Как создать что то новое уникальное особенное

8 способов развить креативное мышление

Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть фото Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть картинку Как создать что то новое уникальное особенное. Картинка про Как создать что то новое уникальное особенное. Фото Как создать что то новое уникальное особенное

Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму [1].

Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Оно требуется не только людям творческих профессий — креативность с успехом можно применять для решения самых разных повседневных задач [2].

Например, бухгалтеру способность мыслить нетривиально поможет сэкономить для компании массу средств, а менеджеру — продать больше товаров и услуг. С каждым годом этот навык становится все более востребованным.

Потенциал выстраивать оригинальные логические цепочки есть у каждого человека [3]. Его уровень определяется коэффициентом творческого интеллекта, который принято обозначать как CQ (Creativity Quotient). Считается, что он не связан с IQ, но так же вполне поддается развитию и тренировке. Начать активно генерировать свежие идеи и воплощать их в жизнь можно с помощью ряда простых упражнений.

1. Настройте себя на позитив

Чтобы развивать креативность, нужен особый психологический настрой. Если человек считает себя неудачником, он не сможет быть генератором новых идей. Страхи, сомнения и негативные подсознательные установки подавляют творческое начало. Попытайтесь определить, что мешает именно вам. Для одних это боязнь показаться глупым, для других — неуверенность в себе или страх перед критикой. Чаще всего источником таких мыслей служат наши убеждения, многие из которых формируются еще в детстве. Из-за них мы начинаем интерпретировать любые события в негативном ключе.

Старайтесь чаще вспоминать о своих успехах и концентрироваться только на хорошем. Позитивный настрой стимулирует мозговую активность, помогает достичь внутреннего спокойствия и гармонии. По этой причине очень важно работать над своим настроением и самооценкой. Возьмите лист бумаги и разделите его пополам. В левой колонке перечислите те страхи, которые препятствуют достижению ваших целей. На второй половине листа составьте подробный план действий по преодолению страхов. Если регулярно выполнять это упражнение, вы привыкните заменять негативные мысли позитивными.

Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть фото Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть картинку Как создать что то новое уникальное особенное. Картинка про Как создать что то новое уникальное особенное. Фото Как создать что то новое уникальное особенное

2. Тренируйтесь с помощью ассоциаций

Разбудить в себе творческое начало и стимулировать мыслительную активность хорошо помогают ассоциации. Еще Стив Джобс говорил о том, что креативность — это «просто создание связей между вещами». Объединяя между собой разные фрагменты из уже имеющегося опыта, человек синтезирует нечто новое. Выберите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше нестандартных способов его применения. Например, полиэтиленовый пакет можно использовать вместо бахил, плавательной шапочки, кондитерского мешка или пищевой пленки для обертывания.

Еще одно упражнение — случайные ассоциации. Откройте словарь или другую объемную книгу. Не глядя на страницу, укажите пальцем любое слово и выпишите его на бумагу. Повторите это действие еще раз. Теперь попробуйте связать получившиеся слова между собой — можно придумывать целые истории. Со временем мозг начинает быстрее создавать ассоциации и необычные идеи. Каждое из слов также полезно представлять в качестве аббревиатуры и расшифровывать. Интереснее всего выполнять это упражнение вдвоем — сравнивать полученные результаты будет очень весело.

3. Представьте себя на месте директора

Развить способность к генерации новых идей помогает ролевое перевоплощение. Сидя в общественном транспорте или на скучной встрече, представьте себя на месте другого человека. Это может быть архитектор, которому предстоит выполнить необычный заказ. Или руководитель крупного предприятия, находящегося в состоянии упадка. Подумайте, какие антикризисные меры позволят вам избежать банкротства и сохранить деловую репутацию. В идеале вымышленную проблему нужно решить нестандартным методом и придумать оригинальную развязку.

Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть фото Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть картинку Как создать что то новое уникальное особенное. Картинка про Как создать что то новое уникальное особенное. Фото Как создать что то новое уникальное особенное

4. Начните пользоваться второй рукой

У большинства людей правая рука — ведущая. Она более активна, чаще используется, выполняет движения быстрее и точнее. Правую руку контролирует левое полушарие мозга. Оно же отвечает за наше аналитическое мышление. А вот воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект — прерогатива правого полушария. Если иногда выполнять привычные бытовые действия левой рукой, можно улучшить его работу и развить творческие способности. Левшам такое упражнение тоже будет полезно. Использование правой руки разбудит мозг и активизирует его деятельность.

Свободное рисование — уже само по себе упражнение на креативность. Подготовьте белый лист, цветные карандаши и нарисуйте несложный пейзаж. Лучше всего, если он будет состоять из несуществующих деталей. После этого сделайте пятиминутный перерыв и повторите ту же самую картинку, но другой рукой. Или возьмите по карандашу в правую и левую руку и попробуйте изобразить бабочку, создавая зеркальный рисунок. Руки могут двигаться как одновременно, так и поочередно. Если справиться с этой задачей не получается, начните с более простого: обводите по пунктирным линиям уже готовые симметричные иллюстрации.

5. Записывайте идеи в блокнот

Не нужно ждать вдохновения — оно почти никогда не приходит само по себе, а возникает уже в процессе работы. Для развития креативности требуется постоянное самообучение и творческий рост. Читайте как можно больше литературы по вашей теме, общайтесь с талантливыми людьми и единомышленниками. В соцсетях можно подписаться на блогеров, которые так или иначе соприкасаются с вашей сферой. Постоянно ищите примеры для творческого подъема и учитесь у тех, кто уже достиг определенных успехов. Просматривая работы других людей, вы наверняка извлечете для себя много нового и интересного.

При этом важно внимательно следить за своими мыслями. Записывайте любые возникающие в голове идеи, даже если они кажутся абсурдными. Творческие порывы случаются неожиданно — за приемом пищи, на тренировке, в обувном магазине, во сне. Например, Архимед открыл свой знаменитый закон, принимая ванну. Для записи идей лучше всего завести специальный блокнот и всегда носить его с собой. Создавать заметки на ходу очень удобно с помощью диктофона. Только не забывайте потом переносить аудиозаписи на бумагу. В дальнейшем, рассуждая над этими пометками, вы можете придумать новый проект.

Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть фото Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть картинку Как создать что то новое уникальное особенное. Картинка про Как создать что то новое уникальное особенное. Фото Как создать что то новое уникальное особенное

6. Найдите новое применение старым вещам

В повседневной жизни люди следуют давно заведенным шаблонным схемам. Попытайтесь креативно подходить не только к рабочим вопросам и хобби, но и к любой деятельности. Привносите в каждое свое занятие немного творчества: даже небольшие изменения могут натолкнуть на новую идею. Начните переделывать старые вещи или превращать самые обыденные предметы в необычные. Например, можно по-новому использовать кофейную гущу, мед или кокосовое масло. Тренировать креативность можно в компании с друзьями — поставьте новый фильм, выключите звук и начните дублировать героев. А прочитав половину книги, сначала попробуйте самостоятельно придумать ее финал.

7. Запишитесь на онлайн-курсы

Новые впечатления помогают не только нестандартно мыслить, но и улучшают работу головного мозга. Благодаря регулярно поступающей информации образуются новые нервные клетки и связи между ними. Именно поэтому важно слушать новую музыку, открывать для себя новые фильмы, пробовать новую еду в разных кафе и ресторанах, путешествовать. Даже простой поход в магазин или на ярмарку народного творчества может подарить интересную идею. Попробуйте отказаться от карт и привычных маршрутов. Всегда брали отпуск летом? В следующий раз возьмите зимой.

Все это подключает к решению задач ранее незадействованные системы мозга и позволяет взглянуть на любую задачу по-новому. Кроме того, очень полезно расширять свои знания в других предметных областях. Популярный и удобный формат обучения — онлайн-курсы. Старайтесь выбирать интересные, но малознакомые вам темы. Готовый успешный шаблон из другой сферы может неожиданным образом пригодиться в вашей деятельности. При этом, даже если вы не получите конкретных знаний, смена привычных действий повысит вашу производительность и поможет открыть что-то новое.

Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть фото Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть картинку Как создать что то новое уникальное особенное. Картинка про Как создать что то новое уникальное особенное. Фото Как создать что то новое уникальное особенное

8. Попробуйте поработать в кофейне

Для рождения новых идей важна смена обстановки. При длительной работе на одном месте человек становится невнимательным и начинает чаще совершать ошибки. Проще всего освободить рабочее место от ненужных вещей, завести новые канцелярские принадлежности, поменять лампу или стол. Попытайтесь понять, в каких условиях вам легче всего работать. Можно подглядеть, как организован творческий процесс у известных людей. Или попробуйте поработать в кофейне. Это отличное место для того, чтобы написать статью или закончить рабочий проект. Исследование, результаты которого были опубликованы в Journal of Consumer Research, показало, что уровень фонового шума в заведениях такого типа стимулирует творческую активность [4].

Источник

Как создавать новые идеи

Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть фото Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть картинку Как создать что то новое уникальное особенное. Картинка про Как создать что то новое уникальное особенное. Фото Как создать что то новое уникальное особенное

Каждый из нас мечтает создавать тонны идей во всех сферах своей жизни: отношениях, бизнесе, написании книги и создании новых продуктов. Несмотря на то, что создание идей может показаться мистическим или случайным процессом, существуют практические рекомендации и уроки, которые мы можем применять всегда, для того, чтобы повысить свои шансы получить хорошие идеи.

А также существует наша отличная онлайн-программа «ТРИЗ на практике», которая покажет, что вдохновение можно вызывать по заказу; вы оцените свой творческий потенциал и узнаете способы его развития, прокачаете свои творческие способности, чтобы мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи.

Что же влияет на количество и качество новых идей?

Ассоциации, ассоциации и еще раз ассоциации

Каждый человек хочет иметь десятки идей в день, но много ли людей задумывались о том, что же такое идея? Подумайте хотя бы пару секунд об этом, ответьте сами себе.

На самом деле, все намного проще, чем кажется. Идеи — это ассоциации, связи. Любая идея, неважно какого уровня, это связь между предыдущими идеями. И эти ассоциации возникают в нашем мозгу постоянно, независимо от того, хотим мы чтобы они возникали или нет. В связи с этим можно сделать очень простой вывод: невозможно создать идею из ничего. Идея создается путем связи нескольких уже существующих и любой мозг проводит свои уникальные ассоциации между этими понятиями.

Еще одной важной характеристикой ассоциаций является то, что появление идеи невозможно предсказать. Очень часто идея появляется, когда человеческий мозг создает ассоциацию между двумя несвязанными между собой концепциями и в неожиданной манере. Так работает юмор, так работает создание идеи любого уровня.

Креативность и продуктивность

Из-за непредсказуемости появления невозможно и целенаправленно искать определенную идею, ведь по сути вы не знаете, чего ищете. Однако вы можете повысить свои шансы появления новой идеи, если будете увеличивать количество связей и ассоциаций в своей голове. Приятная новость состоит в том, что любая гениальная идея — это набор крайне простых идей. Если вы восторгаетесь каким-то известным изобретателем, то наверняка можете взять любую его идею и хотя бы понять, как она могла прийти ему в голову. Вы обнаружите, что сложнейшая идея создается по кирпичикам из простых, даже примитивных, идей. Истинное волшебство состоит именно в том, чтобы взять пару простейших идей, провести между ними связь и найти идею более высокого порядка. Затем взять десяток таких идей и создать из нее нечто потрясающее.

Лауреат Нобелевской премии Линус Паулинг сформулировал очень простую мысль: «Лучший способ найти хорошую идею — иметь много идей». Поэтому быть плодовитым в этой сфере и есть способ создавать отличные идеи. В вопросах творчества количество в итоге выливается в качество. Вы не можете создать гениальную идею, если не создавали до этого простых.

Поэтому мы должны развенчать известный миф о том, что гениям приходят только лучшие идеи, да еще и сразу. Дело в том, что нам известны только лучшие изобретения и концепции. И они бы не были столь гениальны, если бы их создатели не генерировали тонны идей. Например:

Еще одним интересным моментом является то, что если изучить биографии известных гениев, можно увидеть, что их величайшие изобретения шли рядом с величайшими провалами. И иногда за провалом сразу же возникал величайший успех (как и наоборот). Поэтому все, о чем вы должны думать — создавать массу идей, любых, где угодно и когда угодно.

Вот шесть советов для создания образа мышления идейного изобилия:

Ожидание появления идей

В первую очередь избавьтесь от мысли, что вы не творческий человек. Выбросьте из головы предвзятое мнение, что идеи это удел избранных. Иногда уже этого достаточно.

Приветствуйте глупые идеи

Причина страха и творческого кризиса в том, что вы ожидаете сразу гениальных идей. Так не бывает. Всегда боритесь за количество, формируйте ассоциации. Многие люди даже не дают своим идеям развиваться, потому что боятся ярлыка «глупая идея». Глупая идея может стать основой для идеи более высокого уровня, что подтверждает интерес современного мира даже к Шнобелевской премии.

Будьте готовы к любому опыту

Ваш разум хватает любой опыт, которому вы подвергаетесь. Путешествуйте по разным местам, знакомьтесь с другими людьми, попадайте в разные ситуации и это станет вашим двигателем для новых ассоциаций. Читайте новые журналы и книги, которые раньше не читали. Связи формируются именно так, им нужно давать новую пищу.

Схватите свою идею немедленно

Это должно стать вашей привычкой. Используйте любые доступные для вас средства и инструменты: веб-сервисы, дневники, приложения, диктофон. Как только появилась какая-либо идея, сразу же запишите ее. Существует мнение, что так вы говорите своему мозгу, что цените его усилия.

Будьте благодарны за идеи

Если вы получили новую идею, благодарите себя и свой мозг за это. Привычка поощрять свой мозг за создание новой ассоциативной связи очень помогает относиться к ним как к новому опыту, а не обыденному процессу в вашей жизни.

Осознайте, что идеи приходят всплесками

Абсолютно нормально, если вы на протяжении недели генерируете совершенно никудышные идеи. Крайне важно пережить этот момент философски и не посыпать голову пеплом. Спокойно дождитесь момента, когда вас «прорвет» и вы едва будете успевать их записывать. Очень важно знать, что идеи приходят пачками при попытке уснуть и во сне. В этом случае мозг начинает формировать ассоциации на подсознательном уровне, когда критическое мышление отключено.

А какие советы о генерации идей можете дать вы? Оставляйте свои версии в комментариях.

Источник

Лайфхаки для развития креативности

Что такое креативность, зачем она нужна и как её развивать

Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть фото Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть картинку Как создать что то новое уникальное особенное. Картинка про Как создать что то новое уникальное особенное. Фото Как создать что то новое уникальное особенное

Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть фото Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть картинку Как создать что то новое уникальное особенное. Картинка про Как создать что то новое уникальное особенное. Фото Как создать что то новое уникальное особенное

В наше время важны не только образованность и интеллект, но и умение генерировать новые идеи и находить нестандартные пути решения проблем. Этот навык помогает достичь высоких результатов в учёбе и положительно влияет на построение карьеры.

Что такое креативность

Креативность, или творческие способности — это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.

Американский психолог и исследователь креативности Эллис Пол Торренс выделил составляющие творческого мышления, по уровню развития которых можно судить о степени креативности конкретного человека.

Критерии креативности по Торренсу

Беглость — способность с большой скоростью выдавать большое количество разнообразных идей. При высоких показателях беглости человек способен за минуту придумать двадцать способов использования какого-либо предмета, например, обычного карандаша.

Гибкость — способность оценивать проблему со всех сторон и применять различные стратегии при её решении. Гибкость помогает быстро улавливать связи между разными явлениями, устанавливать закономерности, находить общее в самых разных вещах и событиях.

Оригинальность — способность генерировать нестандартные или неожиданные идеи, отступать от общепринятого шаблона. Оригинальность помогает с успехом выходить из нештатных ситуаций.

Разработанность — способность не просто генерировать идеи, но и углублять, детализировать их. Высокий уровень детализации отличает изобретателей и конструкторов.

Сопротивление замыканию — умение постоянно воспринимать новую информацию, не ограничиваясь какой-то одной её стороной или аспектом, даже если он кажется наиболее подходящим. Сопротивление замыканию способствует расширению кругозора и накоплению полезных данных для придумывания оригинальных решений.

Высокий уровень креативности делает человека более успешным, позволяет достичь высоких результатов в любой сфере деятельности. Творческое мышление находится на третьем месте в десятке важнейших гибких навыков 2020 года, составленном на экономическом форуме в Давосе.

Как развивать креативность

Полюбите процесс решения проблемы

Творческий человек находит удовольствие не только в достижении результата, но в процессе продвижения к цели — ему нравится думать, перебирать варианты, искать и находить разные варианты выхода из ситуации. Сталкиваясь с новыми задачами или неожиданными трудностями, научитесь воспринимать их как не как проблемы, а как вызов вашим творческим способностям.

Ищите оригинальные идеи

Не останавливайтесь на самом очевидном способе действий, придумывайте хотя бы несколько вариантов достижения цели, решения проблемы. Не ставьте себе искусственных ограничений.

Расширяйте кругозор

Чем больше вы знаете, тем больше пищи получает ваше воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Читайте книги, смотрите научно-популярные и документальные фильмы, набирайтесь опыта полезной деятельности и активно познавайте мир вокруг.

Творчески подходите к повседневным делам

Старайтесь быть изобретательным в любой сфере вашей жизни, а не только во время учёбы: придумывайте новые интересные способы проведения досуга, занимайтесь необычными хобби, предлагайте нестандартные варианты решения бытовых вопросов. Даже банальный поход в продуктовый может стать тренировкой творческих способностей — придумывайте себе новые пути до магазина, рисуйте карты или преодолевайте воображаемые препятствия.

Учитесь видеть необычное в обычном

Даже в самых привычных местах подмечайте всё, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Учитесь видеть знакомые предметы с нового ракурса, находить неожиданные способы их применения. Например, если взглянуть на ветки деревьев ранней весной, можно заметить, что они похожи на узловатые пальцы каких-то сказочных существ..

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

Методика 2. Шесть шляп

Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.

Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.

Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.

Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.

Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.

Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.

Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.

Методика 4. Случайное слово

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

Что нужно запомнить

Упражнения для развития креативности помогают активизировать работу мозга и настроиться на эффективное решение проблем. Однако умение создавать новые идеи и делать неожиданные ходы — это ещё и привычка. Каждый день ставьте перед собой творческие задачи, ищите новые варианты решения интеллектуальных и бытовых вопросов — и креативность мышления станет для вас привычной и естественной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей

Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть фото Как создать что то новое уникальное особенное. Смотреть картинку Как создать что то новое уникальное особенное. Картинка про Как создать что то новое уникальное особенное. Фото Как создать что то новое уникальное особенноеВо втором уроке мы с вами провели детальное исследование проблем наших потенциальных клиентов. Теперь настало время творческого процесса – поиска вариантов их решения. Нам предстоит понять, как находить нестандартные идеи, что такое «теория инвестирования» Стернберга и как использовать в процессе формирования идей бенчмаркинг.

Сегодня вы научитесь генерировать творческие идеи в рамках дизайн-мышления, которые помогут решать выявленные проблемы. И начнем мы как раз с теории Стернберга, т.к. она самым прямым образом связана с творчеством.

Содержание:

Что такое креативность. «Теория инвестирования» Стернберга

Совсем не зря слова «теория инвестирования» написаны в кавычках, ведь рассматриваемая теория посвящена креативности и творческому мышлению.

По мнению американского психолога Роберта Стернберга, творческим можно считать такого человека, который стремится «покупать» идеи по низкой цене, а «продавать» – по высокой.

«Покупка» в данном случае – это разработка непопулярных и непризнанных идей, которые будут пользоваться спросом. Творческий человек будет продолжать развивать определённые идеи и «продавать» их рынку, даже несмотря на непонимание со стороны окружающих.Как только он реализовал одну идею, он сразу возьмётся за другую.

Проблема в одном –как находить или придумывать новые идеи? Стернберг считает, что развитие творческого начала в человеке зависит от степени развития шесть главных факторов:

Причём самым главным фактором является именно интеллект, а точнее его составляющие:

Если у человека лучше всего развита способность к синтезу – он будет легко придумывать идеи, которые в будущем могут не принести результатов, если способность к анализу – критиковать, если способность убеждать – отлично продавать даже заведомо провальные идеи.

Чтобы узнать, какие факторы из перечисленных выше оказывают наибольшее влияние на развитие креативности, Стернберг провёл эксперимент. Он отобрал 48 человек в возрасте от 18 до 65 лет и попросил их создать 2 произведения, относящихся к жанру сочинения, рисунка, исследования или рекламы. Темы можно было выбрать из списка предоставленных.

Креативность произведений оценивалась по таким критериям как:

Интеллект оценивался тестом Кеттела, знания – биографическим опросником, стиль мышления – при помощи теста Майерс-Бриггс и опросника Стернберга-Вагнера, свойства личности – тестами PRF и ACL. В результате этого эксперимента Стернберг выяснил, что максимальное влияние на креативность оказывают интеллектуальные способности, а минимальное – особенности личности.

Немного позже Стернберг решил провести дополнительные исследования. Он разделил 199 студентов на 2 группы. В одной группе были студенты с высоким показателем креативности, в другой группе – с низким показателем креативности. Всем им читался один и тот же курс по психологии в двух вариациях. Первый вариант курса был направлен на развитие творческого потенциала, а второй – нет.

Оценивалось следующее: какого результата добились студенты, какой уровень креативности был у них до прохождения курса и какой курс им читался.

Результаты получились довольно предсказуемыми. Студенты с высоким показателем креативности, проходящие курс, направленный на её развитие, стали ещё чаще выдвигать новые идеи и использовать их в обучении. Студенты, которые проходили обычный курс, либо не изменились совсем, либо изменились в худшую сторону.

Таким образом, учёный сделал вывод: чтобы успешно развивать креативность, нужно создать вокруг себя творческую среду. И давайте обобщим выводы исследований Стернберга и составим список действий, которые можно выполнить для развития в себе творческого начала прямо сейчас:

1Комплексно работать над развитием интеллекта и получением знаний.
2Найти творческое окружение. Начать посещать мероприятия, где собираются творческие люди. Поискать их в Интернете.
3Создать творческую среду. Купить блокнот для приходящих в голову идей. Выбросить на свалку телевизор. Привить себе привычку знакомиться с новыми людьми. Больше путешествовать и выходить из зоны комфорта.

Но это еще не все, что нам нужно знать, ведь любая идея – даже самая интересная и креативная – может оказаться уязвимой, и к этому нужно быть готовым.

Совет Джони Айва и принцип Пола Ардена

Идеи уязвимы. Перед тем как выставлять на обсуждение «дитя своего мозга», нужно его тщательно подготовить – предусмотреть возможные замечания и возражения. Именно так считает Джони Айв – легендарный создатель дизайна iMac, iPhone и iPod. В доказательство он приводит следующую историю.

Перед запуском в продажи iPod mini ему и другим дизайнерам компании показали прототип мультитач. У него появилась идея использовать новую разработку для создания первого смартфона от Apple. Однако если бы он сразу пошёл к Стиву Джобсу, тот бы высмеял и забраковал идею. Поэтому перед походом к директору корпорации Айв тщательно обдумал её и только потом представил на суд Джобсу. Так и появился первый iPhone.

Возьмите на заметку опыт Джони Айва и тщательно подготовьтесь прежде чем презентовать идеи другим людям. Но делиться идеями непременно придется, и тут вам в помощь принцип Пола Ардена.

Пол Арден – рекламист, бизнесмен и креативный директор нескольких компаний. Его рекламные статьи до сих пор считаются лучшими за всю историю маркетинга. В своей жизни Пол руководствовался следующим принципом: идеями нужно делиться всегда. Что толку, если вы оставите идею при себе? Вы всё равно не сможете реализовать её в одиночку. Истинная сила – в командной работе и синергии (когда один и один дают в сумме три или даже больше).

Делясь идеями с другими, вы получаете:

Поэтому делиться идеями можно и нужно. Однако не стоит забывать и о советах Джони Айва. Воспринимайте два этих элемента, словно это две стороны одной медали.

И теперь, когда мы рассмотрели основные положения и принципы развития креативности, перейдём к сути урока – методам генерации идей.

Методы генерации идей

Вообще, методы генерации идей можно разделить на два типа:

AИндивидуальные – когда вы придумываете идеи самостоятельно.
BКомандные – когда вы генерируете идеи в команде.

Начнём с индивидуальных.

Индивидуальные методы

На наш взгляд, самыми эффективными индивидуальными методами генерации идей являются латеральное мышление, метод шести шляп, ТРИЗ, МФО и метод морфологического ящика.

Латеральное мышление

Слово «латеральный» в переводе с латыни означает «боковой». Таким образом, получается, что латеральное мышление – это боковое мышление относительно стандартного.

Главная задача латерального мышления – с помощью специального алгоритма из старых и заезженных идей придумывать новые и оригинальные.

Одна из самых популярных методик латерального мышления, адаптированная для маркетинга известным маркетологом Филипом Котлером, состоит из трех этапов:

Чем больше раз вы повторите все 3 этапа латерального мышления, тем больше новых идей получите.

Метод шести шляп мышления

Метод шести шляп мышления – технология поиска идей, предложенная британским психологом Эдвардом де Боно.

Шесть шляп олицетворяют шесть режимов мышления:

Практический пример использования метода.

Некая строительная компания решила построить офисное здание, а чтобы увеличить шансы на финансовый успех, провела совещание по методу шести шляп.

Сначала участники примерили белую шляпу, проанализировали состояние рынка и выяснили, что всё большее количество компаний начинает интересоваться арендой помещений для офисов.

Потом они надели красную шляпу и оценили дизайн будущего здания как некрасивый.

Далее они примерили чёрную шляпу, высказали сомнения по поводу прогноза экономистов о росте индустрии и подсчитали убытки, которые понесёт компания при ошибочных действиях.

После этого участники надели жёлтую шляпу и подзарядились оптимизмом, т.к. прогноз экономистов был подтверждён реальными показателями, а дизайн можно было поменять.

Зелёная шляпа помогла собрать предложения и идеи по улучшению здания. Было принято решение отвести несколько этажей для VIP-компаний.

Во время всего совещания председатель в синей шляпе следил за тем, чтобы шляпы надевались по очереди и все могли высказать своё мнение.

Теорию решения изобретательских задач мы частично затрагивали и в первом, и во втором уроках. Поэтому, скорее всего, вы уже представляете, что нужно делать для генерации идей:

Метод морфологического ящика

Суть метода проще всего объяснить на примере.

Есть проблема, например, нужно приготовить печенье.

Проблема разделяется на элементы: приготовление печенья можно разделить на такие элементы как размер, тесто, начинка и текстура.

Приводится по несколько вариаций каждого элемента:

Составляются варианты решения основной проблемы. В случае с печеньем можно составить 81 вариант приготовления. К примеру: маленькое творожное печенье с клубничным вареньем внутри и узорами снаружи и т.д.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов состоит из шести этапов:

МФО активно применяется в маркетинге. Допустим, мы создаём рекламу. Наш фокальный объект – духи. Берём 3 случайных объекта – стол, кровать, забор. Определяем их свойства:

Пытаемся применить эти свойства к духам, но не все, т.к. некоторые дают абсурдные варианты: «двухметровые духи», «односпальные духи» и т.п.

Перебираем и получаем «древние духи». С помощью ассоциаций докручиваем идею. Размышляем, чем пользовались люди до изобретения духов: жидкостями, полученными в ходе дистилляции цветов и масел. Исходя из этого, в рекламе заявляем, что «при производстве духов мы используем рецепты, которые ещё применяла красивейшая царица древнего Египта – Клеопатра, на основе цветов и натуральных эфирных масел».

Командные методы

Среди командных методов генерации идей можно выделить мозговой штурм, метод Дельфи и синектику.

Мозговой штурм

Классика жанра. В мозговом штурме есть 3 обязательных этапа:

Можно разделить участников на 2 группы: первая будет придумывать идеи, а вторая – анализировать.

Метод Дельфи

Метод Дельфи включает в себя мозговой штурм, интервью и опросы. В процессе применения участники так же, как и в мозговом штурме, делятся на 2 группы – экспертов и аналитиков. Состоит метод из 3 этапов – предварительного, основного и аналитического.

На первом этапе производится подбор экспертов, каждый из которых будет представлять свою точку зрения на проблему. Не рекомендуется набирать группу больше 20 человек, т.к. мнений этого количества людей с лихвой хватает для получения адекватного результата.

На втором этапе:

На третьем этапе аналитики пересматривают все выводы, сделанные в ходе работы, и разрабатывают окончательный план действий.

Синектика

Метод синектики создал Уильям Гордон – известный исследователь творческого мышления и изобретатель. Метод синектики слегка напоминает метод Дельфи и мозговой штурм, однако отличается от них тем, что в нём активно используются аналогии и сравнения, а также приветствуется критика.

Аналогии в синектике делятся на четыре типа:

Вот как происходит работа по синектическому методу:

Бенчмаркинг и промышленный шпионаж

Как вы, помните, бенчмаркинг – это сравнение своего продукта с продуктом конкурентов. Грамотно проведённый бенчмаркинг помогает найти новые идеи, которые могут решить проблемы пользователей. Бенчмаркинг – это ни в коем случае не промышленный шпионаж, который уголовно наказуем, а вполне законный способ формирования идей. Ну а о том, как организовать сам процесс бенчмаркинга, мы говорили в прошлом уроке, поэтому не станем повторяться, а продолжим беседу советами на тему развития творческого мышления и креативности от признанного профессионала в этом деле.

10 советов для творчества от Остина Клеона

Напоследок хотим поделиться с вами полезными советами Остина Клеона – американского писателя, художника и автора бестселлера «Кради как художник». Эти советы помогут вам создавать новое и необычное, используя старое и привычное.

Кради как художник

Нет ничего оригинального. Человеческий мозг не может взять что-либо из ниоткуда. Любая новая идея – это переработка старой. Поэтому не бойтесь «воровать». Ищите классные идеи. Добавляйте в них что-то своё и меняйте мир.

Сразу приступай к делу

Чтобы стать писателем, художником или дизайнером, не нужно тратить тысячи часов, копаясь в себе. Нужно просто начать копировать поведение и работы известных деятелей из своей области. Скоро вы сможете придумывать идеи сами. Все великие люди начинали с копирования: «Биттлз» выпускала каверы, Леонардо да Винчи перерисовывал чужие картины, Стивен Кинг копировал стиль любимых писателей-фантастов.

Напиши книгу, которую хочется прочесть самому

Если вы пишете музыку, то пишите такую музыку, которую будет охота слушать самому. Если пишете книгу, то пишите так, чтобы потом хотелось прочитать её самому. Если работаете в строительной компании и строите для кого-то дом, стройте так, чтобы самому хотелось в нём жить.

Пользуйся руками

Максимально вовлеките в работу своё тело. Если вы писатель, выключите компьютер, достаньте бумагу и чернила и начните писать. Прочувствуйте процесс творчества физически.

Используй хобби

Хобби – это дело, которым мы занимаемся только для себя. Занимаясь им, мы не боимся критики и можем заходить так далеко, как унесёт нас фантазия.

Делай что-то хорошее и размещай там, где это увидят

Создайте проект и разместите там, где его смогут увидеть люди. Например, поставьтн цель – написать книгу, и публикуйте её отрывки в соцсетях.

Плюнь на географию

В современном мире ничто не удерживает нас на одном месте. Мы можем отправиться за вдохновением хоть на другой конец Земли. Работайте там, где вам хочется…или хотя бы стремитесь к этому.

Будь хорошим человеком

Следуйте золотому правилу морали – относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам. Тогда и люди будут ценить и уважать вас.

Будь скучным

Доводите дело до конца. Не отвлекайтесь на другие проекты, пока не сделали текущий. Будьте скучными: начните планировать день, действовать по графику и быть обязательным.

Откажись от ненужного

В наш век информационных технологий очень легко поддаться соблазнам и потратить свою жизнь зря. Научитесь определять приоритеты и занимайтесь тем, что вам по-настоящему нужно.

Сформируйте для себя новую полезную привычку – следовать вышеназванным правилам. Совместите это с применением того, что вы узнали из сегодняшнего урока. Уже совсем скоро вы заметите, что стали более творческим человеком, а генерация новых идей перестала быть такой сложной задачей. А что же дальше? А дальше – когда новые идеи уже есть – самое время их оценивать, и для этого нужно овладеть навыком прототипирования. И как раз о нем пойдет речь в следующем уроке.

Резюме

По мнению Роберта Стернберга, творчество – это умение «покупать» дёшево непопулярные идеи, перерабатывать их и «продавать» дорого.

Чтобы развить в себе творческий потенциал, нужно развивать интеллект, постоянно заниматься самообразованием и строить вокруг себя творческое окружение.

Джони Айв рекомендует вынашивать свои идеи перед тем, как делиться ими с окружающими, чтобы не попасть впросак и не потерять мотивацию. Пол Арден советует не скрывать свои идеи, потому что в одиночку реализовать их будет трудно.

Существует восемь основных методов генерации идей:

1Метод шести шляп.
2Синектика.
3Мозговой штурм.
4ТРИЗ.
5Метод фокальных объектов.
6Метод морфологического ящика.
7Латеральное мышление.
8Метод Дельфи.

В процессе генерации идей хорошо помогает бенчмаркинг – сравнение своего продукта с продуктами конкурентов.

Чтобы стать творческим человеком, используйте советы Остина Клеона – автора книги «Кради как художник»:

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В следующем уроке мы подробно рассмотрим процесс прототипирования, который поможет оценить придуманные решения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *