Как создать что то уникальное
Как создать что то уникальное
Последнее, что хочется видеть на брейншторминге — человека, который вместо того, чтобы генерировать новые идеи, только и говорит о том, почему не будут работать идеи остальных. Это не только убивает креативность, но и смещает настрой всей группы с созидательного, творческого на критический.
Цель мозгового штурма — не идеальная идея, а много разных идей, коллаборация и открытость к неожиданным решениям.
Никогда не знаешь, откуда придет хорошая мысль. Ключ к придумыванию классных идей — создать атмосферу, в которой каждый почувствует возможным сказать то, что приходит в голову, и позволит другим строить новые идеи поверх своих.
Вредна не только критика, но и открытая похвала — либо стоит одинаково хвалить каждого, чтобы никто не чувствовал, что его выдумка хуже или лучше. Оценить и отсортировать идеи можно будет после креативной сессии.
В групповом брейншторминге поможет модератор. Это нейтральный человек, который управляет процессом. Его задача — следить за тем, чтобы никто друг друга не перебивал, чтобы брейншторминг был быстрым.
Почему нужно придумывать идеи быстро? Мозг начинает следить за скоростью, и у него не остается времени на контроль всего остального. Скорость помогает сфокусироваться на одной конкретной цели — придумывать идеи. Любые идеи, главное быстро.
Кроме модератора еще может быть секретарь — человек, который будет записывать идеи — лучше всего формулировать их в 2−3 емких фразы. Если модератора нет, это может быть кто-то из команды.
В живых брейнштормах лучше всего записывать идеи на стикеры и клеить на стену, чтобы все участники могли видеть все идеи. Ничто так быстро не помогает идее визуализироваться, как рисунок. Даже если вы не Рембрандт.
Другой вариант — строить идеи из любого конструктора — навык рисования не требуется, собирать из кубиков может каждый, а идеи получат визуальное воплощение. Если вы выбрали тактику собирать идеи из конструктора, то фактор скорости уже не ключевой — быстро не всегда получится. Но мелкая моторика, активная работа зрения, тактильные ощущения и другие факторы занимают мозг и позволяют расслабиться, чтобы придумывать новое.
Добудьте как можно больше новых идей, насколько это возможно. Результат хорошей сессии — где-то 100 идей за час. Скорость очень важна, она не дает мозгу выйти из игрового поля и закрыться от новых идей.
Действуйте быстро, достраивайте и развивайте идеи, которые вас зацепили.
Что делать с идеями дальше? Отобрать наиболее перспективные, провести исследование, проработать тему. Идея — это гипотеза, которую нужно проверить.
Задача брейншторминга — не только сгенерировать много крутых идей. Бывает так, что кто-то озвучивает идею, и ты понимаешь, что он попал в точку, тебе не нужно делать усилие и соглашаться. В конце сессии, когда есть уже много идей, можно отсеить те, что цепляют сильнее всего, создают ощущение «вау». В итоге из 100 останется 10 идей.
На основе отобранной идеи можно начать проводить исследование, потом собирать прототип, проводить А/Б тестирование и смотреть на реакцию людей.
8 методов творческого мышления, которые помогут придумать гениальную идею
Великие идеи не возникают просто так: знания и опыт копятся годами. И конечно, нужны идеальные обстоятельства, чтобы вы могли вскрикнуть «Эврика!». Но как ускорить этот процесс и не ждать старости, чтобы изобрести вечный двигатель? Делимся несколькими проверенными техниками.
Что такое творческое мышление
Творческое мышление — процесс придумывания чего-то нового. Это умение подойти к проблеме с другой стороны, найти прорывное решение. Такое мышление можно и нужно развивать: роботы мыслить творчески пока не научились. А значит сотрудники с таким умением — нарасхват.
Креативные идеи не прийдут в голову просто так. Если вам нужно придумать что-то новаторское, нужно создать обстоятельства, в которых это произойдет, или дать своему мозгу подходящий материал для работы. Английский психолог Грэм Уоллес в книге «Искусство мыслить» выделил четыре стадии, из которых состоит творческое мышление.
Книги, которые помогут развить творческое мышление:
Методы творческого мышления
Мозговой штурм
В основе этого метода лежит генерирование идей по принципу беспристрастной оценки. Каждый член группы может делиться своими идеями, и на этапе мозгового штурма никто не осуждает чужую идею. Записывайте все, что приходит вам в голову, и уже после штурма начинайте разбираться, что подходит, а что нет. А в конце встречи проголосуйте за лучшие варианты.
Одна из разновидностей метода — обратный мозговой штурм. Здесь вы просите участников генерировать только негативные ситуации или идеи. Это поможет увидеть тонкие места в работе, понять, как вы можете справиться с определенными проблемами и заранее предугадать ошибки проекта.
Карта концептов
Картой концептов обычно пользуются инженеры и дизайнеры, чтобы структурировать знания. Это способ визуализации связей между отдельными концептами и идеями. Она помогает систематизировать мысли и открыть новые пути решения проблемы. Вы можете пользоваться ей на мозговом штурме или просто объединять разрозненные идеи.
Мыслительная карта (mind map)
Mind mapping изначально был разработан британским психологом Тони Бьюзеном. Он особенно эффективен в структурировании информации. Чтобы составить такую карту, поместите в центр основную идею и работайте во всех направлениях, создавая растущую и организованную структуру, используя ключевые слова, фразы, изображения или видео.
Мыслительная карта похожа на карту концептов, но она идёт от обратного. Вы не объединяете уже существующие идеи в единое целое, а исходите из основной мысли, которая разрастается на идеи.
Шесть шляп мышления
Этот метод позволяет взглянуть на возможные решения с разных точек зрения. Каждая шляпа представляет собой разный угол мышления, и во время занятия участники должны будут надевать их по очереди.
Доска настроения (mood board)
Это коллаж, который помогает визуализировать проект. Он может состоять из изображений, текста, видео и образцов в определенной последовательности. Особенно часто доски используются дизайнерами и иллюстраторами. Мудборд может предотвратить разочарования из-за отсутствия четкого творческого направления и вдвое сократить общее время на проект. Ещё с их помощью можно вовлечь клиента на раннем этапе: согласовать с ним видение и показать, что работа ведётся.
SWOT-анализ
Матрицу SWOT можно представить в виде таблицы. Любой проект, идеи и продукт зависит от внешних и внутренних факторов: от того, как он устроен, и от того, как его воспримут на рынке.
Анализ помогает определить сильные и слабые стороны проекта, дополнительные возможности и вероятные риски. В бизнесе SWOT-анализ применяется в анализе конкурентов и ситуации, стратегическом планировании, для выявления возможностей и смягчения угроз.
Где деньги, бизнес? Как запустить проект, который точно принесет прибыль
3 шага и 3 шаблона Алекса Остервальдера
Техника SCAMPER
Этот метод, созданный Робертом Эберле в 1997 году, позволяет пробежаться по основным вопросам, недаром его название переводится с английского как «быстрый бег». В аббревиатуре SCAMPER каждая буква обозначает один из вариантов работы над проблемой. Чем лучше проработка, тем больше открывается возможностей для совершенствования и развития.
Ваша идея не обязана быть уникальной: когда Стив Джобс анонсировал первый IPod, в мире уже существовали портативные плееры. Но только их названий сейчас никто не вспомнит. Apple удалось обогнать конкурентов, потому что её бизнес-модель и ценностное предложение были лучше. В дополнение к модному девайсу, она предоставляла огромную и открытую музыкальную библиотеку (Combine).
Другое «Я»
Одна из творческих техник, при использовании которой вы должны представить себя кем-то другим. Так вы придумываете идеи, которые никогда бы не пришли вам в голову. Представьте, что вы врач, юрист, ребенок или даже Бэтмен. Войдите в образ и повоображайте, как думает ваш герой. Получилось? Тогда начните записывать идеи.
Книги, которые помогут прокачать креативность:
2021, ООО «Альпина Диджитал»
Все права защищены
Как генерировать крутые идеи
Привет, друзья, на связи Дмитрий Скворцов. Как говорится, прочитал — поделись с коллегой. Поэтому я решил рассказать вам о своем конспекте замечательной книги «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
Не знаете откуда брать идеи? Как найти правильное решение для воплощения ваших проектов? Как решить проблемы стоящие на пути к вашим целям?
1) Ежедневно тренируйте свой ум. Установите квоту: в день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, например по пять идей в день в течение одной недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Чем больше идей выдвигаете, тем больше шансов на победу.
2) Попробуйте запрограммировать изменения в своей повседневной жизни. Составьте список того, что выполняется вами по раз и навсегда заведенному порядку. По большей части в него войдут незначительные привычные действия, делающие жизнь удобной и приятной. Затем возьмите список привычек, изучите и постарайтесь сознательно изменить их одну за другой в течение дня, недели, месяца…Например, ходите другим маршрутом на работу, делайте дела левой рукой и т.д.
3) Подумал – запиши! Идеи очень быстро вылетают из головы, особенно перед сном, когда думаешь, что утром обязательно вспомнишь. Люди, способные выдвигать первоклассные идеи, умеют разбивать решаемую задачу на простые составляющие, а затем вновь объединять их в разные сложные структуры.
4) Информационная диета вредна для мозга. Креативные люди впитывают новую информацию как губка — и в дальнейшем используют ее для генерации идей. Читайте как можно больше книг и журналов, например, биографии известных людей и профессиональную литературу на новые для вас темы. Возможно, вы найдете источник вдохновения или неожиданный способ решения проблемы в пособии для космонавтов или руководстве по выращиванию кактусов!
В книге представлены разные техники для развития мышления. Если у вас есть идея для создания нового продукта или усовершенствования старого, обязательно прогоните ее через задания в книге
1) Подвергайте все сомнению. То, что еще вчера считалось истинным, завтра может оказаться ложным. Если вам кажется, что общепринятое утверждение ошибочно, попробуйте доказать это.
2) Айсберг в пустыне: инверсия установок. Попробуйте полностью изменить схему мышления. Гостиница без кроватей? Школа без уроков? Автомобиль без колес? Эти, на первый взгляд, странные идеи можно превратить в успешные реалистичные проекты.
3) Инкубатор: отложите поиск решения. Если задача кажется вам слишком сложной, отложите поиск ее решения. Но не сразу, а после проведения подготовительной работы. Четко сформулируйте проблему, соберите информацию, дайте своему подсознанию установку на поиск решения — и переключитесь на другие дела. Через несколько часов, дней или месяцев вас может озарить гениальная идея или вы увидите подсказку, которая поможет решить вашу проблему.
4) До последнего винтика: разделите проблему на части. Новая задача или проект всегда пугают. Этот страх легко преодолеть: нужно лишь представить проблему в виде составляющих. Какие-то из них вам уже точно знакомы!
5) Танк и черепаха: поиск аналогий. Поиск похожих черт между несвязанными на первый взгляд предметами — это один из самых продуктивных способов генерации уникальных идей. Этот метод потребует от вас наблюдательности и сосредоточенности при поиске сходства между предметами и явлениями. Возможно, вы найдете решение проблемы или придумаете новый продукт, изучая строение баобаба?
6) Слияние: представьте себя на чужом месте. Предположим, ваша компания выпускает сумки. Почувствуйте себя сумкой: для того чтобы полностью «слиться» с объектом, представьте его чувства и мысли. Это упражнение может показаться бессмысленным, однако оно помогает взглянуть на продукт или услугу с новой точки зрения.
7) Нарисуйте это: графическое выражение идеи.
Вам не нужно уметь рисовать для того, чтобы использовать этот метод:
Если у вас есть дети, используйте детское творчество для вдохновения. Придумайте тему для рисунка или просто внимательно наблюдайте за тем, что изображает ваш ребенок.
8) SCAMPER: Экспресс-метод генерирования новых идей.
Scamper (англ.) — пробежка, быстрый бег.
Вы можете придумать гениальную идею и в одиночку, но работа креативной команды сэкономит время и позволит взглянуть на проблему с неожиданного ракурса.
Гуси летят клином, потому что взмах крыла соседней птицы облегчает работу — стая пролетает то же самое расстояние как минимум в два раза быстрее, чем пролетел бы каждый гусь в одиночку при тех же усилиях.
1) Снимаем барьеры. Эти упражнения помогут максимально раскрыть креативный потенциал команды перед началом работы над задачей.
Подумайте, какие из свойств несуществующего объекта вы могли бы применить в своей работе. Возможно ли сделать клумбу в форме слона? Или выпустить серию детских тарелок в виде гусеницы?
2) Команда волшебников. Попросите участников представить, что у них в руках волшебная палочка, которая может исполнить любые 5 желаний, конечно, только в рамках заданной темы. Попросите написать каждое желание на отдельном стикере или карточке. Затем систематизируйте карточки и разложите или развесьте их. Предложите команде подумать, реально ли реализовать хотя бы одно из желаний?
Инженеры искали способ улучшить характеристики автомобильного ветрового стекла и предположили, что существует самоочищающееся стекло. Затем они составили список самоочищающихся объектов, среди которых был объектив фотокамеры. Оказалось, что стекло объектива покрыто диоксидом титана. Под воздействием солнечных лучей в результате химической реакции такое стекло очищается от органических соединений. Этот же способ очистки идеально подошел и для ветрового стекла.
3) Левши и правши. Разделите вашу команду на левшей (правополушарные люди) и правшей (левополушарные люди). Имейте в виду, что правополушарных людей гораздо больше, чем кажется — используйте для отбора простые тесты на ведущую руку (замок из ладоней или скрещенные на груди руки), ведущий глаз (сложенный лист бумаги в виде подзорной трубы) и ведущее ухо. Затем попросите левополушарную команду придумать максимально рациональную и практичную идею, а правополушарную — самую странную и нерациональную идею. Так вы максимально используете креативные способности участников команды. Затем снова объедините команду и попросите их соединить две идеи в одну.
4) Доска для вдохновения. Разместите в офисе доску и попросите членов команды прикреплять туда все, что может стимулировать вдохновение во время поиска новых идей. Это могут быть фотографии, вырезки из журналов или рисунки. Например, если вам важно поставить себя на место потенциальных потребителей, попросите коллег подобрать иллюстрации, отвечающие на вопросы: «Где живут эти люди?», «Как они проводят свободное время?», «О чем они мечтают?»
В отделе дизайна компании Mercedes-Benz висела большая доска, на которую сотрудники прикрепляли картинки с интересными формами. Однажды на доске появилась экзотическая яркая рыба кубической формы. Выяснилось, что рыба не только эффектно выглядит, но и обладает выдающимися аэродинамическими показателями. Вдохновившись формой этой рыбы, дизайнеры создали новую модель DCX с удивительно низким расходом бензина (не более 3,4 литров на 100 км).
5) Банда киллеров. Нам приятно общаться с людьми, поддерживающими все наши идеи. Но иногда важно услышать и тех, кто сразу увидит потенциальные проблемы и покажет вам нежизнеспособность новой идеи. Конечно, вы вправе не согласиться с мнением «киллеров», но иногда будет разумнее прислушаться к их мнению.
Попробуйте создать свой «Трибунал» в компании. Для оценки идеи предложите участникам список вопросов, например:
Даже если идею единогласно признали жизнеспособной, опросите своих потенциальных клиентов, прежде чем выпускать продукт или услугу на рынок. Результаты могут вас удивить.
Как создать что то уникальное
«Освободите» мысли
При решении проблем мы опираемся на прошлый опыт, то, что случалось ранее или с чем мы когда-то имели дело. Неосознанно мы спрашиваем себя: чему я научился в жизни? После этого выбираем самый многообещающий подход и отвергаем остальные.
Такое мышление лишено гибкости, оно порождает стандартные и неоригинальные идеи. Решения, найденные с его помощью, в точности повторяют наш прошлый опыт или — по меньшей мере — внешне похожи на него.
При творческом подходе мы не бросаемся на проблему, вооружившись прошлым опытом, а задаемся вопросом: сколько есть точек зрения на нее, способов ее переосмысления и решения? Цель — придумать как можно больше ответов, в том числе нешаблонных.
Одна из форм творческого мышления — концептуальное смешение — позволяет проводить ассоциации между разными темами. Дети в этом — настоящие эксперты. Их мысли похожи на воду: такие же чистые, текучие и всеобъемлющие. Все перемешивается и сочетается, создается множество связей. Поэтому дети спонтанно творят.
В школе нас учат определять, проводить различия, разделять и распределять по категориям. В дальнейшей жизни эти категории остаются разделенными и не соприкасаются. «Жидкое» мышление ребенка как будто застывает в формочке для льда, где каждая ячейка — это категория. Поэтому многим так трудно задействовать воображение и творческие способности.
Для новых возможностей нужно «освободить» мысли. К счастью, наш мозг способен обучаться и меняться вплоть до самой смерти. Это значит, что мы можем увеличить свой творческий потенциал, если будем тренироваться.
Разогрев для мозга: создание ассоциаций
Выберите наугад четыре слова. Придумайте критерий, по которому одно станет лишним. Например: собака, облако, вода и дверь.
Критерий 1: собака, вода и дверь могут находиться в доме, а облако — нет.
Критерий 2: в словах «собака», «вода» и «облако» есть буква «о», а в слове «дверь» ее нет. И так далее…
— Случайным образом выберите шесть слов и разделите их на две группы по три слова. Для каждой группы должен быть свой принцип выбора.
— Составьте два списка (А и Б) по четыре слова в каждом. Придумайте критерий, по которому слово из списка А ассоциируется со словом из списка Б.
— Составьте список из пяти слов, выбранных наугад. Выберите одно из пяти слов и найдите принципы, по которым его можно связать с остальными четырьмя.
— Выберите два любых слова. С помощью этих двух слов создайте сцену убийства. Добавьте еще три слова, выбранных наугад. Каждое из них должно стать уликой. С помощью этих доказательств придумайте обстоятельства убийства и подозреваемого.
— Выберите случайным образом четыре слова. Используя именно эти слова (не производные и не ассоциации), придумайте газетный заголовок. Напишите аннотацию этой статьи.
Сформулируйте задачу
В чем суть вашей творческой задачи? Вы можете описать ее одной фразой из шести слов? «Сделать то, что никому не удавалось», «Клиенты, с радостью использующие мой товар», «Сдать в эту сессию все экзамены», «Оставаться довольным холостяком как можно дольше» и т. д.
Описывая сложную проблему одной фразой из шести слов, вы стимулируете свое воображение. Чем точнее формулировка, тем легче найдется решение. Представьте, что творческая задача — это рисунок на коробке, без которого сложно собрать пазл.
100 идей
Одно из препятствий на пути творчества: когда тебе приходит в голову хорошая идея, она может помешать придумать лучшую. Поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно ли воплотить их в жизнь, решат ли они проблему.
Дайте себе возможность думать без цензуры. Для этого поставьте цель по времени и количеству идей. Тем самым вы направляете творческую энергию в нужное русло. Инновационные компании чаще всего устанавливают норму 100 идей в час. Давайте попробуем и мы.
Придумайте и запишите 100 вариантов применения кирпича. Вы увидите, что первые 10–20 будут стандартными, привычными, известными: сложить стену, подняться повыше, построить гриль, поддерживать книжные полки и т. д. Следующие 30–50 идей будут уже оригинальнее. По мере приближения к сотне мозг начнет делать дополнительные усилия и произведет более творческие и нестандартные альтернативы.
Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, нужно обуздать внутреннего критика и начать записывать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие. Первая треть, скорее всего, будет включать в себя старые, одинаковые идеи, во второй трети появятся более интересные, а в последней — наверняка откроются заслуживающие внимания, неожиданные и непростые изобретения. Если бы мы не поставили себе целью произвести такое большое количество идей, эти последние тридцать не увидели бы свет
Избавиться от рутины
Зачастую рутина становится врагом творчества. Внесите изменения в распорядок дня. Составьте список того, что вы делаете по привычке, всегда одинаково. Обычно занятия из такого списка исполняются почти бездумно.
Попробуйте немного изменить то, как вы их делаете, в течение недели, дня или месяца. Например, отправьтесь на работу или учебу другим путем, измените часы сна и работы, начните читать другую газету, познакомьтесь с новыми людьми, вместо чая пейте сок, сходите в другой ресторан, вместо душа примите ванну с пеной, посмотрите другую программу по телевизору и т. д.
Техника: вопросы
Большинство научили не ставить под сомнение авторитеты, в особенности на работе, в школе или семье. Из-за этого мы редко задаем правильные вопросы. Чтобы добиться свежего взгляда и развить в себе любознательность, необходимо постоянно во всем сомневаться. Сделайте это частью повседневной жизни.
Почему? Этот вопрос помогает понять настоящее положение вещей, поставить под сомнение общепринятое мнение.
Что, если. Помогает исследовать новые возможности, представить, что будет с миром, если вы что-то измените или воплотите в жизнь новую идею.
Почему нет? Этот вопрос поможет понять ограничения и факторы, стоящие на пути позитивных перемен.
Если вам нужно добраться до сути проблемы, используйте метод пяти «почему»:
1. Почему люди предпочитают картошку фри конкурентов, а не нашу? Потому что она вкуснее.
2. Почему она вкуснее? Потому что их приправы лучше наших.
3. Почему их приправы лучше наших? Потому что их шеф-повар лучше.
4. Почему наш шеф-повар хуже? Потому что мы считали не важной смену шеф-повара, и вот уже двадцать лет у нас работает бездарный сотрудник.
5. Почему мы до сих пор не наняли нового шеф-повара? Потому что никто не осмеливался предложить это владельцу.
Ментальные карты
Ментальные карты — один из наиболее простых и действенных инструментов высвобождения творческого потенциала. Они были разработаны британским ученым Тони Бьюзеном, вдохновленным тетрадями Леонардо да Винчи.
Сегодня ментальные карты составляют неотъемлемую часть учебных курсов и методов решения проблем во многих компаниях и институтах. Вы можете использовать их для личных целей, например планирования отдыха.
Эта техника позволяет выработать множество идей в короткий срок и представить большое количество информации в ограниченном пространстве. Все ключевые понятия, связанные с определенной темой, будут организованы таким образом, чтобы побудить к поиску ассоциаций.
Именно поиск связей между идеями и делает нас более творческими.
1. Возьмите белый лист, чем больше, тем лучше, и пять-шесть маркеров или цветных карандашей. Положите лист перед собой горизонтально. В центре листа как можно ярче нарисуйте или представьте в виде какого-нибудь символа тему вашей карты. Не беспокойтесь о качестве рисунка. Используйте разные цвета.
2. Оформив центральный образ, начните записывать наиболее показательные идеи по линиям, исходящим из центра. Затем к ним добавляйте ключевые слова и понятия, как ветви дерева. Свободно создавайте ассоциации и постарайтесь как можно быстрее заполнить лист. Создавать идеи в форме ключевых слов просто.
3. Как только вы почувствуете, что набрали достаточно материала при помощи свободных ассоциаций, посмотрите на результат. Все ваши идеи изложены на листе бумаги. Вы заметите связи, которые помогут организовать и обобщить эти задумки. Если встретится повторяющееся слово, возможно, это что-то важное. Соединяйте разные части карты стрелками, кодами и цветами. Удаляйте ненужные участки карты.
Не забывайте использовать изображения, ведь они служат якорями для запоминания ключевых слов. Старайтесь писать по одному слову в строке. Это тренирует внимание и дисциплинирует. Ментальная карта может быть бесконечной. Она завершена, только когда информации достаточно для решения творческой задачи.
Чтение, тишина, игра
Общеизвестно, что в процессе творчества наибольшую активность проявляет правое полушарие. Все перечисленные техники помогают натренировать нейронные сети этой области. А вот еще несколько способов:
1. Чтение историй, рассказов и романов. Художественная литература развивает интеллектуальные способности, необходимые для того, чтобы думать по-другому, более творчески.
2. Тишина. Занимаясь деятельностью, при которой не нужно разговаривать, мы значительно подавляем активность левого полушария. Тем самым мы снижаем активность доминантных моделей мышления в нейронных сетях, как бы уменьшая громкость нашего сознания.
3. Любая деятельность или игра, тренирующая воображение. Головоломки, настольные игры, кроссворды, театральные, музыкальные или танцевальные импровизации и многие другие занятия не только тренируют нашу способность производить разные идеи, но и позволяют увидеть развлекательную сторону творческого процесса.