Как сделать своего чат бота
Чат-боты: для чего нужны и как создать. Гайд для тех, кто ещё не разобрался
Как создать чат-бота самостоятельно, без программистов? Когда нужно привлекать разработчиков? Разбираемся вместе с экспертами.
Lefgo / Pexels / Colowgee для Skillbox Media
Пользователи любят общаться с компаниями через мессенджеры. Платформа Twilio опросила шесть тысяч человек и выяснила, что 85% из них хотели бы иметь возможность связаться с поддержкой через сообщения. По последним данным, 56% клиентов предпочтут мессенджер звонку на горячую линию, а 51% ожидают от компании моментального ответа в любое время суток.
К 2022 году 80% запросов будут обрабатывать чат-боты, предсказывает CNBC. Этот прогноз не удивляет. Для пользователей чат-боты — это круглосуточная поддержка и быстрые ответы на вопросы. Для бизнеса это рост продаж и обслуживание клиентов без затрат на операторов.
Эта статья для тех, кто ещё не включил чат-ботов в свой инструментарий. В ней мы разберём:
Пишет про технологии и бизнес.
Что такое чат-боты и зачем они нужны
Хотя слово «чат-боты» знакомо каждому маркетологу, их часто путают с другими инструментами, а ещё приписывают им ложные функции. Разберём, какие цели текстовые боты решают в бизнесе, в какие интерфейсы их внедряют, а также что они делать не умеют.
Чат-бот — это автоматическая система для общения с пользователями. Другими словами, это алгоритм, робот, который помогает клиентам решать различные задачи. Например, сделать заказ в интернет-магазине.
Вот примеры их стандартных функций: напомнить об акции, принять заявку, помочь сделать заказ, отменить запись к врачу, подтвердить доставку, записать ответы пользователя, классифицировать лид и отправить информацию в CRM.
Чат-ботов можно встретить в разных интерфейсах:
Их не стоит путать с рассылками и информационными каналами. Чат-бот «общается» с пользователем, отвечает на его вопросы. Рассылки просто дают информацию, ничего не спрашивая и не реагируя на запросы читателей. Если рассылку отправляют через чат-бота, то он сможет ответить на вопросы и перейти к диалогу с пользователем.
Боты могут использовать не только текст, но и голос или комбинацию текста и голоса. Однако в этой статье мы говорим о чат-ботах, общающихся текстом. Голосовой помощник — это тема для отдельного материала.
В бизнесе чат-боты решают две большие группы задач:
О чат-ботах есть несколько ложных представлений. Они не могут полностью заменить человека: некоторые задачи алгоритмы закрывают сами, но для других они подключают операторов. Чат-ботов также не используют для рассылок спама незнакомым контактам. Кроме того, автоматические алгоритмы в мессенджерах не могут полностью заменить систему продаж: сайт всё равно нужен.
Насколько эффективны чат-боты? Open Rate сообщений в мессенджерах — 90%. Для сравнения, у email-писем похожего содержания показатель составляет 20–30%. В мессенджерах выше Click Rate и скорость ответа. В среднем это 90 секунд для чат-ботов против 90 минут для email.
Робот стоит на первой линии поддержки, он может забрать на себя 50% и более обращений, говорит директор платформы для разработки голосовых и текстовых роботов Ziax, эксперт курса «Мессенджер-маркетинг» Роман Милованов. По его словам, это касается типовых обращений, которые не требуют уникального подхода к клиенту. Чат-боты избавляют операторов от рутины — это снижает и затраты, которые можно посчитать в FTE, и косвенные издержки, которые трудно подсчитать.
Роман Милованов приводит и другие примеры использования чат-ботов. Их используют в HR для ответов на запросы сотрудников. Или во внутренних техподдержках: чат-боты заводят заявки, отслеживают статусы, бронируют переговорные комнаты. Тем не менее в этой статье мы говорим о ботах для маркетинга.
Конструкторы vs разработчики
Чат-боты различаются по сложности. Есть простые алгоритмы — они могут вывести информацию по запросу или ответить на вопросы пользователя, если те входят в базу данных. Если ответа в базе нет, робот перенаправляет к менеджеру. Таких ботов часто собирают самостоятельно с помощью конструкторов.
Сложные чат-боты умеют запоминать ответы пользователей и учиться на них. Для работы таких чат-ботов нужен искусственный интеллект, и, как правило, их заказывают у разработчиков. Есть версии конструкторов с ИИ, однако мнения на их счёт разделились: некоторые уверяют, что результат всё равно будет хуже, чем при индивидуальной разработке.
Разработку чат-бота не всегда стоит начинать с поиска исполнителя, считает геймификатор и продакт-менеджер Александр Дученчук. По его словам, сначала нужно смоделировать решение. Это удобно делать на онлайн-досках для майндкарт — например, Miro или Lucidchart.
Простой чат-бот: как сделать с помощью конструктора
Конструкторы стоят в среднем 10 долларов за одного бота в месяц. Есть и бесплатные, и более дорогие сервисы. У некоторых конструкторов стоимость зависит от числа пользователей или сложности диалогов.
Самостоятельное создание чат-бота можно условно разделить на пять этапов.
Этап 1. Определите, где будет находиться чат-бот
Это мессенджер, диалоговое окно на сайте, отдельная страница. На российском рынке наиболее популярны мессенджер социальной сети «ВКонтакте» и WhatsApp — многие начинают внедрение чат-ботов именно с них.
Этап 2. Опишите цели чат-бота
К какому действию он должен подвести пользователя? Примеры: получить информацию, оформить заказ на товар, добавить товар в лист ожидания. Возможно, алгоритм должен сообщить пользователю о скидках, акциях, появлении товара на складе, ответить на вопросы.
Чтобы ответить на первые два вопроса плана, нужно проанализировать аудиторию. Нужно определить, откуда приходят клиенты, какие вопросы они задают, что их интересует, где и как они предпочитают коммуницировать с вашими менеджерами, почему уходят.
Этап 3. Спроектируйте чат-бота
Нужно определить логику алгоритма и последовательность действий. Итоговую структуру можно описать в виде последовательной (блочной, или древовидной) схемы сообщений.
На этом этапе нужно обратить внимание на то, в каком тоне чат-бот общается с клиентами. Сервис доставки еды и похоронное бюро будут использовать разные стили. Текстовые сообщения можно дополнить кнопками, смайликами, анимацией и иллюстрациями.
Этап 4. Выберите конструктор чат-бота
На рынке есть как англоязычные, так и русскоязычные сервисы. Конструкторы различаются набором функций, возможностью интеграций и тем, для каких платформ они создают чат-ботов. Вам нужно подобрать подходящий в зависимости от ваших задач.
Приведём некоторые примеры:
У Facebook Messenger, Slack и Telegram есть собственные платформы для создания ботов. Они бесплатные, но несколько сложнее классических коммерческих конструкторов.
Для общения с пользователем чат-бот должен откуда-то брать данные: о заказах, товарах, статусе доставки и так далее. Для этого алгоритм интегрируют со сторонними сервисами, которые хранят такие данные. Это, например, «Мой склад», «Google Таблицы», «Google Календарь», Bitrix24 или даже Instagram. При выборе конструктора нужно учитывать, что он должен работать с сервисом, которым пользуетесь вы.
Также боту может потребоваться интеграция с бэкенд-системами, чтобы он мог подключиться к нужному мессенджеру. Если вы раньше этим не занимались, то лучше взять конструктор, в котором ничего из сторонних сервисов подключать не нужно.
Ещё следует обратить внимание:
Этап 5. Откорректируйте бота после тестового периода
Когда бот проработает хотя бы месяц, попробуйте его улучшить. Для этого:
Сложный чат-бот: как заказать у программистов
Хотя новичок может справиться с созданием чат-бота, профессиональные лингвисты и программисты сделают робота намного лучше. Так считает Роман Милованов из Ziax. По его словам, это также будет быстрее. В этом разделе мы разберём, сколько может стоить разработка бота, где искать подрядчиков и что нужно учесть при создании ТЗ.
Сколько может стоить создание бота
Час разработки в этом сегменте в среднем стоит от 800 до 2500 рублей. Итоговая цена проекта будет зависеть от сложности, в том числе от того, нужны ли функции ИИ. Самого простого бота можно заказать у фрилансера от 10 тысяч рублей; цена хорошего чат-бота для компании будет находиться в ветке 100–300 тысяч рублей.
Цены на чат-ботов в агентствах, которые на них специализируются, начинаются от 40 тысяч рублей, а в веб-студиях — от 120 тысяч.
Стоимость также зависит от платформы, для которой нужен чат-бот. Самые дешёвые — это роботы для Facebook, Telegram, Viber и сайтов. В них для создания диалогов можно использовать уже существующий интерфейс. Сложнее сделать робота для WhatsApp или SMS — цена может быть больше в пять раз.
Где искать исполнителя
Способы поиска в целом не отличаются от того, как компании ищут квалифицированных сотрудников на другую проектную работу.
Александр Дученчук рекомендует руководствоваться следующим принципом. Фрилансеры подходят для несложных линейных чат-ботов, а разработчиков сложных технологических роботов лучше искать в профильных агентствах или через сайты поиска работы.
Обязательно нужно проверить на собеседовании, работал ли исполнитель с нужными вам технологиями. Это могут быть технологии обработки естественного языка (NLP), распознавания человеческой речи (Voice Recognition, Text-to-Speech и Speech-to-Text). На изучение этих инструментов уйдёт слишком много времени, отмечает Дученчук.
Для разработки сложных чат-ботов можно применять разные языки, поэтому, если у вас уже есть в стеке, например, Python, можно не усложнять и написать чат-бота на нём, заключает Дукенчук.
Как составить ТЗ и выяснить точную стоимость?
Чтобы правильно составить ТЗ и выставить прайс, посмотрите похожие предложения и проанализируйте, какие требования там изложены, какие сроки и цены. После этого:
Как узнать больше
Если вас интересует продвижение бизнеса в мессенджерах в целом, то вот здесь мы рассказываем о маркетинге в WhatsApp, здесь — о массовых рассылках во «ВКонтакте» от имени группы, а здесь — о подключении чат-ботов к таргетированной рекламе.
О необычном способе использовать чат-бота можно прочитать в статье «Как в „Газпром нефти“ развивают эмоциональный интеллект с помощью чат-бота».
Сервисы, которые позволяют решить задачу без программирования или с минимальным привлечением программиста. Например, конструкторы сайтов.
Делаем своего первого чат-бота
Суперпростой способ создать бота, не зная программирования.
Уровень: начинающий
Материал рассчитан на тех, кто в жизни не написал ни строчки кода. Если вы уже в курсе основ программирования, прочитайте лучше о чистых функциях.
Многие слышали про чат-ботов и роботов для общения: им пишешь, они отвечают, получается диалог с машиной. Чат-бот может рассказать анекдот, поискать за вас в интернете, забронировать столик в ресторане и что угодно ещё, чему его обучат создатели.
Иногда такое общение выглядит как общение с человеком. Может даже показаться, что там работает искусственный интеллект — и иногда так действительно бывает. Но часто всё проще: это алгоритм, который умеет распознавать некоторые ваши слова и давать ответы по заранее заготовленным шаблонам. Чем алгоритм более разветвлённый, тем естественнее и полезнее бот.
Давайте сделаем собственного чат-бота с очень простым алгоритмом. Позже вы сможете усложнить его, как захотите. Но сначала — самая база для тех, кто никогда не писал код.
Обычно, чтобы создать какую-то программу, нужно выполнить несколько действий: например, скачать программу-обработчик языка, завести проект, написать задуманную программу, скомпилировать. И только потом ей можно пользоваться. Но мы пойдём по более простому пути: напишем программу, работающую прямо в браузере, через который вы читаете эту статью. Сделать это можно лишь на компьютере, на телефоне придётся пользоваться ботом.
Мы будем решать задачу на языке JavaScript — это язык программирования, который встроен в ваш браузер и на котором написать код можно прямо сейчас, ничего не устанавливая.
Чтобы сделать что-то на JavaScript, нужно открыть консоль. Почти во всех современных браузерах это делается сочетанием клавиш Shift + Ctrl + J или Cmd + Alt + J. Справа или снизу появится дополнительное окно, в котором уже будет что-то происходить:
Если у вас не открылась консоль, зайдите в верхнее меню и поищите слово «Консоль». Обычно этот пункт прячется в разделе «Инструменты разработчика».
Когда вы открываете консоль, она сразу готова выполнять ваши команды. Если в неё вставить программу, написанную на JavaScript, и нажать Enter, ваш браузер её реализует. Если в коде есть ошибки, консоль сама подсветит их. Можно отправлять в неё программу кусками или даже построчно: браузер будет помнить всё, что происходило в вашей программе, пока вы не перезагрузите страницу.
Первая строка
В консоли можно не только писать код, но и выводить туда результаты. Давайте для начала сделаем самую простую программу, которая отобразит в консоли слово «Привет!». Для этого используем команду console.log(‘Привет!’);
Вставим её в консоль и нажмём Enter:
Поздравляем, вы только что написали свою первую программу для компьютера! Она очень простая: компьютер всего лишь говорит «Привет!». Но оцените момент: это вы его научили так говорить. Попробуйте научить его и другим словам.
Если написать несколько команд, получим сообщение из нескольких строк:
Вот мы и начали создавать своего чат-бота, который нас уже поприветствовал в консоли. Теперь сделаем так, чтобы мы тоже могли ему что-нибудь ответить. Для этого нам понадобятся переменные.
Переменные
Чтобы дать понять компьютеру, что у нас сейчас будет переменная, нужно сказать ему слово var, после которого вписать название переменной — так нам проще к ней обращаться. Например, следующая строка создаст переменную name и положит в неё слово «Код»:
Название тут может быть практически любым, главное, чтобы оно начиналось с буквы. По-русски переменные называть нельзя, только буквами латинского алфавита. Можно было бы использовать вариант imya или zovut, но программисты считают, что чем проще название переменной, тем лучше.
Теперь посмотрим содержимое элемента. Следующая команда выведет то, что сейчас записано в переменной name:
Можно посмотреть, какое сегодня число. Это внутренняя системная переменная. Строго говоря, это не совсем переменная, но для начала давайте считать так:
Но это мы всё смотрим во внутренности компьютера. А нам нужно спросить что-то у пользователя. Чтобы мы могли ввести новые данные в нашу программу, используем команду prompt()
Вставьте в консоль команду var name = prompt(‘Как вас зовут?’); и посмотрите, что произойдёт. Компьютер выведет окно и будет ждать, пока вы внесёте туда своё имя. Интерфейс выглядит красиво: давайте в диалоге общаться с компьютером не через консоль, а через такие появляющиеся окошки. Для этого напишем новые команды:
Пусть компьютер проявит вежливость и скажет, что ему приятно с нами познакомиться. Чтобы он смог обратиться к нам по имени, используем переменную name — в ней как раз хранится то, что мы ответили компьютеру:
Расчёт дня рождения
Давайте соединим все наши команды в одну программу и допишем несколько новых фраз:
Обратите внимание: у нас появился новый вопрос и новая переменная hobby, в которой хранится информация об увлечении. А ещё — комментарии, которых можно добавлять сколько угодно. JavaScript не обращает внимания на то, что написано после двух косых черт:
Теперь у вас есть всё, что нужно, чтобы написать свою версию чат-бота для общения. Если продолжите решать наши задачки, то сможете научить компьютер по-разному реагировать на ваши ответы и даже вести осмысленный диалог.
Что ещё посмотреть
Вот кое-что, что может вам пригодиться при создании первого чат-бота.
performance.now() — эта команда возвращает время в миллисекундах с момента открытия текущей страницы. Можно поделить на 1 000, и вы узнаете, сколько секунд вы сидите на какой-то странице. Если поделить на 60 000 — сколько минут.
setTimeout() — позволяет выполнить любой код через определённое время. Например, вы можете задать вопрос и предоставить ровно минуту на размышление, после чего появится окно для ответа.
setInterval() — то же самое, что и предыдущее, но выполнение кода повторяется с равномерным интервалом, например раз в 5 минут. Если вы хотите научить чат-бота, чтобы он раз в час напоминал попить воды, эта команда — то, что нужно.
Как пользоваться этими штуками, мы расскажем в одной из будущих статей, но вы всегда можете самостоятельно поискать в интернете, как они работают. Пользуясь этими тремя возможностями JavaScript, получится создать неплохого бота, который будет следить за вашей продуктивностью и интервалами работы. Подписывайтесь на «Код», чтобы не пропустить новые разборы.
Как создать чат-бот для бизнеса своими руками
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Как развиваться в диджитал. Какие каналы сейчас в тренде. Как зарабатывать больше и поднимать чек за свои услуги.
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Чат-боты — это коммуникационные программы, которые общаются с пользователями по заданному сценарию. Как правило, это диалог вопрос-ответ, в котором бот задает вопросы, а человек отвечает. По ключевым словам из ответа бот понимает, какой вопрос задать следующим.
Информацию из ответов бот сохраняет в специальную базу или совершает на основе этого какие-то действия — например, оформляет заказы.
Рассказываем, как создать чат-бота для бизнеса своими руками.
По классификации Джонатана Грудина из отдела исследований Microsoft всех ботов можно разделить на 3 больших группы: простые, которые созданы чтобы решать одну задачу, интеллектуальные помощники и чат-боты, способные на полноценный диалог.
В бизнесе чаще всего используются те чат-боты, которые умеют решать одну задачу, к примеру, оформлять заказ.
Виртуальный психотерапевт, использующий технику активного слушания
«Сири, скажи, который час?»
«Хочу заказать пиццу»
Виртуальный психотерапевт, использующий технику активного слушания
«Сири, скажи, который час?»
Siri, Alexa, Google Assistant
«Хочу заказать пиццу»
Для бизнеса часто достаточно простого бота, который двигается по созданному сценарию. Если у вас прописан процесс продаж, а клиенты общаются с менеджером по продажам в мессенджере, вы можете автоматизировать ответы. Менеджер будет подключаться только для сложных и непонятных вопросов.
Как бизнес использует чат-ботов
Чат-боты используются везде, где работает схема «Вопрос-ответ» и это влияет на показатели бизнеса: конверсию в оформление заказов, удовлетворенность работой службы поддержки, скорость оформления заказов.
Вот как компании используют чат-ботов в бизнесе:
Оформление заказов. Бот заказывает пиццу, такси, оформляет заявку на звонок с менеджером или просмотр квартиры для аренды.
Бронь и очереди. Бот занимает электронную очередь на получение пособия или паспорта.
Служба поддержки. Бот отвечает на часто задаваемые вопросы «как настроить», «как интегрировать». Такой бот экономит «Одноклассникам» 42 миллиона рублей в год.
Опросы и голосования. Бот проводит опрос или принимает голоса в пользу одного из вариантов.
Перевод. Бот получает фразу на русском, отдает на другом языке.
Менеджер задач. Бот получает задачу от исполнителя и ставит ее в Trello, Slack, Telegram и других мессенджерах. Пример такого чат-бота
Оплаты. Бот делает финансовый перевод по номеру телефона или по карте.
Отслеживание геолокации. Бот собирает информацию о гео пользователя и может, к примеру, искать дешевые такси, которые тоже работают по геолокации. Пример бота.
Текстовые квесты. Игра, в которой пользователь в формате диалога проходит квест. Например, вот подборка из 10 лучших игр в Telegram.
Поиск информации. Бот имеет доступ в базу данных и может совершать в ней продвинутый поиск. Например, сервис анализа контрагентов YouControl сделал бота для быстрого поиска данных по компаниям.
Бот не может убедить пользователя пойти на конкретный фильм, но если у пользователя есть запрос «пойти в кино сегодня вечером» — бот может подсказать:
И этот принцип используется везде, где с одной стороны есть общение с людьми, которым нужны ответы на вопросы, а с другой — часть этих ответов шаблонные и не обязательно нужна прямая связь с человеком.
Что нужно, чтобы самому запустить чат-бота
1. Стратегия
Какую задачу решает ваш бот? Задачей может быть «Выслушать пользователя», «Развлечь пользователя», «Напомнить пользователю важную информацию», «Оформить заказ для пользователя».
Важно понять, какую задачу будет решать бот: самостоятельно ответить на вопросы клиента или подключить менеджера в нужный момент.
2. Персонаж
Пользователи не хотят общаться с бездушным роботом. У бота должен быть персонаж — душа, характер, пол, особый стиль. В основном персонаж влияет на тон коммуникации бота. И отвечает на такие вопросы: обращается к пользователю на «ты» или на «вы», использует ли смайлики, шутит ли шутки.
У персонажа чаще всего есть легенда в зависимости от цели и задачи, которую он решает. К примеру, если ваша задача — разработать бота для оплаты пенсионерами ЖКХ — это должен быть привычный им персонаж. Например, пожилая работница ЖЭКа Людмила Сергеевна, которая и нахамить может при случае 🙂
Как правило, персонажи ассистентов — это женщины с красивыми именами и приятными голосами, но это не обязательно. Персонаж должен решать задачу и быть удобным для пользователя. Примеры:
3. Сценарий чат-бота
Сценарий чат-бота — это проработка всех возможных диалогов бота с пользователями с ответами на них.
Разработчики Yclients, платформы записи в салоны красоты, советуют максимально упрощать разработку чат-бота. Они рекомендуют не изобретать велосипед, а начать запуск с уже существующих прописанных сценариев с вариантами ответов. К примеру, вот запись на маникюр и педикюр к конкретным мастерам салона.
А полная схема всех диалогов может выглядеть так. Это пример от студии разработки ботов BotCube для «Cafe Garage», архитектура всех диалогов бота для заказа пиццы.
При разработке важно убедится, что у бота нет тупиковых веток и он не оставляет пользователя без ответов.
Как в Railway Bot нашли и устранили тупиковый сценарий
Railway Bot — популярный в Украине бот, который бронирует и покупает железнодорожные билеты, Раньше этот бот не умел отвечать на благодарность.
Создатель нашел тупиковый сценарий и теперь в ответ на «Спасибо» бот предлагает рассказать о себе друзьям или возобновить поиск билетов.
4. Платформа
Она определяет аудиторию, с которой вы будете работать, и технологии, которые вам наиболее удобны.
Бот можно разместить на странице сайта в виде онлайн-чата, в любом мессенджере или как отдельный сайт. Сервисные боты, как правило, размещаются на сайте в онлайн-чате или в мессенджерах. Интеллектуальные боты обычно реализованы в виде отдельного приложения или сайта.
К примеру, вас интересует только аудитория Telegram, потому вы хотите делать бота только на базе Telegram. А если ваши клиенты присутствуют и в WhatsApp, и в Telegram, и в Viber — вам нужна платформа, которая будет поддерживать работу бота во всех трех мессенджерах.
На Habr собрано 50 платформ для создания ботов, от самых простых до голосовых помощников, работающих с искусственным интеллектом.
5. Интеграция
Важно, чтобы бот без участия человека передавал информацию во все системы бизнеса: информацию о заказах — в CRM, контакты подписавшихся на рассылку — в сервис email-маркетинга. На этапе выбора платформы нужно думать о том, как передавать данные из бота в систему и наоборот.
5 сервисов для создания чат-ботов
1. Unisender
Можно создать чат-бота для ВКонтакте, Telegram и любого веб-сайта. Для создания бота не нужно знать код, все сценарии настраиваются вручную. Можно посмотреть чат-карту, статистику по подписчикам и подробную аналитику по каждому боту.
2. Chatfuel
Тот самый конверсионный бот LEGO сделан именно на Chatfuel. Еще сервисом пользуются крупные бренды типа Adidas и Greenpeace. Сервис заточен под ботов для продаж, квалификации лидов и автоматизации раздела ответов на часто задаваемые вопросы.
3. Manychat
4. Pipe.bot
5. FlowXO
6. Собственные платформы мессенджеров: Facebook и Telegram
У Facebook Messenger и Telegram есть собственные платформы для создания ботов. Они бесплатные, но в них чуть сложнее разбираться, чем в готовых сервисах.
Выводы
Чат-боты — это не только канал продаж, но и инструмент экономии. Нужно смотреть на него в контексте всех задач, которые пользователь может решать с помощью бота, отделять конверсионные и те, которые касаются обслуживания. И измерять не только конверсии в продажу, но и, например, процент закрытых запросов в службу поддержки без участия сотрудников. Или снижение % ошибочных заказов.
Чат-бот = автоматизация. Чтобы запустить его, нужно прописать сценарии автоматизации и понять, где менеджеров можно заменить чат-ботами.
Бота лучше сделать на основе простых сценариев. Не стоит делать сложные сценарии в одном боте. Можно автоматизировать нескольких простых задач. Ну, и да, бот ≠ сайт и не должен им быть. Чем меньше времени будет потрачено на запуск — тем быстрее вы получите результат.
Чат-бот = забота. Контакт пользователя с ботом очень близкий. Как рассылку пользователь читает в кровати перед сном, за рулем, в ванной, так и мессенджер — это личный контакт. Потому нужно думать о полезном действии, о тоне общения и заботится о пользователе. Лучше сделать меньше, но с хорошо продуманными сценариями.
Бот может приносить деньги, работая на внутренние нужды. Не обязательно видеть в боте только канал продаж. Это может быть инструмент опросов клиентов, общения с сотрудниками, обучения, синхронизации отделов. 24% компаний используют его для службы поддержки.