Как сделать уроки обществознания интересными
Как провести интересный урок?
Сделаем каждый урок интересным Школьные уроки — это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. На каждом из них рождаются будоражащие детское сознание мысли и невероятные открытия или же беспросветная скука и опасное безделье. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя.
Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.
Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? Этой теме посвящен наш материал.
Секреты подготовки и проведения интересного урока
Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.
В центре внимания – личность учителя
Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?
Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.
Креативный урок по обществознанию в старших классах
Свидетельство
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Положительные черты россиянина
Отрицательные черты россиянина
Нежелание служить в армии
Полагается на авось
С очень богатым русским языком
«один за всех, и все за одного»
Излишняя вера в гадания и суеверия
Пренебрежителен к быту
Народный( любит традиции и обычаи)
Приверженец сильной государственной власти
Факторы, влияющие на менталитет
Черты национального характера
Географическое положение, обширность территории
Климат
(суровость климата, длинная зима, низкие температуры
Недооценка своего труда
Слежение за природой (смотреть в оба)
Обсуждение пройденного пути
Н. Бердяев «Русская душа»
В отличие от других наций русская по природе является носителем женского типа характера, лишенная рационализма, склонная к самоуничижению, жертвованию, преодолению страданий и т.п
Наиболее глубокая черта русского народа- его РЕЛИГИОЗНОСТЬ и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Божием.
Ф. Достоевский «Дневники писателя», роман «Бесы»
«Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос». Т.е.: русский народ своеобразно принял Христа в свое сердце, как идеального человеколюбца, он обладает поэтому истинным духовным просвещением, получая его в молитвах, сказаниях о святых, в почитании великих подвижников. Его исторические идеалы – Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Тихон Задонский. «Признав святость высшей ценностью, стремясь к абсолютному добру, русский народ,- говорит Достоевский,- не возводит земные относительные ценности, например частную собственность, в ранг «священных» принципов. В романе «Бесы» Достоевский высказывает устами Шатова свою мысль, что русский народ есть «народ – богоносец».
Стивен Грехам, англичанин, много путешествовавший по России, в книге «Путь Марфы и путь Марии».
«. С англичанами разговор кончается беседой о спорте, с французами – беседой о женщине, с русским интеллигентом – беседой о России, а с крестьянином – беседой о боге и религии. Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость.
Природа Великороссии «часто смеётся над самыми осторожными расчётами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любит подчас, очертя голову выбрать самое что ни на есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта склонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский авось».
Русскому характеру присуща могучая сила воли, откуда возникает страстность, максимализм и экстримизм:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
Н. Лосский, русский философ-идеалист
К числу первичных, основных свойств русского народа он относит доброту.
«Русский человек, что дерево: из него можно сделать дубину, а можно и икону, важно, в чьих руках он находится – Разина или Рублёва».
«Как в рассказе Лескова «Чертогон» купец должен раз в году выгнать черта в диком разгуле, так русский народ раз в столетие справляет свой праздник дикой воли, после которого возвращается в свою тюрьму. Так было после Болотникова, Разина, Пугачева, Ленина».
4 идеальные игры для уроков обществознания
Что такое доверие, справедливость, как работает свободный рынок и зачем придумали законы. Многие из этих вопросов, если их задать напрямую, поставят в тупик даже взрослых. Но всё это реально объяснить уже в 7-8 классе. Вместе с InLiberty рассказываем, как можно разнообразить уроки обществознания в школе.
Большинство очень хороших уроков обладают ключевым недостатком: всё рассказанное остаётся лишь теорией. Хотя такие вопросы, как власть, иерархия, правила и взаимодействие в группе, ежедневно так или иначе проявляются в школьной жизни. Но всё это можно объяснить с помощью экспериментов и игр. Даже самые сложные теоретические концепции.
Представьте, что вам хотят подарить 5000 рублей
Взять, к примеру, классический эксперимент из теории игр «Ультиматум»: вам подарят 5000 рублей, но только в том случае, если вы поделитесь ими со своим другом. Вы предлагаете любую часть суммы, а он может взять её или нет. Если друг ответит «нет», то никто не получит никаких денег.
Как здесь вы поступите? Разделите пополам? Но вроде бы деньги-то дарят вам, не лучше ли оставить большую часть себе. Даже если вы дадите другу 100 рублей, это лучше, чем ничего, и он должен бы согласиться и на них. А если в следующий раз вы окажетесь на стороне друга? Какую бы сумму вы сочли справедливой?
Результат такого эксперимента и рассуждения школьника иллюстрируют сложные философские теории о справедливости.
Дилемма заключенного
Проблемы сотрудничества и конкуренции стали предметом изучения для целого ряда авторов теорий коллективного действия — Мансуром Олсоном, Робертом Аксельродом, Элионорой Остром. Скорее всего, вы не знакомы с их исследованиями. Зато существует популярный эксперимент (из «Темного рыцаря» Кристофера Нолана), который на практике показывает сложность кооперации и объясняет ценность доверия.
Двух грабителей банка поймала полиция, но чётких доказательств их вины у полиции нет. Тогда они решают предложить пойманным сделку — обвинить в ограблении другого, чтобы самому избежать наказания. На первый взгляд пойти на сделку — самое рациональное решение, но все далеко не так просто.
Если задуматься, в каких ситуациях мы предпочитаем смолчать и не предавать другого. Если сами можем быть им преданными? Но насколько мы уверены, что он будет действовать так же, как мы? Игра показывает, что далеко не всегда принимаемые нами рационально решения являются самыми выгодными для всех.
Поучаствовать в подобных экспериментах школьники 12-16 лет могут с 30 сентября по 4 ноября в рамках курса InLiberty «Ультиматум». Политолог Михаил Комин разработал его специально для подростков.
Вместе с ним занятия проводят преподаватель экономики НИУ ВШЭ Руслан Хаиткулов, социальный психолог Влад Кривощёков, историк и директор образовательных программ InLiberty Илья Венявкин.
Камень-ножницы-бумага как модель государства
Государство — очень абстрактное, но максимально влияющее на нашу повседневную жизнь понятие. В школьных учебниках обществознания есть отдельные параграфы, посвящённые теориям происхождения государства: от ирригационной (связывающей происхождение власти с необходимостью выстраивать системы орошения) до «семейной» (государство как разросшаяся и иерархизированная семья, род). В современной политэкономии доминирует теория социального контракта, основы которой заложили философы Гобсс, Локк и Руссо. Объяснить ее легко, если превратить книгу Гоббса «Левиафан» в игру.
Каждый участник может вызвать на дуэль с помощью игры «камень-ножницы-бумага» любого другого участника, но победа в игре зависит не от числа выигранных тобой дуэлей, а сможешь ли ты никому не проиграть. Будешь выбирать самых слабых? Или всегда говорить «камень»?
«Продавцы» и «покупатели» оценивают кружки
Поведенческую экономику, за изучение которой присудили последнюю Нобелевскую премию, легче всего объяснять в форме игр и экспериментов.
Один из самых распространенных — эксперимент в магазине. Две группы людей приглашают на презентацию нового товара, например, кружек. При этом первой из них дают возможность подержать кружки в руках, повертеть их, рассмотреть более внимательно, а затем просят назвать цену, за которую готовы эти кружки продать. Вторую группу людей спрашивают, за сколько они могли бы купить эти кружки, не давая предварительно их подержать в руках.
Разница в цене, которую называют «продавцы» и «покупатели» показывает, как на наше рациональнее решение о ценности продукта влияет чувство собственничества, то есть простая возможность подержать товар в руках, ощутив его своим.
Игра на уроке Обществознания на тему «Интересный урок»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Игра по обществознанию
формирование у школьников правовой культуры, базисных знаний о праве и правах человека.
Эпиграф: «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих
моральных испытаний хранил нейтралитет»
В игре принимают участие две сборные команды 7-8 классов.
Вопросы, задания рассчитаны на общее развитие детей.
Игра проходит в кабинете истории и обществознания.
Побеждает команда, набравшая в ходе игры наибольшее количество баллов.
Каждая команда готовит презентацию: «Название команды, девиз, приветствие соперников»
В жюри входят учащиеся 10-11 классов.
Каждая команда получает задание с незаконченными фразами. Необходимо определить, какое право нарушено и закончить фразу. Команды могут пользоваться
Всеобщей декларацией прав человека, Конституцией РФ, Кодексами РФ.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на ______________________________________
2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло думал, что Буратино воспользуется своим правом на___________________________________________
3. Буратино хотел пойти в театр, потому что у него было право _____________________________________________________.
4. Кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги у Буратино, что является покушением на право________________________________________
5. Полицейские ворвались в каморку папы и нарушили его право на________________________________________-
6. Буратино, лиса Алиса, кот Базилио поехали в Страну дураков, они воспользовались правом_____________________________________________
Конкурс №2. Преступления.
На экране слайды. Приведены описания преступлений. Надо определить к какому виду корыстных преступлений относится.
За каждое правильно выполненное задание команда получает по 1 баллу.
1. Занял деньги, пообещал отдать через 10 дней, но деньги так и не вернул.
2. Сорвал шапку с головы прохожего и скрылся.
3. Зашел в школьную раздевалку и забрал чужую куртку.
4. Угрожая ножом, забрал у женщины деньги, украшения.
5. В автобусе залез в карман пассажиру.
6. Десятиклассник потребовал у ученика начальной школы принести ему на следующий день деньги.
7. Залез в машину соседа и забрал навигатор.
Конкурс № 3. Обстоятельства.
Каждая команда получает карточки с заданием. Карточки с заданием надо разложить по стопкам:
1. смягчающие наказание
2. усиливающие наказание
3. не влияющие на наказание.
За каждый правильный ответ команда получает по 1 балл.
Задание выполняется на скорость. Победитель получает дополнительный балл.
1. Оскорбил, но попросил прощения.
2. Украл во время пожара.
3. Отнимал деньги у школьников, не зная, что это грабеж.
4. Втроем договорились и обокрали магазин.
5. Напился и стал приставать к гражданам.
6. После задержания стал сотрудничать со следствием.
7. Обещал хранить краденные вещи.
8. Явился с повинной
9. Организовал ограбление квартиры.
10. Повторно совершил преступление.
Команды получают задание с описанием правовой ситуации.
За правильный ответ команда получает 2 балла.
Иванова задержали в ювелирном магазине за кражу золотого кольца. Полицейские давали интервью журналисту и назвали Иванова преступником, обещали, что он не уйдет от наказания. Что было нарушено? Подробно объяснить.
Команды получают по 2 набора карточек, на каждой карточке по одному слову. Нужно расположить карточки со словами так, чтобы можно было прочитать
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
1. сын, дочь, мать, воровство, лень, голод, у, а, это, нее.
2. законов, чтобы, создавайте, следите, не много, соблюдались, тем, но, за, они.
Конкурс №5. Решение суда.
На экране задания для команд.
Команды получают ответы на двух карточках. Надо найти правильный ответ.
1. Гражданин на работе распространил заведомую ложь о том, что один сотрудник систематически одаривает своего начальника.
2. Старшеклассник распространил заведомую ложь о том, что Иванов ворует деньги в школьной раздевалке.
3. В ответ на замечание пожилого человека в адрес подростков, устроивших шум под окнами дома, один из них применил в его адрес грязное ругательство.
4. В газете была напечатана статья, в которой один из политиков был назван взяточником.
В итоге учащимся предлагается пройти тест » Легкомысленный ли Вы человек».
Оцените себя с этой точки зрения.
1. Часто ли вы приходите в школу с невыученными уроками, надеясь, что » не вызовут».
2. Считает ли вы, что обязательно нужно соблюдать правила поведения.
3. Легко ли вы поддаетесь общему веселому настроению.
4. Приходилось ли вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки.
5. Часто ли вы засиживались летом в компании после 23 часов.
6. Сможете ли вы терпеливо выслушать то, что вас совершенно не интересует.
7. Можете ли вы утром проваляться в постели, даже если вам крайне необходимо вставать и что- либо делать.
Подсчитываются баллы. Без оглашения индивидуальных результатов, зачитываются результата теста.
Подведение итогов. Награждение победителей.
5 платформ для интересного урока истории или обществознания
Елизавета Приставка
Опросы и статистика показывают, что на дистанте учителя стали работать больше: время уходит на то, чтобы найти подходящие приложения и платформы, подготовить урок, а затем объяснить, как все это работает ученикам. Мы попросили педагога истории и обществознания « Школы №548 “Царицыно» » Наталью Ковалеву поделиться пятью наиболее удобными ресурсами, на которых можно просто и быстро подготовить материал для урока или задать домашнюю работу.
Online Test Pad
Online Test Pad — бесплатный сервис для создания тестов с автоматической проверкой.
Кроме тестов в Online Test Pad есть возможность создавать опросы, кроссворды и диалоговые тренажеры. Я составляю кроссворды для младших школьников, и делать это на платформе очень просто: выписываешь нужный набор слов, и программа автоматически собирает их в кроссворд.
Online Test Pad также позволяет создавать комплексные задания (комбинировать разные виды материалов) и полноценные дистанционные курсы, но этот функционал мне еще предстоит освоить.
Skysmart
Skysmart— интерактивная рабочая тетрадь от издательства “Просвещение” и компании Skyeng, в которой собраны задания почти по всем школьным предметам. Материалы этого сервиса разработаны на основе учебников и пособий, входящих в федеральный перечень, а потому хорошо подойдут для ежедневной работы.
Эту платформу можно использовать во время уроков или назначать в ней домашнее задание. Но последние будет уместно делать перед выходными, так как бесплатно платформой можно пользоваться только с 8.00 до 16:00. Если быть точнее: задания платформы Skysmart можно выполнять в любое время, а все тесты и упражнения от «Просвещения» только до 16:00.
Готовых тестов, например, по истории и обществознанию на платформе нет, но есть отдельные задания, из которых тесты можно собрать, как на “ЯКлассе”. Для своей работы я еще использую на этом сайте головоломки и ребусы. Такие задание приходятся кстати, когда нужно привлечь внимание тех, у кого повышенный интерес к предмету. Они скорее идут «в нагрузку», а не составляют основной массив моих учебных материалов.
Learnis
Есть платная и бесплатная версия, и последняя обладает достаточно большим функционалом: можно создавать квесты и интерактивные видео без покупки подписки.
Интерактивные видео — это очень интересный и удобный для учителя формат. Например, когда вы задаете посмотреть детям видеоурок или какой-то фрагмент, многие могут просто кивнуть, мол, посмотрели. Но как это проверить? Learnis работает таким образом, что в сервис загружается ссылка с YouTube или с другого сервиса, и далее учитель расставляет контрольные вопросы прямо по ходу видео: например, на третей минуте один вопрос, на пятой другой. Пока ребенок на них не ответит, он не сможет досмотреть видео до конца и, соответственно, платформа не зафиксирует выполнения задания.
Квест-комнаты — это еще один необычный и увлекательный формат. От учителя требуется только написать вопросы и оформить их как слайды презентации, дальше эти слайды выгружаются на платформу, и получается что-то вроде компьютерной игры: ученик попадает в комнату, из которой ему нужно выйти, но сделать это можно только с помощью специального кода, который нужно собрать из правильных ответов на подготовленные учителем вопросы. В комнате спрятаны специальные предметы, если их найти, на экране высвечивается один из вопросов. Если ребенок нашел все секретные предметы и ответил на заданные вопросы — он может ввести «код» от двери и выполнить задание.
Learnis предлагает удобный интерфейс сбора обратной связи, и все результаты учеников можно быстро просмотреть и проанализировать.
На платформе также есть игры-викторины, однако в них не очень удобно играть на дистанте: кто быстрее нажал на кнопку, у того и право ответа. Если у кого-то из учеников проблемы с интернет-соединением, он может проиграть просто по техническим причинам, а это будет уже не честное оценивание.
LearningApps
LearningApps — бесплатная платформа для создания интерактивных упражнений.
LearningApps предлагает большое количество заданий: викторины, пазлы, разнообразные тесты и т.д. Для урока истории, например, можно создавать кроссворды, размещать исторические задание на линии времени. На платформе есть как уже готовые задания по разным предметам, так и конструктор для собственных материалов.
Готовые задания хорошо использовать для проверки знаний или домашней работы: в тестах детей попросят найти нужную пару, правильно соотнести понятия или изображения, разбить слова по группам. Получается нескучная работа, особенно удобно, что на платформе очень много видов заданий, и можно выбрать именно то, что вам по душе.
Чтобы видеть результаты учеников, необходимо создать виртуальный класс, но, если использовать этот сервис для дополнительных заданий, можно ограничиться тем функционалом, который не требует регистрации учеников.
РЭШ (Российская Электронная Школа)
Российская Электронная Школа — это банк готовых уроков и заданий по разным предметам.
В РЭШ материалы структурированы по параллелям и предметам. Темы почти везде подобраны в соответствии с ФГОС. По каждой теме есть видеоурок, к которому есть готовый набор тренировочных заданий. Учителю не нужно создавать материалы, достаточно отправить ссылку на нужный урок ученикам. Кроме заданий к урокам также предлагаются 2 варианта контрольных работ, которые также можно отправить ученикам и получить автоматический отчет об их выполнении.
Лично я использую лекционные и тренировочные материалы, но контрольные работы не беру: на мой взгляд они слишком легкие. Для сравнения: к теме «Куликовская битва» есть 12 интерактивных тренировочных заданий с исторической картой и другими интересными материалами, а в контрольной всего три тестовых задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных.
В РЭШ можно создавать и собственные авторские уроки, но я этим не занималась, так как есть много других близких моему сердцу приложений, на которых мне удобнее работать.
ActivInspire
Это программное обеспечение для создания и проведения уроков на интерактивных панелях (и даже обычных проекторных досках).
Я, как обладатель интерактивной панели, пользуюсь ActivInspire на каждом уроке и как альтернативой доске (можно писать, рисовать, выделять текст, вставлять фигуры и изображения), и как инструментом для создания интерактивных заданий.
В программе можно самостоятельно создавать тесты, викторины, игры, простую анимацию. Все это можно использовать как в классе, так и на дистанте, тем более, если уже есть ранее подготовленные задания. Нужно просто открыть программу на компьютере и поделиться экраном.
К программе не пришлось долго привыкать: все очень просто и интуитивно понятно для пользователя обычных текстовых и графических редакторов. К тому же ActivInspire регулярно обновляется, становится более удобным и функциональным.
Компания Promethean, я считаю, не стоит на месте, а развивается, прислушиваясь к запросам педагогов.
Скачать программу можно по ссылке. Персональная версия доступна для всех, профессиональная бесплатно поставляется с оборудованием Promethean.