Как сделать ручку для каллиграфии

Калам для декора и каллиграфии своими руками

Еще один мастер-класс Дмитрия Дубровского — как сделать перо для каллиграфии из тростника своими руками.

«Сейчас мало кто пишет вручную. Век компьютеров, «мобилок» и прочих гаджетов, кажется, напрочь атрофировал способность писать ручкой. Тем более красиво. Уж тем более — пером. Именно поэтому каллиграфические навыки становятся ценным умением.

Представьте, как приятно вашему родному человеку получить открытку, написанную особым шрифтом да еще вручную. Можно приобрести перьевую ручку в художественном магазине. Но вышеуказанный товар встречается редко. Как раз речь пойдет тут не о фирмах и видах металлических перьев.

Вашему вниманию самый древний натуральный пишущий инструмент – калам (или калям). Его использовали еще древние персы и индийцы. Вам он достанется абсолютно бесплатно, если в вашей местности растет тростник.
Интересно? Что же, тогда запаситесь терпением и отправляйтесь за тростником.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Именное поздравление от Деда Мороза для детей и взрослых

Поздняя осень — самое время. В эту пору он созревает полностью. Зеленый нам не подходит.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Добычу необходимо очистить от листьев. Подсушить пару дней.

Отмерьте от края промежуток на длину большого пальца.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Очень аккуратно, без демонстрации силы, срезаем один слой стебля на половину диаметра.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Срезаем еще раз под углом около 30 градусов, отступив немного.

Потом угол среза делаем еще острее.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Придаем вид широкого плоского пера.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Кончик его обрезаем, чтобы был ровным. Вот так.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Подчищаем все неровности. После переворачиваем перо и срезаем слой, отступив 1,5 мм под углом около 45 градусов.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Делать это лучше на столе или любой другой удобной плоской опоре. Завершающий штрих. Будьте внимательны. Нужно сделать надрез прямо посередине пера.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Но прежде, чтобы трещина не пошла по всей тростинке, необходимо сделать маленькое отверстие. В идеале применяют тонкое сверло. Но можно проколоть шилом.

Калам готов. Теперь вам понадобится тушь или чернила. Если удастся, можно попытаться повторить известные шрифты средневековья. Но это не обязательно. Попробуйте написать несколько букв и возможно вы получите свой шрифт.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

С помощью калама и туши можно красиво подписать открытку, записку к подарку, саму упаковку. А какие возможности в декоре… Удачи!»

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Спасибо Дмитрию! От себя добавлю, что видела на Средневековом фестивале в Испании писца с каллиграфическим пером. Красиво написать имя на подготовленном листе у него стоило 3 евро…

Источник

Как подготовить каллиграфическое перо к работе с тушью или чернилами?

Многие начинающие каллиграфы сталкиваются со сложностями. Перо плохо смачивается, тушь на пере быстро заканчивается, иногда тушь стекает и блямбой капает на бумагу, народ психует и забрасывает все это дело в дальний угол Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфииДрузья, эти проблемы не относятся к какому-то одному производителю перьев. Перо практически любого бренда будет вести себя подобным «непокорным» образом прямо из коробки/упаковки.

Существует несколько способов, как привести перо в рабочий вид, расконсервировать его для творчества. Есть варианты с проведенением пера через пламя, обработка нашатырем и т.д. Но я расскажу о самом, пожалуй, безопасном варианте.

Итак, что вам понадобится для этого:

Вот как выглядит перо, если им начать пользоваться сразу из упаковки, без обработки. Обратите внимание на неравномерность смачивания. Поверхность пера как-бы «жирная» и потому тушь плохо «цепляется» к металлу и распределена неравномерно, собирается крупными неровными участками.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Моем руки с мылом и приступаем к обработке самого пера. Несмотря на то, что на фото приведен пример с зубной пастой, я все же рекомендую сделать кашицу из стирального порошка, хорошо размешать ее и обрабатывать получившимся составом обе поверхности пера.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

На каждую сторону уйдет примерно 1-2 минуты.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

После обработки моющим составом переходите к промывке пера в проточной воде.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

После этого тщательно промокните и просушите перо. Обратите внимание, недопустимо попадание ворса или клочков бумаги между усиками пера.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

После просушки можно приступать к тестированию. Сравните результат из первого фото и из последнего. Разница очевиднаКак сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

После работы с тушью, перо (и при необходимости сам держатель) нужно промыть от остатков туши, высушить и только после этого убирать на хранение.

Источник

Обзор 15 основных инструментов для создания каллиграфии

Обзор популярных инструментов, применяемых в каллиграфии, от пользователя LiveJournal — barbariskina.

Статья полезна не только тем, кто собирается освоить каллиграфию, многие инструменты также применимы и в леттеринге.

Наверное, мало кому из знакомых не известно о моем увлечении каллиграфией. Начала я примерно год назад с двухдневного интенсива, во вводной части которого нам рассказали об основных инструментах, и была возможность их опробовать.

А в этой статье я хочу рассказать, чем я пробовала писать за это время, что из этого получилось, и чем пользуюсь сейчас. Сразу признаюсь, что учусь я совсем не по правилам, за исключением недавнего курса по брашпену и пары мастер-классов — своими силами, мало углубляясь в классическое письмо.

Но, в своё оправдание хочу сказать, что у меня и не было задачи освоить каллиграфию во всех стилях и с нуля, скорее — получить удовольствие от процесса, понять логику инструментов, что идет на пользу моим шрифтовым картинкам. Плюс у меня есть приличный дизайнерский опыт и понимание основ типографики, и этого хватает, чтобы получались более-менее симпатичные штуки в свободных модерновых стилях.

Ну и мир каллиграфии настолько обширен, что с какой стороны не подступись — все равно копать и копать))

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Так что я не могу дать четкую и полную классификацию всех видов письма, могу только поделиться своим небольшим опытом. Для каждого инструмента у меня нет настолько сильных примеров, как мне бы хотелось, поэтому иллюстрирую тем, что есть, зато собственным, за исключением пары фото, где мы писали вместе с zirazulu))

Инструменты новичкам

Для новичков правильным будет такой порядок: самый простой инструмент, прописи (лучше писать понемногу и часто, чем редко, но 5 часов подряд), потом — смотреть работы мастеров и копировать их. Если есть возможность — ходить на мастер-классы, общаться с единомышленниками. Постепенно, при погружении в тему, появляется понимание и собственное направление, свои приемы, начинает складываться индивидуальный стиль.

Базовый инструмент, с которого как раз рекомендуют начинать новичкам — это ширококонечное перо. Им пишут как классические виды письма: минускул, итальянский курсив, готику и т. д., так и свободные современные стили. Из этого многообразия я пробовала только готику и совсем недолго.

Для начала попробуйте писать классическими широкими перьями. Лучше — с тушедержателем, это такая пластинка, закрепленная на пере, так туши хватает на более продолжительное время. Тушь у меня самая обыкновенная, Гамма или Кохинор, белила — обычные гуашевые. Начать можно с итальянского курсива или готики, по прописям много информации можно найти, там все достаточно просто, главное — соблюдать наклон пера и разработать руку.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Если после знакомства и упражнений с обычными перьями осталось желание продолжать (или вы можете себе позволить покупать инструменты подороже без точного понимания, будете ли ими пользоваться), то можно потратиться на Pilot Parallel Pen. Это заправляемая автоматическая ручка, главное ее удобство — не нужно постоянно макать перо в тушь, можно носить с собой и тренировать где угодно. У меня 2 размера — 6,0 и 4,8 мм. Есть еще 2 размера поменьше, но ими редко пользуются. Да и для начинающих, чем больше контраст штриха — тем лучше.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Картриджи можно докупать отдельно, а можно перезаправлять обычными чернилами (не тушью, а именно чернилами на водной основе). Я заправляю Гаммой, обычным шприцом без иглы, картридж ставлю в биндер, надеюсь, что по фото все понятно. Плюсы — дешево и не жалко, минусы — чернила плохо отмываются с пальцев)) Еще одно достоинство «параллелек» – возможность писать тонким краем и менять нажим и положение пера при проведении линии. Так можно добавлять интересные декоративные элементы. А при быстром проведении, особенно по фактурной бумаге, такая ручка «проскальзывает», штрихи получаются с очень интересной, рваной фактурой.

Кисти для каллиграфии

Когда буквы начнут получаться более-менее уверенно — можно пробовать для этих же видов письма плоские кисти. Ими писать немного сложнее, они не такие послушные, как перья, более пластичные, но в этом и их прелесть. Слышала, что для каллиграфии есть укороченные плоские перья, но в киевских магазинах не встречала. В качестве инструментов можно приспособить все, на что хватит фантазии — заточенную палочку, склеенные зубочистки, пластиковую карточку, я вот иногда пишу на больших форматах поролоновым спонжем (или что это вообще).

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Примеры каллиграфии «параллельками» и плоскими кистями

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

А вообще мое увлечение каллиграфией началось с остроконечного пера. Там тоже куча видов и школ, более классических (типа cooperplate), декоративных (flourish) и более свободных (French style). То, что я пробовала писать — ближе к последнему скорее всего.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

С перьями — вопрос сложный, их продается какое-то нереальное количество в зарубежных инет-магазинах (например, www.scribblers.co.uk или http://kalligraphie.com), а вот в местных магазинах — выбор не радует. Из того, что нашла в городе и пробовала, самыми подходящими для начинающих показались Leonardt 256 (1), не царапает бумагу и не требует виртуозного владения. Еще почти с такими же качествами — HIRO Leonardt №41 (2). Сейчас самое моё любимое перо – Leonardt G (3), очень пластичное, послушное, дает хороший контраст, но немного практики перед его использованием не помешает, наверное.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Еще два интересных пера (но эти уже для продвинутых) в моей скромной коллекции — синее Leonardt 40, дает потрясающий контраст линии, но требует аккуратного обращения. И Leonardt 801, это в основном для коперплейта, без тушедержателя нереально писать) Кстати, о тушедержателях (на фото под перьями – самодельный), их почти невозможно найти в наших магазинах, поэтому часто их вырезают самостоятельно из жести, или обматывают перо тонкой проволокой, что я обычно и делаю.

Примеры работ острым пером:

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Брашпены

И, наконец, самые используемые инструменты — брашпены) Первое, чем я пробовала писать — это маркеры, просто потому, что они уже были. Copic Sketch (4) мне показались слишком мягкими, Letraset Tria (3) — уже получше, а вот Faber-Castell Pitt (1,2) — очень нравятся до сих пор, их вполне могу посоветовать для начала, чтобы понять логику инструмента и сделать первые упражнения. Цена у них приемлемая, и есть приятная упругость, чего мне не хватает в других инструментах.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Небольшие лайфхаки от меня — наконечник можно немного выдвинуть, а когда он растрепается — вытащить и перевернуть. Краски в них хватает надолго, у меня закончились некоторые цвета после года нерегулярных зарисовок и полутора месяцев упорных и многочисленных занятий каллиграфией. К тому же фаберы не требую специальной бумаги, в отличие от спиртовых маркеров. Но скрипят, муж жалуется))

Примерно с такими же наконечником, но чуть толще — Marvy Brush (9), тоже достаточно быстро убивается. Из заправляемых пробовала — Platinum Pocket Brush Pen (7), приятный, но и его наконечник изнашивается быстрее, чем ожидала, и чернилами не заправишь, нужно покупать родные картриджи.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Самый распространенный и достаточно удобный вариант ручки-кисти — Pentel Pocket Brush Pen (8). Автоматическая, заправляемая, чернила на водной основе — подходят. Заливаю так же, как и в «параллельки», только лучше с иглой, отверстие маленькое. Хоть и недешевы, но главное их достоинство — наконечник не цельный, а в виде кисточки, из-за этого он не изнашивается, очень пластичен и приятен в работе.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Но больше всего по душе мне все-таки водные кисти, у меня Aquash Pentel Watercolor(5) и Sakura (6). Бывают разных размеров, наконечник — кисть, как у предыдущей ручки, особой разницы в поведении я не заметила, а цена гуманнее, и заправлять нужно реже. В резервуар можно залить воду и писать акварелью, можно — уже разведенную акварель, можно — чернила (я развожу пополам с водой).

Ну и те же приемы можно использовать для письма обычными круглыми кистями, они требуют чуть большей уверенности, но зато ими можно писать на больших форматах. Это очень круто и очень полезно иногда делать, чтобы работа велась от плеча, раскрепостилась рука.

Вообще, по брашпенам у меня есть представления об идеальном инструменте, но пока я в поиске)) Их много на самом деле, есть еще, что попробовать. По видам письма — просто нереальное разнообразие, полный фристайл. У меня пока все примерно одинаковое получается, нет еще той легкости и наработанной «каллиграфической лексики».

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

А вот по картинке с копиями работ можно увидеть, насколько разные результаты можно получить.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

А здесь видно, зачем мне нужен биндер для заправки картриджей чернилами)

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Самодельный ColaPen

И добавлю еще один интересный инструмент, который делается самостоятельно из жести — ColaPen (последнее фото). Название как раз пошло от Кока-Кола, но их жесть мягковата, хорошо подходят крышки от открывающихся консервов. Схему вырезания в инете можно найти, вырезается “лопаточка”, сворачивается пополам. Инструмент очень любопытный, не всегда предсказуемый, дает классные эффекты. В зависимости от положения линия получаются толще или тоньше, появляются специфичные рваные края, неровности, брызги и затеки. Я недавно его попробовала сделать, очень нравится, хорошо помогает в борьбе с перфекционизмом))

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Пару слов о бумаге: прописи пишу на обычной офисной бумаге, вниз кладу разлинованный лист, это позволяет не размечать все каждый раз, и не печатать линейки. Кохиноровская тушь (я чаще всего пишу голубой) приятно ложится на обычный ватман. Интересные эффекты получаются на дизайнерском фактурном картоне или бумаге для пастели, особенно если по цветному писать белой гуашью (пробовала и острым пером, и плоской кистью). То же самое актуально и для крафта.

Для занятий брашпенами купила 50 листов упаковочной бумаги, продается в строительных магазинах типа Эпицентра, стоит недорого, использовать не жалко, и большой формат всегда под рукой, если нужно. Очень пригодится и калька, можно писать и острым пером, особенно белилами мне нравится, и брашпенами, приятно скользят. Еще калька незаменима, при доведении надписи до окончательного варианта, ее накладывают на первоначальную надпись, делают исправления, и так можно несколько раз, очень удобно. Из моих личных предпочтений — очень нравится, как пишут браши по мелованной бумаге, этим добром можно разжиться в копи-центрах.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Вот вроде бы и все, чем я пользуюсь. Занятие это для усидчивых и увлеченных людей, в общем-то за счет увлеченности и получается столько упражняться)) Если получается криво — не расстраивайтесь, это нормально, все прописи идут в копилку опыта, моторика оттачивается, в какой-то момент «перещелкивает» и линии начинают получаться ровными, а еще через пару пачек бумаги вы начнете понимать, куда эти линии можно вести))

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Поначалу все нужно делать медленно и плавно, не обманывайтесь легкостью и беглостью движений профессионалов, так круто и быстро получится чуть позже, с годами практики)) Возникает, конечно, противное чувство, что необъятное не объять, но определенных успехов все же можно добиться, тут от ваших целей зависит. Обычно насмотрюсь работ на Пинтересте, Бихенсе и других тематических сайтах, а потом утешаю себя тем, что эти люди занимаются только каллиграфией долгие годы))

Буду рада, если мой опыт будет интересным или полезным!

Источник

Плоское перо, Parallel Pen — с чего начать?

Основы изучения ширококонечного пера с Виллу Тоотсом

Книга Виллу Тоотса попала ко мне через несколько месяцев изучения плоского пера. Полистала, вроде бы всё по делу, но вот образцы страшно не понравились. А копировать то, что страшно не нравится довольно затруднительно. Забросила. Как же я жалею об этом. Предлагаю учесть мои ошибки и прочитать несколько страниц этого невероятно полезного пособия самым внимательным образом.

Внимательное чтение подразумевает чтение критическое. Проблема в том, что начинающим всё ново, осмыслить же подобные пособия можно только в ходе практики. Поэтому, возможно, кому-то пригодятся мои заметки за чертой.

Перья

Всё, что касается перьев обладатели Parallel Pen могут опустить. Там другие проблемы, для решения которых актуальны статьи:

Ширококонечное перо (типа рондо, ато) отличается от перьев других типов тем, что толщина его штриха зависит от угла наклона пера. Это позволяет разнообразить формы шрифта. Ширококонечным пером удобно писать как округлые буквы, так и буквы угловатой формы.

Рондо похоже на SpeedBall — плоское перо с несъёмным тушедержателем.

Для написания простейших и крупных букв можно употреблять и обычные плакатные перья.

Ширококонечное перо имеет обыкновенно правосторонний срез; перья с прямым срезом применяются реже. Перьями с левосторонним срезом пользуются левши.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфииВиды срезов кончика пера:
1 — перо с левосторонним срезом; 2 — перо с прямым срезом; 3 — перо с право­сторонним срезом; 4 — перо с сильным левосторонним срезом для левши

Сейчас большой выбор перьев. 1, 3 трудно достать. Выпускают Speedball, Brause и William Mitchell. Самые доступные:

2. Manuscript Round Hand (Leonardt). Дешевое перо, мягкое, бывает некачественное, но заметит это только профессионал. Для упражнений из статьи его вполне хватит. Плакатные перья — хороший новичковый вариант.

3. Leonardt 70 (tape), в магазинах их часто позиционируют как перья для орнамента, но это одно из лучших перьев. Достаточно жесткое, чтобы справился новичок. Тушедержатель съёмный, что тоже удобно. Speedball — Очень мягкие, с тремя расщепами — не для новичков.

В розницу — эти перья будут дешевле, чем в наборах на 30-50%.

После работы перо протирают мягкой тряпочкой; соскабливать присохшую тушь ножом не следует, перо от этого портится.

Варианты: туалетная бумага, спиртовые салфетки; зубная щётка с мылом, в трудных случаях — с зубной пастой.

В результате износа углы металлического пера округляются, не дают больше четких штрихов и волосных линий. Затупившееся перо можно осторожно подточить с боков на точильном камне или обыкно­венном мелкозернистом бруске.

Поверхность для письма

Работать шрифтовыми перьями лучше на пюпитре с наклоном, а не на обычном столе. Пюпитр позволяет принять более удобную позу, обеспечивает равное расстояние между глазом и всеми строками текста; при этом создается такой наклон пера к бумаге, чтобы краска не стекала с пера слишком быстро. После каждой строки бумага на пюпитре сдвигается кверху, при этом рука и глаз художника сохраняют постоянное положение по отношению к тексту. Непременно нужно подложить под руку чистый лист бумаги, чтобы рукой не загрязнить бумагу оригинала.

От Parallel Pen на конторке натёк в конце штриха в два раза меньше. С точки зрения физики всё логично, у пера почти нет наклона, чернила стекают медленнее. Из-за этого, кстати, может быть наоборот плохой сход, если чернила слишком жидкие или слишком густые. Густые — понятно почему, жидкие слишком быстро отекают от пишущего узла.

Для начинающего наклон доски может быть и меньше, чем 45°; опытному же исполнителю рекомендуется увеличивать наклон до 60°.

Непонятно. Профи пишут быстрее, следовательно сход с пера должен быть быстрее, но на 60° он медленнее.

Варианты: конторка, планшет А3—А2, упертый нижним краем на колени, верхним на стол, настольный мольберт, этюдный ящик.

Бумага для шрифта и черновик положены на пюпитр под тесьму. Левая рука движется за пером и прижимает бумагу к столу.

Тесьма, бумага, пюпитр… морочно. Мы же как привыкли, положить тетрадочку как-нибудь и потом под неё изгибаться.

На практике несколько листов не попадала палкой в клетки, чувствую себя сильно глупо, пока не догадалась выровнять лист по краю доски, которая делает вид, что она пюпитр. Палка вписалась, спина выпрямилась.

Рука — рычаг, она физически не может повести линию сверху вних неровно. Если рычаг слабый, то будут “вибрации” в штрихе — волны, дрожание. Но если стабильно съезжает наклон, значит лист находится под неправильным углом по отношению к перу. Я стараюсь писать на коврике для нарезки, там хорошо видно как лежит лист. Думаю, бумага и тесьма, кроме собственно функций придерживания и защиты листа, помогают контролировать его правильное положение.

Бумага

Для написания шрифта надо выбирать гладкую, но не глянцевую (меловую) бумагу. Всевозможные сорта бумаги с тисненной и шерохо­ватой поверхностью для упражнений в письме пером мало пригодны.Их можно употреблять лишь после того, как упражняющийся в шрифте успел уже приобрести нужные навыки в овладении пером.

Если перевести на язык современной действительности — это офисная и плотная тетрадная бумага, подробнее смотрите статьях:

Пишут шрифт обычно черной тушью. Чертежная водоустойчи­вая тушь бывает часто слишком густой и быстро высыхает, поэтому ее разводят дистиллированной, кипяченой или дождевой водой. Хорошо служит для написания шрифта черная акварель, а для крупного шрифта — смесь акварели и гуаши. Холодный тон черной краски можно превратить в теплый, если прибавить к ней какую-нибудь коричневую. Приобретая необходимые навыки, можно употреблять и другие краски. Очень красив текст, написанный красками различных коричневых тонов. Выделить инициалы и отдельные декоративные строки можно красной краской. От слишком светлых красок следует при упражнении воздерживаться: когда нет резкого контраста между краской и бумагой, трудно контролировать начертание букв. Жидкие «золотая» и «серебряная» краски создают приятные эффекты, например, в инициалах, начальных строках и т. д. Но эти краски требуют гораздо большего навыка, чем всякие другие.

У каждого увлечения бывает кризис. Мой был месяцев через 8 после начала — перестала меня радовать каллиграфия. Спас положение цвет. Акварельные градиенты Parallel Pen были просто волшебно красивы. С тех пор я очень увлекаюсь всяческими экспериментами с красками. Подробнее:

Лучшей краской для выполнения скорописного шрифта считается китайская тушь. Она продается в виде палочек. Палочку не растворяют в воде, как акварель, а натирают в тигле с матовой или немного шероховатой стенкой. Вместо тигля можно использовать матовое стекло. Написанный китайской тушью шрифт по высыхании приобретает ровный бархатисто-черный цвет, он не стирается резинкой при удалении вспомогательных карандашных линий.

Даже довольно примитивная Школьная тушь даёт какую-то феерию серых оттенков — это очень красиво. Однако возни с пером больше. Не знаю как ведёт себя качественная тушь, но Школьная быстро подсыхает, если тушедержатель не снимается как в SpeedBall — это совсем неинтересно.

Упражнения

Орнамент

Чтобы приучиться правильно держать перо, полезно начать с орнаментальных упражнений. Рисунок орнамента только на первых порах можно размечать карандашом на бумаге в клетку. В дальнейшем от этого следует отказаться и писать только на чистой белой бумаге. Применять при письме линейку и циркуль также не рекомендуется; линейка употребляется только для проведения карандашом линий строк.

Немало здесь сломано гордыньки. Если скучно рисовать первый ряд, попробуйте с конца. Например, решетка в 6-й строке никогда не получится ровной, если косые палки из 1-й были прописаны для галочки. Здесь важно всё: равноудалённость, наклон пера, наклон штриха. Распечатайте первую строку орнаментов и пропишите по кальке — это очень поможет разобраться углом наклона и направлением пера. Для отрисовки подойдёт перо 2 мм: Leonardt Round №2, Speedball C3.

Жизнь сильно облегчит сетка — перо под углом 45° должно как раз делить квадрат по диагонали. Если всё время держать правильный угол, то со временем можно ровно прописать орнамент по неразлинованному листу, даже не отмечая высоту строки. Это такое свойство плоского пера — предсказуемость.

Тушь переносят из флакона в тушедержатель пера специальной палочкой. Наполнять перо тушью нужно умеренно; если перо переполнено краской, то все штрихи, особенно волосные, заметно утолщаются, трудно выписать чисто углы букв.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Да! Из-за обмакивания, например, невозможно писать гуашью — пигмент будет зажирнять перо. Также плакатное перо даёт очень жирную линию, если не наносить тушь/краску кисточкой.

Нельзя вести перо концом вперед, т. е. снизу вверх и справа налево.

Не то, чтобы нельзя — неестественно.

Каждую линию надо проводить за один прием; проводить новую линию для исправления уже написанной не рекомендуется.

Будут грязные наплывы, на плохой бумаге — дырки.

Все соединяющиеся линии должны аккуратно соприкасаться. Это особенно важно в округлых знаках, где много сопряжений дуго­образных штрихов.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

1 — буквы «а» в местах соединения штрихов ужирнились. Это нарушает равномерность картины шрифта;

2 — соединительные штрихи букв сопряжены неаккуратно; возникшая «ступенчатость» делает картину шрифта неспокойной;

3 — округлые штрихи выведены остроконечными. Шрифт стал угловатым, удобочитаемость понизилась.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфииИзменение характера шрифта при различном положении пера

На рисунке видно, как ширококонечное перо при различном наклоне к линии строки дает штрихи различной толщины. Эти различия в толщине штрихов зависят также и от угла среза пера. Чтобы обеспечить одинаковые соотношения штрихов во всех буквах, сохранить, как говорят, логику ширококонечного пера, необходимо держать перо во время письма под одним и тем же углом наклона. Когда пишущий изменяет положение инструмента в руке, он тем самым изменяет и соотношение толщины штрихов. При этом искажается рисунок букв и ритм шрифта. Такая ошибка очень часто наблюдается у начинающих художников, на это следует обращать особое внимание.

Угу. Наблюдается. Поэтому так важно добиться хороших орнаментов. Здесь нарушение симметрии очевидно, то что легко простится себе в буквах, в орнаментах слишком заметно.

Опытный художник меняет положение пера при письме только в редких случаях, в менее существенных элементах букв.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфииУлучшение ритма штрихов в буквах, написанных ширококонечным пером.
Вверху — буквы, написанные по логике ширококонечного пера (без поворота
пера). Внизу — (рекомендуется) написание букв с поворотом пера при написании левосторонних диагональных штрихов

Такую технику письма, с изменением положения пера, можно рассматривать как рисование ширококонечным пером.

Алфавит

Кроме орнаментальных упражнений, мы предлагаем выполнить пером шрифт антиквы. В процессе обучения этот шрифт нужно писать так же крупно, как на приведенной иллюстрации.

Очень хороший шрифт — лёгкий и красивый. Последующие стили рекомендуется изучать в том же порядке. Разбивая на дукты (штрихи) по образцу.

Не рекомендуется для упражнений писать буквы в алфавитном порядке, это методически неправильно. При выполнении упражнений буквы группируют по сходству начертаний. Общие элементы сходных букв непрерывно повторяют до тех пор, пока не будет усвоено их написание.

Семченко считает, что если буква без изменений повторена 5 раз, то можно считать её усвоеной. П.П.Чобитько рекомендует прописывать буквы не менее 60 раз — это лист А4, примерно.

Затем пишем буквы 2-й группы, состоящие из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий — А Ж И К М Х 1 4

За ними следуют буквы 3-й группы, в которых прямые штрихи соединяются с округлыми — Б В Д Ж К Л Р У Ф Ч Ы Я 2 5 6 7 9

После прописных букв можно приступить к написанию строчных, также распределив их по указанным группам.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Три основных приема при работе ширококонечным пером (для большей на­глядности приводится перо с прямым срезом):

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфии

Для лучшего контроля толщины штриха, проведенного ширококонечным пером, иногда рекомендуется писать двумя связанными карандашами. Так яснее видны изменения толщины штриха ширококонечного пера

Текст

Научившись писать одинаковые буквы и безупречно ровные линии, можно перейти к письму слов и целых предложений. Для разно­образия композиционных решений надо писать буквы как большого, так и малого размера; прозаический текст чередовать со стихо­творными.

Вот здесь самое время подключить понравившийся стиль, лучше всего италик. Разбиваем алфавит на дукты, прописываем, как антикву и переходим к рекомендованным словам и словосочетаниям. Здесь важно научиться держать межбуквенный ритм. Буква сама по себе не живёт, все идеальные формы рассыпятся под воздействием соседних букв и связок. Поэтому не пугаемся, просто пользуемся мудрым советом опытного каллиграфа и пишем красиво именно эти слова. Своим любимым стилем. Это не образец для копирования — это шаблон.

Копирование

Изучая шрифты и приемы исполнения, можно прибегнуть и к методу копировки. Копируют как исторические почерки, так и лучшие работы современных мастеров, переписывая их ширококонечным пером. Соблюдать размер оригинала не обязательно.

Обратите внимание на то, что текст при неопытном исполнении вначале обыкновенно получается редким, потом уплотняется, а под конец может под влиянием усталости пишущего опять поредеть. Это явление чаще возникает при длинных текстах и делает общую картину шрифта неравномерной. Чтобы плотность шрифта оставалась одинаковой, рекомендуется предварительно разметить текст карандашом, а для контроля написать несколько пробных фраз на бумаге. Может случиться, что от постепенного усиления нажима на перо текст в конце письма будет темнее, чем в начале. Время от времени сверяются с первой строкой, чтобы определить, соблюдаются ли первона­чальные пропорции и ритм букв, а также наклон пера.

Многие начинающие слишком поспешно переходят от первона­чальных упражнений к письму сложных букв. Такая спешка приводит к неряшливости письма, нарушению стилевого единства в знаках одного алфавита. Упражнения следует делать внимательно и методично, несмотря на то, что штрих из-за медленного движения пера получается еще неровным. Быстрота, если о ней уместно говорить при выполнении шрифта, приходит позже, как бы сама собой, вместе с устойчивостью руки.

Свой стиль

Лишь после длительной тренировки, когда выполнение обще­известных стилей шрифта полностью усвоено, можно постепенно перейти к выработке индивидуального почерка, вернее — он сам развивается в процессе упражнений. Это можно сравнить с переходом от ученического почерка к почерку взрослого человека. Под индивидуальным почерком подразумевается не только алфавит, созданный самим пишущим, но и (большей частью) индивидуальное преобразова­ние какого-нибудь известного стиля без коренного его изменения.

Очень часто при отделке шрифта всем буквам или их характер­нейшим элементам пытаются придать однородный характер, подчинить их «единому стилю», не считаясь с особенностями данного шрифта и спецификой его начертания. В курсиве это проявляется, например, в попытках связывать все буквы между собой непременно одним способом, хотя известно, что некоторые буквы хорошо связываются верхним соединительным штрихом, другие — хуже, а иные этим способом и вовсе не связать. Эту опасность должен учитывать начинающий, помня, что и единство стиля — понятие относительное, требующее меры.

Очень строго нужно следить за тем, чтобы вертикальные штрихи (в наклонном шрифте — наклонные) располагались параллельно, иначе буквы кажутся шатающимися и шрифт теряет свою ритмичность.

Нельзя допускать, чтобы рисунок и пропорции букв страдали из-за употребления пера со слишком широким или слишком тонким концом.

Тесно сжатый шрифт более декоративен, чем нормальный, но менее удобочитаем, поэтому его следует применять с осторожностью.

То же самое относится и к шрифту со слишком узкими межстрочными
промежутками.

Композиция шрифта более подробно рассмотрена в главе IV.

Некоторые приемы работы ширококонечным пером можно увидеть на иллюстрациях к исторической части книги, но навыки в технике работы ширококонечным пером приобретаются, конечно, в процессе непосредственного выполнения шрифта.

Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфииРазличные приёмы выполнения засечек Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть фото Как сделать ручку для каллиграфии. Смотреть картинку Как сделать ручку для каллиграфии. Картинка про Как сделать ручку для каллиграфии. Фото Как сделать ручку для каллиграфииОбразцы исполнения некоторых строчных букв ширококонечным пером.

Виллу Тоотс. Современный шрифт. — 1966 — С. 67-79

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *