Как смириться с тем что
Как смириться с тем, что не можешь изменить?
Ответы пастырей
Жизнь человеческая не проходит без скорбей – самых разных, малых и больших: это и крушение наших планов и надежд, несчастные случаи и болезни, потеря имущества или жилья в пожаре, кризисы, катастрофы и природные катаклизмы, в которых мы пострадали… И часто эти скорби и испытания повергают в уныние, а то и в ропот: за что мне это? Как смириться с этими скорбями? Как не утратить бодрость духа?
Скорби – лишь средство в руках Бога к избавлению от еще больших скорбей
– Да, нередко случаются в нашей жизни ситуации, в которых мы, ощущая свою беспомощность, вынуждены находиться, невзирая на то, что все внутри нас этому противится. Если человеку не удается вовремя укротить естественное внутреннее противление, нередко весьма эмоциональное, он подвергается опасности оказаться в глубоком унынии, или депрессии, выход из которого может оказаться уже весьма затруднительным. Очень важно не допустить подобного и справляться с ситуацией еще в начале, когда ты исчерпал свои ресурсы и осознал, что, по крайней мере некоторое время, такое положение вещей нужно будет терпеть.
«Говорите чаще себе: “Буди воля Божия”. В сию мысль да погружается ум ваш и сердце»
Мы никогда не бываем брошены
– Господь потому и посылает нам то, чего мы не можем изменить, чтобы мы научились смиряться. Нам хочется свернуть горы, а вдруг поставляется стена, о которую разбивается наша гордость, наша самоуверенность. Тогда-то мы быстро видим, насколько мы самодостаточны и всё ли зависит от нас.
Смиряться вообще трудно, больно. Но, собственно, у нас всего два варианта. Либо роптать, негодовать и тем самым только мучить себя, либо принять то, что нам дано, как ниспосланное Богом для нашего блага.
Верующему человеку смириться легче. Вера в Бога предполагает доверие. Господь находится рядом. Он ведет нас, как родитель ведет ребенка за руку. Если нас повели не по той дороге, которая нам казалась более правильной, то, значит, так надо. Нам более полезен тот путь, по которому Господь ведет нас.
Не забывайте: нам более полезен тот путь, по которому ведет нас Господь
Вспоминается случай из жизни одного страждущего человека, Константина, который в связи с каким-то неврологическим синдромом не мог ходить. Ему удалось попасть к преподобному Паисию Святогорцу. Ко всеобщему удивлению, святой Паисий приподнял Константина с инвалидной коляски, и они вместе стали ходить, молясь со слезами на глазах. Радости Константина не было предела, ему казалось, что у него выросли крылья. Но неожиданно святой Паисий усадил его обратно в инвалидную коляску и сказал: «Послушай меня, сынок. Бог не хочет, чтобы ты когда-нибудь выздоровел. Твое состояние будет всё хуже. Но знай: те люди, которые собираются вокруг тебя и тебе служат, спасают таким образом свои души. Оказывая помощь тебе, они получают помощь сами, хотя этого не понимают. Так ты становишься средством спасения душ. Бог хочет от тебя именно этого. Поэтому живи у себя на родине и никогда оттуда не уезжай». Кто-то подумает, что это тупик. Но на самом деле это и есть самый лучший духовный выход из тупика.
А вот еще примеры из нашей жизни. Мама одного сильно болеющего ребенка говорила, что тяжесть на душе была только в первый период жизненных испытаний, а потом пришло облегчение, потому что наступило прозрение. Благодаря болезни ребенка она пересмотрела всю свою жизнь, обрела веру, а с Богом в душу вступили надежда, прочность, отрада. Еще одна мама, ребенок которой парализован, призналась: «Мы очень благодарны нашему сыну, потому что по причине его болезни мы обратились к Богу и нашли подлинный смысл жизни».
Мы доверяем Тому, Кто нас призвал к этой жизни. Он нас ведет Своим Промыслом, значит, мы никогда не бываем брошены. Поэтому если что-то не можем изменить, то просто примем это как путь, на который Господь призвал нас. А смысл и пользу этого пути мы поймем, когда созреем духовно.
Бог бодрствует над нами
– Если мы посмотрим на свою жизнь с духовной точки зрения, то поймем, что в нашей жизни всегда имеет место быть то, что не определяется ни нашим умом, ни даже нашим благочестием. Каждому человеку – и верующему, и неверующему – дается то, что Сам Бог по Своей вечной премудрости определяет именно тебе пройти.
Человек при этом всегда будет протестовать, проявлять недовольство, сколь бы прекрасной жизнь у него ни была, а тем более, если что-то не сложилось. Но надо попытаться понять, что такое Промысл Божий.
Бог не только о каждом человеке (а нас на земле миллиарды живет, а еще сколько жило и будет жить) промышляет, но и обо всей Вселенной. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней (Пс. 23: 1), – как псалмопевец говорит.
Тогда, когда мы это прозреваем, наша душа умиряется и понимает, что все, что нам дано, это именно то, что нужно.
Нам просто надо переплыть это обуреваемое треволнениями житейское море: и справа, и слева нас бьют и будут бить волны; нам кажется, что мы вот-вот потонем, – но в то же время мы всякий раз убеждаемся, что Бог бодрствует над нами.
А нам что только надо? Смириться! Помоги всем нам в этом Бог.
Иногда полезнее пострадать
– Нужно во всем попытаться отыскать Промысл Божий. Бог всегда нас ведет к блаженству. Только мы не всегда это понимаем. Если страдаем, то в 90% случаев – за наши грехи и непослушание. Поэтому бывает полезнее нам тут пострадать в качестве искупления, зато обрести блаженную вечность.
Иногда Бог через злострадание приводит нас в итоге к тихой и безмятежной жизни.
Будем молиться во всяком тяжелом обстоятельстве, молиться неотступно
Поэтому, не зная судеб Божиих, будем молиться во всяком тяжелом обстоятельстве. Молиться неотступно, каждый день исполняя какое-то правило только для решения этой конкретной непростой ситуации. Кто-то канон читает, кто-то акафист, кто-то придумывает еще какой-нибудь способ умолить Бога. В результате таких духовных упражнений мы получаем сознание того, что все в руках Божиих, получаем силу терпеть нестерпимое, либо ситуация начинает меняться чудесным образом.
У Господа относительного каждого из нас имеется Свой особый план
– Многое зависит от возраста. Юношеству свойственен максимализм, а время делает нас мудрыми, лечит и учит довольствоваться тем, что есть. В молодости мечтаешь покорить Эверест, а в шестьдесят радуешься, что без одышки поднимаешься на пятый этаж.
Важно помнить: у Господа относительного каждого из нас имеется Свой особый план, замысел твоего пребывания здесь, на земле. Не ищи своего, ищи предназначенного тебе. Молись и умей различать посылаемые тебе знаки.
[1] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 2. Судьбы Божии.
[2] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 1. О терпении.
[3] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Приношение современному монашеству. Гл. XIV.
[4] См.: Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского.
Почему мы противимся смирению и в чем его настоящая ценность
Как часто вы сталкиваетесь с проблемами, неприятностями? Случаются ли в вашей жизни конфликты с другими людьми?
Наверняка есть и такие, которые длятся годами. Уже испробовано множество методов для их решения. Но безуспешно.
Вам кажется, что вы в тупике, в безвыходном положении. Вас это удручает, но вы все равно продолжаете бороться.
Вы отчаянно сопротивляетесь тому, чтобы смириться с ситуацией, ведь существует мнение, что это проявление слабости, безнадежность.
В статье вы узнаете, что сделать, чтобы разрешить проблемную ситуацию, и как вам в этом поможет смирение.
Что такое смирение
“Смиренный – кто смирился, кто живет в смирении,
в кроткой преданности провидению, в сознании своего ничтожества.”
Толковый словарь Даля
Что вы знаете о смирении?
Это понятие несет в себе религиозный подтекст на уровне массового сознания и в традиционном понимании имеет оттенок слабости:
Не правда ли, выглядит все это безнадежно?
Как сказала клиентка проекта “Ключи Мастерства”: “Смирение – это когда ты соглашаешься со всем ворохом проблем, со всем тяжелым грузом и даешь себе обещание тащить его до конца жизни.”
На самом деле те, кто проживал истинное смирение, находят в этом слове иной смысл.
Смирение – прекращение борьбы, это слагание с себя ответственности за разрешение ситуации и доверие высшим силам в том, что ситуация разрешится наилучшим образом для всех.
Вы сидите в лодке и плывете против течения. Вы гребете и гребете веслами, пока есть силы.
Наступает момент, когда руки немеют, и вы бросаете весла.
Вас сносит течением, и вы понимаете, что оказались там, где вам нужно быть.
В чем ценность смирения
Мы привыкли сопротивляться смирению, но если посмотреть на этот термин под другим углом, то оказывается, что бояться его наступления не нужно.
В момент смирения приходит облегчение, освобождение.
Оно позволяет выйти на новый духовный уровень, где вы обретаете поддержку высших сил.
Смирение – не слабость, не состояние жертвы.
Смирение это освобождение от борьбы.
Как прийти к смирению
5 этапов проживания проблемной ситуации
#1 Возникновение ситуации
Первый этап – возникновение неприятной ситуации, вызвавшей бурный протест.
А он(а) еще больше злится, не верит. Вы доказываете, доказываете, но ваши доводы для него(ее) неубедительны.
#2 Попытки решить проблему своими силами
Это фаза безудержной активности. Для людей, занимающихся саморазвитием, подкрепленная верой, что я – Творец, что все в моих силах.
Вы толкаетесь во все двери, пробуете всевозможные способы, которые подкидывает ум. Но ум исходит из жизненного опыта, из тех сценариев жизни, которые он видел.
На этом этапе духовный компонент отсутствует.
Есть только физические 3D-действия, которые диктуются и управляются либо развитым эго, либо личностью человека.
Вы не ищете новые возможности. На этом уровне они недосягаемы.
#3 Отчаяние
В момент, когда вы понимаете, что никакие способы не работают, вы впадаете в глубокое отчаяние. Вы поверили, что вы это можете, а в результате полный ноль.
Когда вас накрывает отчаянием, что-то внутри щелкает. И вы понимаете, нужно просто смириться, что это есть. Хватит! Будь что будет!
Вспомним наши примеры из жизни:
#4 Смирение
“Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла.
Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.”
На этапе смирения все движущие мотивы, которые заставляли биться во все эти двери, они пропали, они больше не работают.
Вы изымаете из этого процесса свою личность, эго. Убираете мощную привязку к результату, каким хотите его видеть.
Передаете на разрешение высшим силам для наивысшего блага всех участников ситуации. И далее все начинает разворачиваться.
Так действует смирение.
Пока вы не дошли до этой точки отчаяния, не смирились, ситуация не разрешится.
Вот тогда и наступает этот момент просветления сознания.
Сложность смирения в том, что вы не знаете, каким будет результат без вашего участия. Готовы ли вы к неожиданному развороту событий?
Позволить этому произойти – проявление силы, мудрости и наступления следующего этапа – принятия.
#5 Принятие и его отличие от смирения
Когда вы забираете бразды правления у эго и передаете на разрешение высшим силам, вы осознаете, что ситуацию нужно принять такой, какая она есть.
Сначала вы учитесь смиряться с тем, что вы никак не можете повлиять на ситуацию, а потом наступает момент принятия.
Отличается смирение от принятия по ощущениям:
То есть смирение – это еще не удовлетворение, но уже и не страдание.
Принятие – более продвинутый вариант.
Если смирение приходит от безысходности, то принятие – осознанное чувство.
Скорее всего, одним усилием воли к смирению вы не придете, но, зная этот алгоритм, вам будет проще отпустить ситуацию.
Алена Старовойтова о смирении
Как разрешить ситуацию с помощью смирения
№1. Переключение внимания
Оно может быть двух видов:
1. Случайное переключение, с помощью внешних обстоятельств
Но, как вы знаете, ничего случайного не бывает.
Ваше “Высшее Я”, видя, что эго не отпускает ситуацию, создает такие события в жизни, которые смогут на определенное время переключить ваше внимание.
За это время ситуация разрешится сама собой.
Это происходит в том случае, если вы:
Если в первом случае смириться вы хотите, но не можете, то во втором случае смирение может возникнуть только на подсознательном уровне.
Этот способ не подойдет для затяжных конфликтов. Если вы годами бились о закрытые двери, то одного переключения внимания будет недостаточно.
2. Осознанное переключение внимания
У вас не получается решить какой-то вопрос, вы осознанно смиряетесь с ситуацией на время и фокусируетесь на других вопросах, либо переключаетесь на что-нибудь нейтральное.
За это время хватка ослабляется, и ситуация либо разрешается сама по себе, либо к вам приходит идея как ее решить.
№2. Пирамида Силы и Света
Надо сказать, что в этом способе смирение играет не последнюю роль.
Если вы идете в пирамиду, оставляете там свою проблему, а потом продолжаете о ней думать, ничего не решится.
Важно то, насколько вы доверяете высшим силам в решении ситуации.
№3. Практика “Махнуть рукой”
Предлагаем простую практику, выполняя которую, вы перейдете от отчаяния к смирению.
Наверняка вы слышали о таком методе “решения проблем” в народе, когда предлагается поднять руку, махнуть и произнести: “А ну его…!”
Только усовершенствуем его.
Входите в полумедитативное состояние, поднимаете руку, а можно и без поднятия руки, и произносите:
“Я передаю решение ситуации своему “Высшему Я”, своим наставникам и духовным учителям для наивысшего блага всех ее участников”.
Приготовьтесь и к неожиданным поворотам. Не всегда все получается так, как нам бы того хотелось.
Ваша задача – позволить высшим силам сделать всю работу за вас.
Умение смириться – это новый виток вашей духовной эволюции.
Принять то, что мы не можем изменить
Расставание, болезнь, потеря дорогого человека. В жизни есть вещи, которые мы не в силах изменить, но которые нам важно принять, чтобы преодолеть боль. Как пройти через это испытание?
«Господи, дай нам смирение, чтобы принять то, что нельзя изменить. Дай нам мужество изменить то, что надлежит изменить. И дай нам мудрость отличить одно от другого». Эту цитату приписывают, среди прочих, немецкому писателю Фридриху Кристофу Этингеру.
Для некоторых, например для участников групп Анонимных Алкоголиков по всему миру, это изречение даже приобрело статус важнейшего правила жизни. Но что стоит за этими словами — «то, что нельзя изменить»? Несбывшиеся надежды, нехватка любви, страдание, несправедливость, хрупкость самой нашей жизни — с этим рано или поздно сталкивается каждый из нас, и бежать от него бесполезно. Лишь ясное понимание происходящего и верное отношение к нему поможет нам пройти эти испытания и вынести из них уроки жизни.
Отказываясь сопротивляться неизбежному, мы получаем шанс открыть для себя новые возможности. Пять экспертов рассказывают о том, что способно стать для нас опорой.
«Все не всегда получается так, как мы ждали»
Почему мы страдаем. Собеседование закончилось неудачно, новое назначение получил кто-то другой, завести ребенка все не получается. Ощущение, что собственная жизнь выскальзывает из рук, порождает чувство глубокой тревоги. Особенно это ощутимо в нашей культуре, где понятие о жизненном успехе практически лишено духовной составляющей и зачастую измеряется лишь благосостоянием.
Юнгианский психоанализ видит причину этого страдания в том, что мы не осознаем связи между собой и миром. И потому нам горько вдвойне: к смятению от того, что наши планы нарушены, прибавляется и чувство, что нас бросили одних. Это ощущение бессилия воскрешает в душе растерянного ребенка, которым мы были когда-то и который не понимает, почему ему в чем-то отказали. Чем чаще мы испытывали это сиротливое чувство в детстве, тем труднее нам принять все те «нет», которые порой говорит нам жизнь. Напротив, если мы согласимся с тем, что само наше существование подчиняется законам Вселенной, тем самым мы усмирим свое — такое человеческое — желание всемогущества.
Поняв, каковы наши несбывшиеся ожидания, мы сможем подумать, как реализовать их другими способами
Как это принять. Спрашивая себя, произошло ли это событие только лишь из-за внешних причин или все же на него повлиял наш не совсем разумный выбор и неверные решения. Подобный самоанализ поможет вновь стать действующим лицом собственной жизни и увереннее смотреть в будущее. Также можно подумать о том, чего именно нам не хватает. Наши планы были расстроены, и это лишило нас удовольствия их осуществить.
Но какого именно удовлетворения мы ожидали? Общественного признания, эмоциональной поддержки, материального достатка? Поняв, каковы наши несбывшиеся ожидания, мы сможем подумать, как реализовать их другими способами. Исследуя связь между нашими поступками, событиями и возможностями, мы становимся, как считал Юнг, более открытыми для жизни, учимся распознавать ее послания и счастливые совпадения, которые помогут нам чаще совершать верный выбор.
«Другие не всегда нас любят и нам верны»
Почему мы страдаем. Мы нуждаемся в любви, в том, чтобы ощущать себя любимыми, — так мы чувствуем, что нас признают, что мы для кого-то очень важны. Но сейчас связи между людьми все реже оказываются прочными, и это рождает в душе глубинную тревогу. Не чувствуя на себе любящих взглядов — близких, супруга, друзей, коллег, — мы словно больше не ощущаем себя.
Нам не хватает признания, от нас будто ускользает смысл самой жизни. Еще острее мы переживаем измену — предательство разрушает негласный уговор между людьми: «Я дарю свою любовь и взамен получаю равноценный дар». Жестокое нарушение этого договора подрывает веру не только в другого человека, но и в самих себя: «Чего я стою, если меня предали так легко?»
Как это принять. Неверность в отношениях — любовных, дружеских, семейных — отлична от ситуации, когда по внешним причинам страдает наша преданность или добрые чувства, например, сокращение на работе. Отношения — это всегда совместное творчество. Их стоит внимательно изучить, чтобы понять, каким образом мы их выстраивали. Что в них стало результатом нашего действия, что именно и сколько, недостаточно или в избытке, мы вкладывали в них? Чего ожидали от другого? Способны ли были сами позаботиться о своих важнейших потребностях?
Если необходимо, помочь провести эту работу может специалист. Но как вновь обрести любовь? Даже если сейчас мы ее не видим рядом с собой, она существует внутри нас. Ее можно почувствовать, спрашивая себя: что мне нравится, что вызывает у меня отклик, пробуждает во мне живой интерес? Поиск ответа может занять время, но, когда любимое дело находится, вокруг появляются люди, которым оно так же дорого. И это будут действительно близкие люди, которые любят то же, что и мы, и всегда смогут нас поддержать.
«Страдание — это часть жизни»
Почему мы страдаем. Разрыв, несчастный случай, болезнь. Невозможно вспомнить тот момент, когда мы испытали боль впервые. На протяжении жизни она возникает не раз, иногда предостерегая и охраняя нас, но очень часто — причиняя нам мучения. Их усугубляют страх («со мной что-то не так») и чувство вины: воспитанные в христианской культуре, мы неосознанно связываем боль с наказанием за грехи и ищем ответ в своем прошлом.
Вопрос «за что мне это?» не то чтобы бесполезен — иногда он помогает переосмыслить события нашей жизни. Но еще полезней переформулировать его — «для чего?». И задуматься не о причинах, а о наших целях и возможностях.
Как это принять. Вина подавляет, обессиливает нас, останавливает в той точке, где мы находимся, мешает двигаться вперед. Если же мы спрашиваем «зачем?», «чему я могу научиться?», то переживаем боль как испытание. Сильные потрясения обостряют чувство жизни. Мы понимаем, а вернее — начинаем чувствовать, что у сил есть предел, и это побуждает нас прояснить цели, отделить важное от второстепенного.
Разрешив себе испытать гнев в полном объеме, мы сможем встретиться со своей агрессией
Многое переосмысляется в это время. Но важно помнить, что боль — это прежде всего сигнал, и мы можем понять, какую информацию он несет, о чем эта боль говорит. В этом могут помочь специалисты — врач или психотерапевт. Информация укрощает страхи, помогает реальнее оценить, насколько опасна ситуация, в которой мы оказались. Также важно осознать вторичные выгоды, которые мы, возможно, получаем, претерпевая боль. Их часто трудно признать: это может быть желание за что-то наказать себя или повод потребовать больше внимания и заботы от близких.
Иногда те, кто рядом, раздражают нас: почему им хорошо, когда нам плохо? Раздражение — это подавленный гнев. Разрешив себе испытать его в полном объеме («Это несправедливо! Разве мне должно быть больно?»), мы дадим ему выйти наружу в крике или плаче — и так мы получаем возможность встретиться со своей агрессией. А она, в противоположность вине и страху, — мощный энергетический ресурс. Для нас это возможность соприкоснуться со своей жизненной силой и использовать ее, чтобы двигаться вперед.
«Всему приходит конец»
Почему мы страдаем. В природе все циклично: чередуются день и ночь, зима и лето. Жизнь — это вечное изменение, но кому из нас не хочется удержать счастливый миг! Неизбежность перемен ведет за собой мысль о неизбежности смерти — и она для нас невыносима. Мы знаем: дети вырастают, друзья отдаляются, тело стареет. И порой пытаемся бороться с законами бытия, сохраняя иллюзию неизменности: например, с помощью омолаживающих средств или развивая бурную деятельность, чтобы не оказаться наедине с собой.
К изменениям мы все относимся по-разному. Чем больше они нас расстраивали в детстве, тем больше мы будем их бояться, повзрослев. И наоборот, если с ранних лет мы воспринимали их как увлекательную часть жизни, нам будет проще не только принять неизбежность перемен, но порой и к ним стремиться.
Как это принять. Мы многому можем научиться у тела, если увидим в нем друга и советчика, а не предателя, выдающего слабости. Обратим внимание: вдох и выдох следуют друг за другом. Можно пытаться задержать дыхание, но чем дольше мы не дышим, тем труднее потом восстановить его ритм. Так же следуют друг за другом периоды сна и бодрствования. Если мы принимаем свои естественные потребности, мы устанавливаем связь со своим телом и через него — с нашей природой. Мы начинаем чувствовать себя частью целого, подчиняясь общим ритмам.
Подумаем и о том, что у нас есть опыт многочисленных переходов из одного состояния в другое. Мы были зачаты, перейдя к бытию от небытия, затем вышли из материнской утробы на свет, простились с детством ради открытий юности, двигались во времени, оставляя нечто позади и открывая впереди новое. Постараемся понять: без завершения не будет продолжения, без прощания — новой встречи.
«Жизнь не всегда справедлива»
Почему мы страдаем. Проявления несправедливости жестоко напоминают нам, что недостаточно всегда вести себя хорошо и правильно, чтобы жизнь была к нам справедлива. Три причины могут вызвать это острое чувство.
Во-первых, неприятие лишений: западная культура ставит во главу угла личное гедонистическое счастье, и, когда желания не исполняются, мы воспринимаем это как личную обиду.
Во-вторых, мы страдаем из-за того, что действительно несправедливо: мы чувствуем горькую беспомощность, не понимая смысла испытания. Почему внезапно ушел из жизни дорогой мне человек? Почему меня уволили, ведь я столько вложил в эту работу? Наконец, наша собственная (невольная) несправедливость в отношении других, близких или незнакомцев, может причинить нам боль. В этом случае страдают наши идеалы и нравственные ценности — а потому плохо и нам.
Главное — прежде всего определить те эмоции, которые пробудила в нас несправедливость
Как это принять. Прежде всего, заменив слово «принять» на «осознать». Затем спросив себя: действительно ли несправедливо то, что мы ощущаем как несправедливость? Не стремимся ли мы с помощью этого чувства избавиться от ответственности? Потерять близкого человека действительно очень больно и несправедливо. Никакой психолог не сократит время горя и гнева, зато он способен помочь, если душевная боль невыносима.
В случае иной несправедливости, в жизни или в отношениях, спросим себя: «Что я могу сделать справедливого, того, что считаю хорошим?» Это позволит не замкнуться в горечи или желании мести. Но главное — прежде всего определить те эмоции, что пробудила в нас несправедливость. Мы часто упускаем из виду тот урон, который она наносит самоуважению.
Парадоксальным образом тот, кто оказался жертвой, вместо того чтобы защищаться и отстаивать свое право, порой чувствует вину и стыд — оттого что был не на высоте и с ним плохо обошлись. Поэтому несправедливость всегда необходимо назвать словами, с ней нужно работать. А если хранить это страдание в себе, для нашей души оно со временем станет по-настоящему разрушительным.