Как сделать уроки физики интересными

Разговор по душам. Как сделать уроки физики интересными

Содержание курса физики принципиально не менялось с 1966 года. Хотя формально и были нововведения, идеология предмета остается старой. Чтобы обозначить ключевые проблемы изучения физики и пути их решения, корпорация «Российский учебник» организовала онлайн-дискуссию. Насущные вопросы со зрителями обсудили доктор физико-математических наук, экс-министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, директор Центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник» Елена Тихонова и преподаватель физики, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2009» Вадим Муранов.

Проблема: Вызовы нового времени

Сегодня мы имеем дело с новым социально-политическим устройством государства, новыми объемами информации, новым типом детей. Сами по себе эти факторы, конечно, не являются проблемой, но когда они сталкиваются с традиционной системой образования, начинаются трудности.

Один из главных трендов современного образования — это переход от образовательных систем к обучающемуся обществу. Введение ФГОС можно назвать первым шагом к изменению идеологии образования и к становлению тех личностных характеристик ученика, которые ценятся в современном социуме и обеспечивают успех.

Часть профессий уходит в прошлое, а о том, что будет в недалеком будущем, можно только догадываться (как это сделали, например, создатели «Атласа профессий»). Согласно стандарту, учитель сегодня должен не только быть источником знаний, но и развивать в учениках навыки XXI века, то есть готовить их к жизни, о которой, в условиях современного стремительного развития мира, он и сам имеет не самые точные представления.

Решение: Рассматривать в качестве субъекта образования не только ученика, но и учителя. Лишь мотивированный учитель может вовлечь учеников в образовательный процесс, помочь им раскрыться в направлениях творчества и инноваций, подготовить будущих экспертов-физиков.

Проблема: Отсутствие интереса учеников

Сегодня много говорится об индивидуализации и персонализации образования. И если индивидуализация — это то, что обеспечивает учитель, то персонализация (вовлеченность в рабочий процесс) ложится на плечи самого ученика и формируется пропорционально его мотивации.

Цифры показывают, что с вовлеченностью дела сегодня обстоят плохо. ЕГЭ по физике выбирают только 20-25% выпускников, и далеко не все из них получают высокие баллы. При этом именно от тех, кто выбрал физику, по сути, зависит будущее страны, экономика страны (развитие науки, промышленности).

Ученикам сложно заглядывать в будущее и понимать ценность физики, пробираясь через сухие факты и заучивая двухсотую формулу. Все чаще со стороны парт звучит вопрос: «А для чего мне вообще это надо?». Школьная физика редко показывает связь науки и жизни.

«Мы гоним и гоним материал. Но физика — это не материал, это потрясающая наука, в которой много удивительных вещей. Они проходят мимо учеников и никак не затрагиваются в школе. В общем-то, ученик может сам изучить большую часть теоретического материала, если будет мотивирован. Мы не даем ученику шанса».

Решение: В 7-9 классах, то есть в начале изучения физики, уделять особое внимание знакомству с наукой. Ставить такую педагогическую цель как формирование интереса к физике, любви к физике. Устраивать встречи с учеными, инженерами (не только в больших городах).

Проблема: Разрыв в естественно-научном образовании

В начальной школе дети знакомятся с естественными науками на уроках «Окружающий мир». Затем, в 5-6 классах, они никак не развиваются в этом направлении, и в 7 классе приступают к изучению физики, зачастую не помня даже правила перевода единиц измерения. Нет преемственности.

Решение: Ввести естествознание для 5-6 классов (знакомство с физикой, химией).

Как сделать уроки физики интересными. Смотреть фото Как сделать уроки физики интересными. Смотреть картинку Как сделать уроки физики интересными. Картинка про Как сделать уроки физики интересными. Фото Как сделать уроки физики интересными

Проблема: Отсутствие естественно-научной картины мира

Пусть сегодня много говорится о создании межпредметных связей, на деле они остаются номинальными. По этой причине у ребенка не складывается общая естественно-научная картина мира: физику он воспринимает отдельно, химию отдельно — как и географию, и биологию. Когда заходит речь о выстраивании общей концепции естественно-научного образования, каждый педагог «перетягивает одеяло» на свой предмет.

Плачевные результаты отражаются в международных исследованиях. И хотя в мониторинге TIMSS, основанном на процессуальных предметных единицах, Россия входит в ТОП-10, но в исследовании PISA, проверяющем умения применять знания в незнакомом контексте без привязки к предмету, российские ученики далеки от лидирующих позиций. Опять-таки – потому что не понимают связи физики, химии и жизни.

Решение: Объединить преподавателей разных дисциплин.

Проблема: Отсутствие современных приборов

Нынешние ученики окружены гаджетами, датчиками, «умными» вещами. Стандартный набор экспериментальной базы потерял актуальность и не отражает взаимосвязь физики с окружающим миром. Эксперименты, однако, являются неотъемлемой частью изучения физики.

Конечно, в некоторых школах у учеников есть самое современное оборудование для научных опытов, но таких школ единицы. В большинстве случаев учителям приходится придумывать креативные подходы для демонстрационной части урока, действуя не ради, а вопреки.

Решение: Продуманно распределять бюджет на обновление кабинета физики. Делать рациональные закупки с учетом нюансов эксплуатации (например, брать устройства с зарядкой от сети, чтобы учителям не нужно было самим покупать батарейки). Сотрудничать с лабораториями вузов.

Проблема: Бюрократическая нагрузка учителей

Как известно, подавляющую часть времени вне урока учителя тратят не на подготовку к занятиям, а на решение административных вопросов, заполнение бумаг. В таких условиях сложно заниматься саморазвитием и искать информацию, материалы для интересного урока, актуализировать знания.

Решение: Финансировать профессиональное развитие педагогов. Развивать издание научно-популярной литературы, которую учителя могли бы использовать на уроках. Выпускать научно-популярные журналы, основанные на современном материале и методических системах.

Источник

Учим физику с ребенком сами, чтобы всем было интересно

Эта статья будет полезна тем родителям, которые отважились помогать ребенку с физикой. Сегодня узнаем, как правильно пояснять физику на примере таких тем, как инертность, масса, вес и сила тяжести. Бонусом — сделаю обзор нескольких полезных интернет-ресурсов которыми часто пользуюсь сам.

Первым делом определимся, какие могут быть трудности, если существует тонны учебников, видеоуроков, а также видео с опытами? Попробую раскрыть эту проблему.

Учебники

Хороших и качественных в плане методического содержания учебников предостаточно. Разве что плохо освещена тема применения физики в современных технологиях, о чем будет написано далее. Учебники — не лучшие самоучители, поскольку их предполагается использовать в тандеме с учителем (лекционной частью, учебными демонстрациями и практической работой). Если привычных занятий нет, то ученикам, особенно 7-9 классов будет очень тяжело усваивать материал. Вот посмотрите на это определение инертности:

Как сделать уроки физики интересными. Смотреть фото Как сделать уроки физики интересными. Смотреть картинку Как сделать уроки физики интересными. Картинка про Как сделать уроки физики интересными. Фото Как сделать уроки физики интересными

Много ли стало понятно после прочтения? Семикласснику тем более тяжело освоить это свойство.

Лучше используйте учебник как справочник, или как план уроков, но не оставляйте его единственным источником информации. Можете спокойно продолжать пользоваться тем учебником, который применялся на уроках ранее, но учителем теперь должны стать вы, причем не обычным, а ЛУЧШИМ УЧИТЕЛЕМ, таким, чтоб не стыдно было посмотреть на себя в зеркало! Теперь перед вами стоит задача разобраться в содержимом этой книги объяснить ее и дополнить всем в чем нуждается ваш ребенок. Разберемся, что можно и нужно использовать как дополнение.

Видео опытов

Мне кажется, что нет нужды доказывать важность экспериментов. Они обязательно должны дополнять урок. Я стараюсь показывать эксперименты хотя бы каждые пол часа занятия. Они снимают напряжение, являются подтверждением излагаемой темы, помогают в ней разобраться, а также возвращают внимание ученика, если тот начал отвлекаться. Хочу обратить внимание, что в этом разделе идет речь о видео с экспериментами, но еще лучше иногда проводить и реальные опыты, о чем будет в следующем разделе.

Хочу сразу заметить, что видеоматериалы отличаются не только качеством, но и преследуют разные цели от учебной демонстрации до научной популяризации.

Учебные демонстрации от НИЯУ «МИФИ»

Большинство лучших учебных демонстраций, которые я показываю своим ученикам сняты телестудией НИЯУ «МИФИ» с участием Гервидс Валериан Ивановича. Он оказался замечательным лектором, с невероятно чистой и грамотной речью. Хотя видео и предназначено для студентов, подача максимально проста и большинство роликов школьникам будет понятно.

Итог: материалы очень качественный, но имеет строгую подачу.

GetAClass — Физика в опытах и экспериментах

Этот новый канал имеет еще не много роликов, но постоянно развивается. Авторам канала удалось прощупать золотую середину между учебной и популяризационной составляющей. Практически ничего не знаю об авторах, если вам что-то известно о них — поделитесь в комментариях.

Итог: видео детям смотреть полезно и интересно, но самого материала пока еще мало.

Простая наука

Канал хорошо известен аудитории Хабра, его создатель Денис Мохов Bredun провел основательную работу и качественно заснял все известные мне популярные “ВАУ” эксперименты. Это пример чисто популяризационного материала, цель которого не столько научить, сколько заинтересовать.

Итог: видео качественное, показывать больше не как учебное, а для закрепления материала, когда ребенок уже разобрался в теме.

Галилео

Эксперименты проводит известный шоумен Александр Пушной, у него яркая подача, которая очень нравится школьникам. При этом сама речь бывает настолько безграмотна (с точки зрения физики), что уши сворачиваются трубочкой. Вот к примеру разбор ролика с подводной лодкой. Первое время я каждый раз останавливал видео и объяснял ученикам ошибки, но сейчас просто выключаю звук и рассказываю сам. Такой компромисс позволяет существенно экономить время и вполне устраивает детей.

Итог: яркие эксперименты с безграмотной речью требующей коррекции, не показывайте если не уверены в своих знаниях темы.

Худшее учебное видео — Физика для самых маленьких от Саакаянца

Иногда родители допускают ошибку и включают это видео детям, даже некоторые учителя физики умудряются показать это в 7-ом классе. О видео даже был написан отдельный пост, повторяться не будем.

Итог: никогда и никому не показывать. НИКОГДА!

Следите за обновлениями статьи, вероятно, что список будет пополняться вашими рекомендациями и тем что я еще вспомню.

Будь креативным

Учебные видео — это хорошо, но физика окружает нас везде вспомните, где вы сталкивались с тем что изучаете, найдите и покажите ребенку. К примеру, для пояснения, что такое инерция я демонстрирую фрагмент с человеком пауком из начала поста и говорю:

“Поезд очень массивен, чтобы его остановить, необходимо длительно прикладывать большую силу. В этом и заключается инертность что чтобы изменить скорость тела необходимо прикладывать силу некоторое время.”
После видео и пояснения определение явления инерции уже не выглядит таким страшным.

Теперь почва готова, чтобы поговорит о массе, как мере инертности тела, рассказать, что такое вес и сила тяжести. Можно попрыгать с ребенком и пояснить что когда он находится в воздухе, его масса и сила тяжести сохраняется, а вес равен 0 Н. Папе хорошо признаться что он весит 800 Н, а не 80 кг, а также достать пакет муки с кухни и показать, что в “кг” пишут массу, а не вес.

Эти темы удобно закрепить видео, как астронавты бегали и падали на Луне:

Нужно пояснить, что космонавтам было очень непривычно, ведь масса (инертность) остались прежними, а вот сила тяжести уменьшилась в 6 раз. А также в контексте невесомости при обычной силе тяжести будет хорошо показать это шикарный ролик OK GO:

И не забудьте показать видео, как он снимался.

Подытоживая, замечу что реальные примеры и фрагменты фильмов могут возыметь огромный эффект, заинтересовать и помочь ребенку разобраться в теме. Но это возможно только при вашем непосредственном участии и поддержке.

Так как же искать хорошие опыты и фрагменты?

Хотя я и перечислил некоторые полезные ресурсы — для неподготовленного родителя это будет непростой задачей. Постараюсь максимально вам помочь в первое время. Оставляйте изучаемые темы в комментариях, а я буду стараться оперативно выкладывать рекомендуемые ролики с пояснениями.

Видео уроки и курсы. Почему не они?

Давайте интересные и необычные задачи

Скажу только, что этот сайт создал более 10 лет назад и он мне очень помогал все это время.

Проведите реальный эксперимент. Всем знакома поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, но мало кто знает ее продолжение: “И один раз прикоснуться чем 100 раз посмотреть”. Так вот с физикой именно так. Проведите с ребенком хотя бы один опыт. Только не лабораторную по тетрадке для лабораторных работ (тогда ребенок возненавидит физику), а реальные эксперимент.

Если не знаете с чего начать — рекомендую статью: Простые опыты с ребенком дома. Найдете кучу идей.

Источник

«Дети за любой кипеж»: как сделать уроки физики интересными для всех

Как сделать уроки физики интересными. Смотреть фото Как сделать уроки физики интересными. Смотреть картинку Как сделать уроки физики интересными. Картинка про Как сделать уроки физики интересными. Фото Как сделать уроки физики интересными

Почти в каждой школе есть ученик-гуманитарий, который заявляет учителям точных наук: «Мне ваша физика не нужна!» Наш новый блогер, учительница физики Елена Омуль, рассказывает, как увлекает учеников экспериментами и практическим применением физических законов в жизни.

Большинство учеников среднестатистической общеобразовательной школы идут на урок физики с твёрдой уверенностью, что «все эти научные заморочки нужны только тем, кто хочет поступить в технический вуз». В беседе семиклассник, враждебно настроенный к физике, авторитетно заявил, что ему физика ни к чему, так как он собирается стать поваром. На мои возражения, что физика нужна всем, в том числе и поварам, мальчик отмахнулся. В конце концов нашла способ заставить его работать на уроке с азартом, но речь о другом.

Вспоминаю урок по изучению электрического тока в свои школьные годы: какая-то проволочная рамка на рисунке в учебнике и два листа сплошного текста. При загрузке в мозг в первую очередь теории ребёнку не к чему её привязать. Смысл теоретического знания неочевиден.

Время от времени в педагогической литературе мелькают высказывания, что пора как-то изменить учебники физики, приблизить их к повседневной жизни. Предлагаю построить урок как фильм, пущенный задом наперёд: берём конкретное устройство, рассматриваем степень его нужности в жизни, мысленно разрезаем устройство и проговариваем свойства, присущие ему, разматываем клубок дальше и приходим к началу главы в учебнике, то есть к определению явления, с которым столкнулись.

«Лирики» забудут правила и формулы, но, как пользоваться прибором в повседневной жизни, запомнят накрепко, а уж на долю «физиков» формул и определений на уроке будет достаточно. В памяти будет легче вызвать образ, связанный с рассмотренным устройством, чем с абстрактными теоретическими определениями.

Как сделать уроки физики интересными. Смотреть фото Как сделать уроки физики интересными. Смотреть картинку Как сделать уроки физики интересными. Картинка про Как сделать уроки физики интересными. Фото Как сделать уроки физики интересными

7 сложных физических явлений, о которых мы узнали из сериала «Теория большого взрыва»

Начнём с электромагнитной индукции. Привяжем образ индукции в мозгу ребёнка к чему-то нужному в быту, к тому, чем можно пользоваться каждый день, — индукционной плитке. Покажем пару эффектных фотографий. Обсудим с учениками плюсы такой плиты: 90% КПД, не пригорает. Потом перейдём к минусам: нужна специальная посуда, покрывающая всю поверхность над индукционным элементом. Задаёмся вопросом, почему вода в кастрюле кипит. Опять показываем картинку — плитку без верхней варочной поверхности. Плавно переходим к индукционной катушке, уже в классическом книжном варианте.

Опыты Фарадея спрашивала как домашнее задание следующим образом: на демонстрационный столик ставила катушку индуктивности, присоединённую к амперметру проводками, рядом в произвольном порядке-беспорядке клала разнообразные раритеты из лаборантской, среди них скромно лежал магнит (может быть, даже не один), задание — добыть электрический ток.

Ещё можно сделать раздаточный материал из нескольких карточек с любым определением, записанным частями, или формулой. Пусть ученики собирают в правильном порядке определение. Я сторонник тотальной (или фронтальной) проверки домашнего задания, не люблю играть в рулетку — кто-то один отвечает, остальные зевают.

В школе отработала один год и крепко усвоила: дети за любой кипеж, если он отличается от обыденного сидения за партами.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Как создать движ на уроках физики и стать мультиклассным руководителем

Екатерина Шинкоренко

Каждый учитель и классный руководитель рано или поздно сталкивается со словами «скучно, неинтересно». И вспоминая себя, даже соглашусь, что в школе часто бывает серо и скучно. А детей нужно удивлять! Им нужен движ!

Всё началось в 2016 году, когда я уже не знала, куда выплеснуть энергию, накопившуюся за время вынужденного перерыва в работе. Наткнулась на платформе Stepik на курс «Игрофикация», успешно его прошла, и решила, надо бы внедрить такую систему. Презентовала коллегам, но поддержки у администрации не нашла: «У нас обычная школа». Эксперимент показался рисковым.

Потом попался на глаза курс «Игротехника», после которого меня просто переклинило: дети должны играть! Приходят ко мне махонькие пупсики – 8 класс с углубленным изучением физики, которые смотрят преданно своими глазками прямо в душу. Всё, решено, они будут играть! Но не в салки-догонялки, это слишком просто для меня. Нет, с них начнётся «братство физматышей»!

Как сделать уроки физики интересными. Смотреть фото Как сделать уроки физики интересными. Смотреть картинку Как сделать уроки физики интересными. Картинка про Как сделать уроки физики интересными. Фото Как сделать уроки физики интересными

Символ братства и шуточная молитва покровителю.

«Единый организм»

Сразу поясню, профильное изучение предметов у нас начинается как раз с 8 класса. В 7 классе ученики проходят психологическое тестирование, которое может помочь им с самоопределением профиля, а в 8 они оказываются в новом для себя классе.

Предполагалось, что старшие физматы (10 и 11 классы) возьмут шефство над младшими (8 и 9 классы), будут им помогать проводить лабораторные работы, и даже полностью проводить уроки, а для меня это была отличная возможность опробовать «перевёрнутый класс». Естественно, что уроки заранее расписываются между учениками, они показывают, с чем они пойдут к младшим физматам. В ход идут и интерактивные модели, и программы, и видеофильмы, которые сами дети и снимают.

В результате все получилось – ученики помогают друг другу в подготовке мероприятий, которые проводятся в школе. Например, в первой четверти проводился конкурс «Знай наших», который предполагает представление вновь собранного класса, ученики рассказывают про себя, про свой профиль. И старшие поучаствовали, рассказав, что такое физмат для них. Но они на этом не остановились, после участия в сценке остались и активно «болели» за своих, и даже пошли с ними на школьную дискотеку!

Многие скажут, что нереально так много общаться с детьми в школе. Да, согласна, поэтому ученики создают беседы в ВКонтакте! Ведь современные проблемы требуют современных решений. Если нахожу интересный материал, то сразу рассылаю по беседам, если кто из одной беседы нашёл то, что подойдёт другим, то тут же пересылаю остальным. Удобно и изменения в расписании скинуть, и про домашнее задание напомнить, и узнать, почему кого-то в школе нет. Своего рода классный руководитель для всех физматов.

Огненный практикум

Самый главный движ – это физический практикум. Как сказала одна ученица, это прямо огненное шоу! Помимо выполнения лабораторных работ и их защиты, есть обязательные задания, которые развивают навыки работы на публике, умение работать в группе, снимать и обрабатывать видео…Да, они снимают фильмы!

Пример одной из творческих работ учеников

Например, задание 9 классу – снять фильм про физические процессы или явления, 10-му – рекламу про любой физический прибор, а 11-му – музыкальный клип. В прошлом году это были сказки. Отдельно по моей просьбе ребята сняли ещё один фильм – сказ про Архимеда, как тот определял для царя Гиерона истинность золотой короны. Эту сказку показывала седьмым классам в рамках темы «Сила Архимеда», ученики были в восторге. Моя коллекция пополняется фильмами, в которых про физические явления рассказывают ученики для учеников, доступно, понятно, и с юмором, который им точно понятен.

В этом году нашла отличное приложение для физиков phyphox – используется сам смартфон на Андроид для выполнения заданий. Одни ученики разрабатывают лабораторные для него, а другие – будут выполнять. Идеальный вариант для случая, когда хочется чего-то новенького на уроках. Например, наорать на телефон, изучая амплитуду звука, или раскрутить его в руке, определяя ускорение, измерить уровень освещённости в разных кабинетах, замучить всех генератором тона, выставляя определённую частоту. Думаю, во время выполнения лабораторной работы «измеритель аплодисментов» будет очень шумно!

Совсем недавно нашла интересную флеш-игру «Разрушитель», где нужно уничтожить врагов точным выстрелом по конструкции, на которой они располагаются. Схема та же: один класс делает уровни, другой – проходит.

9 и 10 классы ранее пробовали простенькую программу ElectroM, в которой можно собрать электрическую схему уровня 8 класса и запустить процесс. А в этом году 11 класс оценил – Electronic Workbench, это солидная программа, в которой можно создать, наверное, любую схему, и запустить, получив определённые значения на приборах. Программа была успешно опробована в рамках лабораторных работ «Измерение индуктивного сопротивления катушки» и «Измерение силы тока в цепи переменного тока с конденсатором». На данный момент разрабатываются схемы, по которым можно будет проводить исследования различных величин, с использованием приборов, которых в школах нет, например, транзисторами.

Современным детям не интересен мел и тряпка, им нужны более современные средства и материалы. Вот и пытаюсь вплести всё новое и необычное даже для меня в учебный процесс! Да и самой безумно интересно пробовать новиночки. На днях решила, что надо бы найти способ транслировать через проектор то, что вижу на экране смартфона, ибо иначе не показать оживающие картинки из книг с дополненной реальностью, а со смартфонов не очень удобно смотреть. Там и планеты, и рычаги в человеческом теле, и строение глаза!

Учитель сам должен искренне любить свой предмет, чтобы хотелось быстрее прибежать на урок и рассказать, что он нового сам узнал. Не так давно спросила, что физматышам нравится на моих уроках. Визуальная информация! Мемы, гифки, видео, интерактивные модели, программы! Физику ведь нужно сначала смотреть, а только потом считать. Если нет понимания процесса или явления, то считать будет просто нечего. И лучше я пять, а то и десять минут от урока потрачу на изучение интерференции и дифракции на модели университета Колорадо, на которой все понятно, чем мы будем листать скучный учебник с непонятным объяснением материала.

Каникулы с физикой и без

Ещё расскажу, что мы делаем на каникулах. Уже в девять у дверей стоит народ, пришли решать задачи! Им бы спать, отдыхать, а они…говорят, скучно дома. В этом году сказала, чтобы к одиннадцати приходили, может всё-таки выспятся?! Включаю им их музыку, они пьют чай с печеньками (бывало, заказывали пиццу), укрывшись пледиками, бывает, даже сами сидят и поют. Говорят, что в кабинете сама атмосфера «мягкая», ребята уверены, что здесь их поддержат, выслушают, дадут совет. И знаете, я рада, что у них есть место, где они могут просто собраться и поболтать, потихоньку решая задачки, но при этом отдыхая душой.

P.S. Пока писала текст, решили со старшими физматами ввести в защиту лабораторных работ упражнения! Например, хочешь защиту одной лабораторной – приседай пятьдесят раз плюс два вопроса по теории вместо пяти. Естественно, что это не для всех подойдёт, поэтому будет по желанию. Но это будет самый физический практикум!

Источник

«Нестандартные уроки физики как средство повышения познавательной деятельности учащихся».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОТРАДНЕНСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ»

«Нестандартные уроки физики как средство повышения познавательной деятельности учащихся».

Автор: преподаватель физики и математики Морозова Ю.В.

Нестандартные уроки физики как средство повышения познавательной деятельности учащихся.

1. Особенности нестандартных уроков физики.

1.1 Типология нестандартных уроков.

1.2 Дидактические требования к нестандартному уроку физики.

1.3 Подготовка к проведению данных уроков.

2. Методика проведения нестандартных уроков физики (из опыта).

2.1 Занимательный материал как средство повышение познавательного интереса к предмету.

2.2 Приемы занимательности изложения материала.

4. Список литературы.

Нестандартные уроки физики как средство повышения познавательной

Современные требования, предъявляемые к содержанию образования со стороны общества, производства, родителей и конкретной личности учащегося диктуют необходимость наполнения образования новым содержанием в инновационном режиме. Однако без осознанного интереса к получению новых знаний со стороны самого учащегося невозможно сформировать устойчивую теоретическую подготовку. В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения познавательного интереса к учебной деятельности. На обострение этой проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками.

Целью таких уроков являются возбуждение и удержание интереса к учебной деятельности, повышение познавательной активности учащихся.

Задачи применения нестандартных уроков:

Создать условия для оптимального развития познавательных и творческих способностей учащихся;

Инициировать новые виды учебной деятельности учащихся с помощью использования нестандартных форм обучения;

Формировать мотивационную готовность учащихся к обучению.

Почему это происходит? В современной дидактике основное внимание уделяется проблемам, связанным с содержанием обучения и его методами, а самой организации познавательной деятельности уделяется гораздо меньше внимания, от этого и идет неумение преподавателя организовать деятельность учащихся на уроках.

Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой.

Передо мной стоит важная проблема – пробудить интерес, не отпугнуть учащихся сложностью предмета. Чтобы они хотели и умели получать знания, я стремлюсь активизировать деятельность самих учащихся на уроке. Учебный процесс строиться так, что учащиеся сами получают знания, а преподаватель является организатором этой деятельности.

Стремление к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса учащихся к знаниям по физике, организации учебы в группах так, чтобы она соответствовала требованиям современной жизни, направляла творческую мысль преподавателя на настойчивые поиски новых форм организации уроков

физики. Известно, что без разнообразия форм и видов работы на уроке, без их связи с жизнью, с будущей специальностью, невозможно выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого подростка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью.

На мой взгляд, самым эффективным в плане реализации возникшей проблемы является нестандартный урок.

1. Особенности нестандартных уроков физики.

В традиционной деятельности педагога основная цель – увеличение количества и качества знаний путем простой передачи их от преподавателя к учащемуся. Учащийся должен выучить то, что ему хорошо объяснили.

В нетрадиционной педагогической деятельности основная цель – развитие способностей учащегося, систематизация знаний. Учащихся нужно учить способу приобретения знаний, это задача хорошо решается на примерах проведения нестандартных уроков.

Урок – гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Никто не требует отмены традиционных уроков как основной формы обучения и воспитания учащихся. Речь идет о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приёмов, активизирующих учащихся на занятиях, повышающих интерес к знаниям, развивающих подростков с учетом их возраста и способностей.

Нестандартный урок- это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Нестандартный урок необычный по замыслу, организации и методике проведения. Отличается оригинальностью, универсальностью применения, возможностью подлинной реализации педагогики сотрудничества.

Нестандартные уроки по физике предполагают:

Развитие умений и навыков самостоятельной работы.

Становление новых отношений между педагогами и учащимися.

Нестандартный урок в корне отличается от классического образца и тем способствует совершенствованию процесса обучения. Нестандартные формы обучения приближают обучение к жизни, реальной действительности. Учащиеся охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Познавательная деятельность на таких уроках вызывает у них радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу. Нестандартных уроков по физике существует множество:

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, диалог.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», спектакль, концерт, диспут, «посиделки».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, урок-консультация.

Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи. Такие занятия обычно проводятся после изучения теоретического материала и его проработки, их целью является закрепление знаний и формирование навыка решения расчётных, графических и качественных задач.

Дидактические требования к нестандартному уроку физики:

На уроке учащиеся должны получать не только определённую сумму знаний по физике, но и ощущать всю важность этой науки.

Урок должен повышать любознательность и интерес к физике, стимулировать работоспособность учащихся.

На уроке ученика надо ставить в условия исследователя, отыскивающего закономерности, важные в теоретическом или практическом отношении.

Уроки должны быть включены элементы занимательности.

Нет предела преподавательской фантазии. Самые разнообразные типы нетрадиционных уроков есть в копилке у каждого, творчески работающего преподавателя. Но успешное проведение нетрадиционного урока зависит от ряда действий, как учащегося, так и преподавателя.

1. Проводится тщательная подготовка таких уроков : даются предварительные задания, объясняется построение урока, роль и задачи каждого ученика, готовятся наглядные пособия: карточки, дидактический материал.

3.Уделяется особое внимание активизации деятельности всех учащихся.

Опыт проведения таких уроков показал, что учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.

2. Методика проведения нестандартных уроков физики (из опыта).

Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем учащимся было интересно заниматься физикой на каждом уроке. У многих заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к этой науке.

При изучении темы « Тепловые явления » я предлагаю проанализировать и экспериментально проверить материалы статей из « Занимательной физики »

Я. Перельмана: «От чайного стакана к водомерной трубке», «Почему дует от закрытого окна?», «Почему лед скользкий?», «3адача о ледяных сосульках».

Несомненно, что преподаватель не должен побуждать к учению только занимательными средствами. В противном случае мы вынуждены будем признать, что « вряд ли есть что-нибудь противнее, чем тот легкий шутовской оттенок, который стараются придать учению некоторые педагоги, стремящиеся позолотить ребенку горькую пилюлю науки » (К. Д. Ушинский). Поэтому уместно использовать различные приемы занимательности изложения материала:

Использование на уроках занимательных рассказов по предмету

(о физических явлениях, об ученых-физиках, сведения из истории науки).

Нестандартный урок- это интересная, необычная форма предоставления материала на занятиях. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развивать у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщение, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций вместе с преподавателем. Таким образом, они принимают участие в ходе урока.

Сами учащиеся отметили, что такие уроки привлекают их тем, что вносят разнообразие, создают в группе атмосферу праздника, приподнятое настроение.

Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *