Как сделать прожиг сажевого фильтра
Прожиг сажевого фильтра
Проблемы автомобилей с сажевыми фильтрами давно известны. Поэтому я в принципе был готов к тому, что когда-то они появятся и у меня. Для наблюдения за сажевым фильтром была установлена программка Torque, которой я пользовался больше года. За это время наблюдений регенерация фильтра проходила беспроблемно и я её даже не замечал. Количество сажи в фильтре выше 25-28 г не поднималось. Заправлялся обычно дизельным топливом Energy на Укрнафте. В конце прошлого года в связи с акционными интересными ценами на топливо перешёл на заправку Glusco. Каких либо изменений в работе двигателя не заметил. После окончания акции решил попробовать дизельное топливо БРСМ-Нафта, цена на которое была весьма привлекательной. Ранее всегда заправлялся газом на этой заправке. Газ был отличный, даже фильтра газовые при замене на ТО были абсолютно чистые. Предварительно просмотрел тесты качества дизельного топлива на заправках разных брендов, которые имеются в открытых источниках. По тестам у всех брендов топливо хорошее, соответствует всем нормам. Топливо Glusco имеет несколько больше серы, чем другие, но тоже не выше нормы. БРСМ-Нафта использует топливо белорусского производства, что также неплохо. И всё же …
В один прекрасный день при движении по городу на бортовом компьютере появилась заветная надпись …
При этом абсолютно никаких изменений в работе двигателя и в поведении авто я не заметил, ехала как всегда. Остановился, заглушил двигатель, подождал несколько минут и завёл снова. Надпись на бортовике осталась. Приехав домой, решил сразу сделать небольшую диагностику. Подключил ELM327, проверил ошибки Пиреном.
Вот оно …
Похоже сажевый фильтр всё же забился. И посыпались свякие сопутствующие этому ошибки. Подключаем Torque и смотрим его состояние. И точно — сажи почти 40 г и уже две попытки неудавшейся регенерации. Будем пробовать решить проблему без Клипа имеющимися средствами. Завёл двигатель, выехал в город и стал наблюдать за состояние сажевого фильтра. Во время движения по мере роста температуры на входе фильтра система попыталась вновь провести регенерацию и снова неудачно. Уже три неудачных попытки, такого раньше не было. Нужно ей помогать.
Выехал на менее загруженную дорогу в городе и стал двигаться на третьей передаче, подняв обороты двигателя до 2500-3000 об/мин. При этом продолжаем наблюдать за состояние сажевого фильтра. Когда температура на входе фильтра превысила 550 град начался процесс прожига. Количество сажи в фильтре стало уменьшаться на глазах. Минут через десять езды в таком режиме фильтр очистился …
Ура, получилось. Ещё через минут двадцать в фильтре снова появилось маленькое количество сажи…
Теперь нужно будет понаблюдать, как быстро она станет накапливаться в фильтре и насколько часто будет требоваться регенерация. Возможно прийдётся сменить заправку и заливать более дорогое топливо.
Думаю причины только две — либо качество топлива, либо уже пришло время приводить в порядок двигатель, т.к. он не сжигает топливо как нужно. Всё же 340 тыс.км пробег и 10 лет машинке. Далее посмотрим.
Меган 3. Принудительный прожиг DPF (сажевого фильтра) с помощью смартфона и программы Пирен (PyRen).
Все что вы делаете через программу Пирен — вы делаете на свой страх и риск! И никто кроме вас самих не несет ответственность за возможный ущерб имуществу, доставленный вашими действиями или бездействием!
Несколько месяцев назад я делал запись в личном блоге про то, что теперь как бы есть возможность запускать сценарий принудительного прожига сажевого фильтра не только с ноутбука, но и со смартфона.
Вот тут
Но так уж складывались обстоятельства, что мне самому выполнить эту процедуру на своём Меганчике не было никакой необходимости. Сажа хоть и набиралась достаточно быстро, но и регенерация проходила естественным путем и без каких либо дополнительных «плясок с бубнами».
Но вот некоторое время назад ко мне здесь на Драйве в личной переписке обратился один хороший человек Дмитрий ddp79 из Харькова. Обратился с просьбой помочь провести принудительную регенерацию на его машине именно со смартфона.
Он пробовал это сделать сам по моей записи, но ничего не получалось. Дима сделал по моей просьбе скриншоты тех моментов, когда программа Пирен «затыкалась».
И я отправил всю эту информацию Марчину «Marianpol», который собственно занимается поддержкой программы Пирен.
Марчин где-то что-то подправил в программу и попросил, что бы мы обновили у себя программу пирен и снова попробовали.
Как обновить программу Пирен
Что и было сделано. Я смотрел все это в Демо режиме, а вот Дмитрий на свой страх и риск — выполнял опыты на собственной машине…
В итоге все чудесно получилось!
Но все это происходило где-то далеко в Харькове. А хотелось посмотреть — как же это работает «в живую»…
Делать принудительную регенерацию на своей машине просто для эксперимента — не было ни желания, ни предпосылок… Был момент, когда в сажевый фильтр был задут мега препарат Wurth и после этого можно, и возможно и нужно было провести принудительную регенерацию… Но что-то пошло не так и в тот момент провести ее не получилось…
Но вот неделю назад обратился ко мне товарищ, местный одноклубник «Меган Клуба», с просьбой посмотреть диагностикой его машину Меган 3 с мотором 800-й серии, с тем что бы понять, в каком он состоянии…
Посмотрел… В сервисном режиме.
Куча ошибок в разных блоках… В основном, ошибки старые и в памяти. Часть ошибок связано скорее всего с перебоями в электропитании. Так как по словам хозяина, машина три года стояла в Германии…
Ошибки, которые были в памяти — удалил.
Самая неприятная ошибка — это «загрязнение» Сажевого фильтра.
Сажи 60,5 грамм.
По обоюдному соглашению было принято решение попробовать запустить принудительную регенерацию через смартфон.
Приготовили огнетушитель, рядом поставили ведро с водой… мало ли что…
Дальше будет много скриншотов… Часть из них сделана позже в Демо-режиме, так что не удивляйтесь различию времени…
Итак…
Запускаю пирен. Ввожу «cmd» — переводя программу в командный режим.
В блоке впрыска выбираем появляющийся только в командном режиме пункт 12.
ECM : Extendet command set
Далее переходим на вторую страницу этого пункта, нажав «N»
Выбираем пункт 37 — SC017 [Command] Регенерация фильтра вентиляции салона.
Идет описание основных требований по выполнению этой процедуры.
Здесь внизу мы видим важные требования.
Так как в основном мы используем для смартфона ЕЛМ с Блютуз подключением, то важно качество самого адаптера ЕЛМ. Если ЕЛМ «отвалится», то процесс скорее всего прервется.
Обязательно поставьте машину на ручной тормоз!
Запускать процедуру — лучше с пассажирского места, что бы не нажать случайно ногой на тормоз.
Как видим — оказывается надо запустить мотор…
Ну что же запускаем мотор и повторяем все действия…
Но если бы внимательно прочитал то, что написано на последнем экране, то можно было бы запустить мотор и нажать на Enter для продолжения процедуры.
Так как мотор был горячий, то практически сразу обороты поднялись до 3000.
Как видим, сажи уже 66,3 грамма.
Строка PR1004 Parametre Prive 36 — показывает процент выполнения всей процедуры.В других строчках — разные текущие параметры.
Через некоторое время видим, что обороты мотора снизились до 2000.
Температура ОЖ поднялась до 94 градуса. Температура перед сажевым — 278 градусов.
Масса сажи начала уменьшаться.
Как запустить принудительный прожиг с ELM327. И не только.
Предупреждение!
Бездумное использование информации, представленной в этом посте, может нанести вред вашему авто (сброс настроек, повреждение DPF). Скачивая и используя эту информацию, вы должны понимать что и зачем делаете.
Именно поэтому многие команды мною не тестировались. )))
В данном файле содержаться команды для авто на выполнение каких либо действий. Использовать их можно с помощью CarScanner или Torque. Импортируем точно также как и PID-ы. А как это делать с пидами описано тут.
Затем в CarScanner нужно обязательно руками для всех датчиков, начинающихся на COM выбрать тип «действие».
Это нужно что бы CarScanner не отправлял эти запросы самостоятельно, например при выборе режима «Все датчики».
Затем любую из команд можно добавить на экран, как действие, и при нажатии на неё, в авто будет отправлена команда.
Для того, что бы команда продолжала выполняться, если ей требуется время, например принудительных прожиг сажевого фильтра, нужно постоянно посылать сигнал подтверждения, так называемый TesterPresent.
Это легко сделать, добавив на тот же экран как датчик «Поддержание связи TesterPresent»: CarScanner или Torque будут сами постоянно посылать запросы.
Для того, что бы выполнилась команда, также требуется соблюсти ряд условий. Например для прожига: Рабочая температура двигателя, температура выхлопа, авто стоит на ручнике, уровень топлива выше минимума и др.
Если все звёзды сошлись, то процедура начнется.
Ну а можно устроить дискотеку в деревне =).
Прожиг (регенерация) сажевого фильтра DPF Opel Zafira
С толкнулся с тем, что некоторые автолюбители пересаживаясь на авто с сажевым фильтром, не понимают как это работает. Еще два года назад я и сам не знал, что это такое. Постараюсь уместить накопившиеся знания в этой статье. Устройство очень важное для экологии, хотя многие о ней думают в последнюю очередь.
Ознакомиться с устройством и принципом работы сажевого фильтра, можно в этой статье.
Выделю несколько видов регенерации (прожига) сажевого фильтра DPF:
Пассивная — осуществляется за счет высокой температуры отработавших газов (порядка 600°С), и соответственно температурой в сажевом фильтре 350-500°С, которая достигается при работе двигателя с высокой нагрузкой. Например, если двигаться со скоростью более 100км/ч на шестой передаче. Причем на меньшей передаче с той же скоростью температура в DPF будет меньше. Чем больше вы катаетесь по трассе, тем реже будет происходить активная регенерация. Если использовать, к примеру, присадку Mannol 9994 (оно же Iolys у PSA) или ей подобной на основе церия, то прожиг происходит при меньшей общей температуре в сажевом фильтре. За счет того что церий воспламеняется при его нагревании до 160-180°С и локально выжигает рядом с собой сажу.
На графике видно как уменьшается забитость сажевого в процессе передвижения с постоянной скоростью 100км/ч на шестой передаче. Происходит при температуре выше 350°С. Кстати если ехать с той же скоростью, но на меньшей передаче, то температура будет ниже и сажа не будет выгорать.
Активная — производится путем принудительного повышения температуры отработавших газов в течение определенного промежутка времени (10-20 Минут). За счет дополнительного впрыска топлива на такте выпуска.
ДТ попадая в сажевый фильтр сгорает и повышает в нем температуру около 620°С, при этом выжигает и накопившуюся сажу. Прерывается если заглушить двигатель.
Как определить, что идет прожиг:
1. На Х.Х. повышены обороты двигателя 950об/мин. Отключается Старт-Стоп.
2. Повышенный расход топлива на Х.Х. 1,5-2л в час.
3. При наборе скорости на низах авто тупит.
4. В закладках БК ЭКО появляется надпись: «Разморозка заднего стекла». Т.к. авто дополнительно нагружает двигатель для разогрева выхлопных газов, а если нагрузки и так хватает, то может и не включать.
5. Выхлоп пахнет жженой резиной.
6. Включатся вентилятор для обдува сажевого фильтра, что бы под капотом не было перегрева.
7. Можно подключить светодиод к нагревательному элементу зеркала.
8. Можно наблюдать прибором ELM327, стоит копейки, а пользы на мильён.
Если заглушить двигатель сразу после прожига вентилятор будет работать некоторое время от аккумулятора, ну а разряжать лишний раз аккумулятор нам ни к чему. Поэтому после прожига лучше не глушить хотя бы минутку. Пока температура в сажевике не упадет хотя бы до
400°С.
Если прожиг проходит на ХХ то уменьшается ресурс масла, поэтому лучше когда прожиг проходит в движении.
Если прервать этот процесс не сбросится счетчик километража между прожигами. А несколько таких прерываний может вызвать следующий вид прожига, активный с сообщением.
На графиках движение в городе 8:10 включился активный прожиг при забитости 95%, и в среднем температура прожига была 620°С, заняло около 10 минут.
Активная с сообщением «Сажевый фильтр засорён, не глушите двигатель» — прожиг идет по предыдущему сценарию. При этом горит значок (ветерок с тучкой) на панели. Это означает, что до этого было несколько не до конца завершенных прожигов. Такое случается, когда вы катаетесь на короткие дистанции и не обнуляется счетчик “километража между прожигами”, после прожига.
Принудительная – можно запустить принудительно диагностическим прибором ELM327, GM MDI, GDS2, Launch или подобным. При этом авто работает на повышенных оборотах 2500-3000, а любое нажатие на педаль прерывает этот процесс. Эту процедуру необходимо использовать в крайнем случае, когда уже предыдущие виды прожигов не помогают. При этом желательно залить специальную присадку в топливо для улучшения прожига.
Стационарный — проводится со снятием сажевого фильтра и прожиг его на спец оборудовании температурой 1200°С или промывкой с химией под давлением.
И последний, самый нежелательный и не экологичный вид регенерации, который нужно рассматривать в последнюю очередь:
Удаление сажевого фильтра — когда уже ни один из предыдущих видов регенерации не помогает и фильтр забит безвозвратно или физически поврежден.
При этом выбивают или вырезают сажевый фильтр и программно перепрошивают ECU.
Если удалить сажевый, то появится черный дым при прогазовках под нагрузкой.
Если удалить и катализатор, а он с драгметаллами, то появится неприятный (вредный) запах и об этом можно пожалеть.
За два года эксплуатации я ни разу не получал сообщение «фильтр заполнен, не глушите двигатель», потому что всегда стараюсь довести активную регенерацию до конца.
Больше всего удивляет, то что официалы, не смогли помочь человеку с активной регенерацией с сообщением. Запускать принудительный прожиг они побоялись :). Предложили удалить сажевый фильтр с перепрошивкой.
Принудительная регенерация сажевого(DPF) фильтра
Решил создать тему и поделится опытом по поводу сажевого фильтра в дизельных двигателях.
Итак, что такое сажевый фильтр, он же DPF и какие трудности он может доставить владельцу. Cажевый фильтр является неотъемлемой частью стандарта ЕВРО-4 и предназначен для снижения выброса сажи при сжигании дизельного топлива в двигателе. Может быть установлен как на двигатели с насос-форсунками, так и на Common Rail. Представляет собой банку в выпускной системе двигателя и содержит керамические трубки, с нанесенными на них катализатором химического процесса (обычно платина).
Катализатор позволяет снизить температуру химической реакции, в данном случае — сжигания частичек сажи. Керамические трубки попеременно заглушены на входе и выходе фильтра. Пористая структура трубок позволяет практически беспрепятственно проходить выхлопным газам, при этом частицы сажи задерживаются на стенках.
Сажевый фильтр может быть совмещен с основным катализатором, как это сделано, например, на двигателях V6 например Touareg, или выполнен в виде отдельной банки, как это сделано, например, в audi А6. В процессе эксплуатации сажевый фильтр забивается сажей, что приводит к затруднению выхода выхлопных газов. Для выжигания скопившейся сажи используется регенерация фильтра. Существует пассивная регенерация, при которой сажа сжигается в процессе движения машины под нагрузкой, например, при движении по трассе, при температуре 350-400 градусов и выше.
При движении по городу, где не удается разогреть сажевый фильтр до рабочей температуры, при заполнении фильтра используется активная регенерация. При этом контроллер начинает впрыскивать дополнительную порцию топлива после основной, перекрывает клапан EGR и изменяет алгоритм управления лопатками турбины. Топливо через выпускной коллектор попадает в основной нейтрализатор (катализатор окисления) и там сжигается, Температура в катализаторе повышается, и, как следствие, повышается температура в сажевом фильтре до 500-700 градусов. Сажа начинает выжигаться.
Тут необходимо отметить, что при неудачных регенерациях, при прерывании регенерации или при неисправности датчиков системы или катализатора окисления, часть не сгоревшего топлива попадает в масло и разжижает его, причем со временем, уровень масла может подниматься достаточно значительно. Так что, причиной попадания топлива в масло и повышения уровня может быть не только текущие форсунки, уплотнительные колечки на насос-форсунках или тандемного насоса (для насос-форсунок), но и система регенерации. Естественно, что надо срочно менять масло и разбираться с причинами, для двигателя и турбины это как минимум не полезно, как максимум можно попасть на капиталку или замену мотора.
Для вычисления величины заполнения сажевого фильтра используется две модели, одна базируется на практическом измерении разницы давлений на входе и выходе сажевого фильтра с помощью дифференциального датчика, датчиков температуры и расходомера. Вторая модель рассчитывает заполнение на основе стиля вождения, температурных датчиков и кислородного датчика.
Коэффициент заполнения сажевого фильтра лучше контролировать в 075 группе измеряемых величин контроллера двигателя.
1) Температура перед турбонагнетателем > 100°C
2) Температура перед сажевым фильтром 100°C > T > 60°C
3) Коэффициент заполнения T > 20°C
В общем случае, в системе выпуска находятся 3 датчика температуры, датчик кислорода и дифференциальный датчик. Некорректная работа любого из этих компонентов, датчика кислорода, расходомера, EGR и еще кучи всего приводит к невозможности или трудностям с регенерацией, включая и аварийную. Значения датчиков температуры и дифференциального датчика можно посмотреть в измеряемых величинах в группах:
067 Сажевый фильтр, значения ОГ 1
Граничное условие: v=konst 50-60 км/ч, 3-я передача, n 690°C (через 10 секунд)
2) Температура перед сажевым фильтром > 150°C
3) Перепад давления на сажевом фильтре нет установок
4) Смещение разности давлений на выбеге нет установок
068 Сажевый фильтр, значения ОГ 2
Граничное условие: v=konst 50-60 км/ч, 3-я передача, n 690°C
3) Значение лямбда 1,0-2,0
4) не используется
Что касается индикации водителю о неисправностях в системе регенерации. При обнаружении неисправности (к сожалению, только явных, например обрыва) датчиков загорается значок с изображением двигателя (неисправность в выхлопной системе). В случае, если фильтр заполнен, контроллер пытался сделать несколько активных регенераций в движении, если попытки оказались не успешными (например, прерваны глушением машины), загорается иконка на экране БК c сажевым фильтром.
Во общем, надо, пока не поздно, отжечь на пустом шоссе. Если количество топлива в баке меньше четверти, то активная регенерация может не запуститься. Так что неисправный датчик уровня, показывающий меньше четверти бака, тоже может быть причиной. Если и это не помогло, то контроллер зажигает значок неисправности выхлопной системе, а через некоторое время и значок неисправности двигателя (спираль преднакала). Двигатель переходит в аварийный режим работы и начинает тупить, причем чем дальше, тем хуже.
При этом обычно вылезает ошибка:
009263 — Diesel Particulate Filter (Bank 1): Restricted/Clogged
P242F — 001 — Upper Limit Exceeded — MIL ON
При аварийной регенерации контроллер поднимает обороты до 1.5 тыс (в зависимости от блока ЭБУ и машина обороты может поднимать, а может и нет) и начинает, по сути, ту же процедуру, что и при активной регенерации. При этом температура в выпуске может повышаться до 700-800 градусов. Аварийная регенерация может не запуститься, есть заполнение фильтра сажей больше 68 гр., типа опасность пожара из-за забитости сажевого фильтра.
Рассмотрим собственно сам процесс запуска аварийной регенерации сажевого фильтра на моторах VAG группы (1.4l/1.9l/2.0l R4 & 2.5l R5 PD/PPD-TDI).
Необходим адаптер VAG с поддержкой CAN шины
Зажигание включено. Двигатель работает на ХХ. Температура ОЖ не ниже 50 °C
[Select]
[01 — Engine]
Вводи логин для запуска принудительной (аварийной) регенерации сажевого фильтра 21295.
Выбираем группы 070 and 075.
[Go!]
MVB 070.1: Статус регенерации (xxxxxxx1 = Normal Regeneration active, xxxxxx1x = Forced Regeneration active)
MVB 070.3: Regeneration Counter/Timer
MVB 075.1: Температура перед турбонагнетателем
MVB 075.2: Температура перед сажевым фильтром
MVB 075.3: Коэффициент заполнения сажевого фильтра в %
MVB 075.4: Температура после сажевого фильтра
Теперь необходимо выехать и покататься! Процедура примерно занимает 15-20 минут. При этом контролируйте коэффициент заполнения, он должен уменьшаться.
[Done, Go Back]
[Close Controller, Go Back — 06]
Лучше конечно доверить эту процедуру профессионалам.