Как сделать свою виниловую пластинку
Создание и копирование винила своими руками
То, что Вы будете читать далее никак не относится к пиратству и мы никого не призываю делать так, даже более того идите в магазин и покупайте винил, оригинал всегда лучше копии. Еще один важный аспект, данная статья предназначена для тех кто коллекционирует музыку и не может найти в продаже нужную пластинку, а у соседа есть, но он не готов с ней расстаться. Нет так нет, можно взять послушать.
Копирование виниловой пластинки литьем в силикон
Первое, что мы делаем это экономический анализ:
Как скопировать пластинку
Собственно после этого на сегодня все. Ставим нашу будущую форму подальше, чтобы никто не задел и ждем завтра, потому как время отверждения силикона 16-24 часа. Маленький секрет могу – можно поставить поближе к батарее и тогда время отвержения силиконовой формы сократится.
Завтра уже наступило! Разбираем!
Самый интересный момент. Теперь кладем форму и начинаем клепать пластинки. Литьё пластмасс в силиконовые формы не быстрый процесс.
Замешиваем двухкомпанентный пластик холодного отверждения, пластмассу, или полиуретан, кому как удобно, цвет самостоятельно по вкусу. Растекается, ждем и наслаждаемся процессом!
Вывод: Дешевле сделать самому, быстрее в магазине купить. Но сам процесс – просто супер.
Виниловая пластинка на 3D принтере
Конечно все описанное ниже можно создать на фрезерном станке методом фрезерования. А если написать программу то можно на ЧПУ фрезере сделать серию пластинок… Но не у каждого есть доступ на станки с ЧПУ. Поэтому эта статья для Вас. Потому как 3д Печать становится все доступнее и доступнее.
fred27 даже создал пользовательское программное обеспечение, которое позволяет редактировать свои мелодии и прослушивать их. Это означает, что вы можете создать любую музыку на диске, которую вы хотите. После того как вы закончили музыкальное произведение вы просто нажмите кнопку “Build / Создать SCAD файл …” SCAD файл готов.
Программное обеспечение OpenSCAD позволяет увеличить / уменьшить и посмотреть, как ваш будущий диск будет выглядеть. OpenSCAD может создать файл STL который можно отправить на 3D-принтер.
Ну и собственно ниже представлены образцы которые были отпечатаны на разном оборудовании.
Полное руководство fred27 здесь – это, безусловно, блестящий проект, демонстрирующий то, что 3D печать способна делать невозможные на первый взгляд вещи.
Видео игрушки Fisher Price. Проигрыватель 70-х играл CNC-фрезерованные записи.
О компании
Адрес: Санкт-Петербург, Петровский пр., д.20 литер Я (около д. 20 литер В)
Полезные статьи
Работаем по всей России
Высокоточное производство
Пользовательское соглашение
Искусство нарезать пластинки. По одной за раз [перевод]
В наше время большинство так называемых «меломанов» слушает музыку на стриминговых сервисах через наушники Beats. Вообще, в этом ничего плохого нет. У каждого поколения своя мода, свои идеалы и герои. Но даже цифровая музыка, современные модные наушники и всевозможные гаджеты не способны заставить настоящих любителей музыки забыть про виниловые пластинки. Сейчас, как известно, спрос на винил снова растет, и уже невозможно однозначно сказать что это — просто мода или что-то большее. Спорить не будем, не в этот раз. Сейчас же речь пойдет о тех, для кого винил — это больше, чем хороший способ слушать музыку. Такие люди считают пластинки чем-то сакральным, одушевленным.
Ричард Хотен (Richard Houghten) живет в США, в городе Лос-Анджелес. У Ричарда есть свой собственный станок для изготовления виниловых пластинок. Винил — не единственное увлечение Ричарда (но без сомнений главное): он еще и гитарист, и музыкант, и учитель музыки, и композитор.
На своем станке Ричард Хотен регулярно изготавливает виниловые пластинки, однако процесс создания пластинки на дому очень сильно отличается от того, что можно увидеть на фабрике. Ричард занимается искусством. Возможно, кому-то такие слова покажутся преувеличением, но это на самом деле так.
Посудите сами — процесс записи каждой пластинки Ричард отслеживает в реальном времени, он внимательно прослушивает каждый трек, чтобы все было как нужно. Ричард всегда следит за уровнем громкости — чуть громче, чем необходимо, и алмазная игла резака сделает слишком широкую канавку, из-за чего игла проигрывателя будет перескакивать на соседнюю канавку при воспроизведении. Тут нужна максимальная сосредоточенность, терпение и отлаженный механизм.
Фантастическая машина
Домашний станок Ричарда для изготовления виниловых пластинок напоминает некое устройство из фантастических ретро фильмов. Будто бы это машина из карикатурных картинок Руба Голдберга. Непосвященному человеку просто невозможно понять что это и для чего. Основание устройства сделано из LP-проигрывателя Technics.
Режущая головка состоит из двух маленьких динамиков, которые передают вибрации на алмазную иглу. Алмаз вырезает на пластинке дорожки, а игла проигрывателя тут же передает сигнал на усилитель и динамики — Ричард слушает только что нарезанные треки, музыка создается прямо на его глазах. На большой фабрике все происходит совсем по-другому, и никто пристально не следит за каждым треком.
«Если кому-то нужно 10 копий альбома, то я и должен нарезать все 10 копий. Все в реальном времени. Этот процесс никак нельзя ускорить», — говорит Хотен. Однажды ему даже привелось записывать группу L.A. Takedown, запись шла напрямую на пластинку. Музыканты играли 20 минут без перерыва для каждого экземпляра (пластинки) отдельно. В итоге получилось несколько уникальных записей, и все они чем-то немного отличались друг от друга.
Секретное сообщество троллей-станочников
В Интернете есть специальный форум «The Secret Society of Lathe Trolls» («Секретное сообщество троллей-станочников» — пер. с англ.), где такие увлеченные люди, как Ричард Хотен, обсуждают свои домашние виниловые станки, делятся информацией, передают друг другу секреты мастерства. На форуме собираются музыканты, звукоинженеры и другие аудиогики. Как видите, Хотен не один.
Это целое сообщество. Кстати, троллями они называют себя из-за их одержимости винилом и его изготовлением, люди полностью отдают себя этому делу. Некоторые неделями не выходят из своих жилищ, как подземные тролли. Обычному человеку сложно понять, как Ричарду удается не терять самообладания от такой монотонной работы — сделать 50 копий одной и той же записи, при этом прослушивая снова и снова каждую песню — да, это действительно нелегко. Но сам Ричард говорит, что он полностью погружен в процесс, ему невероятно нравится «видеть звук».
«Даже тогда, когда я еще ничего не знал о домашнем изготовлении винила, я уже балдел от вида звуковых канавок пластинки через микроскоп», — объясняет Хотен.
Загадочный учитель из Германии
Ричард купил свой станок у загадочного человека из Германии известного как Souri. Хотен рассказывает, что все происходило очень необычно (речь идет о процессе обучения у Souri нарезанию канавок на пластинках): «Будто бы испытание какое-то. У тебя есть одна тренировка, которая продлится столько, сколько ты физически выдержишь. Он (Souri) знает все об изготовлении пластинок на дому — вплоть до того, как добиться самых глубоких басов на записи».
У мастера Souri Ричард многому научился: как настроить машину, как работать, чтобы не сломать чувствительный механизм. Он узнал, как делать пластинки так, как это делали раньше. Сейчас все это кажется какой-то сказкой, когда вокруг столько цифровой музыки.
Музыка на шоколаде
На домашнем станке можно резать не только винил. «Можно экспериментировать по-всякому. Знаю парня, который на шоколадных плитках делает записи. Можно использовать все, что угодно. Даже пластиковая часть компакт-диска сгодится. Я использовал и CD, и разные пластмассовые пластины», — говорит Хотен.
Ричард Хотен не делает из винила культа. Он никогда не говорит, что музыка на физическом носителе лучше: «Я думаю, что цифровая музыка и винил не конкуренты друг другу — оба формата хороши по-своему».
Новое — это хорошо забытое старое. Это высказывание не всегда верно, но тут как раз тот случай. Машины для изготовления пластинок в домашних условиях кажутся какой-то инновацией. Разумеется, не стоит ожидать, что завтра все побегут за билетами на самолет до Германии, чтобы купить себе станок, и такое «домашнее» увлечение не составит серьезной конкуренции заводам и стриминговым сервисам, но то, что кто-то этим занимается — это уже здорово.
Самостоятельное изготовление виниловых пластинок
Когда я задумываюсь, почему еще существуют DJ, пользующиеся виниловыми пластинками, в голову приходит ассоциация из музыкальной области. В 80-х годах группы и ВИА стали приобретать так называемые драм-машины, призванные заменить живых барабанщиков с громоздкими ударными установками. Но у меня еще живы ощущения, когда на сцене чего-то не хватало. А не хватало этой громоздкой неудобной ударной установки, являющейся непременной прекрасной декорацией сцены. Вспоминается неисчислимое множество барабанов, барабанчиков, тарелок и тарелочек группы «Гунеш». Но что там вспоминать. То же самое мне приходит в голову, когда я вижу DJ в миди-контроллером или CD-панелью и DJ с виниловыми дисками, заметными даже из конца зала.
Так может ли DJ самостоятельно изготовить диск для собственного выступления?
Когда-то, в давние советские времена, нелегально существовали резаки, которые позволяли записать грампластинку на рентгеновской пленке. И, соответственно, такая музыка называлась «музыкой на костях». Но теперь можно легально не только записать диск в домашних условиях, но хоть купить завод по производству грампластинок. Дело осталось за малым, за ценой.
Итак, у нас реально имеются две альтернативы записи собственных виниловых пластинок, резцы:
Vestax VRX-2000
и Vinylium Dubplate Cutter
.
Частотный диапазон:
Максимальный уровень записи (скорость записи):
Vestax: +10 дБ (5 см/сек);
Vinylium: +4. +8 дБ (5 см/сек).
Выводы:
Запись в виниловых (винилообразных) дисков в домашних условиях возможна. Обратной стороной этого являются прилично ограниченная сверху полоса частот, дороговизна и эксклюзивность оборудования и расходных материалов.
Но, если ради зрелищности DJ готов нести такие издержки, то, в этом случае, цель оправдывает средства.
Примечание:
* Цены на Vinylium даны нас сайте производителя в швейцарских франках, и их эквивалент в долларах, актуальный на момент написания статьи, может с течением времени измениться.
«Алхимия» черного золота меломанов: мастеринг, производство, перворессы и 180 грамм недоверия
Как вы уже, вероятно, поняли из названия, речь снова пойдёт о виниле. Если точнее, то о грампластинках. Динамично растущий тренд, о причинах которого я уже излагал свои мысли, ставит перед любителями грампластинок ряд интересных вопросов, которые ежегодно муссируются на соответствующих форумах. Многие из этих вопросов связаны с самим носителем (записью пластинок, мастерингом, производством, масса-габаритными характеристиками).
Так, многие люди, неравнодушные к винилу, задаются вопросами: на каких пластинках звук лучше (33 или 45 об. в мин.), чем хороши первопрессы, влияет ли скорость записи на качество. Не редки рассуждения о более высоком качестве «тяжёлого винила» (пластинок с массой 180 – 200 гр.) по сравнению со стандартными. Много кипучих споров вызывает сравнение качества старых и новых «пластов», проблемы мастеринга и ремастеринга.
В этом посте я постараюсь детально рассмотреть, каким образом влияют на качество звука грампластинок некоторые аспекты записи и производства (в частности: скорость, мастеринг, порядковый номер пресса). А также ответить на вопрос: «имеет ли место влияние массы винилового диска на конечный результат воспроизведения?». Я последовательно пройдусь по каждому из этапов производства с лирическими отступлениями, касающимися обозначенных выше вопросов.
В этот раз постараюсь избежать рассуждений о «живости» винилового звука. Данные объективных измерений и психоакустических исследований игнорируются людьми с тяжелой степенью винилозависимости. Субъективность теплой виниловой риторики не позволяет вести сколько-нибудь полезных дискуссий на эту тему. Между тем, полагаю, что имеет смысл провести достаточно детальное «анатомирование» некоторых нюансов, дабы пролить свет на вопросы, беспокоящие растущую армию любителей грамзаписей.
Лакер – селекция и дефекты
Чтобы понять от чего зависит качество звука на виниле, имеет смысл рассмотреть весь производственный цикл создания грамзаписи. Полагаю, подобный ликбез будет полезен людям не знакомым с тем, каким именно образом создается виниловая «магия».
Первым этапом создания пластинки является изготовление лакированного эталона (лакера). Круглый алюминиевый диск покрывают слоем нитроцеллюлозного лака. После высыхания нитроцеллюлозы лакированные диски подвергаются селекции. Специалисты по контролю качества оценивают состояние покрытия. Выявление минимальных неровностей приводит к «отбраковыванию» лакера. «Выживает» не многим более 50 %.
Теоретически любой бракованный лакер, проскочивший контроль и не замеченный при «нарезке», отразится на эталонном прессе, и далее на всей серии пластинок, которые будут напечатаны с его помощью. На практике подобные дефекты крайне редки, а любой дефект замечается на том или ином этапе контроля качества. Существует мнение, что если такая пластика все-таки попадет в продажу, то дефект может существенно увеличить её коллекционную стоимость через N-цать лет.
Мастеринг — срезать частоты, оставив музыку
Перед нанесением (нарезкой) записи на лакер необходимо проведение специального мастеринга, при котором запись будет обработана таким образом, чтобы звучать на виниле максимально качественно. Именно на этом этапе формируется почти всё, что впоследствии мы будем слышать при воспроизведении пластинки.
Как материал для звукозаписи, винил достаточно «притязателен», и мастеринг для грамзаписи представляет собой своеобразный компромисс. С одной стороны, мастеринг-инженер стремится сохранить максимум из исходной записи (передав все музыкальные нюансы), с другой – сделать так, чтобы записанная дорожка не вызывала проблем при воспроизведении.
Сложность винилового мастеринга связана с тем, что более громкие и низкочастотные волны занимают на дорожке большую ширину и глубину. Соответственно, чем выше динамический диапазон и чем шире частотный, тем большую площадь будет занимать дорожка с такой записью. Исходя из этого, можно сделать вывод, что максимальное качество звука на грампластинке получается при нарезании наиболее глубоких и широких дорожек, максимальным шагом между ними и использовании максимальной скорости вращения диска при записи/воспроизведении.
Идеальным форматом для высокого качества грамзаписи многими инженерами считается один трек на одной стороне 12 дюймового диска, при скорости 45 оборотов в минуту (RPM). Скорость 78 RPM практически не используется в современной грамзаписи. Подавляющее количество современных пластинок записываются/воспроизводятся на скорости 33 оборота в минуту (RPM). При этом пластинки с более высокой скоростью воспроизведения быстрее изнашиваются и, в связи с неэкономным использованием площади, содержат меньше записей. Соответственно, создание коллекции из таких дисков потребует больше вложений.
Существенным аспектом мастеринга грамзаписей является коррекция АЧХ и «смягчение» так называемых «проблемных» диапазонов. Наиболее критичным в этом отношении является участок спектра от 5800 до 7900 Гц, а также единичные резонансные частоты.
Кроме того, любая стереофонограмма, записанная на винил, имеет ряд ограничений по панорамированию. В «виниловом» мастеринге нельзя допускать противофазы левого и правого каналов в области низких частот. Подобный сигнал невозможно воспроизвести в LP формате, по причине широкой траектории записи низкочастотных волн. В случае «несфазированности» каналов грамзаписи, при воспроизведении игла проигрывателя может попросту слететь с нужной траектории. Именно поэтому НЧ-сигнал на правильно обработанных грамзаписях воспроизводится в моно, а СЧ и ВЧ в стерео.
Не менее важным нюансом считается уровень RMS (измеритель действующих значений) исходной записи. При нарезке лакера уровень RMS записи не должен превышать — 12 дБ RMS. Более высокий показатель (особенно в области ВЧ) способен привести к перегреву головки токарного резака.
Сапфиром по лаку – прессом по ПВХ
После селекции лакеры отправляют в студию, и начинается второй этап – запись эталона. Нарезка осуществляется с помощью специального станка — токарного резца, в котором использована специальная сапфировая (алмазная, рубиновая) режущая головка. Контроль осуществляется с помощью микроскопа.
При проведении записи головка резца требует постоянного охлаждения, которое проводится с использованием сжатого гелия. Лаковая стружка от вырезанной дорожки убирается своеобразным пылесосом.
Лакер с записью отправляется на производство, где аэрозольным способом последовательно покрывается двухлористым оловом и серебром. Олово позволяет серебру «прилипнуть» к диску. После этого для увеличения прочности диск гальваническим способом покрывается никелем.
После никелирования металлическая часть эталона отделяется от лакера. В дальнейшем металлический оттиск применяется для штамповки серийных пластинок.
Штамповка готового серийного диска осуществляется при помощи пресса, создающего давление около 1000 кПа или 100 тонн силы на кв.см. Горячий пресс, с установленными эталонными штампами, сплющивает куски поливинилхлорида (в профессиональном жаргоне «печенье»), отпечатывая на них запись.
После этого происходит охлаждение практически готовой пластинки. Далее происходит обрезание кромки, проводится процедура контроля качества, упаковки, и готовый винил поступает в продажу, но это уже история далёкая от вопросов качества записи.
Первопресс – целесообразно или нет
В контексте вопросов о первом прессе более всего нас интересуют процессы штамповки и мастеринга, а также то, что происходит с эталоном во время тысячекратного применения. Как уже отмечалось, характер звучания зависит от мастеринга, проведенного перед созданием эталона, качества лакера и точности записи на резаке. Но эталон не вечен и изнашивается в процессе массового производства. Поэтому поводу возникло достаточно логичное предположение о том, что звучание пластинки, которую выпустили раньше, будет лучше и точнее.
Сами производители грампластинок признаются, что технология изготовления виниловых дисков не позволяет получить два абсолютно идентичных носителя. Соответственно, каждая пластика в каких-то крошечных деталях будет звучать по-разному. При этом те самые легендарные «первопрессы» в каких-то малозначительных (для большинства людей) нюансах будут звучать ближе к исходному оригиналу.
При переиздании, особенно современном, давно записанных альбомов на виниле, необходим повторный мастеринг. Единых стандартов для мастеринга нет. Новый процесс подготовки грамзаписи к изданию, как правило, проводится новым мастеринг-инженером, который, зачастую, не связан ни с исполнителем, ни с его продюсером. У этого инженера может быть свой «взгляд» на то, что и как должно звучать. Поэтому не редки случаи, когда первое и последующие издания существенно отличаются в звучании (правда, иногда сложно определить в худшую или лучшую сторону).
Естественно, что «как бы TRUE» считается именно то издание, над которым работал мастеринг-инженер, связанный с коллективом или исполнителем. Как правило – это именно первый релиз или сверхредкая промо серия. При этом даже убежденные винилопоклонники, съевшие больше «собак» на этой теме, считают первопресс лишь относительным преимуществом. Это отношение хорошо резюмировал в своей статье автор аудиофильского ресурса inthouse.ru, Олег Бочаров:
«Порт уверен, что все современные переиздания стоимостью 30 долларов ничего не стоят вообще. Никакие плакаты, картинки и буклеты не спасают эту чепуху. Ко всем бонусам и надписям вроде «напечатано с оригинальной мастер-записи» Том Порт относится с презрением.»
Цитата: Stereo.ru
В ряде случаев взгляды Порта относительно обоснованы. Так, некоторые небольшие студии в Европе не учитывают многих особенностей мастеринга и издают откровенную халтуру. Но, вопреки его мнению — это явление не является абсолютной истиной, обязательным условием современного релиза и даже широко распространённой практикой. Более 70 % современных релизов и переизданий могут конкурировать с винтажными пластинками по качеству записи. Могу также отметить, что некоторые современные издания почти неотличимы от старых. Не мало современных мастеринг-инженеров намеренно используют саунд концепции своих коллег из прошлого, чтобы добиться того самого винтажного «true vinyl sound».
180 грамм или чего стоит масса
Многие утверждают, что тяжелые и толстые пластинки (от 180 г. и выше) звучат значительно качественнее, чем менее тяжелые. Обоснований для подобных утверждений зачастую не приводится.
Исторически сложилось, что высококачественные релизы, в момент появления тяжелых прессов, выпускались на более тяжелых «пластах» с массой 180 – 200 грамм. Там и мастеринг был более совершенным, и оригинальные мастер ленты применялись, и технология производства была совершеннее. Но это относится лишь к западным пластинкам конца 60-х – начала 70-х. Советские грамзаписи начала 60-х также были толстыми и увесистыми (в основном для увеличения прочности), но не обладали высоким качеством звучания. В традиции закрепился стереотип о том, что тяжелый винил – это хорошо, а тонкий — как получится.
Сегодня тяжелый винил (как и любой другой) может оказаться совершенно любым. Не мало компаний выпускают толстые пластинки намеренно, дабы привлечь покупателя заветной надписью «180 g», напоминая о времени, когда сахар был слаще, а трава зеленее. При этом мастеринг может оставаться совершенно никаким, как и исходник и качество самого материала пластинки.
Между тем тяжелый винил имеет ряд вполне ощутимых преимуществ: более высокая прочность, способность дольше выдерживать нарушение условий хранения, а также стабильность при проигрывании (что не слишком актуально для владельцев качественных проигрывателей с тяжелыми дисками и столами).
Говоря проще, как мы уже выяснили, наиболее существенным фактором, определяющим качество звучания грамзаписи, является мастеринг, а увеличение массы и толщины скорее служит для повышения долговечности.
В сухом остатке получаем следующие выводы:
Искренне надеюсь, что статья оказалась полезна тем, кто не ищет лёгких путей и рискует связываться с винилом или просто интересуется этой темой.
Напоминаем, что у нас можно приобрести:
dastereo.ru
dayrecords.ru
vinylrecords.ru
mixed.news
Stereo.ru
На подготовку материала оказало влияние творчество видеоблогера stalker29218 И.В.