Как сделать схождение на валдае
Инструкция по эксплуатации ООО Автозавод ГАЗ ГАЗ Валдай (2010)
Страница 13
Пневматические, радиальные, размером
215/75R17,5
Параметры установки передних
колес:
угол развала колес Max.
угол бокового наклона шквор-
угол наклона нижнего конца
схождение передних колес, мм 1,0-2,5
Четыре, продольные, полуэллиптические с
дополнительными рессорами в задней
подвеске
Гидравлические, телескопические, двусто-
роннего действия. Установлены на перед-
ней оси и в задней подвеске автомобиля
4.5. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Тип рулевого механизма
19,8 (в среднем положении)
Усилитель рулевого управления
Гидравлический, интегральный, встроен-
ный в рулевой механизм. Насос гидроуси-
лителя руля
Регулируемая по высоте и углу наклона
4.6. ТОРМОЗНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Рабочая тормозная система
Двухконтурная с пневматическим приводом
Запасная тормозная система
Каждый контур рабочей тормозной системы
Стояночная тормозная система
С пневматическим приводом тормозных
камер с пружинными энергоаккумулятора-
ми, установленными на дисковых тормозах
задних колес
Однопроводная, отрицательные
выводы соединены с корпусом ав-
томобиля
Номинальное напряжение в сети, В
Переменного тока, со встроенным
регулятором напряжения и выпря-
мительным блоком
Как самому сделать схождение колес на валдае
Dzhiper89 › Блог › Как сделать развал-схождение колёс своими руками
Углы развала-схождения колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и простые приспособления. В этом материале мы расскажем о том, как сделать развал-схождение самостоятельно в домашних условиях, и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.
Неправильная регулировка развала-схождения может являться причиной, например, быстрого износа покрышек, или того, что при движении по прямой машину будет уводить влево или вправо.
В конце этой статьи вы найдете видео, в котором подробно рассказано и показано все, что нужно знать о развале-схождении.
Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс и как от них зависит поведение машины на дороге?
Развал-схождение – что это такое?
Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).
Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.
У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).
Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.
Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.
Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.
В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.
Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.
Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками
Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:
Исправность ходовой (подробнее о диагностике подвески автомобиля).
Давление в шинах.
Загрузка машины.
Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента 🙂
В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.
Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.
Регулировка угла схождения колес
Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Зафиксируйте шкалу.
Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
Проверьте показания.
Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.
После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.
Как сделать развал схождение своими руками
Правильно выставленные углы развала и схождения колес – одно из ключевых условий нормальной работы подвески автомобиля. Если эти параметры отклоняются от нормы, возникает ряд проблем: происходит неравномерный износ покрышек, ухудшается управляемость машины и ее курсовая устойчивость, руль смещается с нулевого положения при езде по прямой траектории. Также возрастает нагрузка на штоки амортизаторов, сайлентблоки, шрусы, элементы системы рулевого управления.
Измерение углов схода и развала должно выполняться с определенной периодичностью, в среднем 1-2 раза в год. Проверка положения колес в специализированных автосервисах — недешевая услуга, особенно при использовании компьютерных методов. Частые визиты в мастерские бьют по карману, поэтому многие автовладельцы ищут способы проведения таких работ в гаражных условиях. Предлагаем ознакомиться с простым, но точным и эффективным методом самостоятельного определения параметров схода и развала.
Преимущества способа
Технология, рассмотренная ниже, широко используется как начинающими, так и опытными автомобилистами. Среди ее основных преимуществ стоит выделить такие:
Важные уточнения по процедуре измерения углов установки колес
Предлагаемый метод дает возможность только определять углы установки колес (УУК), чтобы получить представление о текущих параметрах схода и развала. Дальнейшие работы по их регулировке можно проводить как своими руками (при наличии соответствующего опыта и знаний), так и в автомастерских.
Подразумевается, что замеры проводятся при исправной подвеске и нормальном давлении в шинах. Поэтому соответствующие работы, связанные с диагностикой и ремонтом ходовой части, не рассматриваются.
Также необходимо учесть, что в данной статье не рассматривается, какими должны быть углы схода и развала. Речь пойдет только о процессе их измерений. Полученные результаты в дальнейшем нужно сравнить с заводскими значениями, которые могут отличаться для автомобилей разных марок и моделей.
Перед замерами углов схода и развала необходимо разместить автомобиль на ровной твердой поверхности – например, на бетонном полу гаража. Заезжая на рабочую площадку, следует держать руль в нулевом положении. При этом колеса будут стоять максимально близко к тому положению, в котором они находятся при движении авто по прямой дороге.
Если же автомобиль после остановки будет подниматься на домкрате или подъемнике, это приведет к разгрузке подвески, затем колеса станут на пол недостаточно ровно. Для устранения таких погрешностей понадобятся поворотные круги или сдвижные платформы, которых большинство автовладельцев не имеют. Поэтому приподнимать кузов перед проведением замеров настоятельно не рекомендуется. Подвеска машины должна быть под привычной нагрузкой.
Начинать замеры следует с определения углов схода, поскольку именно эти параметры регулируются на большинстве моделей автомобилей. Данная характеристика определяется для каждого из четырех колес, поэтому ее иногда называют «полусхождением». Индивидуальный сход замеряют относительно продольной оси автомобиля. Ее можно построить несколькими способами, рассмотрим подробнее.
Три варианта построения продольной оси автомобиля
На выбор предлагаются три разных метода, с помощью которых можно построить «базовую» линию при вычислении углов индивидуального схода колес:
Угол между линией «trast line» и центральной продольной осью машины в идеальном случае должен стремиться к нулю. Но в некоторых случаях дефекты задней подвески не всегда удается устранить. Поэтому при диагностике схода и развала проводят замеры, отталкиваясь именно от «trast line».
Измерение индивидуального схождения колес
Чтобы измерить полусхождение каждого колеса, необходимо создать коридор, состоящий из двух параллельных линий. Для их создания можно использовать прочные нити, рыболовные резинки, лучи лазерных нивелиров. Линии должны проходить строго горизонтально, их нужно выстраивать по высоте центров колес. Базовый коридор можно создать тремя способами:
Есть масса примеров построения таких конструкций в англоязычном интернете. Для примера наберите в поиске «B-G rasing string lines kit».
В гаражных условиях уместно использовать самый бюджетный и простой способ. Для замеров схода и развала понадобятся две алюминиевые рейки, которые можно купить в любом строительном магазине. Одну из них нужно подложить на пол у задней или передней оси авто. Далее необходимо сделать на рейке метки на небольшом расстоянии от колес — около 5 см. Затем определяется расстояние между нанесенными метками, полученное значение будет шириной измерительного коридора. Разделив этот параметр пополам, можно вычислить расположение средней линии. Далее необходимо приложить к размеченной трубке вторую рейку и перенести на нее полученные метки.
Дополнительные две метки наносятся на бампера машины ровно по центру. Их выставляют с помощью рулетки и обозначают куском изоленты или малярного скотча.
Алюминиевые трубки фиксируют с помощью обычных канцелярских прищепок. Их закрепляют на бамперах, брызговиках или других элементах кузова, в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля.
Далее необходимо натянуть на рейках в ранее отмеченных местах резиновые корды, которые можно приобрести в любом рыболовном магазине. Вместо них можно использовать неупругие нитки, которые можно закрепить на трубках резинками для денег. Это позволит избежать разрыва нитей, обеспечить необходимое натяжение и минимизировать погрешность при определении углов схода колес.
На следующем этапе проводится центрирование измерительного коридора по меткам, которые были ранее обозначены на бамперах. Далее нужно выставить руль в нулевое положение, для большей точности можно использовать строительный уровень.
После перечисленных действий уже можно обнаружить поперечное смещение колес. Для этого следует измерить расстояния от центров ступиц до нитей базового коридора и определить разницу между ними. Это актуально для водителей, в чьих автомобилях колеса выходят из арок на разные расстояния.
Теперь можно приступать к измерению индивидуального схода каждого колеса. Замеры проводятся путем определения расстояний от линий базового коридора до симметричных точек обода дисков спереди и сзади от центра колеса. Полученные результаты необходимо зафиксировать в тетради или, за неимением оной, записать мелом на асфальте в гараже.
Затем необходимо прокатать автомобиль вперед или назад на пол оборота колеса, не меняя положения линий измерительного коридора. Важно, чтобы руль при этом оставался в прежнем положении. Далее нужно несколько раз провести повторные замеры индивидуального схождения колес. Если между двумя измерениями нет существенных различий, их можно принять за истинные. Если разница значительна, следует прокатать машину еще на несколько десятков сантиметров и обнаружить «кривые» колеса. Таким образом вычисляем кривые колеса. Чтобы компенсировать биения колес при расчетах, находим наиболее часто повторяющиеся значения индивидуальных схождений.
Для пересчета миллиметров в градусы и минуты воспользуемся таблицей ниже.
Когда все углы полусхождения определены с достаточной точностью, можно вычислить угол разворота задней оси. О наличии такого угла могут свидетельствовать различия параметров полусхождения задних колес относительно центральной линии.
Если же регулировка задних колес не планируется, можно переориентировать базовый коридор по trast line, проложенной через заднюю ось. Для этого нужно сдвинуть закрепленные рейки таким образом, чтобы полусхождения задних колес выровнялись по новому положению коридора. Затем необходимо будет откорректировать по нему положение передних колес, зафиксировав руль автомобиля строго по центру. Таким образом машина будет ехать немного боком, но водитель не будет замечать этого.
При определении параметров полусхождения необходимо учитывать суммарное схождение колёс на осях (на передней оси и на задней), которое складывается из индивидуальных углов с учетом их знаков. Именно этот показатель определяет, будет ли равномерно изнашиваться резина, и насколько управляемым станет автомобиль во время движения. Чтобы узнать оптимальное значение общего схождения для конкретной модели авто, следует изучить справочные материалы, в которых указаны рекомендации производителя.
Измерение углов развала
Для определения этих параметров базовый коридор не понадобится, его можно убрать. Углы развала можно определить несколькими способами: с помощью отвеса, пузырькового уровня, цифрового инклинометра или другого угломера.
Перед началом замера углов развала нужно удостовериться, что машина стоит на ровной поверхности. Если же развал будет измеряться с помощью цифрового инклинометра, то достаточно откалибровать прибор по наклону поверхности, на которой расположена машина. Для этого следует приложить к поверхности угольник и сверить расположение угломера с положением его вертикальной грани.
На ободе колеса ставим маркером или мелом две вертикальные метки. Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна быть в пределах +-2мм. Прокатываем машину на четверть оборота колеса (90 градусов) и делаем еще две вертикальные метки. Снова замеряем расстояние от отвеса до обода колеса, тем самым нивелируем погрешность измерения, связанную с биением диска колеса.
Для переднеприводных автомобилей усреднённые значения углов развала считаются в норме 0 ± 1 мм, для заднего привода нормой считается диапазон +1 ±3 мм. Для дисков размеров 13 и 14 дюймов 1 миллиметр развала равен примерно 10 угловым минутам. Точную величину допуска развала колес для конкретного автомобиля лучше всего узнать из рекомендаций завода изготовителя автомобиля.
Угол развала также можно измерить с помощью пузырькового уровня или телефона с установленной программой для измерения углов.
Замена шкворней на Валдае
Как у человека бытие определяет сознание, так у автомобиля назначение определяет конструктивные особенности. За основу трансмиссии Валдая взята не газелевская, а старая надежная ГАЗовская коробка передач, дополненная импортным однодисковым сцеплением. Да за основу шасси и системы рулевого управления Валдая взята рама классического пятинного грузовика, что делает автомобиль значительно более прочным и выносливым, нежели Газель.
Замена шкворней на Валдае
Но это вовсе не означает, что ремонты ходовой Валдаю требуются реже. Да, он прочнее, но и его ходовая часть испытывает куда более серьезные нагрузки, а потому требует регулярного технического обслуживания, а то и серьезных ремонтов. Мы говорим о стандартных для поддержания технического здоровья автомобиля процедурах, включающих в себя регулярные осмотры состояния шкворней, а в случае необходимости, и их замене.
Шкворень и симптомы его неисправности
Шкворень представляет собой стержень шарнира в соединении передних колес и наконечников рейки и является осью поворота управляемого колеса. Хоть эта деталь и изготавливается из особо прочной легированной стали, но она подвергается столь сильным нагрузкам в процессе эксплуатации автомобиля, что изнашивается достаточно быстро. Добавьте к этому состояние российских дорог, которые в большинстве своем далеки от идеальных, и вы поймете, почему жизнь шкворня на Валдае не превышает в среднем 50 тыс. км. пробега.
Сигналами, оповещающими владельца Валдая о том, что шкворень пора заменить, могут быть следующие:
Обнаружить неисправность шкворня можно и на более ранней стадии по неравномерности износа передних колес (в большей степени стирается внешняя или внутренняя сторона протектора) и по тому, что автомобиль перестал ровно держать направление и водителю приходится постоянно «подруливать», чтобы не уехать в кювет или на встречку. Оба эти симптома свидетельствуют о нарушении развала схождения колес. Да, но при чем же тогда здесь шкворень? А при том, что нарушение этих параметров произошло из-за его износа или поломки.
И, наконец, третий признак поломки шкворня Валдая: для поворота руля водителю приходится прикладывать более сильное, нежели обычно, усилие. Если после проверки работоспособность гидроусилителя руля последний окажется полностью исправным, то, скорее всего, решение проблемы кроется в замене шкворня.
Чтобы максимально продлить срок службы это детали, необходимо следить за тем, чтобы он всегда был хорошо смазан и регулярно, в идеале, каждые 5 тыс. км. пробега, вдавливать смазку во внутренности детали при помощи специального шприца.
Причины поломки шкворня
Среди основных причин, вызывающих поломку шкворня, можно назвать следующие две:
Замена шкворней Валдай
Доверяйте диагностику и замену шкворней на Валдае специалистам автосервиса – только в этом случае вы будете уверены, что ни одна неисправность не ускользнет от внимания специалиста и автомобиль вернется к вам в полностью исправном состоянии.
Замена шкворня на Валдае производится следующим образом. Автомобиль устанавливается на эстакаду, колесо с неисправным шкворнем поднимается при помощи домкрата и снимается. В результате этого у мастера появляется возможность добраться до крепления сошки рулевой тяги и снять ее. Под ней и находится сам шкворень. Для выпрессовывания верхней крышки шкворня используется съемник. Точно так же выпрессовывается и нижняя крышка и шкворень разбирается. После того, как корпус поворотного кулака будет самым тщательным образом очищен от загрязнений, в него помещается сперва нижняя крышка нового шкворня, затем предварительно смазанный шар. После чего впрессовывается верхняя крышка шкворня и устанавливается сошка рулевой тяги. Перед тем, как поставить на место колесо, новый шкворень еще раз смазывается при помощи шприца.
Процедура эта достаточно сложная и требует от мастера специальных навыков вкупе с физической силой – не забывайте, что мы имеем дело с активно эксплуатирующимся грузовым автомобилем, большинство из соединений деталей которого закисли вследствие долгой эксплуатации.
Важно: запрессовка крышек шкворня – дело тонкое и ответственное: любой ее перекос влечет за собой быстрый износ всего механизма, поэтому производить замену шкворня на Валдае самостоятельно – это подвергать свой автомобиль риску ухудшить его управляемость.
Не стоит забывать и еще об одной важной вещи: даже менее серьезные, чем замена шкворня, вмешательства в подвеску и рулевой механизм автомобиля требуют проверки развала схождения колес, в случае же замены шкворня стопроцентно потребуется дополнительная регулировка этих параметров.