Как сделать саркофаг своими руками
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Саркофаг
Саркофаг представляет собой одну из разновидностей традиционного гроба, изготовленного с высокой степенью декоративности и украшенного ажурной резьбой, рельефными изображениями, скульптурными элементами и многими другими деталями декора.
Саркофаг ( в дословном переводе с греческого » sarkophagos» означает » пожиратель мяса», от слова » sarkos» — плоть) — это простой ящик, сделанный из дерева, мрамора, гранита. Основное его предназначение — это сохранение останков умершего. Кроме того, внешняя и внутренняя отделка саркофагов помогают судить об уровне искусства и культуры того периода, в том числе особенностях ритуальных обычаев.
Сидонский саркофаг из мрамора ( Стамбул, Турция)
В процессе изготовления саркофаги обходились весьма недешево, и поэтому были доступны только знатным горожанам, богачам и вельможам.
Первые саркофаги были изготовлены из уникального природного камня — известняка, добываемого в древности на азиатском полуострове Троада. Именно троадскому известняку приписывались необычные свойства — способность быстро разлагать останки умершего и впитывать их в структуру материала.
Саркофаг Стилихона в Амвросианской базилике.
Материалы для саркофагов
Кроме легендарного троадского известняка, наделяемого явно преувеличенными антисептическими свойствами, для изготовления саркофагов во все времена применялись следующие виды материалов:
В Древнем Египте саркофаги были важной частью заупокойного культа, они вставлялись один в другой, причем внутренние были антропоморфными.
Вот так выглядели саркофаги в Древнем Египте
Египетские саркофаги украшали рельефами и росписью, наружные ковчеги обивали золотыми листами. Римский писатель Плиний Старший писал о том, что в окрестностях города Асса на северо — западном побережье Малой Азии, близ Трои, добывают камень » которым уничтожаются все тела».
Египетские саркофаги хорошо сохранились до наших дней
Из этого камня делали ящики, в которых хоронили умерших. Считалось, что от тел покойников, захороненных в нем, через 40 дней не остается ничего, за исключением зубов. Даже зеркала, одежда и обувь, положенные для умерших, становятся каменными. Конечно, это утверждение было всего лишь легендой, однако некоторая толика правды в нем все же была.
Египетские саркофаги на острове Искья ( Италия)
Такого же рода камни есть и в Ликии, и на востоке. Однако название этого чудесного минерала до сих пор не идентифицирован, поскольку гробницы в древности делали из разных материалов:
Свойства камня, конечно же, являются во многом вымышленными, но предполагают, что вначале слово » саркофаг» относили к божествам подземного мира, » пожирающим умерших».
Саркофаг царя Ахирама.
В значении гроба слово » саркофаг» появляется относительно поздно. По другой версии, таинственный камень — это пирит ( серный колчедан), по третьей — слоистый известняк. Его действительно добывали в окрестностях Асса ( известняк пережигали в известь, которую клали в гроб, но от нее тела только ссыхались, но полностью не уничтожались).
Саркофаг древнеримского военачальника Людовизи
Окаменения предметов, о котором пишет Плиний, могло происходит от проникавшей в саркофаг влаги, под воздействием которой на эти предметы осаждалась известь. Саркофаги, найденные в Александрии Египетской, относящиеся к эллинистическому времени, сделаны из трахита ( камня вулканического происхождения).
Саркофаг Юния Басса — известного римского префекта.
Древние этруски — коренные жители Италии, делали саркофаги из терракоты или бронзы. На крышке изображали лежащую фигуру покойного, фигура была полой, а ее голову делали съемной. Внутри хранили прах покойного.
Этрусский супружеский саркофаг
Декор саркофагов
Изготовлением саркофагов для захоронения знати занимались мастера, владеющие этим редким искусством в совершенстве. Именно поэтому дошедшие до нас образцы саркофагов поражают разнообразием декора и высоким уровнем художественной отделки.
Сидонский саркофаг царя Абдалонима
В Древнем Египте саркофаги делали из дорогих пород дерева, а затем украшали росписью, скульптурными изображениями и специальными надписями. В этих таинственных письменах содержатся заклинания духов и молитвы к богам, которые помогали сопроводить душу умершего в потусторонний мир и одновременно защитить его тело от всякого зла.
Саркофаг фараона Мернептаха
Кроме этого, многие из известных дошедших до нас образцов древнеегипетских саркофагов были декорированы листьями из чистого золота или медными деталями, покрытыми позолотой.
Отличительной чертой этрусских саркофагов было то, что они практически точно повторяли контуры тела умершего. Кстати, подобная форма была характерна и для некоторых саркофагов в Древнем Риме.
Деревянный саркофаг карфагенянина из Керкуана.
Выдающимся произведением искусства является мраморный саркофаг Александра Македонского, созданный около 310 года до нашей эры в Сидоне.
Саркофаг Александра Македонского
Роскошный гроб украшен изысканными рельефами и имеет значительные размеры. Однако это произведение мемориального искусства, скорее, является кенотафом, и останков великого полководца в саркофаге нет.
Рельефы на саркофаге Александра Македонского
Настоящий саркофаг Александра, как и место его захоронения, не обнаружены. Легенда об исчезновении тела Александра Македонского дала повод к различным мистификациям. Однако можно понять сторонников великого полководца, которые хотели надежно спрятать останки своего царя.
Обычай захоронения в саркофагах от древних этруссков переняли древние римляне. Они изготавливали саркофаги из мрамора и трахита с рельефами, иногда архитектонические. Боковые стенки и крышку украшали фигуры Викторий, эротов, гиппокампов, шишки пинии и венки.
Саркофаг Сципиона Барбата
В поздней античности и средневековье их использовали вторично, и поэтому они избежали уничтожения, как многие другие произведения языческого искусства ( фигуры идолов пережигали на известь для строительства христианских церквей). Примером может служить саркофаг Карла Великого, который был изготовлен в древние античные времена.
Скульптурный рельеф на саркофаге Карла Великого
Среди шедевров раннехристианского искусства известны два огромных саркофага из полированного порфира темно — красного цвета. Хранятся они в Ватикане, в музее Пио Клементино. Один из них — матери императора Константина Великого — Святой Елены, другой — дочери Константина, Святой Костанцы.
Саркофаг Равноапостольной Елены
Саркофаг Константины, дочери Константина Великого.
Однако с течением времени искусство изготовления саркофагов было утрачено и безвозвратно ушло в прошлое. Некоторые более поздние захоронения производились в старинные античные саркофаги.
Саркофаг Михаила Вишневецкого
Как сделать саркофаг своими руками
Мумия и саркофаг Мирисамон
Египет, Третий переходный период, XXII династия, прибл. 950 г. до н. э.
Картонаж, человеческие останки.
160 см в высоту, 40 см в ширину.
Приобретено в Египте в 1920
Мумия и саркофаг Мирисамон являются отличным примером мастерства древних бальзамировщиков и гробовщиков 22-й династии, приблизительно 950 года до н.э. Мумия и саркофаг были приобретены в Египте Джеймсом Генри Брестедом, основателем Восточного Института, в 1920-м году. Где Мирисамон жила и умерла, неизвестно, хотя, судя по технике исполнения саркофага, можно предположить, что она была родом из Фиванского (позже Луксорского) региона.
Повторяющий все очертания тела, точно чехол, саркофаг сделан из картонажа, рода папье-маше, состоящего из слоев материи, клея и штукатурки. Его длина 63 дюйма (160 см). Форму картонажным саркофагам придавали, накладывая их на временную фигурку из глины и соломы. После того, как оболочка саркофага была готова, завернутую мумию вставляли в нее через разрез на спине, после чего разрез сшивали. Затем к футляру пришивали отдельную подножку, весь саркофаг целиком покрывали еще одним тонким слоем штукатурки, после чего красили. Раскрашенные участки саркофага были покрыты верхним слоем защитного лака, который слегка пожелтел от старости.
Данный тип саркофага обычно был составной частью более сложной системы саркофагов. Возможно, его помещали в деревянный антропоидный (в форме человеческого тела) саркофаг или даже последовательно в два или три вложенных один в другой саркофага, каждый из которых был расписан сценами на религиозные темы.
Саркофаг расписан сценами, представляющими жизнь после смерти. Это было сделано для того, чтобы обеспечить успешное возрождение Мирисамон в загробном мире. Голова саркофага украшена ободком из цветочных лепестков с крыльями защищающего грифа на каждой щеке и небольшой головой грифа на лбу. Подобные головные уборы носили царицы, жрицы и богини. На груди лежат слои широких цветочных ожерелий. Цветы применялись не только за их красоту и приятный запах, но и потому, что считались символом возрождения.
Ниже цветочных ожерелий, справа и слева, расположены две пары богов, которым была вверена защита внутренних органов, во время процесса мумификации изымавшимся. Эти боги появляются также и на крышках каноп – сосудов, в которых хранились набальзамированные внутренности. Здесь боги изображены в виде завернутых мумий. Справа находятся бог с головой ястреба, Квебесенуф, охраняющий кишки, и Дуамутеф с головой шакала, хранящий желудок. Слева – похожий на человека Имсети, охраняющий печень, и обезьяноголовый Хапи, охраняющий легкие.
Между и чуть ниже этих богов находится большое изображение бога Гора с головой сокола (или, возможно, Ра), с солнечным диском на голове, сжимающей в каждой лапе круглый знак “шен” (вечность). Из каждого знака “шен” отходит веер из перьев, символ принадлежности к сонму богов. Солнечный Гор, как символ вечно возрождающегося солнца, означает возрождение.
На другой стороне центральной зоны ножной области саркофага находятся ведьят — глаза, также называемые “глазами Гора”, символизирующие здоровье и возрождение. Позади глаз изображены крылатые змеи с солнечными дисками на головах. Они символизируют защиту. Змея, расположенная справа, парит над иероглифом, обозначающим вечность, жизнь и власть. Ниже змей изображены овны, что может быть истолковано на нескольких различных уровнях. Они могут быть игрой слов, обозначающей слово “душа” (оба эти слова – “овен” и “душа” на древнеегипетском языке звучали одинаково). Овен может также быть богом Хнумом, одним из основных богов-созидателей, или Банебджедом, который был связан с душой Осириса, одним из божеств загробной жизни.
Низ ног покрывают более крупные иероглифы. В нижнем правом углу находится символ запада, области садящегося, или умирающего, солнца, что ассоциируется с Царством Мертвых. Между этим знаком и центральной полосой иероглифов находится колонна “джед”, символизирующая позвоночник Осириса, главного божества загробной жизни. Джед указывает на соединение умерших с Осирисом в загробной жизни.
На противоположной стороне центральной полосы иероглифов изображен “тиет” (так называемый “Узел Изиды”), символ, имеющий широкое значение, обычно связанное со здоровьем и благополучием. Слева от “тиет” находится символ востока, земли возрожденного солнца, следовательно, Царства живых. “Тиет” составляет пару с “джед”, символом бога Осириса, мужа и брата Изиды, образуя гармоничную композицию.
Два изображения бога шакала Вепвавета, защитника некрополя, украшает верхнюю часть ступней. Постамент саркофага украшен изображением прыгающего быка, символа плодовитости.
Надпись на нижней части передней стороны саркофага – молитва, обращенная к богам, чтобы они не забыли Мирисамон в загробной жизни: “Дар, который царь приносит Ра-Горахути-Атуму, Повелителю Двух Царств и Гелиополиса [и] Пта-Сокару-Осирису, Повелителю Шекета, и Веннеферу (олицетворение Осириса), Повелителю Священного Царства (т.е. некрополя), Великому Богу, Повелителю Небес, чтобы он [царь] мог принести погребальные дары Осирису, певица внутри Храма Амона, Мирисамон, Любящая Амона, подтверждает”.
Кем была Мирисамон?
Как надпись, так и стиль саркофага указывает на то, что он был сделан для женщины по имени Мирисамон (“Живущая для Амона”). В соответствии с надписью на саркофаге, она носила звание “Певицы внутри Храма Амона”. Женщины, носившие этот титул, принадлежали к элите сложной иерархии множества других женщин, имевших звания “Певицы в храме Амона”. Мы предполагаем, что эти прочие женщины исполняли музыку на определенных храмовых ритуалах, одновременно совмещая с этим и другие обязанности. Напротив, многие женщины, подобно Мирисамон, носившие более высокий титул “Певицы внутри Храма Амона”, насколько нам известно, происходили из знатнейших семей Фив. Некоторые из них служили горничными или служанками при членах правящей фамилии. Точные даты жизни Мирисамон неизвестны, так что мы не знаем, какой царской семье она могла служить. Саркофаг никогда не открывали, а мумию никогда не разворачивали. В 1989 году было произведено предварительное рентгеновское исследование мумии и саркофага. Тремя годами позже в госпитале Чикагского университета было проведено исследование мумии Мирисамон методами компьютерной томографии (КТ).
Во время этого исследования рентгенолог предположил, что, судя по ее зубам и костям, Мирисамон на момент смерти могло быть около 30 лет. Для женщины-аристократки той эпохи этот возраст не считался старостью; однако, мы не знаем причины преждевременной смерти Мирисамон. Рентгенологи также смогли установить, что в определенный момент своей жизни Мирисамон была ранена, поскольку ее левая челюсть (рис.4) и рука были переломаны. Однако на момент смерти эти повреждения были полностью вылечены. Опухоль на ее шее может быть зобом или новообразованием, но можно сказать с некоторой степенью определенности, что она не связана со смертью Мирисамон. Предварительное исследование данных КТ показало, что Мирисамон никогда не рожала. Этот факт не обязательно связан с ее ролью в храмовой иерархии, ибо существуют сведения, что другие Певицы внутри Храма Амона имели детей.
Рост Мирисамон был чуть меньше пяти футов.
Во время исследований методом компьютерной томографии ученые намного больше выяснили о способе, которым была мумифицирована Мирисамон. Как обычно делалось во время мумификации на протяжении практически всей истории древнего Египта, мозг был удален из черепа при помощи пролома в пазухе решетчатой кости за носом. В череп не было помещено никакого материала (рис.2). Компьютерная томограмма показала, что под каждое веко были положены какие-то маленькие предметы, возможно, овальные камешки или кусочки фаянса, с целью придать ее внешности более живой вид (рис.4). Мирисамон была мумифицирована с вытянутыми руками и скрещенными в лобковой области ладонями. Перед мумификацией в ее животе слева был сделан бальзамировочный надрез, чтобы удалить внутренние органы (рис.3). В бальзамировочный надрез было набито значительное количество ткани, а непосредственно в живот были вставлены пакеты с не установленным материалом. Ее пальцы и руки были обмотаны льняными бинтами, и лишь после этого их примотали к телу. Эти дополнительные работы и щедрое использование бинтов свидетельствует об использовании технологии мумификации наивысшего качества и позволяет сделать предположение, что Мирисамон происходила из достаточно состоятельной семьи, которая могла потратить значительные средства на приготовления к погребению. Сердце, которое во время мумификации часто оставалось в грудной клетке, поскольку считалось вместилищем разума, на компьютерных томограммах не различается. Под бинтами не было оставлено никаких амулетов и украшений.
Автор: Эмили Титер, доктор философии, заместитель директора Музея Восточного Института, Университет Чикаго.
Фотографии: Жан Грант. Томограммы и цифровые рентгенограммы любезно предоставлены Госпиталем Чикагского Университета.
Саркофаг
До сих пор смутно представлял, что происходит на «погребальных ярмарках», даже не особо задумывался, что такое бывает, но оказалось, проводятся они очень часто и повсеместно. Дизайн — он ведь важен везде, и сфера погребальных услуг тут не исключение. 14 апреля одна из таких ярмарок прошла в Амстердаме.
Самым бомбическим экспонатом выставки стал «саркофаг» («sarco»). Саркофаг — это суицидальная машина ближайшего будущего, разработка Филипа Ницшке, активиста, много лет боровшегося за легализацию эвтаназии. Идея машины такова: вы забираетесь в уютную капсулу, расслабляетесь, нажимаете на кнопочку, внутрь начинает поступать азот, у вас приятно кружится голова, при этом там, в капсуле, вы видите луну, море, слышите успокаивающий шум воды, стрекочущих сверчков (а может это будет ваш любимый трек — как настроите), а дальше минуты не проходит и всё — вы приятно умерли. Вот до чего техника дошла!
Но пока это только анонс и сама машина лишь как макет напечатана на 3D-принтере. Посетителям же предлагалось протестировать «умирание» в машине-смерти с помощью VR-очков, отчего собралась гигантская очередь желающих полежать в удобном кресле, посмотреть на луну, послушать море, не умереть и пойти к следующему стенду, в погребальное лего играть.
Баяны
184K поста 12.1K подписчиков
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.
Думал, ортопедические новинки
А можно подробнее про погребальное Лего?
А китайская версия капсулы будет убивать током от КЗ
А я бы не отказался от такой 🙂
Религиозное воспитание
Ответ на пост «Почему мы так хреново живем»
Еду с работы замученный насмерть. Супермаркет, телега, в нее кладу рюкзак с ноутбуком. Телегу оставил в проходе, пока выбирал вискарик, забыл про нее. Взял, так думаю, чужую пустую и пошел за закусками. Приехал домой, накрыл стол и подумал, что неплохо бы под ужин кино посмотреть. А ноутбука нет. Прозрение, шок. Пока ехал, планировал, что бегу к охране, вызываем полицию, видеозаписи. Больше всего было грустно почему-то, что на меня как на отсталого все будут смотреть.
Приехал часа через полтора, в общей сложности, а телега стоит на том же месте и рюкзак с ноутом в ней. Ощущения круче оргазма.
Казахстан. Спасибо всем тем добрым людям, которые просто прошли мимо
О наслаждении
Ответ на пост «Взрослые снежки»
Было лет 5 назад. Привёл сына в садик, а там воспитательница просит меня прочистить их площадку, которую за ночь засыпало снегом мне по пояс точно, а рост у меня 195см. Беру лопату выхожу на площадку и понимаю, что я охренею копать тут, но тут мне пришла гениальная мысль как и себе работу уменьшить и детей порадовать. Стал копать проходы в виде лабиринта. Где-то за час справился и сбежал пока не заставили переделывать. А вечером воспиталка чуть ли не на руках носила)) говорит дети когда вышли гулять сначала замерли, а потом с визгом давай там носиться еле на обед загнала и гулять они стали ходить гораздо охотнее до весны))) а потом как-то меня спросили какие им мультики можно показать в группе вечером, а то у них скудный выбор, ну я и принес все сезоны букашек и барашка Шона. Дети отказывались в слезах домой уходить. В общем авторитет у меня был огромный тогда, правда среди пиздюков, но все же.
Мышеловка
Двойные стандарты
Прошло три года и многое изменилось
Никто да?!
Моя твоя не понимать
Вот так раз и за несколько секунд выучил русский язык. Гений просто.)
Цензура
Учитель литературы, с которым не стали продлевать контракт из-за блога на YouTube
Андрей Федоров, учитель русского языка и литературы из Геленджика, который ведет блог «Борода Достоевского», рассказал «Мелу» о том, как поменять отношение учеников к предмету и чем в этом могут помочь новые форматы.
Вряд ли в наше время стоит разделять педагогов на «учитель-мужчина» и «учитель-женщина». Да, сейчас мужчин в школах мало, преподавателей литературы еще меньше — у нас в городе их трое, включая меня. Но это не мешает преподавать. Важно другое: интересный ли ты человек, нравится ли тебе то, что ты делаешь. А уж мужчина ты или женщина — десятый вопрос.
Я не задумывался о гендерном вопросе, когда шел учиться на педагога русского и литературы. Вся моя семья любила книги, в доме у нас их было множество. Ребенком я читал по ночам, с фонариком. Уже школьником понимал, что вообще-то ребята вокруг меня мало читают, не очень любят обсуждать книги. В 11 классе я решал, куда буду поступать, и понял, что если я стану педагогом — то смогу влиять на жизнь детей, делать для них что-то хорошее.
Чем дольше живу, тем больше у меня вопросов и меньше ответов. Звучит иронично, но я правда каждый год, в зависимости от детей, ставлю новые цели. Вообще, литература помогает включить голову, сделать кругозор немножечко, а желательно и «множечко» шире. Когда ты вникаешь в нее, понимаешь ее, к изучению подходишь с чистым желанием, то открываются такие просторы, что там можно рассказать не только о моральных ценностях, но вообще сформировать человека. Мы ведь состоим из того, что едим, а литература в каком-то смысле и есть «духовная пища».
Классические истины до детей можно донести современным, понятным ребенку языком — это я и пытаюсь делать. Если общаться с детьми через произведения вроде «Евгения Онегина» или «Слова о полку Игореве», не адаптируя их под современного школьника, донести свою мысль будет сложно. Ученик в итоге скажет: «Ага, классно», а потом закроет книгу и все забудет. Поэтому я стараюсь давать и более современные произведения.
Например, я несколько раз давал детям «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери. По программе его читают только в 6 классе, когда ребятам 11-12 лет. Но это одно из тех произведений, которое по-разному открывается взрослеющему человеку.
Поэтому и в школе я давал это произведение и 6-м, и 7-м, и 8-м классам. Было интересно смотреть, как на один и тот же сюжет смотрят дети разного возраста. Из-за этого в школе у меня бывали проблемы.
Потом мне говорили: «Вы вставляете в программу не всё, что нужно». Но если ребенок не прочитает какую-то книгу или стихотворение из программы, с ним глобально не случится ничего страшного. Однако если я смогу показать ему текст, который повлияет на его мировоззрение — это здорово. Значит, наверное, не зря я на своем месте. Но иногда это не принимают.
То, что книга есть в программе, не гарантирует, что подростки ее поймут и обязательно ей заинтересуются. Говоря о сложных текстах, например, о «Преступлении и наказании», мы с подростками беремся не за весь материал сразу, а готовимся к нему. До того, как начать чтение этого романа, мы смотрели лекции Дмитрия Быкова, читали «Игрока», который гораздо легче. После него школьники лучше воспринимают Достоевского. Это вроде бы мелочь, но детям жизнь упрощает.
Я не люблю сравнивать молодых преподавателей и опытных. Учителя, которые сами не так давно были школьниками, возможно, больше понимают современные сложности, знают, о каких блогерах говорят подростки на переменах. Мы можем общаться на равных, но речь, конечно, не идет о панибратстве.
Иногда дети говорят, что со мной им классно. На вопрос «почему» отвечают: «Вы с нами разговариваете». Ребятам элементарно не хватает того, чтобы с ними поговорили и выслушали. Часто бывает, что они спрашивают, советуются даже насчет отношений с родителями, сверстниками. Видимо, доверяют мне, потому что я помоложе других учителей. Они видят во мне человека, который не побежит рассказывать о личных, сокровенных тревогах детей их родителям.
Хотя сначала все было не совсем гладко. Один парень на первом уроке засунул bluetooth-колонку в шкаф, включил музыку. Я намерение разгадал, поговорил с мальчиком, разобрался. Но я не кричал на детей, не психовал — может, такой реакции они и ждали, — а просто показал глупость происходящего. Ситуация даже пошла на пользу.
Нет палочки-выручалочки, которая в один миг поможет ребенку полюбить чтение. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Прежде всего учитель должен показать собственную страсть к тому, о чем он говорит, убедить ребенка в том, что он сам верит в крутость литературы. Ребенку не понравится то, от чего педагог сам не кайфует. Особенно это важно, если в школу приходит новый учитель или педагог все время работает с новыми детьми.
Нужно найти такой путь к тексту, который будет понятен ребенку. Однажды я проводил урок о средствах выразительности, на котором мы с ребятами взяли песни из чарта «ВК» и разбирали их на наличие метафор, эпитетов.На том занятии троечники, которые обычно сидят в абсолютном безразличии, были очень увлечены процессом
К тому же этот урок помог разобраться не только в механизмах текста, но и смыслах: сейчас нельзя просто сказать, что такая-то песня плохая, слушать ее нельзя. На уроке, разбирая текст, дети сами приходили к выводам насчет не самых качественных композиций.
Именно это важно мне в преподавании. Если из всех моих учеников хотя бы одна десятая их часть начнет больше читать, серьезнее относиться к своей жизни, это уже будет не зря. Я не смогу за короткий срок сделать из двоечника отличника, но хотя бы попытаюсь вложить в его голову то, что литература может быть интересной.
Однажды я занимался с мальчиком в индивидуальном порядке для подготовки к ОГЭ. Мы начали занятия в сентябре, он плохо шел на контакт, из него трудно было вытягивать слова: я что-то спрашивал, а он отвечал односложно, едва-едва. Сочинения у него получались очень примитивными. Я пытался придумать, как могу увлечь его, и тогда решил предложить ему писать сочинения не на темы из кодификатора, а о том, что интересно ему самому — «На кого из супергероев я хочу быть похож?», «Какой суперспособностью я мечтаю обладать?», «Куда бы я отправился на машине времени?». Он же заинтересовался сочинением-рассуждением по теме компьютерных игр.
В итоге он расписал мне, почему Minecraft — хорошая игра. К маю он писал сочинения на полторы страницы, а начинали мы с трети. Для меня такой результат был огромной радостью, потому что я не просто видел результат своего труда, но понимал, что он достигнут не силой, не навязыванием чуждых тем вроде абстрактного «Утро в зимнем лесу». Детям плевать на это утро в зимнем лесу. Важнее понять проблему ребенка и работать с ней.
Блог на YouTube я больше двух лет назад создал вместе со своим другом: сначала мы снимали видео о кино. Друг уехал, у меня в жизни наступил сложный период, с роликами я ненадолго завязал. В феврале этого года я вернулся на канал уже как учитель, эксперт, который хочет развивать свою сферу.
Я поговорил с детьми, попытался узнать, что им интересно: «Ребят, у вас репетиторов куча, но вам показывали когда-нибудь, как правильно учить стихи, как легче их запоминать?». Оказалось, что никому не рассказывали каких-то особых и действенных способов. Советовали книги под подушку класть, но это ведь не совет, а примета. И тогда я снял ролик о семи способах легко выучить стихотворение.
Дальше был ролик про сочинение на «пять». Потому что этот вопрос для детей тоже проблемный. Я размышляю так: если у детей есть трудности, надо помочь их решить. У меня может быть ответ, какая-то полезная информация — я ей делюсь. Здорово потом видеть результат, читать комментарии.
У меня есть две цели. Первая — популяризовать литературу, ее изучение. Это для детей. Прямо сейчас я готовлю новый проект для своего канала, и если он окажется успешным — то станет серьезным шагом на пути к моей цели. Хотя я понимаю, что не все ребята, как бы учитель ни старался, смогут полюбить русский язык и литературу. Раньше думал: «Почему вот эти ходят с таким упоением, а некоторые товарищи засыпают?». Но сейчас это повод не для грусти, а для того, чтобы больше стараться. Ради этой цели я кроме YouTube-канала веду тикток.
Другая цель скорее про взрослых. Я хочу показать, что не все учителя готовы поступиться с принципами, заняться, к примеру, вбросами и отказаться от критики. Под некоторыми видео люди писали: «А вас там заставляют голосовать?». Мне грустно, что учителей воспринимают как людей с промытыми мозгами.
Классных, думающих педагогов очень много, и мне важно показать, что они есть, просто в большинстве случаев остаются в тени
Ученики к моему увлечению относились отлично, просили фотографии: «Андрей Григорьевич, давайте сфоткаемся! Потом станете известным, а у нас будет фото». Отвечал им, что их бы слова да Богу в уши: чем больше людей будет смотреть мои видео, тем лучше. Мне ведь кажется, что я стараюсь делать что-то адекватное, хочу быть полезным. И надеюсь, что делаю это не впустую.
Когда я снял первое видео про стихотворения, администрация моей школы сказала: «У вас есть время урока, вот там об этом всем и говорите». Но почему я не могу дать эту информацию детям, если она будет им полезна? Для меня такая претензия удивительна: я ведь не нажиться хочу, не популярность у детей получить, а сделать что-то хорошее. Когда же сами дети на уроке хотели перевести тему на блог, узнать, когда новое видео, я останавливал их: «Стоп! Все темы вне урока мы обсуждаем на перемене».
Негатива было не очень много, но он был ярким и насыщенным. Некоторые коллеги, наоборот, говорили, что я здорово снимаю, а кто-то мне сказал так: «Видел ваш ролик, ничего нового вы там не рассказали. Я такой же могу снять». Я подумал: «Снимайте сами, так ведь только лучше». Мне стоило немалых усилий объяснить, что нажиться на YouTube или TikTok я тоже не могу, потому что денег эти платформы мне не платят.
Началось лето, казалось, все затихло. Я работал в школе при санатории, где учил детей как педагог в течение года, а затем выходил на работу в июле как воспитатель, но по сути тоже вел уроки. Мне должны были переподписать контракт в августе, но этого не произошло. Работы я лишился, но желаю коллегам добра и всего самого хорошего. Может быть, однажды они смогут принять мою позицию.
Я не хочу уделять своему блогу все время, он — не мое главное дело. Куда важнее для меня работать с детьми, и поэтому прямо сейчас я устраиваюсь в новую школу.