Как сделать рельеф в аквариуме
Можно ли в аквариуме сделать искусственные террасы и как закрепить на них грунт, чтобы он не осыпался?
Террасирование не ставит целью «поднять» грунт (скажем, для высадки растений, предпочитающих мелководье).
Оно должно лишь придать ландшафту некоторую рельефность, поэтому лучше ограничиться 2—3 уровнями с высотой террас 4—5 см.
Уложить песок горкой и сохранить такой профиль грунта на дне аквариума практически не удается, потому что в силу своей сыпучести он постепенно перемещается, чему способствуют также рыбы и моллюски, и занимает горизонтальное положение.
Горкой можно укладывать гальку и гравий. Эти виды субстрата сдвинуть с места трудно. Они хорошо сохраняют заданный рельеф дна без дополнительных ухищрений.
Расположение грунта террасами (ярусами) позволяет обеспечить большую толщину грунта для растения с мощной корневой системой, приблизить к лампам наиболее светолюбивые растения, а также создать декоративный эффект, увеличивающий кажущуюся зрителю ширину аквариума, т.е. создать иллюзию отдаленности задней стенки от зрителя.
Террасы располагают уступами, постепенно расширяющимися к задней стенке и совпадающими с направлением взгляда зрителя.
Сыпучий подвижный субстрат можно закрепить с помощью крупных камней. Для этого выбирают плоские камни нужного размера и вкапывают их в грунт вплотную друг к другу, отграничивая участок, где уровень грунта должен быть выше или ниже остального дна.
Грунт укладывают на дно двумя-тремя террасами (ярусами), причем стенки террас обычно располагают под некоторым углом к переднему стеклу. Каждый участок делают с наклоном. Так, например, если у переднего стекла высота грунта 4 см, то у стенки террасы уже 6—7 см, причем она возвышается над поверхностью первого участка на 4—6 см, Следовательно, следующий ярус начинается с высоты 10—13 см и оказывается на высоте 12—16 см. Стенка террасы, предохраняющая грунт от сползания, должна выглядеть естествено и не разрушаться в течение долгого времени. Ее можно сделать из камней, уложенных на дно аквариума. Можно ее изготовить и из оргстекла. Для этого пластину необходимой длины и толщиной 4 мм нагревают поочередно с каждой стороны над пламенем газовой горелки и изготавливают подставку, состоящую из рамы и лежащей на ней платы с ребрами жесткости и отверстиями диаметром 1,5—2 мм для прохода воды по заранее приготовленному шаблону. Затем на нее наносят клей («Бизон» или растворенные в дихлорэтане до густоты сметаны мелкие кусочки оргстекла) и насыпают гравий. После высыхания неприклеившийся гравий стряхивают и террасу вставляют в грунт.
Правила оформления аквариума
ДИЗАЙН АКВАРИУМА – ПОРЯДОК В ХАОСЕ
В данный момент созданный травник зреет, в нем будет произведена корректировка и работа над ошибками. На это уйдет 1-2 месяца и чтобы не тратить драгоценное время, пишу статьи, в которых делюсь своим опытом, знаниями и эмоциями. Очень хочется верить, что мой запал и жгучее пламя любви к аквариумистике подхватят другие ребята, ведь это, по сути, гланая цель ФФ – массово привить любовь к удивительному миру аквариумных рыбок.
В тоже время, хочу сказать, что я не претендую на лавры «великого и ужасного». Как любой человек, я ошибаюсь, постоянно учусь и познаю мир аквариумистики. Совершенства в аквариумистике нет, как, собственно, и в жизни. Важен опыт и мнение каждого, важна консолидация аквариумистов. И новичков и профессионалов. В общем, задавайте вопросы, критикуйте, советуйте.
Итак, на создание травника у меня ушло четыре месяца. За это время, я перелопатил столько информации! Столько побегал по магазинам! К свадьбе, наверное, так не готовятся, как к своему первому травнику. И вы знаете, какая главная проблема, с которой я столкнулся? Отсутствие четкой полноценной информации по созданию аквариума в стиле «Природный аквариум». Информация или разрозненная, или обрывистая. Нет полноценной практики, нет примеров, нет пошаговой инструкции. Давайте же вместе восполним это пробел.
В любом изобразительном искусстве (живопись, скульптура, архитектура) существует множество правил, которые используются для построения того или иного шедевра. Дизайн аквариума – это тоже искусство. Художник творит кистью, скульптор гипсом, а аквариумист растениями, грунтом, камнями и корягами. Множество правил и принципов построения композиции подробно изложить в одной статье невозможно. Поэтому предлагаю поговорить лишь о самых главных: «Золотом сечении», «Числах Фибоначчи» и «Фрактальности природы».
Все выше перечисленные правила, я знал и ранее, как и многие из вас. Когда впервые знакомишься с этой темой, создается ощущение, что ты близок к разгадке вопроса бытия и божественного начала. Чувствуешь, что «потрогал Бога за мизинец»! Это и не удивительно, ведь все сущее (живое и неживое, видимое и невидимое) подчинено этим БОЖЕСТВЕННЫМ ПРАВИЛАМ.
Золотое сечение в аквариуме
Люди различают окружающие их предметы по форме. Интерес к форме любого предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван и красотой формы. Форма в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Правило золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Золотое сечение – это гармоническая пропорция.
Я намеренно не включаю в статью все математические формулы и геометрические построения, чтобы максимально упростить материл. Тем не менее, совершенно обойтись без них невозможно. Попробуем уловить суть.
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как самая большая часть относится к меньшей. Или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему отрезку.
Теперь немного истории. Человек, который хотя бы раз слышал о золотом сечении, связывает его с именем Леонардо да Винчи. Леонардо действительно внес огромный вклад в мир искусства и в познание Вселенских правил. Но, справедливости ради, стоит отметить, что о золотом сечении знали уже и в Древней Греции, и во времена фараонов.
С историей золотого сечения косвенным образом связано имя итальянского математика монаха Леонардо из Пизы, более известного под именем Фибоначчи. Он много путешествовал по Востоку, познакомил Европу с индийскими (арабскими) цифрами. В 1202г. вышел в свет его математический труд «Книга об абаке», в котором были собраны все известные на то время задачи. Одна из задач гласила «Сколько пар кроликов в один год от одной пары родится». Размышляя на эту тему Фибоначчи выстроил такой ряд цифр:
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 и тд. |
Пары кроликов | 0 | 1 | 1 | 2 | 3 | 5 | 8 | 13 |