Как сделать рекомендательный список литературы

Презентация «Рекомендательный список книг для младшего школьного возраста»

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Библиотечный проект Муниципальный конкурс «Библиография с фантазией и выдумкой» Ангарск, 2015 «Цветик-семицветик, или книжная радуга» (Рекомендательный список книг для детей младшего и среднего школьного возраста) Жабей Т.А. руководитель структурного подразделения (зав. библиотекой), высшая квалификационная категория МБОУ «СОШ № 5»

Аннотация Это межпредметный проект, охватывающий следующие предметные области: литературное чтение, ИКТ, а также область библиотечно-библиографических знаний. В ходе проектной деятельности обучающиеся осуществляют: поиск необходимой литературы; создают список книг; с помощью библиотечного сотрудника создают электронный список книг (презентацию).

Тема проекта определилась в процессе проведения мероприятия по сказке В.П. Катаева «Цветик-семицветик» в 4-х классах. В ходе беседы, возникла мысль о составлении списка литературы, содержащего определение цвета в заглавии. С этого времени началась работа над проектом.

Цель проекта Продвижение чтения: формирование у обучающихся интереса к книге и чтению; привлечение обучающихся в школьную и другие библиотеки города; повышение информационной грамотности

Задачи: актуализировать знания обучающихся по темам: «Структура книги», «Художники-иллюстраторы»; «Виды и жанры литературы»; познакомить с основами СБА и правилами поиска информации; создать рекомендательный список книг.

Результаты деятельности Активизировалось посещение обучающимися школьной библиотеки Повысилось качество их библиотечно-библиографических знаний Оформлена одноимённая книжная выставка Составлен электронный список книг Рекомендуемые в списке книги не задерживаются в библиотеке, т.е. повысилась их книговыдача

Предлагаем вашему вниманию результат совместной деятельности библиотекаря и обучающихся!

Предисловие Ребята, мы предлагаем вашему вниманию рекомендательный список литературы «Цветик-семицветик, или книжная радуга». Почему такое название? Потому что мы рекомендуем вам почитать замечательные книги, очень разные по содержанию, но объединенные тем, что в названиях этих книг имеется имя прилагательное, обозначающее цвет.

Каждая страница посвящена одной книге и содержит: обложку книги (рисунок), библиографическое описание (основные сведения о книге), аннотацию (краткое содержание), портрет автора, иллюстрации к тексту книги.

Катаев В.П. Цветик-семицветик* Перед вами книга, которая подсказала идею создания рекомендательного указателя. * Книги, отмеченные звёздочкой имеются в школьной библиотеке Смотреть мультфильм: http://mults.spb.ru/mults/?id=405 Катаев В.П. Цветик- семицветик : сказки. – М. : Самовар, 2004. – 67 с. – (Школьная библиотека)

Основные цвета радуги и их оттенки Красный – (алый, розовый) Оранжевый – (апельсиновый, морковный, рыжий) Жёлтый – (золотистый, лимонный) Зелёный – (изумрудный) Голубой – светло-синий, цвет незабудки Синий Фиолетовый – (лиловый, сиреневый)

Красные страницы Фиолетовые страницы Оранжевые страницы Зелёные страницы Голубые страницы Жёлтые страницы Синие страницы Цветик- семицветик В путь по страницам книг! Главное меню

Красные страницы Аксаков С.Т. Аленький цветочек (мл.) Астафьев В.П. Конь с розовой гривой (ср.) Коваль Ю.И. Пограничный пёс Алый (мл.) Романова Н.И. Муравей Красная Точка (мл.) Главное меню

Аксаков С.Т. Аленький цветочек * Работая над книгой «Детские годы Багрова‑внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал эту сказку по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. Аксаков С.Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи. – М.: Дет.лит., 1986. – 32 с. Главное меню Меню красных стр. Аксаков С.Т.

Коваль Ю.И. Пограничный пёс Алый * Когда Леша Кошкин пришел в военкомат призываться, он объявил, что главное желание его жизни…получить собаку. И он получил щенка, которого выучил в школе служебного собаководства всем премудростям. А потом началась для Леши и его пса Алого настоящая военная служба на пограничной заставе. Коваль Ю.И. Пограничный пёс Алый: повесть / Юрий Коваль; рис. Д. Трубина. – М. : Малыш, 1994. – 179 с.: ил. Коваль Юрий Иосифович Главное меню Меню красных стр. Кадр из фильма «Пограничный пёс Алый»

Оранжевые страницы Пока произведения не найдены, с благодарностью ждём итогов ваших поисков! Напоминаем, что надо найти произведения, в названии которых присутствует указание цвета. На данной странице – оранжевый, апельсиновый, рыжий. Главное меню

Жёлтые страницы Волков А.М. Жёлтый туман (мл., ср.) Прокофьева С.Л. Приключения жёлтого чемоданчика (мл.) Толстой А.Н. Золотой ключик или приключения Буратино (мл.) Главное меню

Волков А.М. Жёлтый туман * Желая захватить Волшебную страну и ее жителей, злая волшебница Арахна напустила на них густой Желтый Туман. Страшиле и Железному Дровосеку нелегко было справиться с колдовством, и тогда на помощь снова пришли их верные друзья – Элли, Тим и моряк Чарли Блек. Волков А.М. Жёлтый туман : сказочная повесть / А. Волков; худож. Л. Владимирский. – М. : Астрель, 1998. – 208 с. : ил. Волков Александр Мелентьевич Главное меню Меню жёлтых стр.

Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика * В книге две сказки: «Приключения жёлтого чемоданчика» и «Зелёная пилюля». Каждая сказка имеет самостоятельный сюжет, но они объединены одним героем – Детским Доктором, который лечит своих маленьких пациентов от трусости, вранья, лени и других «детских» болезней. Прокофьева Софья Леонидовна Прокофьева С.Л. Приключения жёлтого чемоданчика. Зелёная пилюля : сказки / Софья Прокофьева; рис. В. Горяева. – М. : Дет. лит., 1975. – 127 с. : ил. Главное меню Меню жёлтых стр.

Толстой Алексей Николаевич Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино / Алексей Толстой; худож. М.Соловьёв. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 143 с. : ил. – (Для самых маленьких) БУРАТИНО — герой повести А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936). В переводе с итальянского «буратино» значит «деревянная кукла». Прототипом этого персонажа стал деревянный человечек по имени Пиноккио — плод фантазии итальянского писателя Карло Коллоди (1880). И действительно герои двух произведений во многом похожи: еще до появления на свет, то есть будучи просто-напросто поленом, они начинают вносить сумятицу в жизнь окружающих, проявляя свой нетерпеливый, любопытный, непоседливый нрав.

Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино * Толстой Алексей Николаевич Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино / Алексей Толстой; худож. М.Соловьёв. – М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003. – 143 с. : ил. – (Для самых маленьких) БУРАТИНО — главный герой повести. В переводе с итальянского «буратино» значит «деревянная кукла». Прототипом этого персонажа стал деревянный человечек по имени Пиноккио — плод фантазии итальянского писателя Карло Коллоди (1880). И действительно герои двух произведений во многом похожи: еще до появления на свет, то есть будучи просто-напросто поленом, они начинают вносить сумятицу в жизнь окружающих, проявляя свой нетерпеливый, любопытный, непоседливый нрав. Главное меню Меню жёлтых стр.

Зелёные страницы Волков А.М. Волшебник изумрудного города (мл., ср.) Бажов П.П. Зеленая кобылка (мл.) Некрасов Н.А. Зелёный шум (мл.) Прокофьева С.Л. Зеленая пилюля (мл.) Главное меню

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города * http://emeraldcity.ru/push-iz.gif Сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» рассказывает об удивительных приключениях девочки Элли и ее друзей — Страшилы, Смелого Льва и Железного Дровосека — в Волшебной стране. Волков А.М. Волшебник Изумрудного города : сказочная повесть / худож. В. Владимирский. – М. : АСТ, Астрель, 2002. – 198 с. : ил. Главное меню Меню зелёных стр.

Бажов П.П. Зелёная кобылка * Русский сказочник Пaвeл Петрович Бaжoв (1879–1950) родился и выpoс на Уpaлe. День и ночь работал сказочник. И на белых листax распускались неувядаемые каменные цветы, oживaли добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерки и вeсeлыe козлики. Бажов П.П. Зелёная кобылка : повесть / П. Бажов. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1978. – 64 с. Бажов Павел Петрович Главное меню Меню зелёных стр.

Прокофьева С.Л. Зелёная пилюля В книге две сказки, они разные по содержанию, но объединяет их общий герой – Детский Доктор, который лечит своих пациентов от лени, трусости, вранья. Прокофьева С.Л. Зелёная пилюля // Приключения жёлтого чемоданчика; Зелёная пилюля : сказки / С. Прокофьева. – М. : Дет. лит., 1975. – 127 с. : ил. с. Прокофьева Софья Леонидовна Главное меню Меню зелёных стр.

Некрасов Н.А. Зелёный шум Некрасов Николай Алексеевич Некрасов Н.А. Зелёный шум : стихи / Н.А. Некрасов; рис. разных худож. – М. : Дет. лит., 1975. – 31 с. : ил. В сборник включены стихи русского поэта о родной природе, о крестьянских детях, о тяжёлом труде крепостных крестьян. Главное меню Меню зелёных стр.

Голубые страницы Гайдар А.П. Голубая чашка (мл.) Родари Дж. Путешествие голубой стрелы (мл.) Главное меню

Гайдар А.П. Голубая чашка * Маленькая лирическая повесть посвящена одному дню из жизни героини – девочки Светланы, который запомнится ей на всю жизнь. Гайдар А.П. Голубая чашка: рассказ / Аркадий Гайдар. – М.: Дет.лит., 1989. – 32 с. Гайдар Аркадий Петрович Главное меню Меню голубых стр.

Родари Д. Путешествие Голубой стрелы * Сказочная повесть Джанни Родари «Путешествие Голубой Стрелы», написанная в увлекательной и легкой манере, рассказывает о рождественском волшебном путешествии игрушечного поезда «Голубая Стрела» и его кукольных пассажиров. Вместе с главными героями книги читателю предстоит решить немалое количество задач, обрести друзей и сразиться с коварными врагами, которые, как правило, ждут где-то за поворотом. И только смелость, честность и отвага, а также огромное желание добраться до цели и дружеская поддержка помогают преодолеть все трудности. Джанни Родари Родари Д. Путешествие Голубой стрелы / Джанни Родари; пер. с ит. Ю. Емарченко; рис. Н. Антокольской. – М. : Детгиз, 1957. – 127 с. : ил. Главное меню Меню голубых стр.

Синие страницы Осеева В.А. Синие листья (мл.) Машкин Г.Н. Синее море – белый пароход (ср.) Метерлинк М. Синяя птица (мл.) Главное меню

Осеева В.А. Синие листья * Рассказ о дружбе Осеева В.А. Синие листья / В. Осеева; худож. – М. Успенская. – М. : Дет. лит., 1987. – 25 с. : ил. Главное меню Меню синих стр. Осеева Валентина Александровна

Машкин Г.Н. Синее море, белый пароход * Повесть о дружбе русских и японских детей, встретившихся вскоре после Великой Отечественной войны на Южном Сахалине. Лейтмотив произведения – сближение двух народов в трудное послевоенное время, которое писатель показал на уровне житейских взаимоотношений японской семьи и русских переселенцев. Повесть более 15 раз издавалась в нашей стране и несколько раз зарубежом, она переведена на английский, болгарский, венгерский, испанский, латышский, литовский, молдавский, немецкий, польский, румынский, украинский, французский, чешский, эстонский, японский языки Машкин Геннадий Николаевич, иркутский писатель Машкин Г.Н. Синее море, белый пароход : повесть. – М. : Дет.лит., 1976. – 121 с. Главное меню Меню синих стр.

Метерлинк М. Синяя птица * В сказке Метерлинка “Синяя птица” говорится о мальчике Тильтиле и его сестренке Митиль, которые вместе с Душами предметов по просьбе феи отправляются на поиски Синей птицы – счастья. Найдут ли они её? Метерлинк М. Синяя птица / Морис Метерлинк; пересказ с фр.и ил. Б.А. Дехтерева. – М. : ДОМ, 1993. – 119 с. : ил. Морис Метерлинк Главное меню Меню синих стр.

Фиолетовые страницы Пока произведения для этой страницы не найдены, с благодарностью ждём итогов ваших поисков! Напоминаем, что надо найти произведения, в названии которых присутствует указание цвета. На данной странице – фиолетовый, лиловый, сиреневый. Главное меню

Предлагаем присоединиться к нам и продолжить работу над этим проектом А это значит: сходить в библиотеку и посмотреть, полистать книги, воспользоваться каталогами и картотеками. Найти произведение, в названии которого есть слово, обозначающее цвет, но оно не включено в наш рекомендательный список. Затем прочитать, прийти в школьную библиотеку и пополнить наш электронный указатель. Если умеешь, сделаешь это самостоятельно, а если не умеешь, то – с помощью библиотеч- ного сотрудника. Главное меню

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

Презентация «Цветик-семицветик или книжная радуга» является результатом одноименного проекта, выполненного обучающимися 4 класса и педагогом-библиотекарем. При желании проект можно продолжить.

Это межпредметный проект, охватывающий следующие предметные области: литературное чтение, ИКТ, а также область библиотечно-библиографических знаний.

В ходе проектной деятельности обучающиеся осуществляют:

1. поиск необходимой литературы;

2. составляют список книг;

3. с помощью библиотечного сотрудника создают электронный список книг (презентацию).

Номер материала: ДБ-965538

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть фото Как сделать рекомендательный список литературы. Смотреть картинку Как сделать рекомендательный список литературы. Картинка про Как сделать рекомендательный список литературы. Фото Как сделать рекомендательный список литературы

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Малые формы библиографии – методическая консультация

Библиотеки выпускают широкий круг информационно-библиографической продукции для разных категорий пользователей, ориентируясь на их читательские запросы и потребности, учитывая возрастные особенности.

Согласно ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография: Термины и определения» библиографическое пособие – это упорядоченное множество библиографических записей. То есть наличие библиографического списка или библиографической записи отличает библиографическое от информационного пособия.

Библиографические пособия можно разделить на две группы: пособия крупных и пособия малых форм.

Крупными формами признано считать библиографические указатели, путеводители, очерки и обзоры, библиографические антологии и энциклопедии.

Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д.

В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности, как библиографа, так и пользователя библиотеки.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА – малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.

Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству: воспоминания, издания документального и биографического характера, художественные произведения разных жанров. Наряду с моноизданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников, посвященные данному лицу.

Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке:

— предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений);

— обзор основных произведений;

— список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом);

— краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).

Тот же самый принцип используется при составлении библиографической памятки о каком-либо значимом событии: описание события, по возможности фотография или иллюстрация и рекомендательный список литературы.

Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.

ПЛАН ЧТЕНИЯ составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора необходимо изучить определенный вопрос. Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения: в ходе беседы с читателем выясняется, что и в каком объеме его интересует, какие книги или статьи он уже прочитал. Выявляется литература, отбирается нужное количество книг и статей (обычно не более пяти-семи наименований), которые и составляют «обязательный минимум». Читателю разъясняется, почему нужно изучать литературу именно в предложенном порядке, а не иначе, с какими произведениями важно познакомиться в самом начале, с какими позже, на что следует обратить особое внимание.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу. В качестве синонима используется термин «список литературы». Может быть как самостоятельным пособием, так и частью другого издания (внутрикнижный, внутригазетный, внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный). Также библиографический список часто сопровождает неопубликованные документы: диссертации, научные отчеты и т.п. Библиографический список, как и любое другое пособие, должен содержать название, указание на форму пособия (рекомендательный список литературы), выходные данные, хронологические рамки предлагаемых документов, год издания.

Наиболее распространенными и простыми библиографическими списками являются списки-закладки «С чего начать» и «Что читать дальше».

1) Список-закладка «С чего начать». Он составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 – 5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме. Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации. Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение. В аннотации желательно показать специфику каждой книги – по содержанию, форме изложения, подчеркнуть ее значение в ряду других книг. Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам.

2) Список-закладка «Что читать дальше…». Он позволяет читателю расширить, углубить знания об интересующих его вещах. Известно, что книга, которая произвела сильное впечатление, вызывает желание знать как можно более подробно обо всем, что связано с ее героями, желание прочитать другие интересные произведения по этой же теме. Здесь может оказать помощь небольшой список, который оформляется как закладка в определенную книгу (роман, повесть, мемуары) на ту или иную тему.

Произведение, к которому составлена закладка, называется заглавным. Составляя такой список, библиотекарь должен хорошо знать содержание произведения, представлять, какие чувства оно вызовет у читателя, суметь «переключить» внимание читателей на другие книги (может быть, с книги невысокой художественной ценности, на более глубокие произведения, или на произведения, незаслуженно забытые читателями).

Списки «Что читать дальше» не предусматривают соблюдения определенной последовательности в чтении произведений. Они предоставляют читателю возможность выбора (взять те книги, которые его больше интересуют). При оформлении закладки на лицевой стороне (или на обложке) приводят библиографическое описание заглавного произведения, могут дать здесь же краткую аннотацию. Но чаще всего для связи с другими произведениями служит текст, который помещается в основной части пособия.

Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена. Выдается вместе с книгой. После чтения литературы по закладке, можно предложить читателю рекомендательный указатель по нужной ему теме.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК литературы имеет более сложную структуру, чем библиографический. Составляется рекомендательный список, как правило, по наиболее важным или актуальным темам, например, «Деловая этика и этикет», «Совет да любовь» (о свадебных обрядах и обычаях), «Природа и человек», роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина в литературоведении, изобразительном и музыкальном искусстве и т.п.

Структура рекомендательного списка внутри раздела может предусматривать следующее деление: книги, материалы периодической печати, информация сети Интернет, мультимедийные издания в алфавите авторов и произведений. К рекомендательному списку дается краткое предисловие, а к каждому разделу – небольшие вводные тексты или цитаты, объясняющие суть раздела.

ДАЙДЖЕСТЫ. Основная функция дайджеста – донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов.

Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет – публикации.

Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.

Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1.Знакомство с содержанием первичного документа.

2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.

3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых включению в дайджест;

4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.

Объекты для составления дайджеста:

1.Организации, учреждения, общественные объединения, партии (например, публикации, посвященные собственной фирме или деятельности какого-либо круга организаций в целом, например, публикации, посвященные библиотекам).

3.Географический объект (район, город, регион, страна).

5.Товары, продукты, услуги, материалы, оборудование.

Структура дайджеста имеет следующий вид:

3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).

4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.

5.Список использованной литературы.

В качестве основного метода преобразования информации используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ. В массовых библиотеках широко практикуют составление списков, памяток, планов чтения краеведческой тематики. Этой работе присуща своя специфика. При отборе материалов следует учитывать связь произведений с краем – его прошлым и настоящим, с жизнью и деятельностью людей, живших и живущих в крае. Поэтому в первую очередь просматривают краеведческие каталоги, картотеки, базы данных, основные краеведческие библиографические пособия. Составителям краеведческих пособий необходимо осуществлять отбор многочисленных газетных публикаций.

Аннотирование произведений краеведческого характера тоже имеет свои особенности. Составляются преимущественно аналитические аннотации, в которых важно не просто сообщить факты, имена, географические названия, упомянутые в произведениях, но и привести сведения, наиболее интересные с точки зрения изучения края, можно использовать также метод цитирования, перепечатки небольших текстов из редких и не всегда доступных документных источников.

К краеведческим пособиям, как правило, составляются именные, географические, персональные, тематические и другие вспомогательные указатели. Наиболее значимыми являются географический и персональный вспомогательные указатели.

Самые распространенные краеведческие библиографические пособия – это: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕКУЩИЕ ТИПА «ЛИТЕРАТУРА О …» или «Новая литература о районе (городе)». Объектами отображения в таких указателях являются любые носители информации: книги, фрагменты книг, статьи из местной и центральной печати, фотодокументы, картографические материалы. Отличием данных указателей является широкое отображение статей из местной периодической печати. Используются короткие справочные аннотации.

БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ. По тематике это пособия, посвященные историческим, общественно-политическим деятелям, представителям искусства и других областей и сфер.

Отбор имен осуществляется по следующим принципам:

— личности, определенные периоды жизни которых прошли в данном крае;

— личности, которые признают, что данный край оказал влияние на их жизнь и деятельность.

Также могут отображаться деятели, посещение которыми населенного пункта или региона оказало заметное влияние на его развитие.

Об основной структуре таких пособий мы уже говорили.

КАЛЕНДАРИ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ.

Основная задача данных пособий – отобразить фактографические и библиографические сведения о значительных региональных событиях, юбилеях, которые празднуются в текущем году.

В структуру календаря входят предисловие, список дат, основная часть, вспомогательные указатели. Основная часть вмещает текстовые справки по датам, а также фактографические, статистические, библиографические и другие материалы. После каждой текстовой справки дается список литературы – 5-10 названий наиболее значимых и новых публикаций, а также архивных документов и т.д. Могут составляться вспомогательные указатели именной (персоналий) и географический.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ХРОНИКА. Материалы группируются в хронологической последовательности событий. Выбираются события и факты важные для изучения данного региона. Объектом отображения могут быть факты и события любого происхождения, в том числе и те, которые не празднуются, но память о них важна для местной истории (даты великих пожаров и др.).

Для заглавий используется дата и название события или факта. После заглавия размещается фактографическая справка или используется текст – фрагмент из документов. Особое значение имеет цитирование воспоминаний, которые передают неповторимое восприятие событий. В конце справки приводится список литературы.

ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.

Во-первых, прежде чем приступать к его составлению, определитесь с типом и видом пособия.

Составления библиографического пособия включает в себя выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление документов по теме пособия.

— выбор и изучение темы Тема изучается в разных аспектах: с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой, соответствия профилю и возможностям библиотеки.

— разработка плана-проспекта Это основной документ, который определяет направления дальнейшей работы над библиографическим пособием. В нем определяется: целевое и читательское назначение пособия, хронологические рамки пособия (исходя из средних сроков старения информации, это должна быть литература последних лет издания), виды изданий, определяется структура библиографической записи (будет ли она состоять только из библиографического описания или должна сопровождаться аннотацией; какие предполагаются аннотации – справочные или рекомендательные), определяется структура пособия (способ группировки материалов: алфавитная, хронологическая, систематическая или тематическая) и дать перечень если не всех, то важнейших разделов, рубрик и подрубрик, определяется состав справочно-методического аппарата пособия – предисловие, вспомогательные указатели, приложения, вступительной статьи.

— выявление литературы по теме пособия.

Затем осуществляется библиографический отбор и библиографическая группировка записей.

— сведения о каждом произведении печати записываются на карточки

— расставляется литература по рубрикам

— по возможности все документы просматриваются, т.к. заглавия порой бывают слепые, проверить библиографическое описание документов. Если книга многоаспектная, ее разумнее поместить в общий раздел, а в других сделать ссылки

— аннотирование документов (в соответствии с назначением различаются справочные и рекомендательные аннотации)

Справочная аннотация уточняет заглавие произведения и сообщает дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о форме, жанре, назначении и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании, чаще всего составляются для научных, учебных и справочных изданий. Должна быть предельно краткой.

В рекомендательной аннотации дается ваша оценка книги, статьи. Главная задача – заинтересовать читателя. Объем рекомендательных аннотаций обычно значительно превышает объем справочных, хотя требования краткости и точности и здесь остаются в силе.

Заключительный этап подготовки библиографического пособия включает в себя:

— подготовку справочно-методического аппарата;

— оформление библиографического пособия

В состав справочно-методического аппарата входят:

Предисловие (или обращение к читателю), которым должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие.

Здесь обязательно приводятся сведения о назначении пособия; дается характеристика отраженных в пособии документов; объясняется способ размещения материала (а не просто перечисляются названия разделов и подразделов, для такой цели служит оглавление); называются виды аннотаций, которые используются в данном пособии; перечисляются имеющиеся вспомогательные указатели (надо обратить внимание читателя на особенности их построения и возможности практического использования); указывается хронологическая граница отбора материала (год, месяц, число).

Вступительная статья нужна не ко всем пособиям. Пишется в основном к крупным пособиям специальной ретроспективной библиографии или персональным указателям. Характеризует тему указателя и основную литературу по ней. Обычно к написанию привлекают специалистов в данной отрасли знания.

Вспомогательные указатели. Помогают раскрыть содержание пособия по другим аспектам. Самые распространенные вспомогательные указатели:

— указатель авторов и заглавий (самый простой в алфавите авт. и загл.);

— именной указатель. Он включает фамилии всех персон: и авторов, и переводчиков, и иллюстраторов, и художников и лиц о которых написано в изданиях – в этом случае номера документов о них берутся в скобки. Может составляться самостоятельный персональный вспомогательный указатель;

— географический указатель – отражаются географические названия, о которых речь идет в тексте документа;

— предметный указатель – перечень предметов, упоминаемых в документах, даже если их нет в названии или аннотации, т.е. скрытые тоже нужно выносить, это очень трудоемкая работа.

Составляют также тематические, систематические, хронологические вспомогательные указатели.

Работа над пособием завершается его редактированием и оформлением.

В процессе редактирования проверяется правильность библиографического описания, исправляются стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения и т.д.

Как и любое издание, пособие открывается титульным листом.

На нем указывается: название организации, отдел, заглавие указателя, вид издания (или тип пособия), место и год издания.

На обороте титульного листа следует указывать составителей и оформителей.

Для набора структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) применяются различные шрифты. Так аннотации обычно набираются более мелким шрифтом, чем библиографические описания, отделяются от описаний пробелом и начинаются с красной строки. Порядковые номера записей должны быть выделены полужирным шрифтом.

Различные шрифты используются также для заглавий разделов, подразделов, рубрик и подрубрик.

Художественное оформление библиографических пособий предполагает широкое использование различных иллюстративных материалов: фотокопий обложек наиболее интересных изданий, портретов, карт и т.д.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Однако элементы внешнего оформления должны раскрывать основное содержание пособия.

Список литературы.

1. Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика/ под ред. О.П. Коршунова. – М. : Изд-во “Книжная палата”, 1990.- 254 с.

2. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиографическая деятельность, библиография: Термины и определения: Межгос. стандарт., введ. 01.07.2000 // Библиотека и закон: юрид. Справочник / ред. О.Р. Бородин. – М., 2001. – Вып.10.-С. 307-329.

3.Диомидова Г.Н. Библиография. Общий курс: учебник / Г.Н. Диомидова.- М.: Книжная палата, 1991.- 242 с.

4. Моргенштерн И.Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие для студентов по специальности «Библиотечно-информационная деятельность». – СПб. : Профессия, 2006. – 208 с. – (Библиотека).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *