Как сделать стерео в наушниках
Учимся делать из моно-звука стерео и
наоборот – превращаем стерео дорожки в одноканальные треки
Иногда при прослушивании стерео-записей, вытянутых из видео, а также аудиоподкастов, музыка звучит только с одного канала. Слушать такие записи в наушниках неудобно, поэтому их следует преобразовывать в звук моно. В этой статье мы покажем, как это сделать, а также расскажем, как из моно сделать стерео, чтобы получить объемный звук. Для этого будем использовать АудиоМАСТЕР – звуковой редактор на русском языке с большим набором инструментов и простым управлением.
Из моно – в стерео
При звукозаписи в монорежиме создается одна звуковая волна, и все инструменты «смешиваются» в итоговом звуке. При этом пропадает пространственное восприятие музыки и невозможно добиться объемного звучания. Чтобы создать эффект панорамы в динамиках или наушниках, потребуется перевести звук из моно в стерео.
Стоит учитывать, что при этом нельзя добиться оригинального стереозвука. Двухканальные дорожки записываются с использованием разных сигналов: в монорежиме для голоса исполнителя и отдельной дорожкой музыкального сопровождения. При преобразовании готовой песни такого эффекта добиться не получится, поэтому мы будем использовать эффект псевдостерео. Аудиоредактор самостоятельно распределяет оригинальный монозвук.
Для создания дорожки с двумя звуковыми волнами профессионалы используют специальный секвенсор, но новички могут обойтись простым приложением для обработки аудио. В инструкции ниже мы рассмотрим, как сделать стерео звук из моно в программе АудиоМАСТЕР.
Шаг 1. Установите софт и создайте проект
Скачайте бесплатный инсталлятор АудиоМАСТЕРА по кнопке ниже и установите на компьютер.
После этого запустите софт, выберите пункт «Открыть файл» и импортируйте монотрек. При этом можно загрузить с жесткого диска готовый файл, вытащить звуковую дорожку из видео и копировать треки с CD-дисков.
Откройте аудиодорожку подходящим способом
Шаг 2. Преобразуйте звук из моно в стерео
Как видите, у загруженного монотрека в редакторе отображается только одна волна. Для создания стереоэффекта нам нужно одноканальный звук сделать двухканальным. Делается это предельно просто: в главном меню редактора найдите пункт «Файл» и выберите подпункт «Сохранить как».
В настройках сохранения трека вы найдете все нужные опции
Укажите, в каком формате экспортировать аудиотрек: WAV, MP3, MP2, WMA, AAC, AC3, OGG, FLAC. При выборе любого варианта, кроме MP3, для создания стереофонического звука в пункте «Каналы» установите режим «Стерео». Примените изменения кнопкой «Сохранить».
Для каждого расширения есть свой набор дополнительных параметров экспорта
При переводе музыкального трека в аудиофайл мп3 раскройте меню «Стереорежим». Чтобы переделать аудиодорожку, выберите один из трех вариантов: Stereo, Join Stereo, Dual Channel.
При сохранении в MP3 вы можете применять разные способы переобразования в стерео
Шаг 3. Сохраните файл
Выберите оптимальный режим стерео и нажмите «Сохранить». Дождитесь, когда аудиоредактор обработает дорожку и сформирует новые графики. Запустите проигрывание в окне редактора и прослушайте результат. В нашем случае голос певца и музыкальный фон стали звучать более объемно и не «сливаются» друг с другом.
После обработки в редакторе будут отображаться уже два аудиоканала
Теперь можно дополнительно обработать песню: очистить аудио от шумов, наложить эффекты реверберации, применить эквалайзер, изменить тембр голоса и многое другое. В том числе вы можете провести обратную операцию и объединить стерео сигнал в моно.
Из стерео – в моно
Что делать, если нужно поменять двухканальную дорожку на один канал? Так бывает, если вы скачали с интернета аудиоподкаст или вытянули музыку из фильма. Такие дорожки часто бывают двухканальными, но по факту звук идет только с одной волны. При прослушивании в наушниках вы слышите звук только в одном ухе, проигрывание на динамиках также звучит некачественно.
В этом случае можно преобразовать стерео в моно, так как это не отразится на качестве звука. Монодорожки также удобны для создания рингтонов: весят они меньше и не займут память устройства, а для короткого звонка совсем не обязательно стереозвучание.
Чтобы соединить аудио каналы, потребуются практически те же шаги, что в предыдущей главе. Добавьте в программу аудиозапись, вытяните звуковой файл из видеоряда или скопируйте диск. Затем в верхней панели управления раскройте пункт меню «Файл» и кликните строчку «Сохранить как».
Этот простой трюк поможет сжать объем аудиозаписи без потерь в качестве
Чтобы стерео канал перевести в моно, в окне настроек сначала выберите аудиоформат. Найдите пункт «Стереорежим» при экспорте в mp3 или «Каналы» для других вариантов. Установите режим Mono и нажмите «Сохранить», чтобы запустить процесс преобразования трека.
Никаких сложных настроек, перевести стерео звук в моно можно в один клик
В итоге мы получили аудиотрек с одной волной. Если вы прослушаете звуковой файл, то заметите, что звучание изменилось: в монотреке обе дорожки звучат на одинаковом уровне, из-за чего становится сложнее уловить нюансы фоновой музыки. Именно поэтому mono больше подходит для записи ораторских выступлений и артистов стендапа, а не музыкальных композиций.
После обработки в программе будет отображаться только один канал аудио
Как видите, чтобы из стерео дорожки сделать моно в программе АудиоМАСТЕР, понадобится буквально несколько минут. С такой же легкостью вы можете проделать обратную операцию и превратить одноканальный звук в панорамный. И это далеко не все, что можно сделать в редакторе – в нем есть такие продвинутые инструменты, как частотная обработка аудиофайлов, уменьшение веса файла без потери качества и многое другое. Вы можете сами опробовать все функции, скачав с сайта инсталлятор. Ко всем инструментам в АудиоМАСТЕРЕ даются понятные объяснения, так что вы не запутаетесь в управлении, даже если никогда раньше не работали с подобным софтом.
Как получается объемный звук в наушниках? Раскрываю карты
Контакты
Телефон: 8 (800) 444 24 28
Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК
По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru
При трудностях с заказом: help@bose.ru
Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2
Почему некоторые устройства поражают в самое сердечко объемным звуком, а другие играют так себе? Сегодня разберемся, из-за чего в наушниках возникает объемный звук и как его настроить.
Но сперва расскажу о том, почему вообще человеческое ухо слышит 3D-звучание и что оно дает. Читайте статью!
Почему мы слышим 3D-звук
История началась еще в первобытные времена, когда надо было быстро понять, с какой стороны рычит зверь, а с какой — собратья по племени зовут укрыться в пещере. Так уши приспособились воспринимать звуки с разных сторон с разницей в 0,7 миллисекунды — задержка из-за расстояния между ушами возникает. Кстати, это позволило еще и узнать с точностью до 3 градусов по горизонтали, где находится источник звука! По вертикали точность снижается до 15 градусов, что тоже неплохо.
Объемный же звук окружает со всех сторон — согласитесь, редкое явление в природе. Зато сколько оно вызывает эмоций! Неудивительно, что 3D звук особо мил нашему мозгу, ведь обычный, разделенный на правое и левое ухо, и так слышим постоянно.
Откуда же взялось 3D звучание, если в природе такого не встретить?
В 1858 году Скотт Алисон презентовал изобретение, которое компенсирует разницу в 0,7 миллисекунды между ушами. Аппарат назывался псевдофон. Он работал по принципу перемещения звука в пространстве: то, что слышит правое ухо, поступает и в левое, и наоборот. Этот эффект достигался благодаря особой заслонке в аппарате, которая создавала иллюзию объемного звука по вертикали и горизонтали.
Лишь 75 лет спустя ученым удалось добиться похожих результатов с помощью функции HRTF, определяющей, как именно человек воспринимает звук, находясь в определенной точке.
Устройство наушников
Плюс-минус все наушники устроены одинаково: в центре динамика расположен магнит, катушка и мембрана. Проходя через катушку, ток создает магнитное поле и колебания воздействуют на мембрану. Так создается высокое и низкое давления в окружающем воздушном поле, и появляется звуковая волна.
Такого же эффекта можно добиться, ударив ложкой по пустой кастрюле — вибрация создаст сжатые потоки воздуха, которые и долетят до уха каким-никаким мелодичным звуком.
Хорошо. А как тогда передать объемный звук, да еще в записи?
Строение уха, как и отпечаток пальцев — уникально. Поэтому каждый человек слышит звук по-своему. Ученые долго думали, как так сделать, чтобы все люди слышали музыку в объеме и примерно одного качества. И отрезали ушную раковину. Правда, только манекену.
Так, в лаборатории Белла, США, в 1931–1932 годах инженеры проводили необычный эксперимент. В слуховые каналы манекена (хорошо, что он ничего не чувствовал!) поместили микрофоны, а на записывающее устройство шла трансляция хора.
Честно говоря, я так и не понял, как они решили, что запись наконец звучит идеально — ведь манекен весь эксперимент мужественно молчал, но тем не менее идеальное звучание было найдено. Запись дали послушать обычным людям (с целыми ушами), испытуемые сказали, что музыка очень высокого качества и они могут различить отдельные инструменты.
Но запись оказалась все равно далекой от совершенства. Выяснилось, что на восприятие звука влияет и строение черепа, и расположение ушного канала. Началась череда еще более странных экспериментов: создание манекенов со слепков голов реальных людей. Собрав внушительную коллекцию, ученые усреднили полученные данные и вывели некий «стандартный» образ, под который откалибровали звучание записи.
Благодаря этому, имея самые обычные уши, сегодня мы можем наслаждаться объемным звучанием в наушниках, колонках и прочей акустике. Правда, всегда стоит помнить, что уши-то стандартные, но у каждого есть свои особенности. Поэтому рекомендую дополнительно настраивать 3D звучание под себя — для лучшего эффекта.
Преимущества 3D-звука
Качество воспроизведения музыки зависит от следующих параметров в стереонаушниках:
Частота — в среднем человек слышит частоты от 25 Гц до 25 кГц. Устройства, передающие весь диапазон частот, называются широкополосными, и многие маркетологи любят этим прихвастнуть в технических характеристиках акустики. Однако слух у всех индивидуален — не факт, что вы слышите нижние и верхние частоты. Подробнее я уже писал на эту тему в прошлых статьях.
Чувствительность — характеристика, выражаемая в дБ. Обозначает звуковое давление, а если говорить по-простому — громкость.
Импеданс — величина, связанная с чувствительностью. Характеризует показатель сопротивления от катушки, которая «заведует» мощностью звука. Импеданс измеряют в Омах, например, обычные наушники из масс-маркета имеют показатели 15–55 Ом, а профессиональное стереооборудование достигает 110 Ом.
В качестве годных стереонаушников могу порекомендовать SoundLink II, QuietComfort 35 II, Bose Headphones 700. В блоге вы найдете обзоры каждой модели, если захотите узнать подробнее. Буду рад помочь с выбором!
Настройка 3D-звука
Как настроить объемный звук в наушниках, на компьютере и на смартфоне? С наушниками примерно ясно: в технике Bose есть встроенный эквалайзер (как и в любой другой, в принципе) и возможность откалибровать звук через приложение. А что делать с остальными вариантами?
Как включить объемный звук на компьютере
Чтобы попасть в меню настроек звука, в большинстве версий Windows надо нажать в левом нижнем углу экрана Пуск – Панель управления. В Windows 8 необходимо подвести курсор к правому нижнему углу, подождать несколько секунд и после появления вертикального меню выбрать Параметры – Панель управления. В открывшемся окне нажать иконку «звук».
Далее выбирайте «наушники», зайдите на вкладку «уровни», потом кнопка «баланс» и отрегулируйте громкость звучания каждого из наушников.
Во вкладке дополнительных возможностей проверьте, стоит ли галочка на «выравнивании громкости». Здесь же можно и прослушать, как звучит музыка, нажав «проверку».
Как включить объемный звук на смартфоне
В зависимости от бренда, настройка может отличаться, но принцип остается один:
Также возможна настройка с помощью встроенного эквалайзера, вот где широкое поле для экспериментов! Но не стоит сильно увлекаться и сбивать стандартные настройки — все-таки звучание тщательно выверено целым штатом инженеров.
Марк Авершин, приглашенный эксперт
Как получается объемный звук в наушниках
Содержание
Содержание
Прежде, чем понять, как появляется «трехмерный» звук и почему мы его не слышим через некоторые колонки, необходимо разобраться в устройстве нашего уха. Звук — это волна, давящая на барабанную перепонку. Нервные клетки преобразовывают эту вибрацию в электрический сигнал, который направляется в мозг. Разум распознает и интерпретирует волну, превращая ее в бах, визг, скрип и прочее. Благодаря этому мы способны отличить звук падения монеты от крика чайки.
Почему мы слышим 3D-звук
Мозг с помощью матушки эволюции пришел к выводу, что есть необходимость определить, с какой стороны рычит зверь, а с какой собрат по племени призывает спрятаться в уютную норку. Для этого пришлось научиться воспринимать окружающие звуки двумя ушами с разной скоростью. Разница в 0,7 миллисекунд между правым и левым ухом помогает определить, откуда кричит зверь с точностью до 3 градусов по горизонтали. Если угроза прячется на дереве или сидит на скале, точность определения локации снижается до угла в 15 градусов по вертикали. В целом этого достаточно, чтобы не быть съеденным.
Мозг — удивительный инструмент, способный различать отдельные музыкальные инструменты, тембр голоса, отражение звуковой волны от окружающих предметов: мебели, стен, потолка, окон. Мелодия, звучащая в пустой комнате, значительно отличается от той, что играет в помещении с мебелью. Идеально предать природный звук с помощью технических средств позволяет только бинауральное звучание — восприятие звука двумя ушами.
Первое устройство, компенсирующее разницу достижения звука к обоим ушам, презентовал Скотт Алисон в 1858 году — псевдофон (прибор, который перемещает пространственное расположение звуков так, что те, которые обычно поступают в правое ухо, начинают поступать в левое, и наоборот; был разработан для изучения процесса локализации звуков — прим. ред.). Благодаря особой заслонке в вертикальной и горизонтальной плоскостях, инженер создал иллюзию объемного звука. Спустя 75 лет ученым удалось добиться схожих результатов с помощью HRTF(функция, определяющая то, как именно человек воспринимает звук, исходящий из определенной точки в пространстве — прим. ред.).
Устройство наушников
В центре каждого динамика расположен магнит, рядом катушка и мембрана. Ток проходит через катушку, создавая магнитное поле, колебания воздействуют на мембрану. В результате этого движения создается высокое и низкое давление на окружающее воздушное пространство, появляется звуковая волна. Такого же результата можно добиться более примитивным способом, ударив палкой по пустой бочке — вибрация создаст сжатые потоки воздуха, которые принесут в наше ухо «мелодичный» звук.
Пляски с бубном
Основная проблема в передаче качественной записи объемного звука — строение человеческого тела. Уши человека, как и отпечатки пальцев или сетчатка глаза — уникальны. Это означает, что каждый из нас по-разному воспринимает один и тот же звук. Немного подумав, ученые решили — нужно решать проблему радикально, отрезав ушную раковину. Занимались этими странными делами в научно-исследовательской лаборатории Белла в 1931–1932 годах в США. Экзекуции подвергался манекен, в его слуховые проходы были внедрены микрофоны. На записывающие устройство транслировались звуки музыкальных инструментов хора.
Добившись идеального звучания в искусственной голове, ученые дали послушать запись с ушных микрофонов испытуемым. Подопытные отметили высокое качество звука, натуральность и возможность различить отдельные инструменты, объемное звучание. Но запись не была идеальной. Оказалось, что кроме раковин, влияние на восприятие оказывает строение ушного канала, расположение костей черепа. В лаборатории стали делать новые манекены по слепкам голов реальных людей. Собрав с десяток паттернов, ученые откалибровали звучание по усредненному варианту. Теперь бинауральные записи могут слушать практически все, чьи уши не сильно отличаются от среднестатистических.
В сети есть ролик для имитации обычного сеанса в барбершопе, после просмотра которого можно ощутить себя в парикмахерском кресле:
На второй объясняется секрет записи объемного звука. Все просто — нужно использовать два микрофона, установленных по схеме А–Б, а воспроизводить запись — в 7-канальном режиме.
Колонки не дают полноценный объем?
Восприятию звука мешают окружающие предметы, наше собственное тело, голова, извилистость ушной раковины. Колонка одновременно транслирует сигналы для двух ушей, в результате правое ухо слышит звуки, предназначенные для левого и наоборот. Наушники четко разделяют звук для каждого уха. Создатели игр и фильмов давно бьются над проблемой объемного звучания, и они нашли несколько интересных решений. Существуют аудиодрайвера, так называемые «искусственные ушные раковины», позволяющие имитировать местоположение источника в виртуальном пространстве. Эффект можно почувствовать в наушниках при просмотре видео:
Трехмерный звук, распространяемый в пространстве, имеет высоту, ширину и глубину. Для полного погружения в среду искусственно создается вибрация, добавляется 5–7 источников сигнала, воздействующих попеременно с разным отклонением на правое или левое ухо.
Настраиваем 3D-звук в наушниках
Требуемого эффекта помогают добиться Sound-драйверы. В последней Windows есть специальные настройки для наушников. Технология была разработана Windows Sonic и Dolby Atmos.
Потребуется OS Windows, мышка и один щелчок по правой кнопке на значке аудио, в выпадающем меню необходимо выбрать пункт «Пространственный звук», нажать «Включить» и можно смело воспроизводить еще один ролик:
Объемный звук для наушников — основы
При прослушивании в естественных условиях или при прослушивании динамиков звуковые элементы попадают в ваши уши в разное время из-за расстояния, отражений от стен, отскакивания от других объектов в среде прослушивания и даже от ваших плеч и частей головы.
Звук, который исходит из одного направления (скажем, слева), даже если он слышен первым левым ухом, все же слышен правым ухом в меньшей степени, когда звук проходит через окружающую среду.
В дополнение к HRTF характеристики звуков, поступающих на вас, меняются по мере вашего движения в окружающей среде, а движущиеся объекты, издающие звук, изменяют свое расстояние от вас (в результате получается эффект Доплера ).
Звук в твоей голове
Даже звуки, поступающие в ваши уши слева или справа в наушниках, звучат так, будто они находятся на левой или правой стороне головы, а не на расстоянии от них.
Причина этого заключается в том, что при ношении наушников все звуки поступают в ваши уши одновременно, а это означает, что отсутствуют сигналы расстояния и нет естественных отражений звука, что сводит на нет эффект HRTF.
Чтобы компенсировать это, существуют различные методы, которые можно использовать для прослушивания через наушники, которые обеспечивают более естественную глубину звука, который может более близко приближать характеристики звука, поступающего к вашим ушам, так же, как и при воздействии на ваши уши в естественной среде. Даже использование открытых или закрытых наушников может повлиять на звуковую подпись.
Расширение звукового поля наушников
В стерео расширение звукового поля — это вопрос размещения звуковых элементов центрального канала (например, вокала) перед вами, в то время как левый и правый каналы располагаются дальше слева и справа от вашей головы.
С объемным звуком задача более сложная, но можно точно разместить левый, центральный, правый, левый объемный звук, правый объемный звук или несколько каналов (объемный звук) точно в «пространстве» за пределами вашей головы, а точнее чем внутри него.
Объемный звук с любой парой наушников
Вышеупомянутые технологии используют алгоритмы, которые создают виртуальную среду окружения, которая не только дает слушателю обволакивающий звук, но и удаляет его изнутри головы слушателя и размещает звуковое поле спереди и сбоку вокруг головы, что больше похоже на прослушивание обычного звука. акустическая система объемного звучания.
Подключите любой набор наушников к разъему для наушников, активируйте соответствующий формат, указанный выше, к которому у вас может быть доступ, и вы можете слушать объемный звук без звуковой панели или большого количества динамиков.
Вся необходимая обработка звука в наушниках объемного звучания для каждого метода встроена в ресивер домашнего кинотеатра, предусилитель, процессор объемного звука или другое совместимое устройство, к которому вы бы подключили наушники. Также эти технологии могут работать и с беспроводными наушниками ( Bluetooth ограничен стерео).
Что касается домашнего кинотеатра, проверьте, поддерживает ли ваш домашний кинотеатр (или тот, который вы рассматриваете), наушники Dolby, Yamaha Silent Cinema или другую систему обработки объемного звука для наушников, которая позволяет использовать любой комплект наушников.
Однако даже если ваш ресивер домашнего кинотеатра или другое устройство, обеспечивающее прослушивание через наушники, не оснащено встроенной обработкой наушников объемного звука, с некоторыми наушниками вы все равно можете получить доступ к среде прослушивания объемного звука.
Ультразвуковая система объемного звучания S-Logic для наушников
Ключ к S-Logic — это положение драйвера динамика наушников. Драйвер расположен не в центре наушника, где он посылает звук прямо на ухо, но слегка смещен от центра.
Размещая драйвер в смещенном от центра положении, звук сначала направляется на структуру внешнего уха, где он затем направляется в среднее и внутреннее ухо более естественным образом. Другими словами, звук слышен как он есть в природе или при прослушивании динамиков; сначала звук достигает внешнего уха, а затем отправляется в среднее и внутреннее ухо.
Этот подход может работать очень хорошо. Существует как увеличенная экспансивность, так и направленное восприятие звуковой сцены. Вместо звука, который доносится на вас слева и справа, звуковая сцена открывалась за пределы наушников. Звук, кажется, исходит немного выше и немного позади моих ушей, а также немного спереди. С музыкой расположение голоса и инструментов было очень точным и четким.
Степень эффекта ультразвука также зависит от исходного материала, который воспроизводится.
Хотя прослушивание звуковых дорожек объемного звучания DVD и Blu-ray с помощью системы Ultrasone S-Logic не такое впечатление (тыловые звуковые эффекты минимальны), как при прослушивании фактической настройки громкоговорителей 5.1 или 7.1, это все же заслуживает доверия.
Один недостаток состоит в том, что центральный канал не расположен на достаточно большом расстоянии вперед; оно больше в центре и чуть выше вашей головы. С другой стороны, левый, правый и объемный эффекты имеют достаточно простора и направления.
Ultrasone использует инновационный, но простой подход к прослушиванию через наушники, который хорошо подходит для прослушивания музыкальных CD или DVD / Blu-ray / Ultra HD Blu-ray саундтреков, и не требует дополнительного оборудования или специальной обработки звука кроме наушников. Эффект доступен с любым усилителем или ресивером с подключением наушников.
Альтернативы Sennheiser и Sony
Персонализированный голографический звук от Creative Labs
Объемный звук наушников для геймеров
В дополнение к решениям объемного звучания для наушников, которые обсуждались до сих пор, существует дополнительный подход, предназначенный для игровой среды консоли и ПК.
В этом варианте используются наушники, которые подключаются к внутреннему декодеру / процессору в консоли или ПК (также может потребоваться установка дополнительного программного обеспечения) или внешний декодер / процессор, размещенный на пути соединения между игровой консолью или ПК и игроком. Результатом является глубокий виртуальный (например, DTS Headphone: X или Dolby Surround) опыт прослушивания, дополняющий визуальный игровой процесс.
Некоторые примеры включают продукты для наушников от:
Есть несколько способов получить доступ к окружающему звуку для использования в среде прослушивания наушников.
Все четыре подхода работают, это действительно сводится к тому, какой вариант лучше всего подходит для ваших потребностей прослушивания.