Как сделать скелет в блендере

Риггинг и позирование персонажа в Blender

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

Здравствуйте, уважаемые читатели портала 3D Today.

Я уже достаточно давно печатаю и крашу фигурки. Но не всегда можно найти подходящую. Надо двигаться дальше, и вот решил создать интересную фигурку уже не из готовой модели, а из того, что осталось, то есть из заготовок. А заодно и рассказать, как делать Rigging модели в Blender’е.

Риггинг – это процесс создания скелета у 3д модели, при помощи которого впоследствии создаются позы персонажа и анимация.

Также придётся столкнуться с таким понятием как «инверсная кинематика». Это мне напомнило обратную задачу кинематики в робототехнике (я робототехник). Если не вдаваться в научные объяснения в обратной кинематике по положению конечного звена определяются расположения всех остальных звеньев. Например, у нас есть ладонь и по положению ладони Blender автоматически сгибает запястье, локоть и плечо. Это удобно и одновременно позволяет делать позу более естественной.

Итак, что же мне досталось?

Магосы кузней Марса прислали мне СШК файлы из неведомых архивов с изображением ассасина храма Каллидус. Изображения были в формате OBJ были разъединены на отдельные плоскости и с кучей ошибок. Предположительно это модель для модификации какой-то игры из Вархаммера.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

2) Для того чтобы создать скелет нужно нажать Add (Shift + A) – Armature – single bone. Для того, чтобы наш скелет был виден сквозь предметы нужно поставить галочку X-Ray во вкладке Арматуры (рисунок человечка). Также стоит поставить галочку Names там же, чтобы видеть названия костей.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

3) Появится маленькая кость в виде пирамидки. Ее можно крутить, масштабировать и перемещать, как и привычный объект в Блендере. В Edit Mode при Экструдировании (E) вытягивается ещё одна новая кость. Для создания кости не связанной с остальными работает комбинация Shift + A. Каждую кость нужно перемещать внутри тела так чтобы она была на своём месте. Это не значит, что у нас должно быть 33 позвонка, но в остальном нужно стараться придерживаться реальной анатомии, повторяя те кости, которые имеют суставы. Коса у нашей девушки тоже должна изгибаться под своим весом, поэтому в ней много костей. Чтобы было более удобно и быстро размещать кости лучше пользоваться ортогональными видами (клавиши Numpad ’а).

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

4) Таким образом, мы прописываем кости везде, где считаем нужным (кроме тех конечностей, которые симметричны).

5) Добавляем к каждой кости имя на вкладке с костями. Это лучше заранее сделать т.к. в скелете риггинга человека несколько десятков элементов, которые будут мешать своими непонятными именами. Симметричные кости нужно именовать по типу «имя».L, где L – обозначает левую кость. Это очень поможет, когда мы будем копировать элементы на правую сторону.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

6) Теперь нужно добавить инверсную кинематику. Перейдём на вид сбоку и добавим как бы шпору и отдельную кость около колена.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Для каждой из созданных костей заходим во вкладку костей и снимаем галочку с Deform. Теперь эти кости не будут деформировать нашу модель при движении.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

7) Выберем кость Foot1.l зажмём Shift и добавим к ней LegIK.L, а затем Make parent (Ctrl + P) и пункт Keep offset. Теперь наша стопа крутиться, если покрутить LegIK.L

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Сделаем таким же образом ещё и руку и косу.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

10) Сделаем зеркальную копию нашей ноги. Для этого перейдём на вид спереди (клавиша 1) и заменим Центр вращения на 3д курсор и поместим сам курсор в начало координат зажав Shift + S и выбрав Cursor to center.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

11) После того как все кости созданы, соединим их между собой: Выберем кость бедра в Edit Mode затем, затем зажмём Shift и добавим Spine3, выполним операцию Make parent (Ctrl + P) – Keep offset

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

У вас всё правильно, если при сдвиге костей позвоночника ноги сами сдвигаются и картинка соединения похожа на такую:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

13) Теперь выберем нашу модель и перейдём в режим Weight Painting, где начнём раскрашивать веса.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Вот так выглядит кость с автоматически проставленными весами. Как мы видим тут цветовая палитра от красного к синему. Красные части строго следуют за моделью, а на синие части влияние у кости отсутствует. При промежуточных цветах происходит деформация полигонов при движении.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Есть кисточки, которыми мы будем раскрашивать нашу модель:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Две самые часто распространённые кисти это Mix и Blur. Первая кисть лучше подходит для покраски вершин в нужный цвет. Вторая кисть лучше всего подходит для растушёвывания цвета, т.е. для создания плавных переходов.

Параметр Weight – это сила закрашивания вершин, Для кисти Mix: 0 – синий цвет, 1 – красный. Radius – размер кисти, хотя я предпочитаю масштабировать саму модель, а не менять её размер. Strength – отвечает за силу применения эффекта кисти (я её не трогал при работе).

Самая распространённая новичковая ошибка при распределении весов – это случайная покраска весом совершено не соответсвующей части тела. Поэтому если вдруг у вас при сгибании руки внезапно деформируется также пятно на животе – ищите в костях руки покрашенное пятно и убирайте его.

Как понять, что вы всё сделали правильно? Да очень просто (ирония)– нужно лишь проверить каждую кость, крутя её в Pose Mode и наблюдая, есть ли неестественная деформация. И справлять, исправлять, исправлять! Процесс не то чтобы сложный, но скорее муторный, если модель имеет много костей.

Поэтому запасаемся терпением и красим каждую кость.

Если наш предмет внезапно пропал из виду, нужно нажать Set Inverse.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь при движении наши предметы будут следовать за руками. Проделаем ту же операцию и с ножом.

Осталось только правильно расположить нашего персонажа, просто передвигая кости. Для того, чтобы поза получилась естественной, попрактикуйтесь перед зеркалом (это реально помогает прочувствовать, на сколько куда и что нужно повернуть).

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

В получившейся позе я специально сделал 1 ногу выше другой, чтобы она опиралась на бортик подставки, которую я замоделил во Fusion 360.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Я опасался, что руки выйдут кривыми, но вот такие кулачки у меня получились, пока я загибал пальчики один за другим:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

В конце получился вот такой вот пафосный ассасин, которого я конечно же буду печатать, красить и дорабатывать.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Долго не решался делать риггинг, ибо первые попытки были не сильно удачными, но я надеюсь, что эта статья покажет, что это не так сложно и не так страшно.

Подпишитесь на автора

Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.

Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.

Источник

Создание персонажей в Blender и Unity

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Визуально персонажи 3D-игр имитируются с помощью использования моделей, текстур и анимаций.

В прошлом для применения одинаковых анимаций персонажи должны были иметь полностью идентичные скелеты. Это ограничивало разнообразие персонажей, потому что их рост и пропорции тоже должны были быть одинаковыми. Например, в старых играх FIFA все игроки имели одинаковые размеры, потому что создание отдельного скелета и набора анимаций превратилось бы в настоящий кошмар.

К счастью для разработчиков игр, сегодня большинство движков имеет систему, позволяющую многократно использовать анимации при условии совместимости скелетной иерархии. Такая система позволяет использовать одинаковые анимации для персонажей всех форм и размеров. В Unity эта система называется Mecanim. Она обеспечивает удобную настройку анимаций, смешивание между ними и перенос гуманоидных анимаций между моделями.

Возможность многократного применения анимаций позволяет использовать анимации из Asset store и с таких вебсайтов, как mixamo.com, для ваших собственных персонажей. Это экономит кучу времени!

В этом туториале вы узнаете, как подготовить гуманоидную модель в Blender и как перенести её в Unity. В частности, вы научитесь следующему:

Приступаем к работе

Для прохождения этого туториала вам необходимо следующее:

Откройте папку заготовки (starter) проекта и перейдите в папку Assets\RW\Models. Откройте в Blender файл CuteCharacter.blend.

В файле содержатся следующие данные:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Заметьте, что она отзеркалена по оси X, это сильно упростит весь процесс работы. Справа показано простое изображение загруженной текстуры:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Первый шаг к анимированию этого персонажа — выполнение риггинга.

Создаём риг персонажа

Риггинг — это создание арматуры, скелета модели. У арматуры есть несколько соединённых костей, к которым можно прикрепить вершины, чтобы они двигались при перемещении кости.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Переместите мышь в окно 3D View, чтобы переключить на него фокус. Затем добавьте новую арматуру — удерживайте Shift и нажмите A, чтобы открыть Add Menu. Выберите Armature > Single Bone.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Мы создали арматуру и её самую первую кость, которую также называют корневой костью (root bone). Не снимая выделения с арматуры, найдите в разделе Display вкладки Properties флажок X-Ray и поставьте его.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь арматура будет видна сквозь персонажа. Это упростит создание скелета.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Прежде чем приступать к созданию полной структуры, важно понять, как её нужно настроить для совместимости с Humanoid Avatar движка Unity.

Из-за особенностей привязки костей к собственной системе Unity некоторые ключевые кости являются обязательными.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Unity ожидает наличия минимум 15 костей, а именно:

Убедитесь, что арматура всё ещё выделена и нажмите на Tab, чтобы перейти в режим Edit. Выберите корневую кость, нажав на неё правой клавишей мыши.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Примечание: в Blender для выбора объектов используется правая клавиша мыши. Нажатие левой клавиши мыши изменяет позицию 3D-курсора — небольшого жёлтого круга с красно-белым кольцом вокруг. При перемещении 3D-курсора все новые объекты создаются в его новой позиции, а для нашего туториала это не требуется. Для сброса позиции 3D-курсора можно нажать Shift + S, откроется меню Snap Menu, после чего выбрать Cursor to Center.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Откройте вкладку Bone на панели Properties справа, чтобы можно было быстро вносить изменения, и переименуйте корневую кость в Hips, введя имя в поле ввода названия и нажав Enter.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Позвоночник

Настало время создавать структуру костей!

Выберите нижнюю сферу кости Hips и нажмите по порядку G, Z, 0.5 и Enter, чтобы переместить её туда, где должен быть пупок.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь выберите верхнюю сферу и нажмите G, Z, 0.1 и Enter, чтобы немного переместить её вверх.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Примечание: если вам плохо видно происходящее, то можно приближаться и отдаляться при помощи колеса мыши.

Чтобы создать несколько костей позвоночника, нам нужно подразделить кость Hips на три части. Выберите кость Hips, нажмите W, чтобы открыть меню Specials и выберите Subdivide. По умолчанию эта операция разделяет кость на две части, поэтому измените значение Number of Cuts в нижней части панели Tool слева на 2.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Примечание: если вы не видите ползунок Number of Cuts, то переместите курсор мыши под текст Subdivide Multi внизу слева и прокрутите вверх, чтобы сделать его видимым.

После разделения позвоночника новые кости называются Hips.001 и Hips.002. Это плохой способ наименования костей; переименуйте кости, по очереди выделив их и изменив имя в правой панели Bone.

Назовите верхнюю Chest, а среднюю LowerSpine.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь перейдём к костям ног. Дублируйте кость Hips, выбрав её и нажав Shift + D, а затем для подтверждения нажмите правую клавиши мыши.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Если посмотреть на панель Bone справа, то можно увидеть, что выбрана кость с именем Hips.001. Переименуйте её в UpperLeg.L. L означает left, «левая». Так мы будем понимать, с какой мы стороны костей и это поможет нам в дальнейшем при отзеркаливании.

Поверните кость UpperLeg.L по оси Y, нажав R, Y, 180 и Enter.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь переместите на место по горизонтали, нажав G, X, .23 и Enter. Затем нажмите G, Z, -.2 и Enter, чтобы переместить её вертикально.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Примечание: на картинке выше показан режим wireframe, чтобы подчеркнуть, где находится кость. Включить или отключить этот режим можно нажатием на Z.

Выберите нижнюю сферу (также называемую коннектором) и переместите её вниз, нажав G, Z, -.3 и Enter.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Чтобы ногу можно было сгибать, её необходимо разделить. Выберите кость UpperLeg.L, нажмите W и выберите Subdivide для разделения ноги на две части. В результате у нас получится две кости ноги; назовите нижнюю LowerLeg.L.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Последняя часть ног — это ступни. Переключитесь на вид сбоку, нажав 3 на алфавитно-цифровом блоке (Numpad), после чего нажмите на клавишу «точка» (.), чтобы сфокусироваться на голени.

Примечание: если на клавиатуре нет алфавитно-цифрового блока, то переключаться между видами можно нажатием на кнопку View в нижней части экрана.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Немного отдалите окно просмотра, чтобы видеть большую часть голени.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь выберите нижний коннектор и чтобы создать стопу, экструдируйте его, нажав E, Y, -.18 и Enter.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Переименуйте созданную кость в Foot.L в панели Bone.

Теперь неплохо было бы сохранить файл. Нажмите CTRL + S и щёлкните левой клавишей мыши на появившемся имени файла. Периодически сохраняйте свою работу, Blender — достаточно стабильное приложение, но иногда может «крашиться».

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Вернитесь в вид спереди, нажав 1 на алфавитно-цифровом блоке. Прежде чем переходить к голове, нам нужно сделать кость таза родительской для ноги. К счастью, сделать это довольно просто!

Выберите UpperLeg.L и найдите в разделе Relations панели Bone раскрывающийся список Parent. Нажмите на него и выберите Hips.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Приступим к голове! Выберите коннектор в верхней части кости Chest, нажмите E, Z, .055 и Enter. Это будет кость шеи, так что назовите её в панели Bone Neck.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Чтобы добавить кость головы, не снимайте выделение с верхнего коннектора и нажмите E, Z, .95 и Enter.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Назовите созданную кость Head.

Далее приступим к коннектору левого плеча. Выберите верхний коннектор кости Chest и нажмите E, X, .08 и Enter, чтобы добавить новую кость. Немного переместите её вниз, выбрав правый коннектор и нажав G, Z, -.09 и Enter.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Назовите эту кость ShoulderConnector.L. Эта кость будет прикреплять плечо к грудине. Для протокола: это ни в коем случае не анатомически корректно, но нам это и не требуется.

Снова выберите самый правый коннектор и нажмите E, X, .85 и Enter. Так мы создадим одну большую кость, которую нужно будет разделить, чтобы создать оставшиеся кости с левой стороны.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Выберите созданную кость, нажмите W и выберите Subdivide. Измените количество разрезов внизу слева на 3, чтобы получить четыре части.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Назовите эти кости следующим образом, начиная слева направо:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

На первый взгляд текущее расположение этих костей выглядит неплохо, но из-за того, как расположен коннектор между частями руки (его можно назвать локтем), рука не сможет правильно сгибаться. Нажмите Z, чтобы перейти в режим wireframe, и посмотрите сами:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Красная линия обозначает, где локоть находится сейчас, а белая — точку сгиба руки на меше. Чтобы исправить это, выберите LowerArm.L и переместите её вправо, нажав G, X, .09 и Enter.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Пока мы работаем только с левой частью. Но как насчёт правой?

Не знаю, как вы, а я воспользовался бы любой возможностью упростить свою работу. Поэтому следующим шагом будет зеркальное отражение костей слева направо нажатием всего нескольких клавиш.

Отзеркаливание

С версии 2.79 в Blender есть удобная новая функция для быстрого отзеркаливания костей арматуры всего за несколько простых шагов! До появления этой функции приходилось дублировать, отзеркаливать вручную, изменять названия и задавать роли костей. Если вам когда-нибудь доводилось это делать, то вы знаете, как это долго.

Для начала снимите выделение со всех костей, нажав A, чтобы не осталось оранжевых контуров выделений.

Далее выберем кости только с левой стороны (левая сторона персонажа находится справа от вас), удерживая Shift и щёлкая правой клавишей мыши каждую кость. Не забудьте о ступне!

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Выбрав эти кости, нажмите W и выберите Symmetrize.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

И этого достаточно, чтобы получить идеальную зеркальную версию выбранных костей:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Кроме того, в конце названий костей будет вместо .L буква .R, обозначающая их позицию.

Сохраните файл и приготовьтесь к риггингу.

Рисование весов

Рисование весов (Weight painting) — это процесс привязки костей к 3D-мешу. Каждая кость прикрепляется к группе вершин с определённой величиной веса.

Вес определяет «жёсткость» перетягивания вершин за костью.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Выполнение этой задачи вручную может занять много времени, потому что придётся самостоятельно рисовать вес каждой отдельной кости. К счастью, Blender может взять на себя основную часть рутинной работы, автоматически нарисовав веса в зависимости от близости костей к вершинам.

Нажмите Tab, чтобы переключиться в Object mode. Сначала выберите модель, затем удерживайте Shift и нажмите ПКМ на арматуре, чтобы выбрать и её тоже.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь нажмите CTRL + P, чтобы открыть меню Parent и выберите With Automatic Weights, чтобы сделать модель родителем арматуры и выполнить автоматическое рисование весов.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Визуально разница может быть незаметна, но теперь кости присоединены к мешу.

Прежде чем приступать к проверке, убедитесь, что Pivot Point находится в режиме Median Point, проверив нижнюю панель:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Включите режим Median Point, если там всё ещё выбран режим 3D Cursor.

А теперь начинается интересное! Переключитесь в режим Pose, выберите кость и поверните её, нажав R и перемещая курсор мыши. Проделайте это с каждой костью в центральной и левой части модели, чтобы убедиться, что все веса назначены верно.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Повертите окно обзора в разные стороны и проверьте вращение под другими углами, нажав колесо мыши и перемещая мышь в разные стороны.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Проверив все кости, вы можете заметить, что глаза не двигаются вместе с головой, что выглядит немного странно, если не сказать больше:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Чтобы прикрепить глаза к голове, нам придётся всё-таки самим назначить веса. Не выходите из режима Pose арматуры, удерживайте Shift и нажмите ПКМ на модели, чтобы тоже выбрать её. Теперь перейдите в режим Weight Paint. Мы готовы к рисованию весов.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

В этом режиме можно выбирать кости, удерживая CTRL и щёлкая ПКМ на кости. Выберите кость Head и поверните её назад, нажав R, X, -90 и Enter.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Чтобы прикрепить глаза к кости Head, выберите кисть Add в разделе Brush панели Tool слева.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Нажмите Z, чтобы переключиться в режим wireframe и поверните окно обзора так, чтобы хотя бы один из глаз больше не находился на передней части головы. Теперь выполните раскраску вершин глаз, чтобы увеличить вес, пока глаза не перестанут висеть в воздухе.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Вес можно увидеть визуально по цвету на меше; значения изменяются от 0 (тёмно-синий) до 1 (ярко-красный). Чтобы проверить результаты, вернитесь в вид спереди, нажав numpad 1 и Alt (или Option) + R для сброса поворота кости Head.

Теперь глаза правильно прикреплены к голове.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Примечание: показанный выше поворот выполнен вращением трекбола. Этот режим вращения можно активировать повторным нажатием R после начала поворота.

Завершив базовое рисование весов, можно приступить к деталям.

Добавление аксессуаров

Аксессуары в этом контексте — это объекты, прикрепляемые к персонажу, но не являющиеся частью его тела. В этом разделе мы рассмотрим два способа прикрепления объектов: к самой модели и как отдельного многоразового объекта, прикрепляемого к кости.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Сначала мы нажмём Z, чтобы выйти из режима wireframe и нажмём A, а затем Alt (или Option) + R, чтобы сбросить поворот всех костей.

Редактирование персонажа

Первый способ добавления деталей к персонажу проще, но накладывает определённые ограничения. При работе с самой моделью, которая зеркально отражена, вся добавляемая геометрия будет копироваться из левой стороны в правую, и наоборот. Поэтому на одну из сторон невозможно добавить что-нибудь уникальное. Поскольку геометрия является частью этой конкретной модели, её также нельзя заново использовать для других персонажей. Такой способ идеален для любой ситуации, в которой подобные ограничения не являются проблемой.

Если вы повторяли за мной действия туториала, то сейчас находитесь в в режиме Weight Paint. И это хорошо, потому что после добавления шляпы нам нужно снова заняться рисованием весов. Нажмите Tab, чтобы перейти в режим Edit mode и начните с переключения режима выделения на Vertex, нажав CTRL + Tab и выбрав в меню Vertex.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь выберите ПКМ любую вершину в верхней части головы, находящуюся выше красной линии (которая является используемым для текстурирования UV-швом). Нажмите CTRL + L для выбора всех присоединённых вершин, так мы выберем всю модель. Теперь выберите UV delimiter, выбрав в нижней левой панели >UVs.

Теперь будет выбрана только верхняя часть головы.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Выберите также edge loop под ней, удерживая Shift и Alt (или Option), а затем нажав ПКМ на любой из первых горизонтальных рёбер ниже.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь дублируйте выбранные грани, нажав Shift + D, а затем Enter. Немного переместите дублированные грани, нажав G, Z и 0.01.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Затем отмасштабируйте всё выделенное, нажав S, 1.05 и Enter.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Так мы немного сместим шляпу с головы, чтобы избежать Z-конфликта граней.

Шляпа пока похожа на висящий в воздухе кусок тела, поэтому чтобы прикрепить её к телу, сделаем следующее:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Это придаст шляпе немного глубины, чтобы она хорошо выглядела со всех сторон и в ней не было дыр. Однако шляпа из человеческой кожи — это не совсем то, чего бы нам хотелось. Для изменения цвета нам нужно сначала развернуть её UV-координаты, чтобы они красиво лежали на текстуре.

Выберите всю шляпу, выбрав любую её вершину и нажав CTRL + L. В этот раз измените ограничитель на Normal, чтобы выбрать все соединённые вершины.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Для нашей шляпы мы выполним одну из простейших в мире развёрток: из вида. Нажмите numpad 1, чтобы перейти в вид спереди, затем нажмите U, чтобы открыть меню Unwrap и выберите Project From View.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Если вы посмотрите на правую сторону окна Blender, в которой показана текстура, то заметите, что туда добавилось несколько вершин, похожих на половину шляпы:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Можно выбрать все вершины, переместив курсор мыши на текстуру и нажав A. Действия в Blender чувствительны к контексту и зависят от расположения курсора, поэтому пусть он пока находится внутри этой области текстуры.

Теперь нажмите G, чтобы переместить UV на синее пятно, подтвердите перемещение нажатием Enter, а затем отмасштабируйте выбранное, чтобы оно уместилось в пределах синей области: нажмите S и подтвердите клавишей Enter.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Если теперь посмотреть на персонажа, то можно увидеть, что его шляпа стала синей.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Можно изменить изображение текстуры, чтобы сделать любой другой цвет.

Теперь снова переместите курсор влево, рядом с моделью и нажмите Tab, чтобы вернуться в режим Weight Paint. Немного поверните кость Head, чтобы проверить, прикреплена ли шляпа.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Похоже, нам повезло! Поскольку вершины шляпы близко к кости Head, они добавились автоматически. Если бы этого не случилось, то нам пришлось бы раскрашивать шляпу вручную, как мы это делали с глазами.

Теперь мы рассмотрим создание и прикрепление отдельного объекта.

Прикрепление объектов

Перейдите в режим Object mode и нажмите Shift + A, чтобы открыть меню Add. Выберите Mesh > Cylinder, чтобы добавить в сцену новый цилиндр.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Предлагаемый по умолчанию цилиндр слишком велик, поэтому настроим его параметры в нижнем левом углу: изменим Radius на 0.04, а Depth на 1.2.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Благодаря этому цилиндр станет тоньше и короче.

Сделаем цилиндр гладким, нажав на кнопку Smooth в разделе Shading панели Tool Shelf слева.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Пока нашему цилиндру не назначено никакого материала. Чтобы назначить материал, откройте вкладку Material в панели Properties справа и выберите CuteMaterial из раскрывающегося списка рядом с кнопкой New.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Чтобы превратить цилиндр в коричневый посох, нам для начала потребуется выполнить UV-развёртку. Нажмите Tab, чтобы перейти в режим Edit mode, нажмите U, чтобы открыть меню Unwrap, и выберите Project From View.

Переместите курсор мыши на текстуру справа, нажмите G, чтобы переместить UV на коричневый кусок текстуры. Подтвердите перемещение клавишей Enter и уменьшите масштаб нажав S и переместив мышь так, чтобы UV поместились внутри этого куска.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь посох стал коричневым. Не волнуйтесь о неправильном расположении, скоро мы им займёмся.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Откройте вкладку Constraints панели Properties. Добавьте новое ограничение (constraint), нажав на раскрывающийся список Add Object Constraint и выбрав Child Of.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Constraints используются для ограничения позиции, поворота и масштаба объекта. В нашем случае я сделал цилиндр дочерним объектом кости руки персонажа. Благодаря этому при создании анимаций объект будет постоянно прикреплён к руке. Это очень упрощает предварительный просмотр анимации и позволяет ограничить пересечения объекта с телом.

Задать ограничение очень просто. Нажмите на раскрывающийся список Target и выберите Armature. Теперь нажмите на раскрывающийся список Vertex Group и выберите Hand.R.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

После этого вы заметите, что посох мгновенно прикрепился к правой руке персонажа. Однако его позиция и поворот не совсем верны. Поверните посох по оси Z на 90 градусов, нажав R, X, 90 и Enter. Теперь переместите его немного вперёд, нажав G, Y, -0.4 и Enter. Так намного лучше!

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Пришла пора испытать посох. Вернитесь в режим Object mode, нажав Tab, выберите арматуру и переключитесь в режим Pose mode с помощью раскрывающегося списка в нижней части экрана. Поверните окно просмотра так, чтобы чётко видеть посох, выберите UpperArm.R и немного поверните её, нажав R и перемещая мышь. Посох будет следовать за рукой, как будто персонаж его держит.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Персонаж и его аксессуары готовы. Сохраните файл, наша работа здесь закончена.

Теперь мы займёмся экспортом модели и арматуры в Unity.

Экспорт в другие форматы

Примечание: если вам не интересно экспортировать модели в другие форматы, чтобы делиться ими с людьми, то можете пропустить этот раздел. Просто сохраните файл и закройте Blender.

Экспортировать в FBX из Blender очень просто. Для начала выберите в верхнем меню File > Export > FBX (.fbx).

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Вы увидите режим экспорта. В отличие от большинства приложений, Blender не открывает отдельное окно, а вместо этого заменяет содержимое всего окна.

Можно выбрать место сохранения файла, выбрав папку слева или введя местоположение в поле сверху. Параметры экспорта указаны в нижнем левом углу окна:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Эти параметры экспорта по умолчанию подходят для Unity, но существует вероятность того, что в более сложных сценах они могут создать хаос, потому что экспортируют всё, даже источники освещения и камеры. Чтобы экспорт был чистым, внесите следующие изменения:

Снимите выделение с Camera, Lamp и Other. Это можно сделать, удерживая Shift и нажимая на опции, которые нужно отключить.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Если выбраны только такие опции, то никакие нежелательные объекты не экспортируются. Теперь поставьте флажок !EXPERIMENTAL! Apply Transform под этими опциями. Он применит позицию, поворот и масштаб всех объектов. Это означает, что неоднообразные значения будут сброшены; например, если поворот имел значения (X:23, Y:125, Z:7), то он будет сброшен на (X:0, Y:0, Z:0).

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Переключитесь на вкладку Geometries, нажав на кнопку Geometries, и снимите флажок Use Modifiers Render Setting. Это позволит сохранить высокое количество полигонов внутри для рендеринга в Blender, но оставит его низким внутри Unity.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Далее откройте вкладку Armatures, поставьте флажок Only Deform Bones и снимите Add Leaf Bones. Это не позволит приложению Blender добавлять к арматуре лишние кости. Leaf bones необходимы только для совместимости с Maya. Non-deform bones, например, контролирующие кости, необходимы только в ПО моделирования для выполнения точной настройки; в таких игровых движках, как Unity, они бесполезны.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Опции Animation по умолчанию настроены правильно, так что менять их не нужно.

Настроив всё это, было бы слишком скучно каждый раз заниматься этим каждый раз при экспорте файла. И тут нам помогут пресеты. Мы можем сохранить все эти параметры во внутренние опции Blender для использования в будущем.

Для этого нажмите на кнопку + рядом с раскрывающимся списком Operator Presets, введите в текстовое поле название пресета и нажмите на кнопку OK. В этом туториале мы назовём его Unity FBX.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Если открыть теперь раскрывающийся список Operator Presets, то можно выбрать только что созданный пресет:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

После этого параметры мгновенно будут применены. Пресеты работают для всех файлов, поэтому теперь вы можете запросто экспортировать любой файл Blender в FBX для использования в Unity.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Сохраните файл и закройте Blender. Наконец настало время перейти в Unity и воспользоваться нашей моделью.

Настройка гуманоида

Откройте заготовку проекта в Unity и посмотрите на окно Project.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Вот краткое описание папок:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Разобравшись с этим, давайте приступим к использованию персонажа!

Привязка аватара

Для начала выберите модель CuteCharacter из папки Models и откройте в Inspector вкладку Rig. Откройте раскрывающееся меню Animation Type и выберите Humanoid.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Так мы сообщим, что персонаж является гуманоидом, чтобы Unity могла использовать его соответствующим образом. Теперь нажмите Apply, чтобы сохранить эти параметры.

После краткого повторного импорта вы заметите, что появилась кнопка Configure…. Нажмите на неё, чтобы приступить к связыванию костей с системой Mecanim движка Unity’.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Посмотрите на окно Scene и поверните окно так, чтобы персонаж смотрел на вас. Заметьте зелёные кости; их использует движок Unity. При нажатии на любую из них будет выбрана соответствующая кость и в Hierarchy, и в Inspector.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Использование движком Unity костей напоминает работу кукловода. Вместо непосредственного использования файлов анимации для обновления костей в каждом кадре он считывает значения и применяет их к каждому гуманоиду на основании его определения Avatar. Это обеспечивает гибкость при работе с разными формами тел. Возьмём для примера персонажа, с которым мы работали — его пропорции нереалистичны, но это не имеет значения, ведь его скелет имеет необходимые кости: позвоночник, руки, ноги и т.д. Некоторые из костей могут быть короче, чем у большинства людей, но они всё-таки присутствуют.

Теперь посмотрим на Inspector: вы видите фигуру человека с разбросанными по ней зелёными и серыми кругами. Все сплошные круги необходимы для работы системы Avatar. Если какие-то из них отсутствуют, то они становятся красными, и вы не сможете правильно анимировать персонажа.

Пунктирные круги — это дополнительные кости для более сложных ригов. Все серые части отсутствуют, но необязательны. Например, у нашего персонажа нет пальцев.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Ниже представлено полное описание костей, и именно здесь нужно связывать части тела с костями. Если какой-то из кругов красный, то нужно назначить (или переназначить) кость. Созданный нами скелет полностью отвечал требованиям уже при импорте в Unity, поэтому никаких настроек не требуется. Ура!

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Нажмите на кнопку Apply в нижнем правом углу и щёлкните кнопку Muscles & Settings в верхней части Inspector. Это позволит просматривать и настраивать виртуальные мышцы.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Вы увидите три раздела:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Раздел Per-Muscle Settings содержит подразделы, которые можно разворачивать нажатием на стрелки. В каждом из них есть отдельные превью. Эти подразделы позволяют указать минимальные и максимальные углы, чтобы избежать наложений в вашей модели.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Разверните раздел Left Arm и попробуйте перетаскивать ползунок Arm Down-Up. Заметьте, что происходит при минимальном значении:

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Примечание: если персонаж слишком тёмный, чтобы создавать силуэт, то можно отключить в окне Scene освещение сцены, нажав на небольшой значок солнца в верхней части.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Рука движется через тело персонажа. Плохо!

Чтобы исправить это, переместите ползунок превью в наименьшее значение и измените minimum angle раздела Arm Down-Up на -20.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Сделайте то же самое для Right Arm > Arm Down-Up.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

На этом мы закончим настройку мышц. Можно настроить и другие мышцы, чтобы предотвратить наложение, но в этом туториале мы остановимся на перемещении рук вверх-вниз.

Нажмите кнопку Apply в нижнем правом углу для сохранения изображений в Avatar и нажмите Done, чтобы закрыть режим привязки.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь настало время добавить персонаж в сцену и дать ему воспроизводимую анимацию.

Использование персонажа

Чтобы добавить персонажа, перетащите модель CuteCharacter из папки Models в Hierarchy.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Задайте для CuteCharacter поворот (X:0, Y:180, Z:0), чтобы он смотрел в камеру.

Создайте новый контроллер анимаций, нажав правой клавишей на папке RW\Animation Controllers и выбрав Create > Animation Controller.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Назовите его CharacterController и дважды нажмите на него, чтобы открыть окно Animator. Теперь перетащите анимацию Idle из папки RW\Animations на сетку Animator, чтобы сделать её анимацией по умолчанию.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Далее выберите CuteCharacter в Hierarchy и нажмите на кнопку-селектор рядом с полем Controller. Выберите в окне выбора CharacterController.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Вот и всё! Нажмите на кнопку Play, чтобы увидеть персонажа в действии.

Как сделать скелет в блендере. Смотреть фото Как сделать скелет в блендере. Смотреть картинку Как сделать скелет в блендере. Картинка про Как сделать скелет в блендере. Фото Как сделать скелет в блендере

Теперь снова нажмите на кнопку Play, чтобы остановить сцену, и нажмите CTRL + S, чтобы сохранить изменения.

Куда двигаться дальше?

Поздравляю, вы выполнили туториал. Готовый проект можно скачать отсюда.

В этом туториале вы научились следующему:

Чтобы узнать больше о Blender, изучите следующие туториалы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *