Как сделать счет на оплату самозанятому
Как компании платить самозанятому
Статья обновлена 7 декабря 2021 года.
В 2021 число самозанятых сравнялось с числом ИП: в стране их 3,5 млн. Все больше исполнителей регистрируются как плательщики налога на профессиональный доход, и бизнесу не нужно перечислять за них НДФЛ и сдавать отчеты. Но кое-какие документы все же нужны.
Подписать договор с самозанятым
Если компания или предприниматель оплачивает услуги самозанятого, нужен договор. По закону, сделки между компаниями и гражданами должны совершаться в «простой письменной форме», то есть по договору. Самозанятые — не исключение.
Для работы с самозанятым подойдет самый простой договор: договор-счет-акт, или ДСА. Он занимает одну страницу и не требует согласования с юристами.
Договор-счет-акт описывает условия сотрудничества с самозанятым, показывает, сколько денег платить, а еще заменяет счет и акт. Такой договор вправе заключать компании, предприниматели и самозанятые.
Если у компании есть стандартный договор услуг, можно использовать его. Никаких ограничений нет: в договоре прописывают все то же самое, что и в договоре с ИП или другой компанией.
Перевести деньги или оплатить наличными
Компании и предприниматели оплачивают услуги самозанятых с расчетных счетов или наличными. Наличными можно платить не больше 100 тыс. руб. в месяц.
Чтобы перевести деньги самозанятому с расчетного счета, понадобится три реквизита:
В назначении платежа компания вписывает номер, дату договора и за что платит. Например, оплата по договору-счету-акту № 1 от 1.01.2021 за редакторские услуги без НДС.
Получить от самозанятого чек
Продолжить работу со специалистом, который стал самозанятым
Итак, компания оплатила, теперь исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог». Чек отправляется клиенту по электронной почте или в смс.
Так выглядит чек в приложении «Мой налог»:
Тест: угадайте решение суда
Если компания переводит оплату частями, например, половину авансом, а остальное потом, исполнитель должен отправить по чеку на каждый платеж.
В таком виде чек получает клиент:
Чек нужен, чтобы учесть оплату исполнителю в расходах компании на общей системе налогообложения или на упрощенке «доходы минус расходы».
Налоги самозанятый платит сам. Компании не нужно сдавать отчеты или переводить за него НДФЛ. Если не заплатит вовремя — его проблемы.
Какие риски у компании
Риск есть, если компания заплатила и оказалось, что самозанятый не вправе использовать налог на профессиональный доход. Тогда налоговая может попытаться доначислить компании взносы и НДФЛ. Но судебной практики по таким делам еще нет.
Стоит проверить две вещи:
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых. Сейчас компания может попросить у исполнителя скриншот из приложения или личного кабинета, на котором видно, что он зарегистрировался.
Работайте с самозанятыми без проблем
Проверяем надёжность ваших подрядчиков, формируем чеки и защищаем от штрафов
Онлайн сервис создания счета самозанятым. Как самозанятому выставить счет
Бесплатный онлайн сервис созданный для самозанятых. С его помощью можно корректно выставить счет заказчику
Многие самозанятые рано или поздно задумываются о том, как выставить счет на оплату заказчику. На данный момент, есть возможность для отправки чека заказчику, но нет удобного сервиса, который поможет выставить именно счет на оплату.
Сервис предназначен в первую очередь для самозанятых. Заполнив все необходимые поля появляется возможность для скачивания счета, который можно смело отправлять заказчику.
Сервис не сохраняет никакие личные данные, а все созданные счета не сохраняются на сервере.
Важно! Сервис доступен только для авторизованных пользователей.
Вы не авторизованны на сайта! Для того чтобы получить доступ к сервису, пройдите авторизацию, которая не займет много времени.
Как самозанятому выставить счет на оплату заказчику?
Для того, чтобы отправить счет необходимо:
Воспользовавшись данным сервисом можно быстро, и без каких-либо проблем создать счет на оплату и отправить его заказчику. Сервис абсолютно бесплатный и позволяет создавать неограниченное количество счетов, также информация о созданном счете не хранится на сервере, что означает что счет создается в единственном экземпляре, который хранится на Вашем устройстве. Единственное ограничение заключается в том, что перед использованием сервиса, необходимо авторизоваться на сайте.
Остались вопросы?
Остались вопросы? Пишите их в комментариях, и я с радостью на них отвечу!
Как организовать прием платежей на сайте самозанятым, ИП и юрлицам
Вывод однозначный: если у вас есть бизнес в интернете, вам нужно дать возможность клиентам платить онлайн. Без этого вы добровольно откажетесь почти от половины потенциальных заказчиков. Расскажем, как организовать прием оплат в интернете для разных организационных форм бизнеса.
Онлайн-оплаты для самозанятых: особенности
Самозанятый гражданин в России — официальный статус. Зарегистрировав его, можно работать в сферах, которые определены законом № 422-ФЗ от 27.11.2018. Самозанятым разрешено принимать оплату на карту банка или на электронный кошелек.
Самозанятым запрещено пользоваться торговыми POS-терминалами. Но по приему оплат через сайт ограничений нет. Единственное условие — регистрация каждой операции через мобильное приложение «Мой налог».
Как самозанятое лицо может принимать деньги от онлайн-покупателей:
Несколько вариантов агрегаторов для самозанятых:
Доступен ли интернет-эквайринг для физлиц?
Законодательство РФ четко определяет границы предпринимательской деятельности. Если физлицо без регистрации ИП и статуса самозанятого принимает оплаты, это трактуется как получение незаконного дохода. Наказание — штраф до 500 тыс. рублей или заключение до 5 лет.
Российским платежным сервисам запрещено работать с физлицами. Но пути обхода есть:
Однако придется столкнуться с ограничениями, более высокими тарифами и риском блокировки мерчант-счета без объяснений и возврата средств. Стоит ли так рисковать — решать вам.
Онлайн-оплаты для ИП и юридических лиц: больше возможностей
Предприниматели и компании могут вести бизнес, принимая оплаты на зарегистрированный банковский счет. Это открывает больше возможностей, в том числе и для интернет-платежей. Есть четыре официальных способа для подключения оплат через сайт.
Интернет-эквайринг
Проще говоря — прием оплат от клиентов с помощью банковских карт. Подключить эквайринг можно через банк, обслуживающий расчетный счет ИП или юрлица.
Плюсы:
Минусы:
Платежный шлюз
Это сервис-посредник. По сути, это «мост» между сайтом ИП или юрлица и платежным сервисом. С помощью шлюза можно подключить несколько платежных посредников: тот же банк для эквайринга, операторов электронных денег для приема оплат е-кошельками и т.п. Сам шлюз обеспечивает только передачу данных о транзакции. Он не взаимодействует с деньгами.
Плюсы:
Минусы:
Платежная система
Это вариант приема платежей на сайте напрямую через оператора электронных денег. Яндекс.Деньги, Paypal и прочие подобные компании предоставляют свои инструменты для установки на сайты. Через них клиенты могут оплачивать услуги и товары, пользуясь привычным интерфейсом.
Плюсы:
Минусы:
Агрегатор
Это уже упомянутая выше система, которая снимает с бизнеса много «головной боли». Они сами договорились с десятками эквайеров и операторов. Они предоставляют универсальный инструмент: установив его, бизнес может открыть для клиентов разнообразие вариантов оплаты.
Плюсы:
Минусы:
Что выбрать?
Несколько простых рекомендаций для бизнеса по выбору платежного посредника.
Маленькая сноска: эти советы будут иметь ценность, когда вы изучите целевую аудиторию и узнаете ее предпочтения.
Вместо заключения
Наличие официального статуса — будь то самозанятое лицо, предприниматель или ООО — дает право принимать оплаты онлайн на банковскую карту или счет. Рынок предлагает достаточное количество способов: от прямого взаимодействия с банком до сервисов-посредников. Выбирая подходящий вариант, стоит учитывать обороты, особенности бизнеса, тарифы и условия. И стоит отказаться от нелегальных или условно-легальных операций, ведь это чревато последствиями.
«Расчетный счет для самозанятых: кому и когда открыть»
Нужен ли расчетный счет для самозанятых
Существует два вида банковских счетов: расчетный и лицевой. Лицевой счет открывают простые граждане для решения бытовых нужд. Например, через лицевой счет можно оплатить коммунальные услуги, купить товар через интернет-магазин, получить детское пособие из фонда социального страхования, пенсию из ПФР и прочее. Лицевой счет открыть просто. Нужно прийти в банк с паспортом, заполнить заявление, и через 10-15 минут карта будет готова.
Плательщик НПД имеет статус физического лица. Поэтому, согласно закону № 422-ФЗ от 27.11.2018, самозанятому не нужно иметь расчетный или другой специальный счет. Все расчеты с клиентами можно осуществить через приложение «Мой налог». Там же самозанятый следит за своими доходами и платит в бюджет налог на профессиональную деятельность.
Если у банка возникнут вопросы о поступлении денег на лицевой счет самозанятого, то физлицу достаточно предоставить справку о постановке на учет. Её можно оформить в мобильном приложении «Мой налог» или в личном кабинете на сайте налоговой инспекции. Тогда банк не будет придираться к плательщику НПД. Это рекомендует Центробанк в информационном письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94.
По собственному желанию самозанятый может открыть расчетный счет. Разберем, кто и как это может сделать.
Может ли самозанятый открыть расчетный счет в банке
Самозанятый на спецрежиме может работать как обычное физлицо без статуса или как предприниматель, который перешел на самозанятость. Так, например, во время пандемии 2020 года многие ИП стали плательщиками налога на профессиональный доход. Они приостановили свой бизнес, но не готовы закрываться. Переход позволил им сэкономить на уплате страховых взносов и не потерять статус предпринимателя. Но ИП нужно помнить, что спецрежим имеет ограничения по видам деятельности. Например, они не могут продавать акцизные товары.
По законодательству обе категории самозанятых могут работать без расчетного счета. Если у ИП на НПД много клиентов среди малого и среднего бизнеса, ему выгоднее открыть расчетный счет. Каждый новый платеж ИП придется дублировать в приложение «Мой налог».
Сделать это просто:
Кроме безналичного расчета, самозанятому ИП можно принимать оплату другими способами — через сервис интернет-эквайринга, с помощью корпоративной банковской карты через POS-терминал или наличными деньгами.
Новую карту нужно будет связать с приложением «Мой налог». К сожалению, автоматически это сделать нельзя и карту придется привязывать вручную. Это удобно: при каждом платеже от заказчика в приложении автоматически формируется чек, а в следующем месяца с карты списывается налоговый платеж.
Обратите внимание! За самозанятого могут заплатить налог на профессиональный доход и третьи лица. Например, его родители, супруг/а, родственники, друзья и другие.
Как самозанятому открыть расчетный счет
ИП желательно принести копии и оригиналы документов. Дополнительно в банке придется оформить карточку с образцами подписей. Если ИП пользуется печатью, то на карточке необходимо оставить ее оттиск.
Однако, предпринимателю нужно учитывать, что после открытия расчетного счета его расходы вырастут. Придется платить за открытие счета, комиссию за обслуживание, использование онлайн-банка, снятие наличных в кассе банка и прочие затраты. Взамен банк может предлагать свои бонусы. Например, дополнительно начислять проценты на остаток денег на счете.
Список 5 банков, где открыть банковский счет самозанятому ИП через мобильное приложение:
Три главных совета, как самозанятому открыть расчетный счет
(9 оценок, среднее: 4,78 из 5)
Расчеты с самозанятыми физлицами в 1С
В 2019 г. появилась новая категория физических лиц — самозанятые. Данная категория лиц применяет спецрежим «Налог на профессиональный доход» (плательщики НПД). НПД все больше распространяется по России, а организации все чаще сталкиваются с контрагентами-самозанятыми. Но как оформить и принять в расходы услуги самозанятых?
Кто может быть самозанятым
Любое физлицо, являющееся гражданином РФ или гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС (ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Важно отметить, что наличие/отсутствие статуса ИП значения не имеет согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ. Но при этом право применять специальный режим НПД есть только у тех физлиц, у которых нет работников, нанятых по трудовому договору (пп. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ регулируется порядок осуществления сделок с самозанятыми и особенности налогообложения, в т.ч. страховыми взносами. С 1 июля 2020 г. субъектам РФ разрешено самостоятельно вводить специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) (Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ).
Как убедиться в статусе самозанятого
Запросить у физического лица электронную справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД из мобильного приложения «Мой налог». Она приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе. Или самостоятельно проверить статус самозанятого на сайте ФНС с помощью специального сервиса — https://npd.nalog.ru/check-status/. После того как мы убедились в том, что перед нами самозанятый, необходимо понять есть ли у нас право заключить с ним договор.
Кто может заключать договор с самозанятым
Любое физлицо (в т.ч. ИП) или организация. В Законе № 422-ФЗ предусмотрены налоговые ограничения для таких договоров:
При этом с самозанятыми можно заключить:
Получая вознаграждение за оказание услуги по любому из вышеперечисленных договоров, самозанятый обязан зарегистрировать его в личном кабинете (с помощью приложения «Мой налог») и сформировать онлайн-чек для заказчика (ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ, ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Именно данный чек организации и ИП принимают в целях признания расходов.
Законом № 422-ФЗ установлено, что для ООО и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ (ч. 8-10 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, п. 4 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Кто платит налоги
Самозанятые перечисляют налог с полученного вознаграждения самостоятельно на основании уведомления от налогового органа (ч. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ). Контрагенту удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ и страховые взносы самозанятого не нужно. Данная норма действует только при условиях:
Следовательно, если самозанятый не проследит за своей доходностью и нарушит данные границы, то его обязанность по уплате НДФЛ и страховых взносов перейдет на покупателя (заказчика).
Оформление бухгалтерских проводок при работе с самозанятыми
Формируются проводки по расчетам с самозанятыми с использованием счетов учета с поставщиками 60 или 76.