Как сделать российские города красивыми
10 способов улучшить города России
Думаю, вы не раз замечали, что города за границей выглядят гораздо лучше, чем наши. Это связано с тем, что мы мало знаем об урбанистике — науке о развитии городских систем. В советское время города строились одинаковыми и мало менялись. А тем временем мегаполисы в Европе и Северной Америке прошли тернистый путь, всё время совершенствуясь.
В европейской урбанистике были промахи. И сейчас наша страна повторяет тот же путь проб и ошибок вместо того, чтобы поучиться на чужих. Ведь существует много исследований о городском благоустройстве и примеры Запада. Как раз об ошибках в устройстве наших городов и о возможных улучшениях и пойдёт речь далее.
Автобусные карманы
Каждый россиянин знает, что перед автобусной остановкой существует расширение проезжей части за счёт тротуара. Это называется автобусным карманом. Этот карман, по идее, помогает автобусам быстрее обслуживать людей, чтобы трафик не мешал автобусу. Но на самом деле эти карманы работают в точности до наоборот. Вместо быстрого обслуживания автобусы передвигаются медленнее, чем если бы кармана не было вовсе. Это происходит того, что автобусу нелегко снова влиться в трафик, особенно в час пик. Кроме того, и некоторые безответственные люди любят парковать машины в автобусных карманах. В отдельных странах делают даже антикарманы, чтобы такие не мешали пассажирам садиться в автобус. Но и здесь есть свои минусы. Так что лучшее решение — не делать карман вовсе. Тогда автобус подъедет к остановке, заберёт пассажиров и без проблем сольётся с трафиком.
Широкие автомагистрали
У нас во всех крупных городах улицы превратились в широкие автомагистрали. Расширяют дороги для того, чтобы пробок было меньше. И часто на этих улицах убирают светофоры и пешеходные переходы. Но в итоге все такие улицы и стоят в пробках, только ещё больших. Расширяя дороги, мы делаем город неудобным для пешеходов и способствуем автомобилизации города, провоцируя таким образом жуткие пробки. Так что надо не расширять улицы и магистрали, а напротив — сужать. Тогда жителям будет удобнее передвигаться пешком и на велосипеде, а машин станет меньше. Светофоры же, наоборот, помогают регулировке трафика и уменьшают пробки.
Приоритеты
Думаю, если вы часто ходите пешком по улице, то вы не раз задавались вопросом, почему город — такой неудобный? А ответ максимально простой — неверные приоритеты. Существует четыре способа перемещения в городе: пешком, на велосипеде, общественным транспортом и на машине. Сейчас приоритет в наших городах отдан автомобилям. Но это в корне неправильно! Автомобили могут себе позволить не так уж много людей. Большинство же ходит пешком. Поэтому приоритет должен быть отдан в первую очередь пешеходам. Не стоит ущемлять права большинства. Тогда и города будут удобны. Следующие по «рангу» велосипедисты. Это те же пешеходы, но с велосипедом. И часто им неудобно перемещаться вместе с машинами или пешеходами. Лучший выход — выделить для них велодорожку. Или обеспечить хотя бы минимальный комфорт для велосипедистов — обустроить съезды на дорогу на пешеходных переходах и велостоянки. Далее преимущество перед частным транспортом должен иметь общественный. За день общественный транспорт перевозит людей гораздо больше, чем машины. Для общественного транспорта было бы хорошо выделять полосу движения. И лишь в последнюю очередь урбанисты должны заботиться о комфорте автомобилистов.
Маршрутки
Каждый видел или регулярно пользуется у себя в городе таким видом транспорта, как маршрутки. Обычно это машины частных компаний, которые зарабатывают на том, что обеспечивают перевозки по маршрутам в час пик. этого страдают все. Всё бы ничего, если бы эти маршрутки ездили по расписанию, согласованным с городской администрацией. Но нет, надо больше заработать. В идеале маршрутки должны ездить вечером, чтобы не мешать расписанию городского транспорта и забирать пассажиров, которые не успели уехать по этому расписанию.
Пёстрые знаки
В наших городах знаки несовершенны. Обычно их много, и они говорят об одном и том же. Например, на одном столбе висит огромный знак о запрете парковки, а ниже висит знак, что вашу машину эвакуируют в случае нарушения. Эти обозначения отвлекают водителя от управления. Вместо двух знаков можно было бы сделать один небольшой. Во время движения он не будет бросаться в глаза, а когда водитель решит припарковаться, то увидит, что парковка запрещена. Похожая ситуация с пешеходными переходами. Они выделяются знаком и цветными полосами. И вместо того, чтобы смотреть на дорогу, водитель отвлекается на знаки и полосы и может не заметить самого пешехода. Лучше делать пешеходные переходы приподнятыми и без разметки, или же выделять полосками по границам без разметки.
Пешеходная улица
Почти все улицы в мире — это компромисс между удобством пешеходов и автомобилистов. Но совсем недавно в городах начали делать полностью пешеходные улицы. Согласитесь, было бы приятно в центре крупного города гулять по улице, где нет машин. Пешеходная улица — это некая альтернатива парка. И она должна быть в каждом крупном городе. Это сделает город приятней и удобней.
Платные парковки
Микрорайоны
Если вы житель крупного города, то вы обязаны знать о «муравейниках» или «человейниках». Так называют дома в микрорайонах на окраине мегаполиса. Микрорайоны активно строятся в наших странах. Тем временем в Европе почти везде такие районы были снесены, так как превратились в гетто. Основная проблема таких районов — отсутствие инфраструктуры и, как следствие, работы. Инфраструктура — это объекты, необходимые для жизни современного человека (магазины, школы, общественные места, дороги). Утром все жители такого района уезжают, стоя в пробках, на работу в город, район пустеет. Следовательно, нет смысла открывать здесь рестораны или магазины. Только пивнушки! Вечером в микрорайоне обычно тоже нечего делать. Не посидеть в парке (вместо него двор, стоянка или пустырь), не пойти в кафе или в кино. Всё находится в городе. Потихоньку люди уезжают из таких районов, и их заселяют самые низшие слои. Так и появляются гетто. Что же делать? Нужно сносить такие микрорайоны и делать квартальную застройку. Лучше всего, чтобы в квартале сочетались дома разной ценовой категории. Дворы должны представлять собой общественное пространство как для детей, так и для взрослых. Здесь должны быть места работы (офисы ) и образовательные учреждения (школы, садики). Малый бизнес (кафе, магазины) в таких местах сам по себе начнёт работать. В таком районе и жизнь будет кипеть.
Историческая среда
Историческая среда очень важная составляющая города. Ведь, согласитесь, приятнее видеть центр города с красивыми историческими зданиями, а не высотными современными. Исторические здания делают город привлекательней для туристов. Очень важно сохранять историю, а не уничтожать. И желательно, чтобы была историческая среда (много исторических зданий без современных построек), а не просто исторические здания (вперемешку исторические здания и современные).
Внешний вид зданий
Скорее всего, в вашем городе здания увешаны рекламой и пёстрыми вывесками магазинов. Но это убивает красоту здания, особенно если оно историческое! За всем этим «мусором» здания теряются, да и общее ощущение отрицательное. Лучший выход — аккуратная реклама и общая стилистика вывесок. Таким образом улица станет в разы красивей. Также не стоит забывать о своевременной покраске зданий и починке ветхих.
Урбанистика очень важная современная наука. Благодаря популяризации урбанистики мы добьёмся того, что наши города станут не хуже европейских, а, может, и лучше. Не стоит пренебрегать удобством и внешним видом городов.
35 самых красивых городов России для путешествий
Санкт-Петербург
Истинный русский красавец с белыми ночами, северная «изюминка» России. Здесь находится один из крупнейших художественных музеев мира – Эрмитаж. Достопримечательностей предостаточно – около двадцати разводных мостов, старинные соборы и монастыри, Большой Петергофский и Зимний дворцы. Органично дополняют образ Питера многочисленные садовые и парковые зоны. Отдельно стоит упомянуть величественный Казанский собор и Мариинский театр с его роскошными интерьерами. Любителям современного искусства стоит заглянуть в креативный музей Эрарта.
Москва
Столица огромной и многонациональной страны с историческим центром – средневековой крепостью Кремль и символическим центром – Красной площадью. Эти достопримечательности гости страны и города мечтают увидеть в первую очередь, как и Покровский собор с его разноцветными куполами. Интересны футуристические современные высотки, древние монастыри и соборы, Большой театр, Третьяковская галерея, усадьбы, подворья и музеи-заповедники, среди которых можно выделить Коломенское и Кусково. Особого внимания заслуживают исторические и художественные музеи: например, музей изобразительных искусств им. Пушкина с огромной коллекцией предметов искусства. Впечатляет знаменитая ВДНХ, Старый Арбат, удивительные парки и сады.
Казань
Официально Казань – политический и административный центр Татарстана.
Это место с уникальным историческим колоритом, созданным благодаря переплетению русской и татарской культур. Казань завораживает неповторимым шармом: здесь встретились и ужились несколько религий. Православные храмы в городе успешно соседствуют с мечетями, главная из которых — соборная мечеть Кул-Шариф на территории Кремля. В Казани удастся интересно провести время – посетить Театр оперы и балета, зоосад, Национальный музей. Чего стоит только «падающая» башня Сююбмике. Гастрономическое разнообразие ждет туристов на Кремлевской набережной: в ресторанах здесь можно попробовать блюда как национальной, так и европейской кухни.
Нижний Новгород
История России надежно сохранена в простом самобытном древнем городе, который уютно расположился в самом сердце Приволжья – Нижнем Новгороде. Гости отдыхают и гуляют по набережной Федоровского, наслаждаясь прекрасными видами, которые открываются, в том числе, и со смотровых площадок Чкаловской лестницы.
Ценители музейных коллекций и великолепных архитектурных творений могут побывать в музеях искусств, художественных галереях и полюбоваться Нижегородским Кремлем, а также красивыми храмами, среди которых кафедральный собор Александра Невского и собор Николая Чудотворца.
Екатеринбург
Для любителей приключений и путешествий с впечатлениями и яркими эмоциями Урал – настоящий клад, а его сокровище – Екатеринбург. Он впечатляет европейским порядком, сотнями архитектурных памятников, древними усадьбами (усадьба Железнова) и величественными соборами (Александро-Невским, Свято-Троицким, Иоанно-Предтеченским и другими). Среди других достопримечательностей стоит отметить монументальный Царский мост, относящийся к историческому наследию страны, храм-колокольню Большой Златоуст, усадьбу Расторгуевых-Харитоновых, а также знаменитый Ельцин-центр в современном квартале Екатеринбург-Сити.
Владимир
Владимир — территория древнерусского зодчества, богатая уникальными памятниками архитектуры. Насыщенную историческими фактами историю хранят монастыри (Богородице-Рождественский, Успенский Княгинин), соборы (Дмитриевский, Успенский), храмы (Троицкий, Никитский), музеи (Исторический, Музей природы). Туристы обязательно заглядывают в уютные скверы, гуляют в живописных парках, любуются ухоженными садами. К памятным местам относят и Планетарий.
Калининград
Немцы действительно постарались на славу, создав для себя красивое и живописное место с готической архитектурой. Именно поэтому Калининград и считается своеобразным, так как не похож ни на один другой русский город. Многое здесь сохранилось с довоенного времени: парки и музеи в стиле готики, католические соборы, интересные фортификационные сооружения, один из символов Калининграда – Кёнигсбергский кафедральный собор. Кто побывал в Калининграде, обязательно запомнит еще Королевские ворота и Пальмбургский мост. Внимания также заслуживают руины древнего замка Кёнигсберг и Рыбная деревня с ее ресторанами и уютной набережной.
Архангельск
Несмотря на северную удаленность, Архангельск все равно привлекает путешественников знаменитой и очень красивой набережной и Северным морским музеем. Моряки сами основали музей и не дают забывать о прославленных мореплавателях. Знаковые места – местный Арбат, необычные деревянные сооружения, например, 13-этажный дом Сутягина, Гостиный двор, некогда важный пункт торговли, так как именно через Архангельск проходили важные торговые пути, пока не основали Питер. Только в Архангельске самые уютные узкие древние улочки, которые так нравятся туристам. Запомнится и прогулка по Новодвинской крепости, которая находится в 20 км от города.
Красноярск
Красивый и холодный Красноярск расположился на берегах Енисея. Несмотря на суровый климат, регион исследовали и развивали. Цивилизация пришла и сюда, не нарушив своеобразную завораживающую красоту северной природы. Туристы гуляют по заповедникам и музеям, которые сохранили культурное наследие города. Шикарные фото получаются у кованых памятников «Лошадь белая» и «Царь-рыба». В городе находится несколько католических храмов, включая храм Преображения Господня и футуристический собор Непорочного зачатия. Стоит отправиться также в музей-усадьбу Сурикова, который был открыт по случаю столетия со дня рождения знаменитого художника.
Жемчужина на берегу Черного моря с особым шармом, красивейшей природой, живописными горными массивами и приятным мягким климатом всегда готова встречать новых гостей. Удивительное место просто утопает в зелени и привлекает неповторимым колоритом. Туристы в восторге от шума морского прибоя, уютных ресторанчиков, грамотно организованных пляжей. В Сочи можно безмятежно отдыхать или развлекаться по полной программе в комплексе Ривьера. Интересна Тисо-Самшитовая роща. Благодаря захватывающим видам Орлиных скал здесь любят проводить время и местные жители. Гостей Сочи ждут дендрарий, океанариум и Морской вокзал. Семьи с детьми могут весело провести время в Сочи-парке с его невероятными аттракционами.
Волгоград
Город-герой, основанный в XVI веке, привлекает, как внешней красотой, так и героизмом. В течение всей истории Волгограда его грабили, разрушали, бомбили, но он возрождался и крепнул. Здесь сосредоточен знаменитый мемориальный комплекс «Мамаев Курган» и многочисленные военно-исторические памятники. В центре комплекса – захватывающий монумент «Родина-мать зовет!». Упоминания заслуживает Казанский собор XIX века и католический собор святого Николая. Любители искусства могут посетить Волгоградский драматический театр с вековой историей.
Ярославль
Один из знаменитых культурных центров и древнейших городов России – Ярославль. Он насыщен зелеными парками и скверами, где можно вдохнуть свежий воздух, прогуляться и отдохнуть от городской суеты. Интересный архитектурный памятник – Демидовский столп. Туристов заинтересует рекреационная зона отдыха – парк на Даманском полуострове. Здесь много своеобразных храмов и соборов, среди которых собор Иконы Казанской Божией Матери, церковь Вознесения Господня и многие другие. По-своему примечателен Семеновский мост, известный также как Красный съезд. Обязательно стоит посмотреть памятники Ярославу Мудрому и скульптурную композицию Троица.
Псков
Сюда привозят экскурсии на постоянной основе, так как желающих увидеть архитектурно-исторические памятники северного региона огромное количество. Здесь есть и фортификационные сооружения, включая знаменитый Кром, религиозные строения, много монументов и музеев. В их числе — Поганкины палаты, памятник истории и культуры федерального значения. Поклонники монастырей и старинных храмов отдохнут душой и полюбуются святынями — например, Ольгинской часовней, откуда открываются прекрасные виды. Обязателен к посещение Мирожский монастрь: здесь сохранились домонгольские фрески XII века. Псков радушен и живописен благодаря набережным рек Великой и Псковы.
Посмотрите, какими невероятными могут быть маленькие города
На днях названы победители конкурса проектов благоустройства малых городов и исторических поселений, который в третий раз проводит Минстрой России. Для городов это возможность получить деньги (от 35 до 100 млн рублей) и реализовать свои проекты. «Афиша Daily» показывает избранные, а их авторы рассказывают, как те способны поменять города.
Зачем нужен конкурс малых городов
Руководитель экспертной группы конкурса
Конкурс лучших проектов создания общественных пространств в малых городах и исторических поселениях позволяет жителям стать частью развития своего города, повлиять на его судьбу и делать пространство более комфортным и удобным для них самих.
По условиям конкурса именно горожане становятся ключевыми действующими лицами создания проекта благоустройства: они сообща выбирают ту территорию, которую предстоит благоустроить, принимают активное участие в воркшопах и семинарах, где обсуждается облик и функции этого пространства, ставят задачу архитекторам и принимают их работу. Каждый житель города может повлиять на то, каким станет парк, улица или площадь в его городе всего через несколько лет. Так, городские спортсмены могут поставить архитекторам задачу подготовить для них спортивную площадку, на которой потом будут проходить тренировки; художественная школа — предложить сцену для выступления учащихся; музей — предложить пространство для интерактивной экспозиции.
Агидель, Башкирия
Как проект изменит город: Сейчас в Агидели многие социальные объекты и земельные участки перепрофилируются, изменяется их назначение и использование. Создание нового центрального общественного пространства «Волны Агидели» за счет бывшего участка школы и территории бывшего детского сада — главного общественно-культурного центра города — шаг к реализации стратегии города в парке, экологически чистого, уютного, компактного, комфортного для жизни и привлекательного для инвестиций. Это станет своего рода перезагрузкой советского микрорайона — проект может стать модельным и привести к переосмыслению остальных частей города.
Бавлы, Татарстан
Как проект изменит город: Реализация проекта благоустройства парка создаст новые функциональные зоны для всех групп жителей. Городские сообщества, при участии которых создавался проект, смогут проводить на территории парка мероприятия и праздники. Здесь появятся уличные лектории, сцены, зоны для проведения литературных вечеров, детские и спортивные площадки, новые мемориальные зоны.
Как могли бы выглядеть наши города
Любой из нас почти безошибочно по фотографии может определить, что город находится на просторах России, Беларуси или Украины. Согласитесь, что очень сложно случайно принять какой-нибудь российский провинциальный городок за европейский или американский. И дело даже не в архитектуре, ни в типовых хрущёвках или современных многоэтажках. Из-за того, что за городами никто не ухаживает, весь центр завешан рекламой, вместо газонов грязь, повсюду непонятные заборы и яркие дорожные знаки, фасады зданий облуплены, испорчены кондеями и спутниковыми тарелками (либо, что ещё хуже, закованы в керамогранит), а дворы выглядят так, словно их бомбили.
Из-за того, что за городами никто не ухаживает, иногда кажется, что нам никогда не догнать Европу в том, что касается качества городской среды. Но на самом деле это совсем не так. У нас очень красивые города, но часто мы даже не подозреваем о том, насколько они прекрасны.
Сегодня хочу показать вам, как могли бы выглядеть города бывшего Союза, если бы за ними должным образом следили. Украинский дизайнер и видеоблогер Андрей Гупса в своём проекте «Процветает» на протяжении последних лет преображает города с помощью фотошопа.
Думаю, часть фотографий вы уже могли видеть, поскольку проекту несколько лет, но некоторые из них появились совсем недавно. Обратите внимание, что во многих случаях достаточно лишь привести в порядок фасады зданий, немного убрать улицу, чтобы все выглядело совсем иначе.
Воркута расположена в 150 км к северу от полярного круга, в зоне вечной мерзлоты. Здесь отвратительный климат – холодный и влажный, с вечно пасмурным небом. В прошлом веке ради рекордов и лозунгов тут положили тысячи жизней, в основном жизней заключённых. Сегодня всё, что было построено на их костях, разрушается и никому не нужно.
Отреставрированный фасад здания, аккуратные фонари, ёлочки, отсутствие проводов, после чего по улице уже хочется прогуляться.
Ныне заброшенный город-спутник Чернобыльской АЭС. В свое время был образцовым советским городом. Сегодня город сохранился в том виде, в каком он был при аварии, разве что всё заросло. Если растительность убрать, то он будет похож на многие другие постсоветские города, с теми же проблемами и сложностями.
10 городов России, у которых нам есть чему поучиться
Вчера я показал вам 10 иностранных городов, которые за последние годы придумали, как им радикально себя улучшить. Россия тоже не ограничивается программой «Формирование комфортной городской среды». Здесь происходят удивительные вещи! Взять хотя бы Зарядье или Новую Голландию. Но это слишком простые и очевидные примеры.
Давайте посмотрим, как наши города превращаются в европейские – и какими способами!
Начнём с Питера. Город можно похвалить за новую дорогу – это Западный скоростной диаметр (ЗСД), хороший пример внеуличного шоссе, у которого нет пересечений с обычными улицами и жилыми кварталами и которое призвано снизить количество автомобилей в центре города. ЗСД был полностью открыт в декабре 2016 года, проезд по нему платный (у дороги несколько тарифных зон, стоимость проезда зависит от класса автомобиля).
Впрочем, избежать пересечения с жилыми районами получилось не везде: на Канонерском острове ЗСД прошёл практически по крышам домов. Вроде бы эти дома хотели расселить, но в некоторых люди всё ещё живут.
Говоря о достижениях Петербурга, нельзя не упомянуть «Чижик» – это первая в России частная трамвайная линия. В целом это противоречивая практика, потому что общественным транспортом должен управлять город. Частные перевозчики будут забирать себе самые хлебные маршруты, оставляя городу право платить за убыточные. Но для развития трамвайной системы Питера появление «Чижика» – скорее плюс, потому что Смольный в последние годы трамвай не развивал, а уничтожал. Тем более что «Чижик» сегодня интегрирован в систему городского транспорта, и оплачивать проезд можно картой «Подорожник». Посмотрим, к чему это всё приведёт.
К ЧМ-2018 в Казани на территории озерной системы Кабан сделали лучшую набережную в России. Тут построили деревянные мостки и палубы, придумали систему фильтрации воды с помощью растений, установили немецкую детскую площадку с системой каналов и шлюзов и даже оставили место для велодорожки!
Металлическое ограждение с перфорацией символизирует волны, за ним установлена осветительная система, которая вечером красиво подсвечивает берег. Выше проходит довольно оживленная улица, но благодаря грамотному проектированию внизу её практически не слышно.
Отличительная черта этого проекта – система каскадов, которая чистит воду. Работает она так: вода набирается через насос и поднимается в начало каскада. Там высажены растения, которые забирают из воды загрязняющие элементы и перерабатывают их в процессе фотосинтеза. Один из каскадов усажен камышами, второй – цветущим дербенником, третий – кувшинками. Протекая через корни, вода проходит естественную фильтрацию и вновь возвращается в озеро.
Редкий для наших городов пример велодорожки, которая отделена как от пешеходной зоны, так и от проезжей части.
В Белгороде в прошлом году утвердили стандарты качества жилья, благодаря чему новые многоквартирные дома строятся уже немного иначе: с прозрачными входными группами, упорядоченными кондиционерами, без жёлтых газовых труб на фасаде и т.д.
Даже микрорайон «Новая жизнь», который я тут недавно раскритиковал, сравнив с хрущёвками, выглядит намного лучше среднего российского ЖК. Его создателей подвело лишь желание сэкономить. Дома были построены без лифтов и балконов, а благоустройство оказалось серьёзно недоработанным.
Но вот вам обычный белгородский ЖК для сравнения. Есть разница?
Если не Москва или Петербург, то Екатеринбург – мой самый любимый город в России. И люблю я его за особую энергетику. Казалось бы, провинция, но движуха в Екатеринбурге не хуже, чем в Москве! И всё это благодаря самим екатеринбуржцам. Это самый небезразличный город в России. Жители не позволяют себя обманывать и активно защищают город. Чего стоит хотя бы история с храмом! Екатеринбург показывает всей России, как нужно защищать свой город!
Это тот город, который действительно заслуживает звания «третьей столицы». Что ещё хорошего в Екатеринбурге? Это уникальный заповедник архитектуры конструктивизма!
К ЧМ-2018 тут неплохо реконструировали советский стадион.
Ну и, конечно, потрясающий «Ельцин Центр», пропитанный духом свободы.
Красноярск есть за что любить! Во-первых, именно здесь появился один из первых хороших новых районов в России – «Южный берег». Где ещё вы найдёте тротуары такой ширины вдоль живых фасадов с магазинами и кафе? А сомасштабную человеку застройку? А дворы без машин?
К благоустройству и качеству работ у меня были некоторые замечания, но в целом этот проект на голову выше большинства аналогов.
А ещё Красноярск внезапно оказался гастрономическим раем. В городе много отличных кофеен, баров и ресторанов. И даже фудтраки почти как в Дубае!
Коломна – хороший пример грамотного развития небольшого города. Во всяком случае, попыток такого развития. В Коломне берегут историческое наследие. Проблема в том, что на весь город это не распространяется, и некоторые старинные здания пожирает евроремонт.
Смотрите, историческая колонка! Мы в Коломне или в Лондоне?!
От варваров спасают не только дереволюционные дома, но и конструктивистские здания.
В Коломне есть новые трамваи и платформы с остановками.
И даже трамвайно-велосипедно-пешеходные улицы! Исполнение могло быть лучше, но это уже вопрос опыта. Важно, что у города есть желание развиваться.
Грозный был полностью разрушен во время войны, но ему удалось создать новые точки притяжения. Это большая редкость для России, потому что обычно мы смотрим на историю. Но если истории нет, то что делать? Делать чудеса. По этому пути в своё время пошёл Дубай. Грозный, конечно не Дубай, и к нему много претензий, но концептуально они делают всё правильно – создают новые достопримечательности. Прежде всего это, конечно, мечеть «Сердце Чечни», одна из самых больших в Европе. Сейчас в столице Чечни строят небоскрёб «Ахмат Тауэр», который должен стать архитектурной доминантой города.
Музей в национальном стиле:
Главная претензия к Грозному – качество новой архитектуры.
Грозный мог бы брать пример с Дубая или Астаны, которые приглашают лучших мировых архитекторов. Как я понял, в случае с «Ахмат Тауэр» так и поступили, должно получиться хорошо.
С Ростовом всё просто: тут построили Платов – самый красивый аэропорт России. Он появился в рамках подготовки региональных аэропортов к к ЧМ-2018. Здание спроектировало британское бюро Twelve Architects. Особенно удобно, что пассажиры, войдя в основной терминал аэропорта, сразу попадают к стойкам регистрации.
У Платова очень красивый VIP-терминал, большая редкость для наших аэропортов.
Красивые и уютные интерьеры.
Главный минус Платова – расположение: добираться до центра Ростова надо целый час. Но всё равно это, по-моему, лучший аэропорт в стране!
Альметьевск в один прекрасный миг решил стать российским Копенгагеном. Я имею в виду его велосипедизацию (уникальный для России случай). Вообще, город для такого эксперимента очень удобный: всего 160 тысяч жителей, машин относительно немного. Если всё получится, потом этот опыт пригодится в Казани и других городах России.
Городские власти решили не ждать пробок и не идти по чужому пути ошибок с расширением улиц и строительством парковок на месте площадей. Вместо этого они решили мотивировать жителей использовать компактный велосипед в качестве транспорта уже сегодня. Для этого была нанята команда профессионалов из Копенгагена, которые подготовили проект велодорожек по всему городу. Цель города – создать такие условия, чтобы пятиклассник мог самостоятельно и безопасно доехать на велосипеде от дома до школы.
От других наших городов Альметьевск отличается качеством инфраструктуры и вниманием к деталям. Смотрите, вдоль велодорожек есть даже специальные наклонные урны!