Как сделать вид что учишься
Делай вид
Виктория Сергеевна вернулась из командировки в четверг и сразу приступила к лекциям. В первый же день в её расписании стояло четыре пары. Это было очень тяжело даже для такого опытного преподавателя, как Виктория Сергеевна. Особенно если она вернулась в город накануне из другого города, где сама сидела на лекциях и училась. Курсы повышения квалификации необходимы для любого работающего преподавателя, но в тоже время в разгар учебного года они крайне нежелательны. А в другое время их просто нет. Поэтому Виктория Сергеевна разрывалась между работой и учёбой целых десять дней! Ездить из города в город, совмещая преподавательскую и учебную деятельность, получалось не у всех. Вот и у неё тоже не получалось. Кое-как закончив с лекциями, Виктория летела домой, чтобы выслушать дистанционные курсы и сделать по ним практическую работу.
Половина студентов Виктории Сергеевны отсутствовала на занятиях. В списках групп они числились, но появлялись в стенах учебного заведения крайне редко. Чтобы не делали кураторы их групп, непорядочные студенты всё равно не посещали занятия. Под угрозой отчисления они приходили, чтобы взять задания, которые потом если и приносили, то со скрипом и часто не те, что им были выданы. Кого-то из них в результате всё-таки отчисляли; кто-то справлялся с собой и, вернувшись в стены учебного заведения, «на три», но заканчивал его, получив диплом.
Виктория Сергеевна очень хотела получить диплом повышения квалификации, поэтому старалась ходить на лекции. А вот студенты её не все хотели получить диплом, поэтому, не выдерживая ежедневных практических работ, переставали приходить на занятия Виктории.
Её студенты на праздновании окончания учебного года тоже улыбались, пока один из них не сказал:
— Вот вы делаете вид, что нас учите, Виктория Сергеевна, мы в свою очередь делаем вид, что учимся. А зачем? Зачем нам учиться? Чтобы пойти затем работать, где мы будем делать вид, что работаем, а наш работодатель будет делать вид, что нам платит?
Пять способов обмануть учителя на дистанционке
Дарья Куликова
11 апреля 2020 • 18:24
В школе сложно отвертеться от вопроса, почему не сделал домашнее задание, а популярные отмазки вроде «забыл дома» не актуальны. Однако новый дистанционный формат породил у детей новые способы облегчить свою жизнь. Подростки делятся этими лайфхаками в соцсети TikTok и делают их новыми трендами онлайн-обучения. Центр исследования современного детства Высшей школы экономики собрал пять самых популярных способов, как обманывают учителя по ту сторону экрана.
1. Зависание
Если на протяжении всего урока всем все прекрасно слышно, но как только вы задаете вопрос, начинаются бесконечные технические коллапсы у определенных учеников, скорее всего, это «зависание». Некоторые ученики изображают технические неполадки — дерганье, специальное растягивание слов, долгие паузы или отсутствие звука.
Скриншот из соцсети TikTok
2. Фоторедакторы
Самый популярный способ «подделать» домашнее задание — фотошоп. На что только не идут ученики, лишь бы не выписать самому в тетрадь решения и диктанты — ищут нужные варианты по всем сайтам готовых домашних заданий и подходящие шрифты, выбирают фото с самым похожим почерком, выверяют клеточки через редактор. О таком способе могут говорить незнакомые почерки или съехавшие линии, появившиеся в результате не самого кропотливого наложения двух картинок.
Скриншот из соцсети TikTok
3. Суфлеры
Такой способ используют ученики, когда им нужно на камеру рассказать наизусть стихотворение, пересказ или объяснить, например. гомологический ряд метана. Дети снимают в блогах лайфхаки, как использовать функцию второго экрана (на половине мониторе появляется нужный текст) или крепить листы с подсказками позади камеры.
Скриншот из соцсети TikTok
4. Розыгрыш
Безнаказанность и удаленный формат работы дает повод ученикам пошутить над своими педагогами, особенно если они не сильны в технической части. Дети специально подсказывают учителям неправильные действия в программах, чтобы растянуть урок. Так что не верьте ученикам, когда на вопрос «Как сделать экран полноразмерным?» они отвечают «нажмите alt-F4» (эта комбинация клавиш закроет окно программы).
Скриншоты из соцсети TikTok
5. Видеопрогулы
В TikTok популярен способ прогулять онлайн-урок: записать заранее 10-минутное видео, где ты изображаешь внимательного ученика, а затем во время урока перед камерой ставишь сделанную запись. Так что не забывайте вовлекать класс в работу, здавать вопросы по ходу общения, даже если у вас по плану лекция.
Скриншоты из соцсети TikTok
Напишите в комментариях, используют ли ученики хитрые методы против вас и как вы справляетесь с подобными уловками.
Тина Канделаки: Учителя делают вид, что учат наших детей, а ученики — что учатся
В 2018 году в Иркутске будет запущен образовательный проект «Умная школа» — городок, где будут учиться самые обычные городские дети, а также дети из приемных семей. Основной упор в проекте сделан на создание индивидуальных образовательных маршрутов. «Сноб» провел открытое интервью с руководителями «Умной школы» Тиной Канделаки и Марком Сартаном, которые рассказали, зачем им строить целых 37 зданий для учебного комплекса, на какие средства проект развивается и каких людей они хотят выпускать из стен своего учреждения. Ниже — полная версия дискуссии
Поделиться:
Ксения Чудинова: Как появился проект «Умная школа» и когда? Первая информация о нем появилась полгода назад.
Тина Канделаки: Этот проект родился из всех моих образовательных инициатив, связанных с программой «Самый умный», которую я вела, и с форумом «Умная школа», который мы организовали в рамках моей деятельности в компании «Апостол». Работа над «Умной школой» ведется второй год. Я познакомилась с Марком через Сергея Волкова, одного из лучших преподавателей русского языка и литературы в нашей стране, который в свое время восстал против стандартов образования — многие читали его письмо, вызвавшее огромный резонанс. Он стал голосом из народа, который сумел обратить внимание на проблемы существующего образования. Уже вместе с Марком мы начали собирать вокруг себя специалистов, чтобы не просто быть продюсерами в образовании, а создать что-то новое — я понимала, что новое нужно, но я не располагала экспертизой тех людей, которые могли бы это новое придумать. Итак, мы собрали людей, которые считаются последней надеждой на позитивные перемены в образовании. Началась дискуссия о формировании индивидуального маршрута образования — с этого началась «Умная школа» и первые исследования в этой сфере.
Ксения Чудинова: Многие родители недовольны тем, как учат их детей, и все время находятся в поисках лучшего образовательного учреждения. Чему вы будете учить, как вы строите образовательный и воспитательный векторы?
Марк Сартан: Я хочу, чтобы моих детей учили, согласовываясь с их индивидуальными склонностями и особенностями, а не как всех, и многие родители, которые всерьез задумываются о роли школы, приходят к той же мысли. То же говорят и уважаемые мною люди, такие как Александр Асмолов. Разумеется, я думал о том, какими должны в итоге вырасти мои дети, и ответ на этот вопрос у меня простой: дети должны вырасти ответственными за свою жизнь, уметь ей распоряжаться. Психологи называют это развитием субъектной позиции. Когда человек распоряжается жизнью — это значит, он умеет ставить цели, находить ресурсы для достижения этих целей, опираясь при этом на нравственные основания, а не любыми средствами достигает своих целей. Он умеет планировать и понимать, на каком этапе находится. Всему этому школа, по-хорошему, должна научить, и все эти вещи закладываются новой «Умной школой».
Ксения Чудинова: Вы заявляете о своем проекте не просто как о небольшой школе, а как о точке роста для других школ, и вы сказали, что будете свой опыт собирать, оцифровывать и передавать. Как вы это планируете делать, учитывая, что хороший опыт школы передается трудно?
Марк Сартан: Мы работаем, опираясь на десять принципов, и один из них звучит так: сочетание технологичности и уникальности. Опыт передается традиционным старым способом со времен Пьера Абеляра — от учителя к ученику, и учеником сегодня может стать любой учитель. У нас даже в плане развития есть пункт — стать ресурсным центром для всех учителей региона и, в дальнейшем, страны.
Тина Канделаки: На днях был опубликован рейтинг лучших школ мира. Его возглавила сингапурская школа, и в первой десятке в основном учебные заведения стран Азии, а мы на 34-м месте. Успех Сингапура связан с тем, что там довольно интересный подход к процессу обучения: там считается, что не только учитель может учить ученика, но и ученики могут учить друг друга и даже учителя, который может чего-то не знать в силу того, что он не относится к поколению интернета, рожденному с гаджетом в руке, — для нас всех очевидно физиологическое изменение в восприятии информации.
В России никого не увлекает вариативность образования. Сегодня любой родитель согласится с тем, что наши дети живут сначала до ГИА, а потом от ГИА до ЕГЭ. То есть они учатся, чтобы сдать определенные экзамены и потом поступить в вуз. Не берусь говорить за все образовательные учреждения, но такая проблема есть: учителя делают вид, что учат наших детей, а ученики делают вид, что они учатся. И в этой атмосфере взаимного притворства они благополучно переходят в высшие учебные заведения. Потом, после высшего учебного заведения, с ними встречаюсь я — интервью с новым сотрудником я провожу сама после того, как тот уже поговорил с HR-специалистом. И я прихожу к выводу, что начинает выпускаться поколение, у которого нет никаких навыков для работы — всего того, что перечислил Марк. Я не жду от учителя, что он научит детей тому, чего нет в интернете: знания стремительно оцифровываются, на TED.com можно прослушать лекцию любого крутого педагога из любой точки мира, во многих вузах можно обучаться онлайн. Это все не говорит о том, что онлайн вытеснит офлайн, но это говорит о том, что в офлайне должны, в конце концов, произойти изменения. В первую очередь эти изменения должны касаться того, как использовать полученные знания в повседневной жизни, в формировании своего жизненного маршрута и как научиться понимать, в чем, собственно, заключается этот жизненный маршрут.
Для построения современного жизненного маршрута человеку уже недостаточно иметь одно базовое высшее образование. В течение жизни мы можем несколько раз менять профессию, и потому мы должны быть готовы к тому, что учиться придется всю жизнь. Раньше мы заканчивали вуз и были уверены, что на основе полученного знания мы можем зарабатывать деньги всю оставшуюся жизнь. Но сегодня мы все больше и больше понимаем, что мир меняется и есть возможность в любой момент сменить сферу деятельности, и никогда не поздно начать учиться для этого. Мы не знаем, как модель «Умная школа» будет тиражироваться по всей России, но мы используем возможность рассказать о другом опыте жизни, который, как нам кажется (в первую очередь как родителям, а не как экспертам), очень важен для наших детей.
Ксения Чудинова: Вы строите настоящий маленький город: 37 зданий. Кто и что там будет? Почему целых 37?
Марк Сартан: Когда мы говорим, что дети должны научиться распоряжаться собственной жизнью, мы подразумеваем, что у них есть возможность этому научиться. Но мы прекрасно понимаем, что у детей могут быть совершенно разные стартовые возможности. Тем из них, кто такой возможности изначально лишен, мы должны ее дать — я имею в виду детей-сирот или детей, лишенных родительского попечения. Такие дети лишены очень многого: навыка образования семейной стратегии, взаимодействия с окружающим миром, а иногда и простейших жизненных навыков. Многие детдомовцы даже не знают, как заваривать чай, потому что он для них всегда был кем-то заварен. Если мы должны дать нашим ученикам равные возможности, то детям-сиротам в первую очередь мы должны дать семью. Отсюда вытекает один важный аспект — формирование поселка приемных семей, дети из которых будут учиться в нашей школе наравне с остальными детьми. Это объясняет большое количество зданий. Помимо этого на территории будут здания детского сада, спортивных и хозяйственных комплексов. Читать дальше >>
Как заставить себя учиться
Что делать, если нет вдохновения
Когда учебный предмет в меру сложен и интересен, учиться легко. Когда слишком трудно, нужна помощь преподавателя. Если же задания посильны, но выполнять их не хочется, приходится заставлять себя. Рассказываем о способах побудить себя сделать скучную работу.
Оценить упущенную выгоду
К большой цели трудно подступиться из-за страха провала. Воображение рисует высоты, к которым нужно стремиться, и школьнику становится страшно не достичь их. Если готовиться к ОГЭ, то сдать на «отлично», пробовать силы в олимпиаде — чтобы непременно стать призёром или победителем. Чтобы начать подготовку и не откладывать всё на последний момент, полезно реально оценивать, что вы теряете.
Для этого нужно сразу ставить чёткую цель, например, «прочитаю один учебник, чтобы написать тест по географии на четвёрку» или «прорешаю десять вариантов задания № 13 профильного ЕГЭ по математике, чтобы на экзамене справиться с такими уравнениями». Важно понять, что ученик теряет, откладывая занятия на потом. Что будет, если вообще не приступить к учёбе? — Тройка по предмету. А что будет, если отложить ещё на месяц или не начать сегодня же? — Либо тройка, либо четвёрка, но ценой бессонных ночей и сильного стресса. Когда ясно, чем плоха отсрочка, легче начать работу не ради выдающихся результатов, а чтобы решить свою конкретную задачу.
Усилить самоконтроль
«Прокачать» внимание
Чтобы не отвлекаться и начать решать варианты экзамена или читать учебник, нужно направить на это занятие своё внимание. Внимание бывает неустойчивым от природы или по физиологическим причинам. С природными данными — особенностями нервных процессов — ничего не поделаешь, но стимулировать внимание можно.
Исследования показывают, что сразу после физической нагрузки концентрация внимания повышается. Чтобы существенно повысить внимательность, тренироваться нужно каждый день. Ученику легче сосредоточиться на задании сразу после прогулки или гимнастики.
Избавиться от информационного шума
Соцсети, уведомления о новых публикациях, сообщения в мессенджерах приходят постоянно. Рука непроизвольно тянется к телефону, и минута за минутой несколько часов в день тратится на развлечения в интернете. На время работы телефон нужно поставить на беззвучный режим, а ещё лучше использовать на всех устройствах блокировщик сайтов и приложений. Пусть программа не даёт отвлекаться на общение и юмор в течение хотя бы нескольких минут, отведённых на работу.
Интернет не единственный источник развлекательного контента. Когда занятие скучное, приятно отвлечься на собственные мысли и фантазии. В голову блокировщик не поставишь, так что придётся осознанно возвращать себя к работе.
Не ждать вдохновения
Часто не хочется браться за неинтересное дело без вдохновения, но нужно честно ответить на вопрос «А придёт ли вообще вдохновение разгрести ящик со старыми тетрадками, черновиками и непонятными блокнотами или решить КИМ ЕГЭ по русскому?». Нет. Вдохновение сделать скучное или нужное дело не придёт никогда. Есть только один способ покончить с подобной задачей: начать и довести до конца. Необязательно делать всё сразу, но в один день нужно начать.
Следовать плану
Следовать намеченному плану проще, чем решиться на неинтересное дело внезапно. Стоит заранее решить, в какой день выполнять свою часть домашних обязанностей, а когда учить неправильные глаголы по английскому. Полезно вести ежедневник, чтобы с вечера просматривать список дел на завтра и быть морально готовым.
Когда «завтра» наступает, проще взяться за работу, насчёт которой всё уже решено и определено. Остаётся только начать делать.
Дать себе 2 минуты
Мы уже писали о философии кайдзен, согласно которой сегодня достаточно делать чуть больше, чем вчера. Если в понедельник школьник вообще не брался за сочинение, то открыть и пролистать темы во вторник — уже шаг вперёд.
Договоритесь с собой начать неприятное дело и выполнять его хотя бы 2 минуты. Важно пообещать себе прекратить работу по истечении этого времени, если будет совсем невыносимо. Скорее всего, вы успеете втянуться и не захотите бросить начатое.
Что запомнить
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Как «научиться учиться» — советы, рекомендации и научные исследования
Часть 1. «Очевидные» советы
Большинство рекомендаций для желающих учиться лучше выглядит довольно банально: помимо посещения лекций и выполнения домашних заданий важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, высыпаться, и следить за режимом дня.
Все это, безусловно, хорошо, но чем конкретно эти прописные истины могут помочь студенту? Как организовать режим дня так, чтобы больше успевать и лучше запоминать материал? Есть ли реальная связь между чувством жажды и когнитивными способностями? Правда ли, что спорт помогает в учебе (и речь не только о дополнительных баллах к ЕГЭ за значок ГТО)?
Попробуем разобраться со всем ниже.
Тайминг: как грамотно распорядиться временем
В течение дня
В своей новой книге When: The Scientific Secrets of Perfect Timing писатель Дэниел Пинк (Daniel Pink) приводит множество советов по управлению временем с точки зрения биологии, психологии и даже экономики. Среди них есть несколько вполне конкретных рекомендаций, которые могут помочь в учебе. В частности, Пинк советует при планировании нагрузки учитывать циркадные ритмы.
Циркадные ритмы влияют не только на наш сон, но и на настроение и концентрацию, которые циклически изменяются в течение дня. В среднем, через семь часов после пробуждения концентрация и настроение достигают низшей отметки, после чего снова начинают возрастать (поэтому многие лайф-коучи советуют не откладывать выполнение важных дел и приступать к ним в первые часы после пробуждения). Именно с нашими циркадными ритмами, в частности, связывают тот факт, что вероятность возникновения ошибок на работе (например, в медицинских учреждениях) повышается в период с 14 до 16 часов.
Конечно, студентам необязательно каждый день вставать рано, причем в одно и то же время, однако понимание своего хронотипа и циркадных ритмов можно использовать на благо учебе. Например, наиболее сложные задачи (вроде подготовки к экзаменам или к семинару) планировать на первые два-три часа после пробуждения — понимая, что в последующие часы концентрация будет неизбежно снижаться (о том, чем занять это «малопродуктивное» время, расскажем чуть ниже).
Перед дедлайном
Разумеется, наиболее остро нехватка времени ощущается накануне экзаменов. Кстати, «тянуть до последнего» — это не просто привычка нерадивых студентов, на самом деле такое поведение характерно для большинства из нас. Один из примеров, которые Пинк приводит в своей книге — исследование ученых из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, которые показали, что большинство из групп испытуемых во время экспериментов не делают ничего (или практически ничего) минимум первую половину времени до дедлайна, и только потом приступают к работе.
Чтобы избежать эффекта «горящего поезда», ученые советуют ставить промежуточные цели и использовать технику «движения по цепи»: каждый день, в течение которого вы тратили время на подготовку к экзамену (выполнение лабораторной, написание курсовой), отмечайте каким-нибудь символом. Цепочка таких символов в календаре станет дополнительным мотиватором к тому, чтобы не бросать начатое и дойти до дедлайна без «пробелов» и авральной работы. Конечно же, календарь не усадит вас за конспекты и не отключит соцсети, но послужит «раздражителем» и напоминанием — иногда и это может оказаться весьма кстати.
Нужно больше воды
Еще один довольно распространенный совет заключается в том, чтобы не злоупотреблять кофеином, но при этом пить достаточно воды. У этой рекомендации есть вполне обоснованное научное подтверждение — исследования в этой области проводятся довольно давно. Так, например, в ходе одного из экспериментов (научная публикация по его результатам вышла еще в 1988 году) было показано, что даже незначительное обезвоживание (в 1-2%) может вызвать падение когнитивных способностей. В исследовании, в частности, отмечено ухудшение краткосрочной памяти и способности решать арифметические задачи.
А авторы более поздней публикации в журнале European Journal of Clinical Nutrition заявляют, что «обезвоживание является предпосылкой ослабления когнитивных способностей». Поэтому, чтобы не терять фокус во время учебы, следите за своим самочувствием и не терпите жажду — особенно, если помимо занятий вы активно тренируетесь.
Фото Университета ИТМО
Учимся во сне
Еще один совет из области очевидного— о том, что здоровый и продолжительный сон положительно влияет на наше умственные способности — известен всем. Американские исследователи пошли дальше — и в ходе экспериментов выявили еще одну важную особенность, связанную с тем, как работает мозг во время сна.
Они показали, что испытуемые лучше запоминают пары несвязанных между собой слов, если заучивали их не утром, а перед сном. В этой связи ученые делают вывод о том, что сон стабилизирует наши воспоминания и позволяет закрепить их — еще один довод против бессонной ночи перед экзаменом.
Упражнения для мозга
На первый взгляд связь спорта и хорошей успеваемости неочевидна — в современной культуре «типичный отличник» и физическая активность — это скорее антонимы (вспомните как Шелдон играл в баскетбол). На самом деле физические упражнения — один из факторов, улучшающих когнитивные способности, что также подтверждено рядом научных работ.
Так, например, одно из исследований, посвященных этому вопросу, подтверждает связь между физическими упражнениями и улучшением памяти. Исследователи анализировали показатели 120 человек и отметили связь между регулярными аэробными тренировками, увеличением размеров гиппокампа и (как следствие) улучшением пространственной памяти испытуемых.
Еще одно полезное свойство упражнений — помощь в борьбе со стрессом. В Американской психологической ассоциации, например, отмечают, что один из плюсов регулярных упражнений — усиление взаимосвязей между физиологическими системами (мышечной, сердечно-сосудистой, нервной системой), которые возбуждаются в чрезвычайной ситуации. При тренировках организм «отрабатывает» стандартную реакцию на стресс, в итоге «в боевых условиях» мы оказываемся способны лучше владеть собой, так как за время тренировок организм уже «научился» работать с подобными состояниями.
В 2012 году в журнале Brain Research был опубликован мета-анализ материалов, посвященных связи между физическими упражнениями и работой мозга. Результат, правда, оказался не особенно впечатляющим — по итогам анализа 79 научных материалов ученые отметили, что связь между двумя явлениями (физической нагрузкой и улучшением когнитивных способностей) действительно существует, но является достаточно слабой. Правда, ученые не отрицают, что более значительный эффект возможен и зависит от того, в какие именно результаты когнитивной деятельности фиксирует исследователь в ходе эксперимента.
Тяжелая атлетика или кроссфит, возможно, не лучшие варианты для того, чтобы начать знакомство с миром спорта: если ваша цель — укрепить здоровье и улучшить работу мозга, подойдет даже умеренная физическая активность. Например Всемирная организация здравоохранения советует уделять умеренно-интенсивным физическим нагрузкам порядка 150 минут в неделю — вполне достаточно для того, чтобы помочь мозгу, начать укреплять здоровье и при этом не забросить учебу.