Как сделать проект по обществознанию

Индивидуальный проект по обществознанию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Котельская средняя общеобразовательная школа»
Ленинградская область Кингисеппский район
п.Котельский д.35

«Мечты и цели подрастающего поколения»

Работу выполняли ученицы 10 класс: Николаева Яна, Егорова Анна

Руководитель: Филиппова Марина Николаевна

2. Основное содержание проекта………………..…4

Список используемой литературы…………. 7

Цель: собрать, изучить, проанализировать, систематизировать материал по теме, познакомить с результатами исследования учащихся, педагогов.

Задачи : провести опрос среди учащихся 6-8 классов; провести опрос среди учащихся 9-11 классов; провести опрос среди родителей; проанализировать полученные сведения; выявить закономерности.

Проблема: проблема в том, что одни вообще не используют свое воображение для формирования своей судьбы, а у других слишком большой разрыв между фантазиями и реальностью.

Гипотеза: происходившие за последние 10 лет социальные изменения в обществе: распространение социальных сетей, значительное развитие информационных технологий, последствия мирового экономического кризиса могли оказать определенное влияние на структуру и содержание молодежной мечты.

Современная молодёжь (подрастающее поколение) как социальная группа

Духовный мир (мечты и цели) современного подрастающего поколения

От того, каким образом сформируется позиция юного человека, его духовный мир, чем он живет, его цели и мечты, личные взоры на окружающую реальность, будет зависеть его будущее.

КАК НАЙТИ И ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ: ЦИКЛ ДОСТИЖЕНИЙ

Как сделать проект по обществознанию. Смотреть фото Как сделать проект по обществознанию. Смотреть картинку Как сделать проект по обществознанию. Картинка про Как сделать проект по обществознанию. Фото Как сделать проект по обществознаниюПримите решение. Цикл достижений:

1Как сделать проект по обществознанию. Смотреть фото Как сделать проект по обществознанию. Смотреть картинку Как сделать проект по обществознанию. Картинка про Как сделать проект по обществознанию. Фото Как сделать проект по обществознаниюКак сделать проект по обществознанию. Смотреть фото Как сделать проект по обществознанию. Смотреть картинку Как сделать проект по обществознанию. Картинка про Как сделать проект по обществознанию. Фото Как сделать проект по обществознанию. книга мечты (журнал желаний)

2Как сделать проект по обществознанию. Смотреть фото Как сделать проект по обществознанию. Смотреть картинку Как сделать проект по обществознанию. Картинка про Как сделать проект по обществознанию. Фото Как сделать проект по обществознанию. постановка целей

3Как сделать проект по обществознанию. Смотреть фото Как сделать проект по обществознанию. Смотреть картинку Как сделать проект по обществознанию. Картинка про Как сделать проект по обществознанию. Фото Как сделать проект по обществознанию. планирование

4Как сделать проект по обществознанию. Смотреть фото Как сделать проект по обществознанию. Смотреть картинку Как сделать проект по обществознанию. Картинка про Как сделать проект по обществознанию. Фото Как сделать проект по обществознанию. фокус/усилия/действия

5Как сделать проект по обществознанию. Смотреть фото Как сделать проект по обществознанию. Смотреть картинку Как сделать проект по обществознанию. Картинка про Как сделать проект по обществознанию. Фото Как сделать проект по обществознанию. достижение результата

6Как сделать проект по обществознанию. Смотреть фото Как сделать проект по обществознанию. Смотреть картинку Как сделать проект по обществознанию. Картинка про Как сделать проект по обществознанию. Фото Как сделать проект по обществознанию. анализ/исследование

ЦЕЛЕОПРЕДЕЛЕНИЕ: ОТВЕТЫ НА ВОПРОС «ЗАЧЕМ?»

Человек в разных ситуациях может забыть ответ на вопрос “Зачем?”, потерять ту нить, которая связывает его с тем, что действительно важно для него. Чтобы эта нить никогда не прерывалась, человечество придумало такие понятия, как:

главная цель жизни

Определив их однажды и записав, мы можем быстро воскресить в своём сознании ответ на вопрос “зачем?”.

