в акциях «Очисти лес», помогают в посадке новых зеленых насаждений.

Постепенно стал заметен большой интерес студентов к различным экологическим акциям, реализуемым в рамках Проекта.

На данном этапе студенты сами предлагают принять участие в различных мероприятиях, совместно с преподавателями намечают направления исследовательских работ и мероприятий, проводимых в рамках Проекта.

В начале реализации социально значимого проекта экологической направленности нами совместно с преподавателями колледжа, участвующими в Проекте, был разработан план основных мероприятий проекта, который включает в себя несколько этапов.

План реализации проекта

I этап – Подготовительный

1. Организация творческих групп, работающих по теме проекта, в которую входят все желающие студенты и преподаватели колледжа.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Оценка экологической обстановки в Бобровском районе.

4. Определение основных направлений учебно-исследовательской работы.

5. Определение основных направлений по благоустройству территорий, очистке лесопарковых зон и территорий колледжа.

6. Организация работы экологического и трудового отрядов.

II этап – Практический

1. Выполнение учебно-исследовательских работ студентами под руководством преподавателей запланированных в 2020 – 2021 году (Приложение);

2. Участие в конференциях, конкурсах, интеллектуальных викторинах,акциях запланированных на 2020 – 2021 год (Приложение );

2.3. Интеллектуальная викторина по Экологии – март, ежегодно (Приложение);

3. Участие в акции «Высадка геоглифа 75 лет Победы»

6. Благоустройство территории колледжа – апрель-октябрь 2021;

7. Поддержание в порядке травяного покрова и клумб территории колледжа – ежегодно, весенне-летний сезон;

8. Сообщения о результатах проведенных мероприятий, результатах учебно-исследовательских работ и т.д.;

9. Публикация результатов учебно-исследовательской деятельности в специальных изданиях;

10. Подведение итогов II этапа проекта.

III этап – Обобщающий

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для определения направления дальнейших действий в сфере организации социально значимых проектов.

2. Издание материалов проектной деятельности и методических разработок преподавателей.

3. Использование собранного материала в учебном процессе.

4. Обобщение опыта работы.

Результатом данного проекта, должна стать организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности студентов колледжа, с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности подростка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы своего образовательного учреждения, города, района.

В ходе реализации проекта «Экология – наше будущее» предполагается достижение следующих результатов:

Привлечение к реализации проекта 85 % студентов колледжа и 15% учеников школ района

— Организация совместной деятельности обучающихся, преподавателей колледжа, жителей района по реализации основных мероприятий проекта;

— Повышение гражданской сознательности обучающихся, воспитание ответственности за состояние природы нашей страны;

— Повышение интеллектуального уровня обучающихся, заинтересованности в исследовательской деятельности, повышение общекультурного уровня;

— Мотивирование обучающихся к бережному отношению к окружающей природе, здоровому образу жизни;

— В итоге обобщения результатов проекта определяется направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

3 Константинов В.М. Охрана природы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. Академия, 2017

5 Барабанов В., Горшков А. «Новая технология очистки воды». Журнал «Наука и жизнь» № 4 2009 год.

13 http://ecoportal.ru/ Всероссийский экологический портал – все об экологии в одном месте.

14 http://www.wildnet.ru/Russian/1pred.htm ЭкоЦентр «Заповедники». Заповедники и национальные парки России, заповедные новости, экологическое просвещение, публикации для ООПТ

Проект «Экология – наше будущее Как сделать проект по экологии. Смотреть фото Как сделать проект по экологии. Смотреть картинку Как сделать проект по экологии. Картинка про Как сделать проект по экологии. Фото Как сделать проект по экологии

Привлечение к реализации проекта 85 % студентов колледжа и 15% учеников школ района

— рост экологического сознания;
— активная гражданская позиция;

— озеленение территории колледжа;
— осознание необходимости экологического выбора;
— умение находить правильные решения для улучшения экологической ситуации;
— умение сопоставлять возможности и интересы;
— навыки эффективного общения, участия в жизни общества;
— навыки владения методикой проведения деловых встреч;
— распространение экологических знаний среди жителей района;
— рост самостоятельности, инициативности, развитие креативного мышления;
— развитие творческих способностей.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *