Как сделать синквейн по обществознанию
Определение синквейна
Синквейн — это методический приём, который основан на составлении стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строчек. При этом каждая из них пишется по определённым правилам. Цель этого метода — резюмирование информации, краткое подведение итогов по любой теме или по изученному в школе материалу.
Использование синквейна направлено на развитие критического мышления и активацию умственной деятельности. При его написании необходимо обнаружить и выделить в изучаемой теме основные моменты, проанализировать их и «вложить» в стихотворение, учитывая все правила составления каждой его строчки, чтобы донести до окружающих. А также этот метод стал свободным творчеством: в каждом случае в итоге получается небольшое оригинальное стихотворение, в которое заложен определённый смысл.
История возникновения метода
Форма синквейна (от фр. cinquains, англ. cinquain) была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновлённой силлабическими стихотворениями хайку и танка, характерными для японской культуры. Написанные ею синквейны были изданы в 1914 году в посмертном собрании стихотворений, а также несколько раз переиздавались.
Ею была придумана традиционная форма составления пятистишья, основанная на подсчёте слогов в каждом стихе. Всего в нём было 22 слога. Структура синквейна выглядела так: 2 — 4 — 6 — 8 — 2, где цифра — это количество слогов в каждой строчке.
Впоследствии многие другие авторы дополняли и развивали эту стихотворную форму. Благодаря этому были созданы такие варианты, как:
Правила составления
Однако в педагогике как эффективный учебный метод используется дидактический синквейн, в котором большую роль играет содержательность и способ составления каждой строки, а слоговая зависимость уходит на второй план. Составлять такие стихотворные формы достаточно просто и даже увлекательно, главное — понять принцип, хорошо освоить и «почувствовать» его, и тогда можно стать настоящим мастером в их написании.
Правила составления синквейна и пример на основе самой темы «синквейн»:
В итоге получилось:
Выразить многое в нескольких словах.
При этом дидактическая форма позволяет немного отступаться от правил. Например, первая и последняя строчки могут состоять не из одного слова, а из двух (к примеру, если тема — «Конёк-Горбунок», «Кощей Бессмертный» и т. д. ) или из словосочетаний, в четвёртой строчке может быть фраза из 3−5 слов, а действия могут описываться составными сказуемыми.
Польза в педагогической практике
В дидактических целях синквейн уже довольно давно успешно применяется в американских школах, а с некоторых пор (примерно с 1997 года) — и в России. Этот метод — игровая деятельность, позволяющая разнообразить учебный процесс, лучше понять изучаемую тему через игру, сделать её более интересной.
Поскольку пятистрочное стихотворение — результат анализа и синтеза уже имеющихся и недавно полученных новых данных, этот приём используется для итоговой проверки изучаемой темы. Метод можно также использовать на первоначальной стадии до ознакомления с новой темой, чтобы определить, что дети уже знают по данному вопросу, ведь они составят синквейн на основе имеющейся у них информации. В процессе урока эта информация дополняется и корректируется, после чего при составлении нового пятистишия можно сравнить его с первым и понять, что нового узнали ребята.
Прежде всего следует объяснить ребёнку, что синквейн — это возможность уместить в краткую форму собственные мысли, чувства, знания, эмоции и ассоциации, высказать своё мнение по любой теме и по любому вопросу. Сначала можно потренироваться с детьми на написании пятистиший о самых простых и знакомых предметах, постепенно переходя к более сложным. Благодаря своей красоте и выразительности синквейн — например, на тему «мама», «семья» или какой-либо праздник — даже может превратиться в поздравление или подпись для открытки.
Таким образом, можно выделить достоинства метода:
Примеры на разную тематику
Синквейн можно легко составить на абсолютно любую тему. Некоторые примеры представлены в таблице:
Тема | Синквейн |
Жизнь | Жизнь. Бурная, яркая. Спешит, бежит, проходит. Суть жизни — найти самого себя. Искусство. |
Человек | Человек. Разумный, чувствующий. Думает, мечтает, стремится. Общество делает человека тем, кто он есть. Личность. |
Радость | Радость. Безграничная, светлая. Вдохновляет, исцеляет, восхищает. Сотвори добро — и радостно на сердце. Улыбка. |
Дружба | Дружба. Крепкая, долгая. Сближает, связывает, помогает. Дружеские отношения — великая ценность. Доверие. |
Дом | Дом. Уютный, тёплый. Защищает, оберегает, согревает. Нет места лучше дома. Любовь. |
Бабушка | Бабушка. Ласковая, добрая. Любит, лелеет, нянчит. У бабушки самые вкусные пирожки. Забота. |
Лето | Лето. Жаркое, беззаботное. Гулять, играть, отдыхать. Этим летом мы ездили на море. Каникулы! |
Мораль | Мораль. Общественная, общепринятая. Управляет, определяет, воспитывает. Мораль и право регулируют поведение людей. Этика. |
Труд | Труд. Развивающий, интересный. Облагораживает, изменяет, развивает. Трудиться нужно на совесть. Работа. |
Война | Война. Страшная, напрасная. Озлобляет, пугает, разрушает. Борьба за свободу Родины. Герои. |
Синквейн — это универсальный метод: он может с успехом применяться не только на уроках литературы и русского языка, но и во время других гуманитарных занятий. Например, на уроке географии можно использовать его для лучшего понимания информации о континентах, природных зонах и т. д. :
Что такое синквейн и как его составить?
Ребенок на уроке: Pixabay
Если запрашиваете «что такое синквейн», значит, ищете новые формы для развития творческого мышления ребенка. Приведенные в статье объяснения и примеры помогут быстро освоить методику составления оригинальных стихотворений. Увидите, как быстро такое сочинительство станет любимым развлечением ребенка.
Что такое синквейн: описание
Будущее, которое создается уже сейчас, как утверждают философы и социологи, будет остро нуждаться в людях, которые умеют нестандартно, креативно подходить к решению производственных процессов. Поэтому уже сейчас педагоги в поиске методов и приемов, которые обеспечат развитие творческого мышления. Один из них — метод составления коротких стихотворений — синквейн.
Что это за прием? Такую специфическую форму работы педагоги применяют для систематизации и обобщения пройденного материала, но иногда используют и для подачи новой информации. Родители в качестве совместной тихой игры в условиях дома также могут предложить малышам составить синквейн для развлечения.
Фото: pixabay.com: UGC
Ответ на вопрос, как составлять синквейн, отыщете в истории этого дидактического метода. Синквейн — это игровая форма обучения, суть которой состоит в необходимости написать нерифмованный стих на заданную тему. Обычно предлагают составить синквейн к слову или термину, с которым познакомились на уроке или в быту.
Прародители синквейна — японские хайку, ута и сэдока. Американские учителя в начале ХХ века оценили их мощный смысловой потенциал и предложили детям в своеобразной стихотворной форме описать собственное видение явлений, с которыми они знакомятся ежечасно.
Термин оригинального методического приема подарила педагогике Франция. С французского «синквейн» — ‘пятистишие’. Исходя из этого, понятно, из чего состоит синквейн. Пять строк без рифмы построены таким образом, что напоминают ромб. Это путь, который преодолевает сознание ребенка от знакомства с каким-то объектом мира, его особенностей, к выводу — раскрытию его сущности или предназначения.
Задача такой оригинальной стихотворной формы — описать какое-то явление или предмет посредством ассоциаций — существительных, прилагательных и глаголов. Разобраться в том, как составить синквейн, легко. Достаточно запомнить, какую смысловую нагрузку несет каждая строка и какими частями речи эти смыслы выражаются. Предлагаем следовать такому алгоритму оформления строк:
Запомните главное правило синквейна: составляйте содержательное, полное сообщение. Нельзя произвольно объединять слова, которые пришли на ум.
Фото: pixabay.com: UGC
Составляя такое стихотворение, ребенок развивает фантазию, умение отыскивать ассоциации и проводить аналогии между предметами, концентрирует внимание на сути явления. Это развивает наблюдательность, стимулирует познавательную деятельность и развивает навыки абстрагирования, умение делать краткие выводы.
Хотите больше узнать о том, что такое синквейн? Примеры наглядно покажут, как просто их составить.
Как писать синквейн: примеры
Запрашиваете «синквейн онлайн»? Значит, в качестве домашнего задания учителя предложили составить пятистишие для закрепления темы.
Такой прием систематизации и обобщения применяют во всех возрастных группах школьников, но чаще его получают учащиеся младших классов и средней школы. Причем дети сочиняют нерифмованные строки не только по предметам филологического цикла, но и на природоведении, математике, рисовании, биологии или географии.
Фото: pixabay.com: UGC
Дети часто пребывают в растерянности, когда получают подобные задания впервые. Не все понимают, как сделать синквейн. Усложняется ситуация тогда, когда такое задание дают на дом и родителям приходится осваивать новые учебные технологии вместе с чадами. Понять, как составить синквейн, поможет такая методика:
Наглядно покажут принципы и методику, по которой строится синквейн, примеры. Обычно предлагают составить стихотворение к термину или понятию, с которым дети познакомились:
Синквейн «Родина»
Защищать, любить, восхвалять.
Место моего рождения.
Фото: pixabay.com: UGC
Синквейн, пример которого приведен выше, можно построить и таким образом:
Кормит, оберегает, помогает.
Великий край героев.
Синквейн «Весна»
Солнечная, разноцветная, душистая.
Вспыхнула, расцветила, засияла.
Разбудила царство природы.
Приведенное описание популярно объясняет, что такое синквейн. В русском языке приветствуется использование также причастий и деепричастий. Это показывает, насколько богат речевой запас ребенка.
Фото: pixabay.com: UGC
Осветила, согрела, зашумела.
Синквейн «Семья»
Примеры синквейна на тему «Семья» могут быть различными. Все зависит от того, какое значение закреплено за этим словом. Посмотрите наглядно, как делается синквейн, если слово многозначное:
Большая, добрая, умная.
Воспитывает, направляет, трудится.
Родные — лучшие наставники.
Верная, интересная, разная.
Учат, развлекают, играют.
Школьные друзья — вторая семья.
Веселая, певучая, ласковая.
Кувыркаются, шалят, царапают.
У кошки родились котята.
Чаще всего задание написать такое пятистишие дают при изучении дисциплин филологического цикла. Оценить понимание художественного образа, который создал писатель, проверить знание художественного текста поможет синквейн. Примеры по литературе также подскажут детям и родителям понять, как составить синквейн.
Например, для описания персонажа или темы того или иного произведения:
Бороться, не сдаваться, жаждать.
Независимость — основа развития личности.
Фото: pixabay.com: UGC
Жертвовать, рисковать, мечтать.
Настоящая любовь требует борьбы.
Помогут разобраться в том, что такое синквейн в литературе, такие примеры описания персонажей:
Трудится, грустит, страдает.
В Муму нашел истинного друга.
Фото: Википедия: UGC
Спасает, лечит, ищет.
Хочет сделать мир совершенным.
Такое творческое задание дают, чтобы закрепить пройденный материал. При этом ученики обобщают все, что знают о предмете и явлении, проводят аналогии, подбирают синонимы, пополняют свой словарный запас. Освойте азы этого метода и составьте компанию ребенку, устройте соревнования.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Прием «синквейн». Что это такое и как писать синквейны? Как применить их в учебе?
Тазаян Арменуи Анна
Прием «синквейн». Что это такое и как писать синквейны? Как применить их в учебе?
Прием синквейн. Что это такое и как писать синквейны? Как применит ее в учебе?
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.
Правила построения синквейна
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
В качестве примера приведем стихотворение,составленное детьми про сам данный метод обучения:
Синквейн
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Как использовать синквейны на уроке?
Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
Области применения
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.
Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый
Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.
Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.
Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.
На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Расцветает, зеленеет, радует.
Варианты работы с синквейном
Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.
Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять,о чем идет речь:
Бежит, останавливается, лечит
Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».
При составлении синквейна на уроках:
повышается интерес к изучаемому материалу;
развивается образное мышление;
развиваются творческие способности учащихся;
совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
развивается мышление и воображение;
вырабатывается способность к анализу;
уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
расширяется словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Примеры синквейнов
На природоведении можно предложить детям составить синквейн про времена года.
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Расцветает, зеленеет, радует.
На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение.Результат может быть таким:
Путешествует, дружит, побеждает.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.
Можно предложить детям написать синквейн про солнце:
Согревает, светит, радует нас.
Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
Будем писать без ошибок — профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте Пройдет последний месяц весны, пролетят три летних месяца, и выпускники подготовительных групп детского сада пойдут в первый класс. Перед.
Конспект открытого показа для старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект открытого показа для старших дошкольников «Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО»23.01.2015гЦЕЛЬ: Воспитание культуры общения у детей.
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников или что такое «хорошо» и что такое «плохо» Период дошкольного детства очень важен в становлении личности ребенка. К моменту поступления в детский сад у ребенка уже сложились основы.
Консультация для родителей «От игрушек к учебе. Кризис 6–7 лет» От игрушек к учёбе. Кризис 6-7 летКогда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы «читали» их как открытую книгу. Теперь.
Консультация для воспитателей «Утренний прием» Консультация для воспитателей «Утренний прием». Особенности организации процесса для детей разного возраста» Утренний прием в детском саду.
Семинар «Понимание в семье ключевой фактор мотивации ребенка к учебе, делу, общению» (семинар с элементами тренинга для родителей) Мероприятия в рамках взаимодействия с родителями и мероприятия методического уровня. Тип занятия:.
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Сформировать четкие представления о хороших и плохих поступках. Задачи: Обучающая:.
Памятка для учащихся «Учимся писать сжатое изложение» Учимся писать сжатое изложениеПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста) 1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст). Способы (как сделать): • по.
Сценарий развлечения для детей 4–5 лет (средняя группа) «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Дать ребятам понимание хороших и плохих поступков, добра и зла Задачи: 1. Формировать у детей понимание, что такое хорошо и что.