Предназначение – это твой ответ на вопрос “зачем ты здесь?”. Это краткая формулировка из одного предложения, раскрывающая сущность того, чем тебе следует заниматься. Не важно, что ты умеешь. Не важно, кем ты являешься. Есть причина, по которой ты здесь – это твоё предназначение. Пример предназначения: Помогать людям найти свой путь

Предназначение имеет ограниченную область действия – оно вдохновляет только того человека, которому оно принадлежит. Когда вы прочитали пять слов из примера предназначения, вызвали ли они у вас шквал эмоций? Остановили ли вы своё дыхание и подумали о том, сколько ещё всего полезного можно будет сделать в жизни? Почувствовали ли уверенность и спокойствие, потому что вы знаете, почему вы здесь, и знаете, что нужно делать?

Существуют две точки зрения на предназначение:

оно определено свыше и твоя цель – выяснить его и следовать ему.

ты сам определяешь своё предназначение, такое, которое тебя вдохновляет больше всего.

Не зависимо от того, какой точки зрения ты придерживаешься, единственным, доказанным практикой миллионов людей, фактом является то, что с предназначением жить интереснее, эффективнее, спокойнее и увереннее, чем без него.

Ценности – это то, что для тебя важно в жизни, что ты ценишь больше всего. Мудрость, спокойствие, изобилие, храбрость, сознательность, семью, отношения, деньги, теплоту, дружбу, уверенность – что ты ценишь? Список возможных ценностей неограничен.

По-определению, ценности – это то, что не меняется с течением твоей жизни. Могут меняться цели, могут меняться обстоятельства, а ценности остаются прежними. Но так ли это на самом деле? На самом деле ценности могут меняться – твоя задача, чтобы они улучшались и уточнялись, а не забывались. С одной стороны ценности позволяют тебе оставаться человеком, с другой ограничивают тебя. Если у тебя ценность – постоянное развитие, тебе будет практически нереально достичь цели “стать лидером консервативной партии”. Если у тебя ценность “покой”, то цель “совершить кругосветное путешествие” то же вряд ли будет достигнута. Если у тебя ценность “власть”, то будет затруднительным достижение цели “иметь доверительные отношения”.

Когда возникает разногласие между целью и ценностью, сядь и подумай, что сдерживается тебя, а что двигает вперёд. В результате изменится или цель, или ценность. Если же ты никогда не определял свои ценности, то пока забудь об этом – просто определи, что для тебя важно и запиши это. Это будут твои ценности.

Если посмотреть внимательно, то в миссии можно найти формулировки и предназначения и ценностей, но в таком виде, что становится понятным, что имеется в виду под этим, и как ты собираешься проявлять эти ценности в жизни. Хотя миссия отвечает не только на вопрос “зачем?”, но и на вопрос “как?”, ответ на вопрос “как?” дан на очень высоком уровне абстракции, так как всех ситуаций, в которых ты будешь следовать своей миссии не перечислить.

Главная цель жизни – это конкретная цель, формулирующаяся по принципу постановки долгосрочных целей, но настолько обширная и глобальная, что зачастую результат достижения выходит за рамки жизни одного человека. Необходимы большие целенаправленные усилия, чтобы достичь такой цели – это не та цель, которая может воплотиться сама по себе. Люди, которые ставили себе такие цели и посвящали им всю свою жизнь – достойны восхищения.

Достижение главной или как её ещё называют, достойной цели зачастую сопровождается борьбой с внешними обстоятельствами, с устоями общества. Несмотря на то, что главная цель жизни всегда является общественно полезной, общество не готово принять этот результат, так же, как мы все избегаем изменений в жизни, по принципу “лучшее – враг хорошего”. Конечно, этот принцип консерватизма помогает нам выжить, но чтобы жить дальше и развиваться, нужны дикари со своими дерзкими целями, которые выводят жизнь на новый уровень, и которых мы называем гениями… но после их смерти.

Призвание – это дело, которое тебе нравится больше всего, которое тебя “зовёт”. У тебя может уйти немало времени, чтобы определить, какое у тебя призвание и чем оно отличается от предназначения. Для этого рассмотрим следующую модель в отношении к тому, чем ты занимаешься по жизни:

Что общего между предназначением, ценностями, миссией, главной целью жизни и призванием и как этим пользоваться?

И предназначение, и ценности, и миссия, и главная цель жизни, и призвание помогают лучше определять свои цели. И предназначение, и ценности, и миссия, и главная цель жизни, и призвание здорово мотивируют тебя и, самое главное, помогают действовать. Одно дело провозгласить свою миссию в жизни и всем говорить о ней, другое дело – являть её, следовать ей и реализовывать её.

ЦЕЛЕОПРЕДЕЛЕНИЕ: СОЗДАНИЕ ВИДЕНИЯ

Чтение вашего видения должно поддерживать, мотивировать и побуждать вас. Правильно исполненная детальная проработка вашего видения станет опытом, придающим внутренние силы, потому что он показывает вам, на какие большие свершения вы способны.

Помните: и клиенты, и члены вашей команды покупают не просто ваши товары. Они приобретают и ваши основные ценности. Что действительно важно для вас? Почему важно именно это? В сущности, ваши собственные ценности и то, как вы их выражаете, определяют ваше окружение.

Больше всего успех или неудачу определяет не наличие знаний о чем-то, и не обстоятельства, и не талант, чаще всего это отношение, вера, которые исходят из точки зрения, из того, как вы смотрите на что-то.

Целеопределение — это когда вам необходимо определиться, к какой цели вы пойдёте, к какому сроку цель должна быть достигнута, сколько стоит эта цель (в деньгах), насколько важна эта цель (важная эта цель или не важная), зачем эта цель нужна (подлинная ли эта цель)

Разница между мечтой и фантазией

Для фантазии характерно:

1. НЕ готовность действовать ради достижения

2. Присуще чувство пожелания, то есть «хотелось бы»

3. Надежда, что когда-нибудь это осуществится

4. НЕ верит в её реализацию

5. НЕ верит, что он может её осуществить

6. Смирение, привыкание к текущему положению дел

Для мечты характерно:

1. Готовность действовать ради достижения

2. Присущи чувства страстного желания

3. Человек испытывает необходимость в осуществлении мечты

4. Верит в её реализацию, и верит, что он может её осуществить

Почему же мечта столь важна для достижения успеха ?

Мечта не позволит вам сосредотачиваться на трудностях

Обычно путь к достижению успеха довольно сложный. На нем встречается много преград. Так Вселенная проверяет, кто достоин успеха, а кто нет. И вопрос в том, на чем вы концентрируетесь, идя по своему пути к цели.

2. Мечтать значит обретать силу

3. Мечта не даёт вам тратить время понапрасну

4. Мечтать – значит отказаться от пустой траты жизни

5. Вам необходимо мечтать, потому что вам нужно то, что поможет в достижении успеха

ОПРЕДЕЛИТЕСЬ С ЦЕЛЯМИ: ВЫБЕРИТЕ САМОЕ СИЛЬНОЕ И ВАЖНОЕ

Внесите определённость, т.е. определите свою позицию. Определитесь с главным приоритетом, поймите, что для вас действительно важно, а что можно простить, не заметить, принять и не пытаться изменить.

Очень важно определить ваши роли (например, член семьи, друг, мать/отец, руководитель рабочей группы) и поставить цели на неделю, месяц, год, согласовав их с ценностями и ролями, которые вы для себя определили. Приверженность этим целям непосредственно зависит от того, насколько они связаны с вашими ценностями. Чёткое представление о своих ролях и целях даёт вам возможность сбалансировать свою жизнь.

Моё Намерение Желаемое состояние

Этапы достижения, промежуточные цели, необходимые условия, установки:

Что я увижу, услышу или почувствую, когда достигну своей цели?

I . Сфера жизненных интересов (жизненно важных интересов личности)

Личностью, активным участником этой жизни, т.е. быть Хозяином, Творцом своей жизни

действовать, осваивать жизнь, организовать быт, знакомиться с миром, жить в ритме вдоха-выдоха, труда и отдыха, удовольствия и наслаждения

средства к существованию, отличную работоспособ-ность, отличное самочувствие, новые ощущения , впечатления, красивый стиль жизни LifeStyle (лайфстайл)

Я позволяю жизни быть такой, какая она есть! Я отпускаю ситуацию и с интересом наблюдаю за тем, что происходит вокруг и внутри меня. Жизнь прекрасна и надёжна, весь мир защищает меня! Я иду к свои целям играючи! Я наполнен любовью!

Цели (установка) в отношении вещей:

Мне очень нравится эта вещь, и я, наверное, куплю её, когда у меня появятся деньги. Я уверен, что буду иметь эту вещь.

1. Я создаю собственное пространство здорового и трезвого образа жизни, пространство красоты и заботы о своём физическом теле :

а) Я ем здоровую и полезную пищу, пополняю свой рацион всеми необходимыми питательными веществами и витаминами. Я приобретаю полный набор высококачественной посуды.

б) Я пью чистую хорошую воду. Я приобретаю и устанавливаю современную систему очистки воды.

в) я поддерживаю себя в хорошей физической форме, посещаю тренажёрный зал, бассейн; регулярно тренируюсь под руководством своего тренера, хожу на массаж к своему массажисту

г) я регулярно хожу в салон красоты к своему парикмахеру и косметологу, ухаживаю за собой

д) я создаю гардероб успешного мужчины (женщины). Я одеваюсь в современную деловую, повседневную и праздничную одежду в нужное время в нужном месте

е) я регулярно прохожу медицинское обследование и улучшаю своё физическое и психическое здоровье под руководством своих опытного наставника и врача (развиваю силу духа и воли, позицию Хозяина жизни, укрепляю и развиваю здоровье зубов, кожи, волос, ногтей, внутренних органов);

а) я получаю нашу квартиру в полную собственность

б) я заказываю и оплачиваю в нашей квартире евроремонт и в нужное время принимаю квартиру после ремонта, в которой:

— сделаны полы, стены, потолки и весь необходимый ремонт во всех помещениях квартиры по высшему стандарту;

— поставлены новые современные входная и межкомнатные двери, двери в кладовки;

— установлена новая сантехника, современные трубы и батареи;

— куплена и установлена современная мебель и бытовые приборы

в) я покупаю трёхкомнатную квартиру в Санкт-Петербурге (Кингисеппе) и обустраиваю её

3. Я приумножаю своё материальное благосостояние, богатею и управляю деньгами с чистыми помыслами:

а) я создаю источник пассивного дохода 500000 руб. в месяц, который имеет тенденцию к постоянному увеличению;

в) я плачу самому себе зарплату, разграничивая частные и коммерческие финансы;

г) я откладываю 10% дохода на отдельный счёт (и 50% от каждого увеличения дохода)

д) я развиваю умение распоряжаться деньгами; я приумножаю деньги, занимаясь инвестициями

4. Я играючи оформляю загранпаспорт и все необходимые документы для безопасного путешествия и отдыха. Я путешествую и познаю окружающий мир во время своего отдыха:

Жизненные интересы младенца: воздух, теплорегуляция, сон, еда

Страх смерти, остаться «без крыши над головой», страх болезни, немощи, увечья, несчастных случаев

Установка в отношении кредита:

В нужное время и в нужном месте я с благодарностью возвращаю кредит Сбербанку к обоюдному нашему удовлетворению.

Источник

Рекомендации по истории и обществознанию для создания проектов

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся по истории и обществознанию.

Настоящие методические рекомендации составлены для учащихся, работающих над созданием проектов по истории и обществознания

Целью настоящих методических рекомендаций является:

разработать алгоритм работы учащихся по вопросам реализации проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

Задачами данной разработки являются:

Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать информацию);

Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

На сегодняшний день метод проектов рассматривается как цикл инновационной деятельности. Способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности, функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. К сожалению, наши учащиеся показывают по указанному критерию далеко не лучшие результаты. Названные обстоятельства делают весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для массовой практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования.

В реализацию проектной деятельности необходимо вовлечение всех учащихся. Так как в условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся в соответствии с реализацией ФГОС нового поколения основным подходом является системно-деятельностный подход. И одним из методов ( возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений

Использование проектной деятельности, форм организации проектной деятельности, предложенных авторами, может способствовать :

Прежде, чем начать работу над созданием проекта нужно знать, что такое проект, что он из себя представляет, каким может быть проект. Учителю истории и обществознания необходимо выяснить, на каком уровне у учащихся сформированы представления о понимании проектной деятельности, их деятельности по созданию проектов в предыдущих классах. Учащиеся должны уже иметь навыки работы над проектом, так как это один из подходов в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС второго поколения. Необходимо дополнить имеющиеся у учащихся знания по организации проектной деятельности.

Можно выделить прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые проекты.

Прикладные проекты отличают следующие черты: четко обозначенный результат деятельности; тщательное продумывание структуры проекта; четкое распределение функций между участниками; оформление итогов деятельности с последующим их представлением и рецензированием;

Исследовательские проекты подразумевают: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом; наличие этапов, характерных для любой научной работы.

Информационные проекты направлены на изучение характеристик процессов, явлений, объектов и предполагают анализ и обобщение выявленных фактов. Структура информационного проекта похожа на структуру исследовательского, что часто служит основанием для их интеграции.

Для ролево-игровых проектов характерно :конструирование гипотетической игровой ситуации; исполнение определенных ролей, имитирующих деловые, социальные и другие отношения; результат остается неизвестным до конца работы.Ролево-игровые проекты позволяют участникам приобрести определенный социальный опыт.

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

Проектирование (планирование деятельности).

Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

Продукт (изготовление, оформление продукта).

Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Первоначально проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта. При этом задача преподавателя – повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала возможностям и наклонностям учеников

-проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

-создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

На данном этапе учащимися определяются источники необходимой информации ( например при создании видеоролика «Ребенок в мире прав» (https://youtu.be/lts8CdkujDA) учащиеся должны изучить Конвенцию о правах ребенка, Семейное право). Определяют способ сбора и анализа информации ( по истории лучше всего подойдут книги и научные статьи), способы представления результатов, т.е.формы проекта.

На первом этапе происходит распределение обязанностей между членами группы. Каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности, и каждый вносит вклад в общую работу. Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.

При создании ролика «Ребенок в мире прав» можно разделить работу в группе таким образом:

1) сбор необходимой информации из источников, которые указывались выше;

2) сценарирование сюжета, оформление места съемок

3) поиск необходимой аппаратуры ( видеокамера, компьютер и т.д.)

На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся составить план работы над проектом: предлагает идеи, высказывает предположения. А также ведет наблюдение за работой учащихся.

Можно выделить такие этапы работы с литературой и источниками:

— Внимательное чтение по главами разделам.

— Выделение наиболее важного текста

— Составление плана прочитанного материала.

— Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

— Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

На этом этапе учителю необходимо:

-составить список возможных источников информации;

-следить за ходом исследования;

-проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

-корректировать деятельность участников проекта;

-обобщать промежуточные результаты.

На этапе осуществление проектной деятельности происходит непосредственно работа над выбранной темой проекта и реализация поставленных целей и задач. Используются методы и средства, приемлемые для данного вида проекта.

Учащиеся занимаются сбором информации, решают промежуточные задачи данного проекта. Если это групповой проект, то возможно обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Участники выбирают наиболее оптимальный вариант. Основные инструменты исследования и осуществления работы над проектом на данном этапе- это интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.

Другим методом работы над данным проектом являлось изучение семейных архивов и фотоархивов. При этом ученик овладевает навыками самостоятельной исследовательской работы, проводит анализ информации, делает выводы.

Таким образом, обучающиеся самостоятельно работают над реализацией проекта, проявляя инициативу и творчество. Учитель координирует деятельность учащихся. Он контролирует, наблюдает, помогает советом, косвенно руководит проектной деятельностью.

Очень часто подготовка проектов требует сочетания действий в школе и вне школы. Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над проектами, иначе теряется инициатива и самостоятельность детей, губится сама идея метода проекта. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

На данном этапе реализации проектной деятельности учащийся активен, является субъектом обучения, он экспериментирует, собирает информацию, выбирает пути решения поставленных проблем.

Учитель же находится в роли партнера ученика, создает условия для его активности, раскрывает возможные формы работы, способствует прогнозированию результатов.

Важно, учителю не перейти именно тот барьер партнерства с учеником, который позволяет детям проявить свою самостоятельность и инициативность.

Когда собрана и проанализирована информация, учащийся формулирует результаты и делает выводы. Начинается оформление собственно проекта, как конечного продукта проектной деятельности. Учитель же опять координирует деятельность учащегося, направляет ее в нужное направление, дает советы по оформлению и представлению проекта.

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, атлас, передвижная выставка, генеалогическое древо, и т.д.

Продуктом проектной деятельности может являться реферат, но такая форма самостоятельной работы, как подготовка реферата, строится по другим законам, по другой технологии, нежели работа над проектом. Написание реферата направлено, скорее, на расширение или углубление знаний, развитие общеучебных умений, а не на решение личностно-значимой для учащегося проблемы.

Подготовка к защите

Для этого потребуется:

• дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

• классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

• ранжировать основные идеи исследования;

• выработать суждения и умозаключения;

• сделать выводы по результатам исследования;

• указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

• подготовить текст выступления;

• приготовить тексты, схемы, карты, рисунки и другие пособия;

• подготовиться к ответам на вопросы.

1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании

Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Например, К. Маркс называл Аристотеля «величайшим мыслителем древности»; Ж.-Ж. Руссо считал, что можно сделать человека добрее, изменив его потребности.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, предложено проиллюстрировать примерами процесс становления в Российской Федерации многопартийной системы. Вы должны будете назвать основные партии, участвующие в выборах в Государственную думы, выборы иных уровней, выход партийных изданий, деятельность крупнейших партий между выборами.

Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, обращались к сравнению. Например, сравнивая нравы богатырские и рыцарские, мы выделяем следующие особенные черты богатыря и рыцаря:

— служение богатырей родной земле-матушке и её людям;

— уважение к простым людям, к крестьянству как главной силе Русской земли.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает вашему мышлению строгость и точность.

Классификация может быть как простой, так и многоступенчатой, разветвленной. Например, рассмотрим наиболее общую классификацию исторических источников.

1. Письменные источники:

эпиграфические памятники – надписи на камне, металле;

граффити – тексты, нацарапанные на стенах зданий, посуде.

3. Изобразительные (картины, фрески, мозаика, иллюстрации)

4. Фольклорные (памятники устного народного творчества: песни, сказания, пословицы, поговорки, анекдоты )

5. Лингвистические (географические названия, личные имена).

6. Кинофонофотодокументы (кинодокументы, фотографии, фонические записи). Поиск исторических источников – важнейшая составляющая труда исследователя. Но одних только источников для адекватного воссоздания истории недостаточно. Необходимо еще умение работать с историческими источниками, умение их анализировать.

Как несложно заметить, это многоступенчатая классификация. Всякая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям.

3. Ранжировать основные идеи

4. Предложить сравнения

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления. Например,

«Её охватило чувство полного одиночества» — эта фраза может для разных людей означать разные вещи. «Чувствовала себя, как пятнышко на горизонте» (сравнение) показывает больше, позволяет быстрее поймать смысл информации.

5. Выработать суждения и умозаключения

Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения.

Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании.

6. Сделать выводы по результатам исследования

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта

8. Подготовить текст выступления учащихся

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты проектно-исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования проекта;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования.

9. Приготовить тексты, схемы, карты, рисунки и другие пособия

К примеру, туристическую автопоездку по городу, по историческим местам, побывать в музее. Ваш доклад будет воспринят лучше, если сделать карту направления или рисунок объекта вашего исследования.

А если вы изучали, как влияет место расположения ученика в классе (то есть за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаете новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начертите схему, как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.

10. Подготовиться к ответам на вопросы

Обучающийся выбирает форму презентации или предлагает; готовит и проводит презентацию; при необходимости консультируется с учителем.

Ученик выступает в качестве эксперта, задает вопросы и высказывает критические замечания своим одноклассникам.

На сегодняшний день, в условиях реализации ФГОС, метод проектной деятельности является одним из самых актуальных и востребованных.

Данная работа «Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся по истории и обществознанию» должна помочь учащимся в реализации данного направления.

Так же данная разработка призвана помочь учащимся в организации проектной деятельности. Для этого предлагаются различные памятки и алгоритмы по выполнению проектов на различных этапах его реализации. Так же характеризуется роль педагога как координатора и соучастника проекта.

Сочетание всех этих элементов и использование в работе представленных рекомендаций помогут сделать проектную деятельность на уроках истории и обществознания более эффективной.

Список использованной литературы:

2.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений- 6-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2008. – 80 стр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *