Как сделать самому бубен шамана
Настоящий шаманский бубен
Данная статья посвящена предмету этнической психологии и является продолжением и уточнением статьи «Материальная культура шаманства». В статье дается описание изготовления степного шаманского бубна. Статья будет интересна для студентов изучающих предметы антропологии, этнологии и этнической психологии, а так же всем тем, кто интересуется шаманскими практиками, шаманской психотерапией и шаманскими методами саморегуляции.
В прошлой статье я сказал, что по представлениям шаманов бубен шаман изготавливает сам или его изготавливают родственники шамана. Эта особенность касается не только бубна но и всей шаманской утвари. Даная особенность связана с представлением о душевных силах рода (родовых Духах), которые, будучи вложенными в изготовление священного предмета, проявляют себя в действии этого предмета. Соответственно, если шаман пользуется предметами изготовленными другими людьми, то возможны несовпадения личных сил шамана с силами, которые вложены другими людьми при изготовлении этих предметов. Поэтому шаман старается все предметы, применяемые в камланиях изготовить самостоятельно. По этой же причине шаманские предметы изготовленные чужими шаманами воспринимаются с большой осторожностью. К изготовлению предметов шаманской деятельности могут привлекаться родственники шамана, поскольку у них есть общие с шаманом родовые Духи.
В современных этнических сообществах шаманы часто отходят от древних традиций и шаманят с предметами изготовленными другими людьми. Это можно видеть на современных фотографиях, где на этнических праздниках шаманы одеты в одинаковые костюмы и шаманят с одинаковыми бубнами. Эта одинаковость – признак поставленного на поток производства этих вещей. Это серийное производство превращает шаманские вещи в простые сувениры:
А настоящие шаманские вещи существуют в единственном экземпляре – нет двух одинаковых настоящих шаманских бубнов.
Конечно же в руках у настоящего шамана и сувенирный бубен будет работать, а самый настоящий бубен у «ряженого» шамана работать не будет. Но все же уважающие себя шаманы стараются пользоваться настоящими бубнами.
О том, как сделать настоящий шаманский бубен и пойдет речь в этой статье.
По конструкции и материалу обечайки бубны условно можно разделить на степные и лесные. В условиях леса шаман ищет дерево, которое согласиться дать ему щепу для обечайки. Часто шаманы ищут это дерево во сне. При нахождении нужного дерева из его растущего ствола вырубают и отделяют щепу. Эту щепу затем сгибают в кольцо и получается цельногнутая обечайка. Это самая распространенная конструкция обечайки. В условиях массового производства сувенирных бубнов конечно дерево никто не ищет и обечайку гнут или из доски, или из фанеры.
Обечайка гнутая из доски
Обечайка гнутая из фанеры
Часто такую цельногнутую обечайку дополняют выступами, которые обычно называют «резонаторами».
И тогда получается бубен «с резонаторами»:
Однако, исторически выступы по ребру бубна это совсем не резонаторы. Этот дизайн имеет очень древнее происхождение и является подражанием образу конструкции степного бубна.
О более древней и редкой в настоящее время конструкции степного бубна я и хочу более подробно рассказать в этой статье.
В отличие от (условно) лесного бубна обечайка степного бубна делается не из цельной щепы вырубленной из живого дерева, а из прутьев кустарника или веток дерева. Эта конструкция исторически более древняя и происходит от способа сушки шкур на обручах согнутых из прута. Такой способ сушки применяется и сейчас у некоторых племен индейцев и северных народов Сибири.
Антропологи предполагают, что именно от сушки шкур происходит бубен – когда шкура высыхала и натягивалась – она начинали звучать. Это и стало причиной использования шкуры натянутой на обруч в качестве музыкального инструмента. Поскольку в антропологии считается, что люди начали строить жилье путем обтягивания каркаса из жердей около 400-500 тысяч лет назад (в позднем ашеле), то и шкуры стали сушить в этот же период. Поэтому, гипотетически, в этот период могли изобрести и бубен. Конечно, проверить эту гипотезу достаточно трудно.
Однако, вернемся к изготовлению бубна.
Итак, для бубна потребуется сделать два обруча из гибких прутов. Прутья нужно найти. Это вопрос «охоты за силой». Искать можно везде. Но найти и вырезать прутья может оказаться достаточно сложной задачей.
Для успешного поиска шаманы обращаются к духам за помощью и просят помочь найти прут. При нахождении прута нужно поговорить с деревом, согласиться ли дерево отдать эту ветку. Для задабривания дерева его можно полить водой и/или разложить на его ветках корм для птиц.
Мало найти прут, нужно его еще согнуть, и чтобы он при этом не сломался. Прут должен быть малосбежистым – не иметь большой разницы толщины в комлевой и верхушечной частях.
Хорошо подходят для обруча прутья из веток шелковицы, вишни и ясеня.
После сгибания обручей нужно оставить их в согнутом положении на пару месяцев в сухом месте в тени. Когда прут высохнет из него делают обруч. Для этого нужно сделать и закрепить стык верхушки и комля прута. Стык делается с вырезанием небольших ступенек, как показано на фото (красные стрелки).
Ступеньки нужны чтобы, когда обтяжка бубна высохнет и начнет сжимать обруч, то стык не начал съезжать и диаметр обруча не уменьшился.
Стык обычно проклеивается и прошивается толстой ниткой.
Два обруча соединяются параллельно друг другу прикрепляясь к плашкам. Я их прикручиваю шурупами. Таким образом, получается обечайка:
Из кожаных полосок в обечайке делают онгон Духа-хозяина бубна. Теперь, когда обечайка готова, ее обтягивают кожей.
Наиболее распространенный способ обтяжки степного бубна показан на рисунке ниже:
Как видно из рисунка, кожа не пришивается к обечайке, а подворачивается с тыльной стороны бубна через веревочное кольцо и прошивается кожаной тесьмой или обычной суровой ниткой. Края кожи около шва прошивки обычно проклеиваются.
На фото ниже единицей обозначено место прохода веревки, через которую подвернута кожа. Двойкой обозначен край кожи, который проклеен. Тройкой обозначена проклейка дополнительного слоя кожи, который закрывает прошивку (поэтому прошивка не видна).
В целом внутренняя (тыльная) сторона степного бубна выглядит так:
Самостоятельное изготовление степного шаманского бубна доступно практически любому человеку. Сгибание обруча из ветки дерева не требует ни специальных технических устройств, ни особенной физической силы, ни каких-то особенный навыков. Вся остальная часть изготовления бубна тоже доступна всем людям без какой-либо специальной проф подготовки. Достаточно уметь просверлить отверстие, вкрутить шуруп, сделать прошивку обычным сапожным швом при помощи шила и сапожного крючка. Главной сложностью изготовления бубна является лишь способность организовать этот процесс. И в организации процесса как раз и проявляются личные силы (родовые Духи) шамана. Поэтому, самостоятельное изготовление бубна является еще и своего рода испытанием, посвящением и профессиональным ростом шамана.
В данную статью не вошла информация по подготовке шкуры для изготовления обтяжки бубна. В интернете есть достаточно разнообразной информации по выделке кож. Если будет нужно – я опишу этот процесс в отдельной статье.
Единственное, на что хочу обратить внимание – со шкурой нужно тоже разговаривать, как и с деревом при поиске прутьев для обечайки. Хороший материал по вопросу организации изготовления шаманского бубна дает Басилов В.Н. в книге «Избранники духов» (Москва, «Политиздат», 1984 г.).
Желаю всем энтузиастам реконструкции этнических практик вдохновения и успехов в изготовлении шаманского бубна!
Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984.
Медоуз К. Шаманский опыт. Практическое руководство по современному шаманизму. – М. «ФАИР-ПРЕСС», 1999. – 320 с.
Сарангэрэл. Зов шамана. М.: «ФАИР-ПРЕСС», 2003.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 573 с.
Шундик Н. Белый шаман. //Роман-газета №22(860), №23(861)/ – М.: Издательство «Художественная литература», 1978.
Харнер М. Путь шамана. – М., «Палантир», 1994.
Делаем бубен своими руками
Недавно, я был в гостях у человека, у которого дома на стене весел бубен. Мы отдыхали, и зашла речь об этом экзотическом инструменте. Знакомый похвастался, что ни-то ему где-то его подарили, ни-то он где-то купил и вот теперь эта уникальная часть интерьера (в его случае) украшает его стену. После чего он дал мне с ним поиграться. Честно, я даже не представлял, что это такое. Я просидел с ним до конца вечера и не хотел его отдавать. С этим музыкальным инструментом останавливается время.
Дома я залез в интернет и почитал, что чем больше диаметр у бубна, тем гуще его и без того объемный звук. Послушал разных исполнителей и принял решение, что я хочу себе такую штуку. Только большего размера (50 см), чем у товарища (примерно 35 — 40 см в диаметре). Цены, конечно, на такое изделие кусаются и колеблются в районе 6000 — 12000 рублей. И поэтому решил я сделать бубен сам. Начал искать информацию в сети — ее оказалась не так уж и много. А полезной вообще одна статья размноженная по всей сети. Но, «да обретет ищущий», на каком-то ресурсе я нашел очень подробное описание с картинками, по которому я и решил делать свой будущий «останавливатель времени». В данной статье я подробно опишу в деталях весь процесс создания бубна своими руками. Фотографии мне любезно предоставил автор руководства, за что ему огромное спасибо.
С чего начать?
Для начала нужно определиться с размером. Как я писал я уже запланировал бубен размером в 50 см. Как Вы понимаете перед Вами сразу же станет вопрос с кожей — основной ингредиент. Для бубна необходима козья кожа особой выделки (пергаментная кожа). Козья кожа наиболее прочная и долговечная. Через интернет я нашел человека, который занимается изготовлением этой кожи для бубнов, барабанов etc. Если кому либо нужен адрес продавца пишите обязательно скажу. У него как раз оказалась кожа необходимого для меня размера — 64 сантиметра. Сделав несколько простых расчетов, я пришел к умозаключению, что на 50 сантиметров мне этого должно хватить, впритык, но должно.
Над тем из чего делать обечайку (рама на которую натягивается кожа) я долго не думал – фанера. Вообще по технологии она делается из цельной доски лиственных пород. Я придерживаюсь мнения, что это происходило из-за отсутствия нормальных материалов. Так вот, был куплен лист березовой фанеры трехслойный первого сорта. Оговорюсь сразу, что нужно брать из березы, из хвои не подойдет.
Что понадобится для всего этого процесса.
Первым делом необходимо сделать обечайку. Я решил делать ее диаметром 50 см, шириной 55 мм, и толщиной как получится. )))) Ну на самом деле толщина должна быть минимум 10 мм. Толщина фанеры 3мм. Поэтому, я решил делать 4 слоя 12 — 15 мм (учитывая клей)
И первым делом необходимо соорудить шаблон, по которому будет делаться бубен.
Делаем шаблон для обечайки.
Что он из себя представляет — квадрат ДСП 60 на 60 в котором вырезан круг диаметром 50 сантиметров. В двух сантиметрах от края круга на расстоянии
5 см друг от друга делаются по окружности отверстия сверлом 2,8 мм.
Такой большой плиты 60х60 не у каждого можно найти в свободном виде. А вот сделать шаблон из обрезков куда проще. У меня нашлось три обрезка ЛДСП 25х75 см. Я их сложил и скрепил дощечками шириной 10 см, толщиной 10 мм.
И это оказалось даже к лучшему Поскольку деревоплита благодаря дощечкам находилась по центру будущей обечайки.
