Как сделать текст более живым
Как написать живой текст вопреки всему
В этой заметке я решил поделиться своим собственным опытом о том, как писать хорошие живые тексты, которые легко и интересно читать, а главное, которые будут пользоваться успехом у заказчиков, ведь им нужны не механические, а живые и яркие тексты.
Опыт копирайтера у меня совсем небольшой, можно сказать, что его совсем нет. Зато есть опыт в журналистике, которым я и хотел бы поделиться.
Оговорюсь сразу, мои советы носят не академический характер, скорее, наоборот. Я достаточно много прочитал материалов в том же Интернете, на тему «как писать статьи». С чем-то я согласен, что-то считаю не важным, а с чем-то бы поспорил. Что могу сказать определенно, так это то, что для того чтобы писать хорошие тексты, нужен талант. У кого таланта нет, тому нужны различные правила и советы. Но даже талантливому автору, необходима постоянная практика, чтоб шлифовать и полировать свои тексты.
Итак, перестаю утомлять читателей вступлением и перехожу непосредственно к советам.
— Совет первый и основной. Как говорите, так и пишите. Что это значит? Мой личный опыт показывает, что писать надо тем языком, которым говоришь. А для этого желательно знать, о чем ты говоришь, и, соответственно, пишешь. Когда это происходит, то текст рождается в голове, проговаривается, идет легко и свободно. И задачей автора является просто успевать его фиксировать.
— Совет второй. Суть написанного, должна быть сформулирована и поместиться в одно предложение,в независимости от того, каков будет окончательный объем материала. Это будет давать возможность понимать основную суть статьи, не сбиваться и не терять нить. Если же нет цельного понимания теста, то возможны противоречия, обрывы, перескакивания и даже откровенные глупости.
— Совет третий. Ритм и темп. Мне встречались тесты, которые написаны хорошим языком, разбитые на ровные красивые абзацы, однако при этом не читаемые. И дело тут в монотонности и, я бы сказал, унылости. Такой тест вгоняет в спячку и читать его невозможно. Поэтому, если тест для живого человека, то он должен «прыгать и скакать». Внешне это выражается в различной длине как предложений, так и абзацев. И короткие предложения должны чередоваться с длинными.
— Совет четвертый. Есть такое выражение «жечь глаголом». Это надо воспринимать буквально. И глаголов должно быть побольше.
— Совет пятый, и последний. И не от меня, а от Хемингуэя: «Пишите пьяным, редактируйте трезвым». 🙂
Повторюсь, эти советы взяты из личного опыта и могут не совпадать с чьими-то представлениями о хорошем тесте. Что ж. Сколько людей, столько и мнений. И истины в последней инстанции тут нет.
Как оживить текст
Как сделать тексты более живыми
Взяв заказ, любой автор жаждет интересно написать статью. Каждый желает, чтоб его тексты пользовались успехом, были востребованы, выходили в ТОП. При нынешней конкуренции и обилии сайтов однотипной тематики это сделать непросто.
Порой с горечью приходится наблюдать, как заказчик просит переделать тексты на сайте. Статьи очень хорошо, грамотно написаны, но не приносят пользы. Автор в них вложил душу, они повисели в интернете без пользы, теперь другому человеку придётся над ними работать. Жалко автора и обидно за него — его труд не востребован.
Как оживить текст
Единой рекомендации нет и быть не может. Каждая статья требует особо подхода. Автор должен иметь своеобразное чутьё: может ли он допустить вольности, или текст должен строго соответствовать канону.
Копирайтеру, пишущему больше 15 тысяч знаков в день, не до раздумий — хоть бы успеть в срок сдать заказ. К концу дня напрягают даже простые предложения: правильно ли они составлены. Проще тем авторам, у которых гонорары выше, они имеют возможность над каждым текстом работать дольше.
Формула проста: чем больше времени уделено написанию статьи, тем она качественнее. Исключение — тематика, которую копирайтер знает вдоль и поперёк.
Чем уместно разнообразить статью
Цитаты
Заметно оживляют текст, придают ему весомость. Можно предварить статью эпиграфом, вставить посредине. Раньше цитировали классиков литературы, сейчас цитируют ярких личностей из интернета, приводят их высказывания из интервью. Текст становится более значимым, возрастает доверие читателей к информации.
Можно обзавестись сборником цитат, делать в блокнот важные выписки, обращаться за помощью к поиску в интернете.
Синонимы
Выполняют двойную роль:
Достаточно подобрать к словам, часто встречающимся в тексте, близкие им по смыслу, как восприятие текста улучшится многократно. Где взять?
Есть такая функция в редакторе Word. Достаточно выделить слово, вызвать правой кнопкой меню, нажать «Синонимы», просмотреть список предложений. На рисунке видны вариации к слову «Загляните»:
Посмотрите раздел «Программы для копирайтера», где описаны проги для синонимайзинга. Можно использовать две программы:
Аналогия
Не всегда читателю ясно, о чём идёт речь, для чего покупать этот продукт, с чем сравнимы выгоды от его приобретения. Копирайтеры придумывают аналогии, позволяющие разнообразить статью, сделать её интересной для восприятия.
Для рекламы спортивного автомобиля AUDI RS 6 Avant quattro придумана фраза, подчёркивающая бесшумность двигателя при сравнении с пульсом: «Когда пульс громче, чем двигатель».
В статье о жестком диске WD его назвали надёжным местом для счастливых моментов. По аналогии ясно, почему: на нём легко хранить ценные семейные фотографии, любимые фильмы и музыку — всё, что доставляет человеку счастливые моменты.
Метафоры
Что такое метафора? Художественный приём, троп, некий образ, построенный на употреблении слов не в прямом, а в переносном значении. Помогает оживить текст.
Слегка упрощённая подача материала
Читателю скучны статьи с мудрёными словами и сложной терминологией, в виде научного трактата. Поможет умение передавать смысл простыми словами. Они действуют более убедительно, доверительно.
«Это инновационное средство, в состав которого входят природные компоненты».
«Прекрасное средство из натуральных продуктов»
Сухие штампованные фразы не всегда хороши. Целевой аудитории свои мысли нужно доносить привычным (ей) языком. Видя лёгкий текст, читатель оживится, — ему легко прочесть статью до конца. Запинаясь об инновации и прочие заковыристые словечки через каждые три строчки, одолев два абзаца, он с досады закроет страницу.
Разговор с читателем
Часто используется в статьях для блогов и сайтов, заинтересованных в большом количестве комментариев. Периодически провоцируют читателя, подталкивая его высказать своё мнение, точку зрения, поспорить. Своеобразный троллинг, дающий эффект. Статья дополняется десятками комментариев. Страница влетает вверх, задача выполнена.
Читатели задают вопросы, часто подбрасывают идеи для новых статей, помогая владельцу решить проблему наполнения сайта.
С помощью перечисленных приёмов легко вывести тексты на качественно новый уровень, интересно написать статью, получить одобрение от заказчика. Вместе с оживлением материалов возрастает их востребованность и уровень доходов копирайтера.
Как сделать тексты более живыми
Легко ли быть мамой-копирайтером?
7 секретов написания отзывов
Учись, доводи своё копирайтерское мастерство до совершенства. Ан нет. Качество контента уже не первый год прочно удерживается на отметке «серость и скука». Неужели ни у кого нет желания создавать искромётные и живые тексты?
Для кого пишутся все эти словесные трупы? Кто покупает их, превращая собственный ресурс в кладбище буквознаков. Реальной пользы от скучного вялого текста нет. Он не несёт информацию, идеи и энергию. Мы выступаем против подобных творений и сегодня даём парочку полезных рекомендации по оживлению статей.
Примеры
Хотя, по мнению Марка Твена, хороший пример весьма раздражает, мы рискнём обратиться именно этому методу.
Особенно, если цель статьи – передать опыт, знания и чему-то научить пользователей. Примеры возместят отсутствие практических занятий.
Большинство людей легче воспринимают информацию через конкретные примеры, нежели скучные теоретические выкладки.
Кстати, яркий пример значительно повышает уровень доверия к вашему тексту.
А кому хочется стать пустобрёхом в глазах читателей? Из серой массы одинаковых статей выделяются те, что содержат примеры.
Вам к лицу вывеска «скучный автор»?
По мнению классика копирайтинга Гэри Бенсивенга, скучные писатели создают скучные тексты.
Скучный текст сродни сухим деловым документам. Читая некоторые перлы, прямо-таки видишь их авторов с нарукавниками за конторским столом.
«В последнее время заметна тенденция», «не секрет что…», «из этого следует…» и тому подобное в стиле серых канцелярских мышей.
По нашему мнению: канцеляризмы применяются по неграмотности или для заполнения необходимого объёма текстов.
А теперь прикиньте: ваша целевая аудитория – мыслящие люди или какие?
Закон древних цивилизаций «хлеба и зрелищ» действует и по сей день. И очень успешно используется. Покормите мозги своих читателей, но сделайте это ярко.
Интересные авторы используют живые слова
Представьте себя стрелком из лука. Тогда мозг пользователя – это ваша мишень. А слова – это стрелы. Тупые стрелы, даже попав в цель, отскочат от мишени. Выбирайте острые, лучшие инструменты для поражения своих целей.
Писать можно грамотно, а можно впечатляюще. Сказать забавно или незабываемо.
Единственного правильного слова достаточно для возбуждения фантазии целевой аудитории. И только от мастерства автора зависит: в какие цвета раскрасится картинка.
Уже написанную статью отложите на некоторое время. Отдохните, прогуляйтесь. А теперь перечитайте и попытайтесь подобрать более сочные синонимы.
Метафора – стильное дополнение
Использование метафор в тексте – это высший пилотаж копирайтинга. Образные сравнения приходят в голову лишь действительно творческим людям. Попробуйте развить в себе эту способность, ведь зерно таланта есть в каждом из нас.
Метафоры оживляют и придают динамизм, определяют стиль и делают тексты узнаваемыми, авторскими. Невозможно сделать глубокий рерайт метафоры, она уникальна, как жемчужина в раковине моллюска.
Она рождается спонтанно и её просто необходимо выложить «в текст». Метафора должна быть понятной и уместной. Слишком мудреные изыски оттолкнут пользователя или просто останутся непонятыми.
Сторителлинг – ещё одна изюминка
Используете ли вы истории в своих текстах? Даже самые коротенькие байки?
Знайте, что сторителлинг входит в пятерку сильнейших средств привлечения публики. Слово «история» притягивает как магнит, такая статья не останется незамеченной.
Рассказывайте истории из своей жизни. Они интереснее, чем рерайты чужих.
Сторителлинг – это частичка жизни на бумаге. Покопайтесь в своих закромах, наверняка найдется горсточка изюминок для оживления статей.
В ход пойдут и истории со счастливым концом, и рассказы о неудачах. Это опыт, а он всегда интересен, даже и со знаком минус.
Между прочим, может быть, у вас есть фирменные способы оживления текстов?
Как сделать текст более живым
Бывает так: решаешь написать статью в блог, пост в соцсети или черновик будущей книги. И всё складывается: приходят вдохновение и удачные метафоры. Кажется, вот оно. Перечитываешь написанное и… пшик. Идеальный текст в реальности выглядит сухим, плоским и неинтересным. Почему так получается? Мало души, чувства или опыта?
Хороший текст — разный. Реалистичный. Красочный. Эмоциональный. Драйвовый. Всё это можно уместить в одно слово: текст должен быть трёхмерным. И создать его — самая сложная и в то же время увлекательная задача писателя.
Автор книги «Живой текст», писатель Карен Визнер, раскрывает все секреты. Придумать отличный сюжет и антураж. «Написать» словами портреты харизматичных героев. Книга поможет создать качественную прозу: после неё новички смогут написать своё первое произведение, а мастера с опытом узнают новые «фишки». Она расскажет, как превратить буквы в настоящий живой, дышащий, бурлящий текст.
Путешествием по трём измерениям
Хороший текст обладает тремя важными качествами: длиной (сюжетная основа), шириной (композиция) и глубиной (богатство образов, сюжетных ходов, метафор, художественных приемов). И если с первыми двумя легко справятся писатели-новички, то с глубиной всё гораздо сложнее.
Хорошая новость: к глубине можно найти подход. Если правильно проработать каждый элемент: роль персонажей, их внешность, характер, сила и слабость, способности, конфликты, цели, мотивы, окружение.
Чтобы придумать классный текст, нужно проникнуть в самые глубины писательства, — источник
Книга «Живой текст» — про то, как создавать многоуровневые тексты, от которых невозможно оторваться. Её придумала автор многочисленных романов, детективов, научно-фантастических историй и детской прозы — писатель Карен Визнер. Она составила руководство, которое поможет написать отличный текст с нуля.
Первые 250 слов
В чем задача писателя? Сделать так, чтобы читатель перевернул страницу. Это касается как научного редактора, так и случайного покупателя. Помните: первые 250 слов решают все. После этого читатель либо втягивается в процесс чтения, либо нет. Это очень небольшое пространство для маневра.
«Цеплялки» в тексте
Если вы не на шутку испугались правила 250 слов, не волнуйтесь. Есть много способов начать. Некоторые отлично подходят к одной книге, но совершенно не работают в другой. Нужно выбирать. Уметь выбирать.
Например, приём «Ложный пролог». Здесь кульминационная сцена изымается из середины/конца книги и помещается в начало. Так читатель сразу «пробует на вкус» главное и драматичное событие всей истории.
Кадр из фильма «Грозовой перевал», снятого по роману Эмили Бронте. В книге использован эффектный приём «Ложный пролог», — источник.
Приём популярен у режиссеров: благодаря ему фильм можно начать с напряженной, зрелищной сцены. Примеры книг с «ложным прологом»: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Стефани Майер «Сумерки, сага» (книга 1), Эмили Бронте «Грозовой перевал».
Персонаж: вчера, сегодня, завтра
Герой, сюжет и антураж — святая троица литературы, связь между ними должна быть неразрывной. Но персонаж все-таки остается главным компонентом истории. Без персонажей любой вымышленный мир, даже самый удивительный и живописный, будет всего лишь пустынным пейзажем.
Упражнение из книги, которое помогает рассказать о прошлом, настоящем и будущем героя
Карен Визнер уверена, что ни одно измерение нельзя отбросить, забыть, урезать или проигнорировать — ни нарочно, ни случайно, ни по уважительной причине (даже если редактор негодует и просит сократить объём). С первых же страниц читателю нужно узнать нечто о целях героя, о его надеждах и ожиданиях. И не забыть описать нынешнего, вчерашнего и будущего героя, ведь каждое событие так или иначе влияет на его личность.
Любимые герои всегда детально «прорисованы»: мы знаем про их прошлое и видим, как они меняются от страницы к странице, — источник.
Например, в книгах про Шерлока Холмса мы узнаём про прошлое главного героя: свой знаменитый метод он разработал, еще будучи студентом, расследуя случаи из жизни однокашников. Так персонаж становится ближе нам и притягательнее.
Что ещё в книге
Метод Визнер похож на работу художников: сначала они подготавливают поверхность холста, затем кладут мазки, добиваясь единой текстуры, в которой каждый тон, каждый оттенок проявляет и усиливает все остальные.
Ещё вы найдёте в книге:
Раз — и вы создаете героев. Два — расписываете сюжет. Три — прорисовываете антураж. Книга научит работать с каждым оттенком, прописывать детали и раскрашивать текст красками. А ещё вы получите мощный заряд вдохновения и сможете создавать по-настоящему качественную прозу. Живую. Влюбляющую с первых страниц.
Топ-7 магических приемов оживить текст
Иногда нашим текстам недостает эмоциональной окраски, они кажутся скучными и безликими, заставляют читателей прилагать массу усилий, чтобы сконцентрировать внимание и дочитать их до конца. Известный копирайтер Джо Витале предлагает использовать следующие волшебные средства магического воздействия на читателя, при помощи которых тексты оживут на глазах и начнут дышать, ходить, плакать, смеяться и даже говорить. Заманчиво, не правда ли?
1. Пишите ясно. Тексты должны быть живыми и лаконичными. Люди по натуре своей очень ленивы. Они не любят читать длинные тексты, плотно начиненные фаршем из трехэтажных заумных конструкций, разбавленных интеллигентными терминами, блокирующими поступление информации в вентромедиальную и префронтальную кору головного мозга читателя:). Так писать не следует. Копирайтер должен уметь говорить о длинных вещах коротко и ясно. Вобщем, сокращайте все, что можете сократить.
2. Используйте синонимы, когда хотите выразить мысль другими словами, чтобы не повторяться. Синонимы способны творить настоящие чудеса. Чтобы убедиться в этом, возьмем, к примеру, простое слово «ясный» и посмотрим, сколько у него синонимов.
3. Используйте словарь сравнений. Иногда в нем можно отыскать действительно интересные варианты, которые очаруют Ваших читателей и сделают текст еще более гипнотическим. Только представьте, как читатель скользит по строкам вашего текста и вдруг натыкается на интересное сравнение, которое вызывает определенные образы и создают глубину. Прочтите эти строки и подумайте, почему они цепляют? Какие картинки Вы видите, читая их?
«И перед младшею столицей померкла старая Москва, как перед новою царицей порфироносная вдова. »
«Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз».
«Шум волн тихий, как шепот».
Вся магия в том, что эти сравнения рисуют в воображении каждого человека свои особенные образы, которые оживают. Именно этим приемом пользовались многие известные русские классики, сравнение широко применяют и рекламисты в своем ремесле : (некоторые из примеров)
«Архыз». Это больше, чем просто вода!»
«Тает во рту, а не в руках»
«Как у мамы, только лучше!»
Тексты становятся гораздо лучше, когда в них присутствуют сравнения. Но с ними нужно поступать очень аккуратно. Чрезмерная порция может вызвать передозировку у читателей и они окажутся в коме, когда их сознание больше не сможет озарить ни одна светлая мысль.
4. Иногда выручает словарь словесных ассоциаций. Он может помочь поймать творческую жилку и отыскать «сочные» словечки для цепляющего текста. Нужно просто открыть книгу, найти нужную категорию и попробовать выпустить сознание на свободу, чтобы найти связь между словами и основным замыслом Вашего текста.
5. Не хорошо написано, а отлично переписано. Джо Витале сначала советует писать, а потом редактировать. Процесс можно сравнить с работой скульптора, который сначала делает форму, а потом оттачивает ее до совершенства. Давайте попробуем вместе:
Заменим «прокралась» на «проскользнула», получаем:
«она проскользнула в комнату как мышка»
6. Заменитель сахара тоже сладкий! Если ваши светлые головы не посещают креативные идеи, можно краешком глаза подсмотреть их у конкурентов. Это еще и способ быстро научиться хорошо писать тексты, грамотно и красиво расставлять слова, складывать их в красивые литературные формы. Марк Твен учился писать, подражая великим писателям. Он изо дня в день переписывал произведения великих, познавая тайный литературного мастерства. Переписывая Тургенева или Достоевского, вы будете замечать то, что раньше никогда не видели, помимо этого, вы будете прикасаться к тем ощущениям, которые испытывали великие мастера, создавая шедевральные произведения.
7. Используйте цитаты. Странно, но люди их любят. Западными учеными было проведено исследование, когда одно группе людей давали прочитать текст без цитат и тот же самый текст с цитатами. Последняя группа находила текст более интересным и даже живым. Цитаты придают определенную остроту и эмоциональную окрашенность. Как говорил Марк Твен: » интеллект человека сравним с пороховой бочкой, сам он не может себя поджечь, огонь должен прийти извне».
Tipler надеется, что эти простые, но в то же время действенные принципы помогут создавать интересные тексты, которые взорвут сознание читателей:)