Как смириться с тем что завтра в школу
Как смириться с началом учебного года
Пережить неизбежное и не сойти с ума: возврат к учёбе с психотерапевтической точки зрения.
При столкновении с таким нежелательным, но неизбежным событием, как начало учебного года, мы проходим через пять стадий:
Отрицание. Вы не можете поверить, что это скоро произойдёт.
Гнев. Возмущение сложившейся ситуацией, ненависть к людям, которым уже не нужно учиться.
Торг. Попытка заключить сделку с судьбой — взять академический отпуск или заболеть.
Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни.
Принятие. «Что ж, учиться — это не так уж плохо. По крайней мере, мне пока не нужно работать».
Конечно, эти стадии необязательно должны следовать друг за другом именно в этом порядке, а некоторые из них вы можете пропустить. Но в конечном итоге вам придётся смириться со своей судьбой.
На самом деле эти стадии были придуманы психиатром Элизабет Кюблер-Росс и относятся не к учёбе, а к психологической помощи умирающим. Её «теория пяти стадий» стала широко известна благодаря произведениям массовой культуры, где она неоднократно обыгрывалась (например, в «Докторе Хаусе» и мультсериале «Симпсоны»). Конечно, никакой доказательной научной базой она не обладает: скорее, это просто субъективные наблюдения.
Однако теория стала очень популярной — во многом потому, что её легко приложить к другим явлениям (как мы только что и сделали). После этого возникает следующий соблазн: почему бы не применить и другие психотерапевтические концепции к этому травматическому событию — началу учебного года?
Конечно, в нём может и не быть ничего травматического. Но чтобы достичь нужного эффекта, нам пришлось драматизировать ситуацию. Психотерапевт должен иметь дело с сильными переживаниями и глубинными проблемами, а не с банальной скукой и недовольством.
Читайте также :
Вот как можно было бы ответить на эти вопросы с позиции крупнейших психотерапевтических школ.
Классический психоанализ
Если учёба — это скука, дисциплина и контроль, то для фрейдизма нет ничего удивительного в том, что она вызывает тревогу и отторжение. Тревога, по Фрейду, это «первичная реакция на беспомощность, впоследствии воспроизводящаяся как призыв о помощи в предвосхищении травмы». Чем ближе 1 сентября, тем беспомощнее вы себя чувствуете. Если не можете найти психоаналитика, попробуйте разобраться со своим бессознательным сами.
Наступление учебного года означает, что нам приходится сменить принцип удовольствия, который толкает нас ко скорейшему осуществлению спонтанных желаний, на принцип реальности: подчинить себя требованиям внешнего мира с его расписаниями, сессиями, оценками и домашними заданиями.
Бессознательная часть психики («Оно») входит в конфликт с моральными требованиями общества («Сверх-Я») и окружающими обстоятельствами. Примирить этот конфликт должна центральная часть вашей личности — «Эго». К счастью, бессознательные влечения относительно легко поддаются сублимации, т.е. переключению на социально приемлемые цели.
Кто-то сублимирует легко и свободно, кому-то это даётся с трудом. Это зависит от того, насколько вам удалось заменить внешний родительский контроль внутренним.
Подавленные влечения, которые не нашли себе выхода на каком-либо уровне, перерастают в агрессию и тревожность. Попробуйте перевести свои влечения на учебный процесс, и вы обнаружите в нём множество ещё непознанных удовольствий.
Опыт учит, что у большинства людей есть предел, за которым их конституция отказывается следовать за требованиями культуры. Все желающие быть благороднее, чем позволяет их природа, впадают в невроз; они лучше бы себя чувствовали, если бы им оставили возможность быть хуже.
Неофрейдизм
В неофрейдизме проблемы личности нельзя отделить от её культурного окружения. Иначе говоря, недостаточно просто эффективно сублимировать. Режим угнетения порождает общество, значит нужно изменить и его: перестать быть функциональными и гнаться только за высокой эффективностью, и вместо этого устремиться к полной реализации человеческого потенциала.
Прежде чем заходить в аудиторию, требуйте, чтобы общество было преобразовано на гуманистических началах, иначе занятия дадут вам мало хорошего: вы усвоите деструктивные шаблоны поведения, ведущие к отчуждению и эксплуататорским отношениям между людьми.
Неправильно было бы регрессировать к удовлетворению первичных инстинктов — скажем, вместо учебных занятий предаваться прогулкам на свежем воздухе и игре в покемонов. В здоровом обществе люди будут достигать полного самовыражения в труде и сотрудничестве, а не только в развлечениях.
. современный человек имеет чрезвычайно низкую самодисциплину за пределами рабочей сферы. Когда он не работает, ему хочется быть ленивым, ничего не делать, или, выражаясь покрасивее — «отдыхать». Само это желание безделья в значительной степени является реакцией на строгий шаблон жизни.
Экзистенциальный анализ
Чтобы мужественно принять начало учебного года, подумайте о конечных данностях человеческого существования — смерти, одиночестве, свободе и внутренней пустоте. Только через это осмысление вы научитесь воспринимать учебный процесс не как что-то принудительное и бессмысленное, а как необходимое условие вашего бытия в этом мире.
Учёба как переход из класса в класс и с курса на курс не предполагает вашего личного выбора. Он уже сделан за вас, и вы лишь подчиняетесь внешним требованиям. Отсюда и возникает ощущение тоски и бессмысленности. Но человек, по Виктору Франклу, «до самого своего основания пронизан волей к смыслу». И смысл этот можно найти не внутри себя, а в самом окружающем мире.
Вы можете пойти по одному из трёх путей:
Найти смысл в созидании и творчестве;
Отыскать его в получении нового опыта и встречах с новыми людьми;
Сделать осмысленными собственные страдания.
Третий путь, как указывает Франкл, нужно выбирать только в том случае, если закрыты первые два. Но если ваша школа или университет чем-то похожи на концлагерь, он окажется как нельзя кстати.
Вы должны понимать, что весь мир — это шутка. Справедливости не существует, всё происходит случайно. Только когда вы это поймете, то согласитесь, что глупо принимать всерьёз самого себя. Во вселенной нет великой цели. Она просто существует. Совершенно неважно, как именно вы решите поступать в том или ином случае.
Когнитивно-поведенческая терапия
Что такого плохого в начале учебного года? Попробуйте изменить своё отношение к учёбе, а вслед за этим изменится и она сама. В том, что представлялось скучным и бессмысленным хламом, можно отыскать много интересного. Как указывал Аарон Бек вслед за античными стоиками, «дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким».
Мы автоматически интерпретируем всё, что случается вокруг. Попробуйте поймать эти мысли за руку, прежде чем окончательно им доверяться: может быть, вы что-то упустили из виду? Соберите доказательства за и против вашей интерпретации.
Читайте также :
Если «увидеть хорошее» совсем не получается, вспомните о том, что любое страдание имеет свои временные рамки. Занятия скоро закончатся, вечер будет свободен от этих глупостей, а через пару-тройку месяцев снова начнутся каникулы… В общем, не будьте так категоричны в своих суждениях — помните, что они легко могут измениться.
Если вы думаете, что учёба — сплошная бессмыслица и пустая трата времени, высока вероятность, что так оно и окажется. Впрочем, «мыслить позитивно» — тоже не всегда хорошее решение. Не нужно приукрашивать скучные занятия; в таком случае лучше отыскать смысл где-то в другом месте.
. мысли вызывают чувства, и поэтому многие эмоции, которые вы испытываете, определяются мыслями, какими бы мимолетными они ни были. Другими словами, сами по себе события не окрашены эмоционально. То, как вы их интерпретируете, заставляет вас испытывать те или иные чувства.
Как смириться с началом учебного года
Экология сознания. Психология: Пережить неизбежное и не сойти с ума: возврат к учёбе с психотерапевтической точки зрения.
При столкновении с таким нежелательным, но неизбежным событием, как начало учебного года, мы проходим через пять стадий :
1. Отрицание. Вы не можете поверить, что это скоро произойдёт.
2. Гнев. Возмущение сложившейся ситуацией, ненависть к людям, которым уже не нужно учиться.
3. Торг. Попытка заключить сделку с судьбой — взять академический отпуск или заболеть.
4. Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни.
5. Принятие. «Что ж, учиться — это не так уж плохо. По крайней мере, мне пока не нужно работать».
Конечно, эти стадии необязательно должны следовать друг за другом именно в этом порядке, а некоторые из них вы можете пропустить. Но в конечном итоге вам придётся смириться со своей судьбой.
На самом деле эти стадии были придуманы психиатром Элизабет Кюблер-Росс и относятся не к учёбе, а к психологической помощи умирающим. Её «Теория пяти стадий» стала широко известна благодаря произведениям массовой культуры, где она неоднократно обыгрывалась (например, в «Докторе Хаусе» и мультсериале «Симпсоны»). Конечно, никакой доказательной научной базой она не обладает: скорее, это просто субъективные наблюдения.
Стадия 4. Депрессия (кадр из мультсериала «Робоцып»)
Однако теория стала очень популярной — во многом потому, что её легко приложить к другим явлениям (как мы только что и сделали). После этого возникает следующий соблазн: почему бы не применить и другие психотерапевтические концепции к этому травматическому событию — началу учебного года?
Конечно, в нём может и не быть ничего травматического. Но чтобы достичь нужного эффекта, нам пришлось драматизировать ситуацию. Психотерапевт должен иметь дело с сильными переживаниями и глубинными проблемами, а не с банальной скукой и недовольством.
Когда тетрадки куплены, учебники собраны и карандаши заточены, некоторых из нас охватывает внезапное отчаяние. Что делать? Кто виноват? Какой во всём этом смысл?
Вот как можно было бы ответить на эти вопросы с позиции крупнейших психотерапевтических школ.
Классический психоанализ
Если учёба — это скука, дисциплина и контроль, то для фрейдизма нет ничего удивительного в том, что она вызывает тревогу и отторжение. Тревога, по Фрейду, это «первичная реакция на беспомощность, впоследствии воспроизводящаяся как призыв о помощи в предвосхищении травмы». Чем ближе 1 сентября, тем беспомощнее вы себя чувствуете. Если не можете найти психоаналитика, попробуйте разобраться со своим бессознательным сами.
Наступление учебного года означает, что нам приходится сменить принцип удовольствия, который толкает нас ко скорейшему осуществлению спонтанных желаний, на принцип реальности: подчинить себя требованиям внешнего мира с его расписаниями, сессиями, оценками и домашними заданиями.
Бессознательная часть психики («Оно») входит в конфликт с моральными требованиями общества («Сверх-Я») и окружающими обстоятельствами. Примирить этот конфликт должна центральная часть вашей личности — «Эго». К счастью, бессознательные влечения относительно легко поддаются сублимации, т.е. переключению на социально приемлемые цели.
Кто-то сублимирует легко и свободно, кому-то это даётся с трудом. Это зависит от того, насколько вам удалось заменить внешний родительский контроль внутренним.
Подавленные влечения, которые не нашли себе выхода на каком-либо уровне, перерастают в агрессию и тревожность. Попробуйте перевести свои влечения на учебный процесс, и вы обнаружите в нём множество ещё непознанных удовольствий.
Опыт учит, что у большинства людей есть предел, за которым их конституция отказывается следовать за требованиями культуры. Все желающие быть благороднее, чем позволяет их природа, впадают в невроз; они лучше бы себя чувствовали, если бы им оставили возможность быть хуже.
Зигмунд Фрейд, из работы «Заклятие девственности»
Неофрейдизм
В неофрейдизме проблемы личности нельзя отделить от её культурного окружения. Иначе говоря, недостаточно просто эффективно сублимировать. Режим угнетения порождает общество, значит нужно изменить и его: перестать быть функциональными и гнаться только за высокой эффективностью, и вместо этого устремиться к полной реализации человеческого потенциала.
Прежде чем заходить в аудиторию, требуйте, чтобы общество было преобразовано на гуманистических началах, иначе занятия дадут вам мало хорошего: вы усвоите деструктивные шаблоны поведения, ведущие к отчуждению и эксплуататорским отношениям между людьми.
Неправильно было бы регрессировать к удовлетворению первичных инстинктов — скажем, вместо учебных занятий предаваться прогулкам на свежем воздухе и игре в покемонов. В здоровом обществе люди будут достигать полного самовыражения в труде и сотрудничестве, а не только в развлечениях.
. современный человек имеет чрезвычайно низкую самодисциплину за пределами рабочей сферы. Когда он не работает, ему хочется быть ленивым, ничего не делать, или, выражаясь покрасивее — «отдыхать». Само это желание безделья в значительной степени является реакцией на строгий шаблон жизни.
Экзистенциальный анализ
Чтобы мужественно принять начало учебного года, подумайте о конечных данностях человеческого существования — смерти, одиночестве, свободе и внутренней пустоте. Только через это осмысление вы научитесь воспринимать учебный процесс не как что-то принудительное и бессмысленное, а как необходимое условие вашего бытия в этом мире.
Учёба как переход из класса в класс и с курса на курс не предполагает вашего личного выбора. Он уже сделан за вас, и вы лишь подчиняетесь внешним требованиям. Отсюда и возникает ощущение тоски и бессмысленности. Но человек, по Виктору Франклу, «до самого своего основания пронизан волей к смыслу». И смысл этот можно найти не внутри себя, а в самом окружающем мире.
Согласно Виктору Франклу, «экзистенциальный вакуум проявляется прежде всего в ощущении скуки»
Вы можете пойти по одному из трёх путей:
Найти смысл в созидании и творчестве;
Отыскать его в получении нового опыта и встречах с новыми людьми;
Сделать осмысленными собственные страдания.
Третий путь, как указывает Франкл, нужно выбирать только в том случае, если закрыты первые два. Но если ваша школа или университет чем-то похожи на концлагерь, он окажется как нельзя кстати.
Вы должны понимать, что весь мир — это шутка. Справедливости не существует, всё происходит случайно. Только когда вы это поймете, то согласитесь, что глупо принимать всерьёз самого себя. Во вселенной нет великой цели. Она просто существует. Совершенно неважно, как именно вы решите поступать в том или ином случае.
Виктор Франкл, из работы «Человек в поисках смысла»
Когнитивно-поведенческая терапия
Что такого плохого в начале учебного года? Попробуйте изменить своё отношение к учёбе, а вслед за этим изменится и она сама. В том, что представлялось скучным и бессмысленным хламом, можно отыскать много интересного. Как указывал Аарон Бек вслед за античными стоиками: «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким».
Мы автоматически интерпретируем всё, что случается вокруг. Попробуйте поймать эти мысли за руку, прежде чем окончательно им доверяться: может быть, вы что-то упустили из виду? Соберите доказательства за и против вашей интерпретации.
Если вы думаете, что учёба — сплошная бессмыслица и пустая трата времени, высока вероятность, что так оно и окажется.
Впрочем, «мыслить позитивно» — тоже не всегда хорошее решение. Не нужно приукрашивать скучные занятия; в таком случае лучше отыскать смысл где-то в другом месте.
. мысли вызывают чувства, и поэтому многие эмоции, которые вы испытываете, определяются мыслями, какими бы мимолетными они ни были. Другими словами, сами по себе события не окрашены эмоционально. То, как вы их интерпретируете, заставляет вас испытывать те или иные чувства.
М. Маккей, М. Дэвис, П. Фэннинг, из работы «Как победить стресс и депрессию»
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Как справиться с тревогой перед 1 сентября: пошаговый план для родителей
Чувство тревоги нормально для детей и подростков, которые впервые идут в школу или меняют её. Перемены в жизни могут стать стрессом для всей семьи. Рассказываем, как сохранить спокойствие перед новым учебным годом и подготовить ребёнка к первому классу.
В первые школьные дни ваш ребёнок может плакать, жаловаться на головную боль, избегать вас, злиться, страдать от перепадов настроения. Главное — запомнить, что тревожность — это нормально. Дети и подростки могут волноваться из-за проблем в школе, с друзьями и так далее. Например:
5 способов справиться с волнением перед новым учебным годом
1. Позаботьтесь о его здоровье
Убедитесь, что ваш ребёнок нормально спит, регулярно ест здоровую пищу и перекусывает в течение дня, ведёт активный образ жизни. Когда его ум и тело обеспечены всем необходимым, переживать стресс будет намного легче.
2. Оказывайте поддержку
Разговаривайте с ребёнком: «О чём ты волнуешься? Чего ты ждёшь от школы?» Пусть он рассказывает вам о своих беспокойствах. Например, когда вы едете вместе в машине, стоите в очереди или ужинаете. Некоторые дети и подростки раскрываются только во время непринуждённого разговора. С другими же можно просто сесть и поговорить о сложностях и заботах, всё зависит от характера.
3. Решайте возникающие проблемы
Когда вы узнаете, что беспокоит ребёнка, то можете придумать план действий. Зачастую тревожность может подавлять ребёнка, его веру в свои силы и возможности. Определив проблему, вы вместе сможете посмотреть его страхам в лицо: «Если случится что-то плохое, что ты сможешь сделать?» или «Давай продумаем, что ты будешь делать во время экстренной ситуации». Это даёт возможность объяснить ребёнку, как нужно себя правильно вести, если что-то идёт не так.
4. Фокусируйтесь на позитиве
Когда вы поймёте, что беспокоит ребёнка, и сможете помочь ему справиться с тревожностью, перенаправьте его внимание с негативных эмоций на позитивные. Спросите: «Какие три вещи тебя интересуют в школе больше всего?» Большинство детей сразу подумают о чём-то хорошем: съесть что-то вкусное и классное с одноклассниками на обеде или вернуться домой после сложного учебного дня. Ребёнок начнёт замечать в школе больше интересного и весёлого вокруг себя и перестанет себя накручивать.
5. Не забывайте о себе
У родителей маленьких детей или подростков, которые только идут в новую школу, тоже могут возникать тревожные чувства, потому что они осознают ответственность момента. Но дети часто копируют поведение родителей, поэтому, есть ли вы будете сохранять спокойствие и ясность ума, ребёнок последует вашему примеру.
12 ненужных вещей, которые вы обязательно купите к школе
Поддерживайте его, но будьте объективными. Не идите на поводу у нежелания ходить в школу, хотя первое время ребёнок может плакать, кричать, протестовать. Не повышайте голос в ответ, спокойно скажите: «Я понимаю, что школа тебя пугает, но в неё нужно пойти. О чём ты беспокоишься? Давай поговорим об этом».
Как выстроить подготовку к школе
Одна-две недели перед школой
Два-три дня перед школой
Первый день в школе
Иллюстрации: Shutterstock (ClassicVector)
5 советов для снижения утреннего стресса перед школой
В течение всего учебного года по утрам надо успевать собраться в школу, позавтракать, настроиться на новый день и не опоздать на уроки. Наш блогер, мама Наталья Нестерова, делится своими секретами удачного утра и рассказывает, что надо делать, чтобы дети шли в школу уверенными в себе.
Когда в августе утра и вечера становятся прохладнее, все родители понимают — лето заканчивается, начнётся другая пора. И вот он, сентябрь, солнечный и красивый, но не верьте, это рекламная кампания.
Школьная, напряженная, местами нервная жизнь. Практически все родители, вспоминая о ней, не могут сдержать гримасу недовольства и тоски. Дети думают о школе по-разному, тут многое зависит от опыта школьной жизни и индивидуальных особенностей ребёнка. Есть такие, кому нравится в школе, по крайней мере в начальных классах точно есть.
Что же вызывает уныние в рядах детей и взрослых и можно ли что-то изменить? Среди лидеров, вызывающих негативные эмоции и отравляющих день и жизнь, — ранние подъёмы, нервные сборы, спешка, опоздания и забытые вещи. Можно попробовать применить несколько простых советов, чтобы понизить градус утренней напряженности в семьях:
1. Сон
Первым делом позаботьтесь, чтобы все высыпались. Установите новое время укладывания в постель с таким расчётом, чтобы ребёнок спал восемь-девять часов и просыпался самостоятельно утром, а не ближе к обеду. Иногда это бывает не так легко, когда вечером никак не засыпается, но обычно быстро налаживается, за два-три вечера.
2. Портфель
Побуждайте ребёнка собирать портфель с вечера, предварительно обговаривайте содержимое, чтобы избежать необходимости поиска нужной вещи за 15 минут до выхода из дома. Конечно, это не 100%-ная гарантия страховки от таких ситуаций, но количество случаев уменьшает. Проверено.
3. Одежда
Школьную одежду тоже готовьте заранее или напоминайте о необходимости её подготовить, если ребёнок уже подрос и может справиться сам. Можно решить вопрос одним махом в выходные, подготовив сразу все рубашки-блузки и ежеутренне доставая по одной из шкафа.
Если ваш школьник — активный непоседа из началки, то, поверьте, пять-шесть штук — это энергосберегающий для мамы вариант. Достать утром чистую рубашку из шкафа гораздо проще, чем молниеносно решать задачи с отсутствием пуговиц и пятнами на самих рубашках. С девочками то же самое, всё зависит от особенностей ребёнка.
Учительница предложила детям написать о своих тревогах. Её рассказ об этом набрал полмиллиона репостов
В жизни школьника и так немало ситуаций, ограничивающих его, поэтому стоит избавить ребёнка хотя бы от некоторых и вместо того, чтобы ругать за испачканные вещи, позволить ему вести себя так, как он хочет (конечно, при условии, что он никому не мешает). Стиральные машины-автоматы есть уже в каждом доме, и потому грязная одежда не должна быть поводом для негативных эмоций родителей и ребёнка.
4. Гаджеты
Важный вопрос — дозирование присутствия гаджетов. Возможно, летом школьник привык пользоваться ими без ограничений, и теперь встаёт непростая задача помочь ему сократить это время. Они вызывают привыкание и у взрослых, что уж говорить о детях. Трудно контролировать количество времени, проведённое за игрой в компьютер или телефон, просмотром фильмов и роликов как младшему школьнику, так и подростку.
Придётся устанавливать временные рамки, ставить таймер, а то и выдавать в пользование только под личным контролем
Убеждать сына или дочь в возрасте 8–11 лет, что, если они будут смотреть мультики вместо уроков, останутся не образованными, а потом их никто не возьмёт на приличную работу, бесполезно и не работает. Придется твёрдо, но вежливо сразу обозначить условия пользования гаджетами и придерживаться их всей семьей.
5. Завтрак
В обязательной программе утра есть завтрак, который просто обязан быть приятным, когда все вместе сидят за столом, общаются, уплетают что-нибудь вкусное и желательно полезное. Что именно, вы решите сами, исходя из ваших возможностей и предпочтений, главное — позаботьтесь о хорошем настроении, задайте его сознательно, щедро дарите ребёнку и всей семье любовь, заботу, уверенность в себе и в том, что всех ждёт хороший день. Тогда он обязательно будет именно таким.
Пора в школу сегодня, завтра и послезавтра. Уже не так страшно, правда?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.