Далее необходимо вырезать круг необходимым диаметром. В моем случае это 50 см.Делается это следующим образом: от углов нужно провести диагонали, на их пересечении получится центр, куда необходимо закрутить саморез. Затем берете веревку или нитку, делаете две петелечки с обоих концов, так чтобы длина равнялась радиусу нужной окружности (25 см). Один конец набрасываете на саморез, а другой на маркер или карандаш и чертите круг. Внутри него нужно сделать отверстие перьевым сверлом по дереву, для того, чтобы свободно могло пройти полотно электролобзика. После этого смело можно вырезать круг. Затем необходимо сделать сверлом 2,8 мм функциональные отверстия и вбить в них приготовленные гвозди 100х3 мм. Рекомендуется сразу же выровнять шляпки по одной плоскости с дощечками. Вот как выглядит собранный шаблон
Делаем обечайку.
На листе необходимо разметить 4 будущие полоски шириной 55 мм. И приложив линейку, отрезать заготовки канцелярским ножом. Почему не лобзиком? Ну ребят, мы ж музыкальный инструмент делаем. Тут не сильно долбаться, на все про все с разметкой минут 20 – 30 уходит.
После, того как Вы отрежете полоски, их края нужно слегка отшлифовать наждачкой и сложить в ванну наполненную горячей (насколько это возможно) водой. Температура воды у меня была градусов 45.
Для чего замачивалась фанера? чтобы придать в шаблоне ей форму круга. При намокании вы задаете нужную форму и оставляете будущее изделие до полного высыхания в помещении с низкой влажностью. На выходе у вас сухая заготовка почти необходимой формы.
В принципе можно фанеру и не замачивать, сэкономите день, но с менее упругой заготовкой работать проще, поскольку она меньше сопротивляется при склеивании слоев, и наиболее плотно примыкает друг к другу.
Пока размокает фанера, не нужно терять время, необходимо сделать маленькие брусочки из такой же доски как на шаблоне. Размером 50х20мм. Ровно столько, сколько вбито гвоздей.
Для чего они нужны? Все эти гвозди в деревоплите, для того, чтобы резинками притягивать фанеру к шаблону, формируя правильную форму, а так же прижимать слои для склейки. Я по достоинству оценил ход инженерной мысли. Об этом я нигде в сети не прочел. Самые доступные и удобные это денежные резинки, но есть один нюанс, на самом деле денежная резинка, когда ее много это большая сила, способная выгнуть вашу обечайку, превратив ее в нечто похожее на обод велосипедного колеса. Вот именно по этой причине и нужны эти брусочки, благодаря которым сила будет распределена правильно. Более наглядно это показано на иллюстрации ниже
Фанера должна увлажнятся около часа, после чего ее нужно уложить в шаблон и отправить на сушку.
Помните! Фанера должна сохнуть в помещении с низкой влажностью, иначе они полностью не высохнут и не примут необходимой формы!
То, что листы лежат с перехлестом, на данном этапе это абсолютно не имеет никакого значения.
Сохнуть фонера будет не меньше 2-х дней. Лучше оставить этот момент до следующих выходных. Вообще я думаю такая вещь, как бубен спешки не терпит. Это же не просто инструмент. Вообще это очень круто, взять довольно простой в изготовлении резонатор, обвесить его полумистической смысловой атрибутикой и относиться к нему, как к фортепьяно Petroff, а себя в свете этого всего видеть на одной ступеньке с сами Страдивари. Класс!
Далее лесты укладываются и склеиваются по спирали Архимеда. Особо это технологию не усложняет, просто в конце нужно будет сошкурить получившиеся «ступеньки» снаружи и внутри обечайки. В моем же случае получилось так, что самый внешний лист совпал размер в размер. Соответственно я с ним ничего не делал, просто прошелся шкуркой по внутренней стороне, к которой будет клеиться второй слой. Второй лист укладывается внутрь на клей и зажимается резинками и на сушку.
Почему каждый слой мы укладываем внутрь, а не наружу? Фанера, не важно размачивали вы ее или нет, стремится расправиться, и находясь внутри предыдущего слоя она стремится к нему прижаться, тем самым действуя с прижимными резинками в одном направлении. А когда вы накладываете с внешней стороны она стремится распрямиться (оторваться).
Клей
Вы можете использовать, как эпоксидный двухсоставной клей, так и влагостойкий ПВА (американский Титибон). Я согласен с автором руководства, что эпоксидка лучше удовлетворяет нашим требованиям, ну и сам процесс немного сложнее поэтому в рамках данной статьи речь пойдет об эпоксдном клее. Выбирайте клей соответствующий поставленной задаче. Существует великое многообразие, но всё упирается во время работы с клеем. Необходимо, что бы он был в рабочем состоянии около полутора часов. Он и лучше пропитывается с фанерой, и вы можете нормально работать, не боясь за время. Все импортные клеи и шприцы, как правило твердеют, что с ними нельзя работать, за 5 минут. А ведь, нужно успеть нанести клей на поверхность, вложить приклеиваемый слой и прижать его резинками, а это займет не менее 15. Поэтому для наших целей подойдет обычный эпоксидный клей. Дешево и сердито, а главное, что он ничем не хуже импортных после застывания. Но, как всегда есть НО – он может быть плохой. А зависит это, от массы причин, компоненты насытились кислородом или просрочен отвердитель, не суть, важно, что в результате вы получите не застывший, как камень клей, а нечто гибкое и непонятное. Да плюс ко всему вы и развести можете неправильно. И тут на помощь приходит старый, но стопроцентный способ
Кстати, для тех, кто редко работает с этим клеем. Не надо это делать кисточкой – это буржуйство. Потому что после одного раза она застывает и превращается в палку. Поэтому возьмите, какую ни будь реечку, намотайте на нее кусочек тряпочки и вуаля – кисточка готова.
НЕ ЗАБЫВАЕМ РАБОТАТЬ В ПЕРЧАТКАХ
На заметку. Одна из причин плохого застывания эпоксидки – температура в помещении ниже 20 градусов. Будьте внимательны.
Эпоксидке для полного высыхания необходимы сутки. По прошествии этого времени повторяете данную операцию с третьим слоем и еще через сутки с четвертым.
Бубен всегда дышет, то насыщаясь влагой, то теряя ее. Натяжение становится слабее при высокой влажности, и при игре может быть неприятное дребезжание мембраны о торец обечайки. Поэтому и желательно сделать это ребро ребро, тогда кожа будет прилегать к линии, а не к плоскости.
Данную процедуру можно сделать, нождачкой или напильником и у Вас всё получится, но это будет не идеально, долго и трудозатратно. Проще прийти к мебельщикам или в столярную мастерскую, где вам это выберут фрезой, как я и поступил. Обошлось мне это в 300 рублей. А им в 5 минут работы. Получилось очень красиво. Затем нужно обечайку покрыть лаком в несколько слоев, так как она длительное время будет контактировать с водой при натяжке кожи, да и в любом случае хуже от этого не будет уж точно. Можете также перед этим заколеровать ее в какой нибудь цвет или оставить, как есть. Это уже по вашему желанию.
Натяжка кожи.
Теперь осталось натянуть кожу. Кожи необходимо заказывать два куска: на мембрану и на ремешки для натяжки. Мембрану замачиваете в воде комнатной температуры, кожу для ремешков, нужно немного размягчить опустив ее в воду, чтобы нарезать ее полосками . вдоль позвоночника. лентами по 5 мм шириной. после чего положить их в воду к мембране.
По истечению суток необходимо приступать к натяжке. Нужно учитывать, что кожа очень быстро сохнет. Поэтому ее всегда нужно смачивать. Для этих целей проще расстелить на полу пленку, защипить края, чтобы сделать бортики и налить туда воду. Это Ваш рабочий стол в котором Вы будете работать.
Кожу необходимо класть мездрой вверх. На нее кладется обечайка «острым» ребром. На коже, примерно в сантиметре — двух от края (насколько Вам позволяет размер кожи) и на расстоянии 5-6 см друг от друга пробиваются отверстия в 3 мм. Отверстия можно пробивать шилом или ножом, но лучше это делать пробойником или специальным дыроколом для кожи.
Далее необходимо стянуть противоположные края шпагатом. Для равномерной натяжки натяните сначала два противоположных отверстия, а потом 2 перпендикулярных им и так далее.
Натянув таким образом кожу, нужно наметить фломастером ориентировочную окружность на коже, чтобы она минимум была от края на 2 см максимум примерно в 4 сантиметрах. В идеале 4, но на практике нужно ориентироваться относительно того куска кожи, которым Вы располагаете.
По инструкции нужно делать так: отступить 2 сантиметра от края к центру. Наметить через каждые 2 сантиметра по всей окружности будущие отверстия, после отступить еще два сантиметра к центру и отметить напротив каждого отверстия еще по одному. После этого отступить 2 сантиметра, и отрезать лишнюю кожу.
После делается сам кисетный шов. Ремешок, моделирующий карман можно пропускать через отверстия, как вам нравится, это не принципиально. В данном примере показан обвивной шов.
В качестве натягивающего ремешка хорошо подходит капроновая веревка.
Когда всё готово, нужно поставить обечайку на место и затянуть ремешок, максимально прикладывая к этому свои силы. Нужно подойти к этому ответственно
Крестовина.
После всего необходимо сделать крестовину. Для этого нужно мысленно разбить окружность бубна на 8 сегментов, и в имеющиеся отверстия, для формирования кисетного шва продеть кожаные ремешки и привязать их. Второй конец крепится к кольцу. Кольцо должно быть прочным или металлическим, или деревянным, или пластиковым, всё равно. Приведу вам несколько примеров, чтобы было проще искать. Это могут быть кольца от карниза (деревянного или металлического несколько штук) или например можно купить в магазине мебельной фурнитуры пластиковый люверс для штор — он дешевый (20 — 30 рублей) и прочный. Связывать нужно противоположные ремешки, чтобы регулировать центровку кольца.
Как вязать узлы. Их не нужно вязать, всё гораздо проще: просто обматываете кольцо несколько раз, производите натяжку, потом делаете пару витков вокруг ремешка, и спомощью какой ни будь металлической петелечки протягиваете оставшейся конец под эти два витка, и хорошенько затягиваете его, например плоскогубцами. Семелее. Не бойтесь Если порвете ремешок, возьмете новый. Зато поймете, как нужно тянуть. После того, как высохнет кожа отрежете торчащие ленты и у Вас получится идеальное плетение
Когда всё закончено перед вами 8 натянутых ремешков.
Каждые ремешок дополнительно лучше усилить еще одним, обмотав им нижний.
После этого ремешками обматывается каждая пара между собой. Вот крестовина и готова. Да что крестовина, Бубен готов. Ему только останется высохнуть. А полностью зазвучит он через несколько дней.
Если Вы сделаете всё по инструкции у Вас обязательно получится.
У меня же получилось. Хочу отметить, что это безусловно интересный инструмент, с очень сильными вибрациями, широким спектром, как звука, так и стилей игры, а так же мощным успокаивающим воздействием.
Дальше нужно обмотать крестовину более мягким материалом, например замшей, и сформировать подушечку, потому что пергаментная кожа может натереть мозоли. Так же можно украсить инструмент, соответствующей атрибутикой, и рисунком на мембране, как только вашей душе угодно. В следующих руководствах, я расскажу, как наносить рисунок на бубен и делать колотушку.
Читайте также:
как сделать очень удобную и красивую колотушку для бубна
Спасибо за внимание.