Как сделать простейший тепловой двигатель

Простейший тепловой двигатель в домашних условиях

Возможно, кто-то из вас уже был свидетелем этого необычного явления — горячая электроплита и выставленный на неё чайник или кастрюля, наполненные холодной водой образуют простейший тепловой двигатель. Можно сразу заметить, что емкость сразу совершает колебательные движения с нарастающей частотой, а иногда и амплитудой. Это не тот случай, когда кастрюля трясётся, потому что вода кипит. Наоборот, чем вода холоднее, тем эффект выражается сильнее. Иначе говоря, у нас получился примитивный тепловой двигатель колебательного типа. В конце публикации видео И. Белецкого с демонстрацией опыта.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Принцип работы теплового двигателя

Принцип и механизм очень прост. Проверить его просто в домашних условиях.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Поверхность плиты и электрочайника должны иметь небольшую выпуклость. Это точка, относительно которой происходит колебание массы. Благодаря этой выпуклости нагрев осуществляется неравномерно, а только вместе касания с какой-то одной стороны. От нагрева металл выгибается наружу и опрокидывает кастрюлю на другую, более холодную сторону. Теперь она будет нагреваться, а противоположная сторона активно охлаждаться, отдавая тепло воде. Деформация металла уменьшается. Таким образом и поддерживается автоколебания. В настоящее время этот эффект встречается редко.

Современные кастрюли и чайники имеют идеально ровную поверхность. Мастеру пришлось специально слегка выдавить окно наружу. Но не всё так просто. Одной выпуклости для формирования домашнего теплового двигателя мало. Важно расположить её как можно ближе к центру. Она должна быть не слишком большой. Слишком влияет на динамику колебаний масса воды и её температура. Всё это должно согласовываться со степенью нагрева плиты. Так что, даже в таком простом двигателе есть свои нюансы.

Кто-то обязательно скажет: что за детский сад ты нам показываешь? Игорь Белецкий несколько дней назад видел в интернете пару роликов. На одном из них молодой парень 25 лет демонстрирует этот эффект и откровенно удивляется, не понимаю, как это всё работает. На другом видео пожилой человек за 60 полчаса это демонстрирует от нагрева до закипания воды и потом на полном серьёзе утверждает, что он открыл новый физический эффект по преобразованию тепловой энергии в механическую. Не всё так однозначно!


Игорь Белецкий.

Тепловой двигатель из пластиковых бутылок

Механизм работы этого устройства основан на способности воздуха расширяться при нагреве.
Все знают, если платят в бутылку охладить, то она сожмется. А если нагреть 5 надуется.
Валерий Иванищев создал конструкцию из 7 пэт бутылок, соединенных гибкими шлангами. Всё обклеил пенопластовой панелью от потолка. Одна трубочка общая, она соединяется с небольшой резиновой грелкой. Шланги от капельницы.
Есть две гири, на 2 и 5 кг.

Кладем на на грелку 5 килограммовую гирю. Часть воздуха поступила по шлангу в бутылку.

Есть два вентилятора. Один из них простой, второй — тепловентилятор с нагревательной спиралью мощностью 2 квт. Температура окружающего воздуха 25 градусов. На выходе теплового вентилятора 60 градусов. Чем больше разница температур, тем сильнее выражен эффект.
Включаем тепловентилятор. Начал подавать теплый воздух на бутылки. Воздух нагревается в них, расширяется, видим, как 5-килограммовая гиря поднимается.

Высота подъема — несколько сантиметров. Выключаем тепловой, ставим простой вентилятор. Видим, что грелка всё ещё надутая. Ставим груз, платформа опускается. Воздуха в бутылках остывает, сжимается, приводит к снижению давления в грелке.
Такой довольно мощный тепловой мотор — 7 цилиндровый, из полторашек.

Источник

Как сделать двигатель Стирлинга в домашних условиях?

Можно, конечно купить красивые заводские модели двигателей Стирлинга, как например, в этом китайском интернет-магазине. Однако, иногда хочется творить самому и сделать вещь, пусть даже из подручных средств. На нашем сайте уже есть несколько вариантов изготовления данных моторов, а в этой публикации ознакомьтесь с совсем простым вариантом изготовления двигателя Стирлинга в домашних условиях.

Посмотрите ниже 3 варианта для самостоятельного изготовления.

Как изготовить дома работающий двигатель Стирлинга?

Дмитрий Петраков по многочисленным просьбам отснял пошаговую инструкцию по сборке мощного, относительно своих габаритов и потребляемого количества тепла двигателя Стирлинга. В этой модели задействованы доступные каждому зрителю и распространённые материалы — обзавестись ими способен любой желающий. Все размеры, представленные в этом ролике, автор подбирал на основе многолетнего опыта работы со Стирлингами такой конструкции, и для данного, конкретного экземпляра они являются оптимальными.

В этой модели задействованы доступные каждому зрителю и распространённые материалы, благодаря чему обзавестись ими способен любой желающий. Все размеры, представленные в этом ролике, подбирал на основе многолетнего опыта работы со Стирлингами такой конструкции, и для данного, конкретного экземпляра они являются оптимальными.

C чувством, толком и расстановкой.


Мотор Стирлинга в работе с нагрузкой (водяная помпа).

Водяная помпа, собранная в качестве рабочего прототипа, предназначена для работы в паре с моторами Стирлинга. Особенность насоса заключается в небольших затратах энергии, требуемых для совершения им работы: такая конструкция задействует лишь небольшую часть динамического внутреннего рабочего объёма двигателя, и тем самым по минимуму влияет на его производительность.

Мотор Стирлинга из консервной банки

Для его изготовления вам понадобятся подручные материалы: банка из под консервов, небольшой кусок поролона, CD-диск, два болтика и скрепки.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Поролон — одни из самых распространенных материалов, которые используются при изготовлении моторов Стирлинга. Из него делается вытеснитель двигателя. Из куска нашего поролона вырезаем круг, диаметр его делаем на два миллиметров меньше внутреннего диаметра банки, а высоту немного больше ее половины.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигательВ центре крышки просверливаем отверстие, в которое вставим потом шатун. Для ровного хода шатуна делаем из скрепки спиральку и припаиваем ее к крышке.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Поролоновый круг из поролона пронизываем посередине винтиком и застопориваем его шайбой сверху и снизу шайбой и гайкой. После этого присоединяем путем пайки отрезок скрепки, предварительно распрямив ее.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Теперь втыкаем вытеснитель в сделанное заранее отверстие в крышке и герметично пайкой соединяем крышку и банку. На конце скрепки делаем небольшую петельку, а в крышке просверливаем еще одно отверстие, но чуть-чуть больше, чем первое.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Из жести делаем цилиндр, используя пайку.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Присоединяем с помощью паяльника готовый цилиндр к банке, так, чтобы не осталось щелей в месте пайки.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Из скрепки изготавливаем коленвал. Разнос колен нужно сделать в 90 градусов. Колено, которое будет над цилиндром по высоте на 1-2 мм больше другого.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигательИз скрепок изготавливаем стойки под вал. Делаем мембрану. Для этого на цилиндр надеваем полиэтиленовую пленку, немного продавливаем ее внутрь и закрепляем на цилиндре ниткой.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Шатун который нужно будет приделать к мембране, изготавливаем из скрепки и вставляем его в обрезок резины. По длине шатун нужно сделать таким, чтобы в нижней мертвой точке вала мембрана была втянута внутрь цилиндра, а в высшей — напротив — вытянута. Второй шатун настраиваем так же.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Шатун с резиной приклеиваем к мембране, а другой присоединяем к вытеснителю.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигательПрисоединяем паяльником ножки из скрепок к банке и на кривошип пристраиваем маховик. Например, можно использовать СД-диск.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигательДвигатель Стирлинга в домашних условиях сделан. Теперь осталось под банку подвести тепло — зажечь свечку. А через несколько секунд дать толчок маховику.

Как сделать простой двигатель Стирлинга (с фотографиями и видео)

Давайте сделаем двигатель Стирлинга.

Мотор Стирлинга — это тепловой двигатель, который работает за счет циклического сжатия и расширения воздуха или другого газа (рабочего тела) при различных температурах, так что происходит чистое преобразование тепловой энергии в механическую работу. Более конкретно, двигатель Стирлинга представляет собой двигатель с рекуперативным тепловым двигателем с замкнутым циклом с постоянно газообразным рабочим телом.

Двигатели Стирлинга имеют более высокий КПД по сравнению с паровыми двигателями и могут достигать 50% эффективности. Они также способны бесшумно работать и могут использовать практически любой источник тепла. Источник тепловой энергии генерируется вне двигателя Стирлинга, а не путем внутреннего сгорания, как в случае двигателей с циклом Отто или дизельным циклом.

Двигатели Стирлинга совместимы с альтернативными и возобновляемыми источниками энергии, поскольку они могут становиться все более значительными по мере роста цен на традиционные виды топлива, а также в свете таких проблем, как истощение запасов нефти и изменение климата.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Как сделать простой движок Стирлинга — Видео

Компоненты и шаги, чтобы сделать моторчик Стирлинга

1. Кусок лиственных пород или фанеры

Это основа для вашего двигателя. Таким образом, он должен быть достаточно жестким, чтобы справляться с движениями двигателя. Затем сделайте три маленьких отверстия, как показано на рисунке. Вы также можете использовать фанеру, дерево и т.д.Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

2. Мраморные или стеклянные шарики

В двигателе Стирлинга эти шарики выполняют важную функцию. В этом проекте мрамор действует как вытеснитель горячего воздуха от теплой стороны пробирки к холодной стороне. Когда мрамор вытесняет горячий воздух, он остывает.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Шпильки и винты используются для удержания пробирки в удобном положении для свободного перемещения в любом направлении без каких-либо перерывов.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

4. Резиновые кусочки

Купите ластик и нарежьте его на следующие формы. Он используется для того, чтобы надежно удерживать пробирку и поддерживать ее герметичность. Не должно быть утечек в ротовой части пробирки. Если это так, проект не будет успешным.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

5. Шприц

Шприц является одной из самых важных и движущихся частей в простом двигателе Стирлинга. Добавьте немного смазки внутрь шприца, чтобы поршень мог свободно перемещаться внутри цилиндра. Когда воздух расширяется внутри пробирки, он толкает поршень вниз. В результате цилиндр шприца перемещается вверх. В то же время мрамор катится к горячей стороне пробирки и вытесняет горячий воздух и заставляет его остывать (уменьшать объем).

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

6. Пробирка Пробирка является наиболее важным и рабочим компонентом простого двигателя Стирлинга. Пробирка изготовлена ​​из стекла определенного типа (например, из боросиликатного стекла), обладающего высокой термостойкостью. Так что его можно нагревать до высоких температур.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Как работает двигатель Стирлинга?

Некоторые люди говорят, что двигатели Стирлинга просты. Если это правда, то так же, как и великие уравнения физики (например, E = mc2), они просты: на поверхности они просты, но богаче, сложнее и потенциально очень запутаны, пока вы их не осознаете. Я думаю, что безопаснее думать о двигателях Стирлинга как о сложных: многие очень плохие видео на YouTube показывают, как легко «объяснить» их очень неполным и неудовлетворительным образом.

На мой взгляд, вы не можете понять двигатель Стирлинга, просто создав его или наблюдая за тем, как он работает извне: вам нужно серьезно подумать о цикле шагов, через которые он проходит, что происходит с газом внутри, и как это отличается из того, что происходит в обычном паровом двигателе.

Все, что требуется для работы двигателя, — это наличие разницы температур между горячей и холодной частями газовой камеры. Были построены модели, которые могут работать только с разницей температуры 4 ° C, хотя заводские двигатели, вероятно, будут работать с разницей в несколько сотен градусов. Эти двигатели могут стать наиболее эффективной формой двигателя внутреннего сгорания.

Двигатели Стирлинга и концентрированная солнечная энергия

Двигатели Стирлинга обеспечивают аккуратный метод преобразования тепловой энергии в движение, которое может привести в движение генератор. Наиболее распространенная схема состоит в том, чтобы двигатель был в центре параболического зеркала. Зеркало будет установлено на устройство слежения, чтобы солнечные лучи фокусировались на двигателе.

* Двигатель Стирлинга как приемник

Возможно, вы играли с выпуклыми линзами в школьные годы. Сосредоточение солнечной энергии для сжигания листа бумаги или спички, я прав? Новые технологии развиваются день ото дня. Концентрированная солнечная тепловая энергия приобретает все большее внимание в эти дни.

Выше приведен короткий видеофильм о простом двигателе с пробиркой, использующим стеклянные шарики в качестве вытеснителя и стеклянный шприц в качестве силового поршня.

Этот простой двигатель Стирлинга был построен из материалов, которые доступны в большинстве школьных научных лабораторий и может быть использован для демонстрации простого теплового двигателя.

Диаграмма давление-объем за цикл
Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Процесс 1 → 2 Расширение рабочего газа на горячем конце пробирки, тепло передается газу, и газ расширяется, увеличивая объем и толкая поршень шприца вверх.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Процесс 2 → 3 По мере движения мрамора к горячему концу пробирки газ вытесняется из горячего конца пробирки на холодный конец, а по мере движения газа он отдает тепло стенке пробирки.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Процесс 3 → 4 Из рабочего газа отводится тепло, и объем уменьшается, поршень шприца движется вниз.

Процесс 4 → 1 Завершает цикл. Рабочий газ движется от холодного конца пробирки к горячему концу, поскольку мраморные шары вытесняют ее, получая тепло от стенки пробирки, когда она движется, тем самым увеличивая давление газа.

Источник

Термоакустический двигатель – двигатель Стирлинга без поршней

Двигатель Стирлинга – двигатель с внешним подводом тепла. Внешний подвод тепла – это очень удобно, когда есть необходимость использовать в качестве источника тепла не органические виды топлива. Например, можно использовать солнечную энергию, геотермальную энергию, бросовое тепло с различных предприятий.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Рисунок 1 – Двигатель Стирлинга альфа типа

Посмотрите на двигатель Стирлинга Альфа типа. При вращении вала поршни начинают перегонять газ то из холодного в горячий цилиндр, то наоборот, из горячего в холодный. Но они не просто перегоняют, а ещё и сжимают и расширяют. Совершается термодинамический цикл. Можно мысленно представить на картинке, что когда вал повернётся так, что ось, на которую крепятся шатуны, окажется вверху, то это будет момент наибольшего сжатия газа, а когда внизу, то расширения. Правда это не совсем так из-за тепловых расширений и сжатий газа, но примерно всё же всё это так.

Сердцем двигателя является так называемое ядро, которое состоит из двух теплообменников – горячего и холодного и между ними находится регенератор. Теплообменники обычно делаются пластинчатыми, а регенератор – это чаще всего стопка, набранная из металлической сетки. Зачем нужны теплообменники понятно – нагревать и охлаждать газ, а зачем нужен регенератор? А регенератор – это настоящий тепловой аккумулятор. Когда горячий газ движется в холодную сторону, он нагревает регенератор и регенератор запасает тепловую энергию. Когда газ движется из холодной на горячую сторону, то холодный газ подогревается в регенераторе и таким образом это тепло, которое без регенератора бы безвозвратно ушло на нагрев окружающей среды, спасается. Так что, регенератор – крайне необходимая вещь. Хороший регенератор повышает КПД двигателя примерно в 3,6 раза.

Любителям, которые мечтают построить подобный двигатель самостоятельно, хочу рассказать подробнее про теплообменники. Большинство самодельных двигателей Стирлинга, из тех что я видел, вообще не имеют теплообменников (я про двигатели альфа типа). Теплообменниками являются сами поршни и цилиндры. Один цилиндр нагревается, другой охлаждается. При этом площадь теплообменной поверхности, контактирующей с газом совсем мала. Так что, есть возможность значительно увеличить мощность двигателя, поставив на входе в цилиндры теплообменники. И даже на рисунке 1 пламя направлено прямиком на цилиндр, что в заводских двигателях не совсем так.

Вернёмся к истории развития двигателей Стирлинга. Итак, пускай двигатель во многом хорош, но наличие маслосъёмных колец и подшипников снижало ресурс двигателя и инженеры напряжённо думали, как его улучшить, и придумали.

В 1969 году Вильям Бейл исследовал резонансные эффекты в работе двигателя и позже смог сделать двигатель, для которого не нужны ни шатуны ни коленчатый вал. Синхронизация поршней возникала из-за резонансных эффектов. Этот тип двигателей стал называться свободнопоршневым двигателем (Рисунок 2).

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Рисунок 2 – Свободнопоршневой двигатель Стирлинга

На рисунке 2 показан свободнопоршневой двигатель бета типа. Здесь газ переходит из горячей области в холодную, и наоборот, благодаря вытеснителю (который движется свободно), а рабочий поршень совершает полезную работу. Вытеснитель и поршень совершают колебания на спиральных пружинах, которые можно видеть в правой части рисунка. Сложность в том, что их колебания должны быть с одинаковой частотой и с разностью фаз в 90 градусов и всё это благодаря резонансным эффектам. Сделать это довольно трудно.

Таким образом, количество деталей уменьшили, но при этом ужесточились требования к точности расчётов и изготовления. Но надёжность двигателя, несомненно, возросла, особенно в конструкциях, где в качестве вытеснителя и поршня применяются гибкие мембраны. В таком случае в двигателе вообще отсутствуют трущиеся детали. Электроэнергию, при желании, с такого двигателя можно снимать с помощью линейного генератора.

Но и этого инженерам оказалось не достаточно, и они начали искать способы избавиться не просто от трущихся деталей, а вообще от подвижных деталей. И они нашли такой способ.

В семидесятых годах 20-го века Петер Цеперли понял, что синусоидальные колебания давления и скорости газа в двигателе Стирлинга, а также тот факт, что эти колебания находятся в фазе, невероятно сильно напоминают колебания давления и скорости газа в бегущей звуковой волне (рис.3).

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Рисунок 3 — График давления и скорости бегущей акустической волны, как функция времени. Показано, что колебания давления и скорости находятся в фазе.

Эта идея пришла Цеперли не случайно, так как до него было множество исследований в области термоакустики, например, ещё сам лорд Рэлей в 1884 качественно описал это явление.

Таким образом, он предложил вообще отказаться от поршней и вытеснителей, и использовать только лишь акустическую волну для контроля над давлением и движением газа. При этом получается двигатель без движущихся частей и теоретически способный достичь КПД цикла Стирлинга, а значит и Карно. В реальности лучшие показатели – 40-50 % от эффективности цикла Карно (Рисунок 4).

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель

Рисунок 4 – Схема термоакустического двигателя с бегущей волной

Можно видеть, что термоакустический двигатель с бегущей волной – это точно такое же ядро, состоящее из теплообменников и регенератора, только вместо поршней и шатунов здесь просто закольцованная труба, которая называется резонатором. Да как же работает этот двигатель, если в нём нет никаких движущихся частей? Как это возможно?

Для начала ответим на вопрос, откуда там берётся звук? И ответ – он возникает сам собой при возникновении достаточной для этого разницы температур между двумя теплообменниками. Градиент температуры в регенераторе позволяет усилить звуковые колебания, но только определённой длины волны, равной длине резонатора. С самого начала процесс выглядит так: при нагреве горячего теплообменника возникают микро шорохи, возможно даже потрескивания от тепловых деформаций, это неизбежно. Эти шорохи – это шум, имеющий широкий спектр частот. Из всего этого богатого спектра звуковых частот, двигатель начинает усиливать то звуковое колебание, длина волны которого, равна длине трубы – резонатора. И неважно насколько мало начальное колебание, оно будет усилено до максимально возможной величины. Максимальная громкость звука внутри двигателя наступает тогда, когда мощность усиления звука с помощью теплообменников равна мощности потерь, то есть мощности затухания звуковых колебаний. И эта максимальная величина порой достигает огромных величин в 160 дБ. Так что внутри подобного двигателя действительно громко. К счастью, звук наружу выйти не может, так как резонатор герметичен и по этому, стоя рядом с работающим двигателем, его еле слышно.

Усиление определённой частоты звука происходит благодаря всё тому же термодинамическому циклу – циклу Стирлинга, который осуществляется в регенераторе.

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель
Рисунок 5 – Стадии цикла грубо и упрощённо.

Как я уже писал, в термоакустическом двигателе вообще нет движущихся частей, он генерирует только акустическую волну внутри себя, но, к сожалению, без движущихся частей снять с двигателя электроэнергию невозможно.

Обычно добывают энергию из термоакустических двигателей с помощью линейных генераторов. Упругая мембрана колеблется под напором звуковой волны высокой интенсивности. Внутри медной катушки с сердечником, вибрируют закрепленные на мембране магниты. Вырабатывается электроэнергия.

В 2014 году Kees de Blok, Pawel Owczarek и Maurice Francois из предприятия Aster Thermoacoustics показали, что для преобразования энергии звуковой волны в электроэнергию, годится двунаправленная импульсная турбина, подключенная к генератору [3].

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель
Рисунок 6 – Схема импульсной турбины

Импульсная турбина крутится в одну и ту же сторону вне зависимости от направления потока. На рисунке 6 схематично изображены лопатки статора по бокам и лопатки ротора посередине.
А так турбина выглядит у них в реальности:

Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть фото Как сделать простейший тепловой двигатель. Смотреть картинку Как сделать простейший тепловой двигатель. Картинка про Как сделать простейший тепловой двигатель. Фото Как сделать простейший тепловой двигатель
Рисунок 7 – Внешний вид двунаправленной импульсной турбины

Ожидается, что применение турбины вместо линейного генератора сильно удешевит конструкцию и позволит увеличить мощность устройства вплоть до мощностей типичных ТЭЦ, что невозможно с линейными генераторами.

Так же, я разрабатываю собственный термоакустический двигатель, подробнее о котором можно узнать в этой статье:«Создание и запуск термоакустического двигателя»

Список использованных источников

[1] М.Г. Круглов. Двигатели Стирлинга. Москва «Машиностроение», 1977.
[2] Г. Ридер, Ч. Хупер. Двигатели Стирлинга. Москва «Мир», 1986.
[3] Kees de Blok, Pawel Owczarek. Acoustic to electric power conversion, 2014.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *