Как сделать сервер с музыкой
Как сделать сервер с музыкой
Хотелось бы начать с конца – с результатов работы, а именно – с прослушивания музыкального сервера, поскольку ощущение, которое мы получили, услышав звук практически аналогичный студийной мастер-записи, не может сравниться по своему эмоциональному воздействию со звучанием никакого другого источника звукового сигнала.
Если попытаться одним словом выразить это ощущение, то первое, что приходит на ум – волнение. Глубокое и приятное волнение охватывает вас, когда вы слышите тот самый звук, который слышал звукорежиссёр в студии, или который слышали зрители на концерте, если речь идет о записи «живого» выступления музыкантов, то есть именно тот звук, который до последнего времени был недоступным сокровищем в руках обладателей авторских прав на фонограмму музыкального произведения.
Результаты бурного развития информационных технологий, в первую очередь, значительный рост скорости передачи данных в сети Интернет и постоянное совершенствование технических характеристик персональных компьютеров, позволяют ценителям музыки и точного звуковоспроизведения вплотную приблизиться к своему идеалу звучания.
«Это невозможно! Это волшебно! Это невероятно! Такого не может быть!» – все эти эпитеты – реакция аудиофилов и обычных слушателей, когда они слышат звук высокого разрешения от музыкального сервера. Возникающие ощущения настолько поражают слушателей, а притягательность этого естественного звучания настолько сильна, что мы решили предостеречь посетителей нашего сайта от возможных последствий (см. Предостережение).
Вновь и вновь хочется почувствовать магию звука, ощутить приятное волнение и трепет, когда музыка захватывает полностью, а всё остальное – окружающая вас аудиоаппаратура, стены комнаты, житейские проблемы, другие ощущения и мысли – всё растворяется и уходит, оставляя вас наедине с музыкой. Можно без преувеличения сказать, что музыкальный сервер помогает более полно раскрыть замысел автора музыкального произведения и более глубоко передать эмоциональный импульс исполнителя. Наверное, это та цель, которую ставит перед собой любитель музыки, собирая и совершенствуя свою аудиосистему.
Испытав подобные ощущения в результате прослушивания файлов высокого разрешения с помощью музыкального сервера, сделанного своими руками, мы решили, что этот опыт должен быть доступен и другим любителям музыки и точного звуковоспроизведения. Поэтому теперь вы имеете возможность узнать из материалов нашего сайта, как разработать и сделать самому цифровой источник звука аудиофильского класса на базе персонального компьютера, какие для этого требуются комплектующие, как выбрать и оптимизировать программное обеспечение для лучшего воспроизведения звука и т.п.
Итак, лучше всего начать с постановки задачи. Что же мы хотим получить в результате? Это описано в части 1. Что делать? Далее, в части 2. Как делать? вы узнаете о процессе сборки музыкального сервера, и часть 3. Настройка, посвященная оптимизации программного обеспечения и результатам прослушивания, завершит описание проекта.
Надо отметить, что в этом первом проекте ПК Аудиофила, ставилась задача получить наилучшее качество звука и другие важные показатели, не всегда обращая внимание на стоимость необходимых для этого комплектующих (в разумных пределах, конечно). Следующий проект будет посвящён разработке и созданию музыкального сервера «экономического класса», сочетающего в себе отличный звук и невысокую стоимость. Результаты второго проекта также будут освещены на страницах ПК Аудиофила.
Часть 1. Что делать?
Сначала нужно определить цель создания такого специализированного ПК, каким является музыкальный сервер, а затем сформулировать требования к нему и на основании этого подобрать комплектующие.
Цель – создание цифрового источника для точного звуковоспроизведения, наиболее приближенного к звучанию студийной мастер-записи. Здесь надо сразу отметить, что ранее эта цель была труднодостижима, т.к. студийные мастер-файлы были недоступны. В настоящее время, в связи с развитием информационных технологий, в том числе средств передачи информации, стали доступны точные «бит в бит» копии мастер-файлов ВР или их копии с пониженной частотой дискретизации.
Заметим, что для профессиональной звукозаписи, кроме уже названных, используются и другие форматы с более высокими частотами и разрядностью, однако пока они практически недоступны для скачивания на ПК, и мы не берём их в расчёт при конструировании музыкального сервера.
Сразу подчеркнём, что мы будем строить аппарат для воспроизведения стереофайлов. Для тех, кто хочет слушать также многоканальную музыку, всё, о чём мы говорим, также применимо. Единственное отличие – использование многоканального варианта интерфейса звуковой платы.
Ещё одной особенностью конструкции музыкального сервера «ПК Аудиофил» является отсутствие необходимости его непосредственного подключения к сети Интернет. Это сделано для того, чтобы избежать неприятностей, которые могут возникнуть от попадания вредоносных программ через сеть. Перенос же звуковых файлов на жёсткий диск музыкального сервера можно производить посредством предварительной их записи на USB-«флэшку» или диск DVD-R на другом ПК, да и любым иным способом – через домашнюю сеть. Это позволит, кстати, всегда иметь в архиве копии нужных файлов.
Мало перенести нужные файлы с музыкой на жёсткий диск музыкального сервера – надо их ещё качественно преобразовать в аналоговую форму. Это можно осуществить внутри музыкального сервера, но лучше воспользоваться ЦАПами, выпускающимися промышленно. В настоящее время промышленностью для этих целей выпускаются высококачественные ЦАПы, рассчитанные чаще всего для преобразования цифровых файлов до формата 96/24, но есть также те, которые работают с частотами до 192 кГц. Существуют ЦАПы, поддерживающие более высокие частоты и разрядность, но в основном они предназначены для профессионального применения.
Принимая во внимание всё сказанное выше, можно сформулировать следующие основные требования к музыкальному серверу:
Исходя из этих основных требований, можно приступить к подбору комплектующих.
Звуковая карта, по нашему мнению, является важнейшим элементом музыкального сервера, т.к. в основном от неё зависит качество звука цифрового источника. Поэтому выбирать звуковую карту необходимо с особой тщательностью. Требуемые характеристики:
Выбор ПК Аудиофила: профессиональная звуковая карта (а точнее — плата цифрового ввода-вывода) Lynx AES16 компании Lynx Studio Technology, Inc (США).
Основные технические характеристики Lynx AES16:
Как сделать сервер с музыкой
Прошло уже пять лет со времени нашего проекта создания музыкального сервера «ПК Аудиофил IV». За это время компьютерное аудио значительно продвинулось в техническом отношении, появились новые компании, которые выпускают разнообразные высококачественные цифровые источники звука – музыкальные серверы (МС), стримеры, сетевые проигрыватели. Да и компьютерная техника быстро меняется – внедряются новые технологии, обновляется база комплектующих.
В связи с этим сайт «ПК Аудиофил» начинает новый проект, который мы назвали «ПКА 5 – высококачественный музыкальный сервер своими руками». В реализации этого проекта мы воспользуемся некоторыми техническими решениями компаний, производящих аналогичное оборудование, а также своим опытом разработки и создания около 20-ти различных цифровых источников на базе ПК, четыре из которых были описаны на нашем сайте.
Этот проект мы приурочили к юбилею сайта «ПК Аудиофил», которому исполняется десять лет.
1. Что будем делать
Будем создавать музыкальный сервер – специализированный персональный компьютер, предназначенный для высококачественного воспроизведения, хранения и систематизации музыкальный файлов, в первую очередь, файлов высокого разрешения (ВР).
Отметим, что скачивание файлов из интернета и, при необходимости, их дополнительную подготовку (например, корректировку метаданных) мы обычно производим на другом, домашнем компьютере. Затем эти файлы копируются на внешний жесткий диск, который в данном случае выполняет роль резервного, и уже с этого резервного диска музыка переносится в фонотеку МС.
Для переноса музыкальных файлов с внешнего жесткого диска на МС лучше подойдут современные скоростные интерфейсы USB 3.1 Gen 1 (USB 3.0) и Gen 2. Было бы удобно, чтобы соответствующие разъемы располагались на передней или боковой панели корпуса аппарата.
Наш новый МС должен обеспечивать воспроизведение аудиофайлов ВР, которые доступны в настоящее время. А какие это аудиофайлы? Это – файлы WAV, FLAC и др. (ИКМ) с частотой дискретизации до 384 кГц и разрядностью до 32 бит, в том числе DXD, а также файлы DFF, DSF и др. (DSD) вплоть до DSD512 с частотой дискретизации 22,5792 МГц, и даже пробные образцы с частотой в два раза выше – DSD1024. Кроме того, надо иметь в виду, что в недалеком будущем может появиться музыка, записанная с более высоким разрешением. Ведь уже сейчас выпускаются ЦАПы с фантастическими параметрами по поддержке сигналов ИКМ до 3073 кГц и потока DSD до DSD1024 включительно.
В настоящее время с задачей вывода сигналов с такими высокими частотами дискретизации, если иметь в виду самодельные конструкции, может справиться только USB-интерфейс. Имеющимся в продаже звуковым картам стандарта S/PDIF и AES/EBU, а также I2S это не под силу, поэтому в создаваемый аппарат мы предполагаем установить одну из USB-карт вывода, специально выпускающихся для целей высококачественного звуковоспроизведения.
В МС должна храниться объемная фонотека. Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что для хранения больших файлов ВР желательно, чтобы общий объем внутренних накопителей был не менее 8 ТБ. Подчеркнем, что, по нашему мнению, нет особого смысла хранить музыку во внешнем хранилище, если это можно делать внутри аппарата. Это позволяет во время звуковоспроизведения избежать дополнительных преобразований сигнала на пути от внешнего хранилища к МС, которые непременно происходят при использовании проводного сетевого соединения, USB или Wi-Fi. Хотя, отметим, что конструкция устройства, конечно же, дает возможность при необходимости подключать внешнее хранилище, например, NAS.
Как и наши предыдущие модели, новый МС будет совершенно бесшумным, то есть без вентиляторов и жестких дисков. Вследствие этого охлаждение должно быть пассивным, а накопители – твердотельными.
О питании. Импульсный источник может быть причиной шумов и помех, поэтому лучше использовать линейный БП, и еще лучше, если он будет внешним. В этом случае внутри корпуса МС может располагаться только преобразователь постоянного напряжения (DC-DC) для получения величин, нужных для питания системной платы и процессора. Кроме этого, было бы неплохо, чтобы линейный БП мог обеспечить раздельные каналы питания для разных блоков аппарата, например, один для системной платы с процессором, а другой – для USB-карты.
Еще одно требование к конструкции аппарата, которое в настоящее время реализуется большинством производителей МС и вообще цифровой аудиотехники, – применение средств для снижения влияния вибраций и борьбы с электромагнитными помехами. Хотя, как известно, цифровая техника более помехоустойчива, чем аналоговая, тем не менее в конструкциях высококачественных цифровых аудиоустройств этим вопросам уделяется серьезное внимание.
Управление МС должно быть, с одной стороны, удобным, а с другой – полноценным. Мы предполагаем реализовать два способа управления: дистанционный, с помощью мобильного устройства (смартфона или планшета), который будет использоваться во время воспроизведения музыки, и обычный способ (монитор, мышь и клавиатура) – для работы с фонотекой или наладки аппарата. Для дистанционного управления понадобится подключение аппарата к локальной сети – проводное или по Wi-Fi.
ПО должно обеспечить высокое качество воспроизведения цифровых записей, удобство работы с объемной фонотекой аудиофайлов, связь с мобильным устройством дистанционного управления, а также некоторые дополнительные функции как, например, конвертирование цифрового аудиоформата во время воспроизведения («на лету»).
И последнее. Некоторые производители устанавливают в МС оптический привод для копирования аудиофайлов с компакт-дисков, DVD-аудио и BD. Как уже отмечалось выше, мы обычно делаем это на другом компьютере, и затем переносим файлы на МС с помощью USB-соединения. В связи с этим оптический привод устанавливать не будем.
Таким образом, получился следующий список общих характеристик МЗ, которые будут учитываться при его создании:
Как собрать радио для коллег без единого разрыва
Привет, Хабр! Вот уже почти 5 из 10 лет я совмещаю работу сетевиком с любимым хобби — подкастом про ИТ. За это время наш сервер для аудиотрансляций развивался, менялся и оказался полезен не только нам, но и коллегам. Недавно я правильно клонировал нашу сборку на базе Linux для радио ЦОД.fm в DataLine и решил поделиться своими наработками со всем сообществом.
Сегодня покажу, из чего я собирал новогоднее радио для создания праздничного настроения перед онлайн-корпоративом.
Для начала определимся с задачами
Чтобы радио радовало коллег качеством звука, стоит учесть несколько компонентов для разных задач:
сам сервер трансляции, с которого будем раздавать аудиопоток;
интерфейс для ведущих и гостей: распределенное вещание сегодня новая норма, участники шоу должны подключаться из разных мест без лагов и бубна;
инструменты для обработки звука: выравнивания громкости из разных источников, удаления шумов и наложения фоновой музыки на финальный трек;
служебный канал для бесшумной синхронизации действий во время эфира;
клиентская часть для подключения слушателей с любого устройства;
опционально можно добавить доп. фичи для общения со слушателями (чат в Телеграмме).
Кроме того, если вы такой же энтузиаст и собираете радио как pet-project в свободное время, скорее всего, ваш бюджет ограничен. Так что я не буду останавливаться на дорогих проприетарных продуктах для этих задач, а покажу решения на свободно распространяемом и условно-бесплатном ПО.
Сервер трансляции с TeamSpeak’oм и постобработкой
Свой сервер я собирал на базе Xubuntu 20.04 с lowlatency-ядром. Расскажу, какие компоненты на нем установлены, а потом покажу, как выставляю для них приоритеты.
OBS для обработки на лету. Под капотом сервера у меня Open Broadcaster Software (OBS). С помощью этого софта можно моментально обрабатывать аудио: поднимать громкость до нужного уровня, добавить компрессию, убрать пики, добавить джинглы и фоновую музыку:
Во время эфира я запускаю джинглы, музыку и голос на микшере в OBS.
У OBS есть фильтры, которые можно навесить на каждую аудиодорожку перед ее отправкой в эфир. У меня настроены 5 фильтров в таком порядке:
Limiter срезает все пиковые частоты звука, предотвращает клиппинг и перегрузки.
Noise Suppression удаляет с дорожки фоновый шум, так как шипящие дорожки нам ни к чему.
Усилитель Gain повышает громкость звука до заданного значения.
Compressor сглаживает перепады громкости звука, например, если кто-то начинает очень бурную дискуссию или, наоборот, начинает шептать на ушко.
В конце еще раз использую Limiter, чтобы убрать возможные пики от фильтра Compressor.
С помощью OBS мы запускаем и тестовые трансляции: стримим все по локальной ссылке, проверяем настройки, — а потом настроенный стрим отправляется по боевому урлу.
Tigervnc-standalone-server для управления сервером. Мы подключаемся к серверу любым SSH-клиентом, не забывая про туннелирование порта 5901. Получаем стандартную связку SSH +VNC. Кто не хочет туннелировать SSH, может воспользоваться любым VPN на свой выбор: его можно терминировать непосредственно с сервера или с роутера.
Virtual Audio Cable (и никакой магии), чтобы забирать звук с клиента TeamSpeak в OBS.
Icecast в связке с nginx и OBS для раздачи. OBS позволяет одновременно стримить радио в несколько мест, например, наш подкаст параллельно идет на Youtube.
Для раздачи по протоколу https на сервере установлен Icecast: он принимает потоки голосовых данных от OBS и раздает потоки исходящего трафика на слушателей.
TeamSpeak для синхронизации действий и записи. В нашем подкасте мы используем TeamSpeak для боевого канала и записи эфира. На сервере установлен TeamSpeak Server и TeamSpeak Client. Ведущие подключаются к TeamSpeak Server с помощью своих клиентов. К серверу через локального клиента подключен podbot — некая немая сущность, которая всегда живет в канале и только слушает. Она нужна, чтобы на сервер приходил стрим от всех остальных, который можно перенаправить в Virtual Audio Cable.
На тестовой трансляции мы используем TeamSpeak как микшер, чтобы выровнять всех гостей:
Записываем дорожки всех участников. Полезно, когда через TeamSpeak идет продовая трансляция, как это сделано у меня в linkmeup.
Чтобы бесшумно синхронизироваться друг с другом по организационным моментам, есть несколько способов. Мы в linkmeup используем чат в TeamSpeak. Создали систему специальных сигналов, наподобие этого:
Также пробовали Zoom, где можно видеть друг друга и обмениваться жестами.
Еще один способ посинкаться — это «шептать» друг другу в служебном канале (за наводку спасибо @KorDen32).
Для этого запрещаем podbot’у слышать «шепот», чтобы в эфир не летело ничего лишнего. Для ведущих делаем небольшую настройку: задаем количество лиц для «перешептывания» и горячие клавиши. Лучше использовать именно сочетание клавиш, чтобы во время печати не нажимать команду в эфире случайно и не «шептать» почем зря.
«Шепот» слышат все пользователи канала Alpha, кроме podbot’a.
Для ЦОД.fm я организовал на базе TeamSpeak служебный аудиоканал, где все слышат комментарии друг друга, но не выводят их в эфир. Получилась такая виртуальная студия, в которой редактор эфира решал технические и организационные вопросы с ведущими.
Настройка nice-приоритетов на сервере. Я отдаю высший приоритет системным вызовам, затем обрабатываю звук, все остальное потом.
Видим правильные nice-приоритеты — уже половина успеха:
Настраиваем правильные лимиты, чтобы не получить лаги в эфире:
Отсыплем демону, отвечающему за звук, нужных значений приоритетов:
Создадим виртуальные аудиокабели:
Важные мелочи для пользователей
Для радио ЦОД.fm я завел отдельное доменное имя, настроил nginx, разобрался с шифрованием трафика и сертификатами. Даже любительскую радиостанцию лучше стримить по защищенному соединению, да и слушатели не будут ругаться на отсутствующий https. Позаботился о проксировании, чтобы сотрудник мог открывать стрим с любого удобного устройства с любым плеером. Но, если что, можно организовать стрим с этими инструментами и в локальной сети.
Для внешнего домена, само собой, стоит настроить фаервол и защиту от DDoS. На каждый глобальный IP-адрес я ограничивал количество TCP-соединений до 10. Перед запуском всей системы провел нагрузочное тестирование.
Для наших партнеров и ведущих подготовил инструкцию по запуску сервера и клиентской части: как включать фоновую музыку на OBS и выводить участника в эфир:
Еще можно создать чат радиостанции в вашем любимом мессенджере и принимать там сообщения в эфир, приветы, заявки на музыку и т. д. Тут уже кто как любит.
Будем использовать этот сервер для онлайн-трансляций дружественных подкастов «Поддатой», «Разговоры из-под фальшпола» и «Немного об оружии».
Как собрать и настроить домашний медиасервер?
Содержание
Содержание
Высокоскоростной Интернет разделил людей на две группы: одни подписываются на стриминговые сервисы, другие предпочитают по старинке хранить собственные копии фильмов и альбомов на жестком диске, особенно если это касается редких релизов, которых не найти онлайн. Но Netflix или Spotify легко запустить с любого устройства, а как получить доступ к файлам, хранящимся на диске, с телевизора или смартфона? Для этого нужно организовать домашний медиасервер. Это намного проще, чем кажется, и осуществимо даже стандартными средствами Windows.
Что такое DLNA-медиасервер?
Домашний медиасервер позволяет подключить все доступные устройства в единую беспроводную сеть и организовать общий доступ к музыке и фильмам на жестком диске, флешке и SD-карте. Это избавляет от необходимости хранить по копии фильма или альбома на ПК, планшете, смартфоне, ноутбуке и в памяти ТВ — достаточно будет одной копии на медиасервере.
Медиасервером можно сделать множество девайсов:
По своей сути, все эти устройства представляют собой компьютер с процессором, видеоядром, оперативной памятью и диском для хранения файлов. Чтобы превратить их в медиасервер, нужна технология высокоскоростной передачи контента в режиме реального времени. Она называется DLNA.
DLNA представляет собой набор стандартов для объединения поддерживающих эту технологию устройств в единую домашнюю сеть для передачи медиаконтента. Чаще всего это телевизоры, принтеры, плееры и ресиверы, а также портативная техника — смартфоны, планшеты, ноутбуки и т. д. Многие производители используют DLNA в своих экосистемах под брендовыми названиями:
Аналогом также является Apple AirPlay, однако он использует иные протоколы и работает только с устройствами Apple.
Проще всего подружить медиасервер с ТВ, если последний поддерживает DLNA. В ином случае поможет подключение с помощью ТВ-бокса или микрокомпьютера.
Медиасервер из ПК
Домашний медиасервер можно организовать на рабочем ПК. Понадобится лишь роутер и устройство с поддержкой DLNA, например, телевизор.
Если ТВ и ПК объединены одной домашней сетью, Windows 10 позволяет без лишних настроек передавать контент напрямую на устройство. Достаточно щелкнуть по файлу правой кнопкой мыши и выбрать нужный девайс из списка во вкладке «Передать на устройство» («Cast to device»).
Чтобы не кликать каждый раз по файлам на ПК, а выбирать их сразу с ТВ или планшета, понадобится настроить DLNA-сервер:
Теперь на ТВ и портативных устройствах появится доступный медиаконтент. Однако он будет в неотсортированном виде, хранить так сотни фильмов и альбомов невозможно. Понадобится настройка папок и категорий. Их возможно упорядочить даже с помощью Windows Media Player 11 и выше: щелкнуть правой кнопкой по разделу «Видео», выбрать «Управление видеотекой» и добавить в список папки с заранее отсортированными роликами. Аналогично с фото и музыкой.
Наконец, DLNA-сервер легко организовать с помощью программ, которые иногда называют медиацентрами. Они позволяют:
Существует множество медиацентров, самые популярные из них:
Минус организации медиасервера на ПК в том, что придется постоянно держать его включенным, чтобы все работало. Плюс программа медиацентра будет отнимать часть ресурсов, особенно при транскодировании. Можно, конечно, использовать отдельную машину, например, старый компьютер, но возможности системы будут ограничены его производительностью: далеко не каждый старый ПК сможет без лагов воспроизводить видео в 4К на ютубе.
Медиасервер из роутера
Некоторые роутеры с USB или SATA-разъемом умеют подрабатывать медиасервером. В характеристиках роутера должна быть указана функция DLNA-сервера. Также понадобится минимум 128 Мб оперативной памяти (лучше 256 Мб). Если сеть Wi-Fi слишком загружена в диапазоне 2.4 ГГц, пригодится двухдиапазонный роутер. Он поможет избежать потери пакетов, которые будут выражаться в лагах и фризах. Для нормальной работы скорость соединения должна быть не ниже 60 Мбит/с.
Обычно настроить DLNA на роутере можно прямо в его веб-интерфейсе: нужно включить саму функцию и выбрать папки с контентом. Далее можно подключать к нему смартфоны и телевизоры. Главное преимущество в простоте решения, но есть и недостатки:
Медиасервер из ТВ-приставки
Что, если телевизор недостаточно умный и не поддерживает DNLS? Тогда можно подключить к нему дополнительное устройство, к примеру, ТВ-бокс. Они поддерживают DLNS и предоставляют возможность загружать на флешку или SD-карту свои медиафайлы, чтобы просматривать их с ТВ, а иногда и других устройств. Более того, Андроид дает этим приставкам функциональность смартфона или планшета, позволяя устанавливать на них приложения, пользоваться стриминговыми сервисами, ютубом, играть в игры и т. д.
ТВ-боксом легко пользоваться: настройка под себя не отнимет много времени, и для большинства покупателей его возможностей будет достаточно. Но есть и минусы:
Медиасервер из микрокомпьютера
Любители DIY могут сделать медиасервер на базе микрокомпьютера Raspberry Pi, ASUS Tinker Board или похожего. Такие обычно поставляются в виде платы без корпуса, на которой установлен ARM-процессор, ОЗУ, видеокарта, модули Wi-Fi и Bluetooth, порты USB, HDMI и Ethernet. Соответственно, к нему можно подключить почти любой ТВ и даже внешнюю звуковую карту.
Это позволяет точно подобрать модель по характеристикам под свои задачи и самостоятельно сконструировать корпус и систему охлаждения. К микрокомпьютерам можно подключить и SD-карты, и HDD (как USB, так и SATA через переходник). Мощности Raspberry Pi 3 Model B+ хватает, чтобы проигрывать фильмы в высоком разрешении и видео в 4K на ютубе.
Чтобы превратить микрокопьютер в медиасервер, понадобится:
Тем, кто не хочет заниматься конструированием корпуса и охлаждения, подойдет микрокомпьютер типа Intel Compute Stick. На него можно установить Windows 10 и работать хоть с привычными офисными приложениями, хоть с фотошопом, поэтому такая штука все чаще появляется в офисах. Соответственно, можно установить на него программу и использовать его в качестве медиацентра. Однако мощностей процессора Intel Atom x5 Z8330 1440 МГц не хватает для просмотра видео 4К, по крайней мере, в ОС Windows.
Сегодня появилась целая категория компьютеров-флешек и неттопов. Также есть чуть менее компактные платформы для ПК. Однако модели с мощным процессором стоят уже в одной ценовой категории с профессиональным решением для организации медиасервера — сетевым хранилищем или NAS.
Медиасервер из NAS
NAS — это сетевые хранилища. Их предназначение — доставлять файлы так быстро, как это возможно. Но главное, что они позволяют подключить сразу несколько жестких дисков с возможностью моментально заменять их. Это позволяет организовать домашнюю медиатеку исполинских масштабов с фильмами в 4К и альбомами в Hi-Res.
Чтобы использовать NAS в качестве медиацентра, нужно внимательно изучить характеристики. Понадобится мощный процессор (хотя бы 2, а лучше 4 ядра) и ОЗУ объемом не меньше 2 Гб. Тогда не будет лагов при транскодинге и просмотре 4К. Многие модели позволяют добавить оперативки и улучшить скорость работы благодаря SSD и организации на нем кэш-памяти для быстрого доступа к часто используемым файлам.
Желательно подключить к NAS жесткий диск, заточенный под длительную работу нон-стоп. Для таких задач производители выпускают оптимизированные для NAS винчестеры.
В качестве ОС можно использовать Kodi, Plex, emby и другие. Однако главный недостаток NAS в том, что они созданы с оглядкой на продвинутых пользователей, поэтому настройка потребует определенных знаний и терпения.
Заключение
Медиасервер позволяет не только организовать гаджеты в удобную домашнюю экосистему, но и через Интернет открыть доступ к файлам в хранилище из любой точки земного шара. Так можно настроить собственный стриминг-сервис, чтобы слушать свою музыку и смотреть свои фильмы с портативного устройства везде, где позволяет скорость сети.