Как сделать смычок своими руками
Создаем Скрипача в старинном стиле. Часть 1. Скрипка
Этим постом мы начинаем серию уроков по изготовлению персонажа. Начнем с самого сложного — рабочего инструмента для нашего маленького музыканта. В последующих частях расскажем о более простых вещах — как и из чего сделать самого персонажа, одежду, обувь и парик.
Скрипочка — инструмент трудоемкий. Для ее изготовления потребуется время, терпение и усердие.
Скрипочку делаем полую — для уменьшения веса инструмента. Иногда для персонажа это бывает очень важно.
Немного подробнее о материалах. Это может быть липа, береза, плодовые. Хвойные породы довольно тяжелы в обработке, и результат непредсказуем. Для смычка подойдет бамбук.
Клей. Везде, где склеивается дерево, используем ПВА. Моментальный суперклей — коварная субстанция. Во-первых, если вдруг промахнулись и приклеили кривовато, довольно сложно потом это поправить. И во-вторых, впоследствии потеки клея (а они неизбежны) непременно проявятся в процессе тонировки инструмента. Поэтому лучше запастись терпением и подождать, пока высохнет ПВА. Моментальный клей используем только для склеивания разнородных материалов.
Сначала рисуем скрипку нужного размера на бумаге. Проще всего найти картинку в интернете и распечатать на принтере, но если такой возможности нет, то сойдет и просто рисовка карандашом. Бумажные проекции помогут сделать инструмент похожим на настоящий.
Отпиливаем от полена дощечку нужной толщины (это будет скрипичный корпус, поэтому держим в уме толщину верхней и нижней дек).
Дощечку строгаем до гладкости рубанком.
На готовую дощечку наклеиваем вырезанный из бумаги корпус скрипки (клей ПВА). После того, как клей высохнет, выпиливаем (лобзиком или пилой, кто как привык).
Рисуем маркером или карандашом внутренний контур корпуса скрипки.
Дерево внутри корпуса следует убрать — высверлить дрелью или шуруповертом по контуру, затем обточить внутренность надфилем.
Обтачиваем корпус скрипки по внешнему контуру, гравером или вручную, надфилями. Делать это следует максимально точно и аккуратно — именно корпус определяет форму скрипки.
Верхняя и нижняя деки скрипки. Идеально, если они будут слегка выпуклыми — настоящая скрипка не плоская. Как нельзя лучше для этой цели подходит нащельник с соответствующим сечением (заранее покупаем такую реечку в строительном магазине). Если нет нащельника такой конфигурации, выпуклость инструменту можно будет придать надфилем.
Отпиливаем 2 дощечки с небольшим запасом.
Приклеиваем корпус к одной из дощечек — это будет нижняя дека.
После высыхания клея обтачиваем верхнюю деку по контуру корпуса — прямо по месту. Инструмент — гравер или надфили (на картинке корпус в процессе).
Гриф. Наклеиваем бумажное изображение профиля грифа на деревянный брусок.
Внимание. Пятка грифа вырезается с запасом. На распечатанном шаблоне гриф нарисован так, как он выглядит в готовом изделии. Поэтому дорисовываем этот самый запас — в длину и ширину
Обтачиваем по контуру рисунка. Вытачиваем головку грифа, ошкуриваем получившуюся заготовку.
В корпусе скрипки вытачиваем паз под установку грифа, чтобы он плотно входил в паз.
Приклеиваем заготовку нижней деки. После высыхания клея обтачиваем нижнюю деку по форме корпуса.
Вырезаем накладку на гриф и струнодержатель. Для этого отлично подходит палочка от мороженого. Особенно хороши буковые палочки.
Наклеиваем накладку на гриф
Рисуем их карандашом, сверяясь с картинкой. Просверливаем отверстия. Сами эффы процарапываем на верхней деке шилом, надфилем — чем удобно. Насквозь их пропиливать нежелательно, если треснет верхняя дека — вся работа насмарку. А эффы впоследствии затонируем.
Пусть вас не смущает некоторая «лохматость» на эффах. Скрипка очень маленькая, длина корпуса не более 4 см, впоследствии после тонировки и обработки наждачкой это будет выглядеть гораздо более аккуратно.
Устанавливаем держатель для струн. Для этого просверливаем отверстие в верхней деке и в самом держателе, как показано на картинке. В качестве штифта используем зубочистку. (штифт устанавливается на клей).
Тонируем скрипку. Морилка может быть на любой основе, водной или ацетоновой.
Затонированный корпус слегка ошкуриваем, чтобы проявить фактуру и объем изделия. Эффы будут выглядеть контрастней. Гриф и подставку под струны делаем темнее, как предписывает традиция (красим, например, маркером). Колки делаем из фигурных зубочисток. Зубочистки придется обточить до приемлемой толщины — для инструмента такого размера колки из необточенных зубочисток будут слишком грубыми. Просверливаем под колки отверстия в головке грифа, устанавливаем колки на клей. В головке грифа просверливаем техническое отверстие для будущей установки струн.
Подставка под струны в нашем случае была вырезана из отработанной трости для саксофона. Но пойдет и тонкая деревянная дощечка.
Смычок. Трость для смычка рисуем на деревянном бруске и вытачиваем. У нас это был кусочек старой бамбуковой удочки.
Покрываем лаком скрипку и смычок. Чтобы лак не попал на волос смычка, оборачиваем волос бумажкой.
И, наконец, последнее: натягиваем струны из лески и устанавливаем под них подставку.
Внимание. Это самый хитрый момент, его я опишу подробнее. Берем 2 достаточно длинных отрезка лески (с запасом). Накидываем на штифт струнодержателя и под ним завязываем в узелок. Протягиваем струны через техническое отверстие в головке грифа, аккуратно, чтоб ничего не сломать, натягиваем все 4 струны, чтобы они были ровные, без слабины. Вставляем в техническое отверстие заглушку-зубочистку — сразу на клей.
С обратной стороны грифа лески связываем в узелок и оплавлавляем — аккуратно прижигаем зажигалкой и прижимаем. Не спалите свою работу!
Устанавливаем подставку под струны, укладывая каждую струну в заранее прорезанный для нее паз.
Убедившись, что струны не провисают и всё приклеилось как надо, срезаем лишнее — зубочистку практически заподлицо с головкой грифа, но чтобы при этом не повредить струны.
Инструмент готов, можно вкладывать его в лапки (ручки) персонажа.
Из чего делают смычок для скрипки – Конструкция смычка
Конструкция смычка
Смычок. Изготовление смычков под заказ. Замена волоса.
Туртовский смычок — это обильная выдача звука любой частью трости при любом
направлении ведения. Здесь не нужно экономить ход. Рука действует от плеча, побуждая к широкой фразе, обобщающей детали и даже пренебрегающей ими. При игре таким смычком становится проблематичен скорее анализ, чем синтез музыкальной речи.
Монгольский конский волос купить
Качество волоса определяют по эластичности и цепкости.
1. Экономить на вставке нового волоса — значит привести свой смычок в недееспособное состояние :
Вывод :
Исполнитель не должен себя ограничивать одним смычком. На это есть свои причины:
один смычок великолепно подходит для оркестровой игры(это,как правило,недорогие немецкие модели),
другой — больше подходит для камерной музыки,
третий — отличный для ежедневных занятий(более лёгкий),
четвёртый — наиболее подходящий для концертных выступлений с оркестром.
Кроме того, смычки соотносятся и к исполняемым музыкальным стилям :
для барочной музыки просто необходим барочный смычок, с его неповторимым деташе,
переходные модели (Pere Tourte, Adam) идеально подходят для исполнения музыки ранних классиков — Моцарта, Шуберта, Бетховена… для Паганини, Венявского, Сарасате незаменимым будет смычок Вуарена, Сартори с их бриллиантовым летучим стаккато и другими эффектными штрихами.
Как и скрипки, альты, виолончели …
Почему?
Это зависит от структуры дерева. Акустические качества, сила и громкость звука базируются на качестве материала. Если смычок не будет резонировать в ответ на каждый звук инструмента — он будет попросту глушителем. Идеальная трость своим резонансом возбуждает все обертоны, тем самым придавая неповторимую тембральную окраску инструменту; более того — трость, как говорят, «лежит» в руке, абсолютно комфортно предоставляя исполнителю весь спектр штриховой техники, по всей своей длине даёт тонкое ощущение вибрации струны.
Чувствительность смычка зависит от таких параметров: вес,баланс и упругость трости.
Весовые категории таковы :
Скрипка 55 — 65 грамм
Альт 68 — 74 грамма
Виолончель 77 — 88 грамм
Хороший смычок — тот который извлекает из инструмента мощный и тембрально насыщенный звук при наименьшем давлении и совсем не обязательно он должен быть жёстким! Трость должна быть эластичной, податливой, давать возможность лёгкого контроля за ньюансами, но в тоже время она должна быть достаточно упругой, чтобы при давлении не проваливаться до струны, не заглушать колебания.
При покупке смычка или инструмента — лучший совет —
Акцентирую Ваше внимание на cледующем :
Консультации по всем вопросам — бесплатны.
Мнение о фернамбуке, как единственно допустимом для смычковой трости материале, принадлежит к музыкантским предрассудкам.
Его поборников не смущает ни обилие низкопошибных массовых фернамбуковых изделий, ни варьирование игровых качеств смычков, тщательно изготовленных превосходными мастерами из отборного материала.
Между тем, фернамбук, как и все материалы биологического происхождения, изменчив настолько, что не идентичны даже образцы, взятые из разных мест одного и того же бревна.
К тому же фернамбук — лишь одна из пород, обладающих столь важной для смычка способностью сохранять форму в условиях долгосрочных упругих деформаций, что становиться возможным только после довольно сложного процесса термической и механической обработки.
Применялись бакаут, вамара, эвкалипт и
другие породы деревьев.
Реплика Otto Hoyer
Реплика Otto Hoyer
Мастеровые смычки на заказ :
Понравилось это:
Скрипичная азбука. Смычок — Анна Благая
Скрипка | Скрипичная азбука
Черновик статьи для Азбуки.
Будет уточняться и дополняться
Со смычком интересная происходит история:
По-французски — archet (в то время как «лук» — arc)
По-немецки — Bógen (так же как и лук)
По-английски — bow (то же, что и лук).
Если мы дальше пороемся в словарях, то обнаружим, что:
По-норвежски «смычок» и «лук» — это bùe
По-сербски, хорватски и лук, и смычок — gudalo, luk
Дело в том, что когда-то смычок действительно выглядел как лук: он был дугообразным, и даже волос, словно тетиву, во время игры натягивали пальцами. Таким смычком играли на струнных инструментах, предшествовавших скрипке.
Царь Давид, играющий на старинном инструменте крут (с южнофранцузской миниатюры XI в.)смычок к инструменту ребек (Германия, 1511)
Чем-то подобным и сейчас играют на народной греческой/турецкой скрипке, которая распространена на черноморском побережье Турции, примерно там же, где находится Панагия Сумела.
(! Тема на будущее. Тут нужно иметь в виду, что пришел смычок с Востока; мне кажется, что вокруг этой скрипки — черноморской кеманчи, или понтийской лиры (а также кеманчи, на которой играют на Кавказе) — вертится что-то интересное, и ведет дорожка, возможно, в Персию. К этому надо будет еще вернуться и прояснить. Ссылки: 1. черноморская кеманча, 2. кеменче).
Но вернемся к профессиональному классическому скрипичному смычку и к европейской музыке.
Современный смычок остается главным орудием скрипача, но это уже — орудие мирного времени. Разве что иногда в некоторых движениях скрипача-солиста (во взмахе смычком во время концертов /=соревнований/ для скрипки с оркестром, в блестящих хитроумных штрихах виртуозных пьес) проглядывает доблестное «воинское» прошлое.
См.: Атака
Вверх смычком, вниз смычком
Аккорды
Штрихи
Скрипка
Части смычка и скрипки: схема
См. также статью о смычке из Музыкальной энциклопедии
смычки знаменитого смычкового мастера Турта-младшего (фото)
книга об истории смычка на англ. яз. — The Bow, Its History, Manufacture and Use — Henry Saint-George
King Charles IV Violin Bow
статья в Википедии (англ.)
см. также: Скрипка и фехтование
** Кстати, считается, что человечество обратило внимание на звучание струн именно при натяжении тетивы лука, при отпускании стрелы, именно после этого стали появляться струнные инструменты.
*** Иллюстрации: 1) и 2) — из книги М.Сапонова «Менестрели» (М.,1996), 3) из Музыкальной энциклопедии
Как выбирать смычок?
Санкт-Петербургская детская школа искусств им. В.А. Гаврилина
ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ШКОЛЫ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Санкт-Петербургская детская школа искусств им. В.А.Гаврилина»
СОКРАЩЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
СПб ГБУ ДО «Санкт-Петербургская детская школа искусств им. В.А.Гаврилина»
Адрес: 197343, Санкт-Петербург, Омская ул., 17, т/ф (812)492-86-91
эл. адрес [email protected]
Директор Киселёва Ирина Вячеславовна
В 2000 году Школе присвоено имя выдающегося отечественного композитора
Валерия Александровича Гаврилина (1939-1999)
В 2018 году нашей школе исполнилось 40 лет.
Репортаж о Школе на радио (16.05.2019)
В газете «Санкт-Петербургский музыкальный вестник» опубликована статья о школе!
Из истории школы>>>
ПЕСНЯ О ШКОЛЕ
автор текста — преп. класса скрипки
Листопадова Татьяна Сергеевна
У старых деревень, за тихой Чёрной речкой,
Где Пушкина следы заносит долгий снег,
Стоит наш добрый дом, где учимся мы слушать,
И думать, и играть, где мы берём разбег.
Здесь наш любимый хор звучит тепло и звонко.
Здесь радостно глядят счастливые глаза!
Уйдём мы, но других мальчишек и девчонок
Свободно и легко польются голоса.
Немногие пойдут дорогой музыканта,
Но к музыке любовь нас будет наполнять.
Пусть пробегут года, но Омскую 17,
Своих учителей запомним навсегда.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА
Как выбрать смычок для скрипки МузШок
Чтобы научиться играть на скрипке, нужно десятки тысяч часов провести за тренировками и книжками по музыкальной теории. Без качественного инструмента и смычка этого не сделать, т.к. звук должен быть естественный, насыщенный, а смычок – подходить по размеру. Иначе играть будет не просто некомфортно, но и небезопасно для здоровья.
Размер смычка влияет на постановку рук, положение корпуса скрипача – невозможно репетировать целыми днями в неправильном положении, поэтому уделите выбору смычка не меньшее внимание, чем выбору скрипки.
Не бывает универсальных смычков – профессиональные музыканты имеют и 5, и 10 смычков, каждый – для своей цели и стиля.
Размер смычка
Смычок имеет размеры, соответствующие размеру скрипки: 1/16, 1/10, 1/8, 1/4, 2/4, 3/4, 7/8 и 4/4. Но выбирать размер смычка, как и скрипку, лучше с педагогом по скрипке. Все люди разные, и размер инструмента и смычка для ребенка нужно выбирать исходя из индивидуальных особенностей: рост, комплекция, длина рук, пальцев.
Если выбранный смычок окажется чрезмерно длинным, то при игре правая рука будет уходить, проваливаться за спину, а трость не дойдет до конца; излишне короткий смычок не позволяет разгибаться правой руке. Это сказывается на звукоизвлечении, осанке, самочувствии скрипача, поэтому обязательно посоветуйтесь с педагогом по скрипке, какой смычок вам подойдет.
Качество смычка
Качество смычка, как и любого товара, пропорционально с ценой. Но даже среди бюджетных смычков ищите лучший вариант по качеству.
Осмотрите смычок со всех сторон, обыщите на предмет трещин. Если смычок покрыт прозрачным лаком – найти трещины легко, но бюджетные смычки чаще красят цветным лаковым покрытием, что затрудняет поиск дефектов. Даже мелкие трещинки сулят скорую поломку трости, ведь он должен быть упругим для игры, и выдерживать замены волоса.
Качественный смычок выпрямляется, если натянуть волос, как при игре – уходит прогиб, трость выглядит ровной. Смычок, способный передавать тонкие оттенки звука, вибрирует, если ударить по нему пальцем (волос как при игре), держа за колодку и трость. Не забудьте, что конец смычка при этом смотрит вверх. Опытные скрипачи по темпу вибрации определяют качество смычка, но это относится к более дорогим вариантам.
При выборе смычка советуют провести еще один тест: поставить его на струну (как будто играете) и просто понаклонять вправо-влево, без извлечения звука. Смычок не должен соскакивать, двигаться отрывисто и резко.
Второй, третий и последующие смычки вы выберете исходя из наработанного опыта, зная свои требования к звучанию и комфорту.
из какого существа делают струны?
если на гитару то из металов, и капрона
Из коня, ну или из кобылы
Читала, что делали из кошачьих жил, овечьих кишок. Слава Богу, сейчас уже иные струны.
Гвоздевая скрипка: как сделать
Ранее, в разделе «Интересности» и подразделе «Музыка» у нас была статья «Ватерфон — мега музыка!» Где мы рассматривали и слушали интересный, необычный и загадочный музыкальный инструмент.
Гвоздевая скрипка (nail violin) — это один из инструментов, которые легли в основу ватерфона. И если ватерфон сделать самому сложновато, то гвоздевую скрипку — легко и просто. О чём мы сегодня и поговорим.
Для начала пара слов про. Гвоздевая скрипка — достаточно древний интересный инструмент (изобретён в 1740 году) скрипачом Johann Wilde, музыкантом императорского оркестра, в Санкт-Петербурге. С тех пор устройство гвоздевой скрипки особо не изменилось.
Теперь переходим к делу.
Изготовление гвоздевой скрипки (nail violin).
Для изготовления инструмента понадобятся:
Процедура изготовления гвоздевой скрипки достаточно проста.
По желанию можете прикрепить к фанере резонатор (например, плотно привязав полую высушенную тыкву или оформив фанеру как верхнюю доску коробки). Всё, можно играть!
Существует множество вариантов корпусов гвоздевой скрипки. Например, такой:
Круговая гвоздевая скрипка с кучей нот:
Без-резонаторная гвоздевая скрипка в действии:
Безрезонаторная гвоздевая скрипка лёжа:
Гвоздевая скрипка в виде полумесяца:
Треугольная гвоздевая скрипка, похожая на балалайку:
Два варианта гвоздевых скрипок:
Профессиональная гвоздевая скрипка:
Электронная гвоздевая скрипка:
Как играть на гвоздевой скрипке.
Держите гвоздевую скрипку левой рукой; шляпки гвоздей смотрят вперёд. Низ скрипки упирается в левое колено. Затем:
Само собой, гвоздей может быть намного больше, положение инструмента — любым другим.
Например, двухуровневая гвоздевая скрипка без резонатора, но подключённая к колонкам:
Пример импровизации на гвоздевой скрипке: