Как сделать сценарий для рекламы
Как делать сценарии для роликов
Привет, меня зовут Лиза. Я редактор «Сделаем».
Сегодня про сценарии.
Сценарии нужны в фильмах, театральных постановках, мультиках, рекламных роликах, детских утренниках и революциях. Существуют тысячи приемов, умноженные на сотни вариантов использования сценариев. Рассказать обо всех в одном уроке — непосильная задача.
Чтобы не запутать вас, мы дадим несколько общих советов и обратим больше внимания на техническую составляющую подготовки сценария. Расскажем, что делать, в каком порядке и как это все должно выглядеть.
Перед тем как писать
В первую очередь — подготовка.
Думаем, вы уже заметили, что мы яростно «топим» за то, чтобы не делать работу сломя голову. Залог успеха — взвешенный неспешный подход, много подготовки на старте и только потом уже работа над контентом. Любым.
Со сценариями все то же самое.
Но еще перед анализом продукта и аудитории хорошо бы понять, надо ли вообще делать эту работу. Вы должны понять, действительно ли нужен ролик, можно ли его качественно сделать, или лучше заменить чем-то более полезным.
Например, длинный ролик можно заменить ответами на частые вопросы с короткими гифками или скринкастами, которыми будет удобнее пользоваться.
Но если вы поняли, что без ролика и, соответственно, без сценария не обойтись, делайте анализ.
Задайте вопросы о продукте и целях ролика
Прежде чем чертить табличку с раскадровкой и придумывать дикторский текст, задайте себе (или вашему заказчику) максимум вопросов.
Целевая аудитория
Кто будет смотреть этот ролик? Что это за люди? Какие у них проблемы? Как мы их решим? Понимают ли они необходимость продукта, или он новый и надо донести до них пользу — создать спрос?
Формат — рекламный/имиджевый/объясняющий
Что мы должны показать в ролике? О каком продукте говорим? Какие у него сильные, слабые качества и ценности в глазах людей? Нам надо показать, как чем-то пользоваться, или показать абстрактную крутость бренда?
Цель ролика
Что нам надо от этих людей? Что они должны сделать или понять?
Что за трафик мы будем лить на ролик? Насколько он теплый? Что было до того, как люди увидели ролик? На каком этапе воронки они находятся?
Выясните ограничения
Прежде чем писать, вы должны выяснить возможности производства, пожелания и условия клиента.
Тип ролика
Будете ли вы снимать видео, делать 3D-графику, есть ли бюджет на съемку объекта с квадрокоптера, или надо вложиться в 5 копеек и сделать шаблонную анимацию. Результат можно добыть и там и там, но надо понимать, какими инструментами придется в итоге оперировать.
Бюджет
Хронометраж. В ограничениях важно уточнить длительность ролика. Например, вы видите, что надо рассказывать долго и много, а у заказчика бюджет на 30−60 секунд анимации. Надо будет придумать, как это решить. Будет намного сложнее, если вы придете с готовым сценарием на 5 минут, а его невозможно воплотить в жизнь.
Настроение. Сразу узнайте, в каком настроении заказчик хотел бы видеть ролик, чтобы потом не пришлось всё переписывать. Настроение одного и того же ролика может быть разным: веселым, легким, серьезным, драматическим и т. д.
Можете прочитать урок из нашей бесплатной рассылки о том, какие вопросы задавать клиенту. Можете действовать по собственному плану, но в итоге перед сценарием у вас должны быть:
Как работать над сценарием
Запишите тезисы, сформулируйте и согласуйте идеи
Выпишите все важное о продукте тезисами и обозначьте цель: например, показать в ролике, что товар доставят за 30 минут. Это то, над чем вы будете работать, весь сюжет будет строиться на целевой идее.
Запишите 10 первых идей, которые сразу пришли в голову. Пишите все, даже самые дурацкие идеи. Например, концепцию о том, как товар доставляет гонщик «Формулы-1», Супермен или телепорт. Оставьте две-три из них, составьте к ним логлайны и согласуйте с клиентом.
По выбранному логлайну пишите синопсис — краткий пересказ сюжета. Его тоже надо обязательно согласовать с заказчиком, чтобы потом не делать двойную работу. И только по утвержденному синопсису приступайте к сценарию.
Давайте разберемся, что есть что, на примере популярного фильма.
Логлайн:
Восьмилетний мальчик Кевин случайно остается на Рождество один, пока его многочисленное семейство улетает в отпуск, и защищает дом от грабителей.
Синопсис:
Состоятельная многодетная семья собирается на каникулы во Францию со всеми братьями, кумовьями и ордой детей. В суматохе сборов родители забывают дома… собственного сына. Кевину восемь лет, и он остается совсем один в огромном доме на рождественские каникулы. Как назло, все соседи тоже разъехались отдыхать. Однако в районе завелись двое домушников, с которыми Кевину придется столкнуться и защитить дом, проявив силу духа и изобретательность. Нерадивые грабители попадают в комичные ситуации и в итоге оказываются в руках полиции, пока мать Кевина всеми силами пытается прорваться обратно к сыну — непростая задача в канун Рождества.
Все помнят знаменитую новогоднюю рекламу M&M’s: «Он настоящий!» — «Они настоящие!» — где Желтый и Красный встречают Санту? А вы знали, что у нее есть не менее крутое продолжение?
Давайте разберем логлайн и синопсис этого ролика.
Логлайн:
Желтый и Красный встречают Санта-Клауса на Рождество, отчего Санта и Красный падают в обморок. Чтобы спасти праздник, Желтый берет дело в свои руки и развозит подарки.
Синопсис:
После случайной встречи в канун Рождества Санта-Клаус и Красный теряют сознание. Желтый решает спасти праздник и развезти подарки вместо Санты, однако путает адресатов. Спецслужба эльфов пытается разобраться, в чем дело, приводит Санту в чувство. Казалось бы, праздник испорчен безвозвратно, но люди начинают обмениваться подарками, чтобы найти свои, улыбаются, обнимаются. Вокруг царит атмосфера праздника, единства и дружелюбия — Рождество спасено.
Запомнить! Сначала согласуйте идею
Чтобы не делать лишнюю работу, сначала обсудите идеи-логлайны с заказчиком и только потом приступайте к более детальной проработке — синопсису и написанию полноценного сценария.
Описывайте подробности
Сценарий на площадке — это рекомендации режиссеру. Он может что-то снять по-своему, но общее направление происходящего задает сценарист. Сценарий в анимации — это техзадание исполнителю, по которому будет рисоваться ролик. Чем подробнее вы распишете происходящее, чем больше деталей укажете, тем лучше.
Поэтому максимально подробно указывайте, что вы имеете в виду, когда описываете все, что происходит в ролике.
А еще важно проследить, чтобы бренд был узнаваемым, — дайте указания касательно элементов, которые будут отвечать за фирменный стиль: цвета, логотипа и шрифтов. Это тоже в вашей ответственности.
Как писать сценарий для разных видов роликов
Было бы чересчур амбициозно заявлять, что мы в одной статье объясним вам, как стать новым Джорджем Лукасом. Но мы коротко пройдемся по частым приемам и подходам, которые вы можете использовать в своей работе.
Многое зависит от продукта и целей ролика.
Эксплейнеры
Один из самых частых заказов для копирайтера и непрофессионального сценариста — сценарий для эксплейнера. Это видео, которое объясняет, как пользоваться продуктом или как устроена услуга. Эксплейнер можно нарисовать, а можно снять видео.
Например, в товароучетном сервисе появилась новая функция. При помощи эксплейнера можно показать пользователям, как эту функцию подключить и как ею пользоваться. Или банк выпускает карту рассрочки. При помощи ролика можно рассказать, что это не обман, и показать, как работает такая система.
Сценарий для эксплейнера строится линейно и без лишней драматургии. Его задача — объяснять, поэтому особенные приемы не нужны. Надо выстроить понятный рассказ. Здесь не надо нажимать на боли, показывать лайфстайл или говорить о незаменимости.
Реклама
По нашему опыту, в 100% случаев от них нужны продажи, регистрации, скачивания — что-то ощутимое и коммерческое. Поэтому вдохновляйтесь известными роликами, но не думайте, что должны повторить их успех. За ними миллионные бюджеты и миллионные команды. А если заказчик просит ролик, как у Apple, мы уже миллион раз говорили, куда его послать.
На самом деле, чтобы продавать, вполне себе нормально использовать пару проверенных формул:
Лайфхак! Используйте эмоции
Важная часть любого сценария и важный триггер для целевого действия — эмоции. Заставьте сопереживать, завидовать, ненавидеть или пожалеть героя вашего ролика. А если такого нет, то можно перенести ассоциации на зрителя или его окружение. Тогда эмоции тоже хорошо помогут вовлечь человека в происходящее.
Или брендовые — в таких важно не продать, а познакомить с брендом или укрепить имидж.
Подача имиджевого видео будет зависеть от позиционирования компании, которая к вам обратилась. Если бренд обещает заботу о клиентах, в сценарии нужно транслировать удобство, комфорт, дружелюбие; если качество и надежность — упор на идеальную картинку. Суть таких роликов сводится к красивой картинке или истории, цепляющей за эмоцию или вызывающей интерес.
Зачастую имиджевая реклама включает слоган компании, вокруг которого и строится ключевая идея сюжета. Такой способ использует Nike, мотивируя в роликах на спортивные достижения или здоровый образ жизни слоганом Just Do It.
В первой рекламе с таким слоганом снялся 80-летний Уолт Стэк еще в 1988 году, пробежав по знаменитому мосту в Сан-Франциско. Nike выбрали Стэка не просто так: он пробежал 60 тысяч миль за всю жизнь и был символом бегунов того времени.
Например, авиакомпания S7 пригласила группу OK Go, чтобы снять клип в их самолете в невесомости. В самом клипе нет ни одного упоминания компании — музыканты просто взрывают цветные шары с краской и смешно колбасятся в невесомости вместе со стюардессами-акробатками. Здесь нет юмора или хайповой темы, но есть отличный видеоряд и драйвовая музыка.
А Whiskas пригласили Слепакова, который спел про котозависимость, — котики всегда в тренде:
Самое важное в сценарии вирусного ролика — уникальность, оригинальность и креативность. Тут можно использовать любые творческие идеи и формы: философию — особый посыл, мораль, юмор, хайп, эстетику и так далее. Самые подходящие форматы для подобных роликов — мини-фильм, клип, скетч, пародия или короткий социальный ролик.
Кстати, вот такая отличная реклама для музыкальной студии «ТО „420“» получилась через высмеивание клише социальных роликов:
Не заморачивайтесь с оформлением
Сделайте так, чтобы было понятно
Сценарий можно оформить профессионально, используя какую-нибудь специальную программу.
Вообще, мы всегда за то, чтобы делать так, как удобно: оформлять в программе для сценаристов, делать таблички в Ворде или документах Гугла, печатать на машинке, рисовать на салфетке или надиктовывать голосом.
Лучший вариант (и единственно правильный) — уточнить у заказчика, в каком формате сдавать сценарий.
Но если вы делаете сценарий на конкурсной основе, лучше всего оформить его в презентацию. На этапе создания логлайна оформите 1−2 страницы с красивыми референсами, приятным шрифтом, дизайном и т. д. Это увеличит ваши шансы на победу.
Проговорите сценарий голосом и проиграйте сцены в воображении
Чтобы исключить погрешности и дать грамотные рекомендации диктору, прочитайте сценарий вслух несколько раз. Не используйте трудновыговариваемые — ага, как мы только что — слова. Упростите предложения, на которых появились заминки или которые пришлось перечитывать повторно.
А лучше пройдитесь по тексту с исполнительной командой или заказчиком и прочитайте сценарий по ролям. Если нет ролей, пусть прочитает именно заказчик — станет понятно, как с текстом взаимодействует человек, который его не видел, потому что ваш глаз может уже замылиться.
Чтобы не ошибиться с таймингами, проиграйте в воображении все действия — на каждую сцену можно засекать таймер. Так у вас получится дать более-менее точное представление по хронометражу. Проверять хронометраж сценария удобно через хрономер.
Вопросики
Чтобы писать сценарии, мне нужно какое-то особое образование?
Чтобы написать новый «Побег из Шоушенка», надо отлично разбираться в драматургии и сценарном мастерстве. Для такой задачи необходимы специальное образование и опыт. Чтобы писать сценарии для коммерческих роликов, образование желательно (поможет управлять эмоциями и делать ролик интереснее), но не обязательно. Куда важнее разбираться в маркетинге, уметь анализировать аудиторию, находить ее боли и влиять на них текстом. Остальное придет.
Как понять, какой длины видео делать?
Зависит от продукта и аудитории. Например, мало кто будет смотреть рекламу дольше 30−60 секунд, а эксплейнер или вебинар можно смотреть намного дольше.
Что почитать, посмотреть и изучить, чтобы научиться писать сценарии?
Чтобы писать коммерческие сценарии, надо не только разбираться в драматургии, но и хорошо владеть текстом. Поэтому наш маст-хэв смешанный.
Как написать сценарий продающего видеоролика-трейлера
Если вы собрались самостоятельно делать рекламный видеоролик-трейлер для своей программы или сервиса — этот пост подскажет вам один из возможных путей создания продающего сценария.
Информация в данной статье является экстрактом нашего опыта, накопленного за несколько лет производства рекламных видеороликов в Alconost. Мы видим сценарии продающего видео именно так и надеемся, что эти знания могут быть полезны и вам.
Итак, вам нужен сценарий для ролика-трейлера, который за пару минут рассказал бы зрителю о продукте, при этом не утомил и в итоге помог принять правильное решение — скачать пробную версию, зарегистрироваться в системе, заполнить форму предварительного заказа (нужное подчеркнуть).
Содержание
Для начала осмыслите и сформулируйте проблему, за решением которой пользователь придет к вам. В своем ролике вы должны продавать решение проблемы зрителя. Весь ролик должен быть построен вокруг проблемы и показа ее решения. Никому не интересно знать, какие фичи есть у вашего продукта или почему он уникальнее, чем стопиццот других таки же уникальных продуктов. Вам необходимо показать зрителю, что ЕГО ПРОБЛЕМА решается ВОТ ЭТИМ способом с помощью ВОТ ЭТОГО инструмента. Все что останется сделать зрителю — это подойти и взять этот инструмент.
Резюме: концентрируйтесь на решении проблемы и бенефитах, а не на фичах. Продавайте дырку в стене, а не дрель.
Форма
Когда вам стало ясно, ЧТО говорить зрителю, настал момент определиться с тем, КАК это говорить.
Мы рекомендуем разбить сценарий на пять логических последовательных блоков: Фиксация — Отвлечение — Команда — Уход — Стоп (сокращенно — ФОКУС, название взято из НЛП).
Рассмотрим подробно каждый из этих этапов.
Фиксация
Начало ролика. Захватите и зафиксируйте внимание зрителя в первые пять секунд ролика. Лучше всего для этого подойдет команда типа “Реши %ИМЯ_ПРОБЛЕМЫ% %КАК% с помощью %ИМЯ_ПРОДУКТА%”.
Если проблема действительно волнует зрителя — он останется с вами и посмотрит еще как минимум следующих двадцать секунд ролика.
Отвлечение
Гуру НЛП учат: “отвлеките сознание, и бессознательное останется открытым к вашим командам”. Если после фиксации внимания преподнести зрителю какой-нибудь трюизм (факт, не вызывающий возражений), то уровень доверия к ролику вырастет.
После этого необходимо закрепить интерес зрителя и подробно описать проблему, за решением которой он к вам пришел.
Альтернативный вариант — можно показать идеальный образ того, чем мог бы обладать зритель.
Команда
Когда зритель уже понял, что описываемая проблема совпадает с его проблемой, самое время подсказать ему решение, которое заключается в %ИМЯ_ПРОДУКТА%
Красивый логотип, пара строк текста, говорящих, что делает продукт — вот то, что нужно для этого этапа. Теперь зритель знает, что его проблема может быть решена, и нам остается только показать, как именно. Для этого обычно используются скринкасты, показывающие конкретные действия пользователя. Важно: все действия должны быть максимально просты и понятны. Если у вас в продукте есть шаг, где надо сделать стопиццот кликов мышью — постарайтесь обойти его, не акцентируйте на нем внимание. Важно: путь к решению проблемы должен быть коротким (3-4 шага) и однозначным.
Продающий ролик — это не туториал, здесь не должно быть долгих объяснений, как именно пользоваться продуктом.
Все, зритель ваш: он уже знает, что делать, чтобы его проблема оказалась решенной. Давайте мы немного отвлечем его, дадим чуть-чуть отдохнуть, сделаем небольшую эмоциональную паузу. Здесь необходимо рассказать о фичах продукта, о всяких полезных (круто, если еще и бесплатных!) ништячках, предлагаемых продуктом.
Чтобы сделать трамплин перед мотивирующим финалом, не забудьте резюмировать решение проблемы и рассказать зрителю о бенефитах, получаемых от использования продукта: Таким образом, %ИМЯ_ПРОДУКТА% не только поможет вам решить %ИМЯ_ПРОБЛЕМЫ%, но и позволит %БЕНЕФИТ1%, %БЕНЕФИТ2%, %БЕНЕФИТ3%.
Последние секунды ролика должны призвать пользователя сделать нужное вам действие: посетить сайт, скачать триальную версию, купить продукт, зарегистрироваться в системе, написать письмо, заполнить форму заказа, связаться с менеджером и т.п.
Все, сценарий готов. Остается только снять по нему классный ролик, который принесет вам тонны посещений, скачиваний, регистраций и далее по списку 😉
Напоследок хочу сказать: концентрируйтесь, не распыляйтесь. Одна проблема — одно решение проблемы — один ролик. Если ваш продукт решает несколько проблем — делайте несколько роликов. Ведь лучше иметь несколько продающих роликов, чем один не продающий.
Спасибо за внимание!
Alconost занимается локализацией приложений, игр и сайтов на 60 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
Как создать креативный сценарий для видеоролика: пошаговая инструкция
Видеореклама – один из самых популярных и эффективных видов рекламного контента. Увеличение количества новых клиентов, повышение узнаваемости бренда, привлечение внимания к вашим товарам и услугам – это лишь некоторые преимущества, которые даст вам качественный рекламный ролик.
Именно поэтому стоит уделить достаточно времени и сил созданию сценария. Хороший сценарий поможет вам заложить прочный фундамент для успешного воплощения замысла. Более того, законы драматургии, которые обычно используются для создания киносценариев, можно и нужно применять и в области видеомаркетинга.
В этой статье я рассмотрю основные этапы работы над сценарием креативного рекламного ролика – начиная от поиска идеи и заканчивая записью «чистовой» версии.
Подготовка
Хронометраж у рекламных роликов обычно совсем небольшой: от 10 до 35 секунд, особенно если речь идет о рекламе для телевидения. Казалось бы, что в этом сложного – сел и написал пару страничек, правда?
Нет. Львиную долю самых важных задач вы будете решать именно на стадии подготовки: прежде чем приступать к процессу написания, нужно определиться, о чем, зачем и для кого вы будете работать.
На этом этапе вам поможет несколько простых советов:
Цель этого ролика – показать зрителям возможности продукта и сформулировать потребность в нем.
ЦА бренда – владельцы кошек, поэтому создатели ролика остроумно подчеркнули заботу героя о питомце.
А еще просмотр интересных рекламных видео станет отличным способом подстегнуть воображение: использование конкретного приема или особой «фишки» может стать отправной точкой для разработки концепции.
Сравните два этих ролика:
Они оба рекламируют мыло, но совершенно по-разному. Помните, что и у вас есть множество путей к воплощению замысла.
Работа над сюжетом
Итак, у вас есть классная идея и теперь вы знаете, зачем и для кого вы будете писать сценарий. Настало время собирать «скелет» вашей будущей истории:
Можно, однако, выбрать метод «от обратного»: например, сделать центральным персонажем рекламы молодежного бренда пожилую женщину и показать, как выбор этого продукта изменил ее жизнь. Такой путь более рискованный, зато смелый и оригинальный.
В любом случае, от героя зависит развитие сюжетной линии, ведь именно ему предстоит действовать в предложенных сценаристом обстоятельствах.
В этой рекламе Amstel мы знакомимся с героем через его окружение: мы слышим весь ролик об Алексе, но лишь в конце узнаем, кто же он такой.
Интрига может быть хорошим «крючком»: я, например, досмотрела рекламу до конца, чтобы наконец-то познакомиться с Алексом 🙂
Важно: не стоит ждать вдохновения и внезапного появления музы. Пишите здесь и сейчас: вдохновение появится в процессе. Как говорит Вики Кинг в книге «Как написать кино за 21 день», самый подходящий момент начать писать – когда вы думаете, что не знаете, о чем писать.
С чем будет бороться ваш герой? Может быть, он хочет приобрести недорогой и качественный холодильник, но не может найти идеальный вариант? Это внешний конфликт, который должен разрешиться в финале (разумеется, герой получит идеальное предложение, которое его устроит).
Или персонаж должен сделать важный выбор, но сомневается: поехать отдыхать в Турцию или в Таиланд? Это будет внутренний конфликт, который тоже разрешится при помощи рекламируемых услуг: «Все еще не можете определиться? Мы вам поможем!».
В контексте рекламы конфликт может быть выражен в виде проблемы, с которой вы поможете разобраться потенциальным клиентам.
Посмотрите на этот трогательный ролик от Milka: у героя ролика есть серьезный внутренний конфликт – борьба между вежливостью и желанием съесть шоколадку 🙂
Конечно, мальчик делает правильный выбор – и получает заслуженную награду.
Кажется, что в те же 25-30 секунд уложить сюжет с трехчастной структурой просто невозможно, однако это вполне реально. Мой любимый пример – это креативная реклама Mercedes-Benz.
Важно: именно пэкшот – кадр с логотипом компании или самим продуктом и лозунгом бренда – наиболее часто становится развязкой рекламного ролика.
Важно: не указывайте в сценарии технические параметры: движение камеры, крупность плана и т. д., особенно если вы пишете сценарий на заказ, а не для себя. Вся техническая информация будет обсуждаться уже при непосредственной подготовке к съемкам при участии режиссера и оператора. Сейчас ваша задача – это написать историю так, чтобы она была логичной, увлекательной и понятной любому.
Посмотрите, как необычно и изобретательно показаны функции кабриолета Volvo C70 в этом милом ролике:
А ведь героини этой рекламы не произнесли ни слова!
Важно: прежде чем переходить к следующему шагу, выдержите паузу – отложите материал на несколько дней, отдохните от него. Взглянув на черновик свежим взглядом, вы поймете, нужны ли вам еще какие-то правки или можно приступать к финальному этапу.
Работа над «чистовиком»: выходим на финишную прямую
Теперь, когда основная часть работы позади, дело за малым: нужно провести корректуру и привести в порядок оформление, а также проверить хронометраж, особенно если вы должны уложиться в строгие рамки.
Воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Во-первых, информация будет четко разделена на блоки: место, время, действие и реплики (в том числе и закадровые). Во-вторых, в рамках «американского» формата у вас будет меньше возможности отойти от темы и начать «растекаться мыслью по древу». В-третьих, сценарий, записанный по «американским» стандартам гораздо легче и удобнее воспринимать.
Как отформатировать сценарий в соответствии с «американским» стандартом:
Как это выглядит на практике?
Проверить, сколько времени будет идти ваш ролик, можно несколькими способами:
Заключение
В этой статье я привела пошаговую инструкцию по написанию сценария для рекламного ролика и описала основные этапы работы. Тестируйте, творите, фантазируйте! Искренне надеюсь, что материал был полезным и интересным 😉
А если не хочется тратить время на поиски идеи и муки творчества, мы можем полностью взять на себя производство вашей видеорекламы – от разработки замысла до монтажа и цветокоррекции.