Как сделать снег на сцене
Публикации
Сценические спецэффекты в театре
Сценические эффекты применялись уже в античном театре.
В эпоху Римской империи отдельные сценические эффекты вводятся в представления мимов.
Эффектами были насыщены религиозные представления 14-16 вв. Так, например, при постановке мистерий устройством многочисленных театральных эффектов занимались специальные «мастера чудес».
В придворных и публичных театрах 16-17 вв. утвердился тип пышного спектакля с разнообразными сценическими эффектами основанными на применении театральных механизмов. На первый план в этих спектаклях выдвигалось мастерство машиниста и декоратора, которые создавали всевозможные апофеозы, полеты и превращения. Традиции подобной эффектной зрелищности неоднократно воскресали в практике театра последующих веков.
В современном театре сценические эффекты делятся на звуковые, световые (светокинопроекционные) и механические.
К световым эффектам относятся :
2) создание иллюзий льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т. д.
Еще более богатую и гибкую цветовую палитру (с нюансировкой всевозможных оттенков) дает сочетание четырех цветов (желтый, красный, синий, зеленый), отвечающее основному спектральному составу белого света. Способы получения световых эффектов 2-й группы сводятся главным образом к использованию светопроекции.
По характеру впечатлений, получаемых зрителем, световые эффекты делятся на стационарные (неподвижные) и динамические.
Виды стационарных световых эффектов.
Зарница дается мгновенной вспышкой вольтовой дуги, производимой ручным или автоматическим способом. В последние годы распространение получили электронные фотовспышки большой интенсивности.
Звезды имитируются при помощи большого количества лампочек от карманного фонаря, окрашенных в разные цвета и имеющих различную интенсивность свечения. Лампочки и подводка электрического питания к ним монтируются на окрашенной в черный цвет сетке, которая подвешивается к штанге штанкетного бруска.
Луна создается проецированием на горизонт соответствующего светового изображения, а также при помощи поднятого вверх макета, имитирующего луну.
Молния. На заднике или панораме прорезывается узкая зигзагообразная щель. Затянутая просвечивающим материалом, замаскированная под общий фон, эта щель в нужный момент освещается сзади с помощью мощных ламп или фотовспышек, внезапный световой зигзаг дает нужную иллюзию.
Эффект молнии можно получить также с помощью специально изготовленной модели молнии, в которую вмонтированы отражатели и приборы освещения.
Радуга создается проекцией узкого луча дугового прожектора, пропущенного сперва сквозь оптическую призму (которая разлагает белый свет на составные спектральные цвета), а затем через диапозитивную «маску» с дугообразным щелевым прорезом (последний и определяет характер самого проекционного изображения).
Туман достигается применением большого количества мощных ламповых линзовых фонарей с узкими, щелеобразными насадками, надевающимися на выходное отверстие фонарей и дающими широкое веерообразное плоскостное светораспределение. Наибольшего эффекта при изображении стелющегося тумана можно достичь путем пропускания горячего пара через прибор, в котором находится так называемый сухой лед.
Виды динамических световых эффектов.
Огненные взрывы, извержение вулкана получаются при помощи тонкой водяной прослойки, заключенной между двумя параллельными стеклянными стенками небольшого узкого сосуда аквариумного типа, куда посредством простой пипетки пускают сверху капли красного или черного лака. Тяжелые капли, попадая в воду, при медленном опускании на дно широко расплываются во все стороны, занимая все большее пространство и проецируясь на экране в перевернутом виде (т. е. снизу вверх), воспроизводят характер нужного явления. Иллюзия этих эффектов усиливается хорошо выполненным декорационным фоном (изображение кратера, остова горящего строения, силуэтов пушек и т. д.).
Волны осуществляются при помощи проекций специальными приборами (хромотропами) или двойными параллельными диапозитивами, одновременно перемещающимися в противоположном друг к другу направлении, то вверх, то вниз.
Снегопад достигается так называемым «зеркальным шаром», поверхность которого облицована мелкими кусочками зеркала.
Направляя под известным углом на эту многогранную сферическую поверхность сильный концентрированный луч света (исходящий из прожектора или линзового фонаря, скрытого от публики) и заставляя ее вращаться вокруг своей горизонтальной оси, получают бесконечное количество небольших отраженных «зайчиков», создающих впечатление падающих хлопьев снега.
В том случае, если по ходу спектакля «снег» падает на плечи актера или покрывает землю, его делают из мелко нарезанных кусочков белой бумаги. Падая из специальных мешков (которые помещаются на переходных мостиках), «снег» медленно кружит в лучах прожектора, создавая необходимый эффект.
(В последние годы распространение получили различные варианты пластикового падающего снега и пенные снего-генераторы. О том, каким еще бывает искусственный снег можно почитать ЗДЕСЬ )
Ход поезда осуществляется при помощи длинных диапозитивных рамок с соответствующими изображениями, передвигающимися в горизонтальном направлении перед объективом оптического фонаря. Для более гибкого управления световой проекцией и направления ее на нужную часть декорации за объективом часто устанавливают на шарнирных приспособлениях небольшое подвижное зеркало, отражающее даваемое фонарем изображение.
К механическим эффектам относятся различного рода полеты, провалы, мельницы, карусели, корабли, лодки.
Полетом в театре принято называть динамическое перемещение артиста (т. н. типовые полеты) или бутафории выше планшета сцены.
Бутафорские полеты (как горизонтальные, так и диагональные) осуществляются перемещением полетной каретки по тросовой дороге с помощью привязанных к кольцам каретки шнурков и тросов.
Горизонтальный трос натягивается между противоположными рабочими галереями выше зеркала сцены. Диагональный укрепляется между противоположными и различными до уровню рабочими галереями.
При проведении диагонального полета сверху вниз используется энергия, создаваемая силой тяжести предмета.
Полет по диагонали снизу вверх осуществляется чаще всего за счет энергии свободного падения противовеса. В качестве противовесов применяются мешочки с песком и кольцами для направляющего троса. Вес мешочка должен быть выше веса бутафорского изделия и каретки. Противовес привязывается к тросу, противоположный конец которого прикреплен к полетной каретке.
Живые полеты осуществляются на тросовой или стационарной дороге, а также с помощью резиновых амортизаторов.
По знаку режиссера, ведущего спектакль, артист поднимается на установленную высоту и по команде «летит» на противоположную сторону. За кулисами его опускают вниз до планшета и освобождают от тросика. При помощи полетного устройства на тросовой дороге, умело используя одновременную работу обоих приводов и правильное соотношение скоростей, можно осуществлять самые разнообразные полеты в плоскости, параллельной портальной арке,- диагональные полеты снизу вверх или сверху вниз, с одной стороны сцены на другую, из кулисы в центр сцены пли со сцены в кулису и т. д.
Полетное устройство с резиновым амортизатором основано на принципе маятника, раскачивающегося и одновременно опускающегося и подымающегося. Резиновый амортизатор предотвращает рывки и обеспечивает плавную траекторию полета.
Такое устройство состоит из двух колосниковых блоков, двух отклоняющих барабанчиков (установленных под колосниковой решеткой по обе стороны от полетного тросика), противовеса, полетного тросика. Один конец этого тросика, прикрепленный к верхней части противовеса, огибает два колосниковых блока и через отклоняющие барабанчики опускается до уровня планшета, где и пристегивается к поясу артиста. К нижней части противовеса привязывается амортизационный шнур диаметром 14 мм, второй конец крепится к металлической конструкции планшета сцены. Полет осуществляется при помощи двух канатов (диаметром 25-40 мм). Один из них привязан к нижней части противовеса и свободно опускается на планшет; второй, привязанный к верхней части противовеса, вертикально поднимается вверх, огибает верхний закулисный блок и свободно опускается на планшет.
На границе реквизита и спецэффектов (SFX) находятся Эффекты разбивания или разламывания на сцене мебели, утвари и посуды.
Как правило, для этого изготавливается специальный многоразовый реквизит: предметы, состоящие из нескольких частей или кусков, которые скрепляются между собой механическими конструктивными элементами или сильными ниодимовыми магнитами.
Для эффекта разбивания стекол и стеклянной или керамической посуды, используют изделия из, так называемого, «сахарного стекла».
Изделия из сахарного стекла внешне очень похожи на настоящие стеклянные, но изготавливаются из специального хрупкого и легкого пластика. Поэтому при разбивании они не наносят никого ущерба людям и предметам, а их осколки совершенно безопасны: о них нельзя порезаться.
Как кинематографисты делают зиму
Падал прошлогодний снег
«У природы нет плохой погоды – каждая погода благодать. » Пожалуй, с этим прекрасным лирическим стихотворением Эльдара Рязанова первыми не согласятся нервно подсчитывающие убытки продюсеры, а также коллеги создателя бессмертной «Иронии судьбы, или С лёгким паром». В том числе и режиссёр Тимур Бекмамбетов», который на съёмках «Иронии судьбы-2», как и сам Рязанов, вынужден был использовать вместо настоящего снега искусственный.
В далёком 1975-м Эльдару Рязанову жутко не повезло со снегом – он не выпал в нужное режиссёру время. И во всех сценах, в которых снег по сценарию был необходим (а их, как все мы помним, немало), режиссёр использовал искусственный, полученный из противопожарной пены.
Зато через два года, в 1977-м, «внеплановый» снег с лихвой вознаградил Рязанова за страдания. Произошло это на съёмках «Служебного романа». Тогда, ещё не самой поздней осенью, вдруг началась метель. Для фильма она не была нужна. Но режиссёр не растерялся – он отменил все утренние съёмки, а сам вместе с оператором Владимиром Нахабцевым отправился на прогулку по Москве, чтобы запечатлеть на камеру новую натуру. Вот эта пороша, от которой, кстати, буквально через несколько часов не осталось и следа, и стала иллюстрацией к песне «У природы нет плохой погоды». «Хорошо, что я ничего не стал откладывать и не поленился отозвать приглашённых на площадку актёров», – вспоминал потом Рязанов.
Но и 30 лет спустя погода ещё раз пошутила над героями самой известной рязановской киноленты. Режиссёр Бекмамбетов, снявший «Иронию судьбы-2», отправился за снегом в Питер. Но Северная столица встретила съёмочную группу отсутствием даже намёка на зиму. И вместо снега пришлось использовать синтетическое покрытие и специальную снежную пудру. Отсняв первые четыре сцены картины, Бекмамбетов уехал в Прагу, где благополучно и завершил фильм. В павильонах пражской киностудии построили и знаменитую квартиру на улице Строителей.
Вообще же, Но в жарком июле 1946 года мастер сентиментальных комедий Френк Капра решил снять рождественскую сказку «Эта прекрасная жизнь», которую и поныне вся Америка смотрит в этот праздничный вечер, как мы на Новый год – «Иронию судьбы». Капра захотел писать «живой звук» и с порога отверг хрусткий поп-корн. Тогда его мастера придумали смешать противопожарную пену с мылом. И залили этой пеной несколько гектаров декораций. Новаторство было оценено номинацией на «Оскар» за спецэффекты.
Сегодня из пены получается самый дешёвый снег. Но очень недолговечный. А ещё пожарная пена вытягивает кислород, оставляет ожоги на коже и вообще вредно влияет на экологию. Однако некоторые не слишком опытные директора групп всё же до сих пор ею используют. И зря. Вы только представьте. Пригнали на площадку три пожарные машины, из шлангов надули пену. Вдруг кончилась вода, поехали заправляться, через полтора часа вернулись, а пена-то сдулась. А простой площадки в час стоит около тысячи долларов. Плюс одна пожарная машина – 5 тыс. рублей в час. А их три. Грамотный администратор мог бы это всё предвидеть и рассчитать. Кроме того, пена от ветра шевелится, а сильный ветер и вовсе может её унести. Значит, срыв съёмок вам гарантирован.
Вообще же искусственный снег теперь делают из самых разных материалов. В зависимости от поставленных задач в ход идут пластик, целлюлоза и даже. синтепон, которым утепляют куртки. Самый популярный – целлюзоза, особенно когда съемки проходят зимой.
Еллена, популярная сербская певица, организатор и ведущая, рассказывает об изнанке шоу-бизнеса, о том, как он трансформируется
Так, Никита Михалков съёмках «Утомлённых солнцем-2» для сцен зимних танковых боёв заказал тонны этого искусственного снега. Также поступил и Сергей Соловьёв, когда снимал финал «Ассы-2».
Используется вместо снега и пластик. С его помощью «ледяные кристаллы» приобретают искристый вид. Хорошо получается и метель, хотя она неприятно хлещет по лицу. Так, например, голливудская звезда Мира Сорвино отказалась от съёмок в одном из российских фильмов только потому, что ей не понравилась именно искусственная метель.
Ещё один способ получить искусственный снег – воск, который хорошо имитирует подмороженную землю. Эта фишка почти новая, у нас она появилась только год тому назад. За рубежом же её используют довольно давно. Например, в голливудском фильме-катастрофе «Послезавтра» глобальное вымерзание Земли имитировалось именно с помощью воска. Его без проблем можно распылить специальной машиной. Раз-два – и готово. А специальные восковые панели с наложенным блеском создают ещё больший эффект замороженности. Так, в 20-м фильме «Бондианы» «Умри, но не сейчас» ледяной дворец главного злодея построили как раз из таких восковых панелей.
При большом количестве дублей или, напротив, острой нехватке времени киношники используют синтепон. Его можно даже не подсыпать лишний раз – его белизну никакая грязь не убивает. При этом виды снега и их комбинации друг с другом используются в строгой зависимости от поставленной задачи. Например, можно эффектно объединить настоящий снег с бумажным. Последний отлично смотрится на вертикальных поверхностях, им можно обрабатывать деревья, делать отличный заснеженный вид. Декорировать бумагой каток или горнолыжный склон нельзя, на них будут тормозить и коньки и лыжи. А вот снег из полимера плохо держится на деревьях и вертикальных поверхностях Зато украсит каток и не станет препятствовать движению.
Впрочем, большинство отечественных кинематографистов, пытаясь сэкономить, по-прежнему рассчитывают на природные осадки. «Наши продюсеры привыкли к составлению максимально дешёвого бюджета и изначально уверены, что зимой снег обязательно бывает, – рассказали нам в частной студии спецэффектов SFX Studio. – У них снег не входит в статью непредвиденных расходов».
Но стремление сэкономить порой приводит к самым неожиданным инцидентам. Так, киевские киношники однажды по дешёвке купили четыре грузовика тёртого пенопласта. Засыпали им аэропорт, отсняли нужные сцены и уехали. А через полтора дня на лётное поле именно этого аэропорта должен был прилететь тогдашний президент Украины Леонид Кучма. Тогда технические службы аэровокзала собрали всех уборщиц, и бедняги, пытаясь убрать «снег», вплоть до приезда Кучмы гонялись за пенопластовыми шариками, которые, наэлектризовавшись, «бегали» от уборщиц по всему полю.
Искусственный снег в домашних условиях
Если вы любите украшать еловые веточки, окна или различные новогодние поделки искусственным снегом или инеем, эти советы точно придутся вам по вкусу. Мы расскажем вам о домашних и весьма бюджетных альтернативах покупным баллонам. Самое главное, что повторить любую из семи идей своими руками будет нетрудно, и в некоторых случаях напыление окажется даже более долговечным и прочным, нежели магазинный вариант.
Запасайтесь хвойными ветками, новогодними венками и прочей атрибутикой – начинаем украшать!
Способ первый: обычная вата
Если вы не хотите возиться слишком долго, этот способ как раз для вас.
Что нам понадобится?
Как сделать?
Вату нужно растрепать на мелкие клочки – чем мельче, тем лучше. Если используете ватные диски, то в ход пойдет только внутренняя, мягкая часть.
Обмакиваем каждый кусочек в клей на несколько секунд и сразу прикладываем туда, где создаем напыление.
Пока клей не успел схватиться, посыпаем изделие блестками – получится эффект искрящегося снега.
Когда все подсохнет, аксессуар будет выглядеть ничуть не хуже, чем припорошенный готовым искусственным снегом.
Способ второй: пенопласт
Придется, конечно, пошуршать. Если вас раздражает скрип пенопласта, этот мастер-класс вам не подойдет. А если вам все равно, и вы хотите получить искусственный снег быстро, незатратно и, в конечном итоге, красиво – вам сюда.
Что нам понадобится?
Как сделать?
Пенопласт нужно просто натереть на терке (средней и продолговатой). Если же он не самого хорошего качества и попросту ломается, то раскрошите его руками на зернышки.
Теперь смазываем еловые веточки (или любой другой аксессуар) клеем и просто посыпаем заготовленным материалом.
Пенопласт отлично прилипает к клею и выглядит действительно реалистично. Особенно если получится натереть «хлопья».
Способ третий: снег из соли
Если вы не против немного повозиться, этот мастер-класс для вас. Не переживайте, все проще, чем может показаться. И самое главное – результат вас точно порадует.
Что нам понадобится?
Как сделать?
Сначала нужно приготовить крепкий соляной раствор. Для этого высыпаем соль в воду и ставим на медленный огонь, постоянно помешивая. Как только вода закипела, а вся соль растворилась, снимаем кастрюлю с плиты.
На этом этапе добавляем краситель, если вам хочется получить искусственный снег голубого цвета.
Берем хвойные веточки (настоящие, не искусственные) и сразу опускаем их в воду: все разом или одну за другой – не важно. Несколько секунд хватит для того, чтобы соль успела зацепиться за веточки.
Теперь нужно вынести наши будущие снежные ветки на холод. Если есть возможность – на балкон, но лучше – на улицу. Если оба варианта не для вас, ставьте в холодильник, положив их в тазик.
Через 7-8 часов достаем ветки и где-нибудь их подвешиваем. Надо дать им хорошенько просохнуть.
Через несколько часов наши «новогодние» веточки будут готовы. Они получатся по-настоящему волшебными и невероятно красивыми. Тут даже искусственный снег из баллона ни в какое сравнение не идет!
Способ четвертый: сладкий иней
Если напыление нужно сделать быстро – этот вариант будет оптимальным. Только учтите, что готовые веточки не следует хранить слишком долго, ведь «снежок» будет состоять из пищевого ингредиента.
Что нам понадобится?
Как сделать?
В емкости с водой разведите немного жидкого клея. В принципе, клей можно вообще не использовать, но все же он сослужит неплохую службу для более надежной фиксации.
Теперь обмакиваем веточки в этот раствор, а затем вынимаем и сразу щедро посыпаем сахаром.
Когда вода высохнет, сахар приклеится к веточкам.
Есть небольшая хитрость, чтобы эта красота продержалась еще дольше. Когда все окончательно высохло, побрызгайте ветки лаком для волос. Правда, есть и минус: лак может погасить приятный хвойный запах.
Способ пятый: пушистый и мягкий снег из пряжи
Если вы хотите, чтобы ваш искусственный снег был не только красивым, но и приятным на ощупь, сделайте его из пряжи. Особенно этот способ хорош для тех, в чьем доме есть дети. Малышню всегда так и тянет к заснеженным елочкам. Чтобы ребятишки не укололись и не трогали химию, без которой магазинный искусственный снег в баллонах просто невозможно представить, замените украшение чем-то действительно приятным.
Что нам понадобится?
Как сделать?
Сначала прутья нужно зачистить от коры. Работать с гладкими веточками будет удобнее.
Берем нитку и приклеиваем ее к основанию прутика с помощью тонкого скотча. Затем просто обматываем ветку до конца. Не обязательно делать это очень плотно – пускай веточка проглядывает, так даже интереснее.
Конец нитки тоже зафиксируем скотчем.
Таким способом нужно обмотать все прутья, а затем просто составить из них композицию.
Оптимально будет составить что-то вроде букета: «заснеженные» веточки + обычные еловые или сосновые ветки и шишки. Если хочется чего-то поинтереснее, можно скрутить прутья в венок (мы уже рассказывали, как делать венки), добавив несколько хвойных веточек и различной новогодней атрибутики.
Этот способ ничуть не уступает остальным. Да, на настоящий снег похоже уже меньше, но все равно смотрится красиво и очень уютно.
Способ шестой: холодный снег из соды
Если вы хотите, чтобы ваш самодельный искусственный снег был похож на настоящий не только по виду, но и по ощущениям, попробуйте этот простой рецепт.
Что нам понадобится?
Как сделать?
Никаких премудростей: просто высыпаем соду в миску и постепенно выдавливаем в емкость пену, постоянно смешивая массу руками. Точной пропорции тут не нужно – она зависит от качества пены. Как правило, на 500-граммовую пачку соды уходит целый баллончик пены. Если вам нужно меньше, ориентируйтесь на ощупь: как только консистенция станет похожа на мокрый снег, из которого можно лепить снежки, наша масса готова.
Если вы действительно хотите что-то смастерить из этого «снега» (снеговичков, например) – добавьте чуть-чуть больше пены. Если вам нужен рассыпчатый снежок, ее потребуется немного меньше.
Способ седьмой: снег из подгузников
Да-да, мы будем делать снег из памперсов. Дело в том, что в них содержится полиакрилат натрия – компонент, которого больше нигде не найти. А именно он-то нам и нужен.
Для наглядности мы предлагаем вам посмотреть видео мастер-класс – так будет яснее.
Как видите, ничего сложного, а результат действительно впечатляет. Пожалуй, это один из лучших способов изготовления искусственного снега своими руками.
Все эти способы помогут вам сделать искусственный снег в домашних условиях. Из семи мастер-классов выбирайте тот, который отвечает вашим требованиям к новогоднему декору: мягкий, холодный, прочный – у каждого есть свои отличительные особенности. Что бы вы ни выбрали, результат должен вас порадовать, ведь снег поможет почувствовать приближение праздника и создать новогоднее настроение!
Как в кино имитируют снег и холод
Один из самых дорогих моментов при производстве фильмов – это натурные съемки, особенно связанные с необычными или сезонными природными явлениями. Снимать в павильонах значительно дешевле, а вот везти «на воздух» дорогое оборудование, съемочную бригаду и актеров крайне накладно. Особая специфика присутствует в изготовлении сцен со снегом и вообще холодной погодой. Далеко не всегда «зимнее» кино снимается в тех регионах, где бывает настоящая зима, и далеко не всегда съемки выпадают именно на морозные и снежные дни.
Киношники во все времена придумывали разные способы имитации зимней погоды. Знакомство с эволюцией этих технологий наверняка будет интересным.
Как все начиналось – вата, асбест и соль
Задача показать зиму и холод перед кинематографистами стояла всегда – это один из сильных приемов в работе со зрительскими ощущениями. В первой половине прошлого века производители кино много экспериментировали с материалами. До конца 1920-х годов снег в Голливуде делали из клочков ваты – это недорогой и доступный в любых количествах материал. Легким хлопьям ваты можно придать нужное направление и скорость движения, для этого достаточно обычного вентилятора. «Ватная» эпоха закончилась внезапно из соображений элементарной безопасности. Слишком легко волокна хлопка загорались от искры или окурка.
По требованиям пожарных искусственный снег сделали огнестойким – в этом качестве начали использовать хлопья асбеста. В «Волшебнике страны Оз» 1939 года именно он засыпает Дороти и ее спутников. О канцерогенных свойствах пыли асбеста узнали значительно позже. Международная конвенция «Об охране труда при использовании асбеста» была принята лишь в 1986 году – именно тогда стало ясно, что его нужно срочно внести в список канцерогенов первой категории вместе с табачными изделиями, мышьяком, плутонием и другими опасными соединениями.
Для удешевления кинопроизводства в качестве снега старались использовать любые похожие на него подручные материалы. Естественно, не была обойдена стороной и соль, которую выдавали за снежные крупинки. Впрочем, от безопасной для человека соли через какое-то время тоже пришлось отказаться. Быстро выяснилось, что она наносит серьезный вред растительности.
Эксперименты продолжаются
До 1950-х годов был перепробован внушительный список материалов, имитировавших падающую с неба замерзшую воду. Кому-то может показаться, что снимать настоящий снег дешевле, но это не так. О том, что реальные снегопады доступны далеко не во всех регионах, мы уже говорили. Но даже если за окном действительно идет снег, снять сцену с метелью получается далеко не всегда. Стихия не подчиняется воле человека, контролировать ее невозможно. Причастные к съемкам кино люди это хорошо понимают, поэтому они продолжают поиски идеальной формулы искусственного снега.
Что еще использовалось в этом качестве:
Снег из пены
В 1946 году вышел фильм «Эта замечательная жизнь», при производстве которого использовалась революционная технология имитации снега. Его сделали из смеси пены из огнетушителя, мыла, воды и сахара. Одно из главных достоинств такого состава – бесшумность. Так постепенно начался переход к безопасным и экологически чистым заменителям снега, которые генерируются специальными машинами, на месте смешивающими нужные компоненты. Появились даже компании, специализирующиеся на имитации зимней погоды. Главный игрок на этом рынке – британская фирма Snow Business, филиалы которой есть в США и Австралии.
Компьютерный снег
Приход компьютерной графики сильно изменил работу художников на съемочной площадке. Сегодня практически все при создании кино подменяют реальные атмосферные осадки визуальными эффектами. Однако замену не принято проводить полностью – наметанный глаз зрителя ее замечает. Обычно компьютерная графика дополняет присутствующий в кадре настоящий снег или имитирующий его материал. Например, при съемке «Выжившего» (2015) снег по большей части был настоящим, но из-за аномально теплой погоды в местах съемок появились проталины. Их-то и закрашивали на компьютере в процессе монтажа.
Мороз и лед
Идущий изо рта пар – еще один признак холодной погоды. Если на съемочной площадке тепло, но надо изобразить мороз, то его зачастую просто дорисовывают. Увы, получается не всегда достоверно. Даже в голливудских фильмах с большим бюджетом компьютерный пар слегка расстраивает.
Лед в зависимости от того, каким он должен быть в кадре, тоже делают из разных материалов. Чаще всего для этого берется акрил или воск. Смеси в зависимости от задачи могут быть прозрачными, непрозрачными и мутными или даже цветными. Технологии создания искусственного льда тоже продвинулись достаточно далеко – при большом бюджете нет никакой проблемы даже в съемке батальных сцен на поверхности замерзших водоемов. Еще в 1960-е годы при съемке «Доктора Живаго» эта проблема была успешно решена – на землю уложили листы металла, посыпанные имитацией снега. Лошади на них скользили очень достоверно, поэтому прием был принят на вооружение.
Сегодня ледовые поверхности делают из пластика и сцены на них обычно снимаются в павильонах с использованием хромакея. Технологии имитации зимней погоды продолжают совершенствоваться – режиссеры ищут новые инструменты для достижения большей достоверности на экране, а продюсеры – для сбережения денег.