Как сделать синквейн по биологии
Что такое синквейн и как его составлять
Содержание статьи
Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы
Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный синквейн имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.
Составление синквейна
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.
Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно,первая строка – «мыло».
Вторая строка– два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка– три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не грязнуля, который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах сладкий, вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.
Зачем составлять синквейн в школе
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.
Синквейн – примеры по разным предметам
Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.
Пример синквейна на тему «глагол»:
Описывает действие, спрягается, повелевает.
В предложении обычно бывает сказуемым.
Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.
По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.
Пример синквейна на тему «лягушка»:
Прыгает, мечет икру, ловит мух.
Видит только то, что движется.
Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.
Например, синквейн на тему «война» может быть таким:
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.
«Составление синквейна по биологии».
«Составление синквейна по биологии ».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Правила составления синквейна:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:
Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
клеточная биология
Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом
группа научных отраслей
Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём
Морфология
научная, комплексная
изучает, исследует
форму и строение животных и растительных организмов
комплекс научных отраслей
Мастер-класс по теме: « Синквейн на уроках биологии»
Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного метода в собственной практике.
познакомить коллег с приёмом технологии критического мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности;
организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
привлечь педагогов района к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.
«Если можешь, иди вперёд века,
если не можешь, иди с веком,
но никогда не будь позади века».
— Уже много лет проработав в школе, мы не перестаём восхищаться людьми, которые ведут постоянные методические поиски. Поэтому всегда с удовольствием посещаем открытые мероприятия, организованные нашими коллегами, в надежде узнать что-то новое для себя, в очередной раз встретиться с людьми творческими, энергичными, устраиваем встречи с целью поделиться опытом и сами.
Хочется начать с того, что многое в работе педагога зависит от того, как он построит взаимоотношения с коллегами. Даже самый образованный, начитанный, эрудированный учитель не может и не должен работать в одиночку. Самые неожиданные и плодотворные идеи рождаются именно при постоянном сотрудничестве разных, не похожих друг на друга людей.
— Что же такое синквейн?
Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка.
Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.
1 строка —тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка —два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка —образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка —одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
В этом случае текст основывается на содержательной заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Многие из присутствующих являются классными руководителями и, прежде чем использовать этот приём на уроке, можно «испытать» его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.
В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.
С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.
Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?
— Можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:
Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
Изучает форму, строение органов.
Наука.
Организм
живой, действующий
растёт, развивается, изменяется
Главный объект изучения биологии.
Особь
Цветок
мелкий, воздушный
привлекает, опыляется,
Генеративный орган размножения цветковых
Дающий плод
Цитоплазма
водянистая, изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
Внутренняя среда живой клетки
содержимое
Ускоряют, регулируют, защищают
Без протеинов жить нельзя!
Регулирует, контролирует, передает
Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!
Митоз
Четырёхстадийный, самый распространённый,
Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает,
Основа роста и вегетативного размножения,
Деление.
— Можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.
Давайте попробуем стать учениками 8 класса и составить синквейн по таким понятиям, как «Человек», «Сердце»
Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.
3.двигает, проталкивает, способствует диффузии
4.Обеспечивает обмен веществ.
3.изучал, исследовал, практиковал
4.Путешествовал на корабле «Бигль»
— А теперь давайте разобьёмся на три группы и выполним групповые задания.
Инструктивная карточка I группы:
Задание 1. Используя данный текст, составьте синквейн. Не указывая темы синквейна, предложите другим группам отгадать ее:
Класс Головоногие моллюски. Включает около 800 видов. Это морские высокоорганизованные беспозвоночные животные. Раковина слабо развита у некоторых представителей или полностью отсутствует. Мантия и мантийная полость хорошо развита, голова четко обособлена. Орган движения – нога расположен на голове, откуда и название класса. Она преобразуется в щупальца и воронку – орган реактивного движения, куда набирается вода и резко выбрасывается. Скорость их может достигать 55 км/ч. Для защиты используется способность менять окраску под цвет грунта, и наличие чернильной железы, которая выделяет ядовитые «чернила», ослепляющие врага.
Хорошо развит головной мозг, прекрасно развиты глаза, не уступающие позвоночным.
Это Хищники, питаются рыбой, ракообразными, другими моллюсками.
Человек использует в качестве пищи.
Представители головоногих моллюсков
Японская каракатица: длина мантии до 18см. Раковина толстая. Живет у дна в прибрежной зоне и может ловко маскироваться под цвет грунта, подстерегая рыб и ракообразных.
Тихоокеанский кальмар: некрупный, длина мантии не более 30см. При испуге бледнеет, при возбуждении краснеет.
Гигантский осьминог: самый крупный из всех видов осьминогов – до 5 метров длиной и до 60кг.
Задание 2. Определите тему синквейна и составьте краткий рассказ синквейну, отразив в нем все упомянутые понятия.
Ускоряют, регулируют, защищают
Без протеинов жить нельзя на свете, нет!
Инструктивная карточка II группы:
Задание 1. Используя данный текст, составьте синквейн. Не указывая темы синквейна, предложите другим группам отгадать ее:
Партеногенез у животных.
Разновидность полового размножения, при котором взрослая особь развивается из неоплодотворенной яйцеклетки
Задание 2 . Определите тему синквейна и составьте краткий рассказ синквейну, отразив в нем все упомянутые понятия.
Начинать, синтезировать, передавать
СО2 да вода – наша еда!
Инструктивная карточка III группы:
Задание 1. Используя данный текст, составьте синквейн. Не указывая темы синквейна, предложите другим группам отгадать ее:
Разрушать, перерабатывать, упрощать
Полна отходов плошка – где моя большая ложка!
— Согласитесь, что использование этого приёма на уроках биологии, равно, как и на других предметах, оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеюсь, что открытие сегодня сделал и каждый из нас.
— Я желаю вам творческих успехов, неиссякаемого оптимизма, радости общения с детьми и коллегами, удовлетворённости от дела, которым нам выпало заниматься по жизни. Удачи вам!
Синквейн по биологии (работы учащихся)
Микроорганизмы
Заразить, ослабить, осуществить
Вроде нужны, а вроде и нет
(Эйхман Елизавета, 11 класс)
Наука
Изучает, открывает, обновляет
Очень важная, нужна человечеству
Надо стремиться изучать мир, делать открытия.
(Эйхман Елизавета, 11 класс)
Микробиология
Исследует, открывает, делит
Область биологической науки об одноклеточных организмах
(Паршукова Екатерина, 11 класс)
Цитология
Исследует, открывает, называет
(Паршукова Екатерина, 11 класс)
Растения
Растут, питаются, размножаются
Они драгоценные, потому что дают кислород.
Нет жизни без растений!
(Калинина Мария, 5 класс)
Растения
Растут, питаются, размножаются
Без растений, мы бы не выжили
(Сластников Василий, 5 класс)
Растения
Живут, размножаются, растут
От растений зависит жизнь животных
Растения помогают природе.
(Некрышева Виктория, 5 класс)
Растения
Растут, питаются, размножаются
Они выделяют кислород, которым мы дышим.
(Паршукова Майя, 5 класс)
Растения
Растут, дышат, размножаются
Помогают нам выжить!
(Созонов Антон, 5 класс)
Животные
Красивые, умные, смешные
Питаются, размножаются, дышат
Животные такие же, как и мы
Они являются звеном цепочки питания.
(Созонов Антон, 5 класс)
Грибы
Размножаются, растут, развиваются
Из них делают лекарство
(Созонов Антон, 5 класс)
Растения
Размножаются, растут, цветут
Надо беречь растения!
Это наш любимый источник жизни!
(Печеницын Дмитрий, 5 класс)
Животные
Размножаются, питаются, живут
Они помогают в жизни!
(Печеницын Дмитрий, 5 класс)
Организм
Взаимодействует, растут, живут
Взаимодействие и функционирование как единое целое
Организм – это жизнь!
(Эйхман Елизавета, 11 класс)
Мутагены
Изменяют, поражают, ухудшают
(Эйхман Елизавета, 11 класс)
Биогеоценоз
Растут, дышат, размножаются
Жизнь между всеми организмами
(Ковалёв Игорь, 11 класс)
Бактерия
Размножаются, передвигаются, делятся
Самая многочисленная и хорошо изученная группа прокариот
Древняя форма жизни.
(Паршукова Екатерина, 11 класс)
Белки
Стимулируют, обновляют, функционируют
Важнейшие биологические молекулы
(Паршукова Екатерина, 11 класс)
Вирусы
Развиваются, размножаются, заражают
(Писклова Лариса, 11 класс)
Человек
Питается, дышит, живёт
(Писклова Лариса, 11 класс)
Свет
Освещает, излучает, радует
Без света – нет жизни!
Главный процесс- фотосинтез.
(Калинин Дмитрий, 10 класс)
Олень
Бегают, питаются, размножаются
Находятся под охраной
(Калинин Дмитрий, 10 класс)
Биогеоценоз
Растут, развиваются, взаимодействуют
(Чесухин Дмитрий, 10 класс)
Бобёр
Грызёт, строит, плавает
Поднимает уровень воды
(Чесухин Дмитрий, 10 класс)
Фотосинтез
Создаёт, поддерживает, зависит
Источник кислорода в земной атмосфере
(Чесухин Дмитрий, 10 класс)
Фактор
Определяет, анализирует, характеризует
Свойства внешней среды, оказывающие влияние на организмы
(Сысоев Геннадий, 10 класс)
Гумус
Накапливает, разлагает, перерабатывает
Плодородный слой, на котором хорошо растут растения
Синквейны на уроках биологии
СИНКВЕЙНЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Алфёрова Е.В., учитель биологии
МБОУ «СОШ №70» г. Хабаровска
Синквейн является одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, посредством нерифмованного стихотворения,
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Правила составления синквейна:
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:
Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
клеточная биология
Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом
группа научных отраслей
Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём
Морфология
научная, комплексная
изучает, исследует
форму и строение животных и растительных организмов
комплекс научных отраслей
Организм
живой, действующий
состоит, обладает, отличается
тело с органами
отдельная особь
Цветок
видоизменённый, укороченный
привлекает опыляется развивается
орган семенного размножения цветковых
спороносный побег
Цитоплазма
водянистая, изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
внутренняя среда живой или умершей клетки
содержимое
Мутация
Случайная, стойкая.
Изменяет, проявляется, наследуется.
Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.
Делится, дифференцируется, мигрирует
Стволовая клетка – это доктор внутри тебя
Узнает, расщепляет, регулирует
Ущербный белок клетке не товарищ!
Двигаться, опираться, транспортировать
Без микротрубочек клетке труба!
Ускоряют, регулируют, защищают
Без протеинов жить нельзя на свете, нет!
Регулирует, контролирует, передает
Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!
Митоз
Четырёхстадийный, самый распространённый,
Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает,
Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения,
Деление.
Как работать с синквейнами.
Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:
Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.
Варьировать, приспосабливаться, формировать
Без нее, как без воды, существовать не можем мы!
Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы: они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Пример. Коррекция синквейна
Делится, размножается, обновляется
Клетка – элементарная частица живой материи
Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Пример. Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)
Бороться, соперничать, опережать
Бороться и искать, найти – и не сдаваться!
Начинать, синтезировать, передавать
СО2 да вода – наша еда!
Делиться, питаться, дышать
Не построишь дом без кирпича.
Питаться, жить, размножаться
Мой дом – моя крепость.
?
Вирусная, химерная,
Кодировать, синтезировать, обусловливать
Одна хорошо, а две надежнее!
Хромосома
?
Многофакторный, хромосомный
Нарушать, изменять, обусловливать
Беда не приходит одна.
Заболевание
Устойчивый, инфекционный
Поражать, изменять, губить
Вот она загадка века – гибель мира человека!
Белок
Формировать, передавать, изменять
Он всем бросается в глаза!
Хранить, сливаться, реализовывать
Она делает добро – зашифровано оно.
Синтезировать, транспортировать, хранить
Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через нее
Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.
Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна). Либо же вам необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.
А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.