Как сделать теоретическую часть проекта
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ теоретической части проекта
Теоретическая часть индивидуального проекта– краткое изложение в письменной форме содержания работы.
Необходимо выбрать наиболее интересную для Вас тему.
Подобрать и изучить по ней литературу. В качестве литературы могут быть использованы книги различных авторов по данной теме (или главы в книгах), статьи в печатных изданиях, справочные издания, а также ресурсы Интернета, мультимедийные источники. Не следует делать основной акцент на Интернет – ресурсы, т.к. информация, содержащаяся на многих сайтах однотипна, Ваш теоретический материал не будет уникален, что не позволит Вам получить достойную оценку своей работы.
Примерный план написания теоретической части:
· Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
· Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
· Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
· Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость». – где и как можно использовать знания и продукт проекта
Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
· Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.
· Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
· Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
· Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
· Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – арабскими цифрами.
I. Введение.
Во введении обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему она заинтересовала автора.
а) Почему я выбрал эту тему
б) Актуальность темы на сегодняшний день
в) Цели и задачи работы.Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми
г) Историография вопроса (обзор литературы на данную тему)
· Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
· Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
· Далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
· Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость» – где и как можно использовать знания и продукт проекта
II глава. Основная научная часть.
Здесь в логической последовательности излагается материал по теме проекта. Дается историческое описание темы. Дается анализ актуальности темы в современном мире. Описываются возможности использования в современной жизни. Эту главу целесообразно разбить на подпункты (с указанием в оглавлении соответствующих страниц).
Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.
Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования
После каждой главы проекта делается вывод.
III глава. Заключение.
В этой главе автор подводит.
а) итог работы, краткий её анализ, основные выводы по всему реферату
б) личное мнение по теме реферата
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Как написать теоретическую часть курсовой
Если Вашего ВУЗа нет в списке, тогда уточните у преподавателя или одногруппников, в какой системе будут проверять уникальность. После этого заказывайте конкретно в той системе, в которой Вас будут проверять.
Если у Вас нет возможности узнать, в какой системе будут проверять, тогда заказывайте повышение по всем сразу.
Курсовые – один из самых привычных и распространенных видов научных работ. Студенты пишут их минимум один раз за семестр, а на некоторых специальностях – даже по 3-4 раза за полгода. Но крайне редко удается сдать курсовую работу с первого раза, потому что к ней более строгие требования, чем к стандартному реферату: научная значимость, оформление, литература, качество текста.
Классическая курсовая работа состоит из следующих разделов:
Введение и заключение курсовой работы оформляются по образцу, и в них очень трудно допустить ошибку. Да и с ними, как правило, помогает преподаватель. По списку литературы и приложениям тоже не может быть вопросов, – это элементарные разделы, которые всегда выглядят одинаково. Практика– уже сложнее, но по ней трудно советовать, потому что все зависит от каждой конкретной темы и поставленных целей.
А вот теория в курсовой работе – та часть, которая стандарта для всех специальностей, но имеет целый ряд нюансов. В отличии от практики, здесь есть общие правила, которые необходимо строго соблюдать. Если вы один раз научитесь писать теорию, то справитесь со всеми следующими курсовыми работами, а потом и дипломом. Поэтому о ней мы и поговорим в рамках данного материала.
Как написать теоретическую часть
Чтобы понять всю значимость теории в курсовой работе, просто представьте, что это половина всего вашего текста, 50 процентов работы. Как правило, на теоретическую часть отводится около 30-40 страниц, но могут быть исключения в большую сторону, а вот в меньшую – нет.
Начнем с общего, со структуры. Теоретическая часть делится на несколько разделов: в идеале на 3, но в отдельных случаях допустимо на 2, 4, 5 или 6, а больше 6 – уже запрещено требованиями учебной методички. Каждый раздел должен являться логичным продолжением предыдущего, чтобы в итоге получился большой связный рассказ.
Информация в теоретической части строго зависит от практики, от второй главы. Теория – те знания, без которых нельзя выполнить практические исследования. Существует даже необязательная, но полезная рекомендация: каждый пункт теории должен соответствовать пункту практики (1.1. соответствовать 2.1, 1.2. – 2.2, и т.д.). Если в вашей курсовой работе такая тактика применима, то пользуйтесь, чтобы уменьшить шанс запутаться. Если нет – ничего страшного, ведь для вас существует шаблонный план:
Помимо структуры и рекомендуемой информации к каждому разделу, важно знать и об общих требованиях к научной литературе, используемой в теоретической части:
Да, существуют фундаментальные знания, которые были получены еще несколько веков назад. Но наука не стоит на месте, и большинство теорий или законов модернизируются со временем. Не забывайте, что вносят свой вклад и молодые специалисты. Поэтому в вашей работе должна быть использована современная литература и современные подходы. В учебных методичках даже есть требования к дате публикации источника: как правило, он не должен быть старше 15-20 лет.
Станет ошибкой использовать только отечественную литературу. Нашим соотечественникам безусловно доверяют, но считается, что студент должен рассмотреть и труды их зарубежных коллег, чтобы не допустить необъективности. Определяя источники информации, позаботьтесь, чтобы минимум 30 процентов из них принадлежали зарубежным авторам.
И конечно, не забывайте про требования к самим авторам. Это должны быть известные и признанные ученые или специалисты. Помните, что ваш список литературы обязательно будет изучен на защите, и если комиссия увидит незнакомые фамилии, то незамедлительно обратит на это внимание и спросит вас об этих людях. А если вы еще и сами не сможете рассказать, кто это, то готовьтесь выпрашивать «тройку».
Давайте подведем итог. Чтобы правильно написать теоретическую часть курсовой работы, вам следует отталкиваться от практики: вы определяете, какими знаниями необходимо обладать, чтобы выполнить расчеты, опыты или исследования во второй главе. Затем подбираете литературу, согласно правилам, представленным выше. И в итоге из десятков источников составляете логичный связный рассказ, предшествующий практике.
Как видите, ничего сверхсложного здесь нет. К тому же, вашу теорию обязательно проверит научный руководитель, и если в ней будут ошибки, то он вам их покажет и поможет исправить. Да и чаще придираются к практике, чем к теории, потому что вторая глава объективно важнее первой.
Но здесь есть другая серьезная проблема. Каждый студент должен понимать, что именно первая глава курсовой работы в наибольшей степени влияет на итоговый процент уникальности, ведь именно в ней антиплагиат находит больше всего заимствований. Почему так происходит и как избавиться от этих самых заимствований, мы расскажем далее.
Проверка уникальности
Проверка уникальности – это сравнение текста на схожесть со всем контентом, написанным ранее и размещенным в Интернете и базах данных. Чтобы получить допуск к защите, вам необходимо набрать определенный процент: он зависит от специальности, но обычно это 40-80 процентов.
Все ВУЗы пользуются одним из пяти сервисов проверки, одобренных Министерством образования:
Узнать необходимый процент и антиплагиат своего учебного заведения вы можете у преподавателя или в деканате. Это открытая информация.
Как нетрудно догадаться, вся теория, которой вы пользуетесь, размещена в Интернете и базах данных, и антиплагиат снижает процент, посчитав, что вы хотите обмануть преподавателя. И вы никак не сможете изменить текст, потому что нельзя пересказать своими словами законы или теории.
Как быть, если информацию нельзя изменить, а процент уникальности – слишком низок? Предлагаем воспользоваться одной из двух наших услуг и повысить оригинальность курсовой онлайн:
Суть кодирования заключается в изменении программного кода документа для конкретного антиплагиата. Вы сами указываете необходимый сервис проверки и процент, а через 5 минут получаете уникальную работу. Стоимость услуги – всего 7 рублей за страницу текста.
Профессиональный рерайт – ручной труд наших сотрудников. За 3 дня они полностью перепишут ваш текст и сделают его уникальным для любого сервиса проверки, не нарушив смысл и структуру курсовой. Стоимость услуги – 100 рублей за страницу текста.
Нашими услугами уже воспользовались 300 000 студентов. Все они заказали кодирование или профессиональный рерайт, а итог получился одинаковым: они добились высокой уникальности и успешно защитились. Мы можем помочь и вам. Обращайтесь!
Как правильно написать теоретическую часть курсовой работы + пример
Теоретическая и практическая часть курсовой работы одинаково важны: от их качества зависит итоговая оценка студента. Про практическую мы уже писали, а сегодня расскажем, что нужно писать в теоретической части курсовой и приведём пример, как оформить этот раздел.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Больше полезных советов, которые помогут готовить рефераты, курсовые и дипломные проекты на отлично, можно найти в нашем информационном телеграм-канале. Подписывайтесь и на специальную группу, где мы делимся выгодными предложениями.
Теоретическая часть курсовой работы: что это, как назвать, из чего состоит
Расскажем подробнее об этом разделе и разберём его структуру.
Что такое теоретические аспекты в курсовой
Теоретическая часть курсовой — это фундамент для дальнейших практических исследований. В этой главе студент излагает теоретические основы по выбранной теме, приводит главные определения, ключевые теории, методики и подходы.
По сути, данная часть — обзор литературы по теме исследования.
Как назвать теоретическую главу в курсовой
Название теоретической главы должно раскрывать суть объекта вашей работы. Например, если курсовая посвящена концепции харизматического лидерства в политике, которую в практической части студент рассматривает на конкретных примерах, то в первом разделе следует рассмотреть природу и типологии политического лидерства, подробно остановившись именно на его харизматическом виде.
Структура теоретическая части курсовой работы
Как правило, теоретическая глава курсовой работы состоит из следующих пунктов:
Что писать в теоретической части курсовой и как её оформлять
Дадим несколько полезных советов, как писать теоретическую часть курсовой работы.
Как начать теоретическую часть в курсовой
Исходя из структуры этого раздела, в первом пункте стоит отразить основные взгляды, которые сложились у учёных разных периодов на объект вашего исследования.
Правильно написать данную часть поможет хорошо подобранный список литературы: вы должны последовательно раскрыть историю изучения вопроса. Советуем брать пособия и монографии авторитетных авторов и не ограничиваться русскими учёными: лучше, если вы продемонстрируете комплексный подход не забудете про работы зарубежных исследователей.
Первый пункт пишется по хронологическому принципу: здесь нужно отразить, кто впервые исследовал данную тему и как она раскрывалась в дальнейшем.
Тех учёных, на работах которых базируется ваше исследование, стоит также упомянуть во введении (где вы пишете о теоретической базе исследования) и заключении.
Теоретические аспекты в курсовой работе — важная часть её содержания
Как написать теоретическую часть курсовой
При подготовке следующих пунктов теоретической главы действуем так же:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Оформление теоретической части курсовой работы
Требования к оформлению учебных работ можно найти в методических указаниях, которые есть на многих кафедрах. Если же у вас такого пособия не оказалось, рекомендуем ориентироваться на ГОСТ 7.32-2017.
На основе этого документа мы сформулировали основные правила оформления теоретической части курсовой работы:
Теоретическая глава курсовой работы: пример
Если вам нужно наглядно увидеть образец оформления и разобраться в принципах написания этого раздела, рекомендуем скачать пример теоретической части в курсовой.
Теперь вы знаете, как пишется теоретическая часть курсовой работы и можете подготовить её самостоятельно. Если же с этим возникли проблемы, на помощь всегда придёт студенческий сервис: его эксперты возьмут на себя заботу о ваших учебных работах.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Теоретическая часть
Теоретическая часть — важная составляющая вашей работы. Серьёзное исследование не может ограничиваться эмпирическим уровнем, а требует обязательной теоретической рамки. С одной стороны, теоретическая глава должна быть самостоятельной частью текста, с другой — логически связана с остальным исследованием. Теоретическая глава является важной ступенью перед описанием вашей практической части и анализом эмпирического материала. Необходимо показать, что уже было сделано в данной области, а что будет уникальным именно в вашей работе.
Теоретическая глава может быть представлена, например, литературным обзором, но это не единственный вариант: вы можете описать метод исследования, историю объекта вашего исследования или институциональную рамку. О том, как написать литобзор, вы знаете из инструкции 🙂 Ниже мы расскажем о других способах написания теоретической главы.
1. История объекта исследования
Опишите историю возникновения того, что вы хотите исследовать. Это может быть связано с научными открытиями, экспериментами, какими-то социокультурными процессами. Постарайтесь вписать ваш объект исследования в исторический контекст. Допустим, вы анализируете использование технологий блокчейна в современном банковском деле в России. Тогда вам необходимо описать, что такое блокчейн, где появилась и как развивалась эта технология.
Ниже пример из диплома про историю гуманитарного образования в СССР. Эта цитата — отрывок из главы, в которой описывается история популяризации русского языка среди национальных республик в СССР.
“Такая политика [коренизации] велась до конца 1930-х годов, когда сохранение важности национального контекста сменилось идеей конституирования советского народа через единство русского языка и общегражданскую надэтническую идентичность. Политика, проводимая после 1937 года, демонстрирует массовое внедрение и распространение русского языка во всех национальных республиках: выходит Постановление СНК СССР «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей»”.
2. Институциональная рамка
Многие явления нужно описывать с точки зрения того, как они функционируют в рамках институтов. В этом вам помогут нормативно-правовые акты, которые регулируют их деятельность.
Далее — цитата из исследования про Олимпийские игры. Для того чтобы начать анализ, автор сначала разбирает основной документ, который регулирует проведение Олимпийских игр.
“Специфика формирования Олимпийской программы закреплена в Олимпийской хартии, которая обладает высшей юридической силой и регламентирует основные положения деятельности МОК. Далее мы приведем текст основных положений из Олимпийской хартии, которые регулируют механизм формирования Олимпийской программы”.
3. Описание понятийного аппарата
Скорее всего, в вашем исследовании есть какое-то основное понятие. Если это действительно так, то вы также можете описать историю этого термина. Допустим, в ходе исследования вам предстоит использовать особую методологию, например, структурный метод В. Проппа. В этом случае стоит обозначить, что это такое и почему данный метод является релевантным по отношению к данной работе.
Обратите внимание, что в некоторых исследованиях одно и то же понятие может описываться несколькими способами. Например, термин “дискурс” в лингвистике трактуется по-разному в зависимости от школы.
Это отрывок из уже знакомого вам из предыдущего пункта исследования про Олимпийские игры. Для такой темы важно разобрать историю понятия “зрелищный спорт”, что и делает автор.
“Здесь мы должны впервые обратиться к термину зрелищность (spectacularity, spectacle). В английском языке существует устоявшееся в конце XIX в. словосочетание – spectator sport. Появление этого термина возникает в США и начинает формироваться с 1800-х годов – времени, когда позиции болельщика и спортсмена начинают принципиально различаться (ранее, эта грань не была такой четкой, так как отсутствовало понятие профессионального спорта, и каждый мог принять участие в спортивных состязаниях) (Gorn,1993). Spectator sport – понятие для обозначения вида спорта, у которого есть болельщики, не принимающие непосредственное участие в ходе соревнования, а занимающие только позицию наблюдателя. Термином «зрелищность» мы обозначим некоторое действие, наблюдение за которым вызывает у человека интерес, а также получение эстетического удовольствия, способное побудить человека к сильным чувствам, таким как страх, восхищение, азарт и другие”.
4. Описание метода исследования
Как вы, наверное, уже запомнили, исследование невозможно без методов. Для каждой исследовательской области они разные (вспомните пару НИПСа про это ). Вы можете описать методы кратко во введении, в эмпирической части исследования, а можете посвятить этому целую теоретическую главу.
Вы можете описать историю используемого вами метода, его особенности, и объяснить, почему он релевантен для вашей темы. Допустим, ваше исследование посвящено скейтерам в районе Цветного бульвара. Для этого вам необходим метод включённого наблюдения. В теоретической главе вам нужно будет рассказать, как Бронислав Малиновский сформулировал этот метод, в чём он заключается и как вы примените его к своей теме.
Этот пример является отрывком из исследования про восприятие своей внешности старшеклассниками. Автор решает использовать метод партиципаторного фотоинтервью и описывает его релевантность для данной темы.
“При работе над исследованием были совмещены методы культурной антропологии и визуальной. Для выявления проблематики было использовано включённое наблюдение (за сообществом старшеклассников), для предварительного исследования — глубинное интервью. Далее был выбран метод партиципаторного фотоинтервью и рисунка. Партиципаторное фотоинтервью — это метод визуальной антропологии который предполагает активное включение респондента в создание визуального контента. В отличие от документальной фотографии, где интервьюируемый остаётся пассивным в контексте производства визуальных образов, партиципаторность позволяет проиллюстрировать реплики респондента фотографиями, которые он делает сам, что означает наиболее полное включение в производство конечного продукта”.
Таким образом, теоретическая глава может быть представлена несколькими способами:
— истории объекта исследования,
— описания институциональной рамки, понятийного аппарата или метода.
Вы можете выбрать что-то одно или использовать несколько из этих способов. Главное, следите за логикой вашего текста: выбор метода исследования не должен противоречить, например, истории исследовательского вопроса.
Помните, что многие вещи, которые кажутся вам очевидными, поскольку вы давно занимаетесь темой, совсем не так очевидны для читателя. Обратите внимание, что в теоретической главе сконцентрирована большая часть информации, которую вам необходимо описать. Здесь важно соблюдать баланс: с одной стороны, не “налить океан”, с другой — не перегружать читателя большим количеством важных тезисов в одном отрывке. Придерживайтесь простого правила — одна мысль в одном абзаце.
Блог Студланса о студлансе!
Курсовые / рефераты / решение задач
Доступные цены! Сроки от 1 дня!
Как написать теоретическую часть дипломной работы, или Пара слов о мётлах для квиддича
Когда студент понимает, что теорию для диплома списать из трёх учебников не получится, его посещает гениальная мысль: а может, кто-то всё это напишет за меня? Перелопатит 30 – 50 научных трудов, проанализирует, обобщит, расставит ссылки, сделает выводы и добьётся высокой уникальность? Если в ваши планы не входит погружение в океан премудрости и борьба с антиплагиатом, если вам попались зубодробительная тема дипломной работы и въедливый научный руководитель, простейший способ решить проблемы – заказать теоретическую часть дипломной работы.
Эта статья будет полезна и заказчикам, и авторам студенческих работ (студлансерам), и тем студентам, которые решили писать диплом самостоятельно. Как писать теорию к диплому – нужно знать всем.
Зачем это нужно тому, кто заказывает теоретическую главу? Зная, как должна выглядеть качественно написанная теория к диплому, что должна содержать теоретическая часть, каким требованиям соответствовать, вы сможете проверить качество работы студлансера. Кроме того, вы сможете грамотно составить развёрнутое ТЗ, что предотвратит возможные недопонимания.
Итак, можно ли заказать студлансеру не весь диплом, а только теорию? Конечно, можно. Многие дипломники так и делают – по разным причинам. Например:
Если вы хватаетесь за голову со стонами «Не могу написать дипломную работу, не могу написать теорию!» – размещайте заказ на Студлансе.
После того, как вы пришли к этому вполне разумному решению (экономящему ваше время, силы, нервы), есть два пути. Первый – разместить заказ на Студлансе и отметить проблему как решённую. Второй – перед оформлением заказа прочитать эту статью, чтобы понять:
Что такое теоретическая часть дипломной работы и зачем она пишется
В структуре дипломного исследования теоретическая часть может занимать два положения:
1) являться одной из глав (вторая, соответственно – практическая);
2) равняться основной части (иными словами, основная часть полностью является теорией, практической главы нет).
В том случае, если в основной части есть и теоретическая, и практическая главы, то теория всегда идёт первой. В теоретической главе дипломник располагает теоретические положения, являющиеся базисом для последующего практического исследования. Эти положения автор дипломной работы формулирует на основе работы с научной литературой.
Если теория занимает всю основную часть, то обычно, помимо научной литературы, используются также источники первичной информации (документы, архивные материалы и т. д.). В этом случае в рамках основной части студенту нужно продемонстрировать умение раскрыть тему и внести нечто новое в науку, опираясь и на труды предшественников, и на анализ первичных источников.
Необходимо подчеркнуть, что теоретическая часть дипломной работы не может быть написана на основе учебников, энциклопедий и популярной (даже научно-популярной) литературы. Изложение и анализ материала, то есть построение теоретического базиса диплома, подразумевает научный подход.
Зачем пишется теория? Многие студенты, безуспешно пытающиеся написать теорию и допускающие при её написании чудовищные ошибки, легко справляются с этой задачей, как только понимают смысл написания теоретической части дипломной работы:
— детальное изучение объекта исследования;
— отражение дискуссионного аспекта темы;
— анализ различных точек зрения;
— самостоятельное формирование теоретической концепции;
— логичный выход на практическую часть дипломного исследования.
Простая компиляция выдержек из чужих трудов не является целью написания теоретической части диплома. Проще говоря, это никому не нужно – это же не реферат. Ваша цель – создать внятный, логичный теоретический базис для проведения своего эмпирического исследования.
Для достижения этой цели предстоит решить три задачи:
Выбор принципа изложения и структура теоретической части
Одно из главных требований, предъявляемых к теоретической части диплома – связность и логичность. Казалось бы, это глас Капитана Очевидности. Но у многих дипломников с логикой изложения – дикий швах. Почему это происходит? Одна из главных причин – непроработанность структуры теоретической части или вообще отсутствие внятной структуры.
Как бороться с этой проблемой? Созданием чёткой структуры теоретической главы, базирующейся на конкретном принципе написания. Придерживаться этого принципа нужно в течение всего процесса написания теории.
Чаще всего теоретическую часть пишут по принципу от общего к частному. Иными словами, сначала идёт общий подход к проблеме (например, «что такое метла»), а затем положения раскрываются и конкретизируются («мётлы средневековых ведьм», «мётлы Хогвартса» и т. д.).
Рассматривая явление по логическому принципу, необходимо последовательно рассмотреть его проявления (феменологию), рассмотреть его место среди других явлений, выявить взаимосвязи, определить компоненты и связи между ними, проанализировать определения это явления, данные разными авторами, а также рассмотреть существующую практику использования.
Возможно, построение теоретической части будет строить на изучении отдельных сторон проблемы (например, политических, экономических, культурных реформ государственного десятеля).
Часто используется хронологический принцип описания – например, при анализе исторических явлений или при рассмотрении хронологии исследований при изучении различных подходов к исследованию проблемы.
Лайфхак: возьмите за основу принцип изложения в одном из авторитетных трудов по вашей теме, если на ином не настаивает преподаватель.
Определившись с принципом изложения, проработайте структуру теоретической части. Черновой набросок вы должны уже были сделать на этапе составления плана дипломной работы. Сейчас пора максимально конкретизировать этот план, при необходимости внеся изменения с учётом собранного материала.
Дополнения и изменения в плане теоретической части – нормальная часть рабочего процесса. Изучая черновик, ваш научный руководитель может предложить изменить составляющие теоретической части. Вполне возможно, что от некоторых пунктов первоначального плана придётся отказаться, объединить их или, наоборот, добавить новые параграфы.
Объём теоретической части дипломной работы
Работая над структурой теоретической части, не забывайте о балансе составляющих по объёму. Теоретическая часть диплома – сколько страниц на неё отвести? Объём теоретической главы должен позволять полноценно раскрыть тему дипломного исследования, при этом не допустив журчания «воды». Нормальный объём теории – от 1/2 до 2/3 основной части, которая, в свою очередь, составляет 70 – 80% диплома. Таким образом, при стандартном объёме дипломной работы в 60 – 70 листов и наличии практической части на теорию будет отведено 30 – 35 листов.
При меньшем или большем объёме дипломной работы размер теоретической главы может варьироваться от 25 до 50 листов. Выходить за эти рамки нежелательно.
Ну и, как подсказывает Кэп Очевидность, если практической главы в дипломе нет, то теоретическая часть по объёму будет равна основной.
Что касается пунктов (параграфов) теоретической главы (при наличии практической), то их число обычно варьируется пределах трёх – пяти. Необходимо распределить материал так, чтобы пункты не слишком отличались по объёму. Желательно не допускать отличия в объёме между пунктами более чем в 1,5 раза, хотя строгих требований здесь нет. Главное, чтобы пункты были не слишком малы и не слишком велики по объёму. Две странички на параграф – это, как вы понимаете, маловато.
Как систематизировать материалы и отобрать нужное?
Итак, план составлен, принцип написания выбран, материалы отобраны. Пора бросаться в океан собранной информации и писать теорию. Те студенты, которые делают «Бултых!» с зажмуренными глазами и гребут из книг и статей всё, что попадёт под руку, рискуют оказаться среди груды перепутанных водорослей, китовых туш, сломанных вёсел, с боем выдранных клочков акульих тел… Преподаватель, увидев всю эту мешанину, логично отправит её на доработку.
Не нужно впихивать в теоретическую часть всё, до чего вы можете дотянуться! Очень важно разобраться, окинув взглядом вашу информационную добычу: всё ли вам нужно?
Практически у каждого студента, серьёзно подошедшего к написанию диплома, после окончания работы остаётся груда материалов: ксерокопий, выписок, книг, на которые потрачены деньги, но которые использовались для простановки нескольких ссылок «для украшения»… Получается, вы зря потратили время и деньги, собирая лишний материал для дипломной работы.
И потраченных ресурсов жалко, и писать работу было сложнее, потому что приходилось зарываться в эту груду. Как оптимизировать написание теоретической части? Очень просто: не превращаться в Плюшкина и не тащить в теоретическую главу всё подряд.
Используйте следующие принципы работы с собранными материалами:
— Большие блоки информации из книг и статей, которые станут основой для теоретической части диплома (скачанные, купленные или отксерокопированные по максимуму, чтобы всегда были под рукой). При этом желательно, чтобы уже в процессе проработки литературы вы выделили, подчеркнули, как-то отметили наиболее значимые куски текста.
— Узкотематические блоки, необходимые для раскрытия конкретных вопросов, написания отдельных пунктов и параграфов (разложенные по отдельным папкам, с пометками, что куда ставить).
— Цитаты, короткие выдержки (с указанием, откуда взято, чтобы точно поставить ссылки).
— Собственные заметки, умные мысли, наброски, предварительные выводы.
Есть, конечно, и исключения. Популярный студенческий лайфхак – использование при написании теоретической главы непроиндексированных диссертаций и переводов иностранных книг. Антиплагиат молчит, риск «палева» перед научным руководителем существенно снижается.
Учтите важный момент: если вы ставите в библиографию какой-то источник, на него обязательно должна стоять хотя бы одна ссылка. Нельзя раздувать список литературы за счёт книг и статей, которые ни разу не упомянуты в тексте дипломной работы.
Приступайте к написанию теоретической главы диплома только после того, как соберёте основную часть материалов. Процент дополнительной информации, собираемой уже в процессе написания теоретической части, не должен превышать 20% (да, закон Парето рулит и здесь).
Анализ материалов, или Два способа написания теоретической главы
Отобрали нужное, распределили материалы по пунктам, сделали наброски? Теперь есть два пути написания теоретической главы:
1) Простой, но небезопасный. Соединить куски текста в единое целое. Сшить на живую нитку, написав более-менее внятные и логичные связки. Часа три на работу, ну, может быть, дня три… И – вуаля! Теоретическая часть почти готова. Теперь поколдуем над уникальностью, добившись молчания систем антиплагиата. Обычно студенты, выбирающие этот подход, особо не заворачиваются и используют метод рерайта.
Плюсы этого подхода:
Просто и быстро.
Скорость написания теории к диплому можно повысить, используя методы сканирования и копипаста.
Если использовать переводные и непроиндексированные материалы (например, из диссертаций), можно даже не заморачиваться со связками.
Минусы:
Пройти антиплагиат довольно сложно. Бывает, что, потратив три часа на компоновку теории, студиозус три недели сражается с системами антиплагиата.
Если научный руководитель – не пофигист, сшитую на тяп-ляп теоретическую часть вы будете дорабатывать до посинения.
2) Сложный, но результативный. Использовать собранные материалы для глубокого анализа, пропустить их сквозь призму личного мировоззрения, прогнать через нейроны собственного мозга.
Несомненные плюсы второго подхода:
Проще пройти антиплагиат. Этот подход работает даже в том случае, если преподаватель по зверству натуры использует системы проверки типа text.ru, отличающиеся способностью снижать уникальность даже при очень качественном рерайте (подробней об этой проблеме читайте в статье «Что делать, если ваша работа уникальна, а программа антиплагиата утверждает – нет?»).
Проще делать выводы. Погрузившись в анализ материалов, вы обнаружите связи между рассматриваемыми явлениями, выявите закономерности. Результаты анализа и синтеза сложатся в логичные выводы.
Практически гарантирована научная новизна, так как в процессе самостоятельного исследования у вас появляются новые мысли, идеи, предложения. Глубокий анализ теоретического материала приводит к созданию новых терминологических, хронологических, методологических подходов.
Прокачивается скилл научного мышления. Это особенно полезно для поступающих в аспирантуру и стремящихся связать свою жизнь с наукой.
Гарантии, конечно, нет, но шансы получить респект от научрука довольно высоки.
Писать диплом интересней!
Минусы второго подхода:
трудоёмкость;
серьёзные временные затраты;
необходимость включения мозга (и обязательное его наличие);
не факт, что ваши труды будут оценены по достоинству – случается, к сожалению, что студенты, сляпавшие теорию из отсканированных кусков и скрепивших их даже не скотчем, а синей изолентой, получают более высокий балл, чем те, что месяцами вдумчиво горбатились над литературой. Бывает и такое.
Требования к содержанию теоретической главы
Какой способ работы с материалами выбрать – решать вам. Главное, чтобы в итоге теоретическая часть представляла собой прочный научный базис для эмпирического исследования. Или хотя бы являла видимость оного.
В любом случае, ваш научный руководитель, рецензент, а также любой член государственной комиссии, решивший ознакомиться с вашим дипломным исследованием, должен найти в теоретической части:
Логика написания и раскрытие темы
Казалось бы, придерживаясь чёткой структуры, не отходя от выбранного принципа написания и обладая массивом нужных материалов, студент вполне может связно написать теоретическую часть. На практике этого может оказаться недостаточно: содержание не удовлетворяет научного руководителя, логика раскрытия темы страдает. В чём засада?
Часто дипломнику мешает увлечённость проблемой и отход от темы. Студенту хочется затронуть дополнительные вопросы, а в итоге получается нагромождение лишнего или вовсе уход в другую степь.
Очень важно держать перед глазами тему работы, главную мысль. Необходимо всё время проверять себя: следую ли я общей теме? Не отклоняюсь ли от цели, не отхожу ли плана? Фокусируйте взгляд на проблеме, иначе получится, что работа у вас обо всём и ни о чём.
Эта проблема характерна для эрудитов, отличников. Увлечённым студентам нужно силой воли заставлять себя сужать фокус исследования и держать полёт вдохновения в рамках. Если уж пишете о мётлах для квиддича, то на кой вас понесло описывать веники и пылесосы?
С другой стороны, часть вопросов может остаться нераскрытой. Эта проблема характерна для студиозусов, привыкших работать на тяп-ляп, «на отцепись». Впрочем, и у отличников, отклонившихся от темы, нужные вопросы могут откочевать на периферию. В итоге, скажем, изучая упомянутые мётлы, студент пишет о швабрах, щётках, полировальных машинах, но ни слова не говорит об аэродинамике.
Избыточность – ещё одна проблема, характерная для многих дипломников. Не увлекайтесь компиляцией, не громоздите факты ради фактов. Держите в уме в качестве свой главной задачи самостоятельное создание теоретической концепции. Это значит, что собранные материалы должны использоваться для иллюстрации, анализа, сопоставления. Не нужно писать вторую «Британику».
Крайне важно помнить при написании теоретической главы, что она является базисом для практического исследования. Логика дипломной работы такова, что теория ведёт вас к практике. Обе части дипломной работы должны быть взаимосвязаны. Если в теоретической части вы пишете про Фому, а в практической – про Ерёму, не стоит рассчитывать на понимание научного руководителя и рецензента. Когда работаете над теорией, время от времени задавайте себе вопрос: то, что сейчас пишу, работает на практическую часть? Получив от себя самого утвердительный ответ – продолжайте в том же духе.
Ведите дискуссию!
Тема дипломной работы, как правило, малоизученная и дискуссионная. По хорошо разработанной тематике пишутся рефераты, а в дипломном исследовании вы должны заниматься не компиляцией, а самостоятельным сопоставлением источников. Не нужно злоупотреблять цитатами, их достаточно одной-двух страницу, можно даже меньше (и эти цитаты не должны быть чрезмерно объёмными). Ссылок должно быть существенно больше, чем прямых цитат. Не следует просто излагать наработки других исследователей, нужно провести критический анализ монографий и периодических изданий, чтобы выработать собственную позицию по теме исследования.
Чтобы создать выгодное впечатление у преподавателя, рецензента и каждого, кто решит почитать вашу теоретическую часть, вычлените дискуссионные вопросы и пройдитесь по ним со всей мощью интеллекта.
Это не значит, конечно, что по каждому рассматриваемому вопросу в рамках исследуемой проблемы нужно изобретать велосипед. Вы вполне можете занять точку зрения какого-то учёного – естественно, объяснив, почему вы разделяете эту позицию. Если вы будете в каждом абзаце лезть на рожон и отвергать все авторитеты, это вряд ли будет выглядеть адекватно. Лучше всего представить по основным теоретическим положениям различные взгляды и сравнить позиции научных школ и отдельных исследователей, а затем аргументировано объяснить, почему вы придерживаетесь той или иной точки зрения.
Но если вы твёрдо уверены в себе и своих аргументах, можно представить свой, новый взгляд на тот или иной аспект изучаемой проблемы. Лучше всего демонстрировать самостоятельность мышления по малоизученным вопросам – там, где ещё не успели оттоптаться монстры науки. Или же по вопросам, относительно которых позиция авторитетов явно устарела.
Помните, что вести дискуссию нужно с умом и дипломатическим тактом. Ни в коем случае не становитесь в позу «все дураки, а я д’Артаньян». Надо понимать, что спорить с признанным авторитетом очень сложно. Хотя никто не запрещает! Может, вы действительно создали новую концепцию, которая перевернёт науку.
Но в целом помните, что от дипломника никто не ждёт ярких открытий, претендующих на нобелевку, а потому и ниспровержение авторитетов на защите тоже не предполагается. Чрезмерное увлечение дискуссией может сыграть с дипломником злую шутку. Возможна неадекватная реакция преподавателей: от «Я с этим щенком не согласен!» до «Ты чё тут, самый умный?!».
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию под названием «горе от ума», рекомендуем воспользоваться вот этими советами:
1. Активно дискутируйте, не затрагивая концептуальные вопросы. Не рвитесь ниспровергать устоявшиеся теории, вносите свой вклад в науку по частным вопросам.
2. Будет крайне полезно прислушаться к мнению своего научного руководителя относительно дискуссионных вопросов.
3. Обязательно выясните, не входят ли дискуссионные вопросы, по которым вы намереваетесь проехаться катком своего разума, в сферу интересов кого-либо из преподавателей кафедры. Крайне не рекомендуется ниспровергать авторитеты, которые будут присутствовать на защите.
4. Если у вашего научного руководителя есть на кафедре научный, идеологический противник или просто заклятый друг, постарайтесь обойти вопросы из сферы его интересов по широкой дуге. Если же на битве разумов будет настаивать ваш научрук, готовьте к защите валерьянку.
Пора делать выводы
В результате изучения научной литературы по теоретическим вопросам вашей дипломной работы, а также её глубокого осмысления, у вас должны сформироваться выводы по изученным вопросам:
Если у вас есть практическая часть, то выводы по теории рекомендуется завершить резюмирующим заключением о недостаточной изученности темы, из чего вытекает необходимость проведения эмпирического исследования. Таким образом, выводы по теоретической части становятся мостиком к практике (иногда они даже выделятся в качестве отдельного структурного элемента теоретической главы).
Если у вас весь диплом – теоретический, отличий особых нет. Пункты/параграфы завершаются промежуточными выводами, главы – обобщающими. Затем выводы по каждой из глав суммируются в заключении.