Как сделать процентовку выполненной работы

Материалы

И так, что такое процентовка? Процентовка, каждый месяц напрягает еще больше чем ежедневные отчеты и от этого никуда не деться. Для того, чтобы врубиться что это такое, нужно понимать откуда берутся в строительстве деньги и как и куда они деваются. У нас договор с Генподрядчиком или напрямую с Заказчиком. В договоре есть утвержденные сметы, которые сделаны по проекту или взяты по распределению (так еще проще. Нам заплатят только то, что есть в этих сметах. Мы выполняем работы и каждый месяц подаем и подтверждаем их объемы и качество у заказчика, подписанием бухгалтерских форм актов выполненных работ КС-2, КС-3 и если надо КС-6а (согласно постановления 71а от 30.10.1997г Госкомстата РФ), т.е. этим мы закрываем объемы, выполнение, или процентуемся, называется по разному, но суть одна. Делаются КСки из тех же смет или по распределению. По этим подписанным формам нам перечисляют на счет денежку, причем бывает в течение трех месяцев. Кроме того, пока мы не погасим аванс своими КСками, сумма которого обычно составляет 20-30% от договора, нам не будут перечислять денежку или этот процент берется с каждого выполнения. Во многих крупных организациях еще вычитают процент на гарантийный период (обычно 3 года) сумму которого по истечении этого периода перечисляют полностью. Есть еще банковская гарантия, это 10% от суммы договора, который должен положить генподрядчик в банк, для того, чтобы в случае каких-либо нарушений по договору (штрафы, пеня, не возвращение аванса) или на других объектах, заказчик имел возможность изымать денежки с генподрядчика, без его желаний, предоставляя банку подтверждающие документы, настолько все просто придумали. Все это делается в определенные сроки, и другие условия указанные в договоре. В общем, перечисляя нам денежку по этим КСкам (которые дублируют сметы или распределение), они возмещают нам наши затраты на все, что заложено в сметах, как работы, так и материалы. Т.е. если мы сделали работы материалами, которых нет в сметах (объемов и цены), то и денежку соответственно за это мы не получаем.

Еще нужно знать, что как при процентовке, так и при оформлении допов, если мы идем на субподряд, то уходит так же время и на то, чтобы по нашим сметам генподрядчик сделал и согласовал свои. И нам, как правило, согласовывают и подписывают все только после того, как сами подпишут и согласуют все у заказчика. Так же нужно стараться и нам, если не заплатил генподрядчик – не платить субчику.

Что нельзя запроцентовать. Если нас заставляют делать что-то чего нет в проекте, а соответственно и в смете, то сделав это, контора ничего за это не получит и следовательно кто-то не получит (в совокупности недополучит) за это зарплату. Процедура согласования смет и подписания допсоглашения растягивается на месяцы и не факт, что все в итоге выплатят. Поэтому нужно быть уверенным на 100%, что нас не кинут, прежде чем браться за такие работы. Минимальное, что можно потребовать при этом – это гарантийное письмо или письмо об коммерческом предложении на данные работы (не вошедшие в договор). Т.е. когда подаем на выполнение, мы можем подать только то, что есть в договоре, все остальное (будь то совершенно другие проекты или изменения того же проекта) мы подаем отдельно или вообще пока не подаем.
В общем, все силы нужно бросать на процентовку и делать, что угодно, чтобы защитить свои объемы, денежку и в итоге зарплату. Как не прискорбно это звучит, но даже на исполнительную в какой-то ее чести придется забить, чтобы выполнить эту задачу.

Обычно заказчик перед окончательным подписанием дает задание проверить технадзору и подписать, если не сами формы, то где-то на другой стороне журнала КС-6а, в нем же режут объемы и оставляют только то, что потом переносится в КС-2 и КС-3.

На второй фазе процентовки, дату которой устанавливает генподрядчик (обычно в первых числах месяца), вы на основании подписанных объемов генподрядчика (иногда даже больше, если сжалится и у него много денег), подписываете свои КСки у всех ответственных лиц генподрядчика и шлете их в офис (ни у заказчика, ни у технадзора подписывать не нужно). Бывает, что генподрядчик тупит и подает свои КСки по нашим работам с опозданием в месяц, и тогда у нас с ними будет разница, как раз на этот месяц. Так что в наших же интересах, чтобы подаваемые ими объемы совпадали с нашими, чтобы не было предлогов сказать, что им не заплатили, а поэтому и нам соответственно порежут или не заплатят. Садитесь вместе со сметчиками генподрядчика и подбивайте все, чтобы и у нас и у них совпадало. Если сами же подавали на выполнение генподрядчика и участвовали в защите объемов и их КСок, то будете знать, сколько нужно подать в своих. Без этого может оказаться ой как сложно и долго подгонять все под генподрядчика, либо проверять своего же субчика, а когда знаете, что и там и там физика одинаковая, все ВПДМ и остальные отчетные документы будут совпадать.

Часто начальник участка приходит на процентовку и говорит: «Там я проверил и оказывается наши проложили не 75, а 100 км кабеля и его нужно забрать этим выполнением, потому как на зарплату людям не хватает». Когда начальнику участка плевать на исполниловку,на отчеты заказчику и генподрядчику, потому что делает это не он, то конечно он и не будет требовать от своих мастеров никакие отчеты, а те естественно не будут их писать. В общем, нужно от этого отказываться всеми путями и лечить того же начальника участка, что учет и отчетность нужны в первую очередь ему для денег на участок, не для того чтобы кто-то тебя контролировал, а чтобы самому знать, что делается на объекте. Потому, если не будут подавать все вовремя, то на процентовку, даже если и подать эти потерявшиеся объемы, то исполнительной документацией никак их не докажешь.

Чем можно пожертвовать и что нужно учитывать? Часто мелкие подобъекты (проекты) в начале стройки приходится не процентовать, потому как на него нужен зарегистрированный журнал общих работ которых итак дефицит, так что лучше сделать и доказать один большой и дорогой проект, чем распыляться на несколько мелких. Ну а если есть только мелкие объекты и выполнения нельзя наскрести, то придется все что не можно тоже делать.

Иногда заказчик не подписывает те объемы, даже реальные и которые вы можете подтвердить исполнительной документацией, тогда приходится доказывать в следующем месяце, почему вы подписываете объемов больше, чем можете подтвердить исполнительной за месяц. Заказчик боится подписывать объемы, часто их режет, часто необоснованно, просто он сразу думает, что вы его обманываете. Нужно быть готовым к этому – или заработать репутацию честного подрядчика или обманывать, завышая объемы с расчетом, что всеравно порежут.

Для процентовки по сметам, нужно отослать данные в офис или чтобы сметчик был на объекте и делать это вместе с ним. Они должны посчитать по вашей физике денежку и не важно, в каком виде будут переданы эти данные, главное чтобы они были. А потом, или лучше параллельно дайте эти данные генподрядчику. Бывает так, что потом приходит еще и заказчик проверять генподрядчика, но, как правило, ходим за денежкой мы к ним, а не наоборот. Можно прям в смете отметить, что конкретно нужно брать в этом месяце или на худой конец продиктовать по телефону тому, кто будет готовить КСки. Конечно, по поданным данным сделать КСки очень просто, если только эти данные имеют нормальный вид, сложнее всего быстро и достоверно посчитать объемы на процентовку.

Самое приятное на процентовке это общение с вымагательными органами в виде технадзора, поэтому заказчик хоть сам его и нанимает, как раз для этого дела, но сам не верит подписанным его рукой объемам подрядчика. После того как технадзор проверил или поверил, что у вас есть исполнительная и подписал КСки генподрядчику, это еще не конец и нужно еще доказать заказчику. Просто ходите за заказчиком весь день и если нужно все остальные дни вплоть до подписания процентовки, просите, доказывайте, показывайте объемы, договаривайтесь на другое время, но подпишите те объемы что сделали. Это при условии, что начальник участка все повесил на вас (так-то это должен делать он сам), но рас уж подписание денег это нужно всем, то лучше ему помочь.

Если работаете по сметам, что при срезании объемов, нужно, чтобы сметчики быстро все переделывали и слали назад на подпись. Для оперативности они обычно на выполнение все приезжают на место, где идет подписание, а иначе время потеряется и деньги.

После того как технадзор с заказчиком порезали все ваши объемы генподрядчику, а потом это все подписали, возьмите у генподрядчика свои объемы либо попросите, чтобы он их выслал в офис напрямую. Распечатанные КСки нужно срочно подписать генподрядчиком и отправить почтой в СДО или бухгалтерию (кому они нужны), отсканируйте или откопируйте себе экземпляр обязательно и подшейте в отдельную папку.

На сдачу, когда заказчик и генподрядчик начинают экономить бывает так, что перестают платить. Исполнительная документация может стать тем инструментом, который позволит стрясти с них хоть что-то, потому как за нее накажут, включая и того же заказчика. В ответ заказчик придумал свою фишку, когда вы устранили все замечания, они оставляют у себя папки, и потом хоть с реестрами, хоть с подписанной справкой ничего не сделаешь. Деньги они же как, в основном не платятся, потому как потом, когда все заплатили их очень сложно вернуть назад, если чуть что. Ну и для недопущения такого лучше стараться закрывать по максимуму в середине строительства, даже если чего-то там не сделали, потому как в конце у заказчика обычно вообще нет денег.

Выполнение хоть часто и называется процентовкой, но объемы технадзором и заказчиком считаются отнюдь не примерно или процентом, а так, как смогут вас проверить и как вы сами можете это доказать.

Источник

Тема: процентовка

Опции темы
Поиск по теме

процентовка

Я новичок в строительстве и фирма новая, первый договор заключили. На след.неделе будет первая «процентовка». Почитал форум, как я понял процентовку мы оформляем формой КС-3. Надо ли на эту сумму выписывать счет-фактуру? если надо, то какой датой?

Если Вы прочитали форум, то должны знать, что если «процентовка»=сдача работ, то это реализация, а => с-фактура в соответствии с правилами оформления с-фактур. Если подписание «процентовки» не означает перехода права собственности и рисков, то и с-ф не будет.

а где это указывается будет ли процентовка реализацией? в договоре?

А это только вам известно, сдаетесь или просто информируете заказчика о ходе выполнения работ. На эту тему на форуме много написано.

как я уже говорил, практически с бухучетом в строительстве не сталкивался. друг взял объект и попросил меня вести его бухучет (я до этого вел только торговым фирмам, но не стал отказывать). мы отработали около 10 дней, до этого получили аванс 25%, теперь вот мой товарищ пришел и говорит, что надо процентоваться надо. Вот и ломаю голову, с чего начать?
Еще вот такой вопрос: как у нас квартал закроется? мы получили аванс, закупили материалы, начали работу. Работы мы пока не сдавали (только начали), значит и реализации не было, получается по налогу на прибыль у нас будет убыток?

У вас будет незавершенка. И попытайтесь почитать хоть что-т про учет в строительстве, тогда можно будет говорить на одном языке.

Источник

Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

Процентовка представляет собой особый вид сметы, в которой содержится информация о фактически выполненных работах. При этом рассчитывается процентное соотношение между объемом выполненных работ и полным объемом по всей смете. Порядок подачи и составления процентовки определяется Постановлением Госкомстата РФ №71а от 31.10.1997 года. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути при решении Ваших финансовых вопросов.

Краткое пошаговое руководство

Кроме того, составляется еще справка о размере (стоимости) затрат (так называемая ф. КС-3), которая впоследствии рассматривается как неотъемлемая часть документа КС-2.

Отличным решением для выполнения смет и процентовок является использование программного комплекса «Программа С и нкевича SWX http://www.belsmeta.by/programm », который позволяет быстро и качественно обрабатывать большие объемы информации, имеет одну из наиболее полных баз данных нормативных документов. Кроме того, данный программный продукт обеспечивает возможности оперативного контроля процессов выполнения договорных обязательств, списания материалов, составления отчетной финансовой документации и т.д.

Чтобы грамотно вести учет по налогам и бухгалтерии организации и предприниматели обязаны все проводимые хозяйственные и иные виды операций надлежащим образом оформлять. В частности, для приемки различных строительно-монтажных работ (в т.ч. окончательных расчетов между подрядчиком и заказчиком по заключенным договорам) должен заполняться стандартный унифицированный бланк Акта о приемке выполненных работ по форме КС-2. Подходить к его заполнению стоит внимательно, поскольку это документ отчетный и при грамотном оформлении он поможет избежать возможных претензий со стороны контролирующих структур.

Прежде чем переходить к инструкции по заполнению акта по форме КС-2, следует отметить, что он позволяет в точности перечислить наименования произведенных строительно-монтажных и других видов работ (жилищно-коммунальных, производственных, строительства гражданских объектов и т.д.), а также учитывает сроки их проведения и стоимость.

Цена указывается без учета налога на добавленную стоимость, которая при необходимости вписывается отдельной строкой. Здесь же учитываются различные дополнительные данные.

Акт оформляется в двух экземплярах, каждая из сторон после завершения и приема всех работ получает на руки своей экземпляр с подписью уполномоченного лица и печатью второй стороны.

Порядок заполнения бланка КС-2

Условно бланк КС-2 можно разделить на три части.
Первая – это титульная страница, которая включает в себя все основные сведения об организациях, чье взаимодействие привело к заключению договорных отношений, проведению определенных строительных работ и подписанию данного акта.

Первая часть

В этой же части необходимо отметить стоимость выполненных работ по смете (указывается она в полном соответствии с договором подряда) – эту сумму можно вписать цифрами, расшифровывать ее прописью не надо.

Вторая часть

Вторая часть формы КС-2 включает в себя таблицу из восьми столбцов, каждый из которых необходимо будет заполнить.

Как сделать процентовку выполненной работы. Смотреть фото Как сделать процентовку выполненной работы. Смотреть картинку Как сделать процентовку выполненной работы. Картинка про Как сделать процентовку выполненной работы. Фото Как сделать процентовку выполненной работы

Третья часть

Третья заключительная часть – это подписи заинтересованных сторон. В частности – от исполнителя данный акт подписывает ответственный за исполнение работ сотрудник (в строке «Сдал»), а от заказчика либо директор организации, либо его доверенное лицо (в строке «Принял»). Обе стороны должны заверить документ печатью (за исключением ИП, т.к. предприниматели не обязаны использовать в своей деятельности печать).

Как сделать процентовку выполненной работы. Смотреть фото Как сделать процентовку выполненной работы. Смотреть картинку Как сделать процентовку выполненной работы. Картинка про Как сделать процентовку выполненной работы. Фото Как сделать процентовку выполненной работы

После составления бланка акта КС-2 необходимо оформить справку о стоимости выполненных работ по – оба эти первичные документа следует рассматривать только в единой связке, поскольку друг без друга они не имеют законной силы. Оба эти документа в соответствии с правилами хранения первичных бухгалтерских документов после оформления и подписания нужно хранить не менее пяти лет.

И так, что такое процентовка? Процентовка, каждый месяц напрягает еще больше чем ежедневные отчеты и от этого никуда не деться. Для того, чтобы врубиться что это такое, нужно понимать откуда берутся в строительстве деньги и как и куда они деваются. У нас договор с Генподрядчиком или напрямую с Заказчиком. В договоре есть утвержденные сметы, которые сделаны по проекту или взяты по распределению (так еще проще. Нам заплатят только то, что есть в этих сметах. Мы выполняем работы и каждый месяц подаем и подтверждаем их объемы и качество у заказчика, подписанием бухгалтерских форм актов выполненных работ КС-2, КС-3 и если надо КС-6а (согласно постановления 71а от 30.10.1997г Госкомстата РФ), т.е. этим мы закрываем объемы, выполнение, или процентуемся, называется по разному, но суть одна. Делаются КСки из тех же смет или по распределению. По этим подписанным формам нам перечисляют на счет денежку, причем бывает в течение трех месяцев. Кроме того, пока мы не погасим аванс своими КСками, сумма которого обычно составляет 20-30% от договора, нам не будут перечислять денежку или этот процент берется с каждого выполнения. Во многих крупных организациях еще вычитают процент на гарантийный период (обычно 3 года) сумму которого по истечении этого периода перечисляют полностью. Есть еще банковская гарантия, это 10% от суммы договора, который должен положить генподрядчик в банк, для того, чтобы в случае каких-либо нарушений по договору (штрафы, пеня, не возвращение аванса) или на других объектах, заказчик имел возможность изымать денежки с генподрядчика, без его желаний, предоставляя банку подтверждающие документы, настолько все просто придумали. Все это делается в определенные сроки, и другие условия указанные в договоре. В общем, перечисляя нам денежку по этим КСкам (которые дублируют сметы или распределение), они возмещают нам наши затраты на все, что заложено в сметах, как работы, так и материалы. Т.е. если мы сделали работы материалами, которых нет в сметах (объемов и цены), то и денежку соответственно за это мы не получаем.

Еще нужно знать, что как при процентовке, так и при оформлении допов, если мы идем на субподряд, то уходит так же время и на то, чтобы по нашим сметам генподрядчик сделал и согласовал свои. И нам, как правило, согласовывают и подписывают все только после того, как сами подпишут и согласуют все у заказчика. Так же нужно стараться и нам, если не заплатил генподрядчик – не платить субчику.

Что нельзя запроцентовать. Если нас заставляют делать что-то чего нет в проекте, а соответственно и в смете, то сделав это, контора ничего за это не получит и следовательно кто-то не получит (в совокупности недополучит) за это зарплату. Процедура согласования смет и подписания допсоглашения растягивается на месяцы и не факт, что все в итоге выплатят. Поэтому нужно быть уверенным на 100%, что нас не кинут, прежде чем браться за такие работы. Минимальное, что можно потребовать при этом – это гарантийное письмо или письмо об коммерческом предложении на данные работы (не вошедшие в договор). Т.е. когда подаем на выполнение, мы можем подать только то, что есть в договоре, все остальное (будь то совершенно другие проекты или изменения того же проекта) мы подаем отдельно или вообще пока не подаем.
В общем, все силы нужно бросать на процентовку и делать, что угодно, чтобы защитить свои объемы, денежку и в итоге зарплату. Как не прискорбно это звучит, но даже на исполнительную в какой-то ее чести придется забить, чтобы выполнить эту задачу.

Обычно заказчик перед окончательным подписанием дает задание проверить технадзору и подписать, если не сами формы, то где-то на другой стороне журнала КС-6а, в нем же режут объемы и оставляют только то, что потом переносится в КС-2 и КС-3.

На второй фазе процентовки, дату которой устанавливает генподрядчик (обычно в первых числах месяца), вы на основании подписанных объемов генподрядчика (иногда даже больше, если сжалится и у него много денег), подписываете свои КСки у всех ответственных лиц генподрядчика и шлете их в офис (ни у заказчика, ни у технадзора подписывать не нужно). Бывает, что генподрядчик тупит и подает свои КСки по нашим работам с опозданием в месяц, и тогда у нас с ними будет разница, как раз на этот месяц. Так что в наших же интересах, чтобы подаваемые ими объемы совпадали с нашими, чтобы не было предлогов сказать, что им не заплатили, а поэтому и нам соответственно порежут или не заплатят. Садитесь вместе со сметчиками генподрядчика и подбивайте все, чтобы и у нас и у них совпадало. Если сами же подавали на выполнение генподрядчика и участвовали в защите объемов и их КСок, то будете знать, сколько нужно подать в своих. Без этого может оказаться ой как сложно и долго подгонять все под генподрядчика, либо проверять своего же субчика, а когда знаете, что и там и там физика одинаковая, все ВПДМ и остальные отчетные документы будут совпадать.

Часто начальник участка приходит на процентовку и говорит: «Там я проверил и оказывается наши проложили не 75, а 100 км кабеля и его нужно забрать этим выполнением, потому как на зарплату людям не хватает». Когда начальнику участка плевать на исполниловку,на отчеты заказчику и генподрядчику, потому что делает это не он, то конечно он и не будет требовать от своих мастеров никакие отчеты, а те естественно не будут их писать. В общем, нужно от этого отказываться всеми путями и лечить того же начальника участка, что учет и отчетность нужны в первую очередь ему для денег на участок, не для того чтобы кто-то тебя контролировал, а чтобы самому знать, что делается на объекте. Потому, если не будут подавать все вовремя, то на процентовку, даже если и подать эти потерявшиеся объемы, то исполнительной документацией никак их не докажешь.

Чем можно пожертвовать и что нужно учитывать? Часто мелкие подобъекты (проекты) в начале стройки приходится не процентовать, потому как на него нужен зарегистрированный журнал общих работ которых итак дефицит, так что лучше сделать и доказать один большой и дорогой проект, чем распыляться на несколько мелких. Ну а если есть только мелкие объекты и выполнения нельзя наскрести, то придется все что не можно тоже делать.

Иногда заказчик не подписывает те объемы, даже реальные и которые вы можете подтвердить исполнительной документацией, тогда приходится доказывать в следующем месяце, почему вы подписываете объемов больше, чем можете подтвердить исполнительной за месяц. Заказчик боится подписывать объемы, часто их режет, часто необоснованно, просто он сразу думает, что вы его обманываете. Нужно быть готовым к этому – или заработать репутацию честного подрядчика или обманывать, завышая объемы с расчетом, что всеравно порежут.

Для процентовки по сметам, нужно отослать данные в офис или чтобы сметчик был на объекте и делать это вместе с ним. Они должны посчитать по вашей физике денежку и не важно, в каком виде будут переданы эти данные, главное чтобы они были. А потом, или лучше параллельно дайте эти данные генподрядчику. Бывает так, что потом приходит еще и заказчик проверять генподрядчика, но, как правило, ходим за денежкой мы к ним, а не наоборот. Можно прям в смете отметить, что конкретно нужно брать в этом месяце или на худой конец продиктовать по телефону тому, кто будет готовить КСки. Конечно, по поданным данным сделать КСки очень просто, если только эти данные имеют нормальный вид, сложнее всего быстро и достоверно посчитать объемы на процентовку.

Самое приятное на процентовке это общение с вымагательными органами в виде технадзора, поэтому заказчик хоть сам его и нанимает, как раз для этого дела, но сам не верит подписанным его рукой объемам подрядчика. После того как технадзор проверил или поверил, что у вас есть исполнительная и подписал КСки генподрядчику, это еще не конец и нужно еще доказать заказчику. Просто ходите за заказчиком весь день и если нужно все остальные дни вплоть до подписания процентовки, просите, доказывайте, показывайте объемы, договаривайтесь на другое время, но подпишите те объемы что сделали. Это при условии, что начальник участка все повесил на вас (так-то это должен делать он сам), но рас уж подписание денег это нужно всем, то лучше ему помочь.

Если работаете по сметам, что при срезании объемов, нужно, чтобы сметчики быстро все переделывали и слали назад на подпись. Для оперативности они обычно на выполнение все приезжают на место, где идет подписание, а иначе время потеряется и деньги.

После того как технадзор с заказчиком порезали все ваши объемы генподрядчику, а потом это все подписали, возьмите у генподрядчика свои объемы либо попросите, чтобы он их выслал в офис напрямую. Распечатанные КСки нужно срочно подписать генподрядчиком и отправить почтой в СДО или бухгалтерию (кому они нужны), отсканируйте или откопируйте себе экземпляр обязательно и подшейте в отдельную папку.

На сдачу, когда заказчик и генподрядчик начинают экономить бывает так, что перестают платить. Исполнительная документация может стать тем инструментом, который позволит стрясти с них хоть что-то, потому как за нее накажут, включая и того же заказчика. В ответ заказчик придумал свою фишку, когда вы устранили все замечания, они оставляют у себя папки, и потом хоть с реестрами, хоть с подписанной справкой ничего не сделаешь. Деньги они же как, в основном не платятся, потому как потом, когда все заплатили их очень сложно вернуть назад, если чуть что. Ну и для недопущения такого лучше стараться закрывать по максимуму в середине строительства, даже если чего-то там не сделали, потому как в конце у заказчика обычно вообще нет денег.

Выполнение хоть часто и называется процентовкой, но объемы технадзором и заказчиком считаются отнюдь не примерно или процентом, а так, как смогут вас проверить и как вы сами можете это доказать.

Документы для списания материалов

Первичными документами, на основании которых рассчитывается количество материалов, подлежащее списанию на себестоимость выполненных работ, являются:

Если у Вас возникли вопросы, Вы всегда сможете их задать на форуме в ветке

3. Производственные на единицу объема работ и перечень основных материалов, конструкций и деталей, подлежащих включению в отчет по форме М-29;

5. Материальный отчет формы М-19;

Если на объекте работают несколько прорабов, то форма М-29 составляется старшим прорабом, который, как правило, является и материально-ответственным лицом на данном объекте. Форма М-29 составляется ежемесячно на основании подписанных заказчиком актов выполненных работ за соответствующий период. Данные о нормативном расходе материалов, а также о количестве фактически израсходованного материала заполняются материально-ответственным лицом и проверяются работниками производственно-технического отдела.

Экономия или перерасход материалов за каждый месяц определяется как разность между фактическим расходом и расходом, рассчитанным по производственным нормам. При этом экономия показывается со знаком минус (-), а перерасход — со знаком плюс (+).

По каждому случаю перерасхода или экономии материалов материально-ответственное лицо представляет письменное объяснение, которое прилагается к отчету. На основании объяснений материально ответственного лица о причинах отклонений работниками производственно-технического отдела, а в некоторых случаях главным инженером организации принимаются соответствующие решения, после чего инженером ПТО проставляется количество материалов, списываемых на себестоимость.

В тех случаях, когда количество фактически израсходованных на производство СМР основных материалов меньше количества, исчисленного по нормам, к списанию на себестоимость утверждается фактическое количество израсходованных материалов. Если же количество фактически израсходованных материалов больше количества, исчисленного по нормам, и перерасход материала технически обоснован или вызван производственной необходимостью, на себестоимость списывается количество, разрешенное руководителем организации. Не разрешается к списанию на себестоимость СМР технически необоснованный перерасход материалов. По каждому случаю необоснованного перерасхода строительных материалов на основании объяснительной записки материально ответственного лица руководителем принимается соответствующее решение о возмещении стоимости таких материалов, отнесению ее на убытки и др. После заполнения всех данных отчет по форме М-29 подписывается всеми ответственными исполнителями, утверждается главным инженером или руководителем предприятия и передается в бухгалтерию.

Таким образом, в производстве одновременно осуществляют работники технической и экономической службы, а также руководители предприятия.

Некоторые случаи отклонений от норм и возможные объяснения их причин:

1. Часто материально-ответственные лица объясняют экономию материалов тем, что материал фактически получен и уложен в дело, но первичные документы на приход товарно-материальных ценностей не оформлены поставщиком или утеряны материально ответственным лицом. В результате этого в бухгалтерском учете материал не числится и, соответственно, не может быть списан. Поэтому в форме М-29 в текущем месяце показывается экономия материала, а в следующем месяце при наличии ТТН и ТН — перерасход. Однако такое объяснение не может быть признано обоснованным, так как согласно ст. 27 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности», действующего в настоящее время, факт совершения хозяйственной операции подтверждается имеющим юридическую силу первичным бухгалтерским документом. Составление же первичного бухгалтерского документа является неотъемлемой частью самой хозяйственной операции. В данной ситуации бухгалтерия предприятия, материально-ответственное лицо или другой ответственный исполнитель (снабженец) должны обеспечить наличие в организации необходимого документа.

2. Иногда экономия одного материала объясняется перерасходом другого, т.е. заменой материала. Такое объяснение может быть принято при соблюдении следующих условий:

Заключение о допустимости замены дает главный инженер, а в некоторых случаях (например, при замене несущих конструкций) — проектный институт, разработавший проектно-сметную документацию на данный объект. В форме М-29 факт замены оформляется путем уменьшения количества одного материала или исключения его из формы и одновременно увеличения количества другого материала.

3. При списании строительных материалов и конструкций на себестоимость необходимо учитывать, что сборные железобетонные изделия, металлоконструкции, столярные и другие штучные изделия не могут расходоваться в количествах более чем производственная норма. Никакие потери также недопустимы. Не может существовать экономия и для товарных смесей (раствор, бетон), так как они теряют свои технологические свойства в течение короткого периода времени и должны укладываться в дело непосредственно после получения. По этой же причине в материальном отчете формы М-19 по состоянию на 1-е число каждого месяца не может числиться остаток товарных смесей. При наличии такой ситуации объяснение дает материально-ответственное лицо. В тех случаях, когда объем работ с применением товарных смесей невелик, допускается их изготовление в построечных условиях.

Списании материалов исправка о стоимости выполненных работ (форма 2) рассчитывается с помощью производственных программ. Неотъемлемой частью этого документа является свод материалов к акту выполненных работ исходя из нормативной потребности. Заполнение и представление в бухгалтерию в этой ситуации формы М-29 является обязательным, так как именно она (а не акт выполненных работ) является основанием (первичным документом) для списания материалов из-под отчета материально ответственного лица и отнесения их стоимости на себестоимость СМР.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *