Как сделать уроки истории интересными
История — это не скучно! 8 способов доказать это вашему школьнику
История — штука сложная. Сослагательных наклонений не знает, движется по спирали, а ещё всё чаще становится объектом пропаганды. Мама школьника, педагог (и историк) Наталья Фефилова задумалась, почему дети не интересуются историей и что могут сделать родители современных школьников для того, чтобы донести важность и значение этого предмета до детей.
«Мама, у нас в школе проводился рейтинг любимых предметов, и я поставил истории 6 баллов из 10, и то только потому, что ты историю любишь. Вообще я хотел 3 поставить. Это совсем не интересный предмет», — поделился со мной на днях сын-шестиклассник.
Нелюбовь к истории — массовое явление в нашей стране. Когда мои знакомые узнают, что по первому образованию я историк, в 95% случаев я слышу от них похожие отзывы: «Я историю в школе не любил, скучно было, ничего из неё не помню».
Об интересе к исторической науке говорят в двух случаях: если есть соответствующее образование или повезло с потрясающими школьными учителями, которые смогли привить страсть к предмету.
Почему сегодня, с одной стороны, растёт интерес к «личной истории» (многие занялись построением своих генеалогических древ, публикацией личных дневников и мемуаров), а с другой — почти полностью отсутствует внимание к пониманию и осмыслению исторических процессов? И что мы, родители современных школьников, можем сделать, чтобы даже при своей нелюбви к предмету, донести его важность до детей?
Зубрёжка без понимания сути
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проанализировал итоги ЕГЭ по истории в 2018 году и заключил, что выпускники путаются в событиях, происходивших в России XX века, исторических деятелях, не разбираются в истории культуры, а также испытывают затруднения при работе с картой. Самым сложным для школьников стало задание, в котором требовался развёрнутый ответ с аргументацией своей точки зрения.
Для меня эти результаты абсолютно закономерны. Как школьники могли бы аргументировать свою точку зрения, если их этому не учат? Вызубрить даты и термины, чтобы сдать ВПР (Всероссийская проверочная работа, которая проводится по итогам года для тех классов, которые не сдают ЕГЭ) — это можно. А вот заглянуть в суть процессов, изучить разные взгляды на проблему, проанализировать исторические источники (и вообще понять, что это такое), на это, видимо, учебные часы не выделяются.
Сами учителя говорят о том, что у учеников нет практики работы с источниками, нет понимания связи истории и современности. Но при этом учителя не проводят работы по «формированию аналитических навыков у наших школьников».
Скучные рыцари
Мне повезло. Ещё в пятом классе учитель истории Ирина Зауровна обучила нас технике «опорных сигналов». Опорный сигнал — это краткий условный конспект с ключевыми словами, схемами и знаками, которые помогают мгновенно восстанавливать в памяти полученную ранее информацию. Это очень похоже на современную инфографику. Для средней общеобразовательной школы в маленьком городке в 1992 году это было весьма инновационно и очень помогло мне в дальнейшей учёбе не только в школе, но и в университете. Не поверите, но я до сих пор помню опорный сигнал о признаках революционной ситуации, а значит, даже не вспоминая даты, могу объяснить многие процессы, просто воспроизводя в памяти картинку из пятого класса.
Я заглядываю в тетрадь своего сына и не вижу там никаких опорных сигналов, я открываю его учебник, появляется только одно желание — закрыть его
В шестом классе школьники изучают Средневековье. Это эпоха, исследованная не одним поколением историков, воспроизведённая в исторических романах, показанная в огромном количестве художественных фильмов. Это рыцари, сеньоры и вассалы, прекрасные дамы, Крестовые походы и инквизиция, тамплиеры и розенкрейцы, Петрарка, Данте, Гутенберг, Ботичелли. Разве можно скучно говорить об этом периоде? К сожалению, можно.
Недавно мы разбирали с сыном тему «Торжество королевской власти», это о централизации в странах Европы во второй половине XV века. Даже название темы звучит скучно. А на самом-то деле это о Людовике XI, известном своими интригами, Карле Смелом, ставшем образцом средневекового рыцаря, о войне Алой и Белой розы, приведшей к власти Тюдоров, об испанских Фернандо и Изабелле, своим браком объединивших Испанию и поддержавших экспедицию Колумба.
Прочитав параграф, я увидела, что сам процесс централизации не объясняется наглядно и доступно. Почему было не сделать проще: нарисовать схему, как происходит централизация и зачем, что делают правители, чтобы удержать власть, и вот — готовая модель, чтобы объяснить школьникам подобный процесс в любой стране.
«Зачем вы рассказываете нам про Золотую Орду? Ведь этого не было!»
Когда дети будут изучать историю России и подойдут к теме централизации на Руси, они легко смогут вспомнить суть явления, сопоставить сходство и разницу у нас и в Европе, понять, как все происходившие события можно уложить в единую логику. Тогда станет очевидно, что и битва на Куликовом поле (если она, кстати, была), и присоединение Новгорода, и стояние на Угре, и Судебник 1497 года — вполне закономерные события, которые являются частью одного процесса, а не разрозненными фактами в истории страны.
Фактология и терминопедия
Отсутствие объяснения с помощью моделей могло бы компенсироваться красочностью создаваемых для детей образов, но и этого не происходит. В учебнике сухо перечисляются даты, а у учителя на уроке, видимо, не хватает времени, чтобы хоть как-то художественно оформить эти даты.
Сейчас стало модно «продавать» информацию через сторителлинг, то есть через рассказывание историй. Но история почему-то по-прежнему не «продаёт» себе через эти самые истории. Для учителей и детей история перестала быть историей, а стала фактологией и терминопедией.
«Одна преподавательница много лет назад во время экзамена в МГУ сказала: «Естественно, дети должны знать все факты по истории России, потому что это их Родина». Я так и хотела спросить её: «А вы знаете все факты? Я — нет. Главное — зачем?», — рассказывает историк Тамара Эйдельман.
Как можно заинтересовать детей войной Алой и Белой роз? Например, можно упомянуть, что известный на весь мир сериал «Игра престолов» снят по мотивам именно этого исторического периода (только вместо Ланкастеров и Йорков в нём фигурируют Ланнистеры и Старки).
Ещё можно дать задание найти всё «реальное» в романе Стивенсона «Чёрная стрела», или показать для иллюстрации пару скринов из компьютерной игры War of the Roses, сделанной по мотивам войны. Тогда это событие перестанет быть простыми датами в учебнике, которые нужно зазубрить. Событие превратится в образы, а образы, как мы все знаем — это основной способ запомнить что-то надолго.
«Брат моей жены сейчас учится в седьмом классе и он знает историю лучше меня! И всё благодаря компьютерным играм. Он знает много мелких подробностей — и не из учебника, а из Hearts of Iron 4.
Этого не нужно бояться, история так ещё больше захватывает. А главное, как раз после этого дети идут читать. Он меня часто спрашивает: а что ещё почитать о Второй мировой войне, о 30-х годах, о революции?», — делится Юрий Сапрыкин, историк, автор паблика «Страдающее Средневековье» и редактор проектов «1917» и «Карта истории».
Чтобы история «цепляла» школьника
Задача истории как предмета — не вдолбить в голову школьника даты, а научить его разбираться в процессах, пробудить интерес к дальнейшему изучению предмета, объяснить взаимосвязи прошлого и будущего.
К чему ведёт нынешний процесс обучения? К отсутствию исторического мышления, то есть к неспособности осмысливать прошлое и настоящее, чтобы прогнозировать будущее.
Человек без исторического мышления уязвим для пропаганды, беззащитен перед агитацией и готов потреблять любые идеологически приготовленные блюда
Готовы ли мы, чтобы наши дети были такими? Я — нет.
Как историк, педагог и маркетолог, я попробовала сформулировать список того, что можно сделать, чтобы пробудить в ребёнке если не интерес, то хотя бы отсутствие негативного восприятия предмета. Итак.
1. Прочитать учебник вместе с ребёнком. Понять, что он неправильный и его одного явно недостаточно для того, чтобы знать и любить историю.
2. Предложить ребёнку новые интерактивные форматы, которые доступны вне школы. Лекции на Арзамасе, фильмы Леонида Парфёнова, онлайн-курсы на Coursera, компьютерные игры по историческим мотивам. Смотреть вместе, обсуждать. Может быть, даже придумать какое-то соревнование.
3. Искать/придумывать исторические мемы. Паблик «Страдающее Средневековье» этому нас научил.
4. Подбирать художественную литературу по темам, которые проходят в школе. К сожалению, совет подходит не всем, потому как любовь к чтению, к сожалению, тоже привита не каждому школьнику.
5. Смотреть исторические фильмы и сериалы вместе. К каждому из них придумывать задания: например, найти ошибку, или, наоборот, определить все реальные исторические факты, которые упоминаются в кино.
6. Учить спорить. Устраивать интеллектуальные состязания между понравившимися героями (фильмов, сериалов, книг, реальными деятелями) на отстаивание своей точки зрения. Это умение потом пригодится на уроках истории в случае появления альтернативного взгляда на проблему.
7. Предлагать искать параллели между событиями в прошлом и настоящем. Играть в сослагательное наклонение, которого история не знает. Ход исторических событий не изменить, но потренироваться в том, чтобы видеть взаимосвязи между явлениями, можно и нужно.
8. Посещать исторические места. Не ради фотографий в инстаграме, а чтобы почувствовать дух истории. Понять, что она совсем близко. Желательно не заказывать экскурсий у непроверенных гидов, многие из них могут отбить желание где-либо бывать. Искать удобные приложения с путеводителями. Самим поиграть в экскурсоводов. Мой сын после курса лекций в Русском музее с удовольствием потом водил родственников по залам и получал их восторженные отзывы о своих экскурсиях.
Конечно, хотелось бы видеть такой уровень преподавания в школе, но если это невозможно, то придётся делать это самим. Иначе мы вырастим поколение, которое однажды может и не вспомнить, к чему же ведут мировые войны.
Как сделать урок интересным?! (из опыта работы методического объединения учителей истории и права)
Оптимальные условия обучения
Творческий учитель понимает, что огромное значение имеют условия, в которых учатся дети: ставим свежие цветы, вешаем на стену цветной плакат и таблицы, подчеркивая основные тезисы словесно или с помощью рисунков.
Многие учителя используют музыку в начале урока для создания соответствующего настроения. Выявлено, что именно музыка вводит в специальное состояние релаксации, когда мозг открыт для восприятия и информации. Можно использовать «Четыре времени года» Вивальди, «Музыка на воде» Генделя и т.п.
Методические приёмы, которые влияют на формирование мотивации
— «Что было бы, если бы в 1920 г победили «белые», а не красные?».
— «Что было бы, если бы Россия не вступила в «Антанту» и не воевала бы в Первую Мировую войну?» и т.д.
Отсрочка отгадки
В начале урока учитель дает загадку, отгадку на неё можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.
Пример:
(Полусферические крыши не выдерживали натиска снега зимой).
Фантастическая добавка
Учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.
Кроссворды.
Читаем!
Отрывки из художественной и научно-популярной литературы можно использовать на наших этапах уроках и разной целью: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление полученного материала, на формирование мотивации.
Легко быть смелым:
Если разрешили.
А как же мы до этого все жили?
Рукоплескали глупостям не раз
И это так объединяло нас.
Кричали, что идём вперёд,
А думали совсем наоборот.
(Стихотворение к теме «Годы застоя» (1964-1985 год))
а) С 18 лет Александр Македонский участвовал в сражениях и прославился как воин, но всю жизнь он безуспешно пытался доказать свою непричастность лишь к одной смерти. Чьей?
б) Александр Македонский в юности был отличным бегуном, и отец предложил ему выступить на Олимпийских играх. Какое условие не мог выполнить его отец, чтобы честолюбивый юноша принял его предложение.
(Александр согласен был состязаться только с царями.)
в) Собираясь в 22-х летнем возрасте на войну, Александр раздал друзьям и подданным всё своё имущество. На вопрос, что он оставил себе, по-царски, «скромно» ответил: «Мне будет достаточно:» Чего?
Творчеству учителя нет предела и поэтому надо стараться, чтобы уроки не просто обучали, но и увлекали.
Нетрадиционные уроки истории
«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса»
Ш.А. Амонашвили
Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.
Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок – это показатель производительности труда учителя и учащихся.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику
ощутить свою причастность к истории (например, через ролевую игру и т.д.).
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным урокам.
Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекции. Их смысл – требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д.
Не совсем обычным для традиционной дидактики становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения которые могут быть представлены и как фрагменты урока и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.
Я считаю, что уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.
Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.
Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся.
Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.
Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.
1. Подготовительный
В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д.
2. Собственно урок (выделяется три основных этапа)
Первый этап
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются
ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.
Второй этап
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.
Третий этап
Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
Очевидно, что рассмотренные вопросы – это только ориентиры, намётки для педагогического творчества. Но они помогут начать, устанавливая некоторые точки опоры.
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.
Пример урока истории в 5 классе с использованием игровых ситуаций.
Тема урока: Путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»).
Оборудование: карта «Древняя Греция», изображения греческих богов, плакат с названием игры “Счастливый случай”, исторические картины периодов, музыкальное оформление, мешочек с бочонками от 1 до 10.
Подготовка к игре: Команды должны придумать название команды, девиз. Должны составить вопросы соперникам.В игре участвуют команды из одного класса или одной учебной параллели.
1 Гейм. Разминка (по пять вопросов каждой команде)
1. Назовите и покажите на карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная.)
2. Кого в Греции называли отцом истории? (Геродота.)
3. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Все эллины, кроме женщин.)
4. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер.)
5. Как древние греки называли свою Родину? (Эллада.)
1. Назовите и покажите на карте местонахождение Греции (Балканский полуостров.)
2. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.)
3. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять.)
4. Что означает слово трагедия? (Песнь козлов.)
5. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля? (Агора.)
2 Гейм. «Заморочки» из бочки
3 Гейм. Исторические даты
Кто больше назовет событий по датам, связанным с историей Древней Греции.
4 Гейм. Исторические понятия
5 Гейм. Религия древних греков
6 Гейм. Мифы древних греков
7 Гейм. Ты мне, я тебе
Участники задают по два вопроса соперникам. (Домашнее задание.)
8 Гейм. Гонка за лидером
Итог урока
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Как сделать уроки истории интересными
Автор: Бабий Ольга Владимировна
Организация: МБОУ «СОШ №36»
Населенный пункт: Иркутская область, город Ангарск
Онлайн-урок – это интересный, волнительный и необычный опыт работы педагога в особых условиях. Безусловно каждый продумывал сам, какую форму ему выбрать, на каких платформах работать, как повысить уровень своих знаний в информационной области, как соответствовать своим ученикам. Передо мной стояли все эти вопросы. Времени было катастрофически мало, поэтому вся работа состояла из проб и находок.
В своей статье хочу поделить идеями, как удержать внимание детей во время урока, какие удобные, на мой взгляд, сервисы можно использовать учителю в работе во время дистанционного обучения. Я использовала разные платформы, подробнее остановлюсь на общении в социальной сети ВК с учениками классов, в которых работаю.
Самый простой способ- это «уйти к ученикам». Все мои дети класса находятся в ВК, у нас там была создана беседа класса. Сначала я озвучила правила ведения беседы, уточнила режим дня каждого ученика и назначила время выхода детей со мной на связь. После чего приступила к проведению уроков. Это удобно еще и как классному руководителю. Так как каждый день я могла видеть и отметить всех учеников, вышедших на связь. Далее в классе выбрали ответственного за информацию по домашним заданиям по предметам согласно электронному дневнику. Этот ученик напоминал в беседе сроки выполнения заданий и ссылки от учителей. Очень удобно для тех детей, которые слабо ориентируются в работе с ПК, а также для тех, у кого нет современных гаджетов или плохая связь с интернетом.
Что касается непосредственно уроков, то я как учитель истории, в назначенное время проводила перекличку детей, один ученик делал скриншот и после урока высылал мне, чтобы я не отвлекалась от темы урока, но могла видеть отсутствующих, а значит вовремя связаться с родителями и уточнить причину отсутствия. Во многом это были проблемы с выходом в интернет.
Далее ученики с помощью подсказок должны были назвать тему урока и определить главные вопросы, которые необходимо разобрать. Этот прием позволяет удерживать внимание детей, дает возможность проявить свои индивидуальные способности ребенку и выделиться среди остальных. Так как это было уже известно детям, то на следующих уроках они уже ждали подсказки от меня, которые были порой сложными (ребусы, картинки, ассоциативный ряд, проблемный вопрос с прошлого урока и т.д). Также учитель может в ВК отправлять голосовые сообщения, где будут небольшие комментарии по теме урока, сложные моменты пояснять, можно прикрепить для всех схему или иллюстрацию к уроку, карту исторического события с вопросами в формате ОГЭ или ЕГЭ. Далее я в беседу в ВК скидывала ссылки на информацию по теме (видеоурок, статья из интернета, параграф учебника и др). После изучения информации ученики должны были ответить на тот вопрос проблемный, который они поставили в самом начале урока. И только после этого переходить к домашнему заданию. Это задание было по выбору ученика, но каждое оценивалось. Дети могли пройти онлайн тест или решить кроссворд (советую использовать для этого https://videouroki.net/ или https://onlinetestpad.com/ru/ ) Для учителя удобные сайты, можно брать готовые задания или составить самим, не нужно тратить время на проверку, так как после прохождения дети присылают фото своего результата.
Также были уроки в ВК на основе составленной учителем презентации. Дети просматривали прикрепленный файл и выполняли по слайдам задание в тетради, а в конце работы должны были прислать фото своей страницы. Таким образом, учитель видел, кто из ребят внимательно смотрел презентацию, кто смог справиться с легкими заданиями, а кто и смог решить задания с повышенной сложностью. Конечно, дети могли пользоваться интернетом, но в этом и плюс, поисковая работы, зрительное запоминание информации, быстрота выполнения и желание получить хорошую оценку.
Еще один прием при проведении онлайн урока в ВК –это соревнование при проверки домашнего задания. В каждом классе по истории необходимо проверить уровень знаний терминов и дат. В начале занятия я предупреждаю детей, что сейчас на время проведу диктант по проверки терминов. Им необходимо прочитать 5 определений и в столбик написать только 5 терминов, первые 3 человека получаю балл за выполнение задания. Остальные читают ответы, запоминают и сравнивают со своими, которые они не успели написать. Итак, несколько подходов, за один урок можно проверить знания 15 терминов как минум. Далее я им выкладываю фото события, изученного на прошлых уроках и прошу сформулировать термин, который связан с этим событием. А также назвать правителя, дату и результат, значение этого события в истории. Таким образом проверяется не только знание терминов, но и повторяется весь изученный материал в формате ГИА.
Дети часто используют социальную сеть ВК, она у них в телефоне, на ПК есть и всегда под рукой. Почему бы не быть ближе к детям! Надеюсь мои идеи и советы помогут коллегам в работе. Всем удачного учебного года!